Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

В чем заключается информатизация общества. Информатизация общества

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения и в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход от пиктографического и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Были заложены основы преодоления информационного кризиса.

Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А. Извозчиков предлагает следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т. д.» . Здесь термин «телематика» означает обработку информации на расстоянии.

Проследим более детально существующие тенденции в развитии информационного общества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны его формулировки. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: «О фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи» . За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя стадия информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза – при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Следует обратить внимание на то, что сегодня все больше людей в обществе заняты работой с информацией. Информация позволяет человеку познавать мир, ощущать себя его частью, общаться с другими людьми, воспитывать детей, решать бытовые проблемы, заниматься различного рода деятельностью, творческим трудом. С помощью информации организуется совместный труд людей на предприятиях, образуются их профессиональные союзы и общества. Информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, системы государственного управления.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знаний. Движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Материальный продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 годам.

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства материальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина XX века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве было занято 3% работающих, в промышленности – 20%, в сфере обслуживания – 30%, и 47% людей было занято в информационной сфере .

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления.

Приведем пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 году было занято 330 тыс. человек, а к 2005 году осталось 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (научно-техническая информация, первоисточники и пр.);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательная информация);

· услуг образования и другие.

Однако есть и негативная сторона процесса информатизации, суть которой заключается в том, что поток информации, хлынувший на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время. Это так называемый информационный кризис.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году – уже каждые 5 лет; конца этому процессу ускорения пока не видно.

Информационный кризис проявляется в следующем:

· информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;

· возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

· выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой перевалило за 200 миллионов человек.

Необходимо отметить, что в настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет (за исключением, конечно, сетей специального назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, то есть вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо знакомый пример – офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных программ (например, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использованием мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Существование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные, например: о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т. д.

Рассмотрим понятие «информационная культура». Понятие информационной культуры личности в настоящее время окончательно не определено и трактуется по-разному. Наиболее часто оно употребляется для обозначения широты знаний специалиста.

Разнообразие взглядов, характеризующих отдельные стороны информационной культуры специалиста, таким образом, сводится по крайней мере к трем позициям. В качестве предмета при ее анализе все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист. Это-первое, что объединяет их при обсуждении данной проблемы. Второе связано с тем, что информационная культура обозначается как качественная характеристика личности. Третье – она отражает уровень информатизации общества.

Современный этап перехода человечества, от «индустриального общества» к «информационному» выдвигает ряд требований к деятельности субъекта, которые дают основание говорить о некоторых общих подходах к формированию информационной культуры участников образовательного процесса. Человеку информационного общества необходимы такие знания и навыки, которые, с одной стороны, энергично и эффективно можно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а, с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.

Анализ теоретических источников показывает, что некоторые грани информационной культуры человека в достаточной степени определены. Сформулированы требования к специалисту – выпускнику педагогического института; рассмотрены отдельные стороны информационной культуры; выявлены специфические черты современных процессов, происходящих в обществе. Информационная культура является составной частью педагогической культуры. Важнейшей составляющей информационной культуры в современных условиях, в свою очередь, является компьютерная культура участника образовательного процесса.

К общей компьютерной культуре целесообразно отнести навыки использования компьютерной техники и эрудицию в области созданных для этого профессиональных прикладных программ. К специальной компьютерной культуре – знания, обеспечивающие возможность специалисту работать на стыке своей профессии с информатикой и вычислительной техникой. Она развивается на понимании основных идей информатики и представлений о роли информационных и телекоммуникационных технологий в жизни общества и в профессиональной деятельности специалиста, а также общих навыков использования компьютерной техники, умения использовать компьютеризированные информационные и телекоммуникационные технологии.

Для 96% участников образовательного процесса компьютерная культура предполагает наличие знаний, обеспечивающих возможность преподавателю и студенту пользоваться при обучении основными понятиями информатики, вычислительной техники, а также владение навыками решения задач профессиональной деятельности с использованием компьютеров, эрудицию в области созданных для этого специальных прикладных программ .

Совершенствование компьютерной культуры – настоятельное веление времени, непременное требование к современному специалисту. Для решения этой проблемы во всех учебных заведениях, необходимо формировать новое мышление, опирающееся на осознание безусловной необходимости использования и применения в любом виде профессиональной деятельности педагога современной компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, овладение которыми возможно лишь на базе компьютерной грамотности.

Успешная реализация задач постепенного, но постоянного повышения уровня компьютерной грамотности всех участников процесса обучения в педагогическом институте обеспечивается следующими условиями:

· изучением студентами предметов информационного цикла, дающих обучаемым знания, умения и навыки, достаточные знания правильного понимания значения информации и эффективной работы с технологиями целенаправленной деятельности, функционирующими на основе производства различных операций с профессионально значимой информацией (информационными технологиями);

· созданием благоприятных условий заинтересованности преподавательского состава в повышении уровня своей компьютерной подготовки.

Данная цель связана не столько с формированием необходимого уровня компьютерной грамотности, сколько, наряду с ним, с изучением и усвоением обучаемыми особенностей и возможностей одного из основных видов проявления человеческого интеллекта – системного мышления. Изучение системного подхода воспитывает особую культуру мышления, и поэтому оно окажется продуктивным в освоении не только математики, информатики, но практически всех дисциплин, предметом изучения которых являются сложные объекты окружающего мира.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс предполагает овладение компьютерной культурой как со стороны объектов, так и со стороны субъектов процесса обучения.

