Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Взаимодействие логопеда и воспитателя. Формы взаимодействия воспитателя и логопеда Взаимосвязь логопеда

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников

Методический материал рекомендован воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на учащихся с учетом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Особенно взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо при организации личностного подхода к детям, так как при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
К сожалению такое взаимодействие воспитателя с логопедом не во многих детских садах реализуется. Это зависит от многих причин, но прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей логопеда и воспитателя, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Учеными изучены и исследованы конкретные виды взаимодействия логопеда и воспитателя.
Так, совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Изучив научную литературу о взаимодействии воспитателя и логопеда в детском саду по развитию речи у детей с речевыми нарушениями, я пришла к следующим выводам.
1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.


Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи: 1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя- логопеда и воспитателя ДОУ. 2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия). 3. Разграничить зоны ответственности учи- теля-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе. 4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.


План работы 1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества. 2. В з аимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно- развивающих мероприятий, формы сотрудничества. 3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей. 4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий. Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.




Теоретическая основа и парктический материал в пособии Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия Популярная логопедия Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: · описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; · задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); · большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; · а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.


Диагностическая работа Воспитатель проводит диагностику общего развития сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей: - в «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними, - «таблицах взаимодействия», где отражен уровень развития структурных компонентов речи; - в «Листах учета результатов обследования детей», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.




Коррекционная работа Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одеж- да. Обувь. Головные уборы». 1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку»: морозная -.., снежный -.., ледяная.., порывистый -.., теплые -.., меховая -.., пушистый -.., зимнее -.., пасмурная - … 2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: длинный - короткий, грязный - чистый, новый - старый, светлый - темный, яркий - тусклый, мягкий - твердый, теплый - холодный, морозный - жаркий.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа II. Совершенствовать навыки словообразования. 1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?»: снегопад - снег падает, снегоход -.., ледокол -.., снегокат - … 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего - какой?»: туфли из кожи - кожаные туфли, ботинки с мехом - меховые ботинки, пиджак из шерсти - шерстяной пиджак, платье из шелка - шелковое платье; дидактическое упражнение «Где - какой?»: в Англии.., во Франции -.., в Италии -.., в Дании -.., в Польше -.., в Румынии -.., в Австрии - … 3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники»: снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник; зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые; платье - платьишко, платьице, платяной; Франция - француз, француженка, французский.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа III. Совершенствовать грамматический строй речи. 1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»: зимний - холод, мороз, день; зимняя - пора, погода, прогулка, метель; зимнее - время, развлечение; зимние - дни, метели, развлечения, прогулки, забавы… Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский. 2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один - много»: француз - французов, англичанин - англичан, страна - стран, житель - жителей, день - дней, снежинка - снежинок, буря - бурь, стужа - стуж, шляпа - шляп, платье - платьев, пальто - пальто, ботинки - ботинок, сапоги - сапог. 3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем»: 1 платье, 2 платья,.., 5 платьев,.., 10 платьев. 4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?»: шить - шитый, развязать - развязанный, вязать - вязанный, складывать - сложенный, вышивать - вышитый, носить - ношенный, стирать - стиранный. IV. Совершенствовать слоговую структуру речи. Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа V. Развивать связную речь. 1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам. 2. Составлять рассказ о зиме по плану: - как ты заметил наступление зимы; - ее первые приметы в природе; - зимние месяцы; - жизнь зверей и птиц зимой; - зимние забавы и развлечения. 3. Составлять сравнительные рассказы: лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки. 4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа VI. Обучение грамоте. 1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам»: предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба - р, ы, б, а. 2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце). 3. Учить составлять предложения с заданным словом. 4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение»: снег, на, лежит, домов, крышах; у, теплая, куртка, Тани. VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.


Профилактическая работа Воспитатель организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: - работа по автоматизации звуков и контроль за ними; - работа над мелкой моторикой; - преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; - развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу – схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] – кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок пусть посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки). На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав «группы риска». В этой связи воспитатель получает рекомендации от двух специалистов. Он видит взаимосвязь в их работе и опирается на них сам. Например, даны рекомендации на Алешу М.: психолог пишет – повышать активность ребенка в кругу сверстников; логопед – активизировать речь ребенка при помощи заучивания стихотворений или речевых отрывков. Воспитатель может предложить Алеше стать ведущим игры со словами, или дать одну из ролей в обыгрывании сценки. Или Маше Н.: психолог – рекомендует увеличивать мотивационную сторону деятельности, стремиться к конечному результату; логопед – повысить критичность ребенка к собственной речи, следить за отрабатываемыми звуками. Воспитатель предлагает Маше взять «шефство» над отстающим другом, или стать ведущей в дидактической игре, где Маша будет объявлять названия карточек.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца, в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов «Логопедическая тропинка» и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании. Так, например, в буклете на [Л и ЛЬ] ребенку на сюжетной картинке предлагается найти слова и предметы с данными звуками. Поиграв на нарисованных предметах, ребенок начинает активно искать знакомые слова и звуки в окружающем мире и привлекает к этому занятию родителей. Воспитатель, как и родители в разделе «Правильная артикуляция» следит и акцентирует свое внимание на положении органов артикуляции ребенка при произнесении отрабатываемого звука.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Рассмотрим чистоговорку «Суду – суду – суду - Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. Можно посоветовать самим или с помощью логопеда ее переделать («Суду – суду – суду - я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду - мама моет посуду»). Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.




Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: – совмещение программы Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ – отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день – сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований Са НПиНа – отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом; – невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.


Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно- методическое пособие. – Пермь: Издательство «ОТ и до», – 114 с. В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого- педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно- методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.


Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: – повышение эффективности коррекционно- образовательной работы – исключение дублирования воспитателем занятий логопеда – оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно- педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.


Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: – логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов – воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: 1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы 2. Совместное планирование занятий воспитателя обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей 3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) 5. Разработка общих рекомендаций для родителей.


Воспитатель Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. логопед Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей. Проводит основную словарную работу


Воспитатель Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. логопед На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно- развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.


Воспитатель Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. логопед Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.


Воспитатель Формирует технические и изобразите льные навыки логопед На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.


Воспитатель Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. логопед Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.


Воспитатель Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Обеспечивает полное парктическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. логопед Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико- грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.


Воспитатель Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними; при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда. логопед На фронтальных занятиях формулирует темы; отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико- грамматическими категориями. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.


Функционал логопеда: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.


Функционал воспитателя: Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.


Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи Формы взаимодействия


С музыкаль ным руководи телем Логоритмика с детьми второй младшей группы Оздорови- тельная и речевая гимнастика С инстру ктором по ФИЗО Совместные занятия с педагогом- психологом Цель: профилактика и коррекция речевого развития и эмоционально й сферы детей Итоговое занятие Специалисты, воспитатели и родители Интегрированные занятия


Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда


Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм Сан ПиНов: использование новых моделей компьютера работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы) проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

Дата публикации: 18.11.17

СТАТЬЯ

В МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА ДОУ

В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ»

МБДОУ «Белоснежка»

воспитатель: Кошеленко О.В.

г. Ноябрьск

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

Условия эффективности взаимодействия всех специалистов в преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.

2. Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

3. Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала целесообразно осуществлять два параллельных процесса: становление психолога-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия воспитателей логопедических групп, узких специалистов детского сада и логопеда - с одной стороны - и установление взаимодействия логопеда и родителей - с другой. Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап.

5. Последнее условие эффективности взаимодействия - достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.

Организация и реализация комплексного и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.

1. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопункта.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопункте определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы МДОУ, в работе которого выделяются следующие основные направления:

Коррекционно-воспитательное;

Общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

Основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя.

Функции логопеда:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Устранение недостатков слоговой структуры слова.

Отработка новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

Основная задача этого периода - создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию: речевая карта на каждого ребенка; для связи работы логопеда и воспитателей; рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий;

записи домашних заданий для каждого ребенка; составляет план работы на год.

Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

После обследования проводится организационное родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы.

Логопед проводит ежедневные занятия. Эти занятия могут быть индивидуальными и подгрупповыми. Индивидуальные занятия проводятся по коррекции нарушений звукопроизношения и закреплению полученных навыков.

На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.

На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда могут входить:

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

Упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

Работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;

Лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

Воспитатель должен четко представлять себе динамику развития фонематической стороны речи каждого ребенка. Логопедический экран, составляемый логопедом, отражает динамику работы по коррекции звукопроизношения и помогает воспитателю проводить систематический контроль за поставленными звуками. Экран сделан из материала, позволяющего использовать магнитные или клеящиеся цветные символы звуков. Размещается экран в рабочей зоне воспитателя.

Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала.

Поэтому я помогаю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендую воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Немаловажная роль отвожу и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляю на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе.

Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ - важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития. Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Инструктор физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.

Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания - от простых до более сложных.

Функции специалистов ДОУ в организации коррекционно-развивающей работы:

Учитель-логопед

  • Обеспечение гибкого, щадящего режима.
  • Работа с воспитателями и родителями.
  • Развитие всех психических функций.
  • Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).
  • Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
  • Работа с родителями.
  • Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь.
  • Индивидуальный лечебно-коррекционный и общеукрепляющий массаж.

Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.

Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

Педагог-психолог

Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).

Текущее обследование.

Воспитатель

Наблюдение за динамикой развития детей.

Коррекционная работа.

Использование оздоровительных технологий.

Медицинская сестра

Физиотерапия.

Лечебно-профилактические мероприятия,

Закаливание, Массажист

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации - это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Единый логопедический режим. Требования единого речевого режима.

1. Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно одобрять, поощрять правильную речь.

Благожелательное отношение к детям, страдающим нарушение речи. Создание благоприятной внешней среды, спокойный план, уважение, доверительное отношение.

2. Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники я/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения.

3. а) Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей;

б) Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей - логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития.

4. а) Воспитатели ДОУ должны вести систематическую работу по воспитанию звуковой культуры и развитию речи.

б) Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание.логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.

5. а) Родители должны уделять серьезное внимание речи ребенка стимулировать правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать о событиях в жизни ребенка в саду, в семье

б) Родители детей с нарушениями речи должны систематически; выполнять задания логопеда по закреплению поставленных звуков словаря по темам, грамматического строя, связной речи. Оформлять тетради красочно, аккуратно. Следить за правильным произношением.

