В тридцатых годах советские танкостроители активно занимались разработкой колесно-гусеничных танков. Ввиду определенных проблем с ресурсом гусеничного движителя приходилось искать альтернативное решение, которым в итоге стало использование комбинированной ходовой части. В дальнейшем проблемы с гусеницами были решены, что привело к отказу от колесно-гусеничных танков. После этого все отечественные бронемашины этого класса оснащались только гусеничным движителем. Тем не менее, в середине тридцатых годов отсутствовали нужные технологии и материалы, что заставляло конструкторов изучать и разрабатывать несколько проектов одновременно.
Еще до конца войны в Испании советские военные и конструкторы начали обсуждать облик перспективного танка. Бурное развитие противотанковой артиллерии привело к появлению требования об оснащении машин противоснарядной броней, стойкой для орудий калибра 37 и 45 мм. Имелись общие взгляды и на вооружение перспективных танков. Причиной для многочисленных споров была ходовая часть. Специалисты поделились на два лагеря, отстаивавших необходимость использования гусеничного или комбинированного движителя.
Опытный А-20
Главной предпосылкой к созданию колесно-гусеничных танков был низкий ресурс существовавших в то время гусениц. Военные желали получить гусеничный движитель с ресурсом не менее 3000 км. В таком случае можно было отказаться от идеи перегона техники на большие расстояния при помощи колес. Отсутствие требуемых гусениц было аргументом в пользу комбинированного движителя. Одновременно с этим колесно-гусеничная схема усложняла конструкцию танка, а также негативно сказывалась на производстве и эксплуатации. Кроме того, зарубежные страны к этому времени начали переход на полноценную гусеничную технику.
13 октября 1937 года Харьковский паровозный завод им. Коминтерна (ХПЗ) получил техническое задание на разработку нового колесно-гусеничного танка. Эта машина должна была иметь шесть пар ведущих колес, боевую массу на уровне 13-14 т, противоснарядную броню с наклонным расположением листов, а также 45-мм пушку во вращающейся башне и несколько пулеметов. Проект получил обозначение БТ-20.
В марте 1938 года нарком обороны К.Е. Ворошилов выступил с предложением, касавшимся будущего бронетанковых подразделений. В докладной записке на имя председателя Совнаркома он отмечал, что танковым подразделениям нужен только один танк. Для определения наиболее выгодного варианта такой машины нарком предложил разработать два сходных проекта танков с разными движителями. Имея одинаковые защиту и вооружение, новые танки должны были оснащаться колесно-гусеничным и гусеничным движителями.
К сентябрю 1938 года харьковские инженеры закончили разработку проекта БТ-20 и представили его специалистам Наркомата обороны. Сотрудники Автобронетанкового управления рассмотрели проект и утвердили его, внеся некоторые предложения. В частности, предлагалось разработать вариант танка с 76-мм пушкой, предусмотреть возможность кругового наблюдения из башни без использования смотровых приборов и т.д.
Дальнейшие работы велись с учетом предложений АБТУ. Уже в октябре 38-го ХПЗ предъявил комплект чертежей и макеты двух перспективных средних танков, отличавшихся типом ходовой части. Главный военный совет изучил документацию и макеты в начале декабря того же года. Вскоре началась подготовка рабочих чертежей колесно-гусеничного танка, к этому времени получившего новое обозначение А-20. Кроме того, стартовало проектирование гусеничной машины под названием А-20Г. В дальнейшем этот проект получит собственное наименование А-32. Ведущим инженером обоих проектов был А.А. Морозов.
На этом этапе реализации двух проектов возникли серьезные разногласия. Еще осенью 38-го военные соглашались с необходимостью строительства и испытаний двух опытных танков. Однако на заседании Комитета обороны 27 февраля 1939 года представители Наркомата обороны подвергли гусеничный танк А-32 серьезной критике. Колесно-гусеничный А-20, как тогда считалось, имел большую оперативную подвижность. Кроме того, текущее состояние проекта А-32 оставляло желать лучшего. Как следствие, возникли сомнения в необходимости строительства и испытания гусеничной машины.
Тем не менее, главный конструктор ХПЗ М.И. Кошкин настоял на необходимости строительства двух опытных образцов. Согласно различным источникам, военные предлагали закрыть проект А-32 ввиду невозможности быстрого завершения его разработки и строительства опытной машины в приемлемые сроки. Тем не менее, М.И. Кошкин сумел убедить их в необходимости продолжения работ и, как выяснилось позже, был прав. В будущем А-32 после массы доработок был принят на вооружение под индексом Т-34. Средний танк Т-34 стал одной из самых удачных боевых машин времен Великой Отечественной войны.