Главным условием здесь является всесторонняя и целенаправленная подготовка к умелому и грамотному использованию информационных технологий преподавательским составом. Именно от их увлеченности современной компьютерной техникой зависит активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс вуза, а также успешное обучение основам устройства и применения компьютеров.

Вопросы для самопроверки

1. Что подразумевается под программным обеспечением компьютера?

2. На какие классы делятся программы?

3. Охарактеризуйте наиболее часто используемые программные продукты.

4. Назовите виды и методы защиты информации.

5. В чем состоит процесс информатизации?

6. Дайте определение информационной культуре. Что значит быть информационно культурным человеком?

7. Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации.

Совокупность мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу, и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" , информатизация – это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". Несмотря на то что данный закон утратил силу в 2006 г. в связи с принятием нового закона , регулирующего отношения в инфосфере, данное определение информатизации является актуальным. В этом же законе дано определение информационных ресурсов: информационные ресурсы – это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". При этом в широком смысле под информационными ресурсами можно понимать и собственно информацию, как зафиксированную на материальных носителях, так и отраженную в общественном и индивидуальном сознании, и поддерживающую ее инфраструктуру.

Процесс информатизации общества носит глобальный характер и направлен на формирование единого информационного пространства (инфосферы ). Этот процесс сопровождается лавинообразным накоплением информационных ресурсов. В его основе лежит использование новых информационных технологий, и в первую очередь телекоммуникаций. Информатизация возникла из-за кардинального изменения роли информации, напрямую и опосредованно влияет на развитие науки, производительных сил и социальной сферы общества.

Процесс информатизации общества характеризуется следующими основными чертами:

  • глобальностью и масштабностью;
  • преемственностью;
  • высокими темпами;
  • децентрализацией, объективной независимостью и открытостью;
  • комплексностью;
  • неравномерностью.

Глобальность процесса информатизации проявляется в территориальной всеохватываемости и вовлечении в tuо сферу практически всего населения развитых стран. Масштабность этого процесса характеризуется внедрением новых информационных технологий во все виды человеческой жизнедеятельности. Информатизация играет, безусловно, интеграционную, созидательную роль и потенциально способствует созданию единого информационного пространства в планетарном масштабе.

Несмотря на новое системообразующее качество, порождаемое глобальностью и масштабностью информатизации, ее развитие носит эволюционный характер и опирается на ранее достигнутый уровень, обусловленный прежними темпами компьютеризации, накопленными информационными ресурсами, кадровым потенциалом и т.п. Несмотря на большую инерционность, такая преемственность обеспечивает эффективное использование накопленного опыта.

Процесс информатизации, если оценивать общемировую тенденцию, обладает высокими темпами развития. Постоянно углубляющийся глобальный характер процесса информатизации делает его объективно независимым и открытым, что накладывает особую ответственность на органы государственного управления в целом и общественные структуры. Централизованное управление этим процессом принципиально невозможно в условиях демократического общества. Вместе с тем для оптимального использования огромных материальных ресурсов, необходимых для развития информатизации, требуется тщательно выверенная государственная политика. Децентрализация развития информатизации исключает сугубо директивные попытки ее регулирования, но стимулирует рыночные рычаги ее стимулирования. Открытость этого процесса должна позволять использовать для нужд информатизации существующую информационную инфраструктуру в развитых областях применения информационных технологий (государственное управление, оборона, банковская и финансовая сферы, а также различные федеральные, ведомственные и региональные информационные системы и т.п.). Проблемы информатизации образования в силу своей сложности носят многоплановый и неоднозначный характер. Оценки этих проблем должны учитывать их влияние на общественное и личностное сознание, что впрямую связано с национальной и информационной безопасностью. Развитие и повышение уровня информатизации становится важнейшим национальным приоритетом, который должен найти адекватное отражение в государственной политике РФ.

Нынешний этап информатизации общества связан с повсеместным внедрением персональных компьютеров, в том числе и мобильных, компактных средств тиражирования и хранения информации, широким распространением телекоммуникаций, мобильной связи и Интернета, развитием социальных сетей. У каждого человека появляется возможность перехода к принципиально новой технологии индивидуальной работы, доступ к целому спектру различных информационных ресурсов. Персональная вычислительная техника и телекоммуникации формируют технико-технологическую основу информационного общества, постепенный переход к которому наиболее развитые страны начали с 1990-х гг.

Очевидно, что уровень жизни, достигнутый на предыдущих этапах развития общества, должен позволить населению осуществлять приобретение соответствующих средств информационных и коммуникационных технологий. Поэтому именно уровень жизни населения обусловливает неравномерность перехода к информационному обществу различными странами. Массовое внедрение новых технологий требует определенного уровня информационной культуры всех членов общества.