Памятка педагогу ДОУ

В период пребывания ребенка в ДОУ именно Вы являетесь гарантом его прав.

В процессе воспитания и обучения недопустимо:

Небрежное, грубое обращение к ребенку;

Необъективная критика, угрозы в его адрес;

Преднамеренная изоляция от детского коллектива;

Предъявление чрезмерных требований к ребенку без учета его возраста и состояния здоровья;

Фотографирование его в неопрятном виде.

Функции, осуществляемые работниками ДОУ по соблюдению прав ребенка:

1. Обеспечение воспитания и обучения ребенка без насилия в рамках ДОУ.

2. Активная сопричастность к семейному воспитанию ребенка:

Утренний фильтр

Выяснение причин непосещаемости;

Контакт и наблюдение за состоянием родителей и членов семьи, пришедших за ребенком.

3. Выяснение социально-экономического статуса семьи;

4. Выяснение внутрисемейных взаимоотношений;

5. Выявление неблагополучных семей;

6. Контакт с органами попечительства;

7. Выяснение прав детей-инвалидов;

8. Информирование родителей о правах ребенка с ограниченными возможностями;

9. Подготовка ребенка к школьному обучению.

Наталья Болдова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ

В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями , для скорейшего устранения речевого нарушения.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями :

1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.

2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда .

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи. В каждой группе есть папка «Советы логопеда» , которую логопед пополняет дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия , чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим по особой системе с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты, контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие : логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются общедидактическими принципами : принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям , предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а следовательно использования этих знаний в своей работе.

Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения, а также включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

В свою очередь, учитель -логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов, чистоговорок и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком. Логопед информирует воспитателей , чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) .

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом :

1) Учитель -логопед логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями ;

2) Воспитатель , при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя , может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы. Бланки вечерней работы Методическая разработка "Взаимодействие учителя-логопеда воспитателями подготовительной группы. Бланки вечерней работы" Дата.

Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя Представляю вашему вниманию совместно разработанную статью о нашей совместной работой с учителем-логопедом. Статья уже была опубликована.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте.

Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности.

В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Большинство авторов (Р.Е.Левина, А.В. Ястребова и другие) связывают неуспеваемость по русскому языку школьников, прежде всего, с уровнем недоразвития речи.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем городе логопедических детских садов, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.

Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДОУ.

Основными задачами учителя-логопеда на логопункте являются:

    Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушеними речи;

    Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

    Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

    Привитие детям коммуникативных навыков;

    Решение задач социального и речевого развития;

Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения. Из опыта работы я сделала вывод, что необходимо забирать ребёнка либо до занятия, либо ближе к концу, чтобы он успел усвоить и групповой материал.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы были разработаны

Формы взаимодействия с воспитателями

1. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, подвели нас к вопросу о планировании и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях МБДОУ.

2. По утрам встречаемся с воспитателями и начинается обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.

3. Особое внимание обращаем на проведение логопедических разминок разработанных логопедоми нашего детского сада, где воспитатель упражняет детей в правильном речевом дыхании, чувстве ритма и выразительности речи, работает над просодической стороной речи, развивает артикуляционный аппарат и мелкую моторику.

4.Одним из условий повышения качества коррекционной работы, считаем проведение воспитателем логочаса по тетради взаимодействия, поэтому ежедневно обсуждаем задания разработанные логопедом для каждого ребенка, куда входят:

    упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, и контроль за ними;

    лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

5. Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.

Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.

6. Важное значение имеет самостоятельная деятельность воспитателя, где он осуществляет наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса: проводит логочас, организует подвижные и сюжетно – ролевые игры, не забывая контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков.

Провожу для воспитателей консультации, семинары-практикумы о:

Правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики

Необходимости ежедневных занятий

Индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты

Автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)

Контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные. При автоматизации звуков нами использовался ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игра, а именно игра дидактическая, которая представляет собой многоплановый, сложный процесс; она является игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего развития личности. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.

Индивидуальную работу воспитатель может строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у ребёнка звук [c], находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, на занятии по математике предложить счёт предметов, в названии которых есть данный звук.

На занятии по подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда.

Лексико-грамматические задания направлены на повтор пройденного материала у логопеда. Это даёт возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребёнка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время воспитатель предлагает ребёнку не поиграть просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме. («Мамы-детки», «Наоборот»)

Совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на занятиях по составлению рассказов и описаний по лексической теме. В играх и упражнениях «Я сказочник», «Не покажем, а расскажем».

Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, вырезывание. Тем самым идёт не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе, закрепляет полученные у детей знания.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. В массовой методической литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Наглядный пример: чистоговорка «Суду – суду – суду – Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. В этом случает воспитатель сам или с помощью логопеда ее переделывает («Суду – суду – суду – я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду – мама моет посуду»).

Учитель-логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционно-логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. В конце недели с воспитателями группы за круглым столом проходит обсуждение полученных результатов работы за неделю. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.

Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении.