Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Развитие речи. лексическая тема "ягоды"

Вкусна нежная лесная ягода — голубика! Созревает она в июле-августе, когда на кистях голубики появляются довольно крупные, темно-голубые или черные с голубым налетом ягодки.

Мякоть этих ягод зеленоватая, сочная, кисло-сладкая и душистая.

Голубая ягодка

Взял Ванюша туесок,

Пошел Ваня во лесок.

Видит, ягодка на кочке

Укрывается листочком.

— Что за ягодка такая,

Словно небо, голубая?

Ягодка шепнула тихо:

— Я, Ванюша, голубика!

Как выглядит голубика?

Голубика — невысокий кустарник со стелющимся стеблем, небольшими веточками, на которых расположены тонкие, но плотные продолговатые листочки. Цветы голубики бледно- розовые, мелкие, похожие на маленькие кувшинки, собранные в никнущие к земли кисти.

В старину существовало поверье, что ягода голубики может одурманить человека, и поэтому это растение называли пьяникой.

Так ли это?

Оказывается, голубика растет на моховых кочках рядом с болотным багульником, обладающим терпким дурманящим запахом. Когда люди собирают голубику, на нее случайно попадают мелкие веточки и листья багульника, которые придают ягодам свой неповторимый пьянящий аромат.

Голубика любит свет и влагу, поэтому растет на открытых местах, около родников, ручьев и на болотах.

Это растение не боится морозов. Оно растет и в европейской части России, и в северных районах, и на Кольском полуострове, и на Дальнем Востоке.

Ягоды голубики — сокровищница витаминов и полезных веществ! В них есть витамины С и А, красящие вещества. Из ягод голубики готовят сок, варенье, джемы и компоты.

Ответьте на вопросы

Как выглядят ягоды голубики?

Как выглядит растение голубика?

Почему в старину голубику называли пьяникой?

Где она растет?

Какие полезные вещества содержатся в голубике?

Что готовят из нее?

Annotation

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о садовых ягодах» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

Э. Емельянова

ВИНОГРАД

ЗЕМЛЯНИКА

СМОРОДИНА

КРЫЖОВНИК

ЧЕРНОПЛОДНАЯ РЯБИНА

ОБЛЕПИХА

ШЕЛКОВИЦА

Э. Емельянова

Расскажите детям о садовых ягодах

ВИНОГРАД

Люди выращивают виноград уже несколько тысячелетий. Еще в V тысячелетии до нашей эры он был известен в Малой Азии, Сирии и Палестине. Затем его стали возделывать в государствах Двуречья, Ассирии и Вавилоне, а также Египте.

В диком виде виноградные стебли обвивают деревья, словно лианы. Это свойство винограда используется до сих пор. Из кустов дикого винограда составляют декоративные живые изгороди.

У дикого винограда маленькие кислые ягоды. Чтобы виноград был крупным и сладким, виноградари обрезают лишние ветки. Питательные вещества не тратятся на новые стебли и листья, а поступают в созревающие ягоды. Культурный виноград получили в результате многочисленных скрещиваний дикого винограда, произрастающего в Средней и Южной Европе, а также в Малой Азии.

Особая роль отводилась винограду в Древней Греции. Уже в то время люди научились получать из винограда сок и вино.

Виноград едят в свежем виде, готовят из него компоты и соки. Свойства ягод сохраняются и в сушеных плодах. Сушеный виноград (изюм) в древние времена брали с собой в военные походы.

В зависимости от сорта ягоды винограда могут быть круглыми или удлиненными, а также красными, темно-синими или бело-зелеными. Всего в мире известно более 5 тысяч сортов винограда.

На вкус винограда влияет даже температура, при которой он растет. Если сухо и тепло, ягоды получаются сладкими и сочными, а если холодно – виноград становится кислым.

Лучшие сорта винограда выращивают на склонах холмов и гор. Особенно хорошо сажать эти ягоды на восточных склонах, которые с утра прогреваются солнечными лучами. Самые знаменитые виноградники находятся во Франции, Италии, Испании и в Крыму.ЗАГАДКА

На шнурочке-стебелечке

Сладких ягод груда -

На большое блюдо.

