Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Хан Гирей: биография. Династия Гиреев

Каракалпаки

1. Кучумовичи .

Среди каракалпаков могли остаться потомки сибирского хана Кучума, которые там правили. Основателем династии был

Кучук,
сын Абулая,
сына Ишима,
сына Кучума.

У Кучука был сын Султан-Мурат и племянник Ишим, правившие среди каракалпаков. Позже эта династия была отстранена от власти казахскими чингизидами.

2. Каракалпакские торе .

По устной информации, полученной от потомков казахских торе в Каракалпакии, там есть две линии торе, потомки братьев Каип-хана и Бори-торе. Они были сыновьями

Батыр-хана,
сына Каип-хана старшего,
сына Ксрау,
сына Сырдака,
сына Кудайменде,
сына Ишим-хана казахского,
сына Шигай-хана,
сына Джадика,
сына Джанибек-хана казахского (его генеалогию и гаплотип мы рассмотрим ниже в главе про казахских торе).

К потомкам Каип-хана относился последний хан каракалпаков Мухаммед Зарлык-торе,
сын Абулгазы,
сына Каип-хана .

Крымские Гиреи .

В 15-м веке двоюродный брат Улуг-Мухаммеда, Хаджи-Гирей основал династию крымских ханов, существующую и поныне. Его генеалогия:

Хаджи-Гирей,
сын Гиясаддина,
сына Таш-Тимура,
сына Джансы,
сына Тулек-Тимура,
сына Кунчека,
сына Саричи,
сына Уран-Тимура,
сына Тука-Тимура,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

Все линии крымских ханов восходят к Хаджи-Селим I Гирею. Его генеалогия:

Хаджи-Селим I Гирей,
сын Бахадур I Гирея,
сына Селямета I Гирея,
сына Девлет I Гирея,
сына Мубарак-Гирея,
сына Менгли I Гирея,
сына Хаджи-Гирея (см. выше).

После завоевания Россией Крымского ханства Гиреи распались на несколько ветвей:

1. Русские Гиреи .

Это - потомки последнего крымского хана Шахин-Гирея, они живут в России, в Ростове-на-Дону. Другая ветвь его потомков живет в Бурсе и Стамбуле.

В России также остались жить потомки

Александра Ивановича Крым-Гирея,
сына Селима III Гирея,
сына Фетиха II Гирея,
сына Девлета II Гирея,
сына Хаджи Селима I Гирея,
сына Бахадур I Гирея,
сына Селямета I Гирея,
сына Девлет I Гирея,
сына Мубарак-Гирея,
сына Менгли I Гирея,
сына Хаджи-Гирея (см. выше).

Султан А.И. Крым-Гирей под влиянием шотландских миссионеров принял христианскую веру, затем уехал учиться в Петербург, и продолжил свое обучение в университете Эдинбурга, где жил несколько лет. Там он женился на дочери богатого британца. Отец девушки был против этого брака, но ничего не смог сделать, кроме того, как лишить ее наследства. Вместе с мужем она покинула родной Эдинбург, чтобы поселиться с ним в Крыму. Ее звали Анна Яковлевна Крым-Гирей (урожденная Нейльсон). Потомки их проживают в Крыму.

Другим потомком крымских ханов был Василий Дмитриевич Симов-Гирей, сын Дмитрия Симовхана Селим-Гирея. Василий учился в Норфолкском, Бернском, Цюрихском университетах, работал на сооружении Панамского канала, затем - в Египте, Германии, Центральной Америке, Японии. Он - кавалер орденов Станислава, Анны, Владимира. Как известный инженер, В.Д. Симов-Гирей был прикомандирован к Ставке главнокомандующего русской армией в первой мировой войне. За участие и выступление на митинге в г. Могилеве после Февральской революции он был отчислен из армии и отправлен на работу на Кольский полуостров. Принимал участие в строительстве Каширской электростанции и Беломор-канала. Приехал в Степняк (Казахстан) по срочному делу в командировку, так и прожил здесь 25 лет до своей смерти. К сожалению, потомков у него не осталось.

Тамарин-Мерецкий Александр Александрович (1882 - 16.09.1938) Род. в д. Бахче-Эли Феодосийского уезда Таврической губ., Крымский татарин. До 1918 года имя и фамилия - Хан-Гирей. Окончил Лесной институт.

Работал журналистом, военным корреспондентом популярных всероссийских газет "День", "Утро России".

Поручик царской армии. Участник 1-й мировой войны. Служил на штабных должностях в "Дикой" горской кавалерийской дивизии.

В 1917 - участник выступления генерала Л.Корнилова.
С конца 1917 - в Красной гвардии, РККА. Участник гражданской войны.
В 1920-23 - командир дивизии, командующий армией на Туркестанском фронте.
В 1925 году уволен в запас по болезни. Проживал в Москве, получал пенсию, изредкa публиковал очерки в различных газетах, в том числе в "Комсомольcкой правде".
8 апреля 1927 арестован ОГПУ по подозрению к причастности к военному заговору бывших офицеров царской армии. Приговорен к 3 годам лагерей. Сидел в Вишерском отделении СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения). Заведовал лагерной оранжереей, выращивал розы.
3 сентября 1929 дело пересмотрено и заседанием Особого совещания (ОСО) при НКВД СССО (т.е. без суда) срок сокращен до 2,5 лет.
Однако в том же 1929 дело опять пересмотрено ОСО и срок увеличен до 7 лет ИТЛ.
3 октября 1932 освобожден, остался работать в тресте "Дальстой" НКВД СССР по контракту заведующим агробазы станции "Океанская" (близ Владивостока). Занимался разведением в парниках плодовых и овощных культур.
22 марта 1935 постановлением ЦИК СССР за примерный труд судимость снята.
С ноября 1935 - сотрудник (фактически - научный руководитель) агробазы в бухте Нагаево (около Магадана).
С июня 1936 - первый управляющий Колымской опытной агростанции.
В ноябре 1937 выехал в отпуск на "большую землю".
В апреле 1938 уволен как не вышедший из отпуска на работу.
До введения официальных воинских званий РККА (1935) - имел три ромба в петлицах, т.е. командир корпуса.
Вывел морозоустойчивый сорт капусты "Гибрид Тамарина", гибридные сорта картофеля и роз.
Арестован 10.05.1938. Приговорен ВКВС СССР 16.09.1938 по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян 16.09.1938. Реабилитирован 4.03.1958.
Место захоронения: Коммунарка.

Анна Ивановна Гирей (?-1827) Генеалогия неизвестна. Крестница генерала Раевского. Была подругой А.С. Пушкина, стала прообразом черкешенки из “Кавказского пленника”. Что касается поэмы «Бахчисарайский фонтан», которая была написана в Кишиневе, то следует согласиться, что прообразами главных героинь Марии Потоцкой и Заремы стали сестры Раевские и Анна Гирей. Елена - это Мария Потоцкая, нежная и печальная, в которую страстно влюблен хан Гирей. Эта гипотеза была высказана еще в 1923 году Д.С. Дарским .

2. Много Гиреев эмигрировало в Турцию .

Положение Гиреев в Турции было хорошо описано Смирновым: «Поколение Чингизидов, издавна водворившихся в турецких владениях, настолько было там многочисленно, что, кажется, не извелось и до настоящего времени. Но только с потерей политического значения род Гиреев принял совершенно иной характер в своем частном быту в качестве простых обывателей и подданных Отоманской империи. Татарские царевичи, расплодившись в Румелии, сделались чистой обузой для Порты».

