Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Наказание за грехи: понятие греха, покаяние и спасение души. Как Бог наказывает грех гордыни? Божье наказание за грехи

Если мы презрим постановления Всевышнего, если душа наша возгнушается Его законами, то и Он обратит лице Своё против нас. Если мы и далее не исправимся и будем продолжать идти против Него, то и Он в ярости будет всемеро увеличивать наказание за грехи наши на каждом следующем этапе нашего с Ним противостояния. Мы будем рассеяны от места присутствия Его. Враги наши возобладают над нами, неприятели будут господствовать над нами и будут губить нас.

Всевышний победит в этом противостоянии. Наконец-то, оставшиеся признают беззакония свои и беззакония отцов своих и потерпят за свои беззакония. Наконец-то, покорится необрезанное сердце наше. Мы всем сердцем обратимся к Господу Богу. Тогда и Всевышний вспомнит завет Свой с праотцами нашими и не возгнушается оставшимися, чтобы мы не были истреблены до конца. Он вспомнит о нас, ибо Он Господь наш и Бог наш.

1 Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. Исх 20, 4 . Втор 5, 8 . Пс 96, 7 .
2 Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь.
3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, Втор 28, 1 .
4 то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;

11 и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; Втор 4, 7 .
12 и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. 2 Кор 6, 16 .

14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, Втор 28, 15 . Плач 2, 17 . Мал 2, 2 . Вар 2, 10 .
15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,- Ис 24, 5 .
16 то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; Втор 28, 21, 66 . 1 Цар 2, 33 .
17 обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Лев 17, 10 . Пс 33, 17 .
18 Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; Втор 28, 23 .
20 и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих. Иер 8, 13 . Иоил 1, 12 .
21 Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши:
22 пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши. Прем 11, 16, 18 .
23 Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
24 то и Я [в ярости] пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, 2 Цар 22, 27 . Пс 17, 27 .
25 и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; Иез 21, 14 .
26 хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты. Пс 104, 16 . Иез 4, 16 . Мф 15, 38 .
27 Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
28 то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, Втор 32, 23 .
29 и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; 4 Цар 6, 28-29 . Иер 19, 9 . Плач 2, 20 .
30 разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами;
31 города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания [жертв] ваших; Иер 7, 14 . Ис 1, 13 . Ам 5, 21 .
32 опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; Иер 19, 8 . Иер 25, 9 . Иез 23, 25 .
33 а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.

38 и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших;
39 а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут;
40 тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, Втор 4, 30 . Иез 36, 31 . Дан 9, 16 .
41 за что и Я [в ярости] шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои. Иер 9, 26 . Иез 44, 7 .
42 И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню; Исх 2, 24 . Втор 4, 29 . Ис 54, 10 .
43 тогда как земля оставлена будет ими и будет удовлетворять себя за субботы свои, опустев от них, и они будут терпеть за свое беззаконие, за то, что презирали законы Мои и душа их гнушалась постановлениями Моими,
44 и тогда как они будут в земле врагов их,- Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их; Втор 4, 29 . Иер 14, 9 .
45 вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь.

В современном мире люди часто слышат о Боге или Библии по телевизору, радио или от знакомых. На слуху многие слова из Священного Писания, в том числе и слово «грех». Сталкиваясь с неизвестным, мы не знаем, что это такое и как новые знания применимы для нашей жизни.

Чтобы узнать ответы на интересующие вопросы, отправимся в интересную экскурсию по Библии и Корану, рассмотрим понятие и виды греха, какие наказание за грех бывают и как спасти душу от вечных страданий.

Что такое грех?

Грех - слово греческого происхождения и буквально переводится как «промах», «мимо цели». Бог, создавая человека, приготовил для всех нас чудесный план, но люди не попали в цель, а промахнулись мимо мишени. Если буквально переводить с иврита, языка, на котором написан Ветхий Завет, то смысловое слово, которое тождественно греху, означает «недостача», «нехватка». Первым людям не хватило доверия Богу, внутренней силы, преданности, чтобы осуществить задуманный Творцом план касательно участия человека в мироздании.