(Виноград) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Частые и холодные дожди – ни пчел, ни винограда.

ЗЕМЛЯНИКА

Я гуляла в лесу, землянику несу

Я искала ее, собирала ее.

Принесу в детский сад -

Угощу всех ребят.

(А. Бродский)

В лесах, лесных оврагах, зарослях кустарников, в долинах рек и ручьев растут кустики земляники. Стебельки с ярко-красными ягодками поникают до самой земли – отсюда и название растения. Клубника – необыкновенно ароматная и вкусная ягода. Ее научное название – «фрагария», что означает «благоухающая».

Землянику часто называют клубникой. На самом деле клубника, хоть и похожа на землянику, но другой вид растений. У клубники мелкие ягоды, поэтому для разведения ее не используют.

Чтобы собрать лесную землянику, придется немало потрудиться. Ягодки попрятались под зелененькими листочками. Нужно к земле наклониться, листики приподнять – тогда и землянику заметишь.

Землянику садовую вывели в XVIII веке. Французский офицер А. Фрезье привез из Чили в Европу пять кустиков земляники. Их посадили по соседству с кустом вирджинской земляники из Северной Америки. Так появилась садовая земляника. В настоящее время известно около двух тысяч ее сортов, ежегодно в мире собирается более миллиона тонн ягод.

Люди прозвали землянику «царицей ягод» неспроста. В ней много полезных веществ и витаминов. Лечебные отвары из сушеных ягод и листьев земляники пьют при болезнях горла, простуде.

День 9 июля крестьяне на Руси связывали с Тихвинской иконой Божией Матери. Будто явилась она после долгих странствий на земляничных полях, там, где теперь стоит город Тихвин. Если в этот день съесть стакан земляники, то зарядишься энергией на весь год.ЗАГАДКИ

Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки.

Вот сережку я нашла.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

(Земляника) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Земляника красна – не сей напрасно овса. Когда косят – земляничку домой приносят.

МАЛИНА

Полную корзину

Ягодок малины

Принесу домой.

Наварю варенья,

Будет угощенье

Для друзей зимой!

(Т. Шорыгина)

В умеренной зоне Евразии, в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке встречается малина обыкновенная. Кустарники малины достигают в высоту двух метров.

Заросли малинника можно увидеть на лесных вырубках и опушках. Ягодки, словно красные фонарики, усыпали ветки. Раньше других созревают ягоды на верхних ветках, поближе к солнышку.

В первый год жизни у малины травянистые побеги с тонкими шипами. Ни цветков, ни плодов еще нет. На второй год стебли древеснеют и на них образуются белые цветочки, а потом появляются маленькие зеленые ягодки. Они спеют и становятся красными.

Плоды малины собраны из маленьких плодов-костянок, которые плотно прижаты друг к другу. В каждой мелкой костянке содержится твердое семя. Лесные звери и птицы с удовольствием едят малину. Особенно любит ее медведь.

17 августа в Авдотьин день крестьяне ходили в лес за малиной. В этот день парни невест не выбирают – все они пригожи, как красна ягодка-малина. Задумается парень в малиннике, тут ему и девица явится; кинется он ее обнимать, а вместо девицы-красавицы куст малины окажется, а то и медведица, лакомящаяся малиной.

По степени созреваемости малины крестьяне определяли срок посева ржи. Малину собирали впрок, сушили, готовили варенье и соки.ЗАГАДКА

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

(Малина) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Авдотья Малиновка – поспевает лесная малина. Не брал в рот малины – не видал и жизни.

ЕЖЕВИКА

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка,

Куст в колючках, будто еж -

Вот и назван ежевикой.

Плоды ежевики похожи на ягоды малины – черные с сизым налетом, кисло-сладкие. Но у малины спелые плоды легко отрываются от цветоложа, в руках остается ягода, полая внутри. Ягодку ежевики не так легко сорвать с куста – плод отделяется от веточки вместе с цветоложем.

Ягодный десерт – нет ничего полезнее и вкуснее. Куча удовольствия и роскошный букет витаминов. Вкусная радость всем – от мала до велика.