Если и сохранились потомки крымских ханов среди турков, то искать их надо в Румелии: среди турков в Болгарии и Европейской части Турции.

Самым известным потомком Гиреев в Турции был Ахмед Тевфик-паша (1845-1936). Этот потомок династии крымских ханов Гиреев, последний османский садразам (глава султанского правительства), пользуясь огромным авторитетом у современников, с 1908 года четырежды возглавлял кабинет министров, причём трижды - в самые критические минуты существования государства - между 1918 и 1922 гг.

3. Кавказские (в основном адыгские) Гиреи

Основателем одной линии адыгских Гиреев был Ислам-Гирей, сын Азамат-Гирея, сына Хаджи-Селима I Гирея . Он «покинул Крым из-за ссоры с правительницей Крыма», основатель адыгейской фамилии Хан-Гиреи. Согласно семейному преданию, переселился на Кавказ из Румелии, турецкой провинции на Балканах. Был он человеком храбрым и ума замечательного. Предвидя закат Крыма, он заключил с принявшими его бжедугскими князьями благоприятный для себя и своих потомков договор .

Самый яркий представитель этого клана был

Хан-Гирей (1808-1842),
сын Магмет-Гирея,
сына Аслан-Гирея,
сына Сагат-Гирея,
сына Ислам-Гирея.

Хан-Гирей прожил сложную, но яркую и богатую событиями жизнь, оставив свои произведения. Он был первым и среди адыгов и среди русских, кто составил подробное, достоверное и увлекательно написанное описание быта, верований, обычного права и эпоса своего родного адыгейского народа. Первооткрыватель и исследователь Хан-Гирея в советское время М.О. Косвен в 1961 г. писал, что произведения Хан-Гирея и ныне остаются ценнейшими историческими и этнографическими источниками из всего, что об адыгах было написано за все дореволюционное время. Следует здесь отметить, что произведения Хан-Гирея вызвали определенный интерес известных русских и зарубежных кавказоведов, иностранной печати. Их использовал в своих работах русский кавказовед Вс. Миллер и ученый-англичанин Дж. Белл, а «Черкесские предания» публиковались на немецком языке.

Брат Хан-Гирея – Адиль Гирей (1819-30.12.1876), известен как писатель и офицер.

Другим известным представителем этого клана был

Довлет Гирей (1876-1918),
сын Селет-Гирея,
сына Каплан Гирея,
сына Аслан-Гирея,
сына Сагат-Гирея,
сына Ислам-Гирея.

В пятилетнем возрасте Довлет был отвезен на воспитание в Египет к молочному брату отца. В Россию возвратился в четырнадцатилетнем возрасте. Менее чем через год был принят на учебу в Стамбульское кавалерийское училище, был выпущен корнетом. С разрешения Николая I дважды служил в Турции, оставаясь российским подданным. Довлет Гирей считается основателем адыгейского театра и первым сценаристом.

Также к кавказским Гиреям относились:

Султан Крым-Гирей Инатов (15.08.1843-?), сын Султан Инат-Гирея, известный Адыгский просветитель.

Казы-Гирей Бахтыгиреевич (1807-13.04.1863), племянник проживавших в Закубанье генерал-лейтенанта Султана Менгли-Гирея и генерал-майора Султана Азамат-Гирея. В 1836 г. в первом и втором номерах журнала «Современник» выходившего в Санкт-Петербурге, были напечатаны очерки «Долина Ажитугай» и «Персидский анекдот» ранее неизвестного автора - Казы-Гирея. Тут же в примечании издателя, которым был А.С. Пушкин, говорилось: «Вот явление неожиданное в нашей литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей...». В.Г.Белинский, прочитав очерки, в восторге отозвался об авторе, что он «...владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов».

Кылыч Гирей Шаханович (1880-17.1.1947), князь, один из руководителей горского националистического движения, генерал-майор белой армии (1918), сотрудничал с Германией во второй мировой войне, за что и был приговорен к смертной казни в СССР. Его потомки проживают в Адыгее. Его родной брат Байзет-Гирей был полным Георгиевским кавалером и погиб еще в 1918 году.

Также к адыгским Гиреям по все видимости относились следующие Шан-Гиреи:

Павел Петрович Шан-Гирей (1795-1864), глава семейства, штабс-капитан, протопип героя очерка Лермонтова "Кавказец". Его рассказы о Кавказской войне послужили материалом для ранних произведений поэта.

Аким Павлович Шан-Гирей (1818-1883), сын Павла Шан-Гирея и Марии Акимовны, двоюродной тети Михаила Юрьевича Лермонтова.

Султан Кадыр Гирей,
сына Азамат Гирея,
сына Селим Гирея (по другой версии Сагат Гирея),
сына Селим Гирея,
сына Девлет IV Гирея,
сына Арслан-Гирея,
сына Девлета II Гирея,
сына Хаджи-Селима I Гирея.

Известный деятель того времени князь Кадыр Гирей (1891-1953) был полковником в царской армии, ранен во время гражданской войны 05.01.1920. Эмигрировал с Кавказа в 1921 г. в Турцию, а оттуда в США, основал «Черкесско-Грузинское общество» в США.

Его сын Чингиз Гирей (1921-) стал еще более знаменит, чем отец.
Чингиз учился в престижном Йельском университете на одном курсе с будущим президентом Джорджем Бушем–старшим.
В годы Второй мировой войны Чингиз служил в американской разведке. Чингиз Гирей был также писателем и поэтом, автором книги «В тени власти» ("The Shadow of Power"), ставшей в свое время бестселлером.
Совсем молодым офицером Американской армии во время второй мировой войны ему пришлось играть ответственную роль - шефа русской секции Отдела связи между американскими и со¬ветскими командованиями в Австрии. После войны он участвовал в американской делегации на Мирную Конференцию в Москве в 1947 г.

Азамат Гирей (14.08.1924-08.08.2001), младший сын Султан Кадыр Гирея. Объявил себя главой дома Гиреев. Был женат дважды: первая жена – Сильвия Оболенская(1931-1997). От этого брака (1957-1963) родились дочь Селима (род. 15.01.1960), сын Кадыр Девлет Гирей (род. 29.03.1961) и сын Адиль Сагат Гирей (род. 06.03.1964). Вторая жена – Федерика Анна Сигрист. От этого брака родился Каспиан Гирей (род. 09.03.1972).

Селима вышла замуж в 1996 году за Дерека Годарда и родила в 1998 году дочь Алису Лейлу Годард.

Кадыр Девлет Гирей женился в 1990 году на Саре Вентворт-Стэнли. У него сын Чингиз Карим Султан-Гирей (род. 1992) и дочь Тажа София (род. 1994).

Адиль Сагат Гирей женился в 2001 году на Марии Саре Пето. В 2002 году у него родился сын Темуджин Сердж Гирей.