Информационная культура личности – это совокупность личностных качеств, характеризующих ее способности и потребности использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации, распространения и использования в профессиональной деятельности и с целью самосовершенствования с учетом уровня развития информационных и коммуникационных технологий и выполнения требований информационной безопасности, обеспечивающих эффективное и безопасное использование информационных ресурсов в интересах общества и личности. В решении проблемы обеспечения необходимого уровня информационной культуры государство обязано занимать более активную позицию. Оно должно организовывать и стимулировать информационную подготовку конечных пользователей, создание дополнительной системы образования, оперативно помогать населению в освоении новых технологий.

Прогнозируемые последствия информатизации, как позитивные, так и негативные, обобщены швейцарским исследователем К. Хессингом (табл. 1.1).

Важной составляющей перехода к информационному обществу является обеспечение гарантий равноправного и регламентированного доступа к информации, находящейся в общественном доступе. И здесь законодательная роль государства должна быть определяющей.

В настоящее время в России принят ряд федеральных программ, направленных на развитие информатизации и построение информационного общества. Так, принята государственная программа РФ "Информационное общество (2011–2020 годы)" , ставшая развитием и продолжением федеральной целевой программы "Электронная Россия", действие которой истекло в 2010 г. Основными направле-

Таблица 1.1

Прогностика последствий информатизации

Положительные последствия

Отрицательные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида. Информационное общество. Социализация информации. Коммуникативное общество. Преодоление кризиса цивилизации

"Автоматизация" человека. Дегуманизация жизни. Технократическое мышление. Снижение культурного уровня. Лавина информации. Элитарное знание (поляризация). Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод. Децентрализация. Выравнивание иерархии власти. Расширенное участие в общественной жизни

Снижение свобод. Централизация. Государство-"надзиратель". Расширение государственной бюрократии. Усиление власти благодаря знаниям. Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности. Рационализация. Повышение компетентности. Рост богатства. Преодоление кризиса. Экономия ресурсов. Охрана окружающей среды. Децентрализация промышленности. Новая продукция. Улучшение качества. Диверсификация

Все возрастающая сложность жизни. Обострение промышленного кризиса. Концентрация. Подверженность кризисам. Стандартизация. Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся. Дегуманизация труда. Стрессы. Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий

Международные отношения

Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран третьего мира. Улучшение обороноспособности стран

Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга – Запада. Уязвимость. Усиление опасности новой войны

пнями программы являются развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества, информационное развитие регионов, развитие национальной информационной инфраструктуры. Одним из основных пунктов программы является создание в России электронного правительства на федеральном и региональном уровнях.

Заработал Единый портал государственных услуг Российской Федерации (Электронное правительство. Госуслуги: gosuslugi.ru) – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая:

  • доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;
  • предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ;
  • учет обращений граждан, связанных с функционированием Единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Важным документом является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 , которая является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации. В ней декларируется: "Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления па основе использования информационных и телекоммуникационных технологий".

В Приложении "Контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года" заданы следующие контрольные значения показателей:

  • место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе 20 ведущих стран мира;
  • место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы – не ниже 10-го;
  • уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%;
  • доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий – более 50%;
  • рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 г. – не менее чем в 2,5 раза;
  • сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития – до 2 раз;
  • уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий – 35 линий;
  • наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, – не менее чем в 75% домашних хозяйств;
  • доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, – 30%;
  • рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов – в 2 раза;
  • доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации – 100%;
  • доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%;
  • доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов – 100%;
  • доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, – не менее 20%;
  • доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек – не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов – 100%;
  • доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации – 100%.

Таким образом, дальнейшее развитие Российской Федерации неразрывно связано с формированием и развитием информационного общества.

Информатизация общества - глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.

Предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Человечество всегда стремилось облегчить себе жизнь. С целью усовершенствования труда, для более легкого выполнения задач люди изобретали все новые и новые приспособления и устройства, такие как колесо, рычаг, мельница...

Следует отчетливо понимать, что технологии постепенно проникают в такие области деятельности, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе деятельность педагогическую (образовательную).

Но настоящая революция произошла тогда, когда человечеству ученые представили шедевр человеческого гения - электронную вычислительную машину, или, более привычно, компьютер. Это был прорыв в технике. Компьютер из громадных, гудящих ящиков превратился в маленькую металлическую коробку с монитором и клавиатурой.

Благодаря этому возникли новые отрасли и направления в бизнесе и промышленности большинства стран. Поначалу сотни, а в дальнейшем, десятки тысяч фирм и компаний стали выпускать компьютерные комплектующие и программное обеспечение, которых потребитель требовал все больше и больше.

Мир опутала паутина всемирной Сети, информация, накопленная за тысячелетия существования человечества, стала доступна любому человеку, который только пожелает ей обладать.

И тут появляется новое понятие, с которым тесно связана работа в интернете - информационная культура - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач, включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. С этим понятием знакомят еще в школе.

Итак, человек обладает информационной культурой, если:

Умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;

Умеет использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;

Умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;

Имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

Умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;

Умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;

Умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;

Соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

Но, вернёмся к появлению компьютера. Данное событие вывело электронную вычислительную технику на качественно новый уровень - она стала доступной большинству рядовых пользователей. Возникли новые отрасли и направления в бизнесе и промышленности большинства стран.

Появились хакеры - люди, виртуозно владеющие компьютерными технологиями, настолько хорошо, насколько опытный скрипач знает свой инструмент. Хакеры внесли новое понятие в наше общество - киберпреступления.

Киберпреступность заставила человечество взглянуть на компьютеры под несколько другим углом зрения. Ведь появилась новая угроза его безопасности. Теперь стало тяжело держать в тайне свои телефонные переговоры, даже собственное местонахождение стало легко вычислить благодаря Сети. Некоторые люди стали побаиваться компьютеров.

Но этот минус, породил и плюс. Ведь те же самые технологии можно всегда обратить во благо. Благодаря киберконтролю и средствам слежения были пойманы тысячи преступников. Так хакеры пришли на помощь людям.

Сетевые технологии сблизили мир, соединили между собой самые отдаленные его концы. Сегодня любой ребенок может, сев за компьютер, общаться со своими друзьями, которые могут находиться хоть на другом конце света. Причем такое сетевое общение подтолкнуло молодежь на изучение иностранных языков. Ведь интересно поговорить с другом из другой страны на его родном языке.

Небывалых высот достигла скорость распространения информации. Теперь события, произошедшие в одном краю света становятся известны всему миру всего за несколько минут. Именно поэтому XXI век назвали информационным веком.

Появилась даже возможность совершать покупки, не выходя из дома, при помощи электронных магазинов.

В прошлом, отправляя письмо, необходимо было ожидать, покуда оно дойдет до адресата. Порой, такое ожидание занимало несколько недель, а то и месяцев. Теперь же, благодаря системе электронной почты, ваше сообщение доходит всего за две-три минуты.

Когда человек захочет прочесть новую книгу, или послушать свежую музыку, к его услугам всегда имеется INTERNET.

Персональные компьютеры облегчили работу врачам и учителям, пожарным и милиционерам, почтальонам и бухгалтерам, а также представителям прочих профессий.

Персональные компьютеры, помимо помощи в работе, прочно вошли в досуг и личную жизнь людей.

Просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение книг, игра - во всем этом компьютер - верный помощник.

Но именно в этом и заключается коварство компьютера, его главная опасность.

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.

Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру.

Миллионы подростков и взрослых людей сидят в чатах, бездумно читая сообщения и печатая ответы незнакомым им людям. Огромное количество людей играет в компьютерные игры сутки напролет, путая, в конце концов, виртуальный мир с реальностью. Дети идут на преступления, воруют деньги, уходят из домов, все для того, чтобы прийти в компьютерный клуб и слиться в экстазе с ним - компьютером. Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека.

Но все же, несмотря на сказанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра, облегчив труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности.

Вот только так и остается не отвеченным вопрос - Компьютерные технологии - наше будущее? Поживем - увидим.

Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации

1.1. Информатизация общества, тенденции ее развития

1.2. Экономическая информатика: основные понятия и определения

1.3. Классификация информационных систем

Информатизация общества, тенденции ее развития

Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой во внедрении компьютеров и средств связи во все сферы деятельности человека.

Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

В 1994-1995 гг. была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России.

Единое информационное пространство России -это «совокупность баз и банков данных, технологий их внедрения, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов... обеспечивающих информационное удовлетворение граждан».

Цель информатизации - в изменении уровня жизни общества за счет повышения эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества.

Объективность процесса информатизации вытекает из закона разнообразия У.Р. Эшби, в котором устанавливается следующее:

Разнообразие механизмов управления системой должно соответствовать разнообразию самой системы.

То есть, объективность информатизации общества можно обосновать следующим образом: сложность механизмов управления системой, например обществом, предприятием, цехом, банком, биржей и т.д., должна соответствовать сложности управляемой системы. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создают многообразие механизмов управления, которое требуется для дальнейшего развития цивилизации.



Главная особенность информатизации на современном этапе ее развития в том, что в обозримом будущем она будет основываться на электронной технике в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникаций. Поэтому в настоящее время необходимо решить ряд проблем информатизации:

Во-первых , создание и использование массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности. Это обусловлено тем, что в условиях стремительного развития товарных и финансовых рынков обладание достоверной и своевременной информацией стало необходимым условием деятельности предприятий, банков, государственных структур и т.д. Необоснованное принятие решений на любом уровне руководства может привести к отрицательным последствиям.

Во-вторых , создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации. Информационная инфраструктура охватывает вычислительную технику, средства коммуникаций, методическое и программное обеспечение и технологии. С этой целью идет интенсивное насыщение рынка вычислительных средств персональными компьютерами доступными по цене и отвечающими современным техническим и технологическим требованиям.

В-третьих , обеспечение компьютерной грамотности населения. Здесь имеется в виду, необходимость формирования управленческих кадров новой формации владеющих необходимыми знаниями и умениями для реализации своих решений в соответствующей информационно- технологической среде.

В настоящее время выделяют следующие две тенденции в развитии информатизации:

Первая тенденция - в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации как средства обеспечения взаимосвязи граждан создают условия для материального производства. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с информационной техникой, в результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологии». Инфокоммуникации - это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики.

В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого.

Сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовлетворения личных потребностей.

В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях:

1) электронный бизнес;

2) банковские и другие расчеты;

3) дистанционное обучение и выполнение работ.

Электронный бизнес можно определить как использование информационных технологий и общедоступных информационных сетей (локальных и глобальных) в сфере купли-продажи. Если электронный бизнес ориентирован на удовлетворение потребностей конечного пользователя, то он называется В2С (Buisines to Customers) , если на бизнес-партнера- В2В (Buisines to Customers) /

В области электронного бизнеса В2В выделяют следующие его виды: электронное управление закупками, электронный аукцион, электронная биржа, порталы.

Причина развитияэлектронного управления закупками - потребность в сокращении затрат, связанных с приобретением сырья, оборудования, материалов и т.д. Снижение такого рода затрат возможно за счет объединения заказчиков с помощью сети Интернет. Реализация электронного управления закупками осу­ществляется тремя путями: 1) использование электронных каталогов; 2) поиск встречных заявок; 3) проведение электронных тендеров.

Электронные аукционы - это типичный пример организации электронного бизнеса вида В2В. Они позволяют покупателям приобрести товары по сниженным ценам, а продавцам - сократить время оборота товара. Для того чтобы продать товар на аукционе, желающий должен зарегистрироваться на информационном сервере и разместить на нем всю необходимую информацию о товаре. Покупатель, для того чтобы сделать ставку, также должен зарегистрироваться (указать имя и адрес электронной почты).

Электронная биржа -- это более сложная форма посредниче­ства. Участники электронной биржи проходят предварительный отбор. Торговля на бирже обычно анонимная.

Порталы предоставляют информацию из Интернета или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпоративную сеть, построенную на технологии Интранет. Порталы делятся на следующие группы:

корпоративные (User Portal) - предназначены для предоставления информации широкому кругу пользователей внутри локальной сети, эти порталы обеспечивают доступ к информации, находящейся в информационных системах, с персонального компьютера;

коммерческие (Commerce Gateway, Commerce Portal) - предоставляютспециализированную информацию на платной основе и призваны обеспечить обмен коммерческими документами между бизнес-партнерами. Такого рода порталы обеспечивают автоматическое размещение заявок, заказов на товары и услуги, доступ к участию в интерактивных тендерах на выбор поставщиков; публикацию каталогов, прайс-листов и т.д.;

персональные , предназначенные для предоставления ин­формации по узкому кругу вопросов.

Второе направление сетевой экономики проявляется в совершенствовании банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернета. Типовые процедуры платежной системы такого рода следующие:

Перечисление на расчетные счета денежных средств за то­вары и услуги;

Переправка документов (бумажных и электронных), фикси­рующих совершение сделки.

Все электронные платежные системы делятся на два класса: кредитные и дебетовые. Кредитные системы построены на исполь­зовании кредитных карт для осуществления электронных расче­тов с привлечением дополнительных мер безопасности: цифровая подпись, использование криптографии и т.д. Все системы такого класса требуют подтверждения кредитоспособности клиента. Дебетовые системы основаны на использовании электронных экви­валентов наличных денег. Они не требуют подтверждения авто­ризации уполномоченной для этого финансовой структурой.

Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрения дистанционного образования , т.е. образовательной системы, обеспечивающей получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии предоставляют доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.

Вторая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам.

Открытой называется система, которая взаимодействует с другими системами в соответствии с принятыми стандартами. Чтобы быть конкурентоспособным, программный продукт должен обладать свойствами открытой системы, в частности:

Способностью унифицированного обмена данными между разными компьютерами;

Переносимостью прикладных программ на различные компьютерные платформы;

Возможностью смены одного компьютера на другой без затруднений.

Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные.

Социальные проблемы заключаются: в ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, что сдерживает массовое внедрение средств информационного обслужи­вания в различных сферах деятельности; отсутствии развитой инфраструктуры информатизации; низкой компьютерной грамотности населения.

Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические.

Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие:

Поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества;

Адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

Интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека, с помощью интеллектуальных технологий.

Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления и производство.

Знание представленных выше тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем.

Основные понятия и определения экономической информатики.

Методологической и теоретической основой информатизации служит наука информатика, которая изучает закономерности и методы информационного моделирования реальной действительности.

Информатика делится по отраслям человеческой деятельности: медицинская, научно-техническая, экономическая, геологическая, биологическая и т.д.

Рассмотрим содержание следующих основных понятий информатики и, в частности, экономической информатики: информационный ресурс и информационный продукт; данные, информация, знания; система, прямая и обратная, информационные связи, система управления; информационная система и информационная технология; автоматизированное рабочее место; экономическая задача.

В информационном обществе основой развития становится информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.).

Т.е., информационные ресурсы общества - это сведения различного характера, материализованные в виде документов, баз данных и баз знаний. Они служат исходным сырьем для создания информационных продуктов.

Информационный продукт - это результат обработки информационного ресурса с помощью информационных технологий, используемый для целей управления (формирования решений).

Информационный продукт в виде данных фиксируется на материальных носителях - документах, базах данных и т.д.

Данные - это факты, характеризующие объекты или процессы, зафиксированные на каком-либо материальном носителе.

Вначале данные рассматриваются как результат измерений и наблюдений. Затем они фиксируются на материальном носителе (в документах, протоколах, в форме сигналов т.д.) и переносятся в компьютер, где находятся в виде файлов или баз данных.