Представляем интересные факты о ягодах.

1 Всеми любимая ягода клубника - единственная представительница из ягод, которая хранит свои семена на себе, а не внутри.

2 Вы знаете, что помидор, баклажан и киви являются ягодами? Во всяком случае, такой вывод делают исследователи ботаники.

3 Знаете ли вы, что черникой и ежевикой можно лечить сахарный диабет? Употребление этих ягод постепенно приводит к уменьшению сахара в крови, что и требуется для выздоровления от этого недуга.

4 Если постоянно заваривать себе чай из смородиновых листьев, то можно помочь своему организму вывести камни и песок из почек.

5 Крыжовник - замечательный продукт для того, чтобы нормализовать давление.

Однако, есть и другая сторона медали. Если у вас есть проблемы с желудком - повышенная кислотность, язва и гастрит, эту ягоду категорически нельзя употреблять.

6 Ягоды бузины не всем понятны, а многие вообще побаиваются их есть. В Европе эта ягода является символом магии и колдовства. Меж тем, стоит попробовать и проэксперементировать с черными ягодками при приготовлении пищи. Добавьте их в соус, компот, морс, или же в качестве начинки для пирога. Бузина раскроется перед вами по-новому.

7 Знаете ли вы, каким волшебным свойством обладает помидор? Оказывается, при снижении потенции его нужно употреблять постоянно в рацион и все наладится.

8 А ягоды вишни помогают наладить "отношения с нервишками".

9 Сладкая как мед такая ягода, как дыня, Япония предлагает приобрести ее за совсем неадекватную цену. В этой стране существует самая дорогая такая ягодка на весь мир - более 23 тыс. долларов за единицу товара.

10 Лимонник так же относиться к ягодам. Плоды этого кустарника полная противоположность названию. Ягоды имеют ярко красный цвет и только, если понюхать, можно ощутить кисловатый аромат лимона.

11 Ягоды очень полезны для человека.

Питаясь даже одними такими плодами, вы будете оставаться здоровыми и сытыми, а ваш организм будет запасен всеми необходимыми элементами для полноценного существования.

И в завершение подборки интересных фактов о ягодах. Вы знали что бананы которые мы так все любим, на самом деле не фрукт, а ягода? Удивлены? .

Другие интересные факты о ягодах Вы найдете Web страницах сети Интернет.

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста с ОНР.

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Тема: «Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муля-жам)»

Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Цель: Расширять и уточнять представления о растениях: о садовых и лесных ягодах, местах их произрастания, отличительных особенностях. Развитие мышления (отгадывание загадок). Упражнять в составлении описательных рассказов о ягодах. Учить детей, составляя описательные рассказы, руководствоваться планом, предложенным воспитателем, рассказывать интересно и подробно, избегая повторов. Совершенствование грамматического строя речи: умение согласовывать слова в предложениях (прилагательные с существительным); упражнять в образовании относительных прилагательных (сок из малины – малиновый…) упражнять в образовании однокоренных слов (лес - лесные, сад - садовые), упражнять в употреблении простых, сложно-сочинённых предложений. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Расширение словаря по теме: лес, дерево, кустарник, кустик, сад, садовод, ягоды: садовые и лесные (вишня, малина, смородина, земляника, крыжовник, клюква, черника); варят: варенье, джем, компот; мочёная, толчёная; готовят: мусс, желе, сок; цвет: красный, оранжевый, зелёный, вишнёвый, чёрный, голубой; форма: круглая, овальная, вытянутая, «сердечком»; размер: большая, маленькая; сочная, вкусная, ароматная, спелая, сладкая, кислая, кисло-сладкая, полезная.

Оборудование: Персонаж кукольного театра Буратино, конверт, корзинка, муляжи ягод, карточки-схемы с символическим обозначением, отображающие последовательность (план) рассказа, натуральные ягоды.

Ход НОД.

I.Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям о начале занятия. Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом напротив воспитателя.

Раздаётся стук в дверь, воспитатель встречает гостя. Это Буратино, в руках у него конверт и корзинка, накрытая ярким платочком.