Если говорить правовым языком, грех - это нарушение нормы, то есть обязательных правил поведения. Нормы делятся на два вида: моральные (общественные) и государственные.

Когда в гостях мы сидим за столом, принято не чавкать, не отрыгивать пищу. За это не выгонят и не накажут, но есть правила, которые не допускают таких поступков за столом. Во многих случаях моральное (психологическое) осуждение намного тяжелей перенести, чем официальное, публичное.

Есть правила поведения, которые устанавливает государство. За кражу, хулиганство, оскорбление, клевету может последовать не только осуждение обществом, но и большие денежные штрафы, обязательные общественные работы и даже лишение свободы.

Бог установил правила поведения, чтобы люди были счастливы, соблюдая их. Но люди захотели жить по-своему, и не пожелали исполнять божественные нормы. Это и есть грех (неповиновение, непослушание).

Грех может совершиться непроизвольно, по слабости, или осознанно и специально (беззаконие). Это две разновидности греха, но за каждую человек будет нести ответственность перед Богом.

Если грех делается специально, намеренно, тогда это беззаконие. Если говорить в христианском ключе, беззаконие - это целенаправленное нарушение правил поведения, установленных Богом.

Беззаконие - тяжкая форма греха. Если из-за своей греховной природы человек не специально совершает проступок перед Богом, то беззаконие - грех, который может доставить человеку удовольствие, и он совершает его, зная о последствиях. Это бунт, несогласие, гордость.

Как грех пришел в мир

Бог сотворил Адама и Еву, имея определенные виды на первых людей. Одной из важных функций, которую Творец возложил на человека, была забота о мире, который Он сотворил в Эдеме. Творец поместил людей в идеальные условия, и дал одну заповедь (закон), чтобы человек не ел с дерева познания добра и зла. В Бытие 2: 16,17 читаем:

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

В Эдеме появился дьявол. Он не захотел, чтобы у человека были идеальные отношения с Богом, и поэтому стал искушать Еву. Он утверждал, что, вкусив запретный плод, люди станут, как боги и будут различать, что есть добро, а что зло. Адаму и Еве это показалось интересным: быть Богом и не зависеть ни от кого - это мечта человечества с древних времен. Ева знала о запрете есть с дерева, где находился плод, и знала, что Бог говорил Адаму: если они попробуют плод, то смертью умрут. Но несмотря на такие жесткие предупреждения Бога, люди проявили свободу выбора и захотели стать равными Творцу.

Адам и Ева не послушались Бога, нарушили закон и грех, через это неповиновение пришел в мир. А на уровне генетики и мы рождаемся уже грешными.

Можно сделать вывод, что грех сидит в людях с момента зачатия, сидит в наших клетках, венах, крови. Во всем нашем существе. Потому что мы - потомки Адама и Евы.

Первые последствия греха

Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за нарушение заповеди Бога, у них родились дети - Каин и Авель. Старший сын, Каин, был хорошим земледельцем, а младший, Авель, скотоводом. Случилось однажды им принести жертву Богу. Авель принес самого лучшего мяса, а Каин самых лучших и спелых овощей и других плодов земли.

Богу понравилось подношение Авеля, а дары Каина Он отверг. Творец увидел печальное сердце Каина и мысли его, и сказал Каину (Бытие 4:7):

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Грех, словно магнит, тянет людей к себе, чтобы мы совершали но мы можем иметь над ним власть. Однако Каин не смог победить грех в своем сердце. Греховная природа родила в Каине зависть, а зависть побудила его убить родного брата. И он осуществил намерения сердца своего: Каин вывел брата в поле и там расправился с Авелем.

Таким было первое последствие греха - зависть и убийство.