Данные, занесенные в память компьютера в соответствии с некоторыми правилами, т.е. некоторой моделью, называют базами данных.

Информация - это обработанные данные, уменьшающие степень неопределенности знаний пользователя об изучаемом объекте, процессе, явлении.

Информация существует только по поводу конкретного запроса пользователя.

Процесс взаимной трансформации данных и информации при обработке, выполняемой посредством компьютера, можно представить с помощью следующих этапов:

1) преобразование «информация - данные»: факты кодируются в форме данных и вводятся в компьютер;

2) преобразование «данные - данные»: выполняются логические и арифметические операции с данными;

3) преобразование «данные - информация»: обработанные данные выводятся из компьютера, декодируются и интерпретируются пользователем с целью получения информации.

Экономическая информация возникает в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Экономическая информация - это объективизированное воплощение - с помощью знаков и сигналов - знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов.

Экономическая информация отражается в виде системы натуральных и стоимостных показателей.

Экономическая информация насчитывает много разновидностей (типов), которые выделяются на основе соответствующих классификационных критериев, например:

· по принадлежности к сфере материального производства и непроизводственной сфере, а внутри - по отраслям и подотраслям народного хозяйства в соответствии с принятой их группировкой;

· по стадиям воспроизводства и элементам производственного процесса. В силу этого выделяется информация, отражающая снабжение, производство, распределение и потребление, а также материальные, трудовые и финансовые ресурсы;

· по временным стадиям и функциям управления выделяются: прогнозная информация, плановая, учетная, информация для анализа хозяйственной деятельности (аналитическая), оперативного управления, отчетная;

· по критериям соответствия отражаемым явлениям экономическая информация делится на достоверную и недостоверную;

· по полноте отражения событий экономическая информация подразделяется на достаточную (полную), недостаточную и избыточную.

Для решения задач экономического управления необходима вполне конкретная по содержательности минимальная информация, т.е. достаточная. Избыточная информация содержит излишние данные, которые либо вообще не используются для решения задач (составляют «информационный шум» с его разновидностью для компьютерных сетей - «электронным мусором», или «спэмом» (spam - анг.), либо выполняют контрольно-дублирующие функции;

· по стадии возникновения информация делится на исходную (первичную) и производная (вторичную).

Исходная информация возникает в результате действия источников информации (министерств, ведомств, предприятий и других организаций и подразделений). По этим источникам исходная информация делится на планово-директивную и учетно-отчетную. Планово-директивная информация перемещается ("спускается") вниз по уровням иерархии управления, при этом она разукрупняется, детализируется, "расширяется". Учетно-отчетная информация, наоборот, перемещается вверх по уровням иерархии управления, причем по мере своего продвижения эта информация укрупняется, агрегируется, "сжимается".

Производная информация возникает в результате обработки исходной и другой вторичной - либо только исходной, либо только вторичной. Среди производной информации различают промежуточную и окончательную (результатную) информацию;

· по стабильности во времени экономическая информация делится на постоянную (условно-постоянную) и переменную. При этом важно отметить, что период стабильности носит конкретный характер для определенных задач управления. Как правило, он составляет один год, а для оценки уровня стабильности информации используется коэффициент стабильности К ст, рассчитываемый по формуле

где ИС общ - общее число информационных совокупностей;

ИС изм - число информационных совокупностей, изменивших свои значения за рассматриваемый период.

Если К ст > = 0,85, то информационную совокупность принято считать условно-постоянной, и в условиях автоматизированной обработки информации ее следует организовывать и хранить в виде самостоятельных массивов нормативно-справочной информации (НСИ) или файлов баз данных;

· по технологии решения экономических задач в системах управления различают входную, промежуточную и выходную информацию.

Схема классификации информации по технологии решения представлена на рисунке 1.

Входная Выходная

информация информация

Входная информация делится на: входную переменную (оперативную), входную условно-постоянную.

Результатная (результирующая) информация в зависимости от вида ее использования делится на информацию: 1) для конечного пользователя; 2) подготовленную для решения других задач; 3) используемую для решения той же задачи, но в последующий период.

Примером информации, используемой для решения той же задачи, но в последующий период, может служить конечное сальдо материалов на конец месяца, рассматриваемое как начальное сальдо для следующего месяца.

Схематично связь между видами информации представлена на рисунке 2.

· по источнику возникновения информация делится на:

1. внешнюю (по отношению к предприятию) - отражает состояние рынка, конкурентов, прогнозы процентных ставок, цен, налоговой политики правительства, социальную ситуацию в регионе и т.д. Для внешней информации характерна неточность, противоречивость, неполнота;

2. внутреннюю - возникает внутри системы (предприятия). Она, как правило, точна и непротиворечива.

Экономическая информация может рассматриваться в разных аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксический аспект предполагает рассмотрение формы представления информации, не принимая во внимание ее содержание (смысл) и полезность. При этом учитывается тип носителя информации, способ представления ее, скорость передачи и обработки, точность и надежность преобразования. Информацию, рассматриваемую с синтаксических позиций, называют данными (сообщениями).

Семантический аспект дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов. При этом рассматриваются сведения, которые отражает информация, и ее смысловые связи.