Кадыр Девлет Гирей и Адиль Сагат Гирей профессиональные музыканты, игравшие в группе Funkapolitan. Адиль Сагат Гирей композитор, пишет саундтреки и мелодии в различных жанрах. (www. sagatguirey.com)

После смерти Азамат Гирея на Багамах, главой дома Гиреев стал Джеззар Раджи Памир Гирей. Он окончил Оксфорд. 28 июля 1993 года приезжал на курултай крымских татар в Симферополь и выступал перед ними как принц дома Гиреев. Джеззар Гирей является владельцем Giray Design Company. На мои запросы с просьбой предоставить свою генеалогию и сдать (анонимно) ДНК-тест, ответа не последовало.

Ногайские чингизиды

1. Джанибековы .

Очень многим было известно, что родословная Лилии Мунировны Джанибековой, первой жены космонавта Владимира Александровича Джанибекова, идёт от хана Золотой Орды Джанибека, сына хана Узбека. Впоследствии, в ХIХ веке, потомки ханов стали просвещенцами, основателями ногайской письменности и литературы. Мунир Джанибеков (отец Лилии Мунировны), будучи отцом двух дочерей, оказался последним мужчиной в этой династии. На совете родителей молодоженов стороны пришли к соглашению, чтобы Владимир Александрович, которого Мунир-ага считал своим сыном, взял фамилию жены и тем самым продолжил род Джанибековых.

Мы склоняемся к версии, что эта фамилия происходила не Джанибека, хана Золотой Орды, а от казахского хана Джанибека. В устной литературе кочевников их часто путают. Основанием для такой позиции является известие об откочевке Ахмед-Гирея на Кубань.

Ахмед-Гирей,
сын Хак-назар-хана,
сына Касым-хана,
сына Джанибек-хана.

Ахмед-Гирей, казахский чингизид, правивший среди башкиров, и откочевавший вместе с ногайцами из Башкирии вскоре после падения Казани и раскола Ногайской Орды.

Среди Ногайской Орды проживали чингизиды трех линий, восходивших к Джучи: астраханские, казахские чингизиды (потомки 13-го сына Джучи) и шибаниды (потомки пятого сына Джучи). Их потомки гипотетически могут существовать среди современных ногайцев.

Тарковские шаухалы

В литературе нет однозначного ответа, происходят ли кумыкские шаухалы от чингизидов. Ханмурзаев И.И. и Идрисов Ю.М. считают, что шаухалы имеют общих предков с крымскими Гиреями , Алиев К.М. имеет другую точку зрения. Возможно, сопоставление гаплотипов кумыкских шаухалов и казахских торе поможет разрешить эту проблему. Следует также учесть, что потомки Тарковских шаухалов очень многочисленны на Кавказе.

К потомкам шаухалов на Кавказе относятся аварские ханы, аргуанийские и андийские беки, гонадинские, гоцатлинские, телетлинские князья, князья Турловы и происходящие из них чеченские княжеские фамилии Айдемировы и Хасбулатовы, Шамхаловы (андийские), карачаевские князья Крым-шаухаловы, гидатлинские шаухалы, абхазские князья Ачба, некоторые ингушские тейпы, кумыкские фамилии Тарковские, Буйнакские, Шамхаловы, Мехти-Шамхаловы, Бек-мурзаевы, различные чанки (потомки шаухалов от наложниц), князья Буйнакские, Гиллинские и Торкалинские беки, князья Алыпкачевы, Капчугайские беки (Казаналиповы), Губденские и Кадарские беки, Бекмурзаевы-Кубанские (обрусевшая ветвь), Бамматулинские беки, кумыкские княжеские фамилии: Айдемировы, Темировы, Казаналиповы, Муртузали-Аджиевы (из этой фамилии происходит Мурат Аджи), Уцмиевы, Каплановы, Алибековы, Эльдаровы, Арсланбековы, Хамзины (Хамзаевы, Алишевы), мехтулинские ханы, Кази-кумукские князья и польская ветвь Тарковских, откуда произошли Арсений и Андрей Тарковские .

Киргизские чингизиды

Процитируем письмо одного киргиза, чей дед гипотетически относился к чингизидам: «Я до сих пор внимательно изучал старые книги о санжыра. И наткнулся на то что есть две версии по поводу происхождения колпоч. Одна версия говорит что Эр Эшим (казахский хан Ишим, сын Шигая, сына Джадика, сына Джанибек-хана) женился на наложнице Турсунхана (шибанид, потомок пятого сына Джучи), и дети, появившиеся от этого брака, относятся к племени колпоч. Другая версия говорит, в подтверждение чего я слышал когда то из уст знающих аксакалов Таласа, что во время набега на Турсунхана, одному из батыров рода саруу Тонтерту досталась беременная наложница Турсунхана. Она родила сына названного Жанчакты, и потомки его сегодня составляют племя колпоч. Мой тайата (отец мамы) представитель племени колпоч, его родословная представлена следующим образом». Дальше шла родословная.

По гаплогруппе он относится к С3 (ID HGZPP), к той же подгруппе что и казахские чингизиды с RecLOH в DYS 448, но, по всей видимости, представитель рода Колпоч имеет предка с казахскими чингизидами раньше Чингиз-хана.

Казахские чингизиды

На сегодняшний день казахские чингизиды по численности вполне равны монгольским чингизидам и превосходят по численности чингизидов в других этносах. В силу того, что русскоязычные читатели могут познакомиться с биографиями казахских торе по книгам Ерофеевой И.В. и другим источникам, мы не будем сильно расписывать этот клан.

Большинство казахских чингизидов происходят от
хана Джанибека,
сына Барак-хана,
сына Куйурчука,
сына Урус-хана,
сына Бадыка,
сына Тимур-ходжи,
сына Бакубуки,
сына Ачика,
сына Уран-Тимура,
сына Тука-Тимура,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

1. Урусханиды

У Джанибека было 9 детей, из них потомки троих детей живут в Казахстане.

1.1. Потомки Джадика. Это – самая многочиленная группа. Сюда входят потомки Тауке-хана, Барак-хана, Кушик-хана, Каип-хана, Абылайхана, Султанбета, Бабак-султана, Карабая и т.д. Большая часть казахских чингизидов происходят из этой династийной группы.
К этому клану (кроме казахских ханов) относятся Шокан Валиханов, Алихан Букейханов, Тезек-торе, Рустем Тентек-торе, Сыздык Кенесарин, Макы, Шотаман, Султангази, Едиге Валихановы, Ермухан Бекмаханов, Нурлан Амрекулов, Елизавета Садвакасова, Срым Букейханов, Мажит Бураханов, Бахытжан, Ерулан, Сержан Канапьяновы, Ахмет и Салимгирей Жанторины, Ахмедказы Чутаев, Мухтар Джакишев и т.д.

Зарегистрированный потомок этого клана в базе www.ysearch.org имеет User ID 9245Z. Его близкий родственник зарегистрирован под User ID CQYS8.
Они оба являются потомками султана Барака.