Какие грехи существуют

Греховных поступков в жизни очень много, одни из них встречаются редко, а другие часть нашего естества:

  1. Зависть. "Ненавижу коллегу по работе, он все время счастлив, а моя жизнь - сплошные проблемы!" Это чувство грызет вас, пока вы, наконец, не выплескиваете всю злобу на человеке. Ярким примером зависти служит описанная выше история Каина и Авеля.
  2. Гордость. Очень часто слышим такие восклицания «Где твоя гордость!», «У меня тоже гордость есть». В этом контексте многие путают гордость с силой воли, твердостью. Гордость - ужасный грех, и означает, что в центре всего у человека стоит собственное «Я». «Я хочу», «ты должен сделать это, потому что я хочу».
  3. Блуд и прелюбодеяние. Блуд - половые отношения до брака, прелюбодеяние - это измена супругу или супругу в браке. Прелюбодеяние описано в Ветхом Завете как тяжкий грех. Когда Бог давал Моисею заповеди на горе Синай, одно из постановлений было «не прелюбодействуй».
  4. Убийство. Бог дает жизнь человеку, и только Он может эту жизнь забрать. Когда один человек насильно лишает жизни другого человека - это один из страшных грехов человечества.
  5. Сребролюбие. Буквальный перевод - «любить серебро». Типичный грех мира, в котором мы живем. Деньги важны в жизни, но если они начинают занимать все наши помыслы - это приводит к рабству и зависимости от греха.
  6. Идолопоклонство. Один из самых незаметных и еле уловимых грехов современной цивилизации. Если что-то в нашей жизни занимает главенствующее положение, а не Бог, то это идол. Например, телевизор, книги, деньги притягивают нас к себе, и мы все время тратим на них, забывая посвятить Богу хотя бы час в течение дня.

Скрытые грехи

Люди сами не замечают, как порой совершают грех. Нам кажется, что мы совершаем правильные поступки или вполне нормальные для человека действия. Обычно такие дела называются в современном мире «природными порывами», «ну я такая, какая есть», «вот такой я человек», «мне сложно измениться, да и кто из нас без греха». Люди констатируют факты, но противостоять или бороться с грехом никак не желают.

К грехам относятся также следующие проявления нашей плоти и мыслей, которые незаметно обнаруживаются в нашей жизни. Среди них такие грехи, как:

  • Злость.
  • Ссоры.
  • Ненависть.
  • Обман.
  • Клевета.
  • Сквернословие.
  • Корыстолюбие.

Для части человечества совершать такие грехи - норма, но следует помнить, что дела плоти ведут к осуждению Богом. Необходимо следить за своими поступками, делами, языком и сердцем.

До Христа и после

Логично, что если есть проступок, то за ним последует наказание. В Ветхом Завете наказанием за смертный грех была смерть. Смертными грехами в те времена считались ворожба, половое совокупление с животными, прелюбодеяние, убийство, применение физической силы к своим родителями, продажа человека в рабство, идолопоклонство. Грешника выводили за город и сбрасывали с горы или побивали камнями.

Существовали такие грехи, которые Бог прощал, если человек приносил в жертву животное. В основном это были грехи, совершенные случайно, по ошибке или незнанию, например, несоблюдение заповедей. В книге Левит 4:27-28 читаем, что Бог позволял в данной ситуации заколоть молодую козу без порока и принести ее в жертву. Тогда грех человеческий прощался. Грешный человек приводил к левиту (священнику) чистое животное, а левит совершал жертвоприношение, и грех «омывался» Богом.

Господь воплотился в человеческое тело, родился от женщины и умер на кресте, пролив кровь. Он принес себя в жертву, заклан был вместо агнца (овцы), чтобы человечество имело возможность жить без греха, если люди поверят и примут Бога в свою жизнь. И наказание за смертные грехи не вспомнится Богом, если люди примут Иисуса Христа и будут следовать заповедям Божьим.

Возмездие за грех - смерть

Если человек живет и радуется жизни, но не задумывается о жизни вечной и не пытается изменить в своей греховной природе ничего, тогда после смерти его ждет вторая гибель - духовная смерть. Тогда Бог людей накажет за грехи адом, где будет «скрежет» зубов и муки вечные. В послании к римлянам 6:23 читаем:

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Каждый человек умирает, так определил Бог из-за нашего грехопадения. Но очень страшно, если в вечности нас ждет не жизнь вечная с Иисусом Христом, а муки и боль.