Прагматический аспект рассмотрения информации связан с практической полезностью, ценностью для выработки правильного управленческого решения.Ценность информации для управления зависит от двух факторов: качества информации и готовности(способности) потребителя правильно воспользоваться этой информацией.

Качество информации определяют три основных параметра:

1. Полнота информации . Информацию считают полной, если на ее основе можно принять правильное управленческое решение. Излишняя информация может быть вредна, как и недостаточная, поскольку на базе той и другой может быть принято неверное решение. (Излишняя информация может настолько перегрузить управленческий персонал, что он не сможет своевременно выработать управляющую информацию и решение будет принято без ее учета, т.е. на базе неполной информации).

2. Верность информации . Под верностью информации понимают ее соответствие объективной реальности, которую она отражает.

3. Своевременность информации . Своевременной является информация, которая может быть учтена при выработке управляющего решения.

Знания - это обработанная информация, предназначенная для принятия решений.

Знания получают на основании практической деятельности и изучения принципов, связей, закономерностей, согласно которым функционируют объекты в некоторой предметной области.

Знания, закодированные в соответствии с некоторой моделью и занесенные в память компьютера, называют базами знаний .

Все знания человека делятся на два класса: осознанные (например, правила, согласно которым следует выполнять те или иные действия) и неосознанные, выполняемые человеком по неизвестным ему правилам (например, распознавание цвета, ассоциативные и интуитивные знания). Так же как и данные, знания для обработки на компьютере должны пройти ряд этапов. Вначале знания рассматриваются как результат мышления человека, который находится в его памяти. Затем они фиксируются на материальном носителе (учебники, справочники, правила, инструктшвные материалы) и переносятся в компьютер, где размещаются в виде баз знаний.

Последовательность преобразования данных в информацию и знанияпредставлена на рисунке 3.

Рис. 3. Последовательность получения информации и знаний

По формам представления знания подразделяются на декларативные (факты) и процедуральные (правила их обработки). Используются также понятия экстенсиональных и интенсиональных знаний. Первые относятся к конкретному объекту (факты), а вторые характеризуют некоторый класс объектов.

Прежде чем раскрывать понятие «информационная система», необходимо выяснить содержание понятия «система».

Система - это множество взаимосвязанных частей (подсистем), которые согласованно функционируют для достижения некоторой цели.

Подсистема - это часть системы, которая, в свою очередь, также может рассматриваться в качестве системы.

Для того чтобы понять, как функционирует система, необходимо выяснить, как действуют ее подсистемы.

Всякая система характеризуется целью, границами, входом, выходом, прямой и обратной связью. Содержание этих понятий следующее:

цель системы - это причина, ради которой она создается;

вход - это материальные, финансовые и другие объекты, а также информация, поступающие в систему;

выход - это материальные, финансовые и другие объекты, поступающие из системы во внешнюю среду;

прямая информационная связь - это директивная (плановая) информация, используемая для указания того, что следует делать элементам системы;

обратная информационная связь - это информация о состоянии объекта управления, используемая для анализа и корректировки его деятельности.

Без управления невозможна целенаправленная деятельность любой группы людей.

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления.

Система управления выполняет следующие функции: прогнозирование, планирование, учет, анализ и регулирование. Общая схема системы управления представлена на рисунке 4.

Рис.4. Схема системы управления

В основе- управления лежит обмен информацией, поэтому любая система управления содержит информационную систему (ИС). На рисунке 4 стрелкой, направленной от аппарата управления к объекту управления, представлена прямая связь (П), содержащая директивный (плановый) поток информации, а обратная связь (О) - это поток отчетной информации о выполнении директивных указаний.

Существуют следующие определения информационной системы:

Информационная система (ИС) -- это организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процессы сбора, обработки, -скопления, хранения, поиска и распространения информации).

Информационная система - это связанный набор аппаратных и программных средств, информационных ресурсов, а также управленческого персонала, осуществляющих информационные процессы для подготовки решений.

С появлением компьютеров часть процедур по обработке исходных данных стала выполняться автоматизированно. Поэтому потоки прямой и обратной связи разделились на потоки, которые обрабатываются с помощью компьютеров (ПС и ОС), и те, которые с их помощью не обрабатываются (П и О). На рисунке 5 показано, что ИС связывает аппарат управления и объект управления потоками данных, обрабатываемых с помощью компьютеров



Рис.5. Связь системы управления с ИС.

В основе функционирования ИС лежит информационная технология, которая является связующим звеном между всеми ее компонентами.

Под информационной технологией понимается заданная последовательность процедур и операций, выполняемых над исходными данными с помощью средств автоматизации. Схе матично компоненты ИС и связующая функция информационной технологии представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Состав информационной системы

Информационные технологии состоят из технологических процедур и операций, выполняемых в указанной последовательности. Типовыми операциями являются сбор, регистрация, передача, накопление и обработка данных.

Резкое снижение стоимости персональных компьютеров с одновременным повышением их мощности и появлением коммуникационных сетей позволило автоматизировать деятельность различных специалистов (бухгалтеров, финансистов, кладовщиков и т.д.) непосредственно на их рабочем месте. Появились специально подготовленные рабочие места, названные автоматизированными рабочими местами (АРМ).