1.2. Потомки Усека представляют основную линию от Абулхаир-хана, хотя есть много родственных, но малочисленных линий. Отсюда пошла единственная семья казахов, удостоенная княжеского достоинства в России – это дети хана Джангира, именовавшие себя Чингис. 3 сынам хана Джангира были жалованными князьями Российской Империи: Все они имели фамилию Чингис и родовой герб. Первым князем Чингис был Сахиб-Гирей, который был пожалован этим титулом 25.06.1847. Вторым князем Чингис был Ибрагим-Гирей, который был пожалован этим титулом 23.02.1853. Третьим князем Чингис был Ахмед-Гирей, который был пожалован этим титулом 30.04.1870. Всего в Российской империи за все время существования было всего 33 жалованных князей.
Из сыновей хана Жангира наиболее известен Губайдулла, также выпускник столичного привилегированного Пажеского корпуса. Он стал первым казахом - полным генералом рода войск.
Зарегистрированный потомок этого клана в базе www.ysearch.org имеет User ID BK4A3. Он является прямым потомком хана Абулхаира. Потомками этого клана являются такие люди как Даулеткерей, Майя Шигаева, Диас, Габдолхаким, Хазихан, Науша Букейхановы, Марат, Рустем, Жиханшах, Альмухаммед и Тулеу Сейдалины, Камбар Медетов, Санджар Асфандеяров, Бахытжан Каратаев, Амантай Альмукамбет

1.3. Потомки Касыма. Упомянуты только у Шотамана Валиханова, хотя нигде в других исторических источниках – эта группа не зафиксирована. Раньше у меня были серьезные вопросы по этой группе, пока я не увидел шежере рода Шекты (http://www.elim.tustyle.com/files_kishi/alimyly/shekti.rar), где эта ветвь прописана как часть рода шекты. При этом Мадели, один из предков ветви, назван жиеном Кунбиби-Кубы (дед по материнской линии). Вероятно, эта версия основана на генеалогических преданиях рода шекты. Поэтому мы теперь отнесем эту ветвь к гипотетическим чингизидам. Для проверки версии следует представителям этой тайпы пройти ДНК-анализ, который можно сравнить с ДНК-анализами торе. Мы оплатили результаты анализа представителя этого клана.

2. Шибаниды .

Вторая группа казахских Чингизидов вышла из Хорезмских Шейбанидов, бежавших в казахские степи. Это – потомки Хаджи-Мухаммеда, хивинского хана.

Его генеалогия:

Хаджи-Мухаммед,
сын Акатай-хана,
сына Аминек-хана,
сына Ядигер-хана,
сына Тимур-шейха,
сына Тимур-ходжи,
сына Араб-шаха,
сына Пулада,
сына Менгу-Тимура,
сына Бадакула,
сына Джучи-Буки,
сына Бахадура,
сына Шибана,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.

Потомком Хаджи-Мухаммеда был Джочи, у которого было два сына – Шах-Нияз (отец Ильбарс-хана) и Муса-хан (отец Шах-Тимура). Дети кузенов переселились по отдельности в Казахстан. После смерти Шах-Тимур-хана в 1737 году его вдова с детьми переселилась к отцу Булхаир-султану, брату Абулхаир-хана. Сейчас эти потомки Шибанидов проживают в Казахстане.

3. Жадигер-торе :

Зарегистрированный потомок этого клана в базе www.ysearch.org имеет User ID WJKAQ. Если с предыдущими кланами история ясна, то про жадигер-торе можно пока только строить догадки. Доподлинно неизвестно происхождение клана. В основном этот клан проживает в Кзыл-Ординской области.

Нами было выдвинуто две полноправные версии происхождения клана:

1. Жадигер-торе – потомки хорезмских шибанидов (потомки Ядигера)

2. Жадигер-торе – потомки казахских торе, восходящие к общеказахскому хану Джанибеку. Скорее всего, они происходят из группы потомков Джадика.

Шежере клана обрывается на Жадигер-торе. По устной информации одного из потомков клана, отцом Жадигера был или Джанибек, или Абулхаир. В связи с этим мы выдвинули версию, что предком клана был Джанибек, зять хана Абулхаира. Генеалогия этого Джанибека неизвестна. Он с равным успехом может быть и потомком Джанибек-хана, и потомком Хорезмских Шибанидов.
Думаю, данные ДНК-анализа при определенной репрезентативности и массовости смогут нам помочь определить место жадигер-торе среди чингизидов. Есть два варианта по генеалогическим раскладам:
1. Общий предок Джучи (1182-1227) или
2. Общий предок хан Джанибек (род. до 1428 – умер после 1470).

4. Среди казахских найманов

один из кланов имеет легенду о том, что их предком по мужской линии был шибанид. У Каракерея был сын Байторе, у того сын Байыс.

Дочь Байыса Макта Апай вышла замуж за Токтар-кожу, сына Сайбек-хана и родила от него двух сыновей - Ерджигита и Байджигита. Epджигит уходит с отцом в Туркестан, Байджигит остается здесь и становиться предком этого клана. К этому клану принадлежал Кабанбай батыр (Ерасыл, сын Ходжагула, сына Мамбета, сына Байджигита). На данный момент мы собираемся взять пробы у одного из представителей этого клана.

<Гаплогруппа С3

Три ветви казахских чингизидов относятся к гаплогруппе С3 и имеют характерную мутацию: RecLOH в DYS 448. Обнуление аллели, скорее всего, произошло еще до Чингиз-хана, так как такую же метку имеют несколько поляков, киргизов, и казах из рода ысты.

Гаплотип потомка Барака (в формате FTDNA):

Гаплотип потомка Абулхаира:

14 24 15 11 12 14 11 13 12 13 11 29 16 8 8 11 12 30 14 0 28 11 12 12 17

Отличие двух чингизидов на двух маркерах из 25 (выделено).

Формально это различие составляет примерно 600 лет от общего предка, но погрешность такого расчета по двум гаплотипам составляет как минимум плюс-минус 300-400 лет. По генеалогическим данным их общий предок хан Джанибек (род. до 1428 – умер после 1470), что не противоречит данным ДНК-анализа.

Потомки Барака и Абулхаира сделали анализ 67 маркеров, в отличие от Жадигер-торе, который пока ограничился 25 маркерами.

Гаплотип жадигер-торе:

14 24 15 10 12 14 11 13 12 13 11 29 15 8 8 11 12 29 14 0 29 11 12 12 18

Отличие от потомка Барака на трех маркерах из 25 (отмечено), отличие от потомка Абулхаира на 5 маркерах из 25.

5 мутаций на трех 25-маркерных гаплотипах показывают, что общий предок всех троих жил 925 лет назад, то есть в конце 1000-х годов, с погрешностью примерно 100-200 лет. Это не противоречит тому, что их общим предком является действительно Чингиз-хан или Джучи. Но пока из-за малого количества данных, мы не можем со 100%-уверенностью говорить об этом, требуется увеличить количество анализов, хотя бы до 10 человек из различных линий.

Очень интересны с этой точки зрения сравнение ДНК современных чингизидов с хуннскими захоронениями в Монголии (третий сектор захоронения). На 12 маркерах гаплотип из захоронений выглядит так:

13 24 15 10 12 15 х х х х 11 29

Х означает, что значение этого маркера неизвестно.

Отличия этого гаплотипа от чингизидов на двух маркерах из восьми (средняя скорость мутации 0.00194 на маркер на поколение) указывает на их общего предка, жившего примерно 1850 лет назад, то есть вторая половина 2-го века нашей эры, плюс минус как минимум столетие. Датировка захоронения – 3-й век нашей эры (время захоронения людей из 3-его сектора) свидетельствует о том, что, скорее всего, там захоронены сяньбийцы, возможно сам Таншихай и его семья.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что нам стал известен гаплотип казахского хана Джанибека:

14 24 15 10 12 14 11 13 12 13 11 29 16 8 8 11 12 30 14 0 28 11 12 12 18

Возможны некие вариации, но в целом гаплотип был таким.

Мы в целом обрисовали генеалогическую картину чингизидов. Теперь наша задача – собрать генетическую картину чингизидов и путем наложения друг на друга ответить на некоторые вопросы, на которые традиционными историческими методами (критическое источниковедение и др.) ответить было практически невозможно, например, на вопрос, являлся ли Джучи генетическим сыном Чингиз-хану, или же проверка версий о происхождении какого-либо рода от Джучи и Чингиз-хана. Но рассмотрение этого вопроса будет возможно только при сборе ДНК-образцов у большинства известным нам чингизидов и потомков его братьев.

Литература

1. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе». Алматы. 2008. стр. 83-90.

2. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 266-268.

4. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 274-278

5. История Казахстана в персидских источниках. Том 3. Алматы. 2006. стр. 196.

6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Т.3.
Алматы. 2000. стр. 279-280

7. «The history of India. As Told By Its Own Historians». Edited by Prof. John Dowson. 1956 Calcutta. «The history of the Arghuns and Tarkhans of Sind». Siddiqi, Mahmudul Hasan, and Mīr Muḥammad Maqṣūm. Hyderabad, Pakistan: Institute of Sindhology, University of Sind, 1972.

8. Гайворонский О. «Повелители двух материков». Киев. 2007. стр. 22

9. Зайцев И.В. «Между Москвой и Стамбулом» М. 2004. стр.93, Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 57

10. Думин С.В. «Татарские царевичи в Литве». http://www.misharlar.ru/tttzliet.html

11. Dziadulewicz Stanisław «Herbarz rodzin tatarskich w Polsce» Wilno. 1929.

12. Гришин Я.Я. «Польско-литовские татары: взгляд через века» Казань. 2000., Гришин Я.Я. «Польско-литовские татары: наследники Золотой Орды» Казань. 1995.

13. Neagu Djuvara «Iarasi despre Negru Voda si "Descalecatoare"» http://www.itcnet.ro/history/archive/mi200...rrent8/mi53.htm

14. Гарднер Л. Царства Властителей Колец: По ту сторону сумеречного мира / Лоренс Гарднер. - Пер. с англ. К. Савельева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. стр. 334.

15. Сборник материалов, относящихся к истории Зо¬лотой Орды Т. 2: Извлече¬ния из персидских сочинений/Сост. В. Г. Тизен¬гаузен, обработка А.А.Ромаскевича и С.Л.Воли¬на., М, Л 1941. стр. 141

16. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 35-38.

17. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 80

19. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 49.

20. Статья выйдет в сборнике: Всероссийской научной конференции, проходившей 20 мая 2008 года «Политическая и социально-экономическая история средневековых тюрко-татарских государств (XV – третья четверть XVIII в.)».

21. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 80-81.

22. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 98.

23. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 113.

24. А.Люсый. "Ангел утешенья" // "Октябрь, 1997, №6, с.171-174/

25. Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 90-91.

26. Вершигора А.Д. «Родословная адыгского просветителя султана Хан Гирея. //Генеалогия Северного Кавказа. №2 стр. 14-28

27. Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальство в контексте политического наследия Улуса Джучи на Северном Кавказе // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 1. – Казань: 2008. Стр. 127-128

28. Алиев К.М. «Шаухалы Тарковские» Махачкала. 2008.

29. Подробную генеалогию казахских чингизидов можно увидеть в книге Сабитов Ж.М. «Генеалогия Торе» Алматы. 2008. стр. 139-266.

Аким Павлович Шан-Гирей (1818-1883, Тифлис) - троюродный брат Михаила Юрьевича Лермонтова, автор воспоминаний о поэте (впервые напечатаны в журнале «Русское обозрение», 1890, книга VIII). На правах близкого друга помогал Лермонтову в работе над романом «Княгиня Лиговская»; сохранил многие рукописи поэта, включая список 4-й редакции поэмы «Демон», а также его письма, адресованные Святославу Раевскому, Марии Лопухиной, Александре Верещагиной.

В 1851 году женился на падчерице генерала Верзилина Эмилии Александровне Клингенберг - свидетельнице ссоры между Лермонтовым и офицером Николаем Мартыновым, завершившейся дуэлью.

Биография

Детство

Аким Павлович родился в станице Шелкозаводской в семье штабс-капитана в отставке Павла Петровича Шан-Гирея (1795-1864), служившего под началом генерала Ермолова, и Марии Акимовны Шан-Гирей (до замужества - Хастатовой) (1799-1845), приходившейся племянницей бабушке Лермонтова - Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В семье росло четверо детей; Аким Павлович был старшим.

В 1825 году Шан-Гиреи по настоянию Елизаветы Алексеевны перебрались из Пятигорска в Пензенскую губернию. На первых порах они остановились у Арсеньевой в Тарханах, позже приобрели расположенное неподалёку имение Апалиха. Семилетний Аким, взятый бабушкой Лермонтова «на воспитание вместе с Мишелем», жил рядом с будущим поэтом в течение двух лет; у мальчиков была общая детская комната и общие учителя - француз Капэ, рассказывавший о ратных подвигах, и немка Кристина Осиповна. Став старше, Лермонтов начал самостоятельно ездить к родственникам в Апалиху; его увлечённость Кавказом могла зародиться ещё в отроческие годы после рассказов Павла Петровича об этом регионе.

Лермонтова я начинаю хорошо помнить с осени 1825 года. <…> Мне живо помнится смуглый, с чёрными блестящими глазками, Мишель, в зелёной курточке и с клоком белокурых волос, резко отличавшихся от прочих, чёрных, как смоль. <…> Уже тогда он рисовал акварелью и лепил из крашеного воску целые картины. Из воспоминаний А. П. Шан-Гирея.

Молодость. Рядом с Лермонтовым

Начиная с 1828 года Шан-Гирей старался надолго не разлучаться со своим троюродным братом; когда тот переехал в Москву, Аким Павлович перебрался следом. Осенью 1832-го Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге - через два года в столицу прибыл и Шан-Гирей. Остановившись в доме Арсеньевой, он почти ежедневно навещал друга в юнкерской школе, пронося «контрабандой» пироги и конфеты; порой делал рисунки, рассказывающие о нравах этого заведения (среди сохранившихся - «Юнкера у карцера», «Обед юнкеров»).

Поступив в 1834 году в петербургское артиллерийское училище, Шан-Гирей в выходные и праздничные дни неизменно появлялся в квартире у Елизаветы Алексеевны: друзья играли в шахматы, спорили о книгах; Лермонтов привлекал младшего брата к работе над романом «Княгиня Лиговская». Шан-Гирей был посвящён в сердечные дела товарища: поэт не скрывал от него ни потрясения, вызванного известием о замужестве Варвары Лопухиной, ни интереса к княгине Марии Алексеевне Щербатовой - борьба за её внимание могла стать одной из причин дуэли Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. О том, что поэт ездил на Чёрную речку «стреляться», Шан-Гирей, вернувшийся из училища в неурочный час, узнал от него самого: Лермонтов, появившись в доме «мокрым как мышь», буднично рассказал, что сначала на снегу была драка на рапирах, потом секунданты дали дуэлянтам пистолеты; в итоге всё завершилось благополучно для обеих сторон.