Через Библию Господь говорит нам, что все люди согрешили и лишены славы Божьей, то есть человечество не может жить в присутствии Бога, если мы грешны. А за грех Бог еще в Эдеме определил наказание человеку - смерть физическую, боль и страдания. Обращаясь к Адаму, творец говорит ему, что если он не послушается наказов Господа, то смертью умрет. Но физическая смерть - не самое страшное наказание за грехи. Страшно то, что ожидает людей после смерти.

Греховная жизнь ведет людей не только к духовной смерти, но и физической. Чем больше греха в жизни, тем быстрее может наступить финал. Согласно Писанию, наказание за грех - ад после физической смерти. Если человек не одумается и не встанет на праведный путь, не примет Господа в свою жизнь.

Духовная смерть, или вторая смерть - самое главное наказание Бога за грех.

Болезни и грех

Человек несовершенен, и на жизненном пути даже верующие люди совершают ошибки, промахи. Какие наказания за грехи может использовать в нашей земной жизни Бог? Самое главное наказание - смерть. Однако в редких случаях Бог использует болезни как форму наказания. Божье наказание за грехи болезнью Творец осуществляет, когда хочет остановить человека от необдуманных поступков, или чтобы люди задумались о своем поведении в жизни.

Жил в Иудее царь Езекия, который любил Бога. Однажды Езекия заболел, и пророки объявили, что он не поправится. К Езекии пришел знаменитый пророк Исая, он посоветовал царю приготовить завещание, чтобы оставить потомкам власть, так как время его жизни на исходе. Но Езекия не стал торопится, он отвернулся от него и в слезах помолился Богу. Творец внял молитве царя и благословил его здоровьем еще на пятнадцать лет. Эту историю можно прочитать в 4 книге Царств, 20 главе. Здесь мы видим, что болезнь - это последствие греховной природы человека. Бог не хотел, чтобы царь Езекия умер, но болезнь свойственна всем людям, и никто не может от нее убежать.

Через болезни Бог не наказывает людей, как думают многие. «Вот грешен я, Господь и дал болезнь». Нет. Болезнь - это проявления греха, греховного тела человека, которое мы имеем с самого момента рождения и соответственно изначально подвержены болезням.

В Библии встречаются случаи, когда Бог наказывает болезнями за грехи. Например, сестра Моисея Мириам покрылась проказой. Мириам упрекнула Моисея за его жену, и за это покрылась проказой, белой как снег стала кожа на ее лице. Моисей пожалел сестру, и по его молитве Бог исцелил Мириам

Но в современном мире Бог чаще использует наказание за грехи людей - смерть, а болезни как испытание или возможность человеку через недуги увидеть Божье исцеление и поверить в существование Творца.

Покаяние и спасение

Все люди боятся смерти, все страшатся умереть. Но когда-нибудь всем надлежит явиться перед Богом. Кара за грехи - смерть, вечная смерть. Но есть единственная возможность получить прощение и избежать наказания за грех - это Иисус Христос.

Сам Господь, когда ходил по земле, говорил такие слова (Евангелие от Иоанна 14:16):

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Господь - это единственный путь, чтобы увидеть Бога. Для этого, каждому человеку надо покаяться и разрешить Господу изменить сердце и жизнь. И тогда все грехи простятся.

А в знаменитых стихах того же евангелия от Иоанна 3:16,17 читаем:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Бог придумал удивительный план по спасению человечества. Он пожертвовал своим Сыном, чтобы каждый из нас был спасен и обрел жизнь вечную.

Спасение от греха заключено в Господе Иисусе Христе. Принимая в свою жизнь благую весть о том, что Бог спустился на землю и умер за грехи наши, мы обретаем спасение и прощение. Мы можем оступаться, но Бог окончательно прощает нам грех, и грех не имеет больше над нами власти.

Чтобы не зависеть от греха и греховных помыслов и жить в ожидании встречи с Богом, людям надо принять Иисуса Христа как личного спасителя, впустить Его в свою жизнь и полностью довериться Творцу. Для этого человеку надо встать на колени и попросить Бога войти в жизнь и изменить ее.

Единственное, чего Бог не простит, в соответствии с Библией, это если человек будет богохульствовать (хулить Бога); если при людях отречется от Иисуса Христа.