Буратино: Здравствуйте, дети, я шёл в школу, но по дороге встретил Старичка -Лесовичка и Садовода, они угостили меня чем-то (показывает корзинку) и сказали что это очень вкусное и полезное, но я не знаю что в ней лежит. Ведь за всю свою короткую жизнь, я съел только луковицу, потому что в доме у бед-ного папы Карло больше ничего не было. А ещё, Старичок - Лесовичок и Садо-вод дали мне конверт и сказали, что прочитав загадки, отгадав их, я догадаюсь, что это. А ведь я ещё не умею читать, вот я и пришел к вам за помощью.

Воспитатель: Дети, мы поможем Буратино?

Дети: Да!

Буратино подаёт воспитателю конверт.

Воспитатель, открывает конверт, достает лист бумаги и говорит детям, что в письме загадки, отгадав которые, дети смогут Буратино сказать, что за уго-щенье находится в корзинке.

Воспитатель загадывает детям загадки:

  • Она бывает разной: чёрной, белой, красной.

Из неё для ребят готовят мусс и мармелад. (Смородина).

  • В алом сарафане куколка-матрёшка.

Сорвёт её Таня, положит в лукошко. (Малина).

  • Что за ягодка лесная, будто небо голубая? (Голубика).

Ягодка алая в туесок попала, её едят мочёной и с сахаром толчёной. (Брусника).

  • На моховой кочке посреди болот в аленьком платочке ягодка растёт.

Хоть на вкус она кисла, детям ягодка мила. (Клюква)

  • Из него варенье – словно изумруд.

Виноградом северным ягоды зовут. (Крыжовник)

  • К земле никнет стебелёк, ягодка, как огонёк. (Земляника).

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: Дети, как можно назвать, отгаданное одним словом?

Дети: Ягоды.

Воспитатель: Правильно, дети, это ягоды. А кто из вас догадался, какие ягоды дал Буратино Старичок – Лесовичок?

Дети: лесные.

Воспитатель: Правильно. А какие ягоды дал Садовод?

Дети: Садовые.

Буратино (грустно): А я всё равно не знаю, что такое ягоды и какие они бывают.

Воспитатель: Не горюй, Буратино, сейчас дети немного поиграют и всё тебе о ягодах расскажут. (Усаживает Буратино на стульчик)

Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр, предлагает им встать в круг.

Воспитатель: Дети, давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Физкультминутка: «По ягоды»

Мы шли – шли – шли Маршируют по кругу, держат руки на

на поясе.

Много клюквы нашли Наклоняются, правой рукой касаются

Раз, два, три, четыре, пять, Опять маршируют по кругу.

Мы опять идём искать. Наклоняются, правой рукой касаются

носка левой ноги, не сгибая колен.

II. Составление детьми описательных рассказов о ягодах.

Воспитатель: Дети, мы отгадали загадки, догадались, что в корзинке у Буратино лесные и садовые ягоды. А теперь давайте посмотрим, какие именно ягоды ле-жат в корзинке и расскажем о них Буратино.

Воспитатель по одной достаёт ягоды - муляжи из корзинки, дети называют их.

Воспитатель: Дети, посмотрите, в корзинке ещё есть карточки (показывает их детям). Это карточки – схемы, расставив которые в определённой последова-тельности, мы получим план составления описательного рассказа. План нужен для того, чтобы описывая ягоды вы рассказали Буратино о них всё, ничего не пропустив.

Воспитатель расставляет карточки-схемы в определённой последовательности.

Дети, мы получили план рассказа (показывая на карточки, поясняет вопросы плана).

  1. Как называется ягода?
  2. Где растёт? (Место произрастания: сад, лес?)
  3. На чём созревает ягода? (Дерево, кустарник, кустик).
  4. Какого она цвета?
  5. Какого она размера?
  6. Какой она формы?
  7. Какого вкуса?
  8. Что из неё готовят?

Воспитатель даёт установку: Дети, постарайтесь рассказывать подробно и интересно, избегайте повторов.

Дети по очереди составляют описательный рассказ о ягодах. (4-6 рассказов). Буратино и другие дети выбирают, чей рассказ лучше, интереснее. Аргументируют свой выбор.