У меня не было никакого предчувствия, но очень было тяжело на душе. Пока закладывали лошадей, Лермонтов давал мне различные поручения, <…> но я ничего не слыхал. «Извини, Мишель, я ничего не понял». - «Какой ты ещё дитя, - отвечал он. - Прощай, поцелуй ручки у бабушки». Это были в жизни его последние слова ко мне. В августе мы получили известие о его смерти.

Шан-Гиреи, родственники Е. А. Арсеньевой и М. Ю. Лермонтова, владельцы сельца Апалиха.

Мария Акимовна (урожд. Хастатова, 1799 - 1845) , двоюродная тетка М. Ю. Лермонтова, племянница Е. А. Арсеньевой. Родилась на Кавказе в имении Шелкозаводское, принадлежавшем ее отцу А. В. Хастатову, окончила институт благородных девиц в Петербурге. Была близкой подругой матери поэта, М. М. Лермонтовой, которая оставила в альбоме Марии Акимовны 9 записей.

М. Ю. Лермонтов познакомился с Марией Акимовной в детстве во время поездок на Кавказ, и дружба с покойной матерью поэта выделила ее среди других родственников.

После приезда вместе с семейством в Пензенскую губернию Мария Акимовна принимала участие в воспитании племянника. Во время совместной жизни в Тарханах (1825) Мария Акимовна помогала Елизавете Алексеевне следить за воспитанием и обучением детей, которых пригласили заниматься вместе с М. Ю. Лермонтовым. Ее материнское отношение к племяннику породило теплые, дружеские отношения между ними. Это видно и по письмам Лермонтова к "тетиньке" из Москвы. Четыре сохранившихся письма за 1827 - 1831 гг. свидетельствуют, что его отношения к Марии Акимовне исполнены доверия, откровенности, уверенности в ее интересе к его московской жизни. Письма Марии Акимовны к Лермонтову не сохранились, но, возможно, о них (как письмах от матери) упоминается в описи бумаг Лермонтова, отобранных при аресте в 1837.

Лермонтов бывал у Марии Акимовны в Апалихе и во время своего отпуска, проведенного в начале 1836 в Тарханах, - этой датой помечены некоторые рисунки Лермонтова в ее альбоме, где находятся 13 акварелей Лермонтова и два рисунка.

В 1841 после смерти поэта Мария Акимовна сопровождала Е. А. Арсеньеву из Петербурга в Тарханы. Скончалась Мария Акимовна 1 января 1845, похоронена в Тарханах возле часовни-усыпальницы Арсеньевых-Лермонтовых.

Павел Петрович (1795 - 1864), штабс-капитан в отставке, муж Марии Акимовны.

Павел Петрович служил на Кавказе под началом А.П. Ермолова. В 1816 вышел в отставку. Впервые его имя вместе с именем М. Ю. Лермонтова указано в списке посетителей Кавказских Вод в июле 1825 рядом с именами других родственников и близких Лермонтова. В этом же году вместе с семейством переехал в Пензенскую губ. и с 1826 поселился в соседнем с Тарханами имении Апалиха. Часто бывал в Москве, его имя упомянуто вместе с именем М. Ю. Лермонтова в 1830 в связи с концертом известного музыканта Джона Фильда и в 1831 г. в списках бывших у исповеди во время Великого поста в церкви Ржевской иконы Богоматери Пречистенского собора.

Об образованности и широте кругозора Павла Петровича можно судить по следующему факту. В 1837 в России была объявлена подписка на сочинения А. С. Пушкина. Во всей Пензенской губ. только два человека приобрели билеты на подписку, и одним из них был Павел Петрович.

М. Ю. Лермонтов часто бывал в Апалихе у Шан-Гиреев в детстве и во время своего отпуска в 1836, встречи с Павлом Петровичем послужили материалом для многих юношеских произведений Лермонтова на кавказскую тему. Начиная с 1829 г., в тетрадях Лермонтова появляются произведения о Кавказе: "Черкесы" (1828), "Кавказский пленник" (1828), "Каллы" (1830) и др. Несомненно, что источником сведений о Кавказе была семья Шан-Гиреев, а в особенности Павел Петрович. Неслучайно автографы и списки многих кавказских поэм Лермонтова были обнаружены пензенским краеведом В. Х. Хохряковым у Шан-Гиреев в Апалихе.

После смерти Марии Акимовны в 1845 г. Павел Петрович продолжал жить в Апалихе, но раздела имения между ним и его сыновьями Акимом и Алексеем не произошло, и Павел Петрович по доверенности управлял всем имением. По раздельному акту 1858г. Павел Петрович Шан-Гирей получил господский дом и строение при нем ("23 души и земли 175 на часть седьмую") и продолжал осуществлять надзор за частью имения, которая принадлежала Акиму Павловичу. При неумелом хозяйствовании имение перестало давать доход, и это привело к судебному разбирательству. Павел Петрович умер в 1864г., похоронен в Тарханах.

Аким Павлович (1818 - 1883) , троюродный брат и близкий друг М. Ю. Лермонтова, старший сын Павла Петровича и Марии Акимовны. Учился в Артиллерийском училище, с 1842 - адъютант начальника полевой конной артиллерии И. А. Арнольди, с 1866 общественный деятель в Закавказье.

Аким Павлович воспитывался вместе с М. Ю. Лермонтовым сначала в Тарханах, позже в Москве.

В 1834г. Аким Павлович поступил в Артиллерийское училище в Петербурге и по-прежнему бывал в доме Е. А. Арсеньевой по воскресеньям и праздникам, встречаясь там с М. Ю. Лермонтовым. Аким Павлович принадлежал к числу немногих друзей, посвященных в творческие замыслы поэта. Лермонтов диктовал ему свои сочинения; до нас дошли страницы "Княгини Лиговской", написанные рукой Акима Павловича; у него хранилось много рукописей Лермонтова и списков, в т. ч. список 4-й редакции "Демона". В последний свой приезд в Петербург Лермонтов передал Шан-Гирею целую связку черновиков. После смерти поэта Елизавета Алексеевна доверила Акиму Павловичу разобрать книги, рукописи и вещи внука и подарила ему "Книгу хвалений или псалтырь на российском языке" (М., 1822), на обложке которой сделана надпись рукой Лермонтова, учившегося по этой книге в Тарханах. Наиболее ценные рукописи и книги поэта Аким Павлович передал в Публичную библиотеку в Петербурге.

До 1844г. Аким Павлович служил в Петербурге, затем вышел в отставку и поселился недалеко от Пятигорска, где успешно занимался садоводством и шелководством. В 1866г. он переехал в Закавказье, посвятив последующие годы активной общественной деятельности и благоустройству земель. Он был женат на Эмили Александровне Клингенберг, свидетельнице последних дней жизни Лермонтова в Пятигорске, оставившей мемуары о поэте.

После переезда на Кавказ Аким Павлович дважды посещал Апалиху: приезжал на три летних месяца в 1858г., а также жил в родных местах с середины августа 1859г. до мая 1860г., сначала у отца в Апалихе, потом у брата Алексея. В 1859 - 1860гг. в Апалиху Аким Павлович приехал с намерением окончить затянувшееся дело о его доле наследства, оставшегося после покойной матери. Отец его, Павел Петрович не пожелал вступать с сыном ни в какие «щёты». Аким Павлович вынужден был обратиться в суд. Дело Пензенской палаты "О взыскании подпоручиком Шан-Гиреем с отца своего Шан-Гирея денег" разбиралось в Совестном суде и было прекращено в 1864 в связи со смертью Павла Петровича. Самым важным результатом почти годичного пребывания в Апалихе и Чембаре явилось создание мемуаров о М. Ю. Лермонтове, которые оказались самыми значительными и содержательными воспоминаниями о поэте.

Алексей Павлович (1821 - ?) - сын Павла Петровича и Марии Акимовны Шан-Гирей. Родился в Москве, в доме родственника Г. Д. Столыпина. После переезда семьи в Пензенскую губ. жил с родными в имении Апалиха. Это его М. Ю. Лермонтов в письмах "милой тетиньке" Марии Акимовне (1827, 1829) ласково называет "братцем".

Алексей Павлович получил домашнее образование, затем поступил в Артиллерийское училище, 26 декабря 1839 переведен юнкером на Кавказ в Нижегородский драгунский полк.

После смерти матери, Марии Акимовны Шан-Гирей, получив свою долю наследства, в 1857 вывез своих крестьян и основал новую деревню Алексеевку в двух верстах от Апалихи. Алексей Павлович был женат на Надежде Петровне Верзилиной, сводной сестре Э. А. Клингенберг.

В деревне Алексеевка у Алексея Павловича хранилась так называемая "Маскарадная книга", в которой Лермонтов писал мадригалы своим знакомым и читал их в Дворянском собрании на Новый 1831 год.

В 1916 дочь Алексея Павловича Лизогуб Л. А. передала книгу в Лермонтовский музей в Петербурге, а оттуда она поступила в Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН.

Екатерина Павловна (в замужестве Веселовская, 1823 -?) , дочь Павла Петровича и Марии Акимовны Шан-Гирей. Ее имя упоминается в письмах М. Ю. Лермонтова к Марии Акимовне в Апалиху (1827, 1829): "Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю ей бисерный ящик моей работы… Катюшу же целую и благодарю за подвязку…". Ее же упоминает и Е. А. Арсеньева в своем духовном завещании 1845, оставляя ей 50 тыс. руб. "…с тем однакож чтобы брат мой Афанасий Алексеевич из назначенной ей, Екатерине, суммы… освободил наперед собственное мое имение, заложенное 1826 года за покойную племянницу Марию Акимовну Шан-Гирей в московском опекунском совете, затем достальные деньги, сколько затем из предназназначенной сумме ей будет оставаться, все предоставить ей, внуке моей Екатерине Павловне Шан-Гирей".

Как и все семейство Шан-Гирей, Екатерина Павловна бережно хранила вещи и рукописи М. Ю. Лермонтова. Ей принадлежала рукопись романа "Вадим", которую она впоследствии передала в Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища.

Николай Павлович (1829 - ?) , сын Павла Петровича и Марии Акимовны Шан-Гирей, родившийся в Апалихе. Это тот самый Николенька, которого "таскает" и с которым "бесится М. Ю. Лермонтов", как говорится в письме Е. А. Верещагиной к М. А. Верещагиной 1838.

Воспитание Николай Павлович получил в частном пансионе в Петербурге. В 1844, 28 августа, его зачисляют в кандидаты, а с 1 сентября в роту школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где ранее учился М. Ю. Лермонтов. Служебная карьера его связана с Нижегородским драгунским полком, куда он поступил вольноопределяющимся рядовым 24 июля 1846.

В 1847 "за отличие в делах против горцев" его производят в унтер-офицеры, а "по выдержании экзамена в науках" он становится юнкером. Через два года его произвели в прапорщики. В 1847 награжден орденом Святого Георгия. Службу свою завершил в чине штабс-капитана, уволившись по болезни в 1859.

После службы поселился в Макарьевском у. Нижегородской губ., в имении жены, Милании Васильевны, урожд. Инсарской.

Имя А. П. Шин-Гирея упоминается Лермонтовым в письмах к тётке и бабушке. Своего родственника он посвящал в творческие планы. Иногда он писал под диктовку Лермонтова. До нас дошли «Тамань» и страницы «Княгини Лиговской», частично написанные рукою А. П. Шан-Гирея. После смерти поэта он разбирал его вещи и рукописи.

Аким Павлович Шан-Гирей, родившийся в 1818 году, являлся сыном Павла Петровича Шан-Гирея и Марии Акимовны, рождённой Хастатовой. Мария Акимовна была дочерью Екатерины Алексеевны, родной сестры Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Таким образом, появившийся на свет маленький Аким уже имел по женской линии троюродного брата — Михаила Лермонтова. Ниточка, конечно, довольно длинная, но, главное, оказавшаяся крепкой.

Первый узелок завязался летом 1825 года. Бабушка вывезла подлечиться любимого внука Мишеля на Кавказ. Шан-Гирей жили неподалеку, и в Горячеводске мальчики встретились впервые. Там же было старшими решено, что с помощью Елизаветы Алексеевны Шан-Гиреи приобретут именье в Пензенской губернии в трёх верстах от Тархан и переберутся в более спокойные российские края. Ну а пока суд да дело, пока как следует устроятся взрослые в Апалихе, маленького Акима в знак родственной дружбы Арсеньева взяла к себе на воспитание вместе с собственным внуком.

«Таким образом, все мы вместе приехали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы, и с того времени мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазками Мишель, в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличавшихся от прочих, черных как смоль».

В гостеприимном тарханском доме Аким прижился и после того как в 1827 году подросший Мишель отправился с бабушкой в Москву, чтобы продолжить свое образование, стал с нетерпением ждать, когда и его возьмут в первопрестольную. В воспоминания это не попало, но можно предположить, что Мария Акимовна, матушка, нашла возможным кое-что прочитать сыну из письма, полученного в Апалихе из Москвы. Автор его — Миша Лермонтов.

Письма в Апалиху продолжали приходить и позже, даже одно из первых своих произведений — так и называвшееся «Поэт» — прислал «покорный племянник». Правда, младшему Шан-Гирею уже ничего адресовано не было — ведь с осени 1828 года он снова жил в доме Арсеньевой теперь уже в Москве.

Аким, годы спустя, попытался запечатлеть и те «первоначальны впечатленья», которые принесла Москва в жизнь любимого товарища. Он смел деликатно извлечь из своей мальчишеской памяти не только сражения с Мишелем в шахматы и в военную игру, но и описать литературные увлечения Лермонтова, их влияние на творчество молодого поэта.

В письмах Лермонтова, посланных бабушке в 1841 году с Кавказа, куда поэт был сослан за дуэль, есть знаки того, что не забывал он про брата Акима и в эту последнюю пору своей жизни. В майском письме читаем: «Скажите Екиму Шан-Гирею, что я ему не советую ехать в Америку, как он располагал, а уж лучше сюда, на Кавказ».

В августе 1859 года, через 18 лет после смерти поэта, А. П. Шан-Гирей прибыл в Апалиху , где прожил до мая 1860 года. Здесь и в Чембаре он написал мемуары о Лермонтове, которые оказались одними из самых значительных и содержательных воспоминаний о Лермонтове.

Муса Гулиев – ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Нахчыванского отделения Национальной академии наук Азербайджана, доктор философии.

Согласно историческим данным, предком крымских ханов был Чингиз-хан. Сами же крымские ханы династии Гиреев считали себя прямыми наследниками старшего сына Чингиз-хана Джучи. Независимое Крымское ханство возникло в XV веке после крушения Золотой орды . Как отмечает турецкий автор Халил Иналчик, исследовавший историю династии Гиреев (Гераев), первым правителем Крымского ханства стал Хаджи Гирей I, правивший с 1428 года, а последним – Шахин Гирей I . В 1783 году Крым был захвачен и аннексирован Российской империей, и правившие в 1784-1785 гг. Бахадур Гирей II и Шахин Гирей II стали последними крымскими ханами .

После 1785 года, когда Крымское ханство практически прекратило существование, для крымских татар наступили тяжелые времена. Часть их, в том числе и сам Шахин Гирей, были насильственно христианизированы. Один из его потомков Аким Павлович Шан Гирей (1815-1883) занимал должность начальника уездного управления Нахчывана. Его отец Павел Петрович Шан Гирей имел обширные поместья на Северном Кавказе, мать Мария Акимовна (1799-1875) была дочерью Акима Хастатова. Ее мать Екатерина доводилась родной сестрой Елизавете, бабушке по матери поэта М. Лермонтова; сестры принадлежали к известному роду Столыпиных и были очень богаты .

Имения Екатерины «Шелковое» и «Земной рай» на Кавказе были известны по всей России. В 1825 году по совету бабушки Лермонтова Елизаветы Шан Гиреи переехали в Пензенскую губернию – в Апалих близ Тарханы. И детство Михаила Лермонтова и Акима Шан Гирея, состоявших в близком родстве, прошло вместе. Аким Шан Гирей окончил артиллерийское училище в Петербурге, служил в армии и был демобилизован в звании подпоручика , а в 1844 году после смерти Лермонтова на дуэли переехал в Пятигорск. В 1845 году его назначают начальником управления Нахчыванского уезда , и в этом, как представляется, решающую роль сыграл тот факт, что сестра Акима была замужем за Столыпиным.

В годы работы на этой должности Аким Шан Гирей занимался также ирригационными работами. Он арендовал участок близ реки Арпачай в Шарурском округе на 24 года и начал строить канал Шенгилей. Источники того времени свидетельствуют о помехах строительству канала со стороны некоторых влиятельных армян. Несмотря на неоднократные конфликты, он не отказался от своего прогрессивного проекта, и в этом ему очень помогал его близкий друг Калбалы хан Нахчыванский. Аким Шан Гирей не терял связи с Нахчываном уже после ухода с должности, занимаясь делами арендованных земель .

Среди исследователей идут споры относительно времени смерти Акима Шан Гирея – 1883-й или 1913-й год. Поводом для спора стала подпись «Шан Гирей», под которой вплоть до 1918 года управлялось его имение в Шаруре. Русский ученый и востоковед К.Н. Смирнов писал в книге «Материалы об истории и этнографии Нахичеванского края»: «Бывший начальник уезда Шан Гирей купил земли, построил канал и его сын стал одним из помещиков Нахичеванского края» . В этой работе указывается, что живший до 1913 года Аким Шан Гирей был сыном Акима Шан Гирея-старшего, настоящее имя его Арим, а его супруга Дорохова была казачкой . Подробную информацию об Акиме Шан Гирее-младшем дает в своей книге ныне покойный ученый историк Али Алиев, который указывает, что этот последний был убит в 1913 году армянами в Иреване . В книге отмечается, что «Шенгилей-канал» строился с 1870-го по 1896-й год (11). После смерти Акима Шан Гирея-старшего в 1883 году строительство канала Шенгилей продолжил его сын, инженер Аким (Арим) Шан Гирей-младший, причем основные проекты были разработаны и начаты отцом. Помимо этого, А. Шан Гирей-старший по просьбе упоминавшегося выше Калбалы хана приступил к восстановлению озера-водохранилища Ганлыгель (Канглы-гель), которое было построено еще в 1747 году нахчыванским Гейдаргулу ханом с целью орошения засушливых низменных территорий, и закончил работы в 1865 году .

Супругой А.П. Шан Гирея-старшего была Эмилия Александровна Клингенберг (1815-1891), и у них было двое детей – Аким и Евгения; последняя скончалась в 1943 году . Следует отметить, что в имении А. Шан Гирея было много слуг-армян, и многие исследователи, видимо, по этой причине приняли крымского татарина Акима за армянина. В то же время источники содержат сведения о неоднократных судебных тяжбах против Шан Гиреев со стороны Джахана Поладова, айсора по происхождению, сколотившего состояние в Нахчыване, Саака Егизарова, из иранских армян, и других. Документы об этих процессах, принадлежащие А. Шахину Гирею-младшему, хранятся в Государственном архиве НАР .

Аким Шан Гирей-младший занимался в Шарурском округе также садоводством. В своей статье «Садоводство, виноградство, бахчеводство и другие отрасли сельского хозяйства в Шарурдаралагезском округе», опубликованной 20 августа 1901 года в Петербурге, он описывает выращиваемые на этой земле различные сорта персиков и абрикосов , указывал на необходимость развития садоводства в Шарурском округе.

А.П. Шан Гирей был очень мужественным человеком. Его молочная мать и няня были черкески. В то время среди крымских татар бытовал обычай отправлять новорожденных на Кавказ в черкесские села, где они получали воспитание и обучались военному искусству. Таким образом, между крымскими татарами и горцами Северного Кавказа существовали тесные отношения. Поэтому с большой вероятностью можно предположить, что и Аким Шан Гирей был воспитан в одном из черкесских аулов . Известно, что выдающиеся русские писатели Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов неоднократно и с большим уважением отзывались в своих произведениях о черкесах и их боевых качествах. Так, Азамат и Казбич, воспетые М. Лермонтовым, были черкесы , а прототип Казбича – реально существовавший Гызыл-бек .

С тех пор прошло почти два столетия, но творения потомков крымских ханов – Шахин Гиреев и сегодня служат азербайджанскому народу, оставаясь символом дружбы и братства Крыма и Азербайджана.

Литература:

  1. Босворт К.Э. Мусульманские гимнастии. Москва, 1971.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Лермонтов М. Ю. Проза и письма, т. IV. Ленинград, 1981.
  5. А.П. Шан-Гирей. М.Ю.Лермонтов. В кн.: М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.
  6. Там же.
  7. Сагалетов. Ираванская губерния и экономика Гекчагюла. Тифлис, 1879.
  8. К.Н.Смирнов. Материалы об истории и этнографии Нахичеванская края. Баку, 1999.
  9. Государственный архив Нах. А.Р ф. 23. опись 1, д. 1188.
  10. Qliyev Э. Qlinca yadda§i. Naxgivan, 1914-1922. Baki, 1997.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. Лермонтов М.Ю. Указ раб.
  14. Государственный архив Нах. АР. ф.1, опись 1, дело 22/1, ф. 27, д. 195.
  15. Babayev S. Naxgivan Muxtar Respublikasinin cografiyasi. Baki, 1999, s. 215.
  16. ASE (Azarbaycan Sovet Ensiklopediyasi).
  17. Лермонтов М.Ю. Проза и письма, т. IV. Ленинград, 1981.
  18. Виноградов. Горцы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». В кн.: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Орджоникидзе, 1963.

Ибраим ВОЕННЫЙ