Ислам о грехе и наказании за грех

Ислам, как и христианство, тоже развивает мысль о грехе. Согласно Корану, самыми страшными и тяжелыми грехами считаются:

  • Убийство.
  • Колдовство.
  • Прекращение исполнения намаза.
  • Не соблюдать пост.
  • Не слушаться и не подчиняться родителям.
  • Не совершать обязательный хадж.
  • Гомосексуализм.
  • Измена в браке.
  • Ложные свидетельства.
  • Воровство.
  • Ложь.
  • Лицемерие.
  • Проклинать ближнего.
  • Спор.
  • Нанесение вреда соседям.

Наказание Аллаха за грехи в исламе есть, но Всевышний прощает все грехи, кроме неверия, если верующий сам просит о прощении. Если человек согрешил, то, по исламу, ему просто надо искренне покаяться, и тогда Аллах простит его.

В исламе считается, что грех Адама не переходит на генетическом уровне, а каждый человек ответственен только за поступки, которые он совершил в течение земной жизни.

Ислам проповедует, что у человека есть в соответствии с которой он делает решение: иметь спасение или жить в грехе. Если смертный человек живет и работает честно, но оступается и просит прощения у Аллаха, тогда он будет спасен и увидит Рай.

В Евангелии есть довольно много эпизодов, где Христос говорит о важности искренней молитвы и о силе веры. Одно из самых известных изречений, например, содержится в Евангелии от Луки: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10).

Бог не создаёт, не посылает и не требует страданий

В самом деле, христиане верят, что Христос ничего не говорил просто, чтобы сказать. Его слова для верующих в Него – это слова Истины. Однако практически каждый из нас неоднократно задавался вопросом: почему же, несмотря на искренность молитвы, несмотря на веру и острую нужду, часто просящий не получает, по слову Христа? Не получает и самого главного – исцеления, для себя или своих страдающих близких, приходя от этого, порой, в полное отчаяние.

Одно из распространённых, к сожалению, в православии мнений – болезнь посылается Богом человеку в наказание или для страдания, чтобы искупить грехи и исправиться. Такое мнение не просто противоречит христианскому духу любви, искажая сам образ Бога, но и догматически неверно.

Грехи всего человечества раз и навсегда искупил Христос, Своими страданиями и крестной смертью. Человеку, чтобы его грехи были отпущены и прощены, нужно лишь приобщение Христу посредством Евхаристии и твёрдое намерение изменить свою жизнь в соответствии с христианским идеалом, но никак не бессмысленные мучения.

Зло бессмысленно, а страдание – это последствия зла. Богу не нужны страдания человека. И конечно Он, Сам претерпевший страшнейшие душевные и телесные муки, никому их не посылает. Более того, Христос именно с тем и пришёл в мир, чтобы избавить нас от страданий – помочь преодолеть их, выйти из-под их власти.

Современный французский православный богослов, профессор Жан-Клод Ларше в своей книге «Бог не хочет страдания людей» подробно рассматривает вопрос отношения христианства к страданию. В этом труде, конечно, есть много спорных моментов, с которыми можно не соглашаться, однако в нём доступно раскрывается мысль о том, что Бог не создавал страдания, болезни и смерти.

Всё это стало неотъемлемой частью мира в тот момент, когда мир отказался от единства с Богом. В христианском богословии присутствие страдания, греха и смерти в нашей жизни рассматривается как следствие «испорченности» изначального Божественного замысла. И любая болезнь – часть этой всеобщей «язвы», которая, как уже было сказано, не нужна Богу.

Почему не приходит исцеление

На Кресте Христос, испытав - абсолютно по-человечески - апогей физической и душевной боли и отчаяния воскликнул: Боже Мой! Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Хотя Он, Сын Божий, знал, что это не так.

Если страдание и болезнь не угодны Богу, почему тогда Он не избавляет от них, не исцеляет? Не слышит? Вопрос тяжёлый и неразрешимый, особенно, когда речь заходит, например, о болезнях детей. Дать однозначный универсальный ответ на него невозможно, но и согласиться с содержащейся в этом вопросе претензией полностью нельзя – это и так, и совсем не так.