III. Дидактическая игра с мячом: «Назови сок, назови варенье».

Сок из малины – малиновый; сок из вишни -… ; сок из земляники -… ; сок из клюквы - …; сок из смородины - …;

Варенье из малины – малиновое; варенье из вишни - ….; … из клюквы -….;

…из черники - …; из крыжовника - …. И т.д.

IV.Итог.

Буратино: Спасибо, дети, теперь я тоже знаю какие бывают ягоды, но вот попробовать их на вкус я так и не смог.

Воспитатель (заглядывает в корзинку): Буратино, дети, а в корзинке для вас угощенье от Старичка – Лесовичка (достаёт вазочку с ягодами: клюквой и брусникой). Дети и Буратино угощаются ягодами.

Буратино: Теперь я знаю, какими ягоды бывают на вкус. Спасибо.

До свидания, дети.


Важную роль в работе с семьей традиционно играет логопедический уголок группы. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Ягоды» используется нами при оформлении уголка логопеда в старшей группе. Он содержит рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком по изучаемой теме, стихи для заучивания, примеры дидактических речевых игр и гимнастику для пальчиков.

Тема «Ягоды» для детей — занимаемся с ребенком.

Ребёнок должен знать:

  • Названия садовых и лесных ягод: виноград, клубника, черешня, вишня, смородина, крыжовник, малина, земляника, рябина
  • Где растут ягоды? (в саду и в лесу)
  • Как растут ягоды? (на деревьях, на больших кустах и на маленьких кустиках)
  • Что можно приготовить из ягод?

Выучите с детьми стихи:

«В лес по ягоды»

Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюши в корзине –
На донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
«Малину я в рот
По ошибке бросала»
Т. Дмитриев

«Земляника»

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак

Беседуем, рисуем, лепим

  1. Рассмотрите разнообразные ягоды на картинках лото и предложите ребенку назвать их. Вместе вспомните, где можно найти ягоды (в саду и в лесу).
  2. Из ягод можно сварить варенье, джем, компот, кисель, выжать сок, приготовить повидло, желе, мармелад… А ещё?
  3. Предложите ребенку назвать, какие ягоды бывают черного / красного /розового / желтого / зеленого цвета. Обратите его внимание, что одна ягода (смородина, крыжовник и др.) может быть разного цвета.
  4. Вспомните, как растут ягоды: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и малина – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объясните, что такое лоза.
  5. За садовыми ягодами ухаживают люди (садовник, садовница), а лесные – растут сами.
  6. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.
  7. Нарисуйте / раскрасьте ягоды вместе с ребенком или слепите их из пластилина.

Загадайте детям загадки о ягодах:

Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника)

Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной)

Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.
Сельский сад - их родина. Что это? (смородина)

Играем и запоминаем:

Перед началом игры разложите перед ребёнком картинки ягод. Пусть он отвечает, глядя на иллюстрации – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания.

«Назови ягоду ласково»

малина – малинка
рябина – рябинка
земляника – земляничка
смородина – смородинка и т.д.

«Какой сок? Какое варенье? Какая конфета?»

Предложите детям выжать сок, сварить варенье, сделать конфеты.

Из малины – малиновый сок, малиновое варенье, малиновая конфета и т.д.
Из клубники –
Из земляники –
Из рябины –
Из смородины –
Из крыжовника –

«Угадай, что это?»

Взрослый называет признаки разных ягод; ребёнок угадывает, какая это ягода?

Маленькая, красная, лесная, растет у самой земли –
Красная, черная, белая, садовая, растет на кусте –
Оранжевая, горькая, мелкая, растет на дереве –
Бордовая, круглая, сочная, растет на дереве –
Огромный, зеленый снаружи, красный внутри –

Выполняем гимнастику для пальцев «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальцы рук в «теремок»)
В лес идём мы погулять. (Пальчиками шагаем по столу)
За черникой, за малиной, (Загибаем пальцы на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на двух)
За брусникой, за рябиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём! (Ладошки складываем лодочкой и «угощаем»)

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864,
г. Москва