Под автоматизированными рабочими местами (АРМ) понимают рабочее место специалиста, укомплектованное персональным компьютером с соответствующим программным обеспечением, позволяющим автоматизировать выполнение его должностных функций.

Отдельный компьютер, не связанный с сетью других компьютеров, не может обеспечить эффективную работу, так как существует: 1) общая нормативно-справочная информация, которая для обеспечения нужд различных АРМ должна находиться под наблюдением спе­циальных служб на одном из центральных компьютеров (сервере); 2) потребность использования информации, полученной одним специалистом на собственном АРМ, для работы компьютера другого АРМ.

В экономике все АРМ можно классифицировать по уровням уцравления:

АРМ руководителя (стратегический уровень управления);

АРМ специалиста (технический уровень управления);

АРМ оперативного персонала (оперативный уровень управления).

Все АРМ объединяются в локальную сеть с выходом в сети сторонних организаций и глобальную сеть. АРМ, объединенные в сеть, как правило, отражают организационно-функциональную структуру предприятия.

Поэтому ИС можно рассматривать как структурированную по уровням управления предприятия совокупность взаимосвязанных АРМ (рисунок 7).

Рис. 7. Уровни управления и соответствующие им уровни АРМ

Представление о задаче относится к интуитивно понятным, но трудно определяемым сущностям.

В самом общем виде под задачей понимается следующая запись:

<дано условие А следует получить В>.

Условие А задается в форме исходных данных или знаний, В - это то, что следует получить в результате компьютерных опера ций. Цель В может задаваться в форме таблиц, ведомостей, отчетов, диаграмм и т.д. или в виде описания свойств будущей процедуры.

Например, дано: база данных А10 и база данных А15. Следует получить документ «Оборотная ведомость по складам». Может быть и иная форма задания цели решения, например дано: база данных А10 и база данных А15. Следует разработать процедуру расчета, которая обеспечит сопоставление остатков материалов на складах и их движение.

Все задачи, решаемые с помощью компьютера, можно разделить на два класса:

информационные - решение в основном сводится к преобразованию исходных данных за счет логических операций (группировка, поиск, сортировка и т.д.) и меньшей частью - за счет вычислительных. Значительную часть данного класса составляют экономические задачи (учетные, плановые, аналитические, аудиторские). Характерная черта таких задач - большой объем исходных данных и незначительный объем вычислительных (расчетных) операций;

вычислительные (например, решение системы алгебраических уравнений). Характерная черта таких задач - небольшое число логических операций, небольшой объем исходных данных, но в то же время значительный объем вычислительных операций.

Представление об информационном обществе

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачизнаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить этисведения с этапами в области обработки и передачи информации.

  • Справка о смене поколений ЭВМ 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым Быстродействием, низкой надежностью, программирова-нием в кодах.
  • 2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
  • 3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.
  • 4-е поколение (ссередины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вы-числительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.
  • 5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию , связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг.,затем с 70-х гг. – в Японии и с конца 70-х – в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека я общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая сотавляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего временитермин "компьютеризация общества" При внешней похожестиэтих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания вовсех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надоделать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность всущественном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.

Пример 1.2. В докладе Бюро трудовой статистики США, подготовленном н 1992 г., анализировалось влияние внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой примышленной продукции, а значит, и на производительность труда:

  • в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля возрастает на 3%, а занятость падает на 1,8%;
  • в станкостроительной отрасли а 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г., по прогнозам, останется 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов;
  • в фармацевтической промышленности будет наблюдаться рост занятости на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

Опыт информатизации и перспективные идеи

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию – это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

Справка. США для внутреннего рынка выпускали:

  • в 1980 г. – 95% всех телефонных аппаратов и 80% телевизоров;
  • в 1991 г, – 25% телефонных аппаратов и 10% телевизоров. Среднегодовой процент доли экспорта США в Японию в торговле телекоммуникациями за период 1986- 1991 гг. составил 8% . а импорта телекоммуникационного оборудования из Японии – 38%.

Американская промышленность ежегодно теряет начиная с 80-х гг. 3% рынка электроники, что составляет 750 млрд.дол., а к 2000 г, будет составлять 1 трлн.дол.

Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США. Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно:

  • увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки;
  • улучшение качества образования;
  • развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта;
  • повышение качества рабочей силы и ряд других мероприятий.

Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимуществаи условия для развития других высоких технологийи экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым дляих развития в целом.Руководители некоторых стран "третьего мира" с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.

Для сопоставления и оценки возможностей страны интерес могут представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.

Основные идеи японского проекта информатизации. В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации.

Цель японского проекта – связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одновременно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом.

Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует около 100 млрд. дол. капиталовложений. Кроме того, несмотря на неудачу с созданием компьютеров 5-го поколения, принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн. дол. программа разработки новых типов компьютеров:

  • компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки – сотни процессоров;
  • компьютеров с нейронными сетями, работа которых аналогична функционированию мозга;
  • компьютеров, в которых передача информации осуществляется светом.
В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации. Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:
  • отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;
  • необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;
  • признание приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;
  • широкое использование достижений мировой науки и техники;
  • вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;
  • объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества. Роль средств массовой информации Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи. В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

Об информационной культуре

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Приведем определение информационной культуры, данное в : "Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего". Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.