Да, Бог не желает и не посылает нам болезни - но Он и не бездействует. И действие Его всегда – любовь. Просто оно не всегда таково, каким, по нашему мнению, должно быть.

Неверно утверждать, что человек грешит и наказывается болезнью - нет. Болезнь – это не наказание, а одно из следствий зла, действующего в мире. Это выбор, который когда-то сделал человек и продолжает делать до сих пор, пренебрежительно и потребительски относясь к жизни – и своей, и чужой, распространяя последствия этого выбора на весь мир.

Зло нелогично, это хаос, когда-то порождённый уходом от Бога. Оно не создаёт, а лишь разрушает. Это выбор свободной воли, в которую Бог вмешаться не может, как это ни странно звучит. Но Он никогда не оставляет человека, тем более, если человек начинает взаимное движение навстречу и не останавливается в своём горе.

Болезнь не всегда можно исцелить физически, хотя Евангелие неоднократно являет нам примеры чудесных исцелений. И, как правило, это исцеления, которые влекли за собой глубокие духовные перемены в человеке.

Христианство утверждает, что нет воли Божией на смерть, на болезнь и на зло. Но есть – на то, чтобы человек вырос в меру своих духовных сил, и как ни странно это звучит для нас - был счастлив и смог делать счастливыми других.

Личные признания и истории таких людей, как художник Вреж Киракосян, или писатель Ник Вуйчич, наверное, отчасти способны пролить свет на эту непростую проблему, и стать живым свидетельством для отчаявшихся.

Есть вещи, особенно, в вопросах веры, которые трудно перевести в точные формулировки. Но в жизни есть удивительные примеры, после знакомства с которыми какие-либо слова, вероятно, не очень и нужны.

Трофим Герасименко

Назначает ли Бог наказание за грехи?

Нам так привычно стало слышать: «Бог накажет!» И вдруг, неожиданно для многих, звучат слова святого IV в. Антония Великого из уст современного православного богослова А. И. Осипова о том, что наказание за грехи — это не кара небесная, а естественные последствия греховных наклонностей человека. Цирроз печени у алкоголика — это не особо придуманное наказание, а естественный плачевный результат образа жизни, вопреки замыслу Творца.

Наказание за грехи — торжество справедливости?

Известная поговорка гласит, что правила дорожного движения «написаны кровью», то есть горькими результатами их нарушения. Так и с природой человека, оторванного от источника идеального бытия и счастья — Бога; человека, погруженного в приземленные эгоистичные страсти и пороки. Господь — любящий и милующий Отец, а не начальник юридической конторы, точнейшим образом назначающий наказание за грехи.

Такое уродливое «богословие» сформировалось в средневековой, уже неправославной Европе, «докатившейся» из-за потери веры и Духа Апостольской Церкви до костров инквизиции и крестовых походов в православные земли. Юридическое понимание справедливого возмездия за прегрешения и сейчас царствует в учении католической церкви. В этой системе остается мало места божественной любви к человеку, проповеданной Иисусом Христом.


Лишь Православная Апостольская Церковь сохраняет уникальное откровение о Боге-Любви. Множество прославленных святых отцов с первых веков не устают объяснять: где есть абсолютная справедливость, там уже нет Бога-Любви. Христос доказал это Своей смертью за чужие грехи и молитвой за врагов.

Если Бог — Любовь, то почему мы страдаем?

И что же, жестокие или эгоистичные люди не страдают? Страдают, но — от того, что источник истинных благ и радости — Святой Дух — вытеснен из их души греховными страстями. Это становится для таких людей как бы наказанием за грехи . «Страсть» с церковно-славянского языка переводится как «страдание».

Святой Иоанн Златоуст называл вечными муками страдания людей от посмертного осознания упущенной ими возможности получить практически даром вечное блаженство во Христе. Человек, своей свободной волей избирающий грех, уже обрекает себя на закономерные страдания. И вечные страдания, и вечное блаженство у человека начинаются уже здесь, на земле — в этой жизни, в которой мы каждый день делаем свой свободный выбор.


Как же святой Антоний Великий объяснял, почему нельзя сказать о Боге, что Он буквально посылает страдания как наказание за грехи, что Он гневается на грешников: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. ...Грехи наши не допускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы освобождение от грехов, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, излечив сущее в нас зло, опять мы становимся способными вкушать Божию благость...»

Отеческая забота

В свете такого понимания Бога и данные людям заповеди — это не свод уголовного права, а правила безопасности, предупреждающие «дорожные знаки». Господь, как любящий Отец, предостерегает нас, как бы говоря: «Не увлекайтесь даже в мелочах чем-то плохим, чтобы не потеряться и не попасть по собственной вине в руки демонов-мучителей».


Конечно, на нас влияют чужие греховные поступки. Но Господь и наша совесть не спрашивают с нас за чужие грехи, а лишь только за свои. Положа руку на сердце приходится признать, что в наших скорбях виноваты мы сами, а не окружающие или обстоятельства. Быть счастливым со Святым Духом в душе можно при любых внешних условиях, понимая их временность и в чем-то даже полезность. Оказаться же, из-за потери Бога, с бесами, хоть бы и на некотором расстоянии — неописуемый ужас. И если водителей на дороге дисциплинирует угроза схлопотать штраф, то наказание за грехи — педагогически полезное понятие, пригодное для простых людей и даже для детей.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Что такое гордость и из чего она рождается.
Искушения, находящие на гордых.

Архимандрит Клеопа (Илие)

Что такое гордость и из чего она рождается

Брат: Преподобный отче, прошу вас, скажите мне, что такое гордыня и какой она бывает?

Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник всякого греха и всякого беззакония. И поскольку ты спросил, какой она бывает, то знай, что, как говорит святой Григорий Двоеслов, «у гордыни пять ступеней, а чтобы понять эти ступени, надо сначала понять, что блага, которыми гордится гордый, также бывают пяти видов, а именно:

блага природные, то есть сообразительность, красота, храбрость и тому подобное;

второй вид — блага приобретенные, каковы знание, мудрость, мастерство и подобное им;

третий — блага случайные, каковы богатство, слава, должность и тому подобное;

четвертый — блага волевые,

пятый — блага духовные, то есть дар пророчества, чудотворений и тому подобное».

Итак, брат Иоанн, на первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом.

Вторая ступень гордости — когда человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того.

Третья ступень гордости — когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет.

Четвертая ступень гордости — когда кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они.

Пятая, и последняя, ступень гордости — когда человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы.

Знай еще, брат Иоанн, и помни, что у гордости есть двенадцать дочерей: тщеславие, любопытство, возношение ума, хвастовство, леность, дерзость, лицемерное исповедание, самооправдание, вероотступничество, своеволие, самочиние и полное свыкание с грехом.

Брат: Но как зарождается гордость, преподобный отче, в уме человека?

Старец: Гордость, брат Иоанн, имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях: самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни, то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других.

Брат: Преподобный отче, гордость бывает только одного вида или нескольких видов?

Старец: Гордость, брат Иоанн, бывает двух видов, а именно: гордость нашей воли и гордость ума.

Брат: А какая из них хуже или опасней?

Старец: Знай, брат Иоанн, что много хуже гордость ума.

Брат: А почему гордость ума хуже гордости воли?

Старец: Вот почему, брат Иоанн. Гордость воли, поскольку она легче распознается умом, легче поддается уврачеванию, ибо ее легче подчинить должному, а когда ум поражен гордостью и твердо уверен, что его суждение лучше суждения других, тогда как его исцелить? Не имея того, кто мог бы подчинить его суждению других, он не считает другого лучше себя. Если око души — а это ум, с помощью которого человек распознаёт и очищает гордость воли,— немощно, слепо и преисполнено гордости, то кто его сможет уврачевать? И если свет — это тьма, а дорожный указатель не туда повернут, то как они смогут осветить и направить других?

Поэтому, брат Иоанн, нам надо противостать более бдительно и твердо этой опасной гордости ума. И, с великой силой противостоя ей, станем обуздывать горячность нашего ума, а мнение свое покорим мнению других и соделаемся безумными ради любви Христовой, чтобы смочь нам умудриться, как сказано: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3: 18).

Итак, брат Иоанн, пойми, что гордость ума — это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!

Сам Бог через пророка Исаию окаивает пораженных этой болезнью, говоря им: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5: 21). И великий апостол Павел заповедует нам: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). И Соломон говорит также: Не будь мудрецом в глазах твоих (Притч. 3: 7).

Думаю посему, брат Иоанн, что из сказанного и достаточно ясно понятого ты уяснил себе, что гордость ума хуже и опаснее гордости воли. Знай же и то, что как гордость ума, так и гордость воли — зло весьма многовидное. И это многовидное зло греха гордыни дивно описывает святой и божественный отец Иоанн Лествичник таким образом: «Гордость есть отступление от Бога, выдумка бесов, исчадие похвал, признак бесплодия души, матерь осуждения, отгнание помощи Божией, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, страж грехов, причина несострадательности, лютый истязатель, бесчеловечный судья, противник Богу, корень хулы».

Видишь, брат Иоанн, как многообразно зло греха гордыни? Поэтому Божественное Писание называет гордого нечистым пред Богом, говоря: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16: 5). Но и того, кто сдружается с гордым, оно тоже называет нечистым, говоря: Кто прикасается к смоле, тот очернится (Сир. 13: 1). Потому, брат Иоанн, этот грех крайне мерзок пред Богом, и Он наказывает его очень сурово.

Ср.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 1. С. 150.

Искушения, находящие на гордых .

Брат: Преподобный отче, а на кого из гордых не находят искушения?

Старец: Искушений, которым попускает Бог, брат Иоанн, найти на гордых, намного больше, и они намного тяжелее, чем искушения, находящие на смиренных. И, чтобы ты понял это, послушай того же отца Исаака Сирина, который говорит так: «А искушения, которые находят по попущению Божию на тех, кто бесстыден и кто превозносится в мыслях своих,— это явные искушения бесов, превосходящие пределы души: лишение силы рассудка, имеющегося в них, резкое ощущение блудного помысла, попускаемое на них к смирению их превозношения, скорая раздражительность, желание исполнить собственную волю, укорение словами, раздоры, презрение, совершенное заблуждение ума, хула на имя Божие; безумные мысли, заставляющие смеяться, когда следовало бы плакать; оклеветание [гордых] людьми; потеря чести; посрамление и надругательства от бесов во многих видах, в лицо и тайно; желание смешаться с миром и вернуться в него; разговоры и безумные пересуды на каждом шагу; выискивание в себе постоянно ложных пророчеств; обещание многого, превышающего их силы.

Это искушения душевные. А из телесных с ними случаются эти: приступы боли, от которых они не могут избавиться; сопряженность и всегдашние встречи с людьми плохими и безбожными; они попадают в руки злых людей, которые мучают их; сердце их вдруг начинает учащенно биться от страха перед Богом беспричинно и неожиданно; часто нападает на них внезапная боязнь; падают они также со скал и с высоких мест, разбивая тело свое; сердце их лишено всякой поддержки, исходящей от Божественной силы и от упования веры. И чтобы сказать вкратце, все, что невозможно и что превыше сил, все это находит на них, и все перечисленное тут — это виды искушений гордости».

Вот, брат Иоанн, по милости и с помощью Божией я привел тебе здесь немногие свидетельства из Божественного Писания и святых отцов о великой пользе смирения, из которых видно, что те, кто проводит жизнь свою в смирении, отнюдь не имеют столь великих и тяжких искушений, как враги Божии, каковыми являются гордые и высокомерные.

Потому, брат мой, мы, грешные, должны непрестанно молить Благого Бога, да удостоит Он и нас дара смирения, чтобы нам до последнего дыхания идти путем смиренномудрых. Потому что только путь смирения ровен и тих и дает покой душе в веке сем. Этому учит нас Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, говоря: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29).

Ср.: Там же. Слово 79. С. 598-599.

Как Бог наказывает грех гордыни?

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8-9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13-14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13-14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16-17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец: Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием.

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16-17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали».

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18-19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43-44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4-8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20-23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.