Танк А-20 по ряду характеристик проигрывал своему гусеничному собрату, однако представляет большой интерес с технической и исторической точки зрения. Так, он стал последним колесно-гусеничным танком Советского Союза. В дальнейшем проблему неприемлемо высокого износа гусениц удалось решить и отказаться от комбинированной ходовой части.
Средний танк А-20 строился по классической компоновке. В передней части бронекорпуса располагался механик-водитель (у левого борта) и стрелок. Позади них имелось боевое отделение с башней. Корму корпуса отдали под двигатель и агрегаты трансмиссии. В башне предусматривались рабочие места командира и наводчика. Командир машины также выполнял обязанности заряжающего.
Бронекорпус машины имел сварную конструкцию. Его предлагалось собирать из нескольких бронелистов толщиной 16-20 мм. Для повышения уровня защиты листы корпуса располагались под углом к вертикали: лобовой лист – под 56°, борта – 35°, кормовой – 45°. Сварная башня изготавливалась из листов толщиной до 25 мм.
Бронирование толщиной до 25 мм, расположенное под рациональными углами, позволило обеспечить защиту от пуль крупнокалиберного стрелкового и малокалиберной артиллерии, а также сохранить боевую массу машины на уровне 18 т.
В корме корпуса располагался дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. Трансмиссия состояла из четырехступенчатой трехходовой коробки передач, двух бортовых фрикционов и двух однорядных бортовых редукторов. Использование колесно-гусеничного движителя сказалось на конструкции трансмиссии. Для движения на гусеницах машина должна была использовать расположенные в корме ведущие колеса с гребневым зацеплением. В колесной конфигурации ведущими колесами становились три задние пары опорных катков. Интересен тот факт, что в составе трансмиссии танка А-20 широко использовались агрегаты бронемашины БТ-7М.
Ходовая часть среднего танка А-20 имела по четыре опорных катка на борт. В передней части корпуса крепились направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Опорные катки оснащались индивидуальной пружинной подвеской. Три задние пары катков были связаны с трансмиссией и являлись ведущими. Две передние имели механизм поворота для управления машиной при движении «на колесах».
В башне танка установили 45-мм танковую пушку 20-К. Внутри боевого отделения удалось разместить 152 снаряда для пушки. В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет ДТ калибра 7,62 мм. Еще один пулемет этого же типа находился в шаровой установке лобового листа корпуса. Общий боекомплект двух пулеметов – 2709 патронов.
Наводчик танка А-20 располагал телескопическим и перископическим прицелами. Для наведения орудия использовались механизмы с электрическим и ручным приводами. Командир машины мог следить за обстановкой на поле боя при помощи собственной панорамы.
Связь с другими танками и подразделениями обеспечивалась при помощи радиостанции 71-ТК. Экипаж машины должен был использовать танковое переговорное устройство ТПУ-2.
В начале лета 1939 года завод №183 (новое название ХПЗ) завершил строительство двух опытных танков моделей А-20 и А-32. Колесно-гусеничная машина была передана военному представительству АБТУ 15 июня 39-го. Через два дня военным сдали второй опытный танк. После некоторых предварительных проверок 18 июля стартовали сравнительные полигонные испытания нового танка, продолжавшиеся до 23 августа.
Средний танк А-20 показал достаточно высокие характеристики. На колесном ходу он развивал скорость до 75 км/ч. Максимальная скорость на гусеницах по грунтовой дороге достигала 55-57 км/ч. При движении по шоссе запас хода составлял 400 км. Машина могла подниматься на 39-градусный склон и преодолевать вброд водные преграды глубиной до 1,5 м. В ходе испытаний прототип А-20 прошел по разным трассам 4500 км.
Опытный А-32
В отчете по испытаниям утверждалось, что представленные танки А-20 и А-32 превосходят всю существующую серийную технику по ряду характеристик. В частности, отмечалось значительное повышение уровня защиты в сравнении со старой техникой. Утверждалось, что рациональные углы наклона брони и иные особенности конструкции обеспечивают большую стойкость к снарядам, гранатам и горючей жидкости. По проходимости А-20 и А-32 превосходили существующие танки серии БТ.
Комиссия, проводившая испытания, пришла к выводу, что оба танка отвечают требованиям Наркомата обороны, благодаря чему могут быть приняты на вооружение. Кроме того, комиссия внесла предложение, касавшееся конструкции танка А-32. Эта машина, имевшая определенный запас по увеличению веса, после небольших доработок могла быть оснащена более мощной броней. Наконец, в отчете указывались некоторые недостатки новой бронетехники, которые нужно было устранить.
Новые танки сравнивались не только с серийными, но и друг с другом. В ходе испытаний выяснились некоторые преимущества А-20 в плане подвижности. Эта машина доказала свою способность совершать длительные марши с любой конфигурацией ходовой части. Кроме того, А-20 сохранял требуемую подвижность при потере гусениц или повреждении двух опорных катков. Тем не менее, имелись и недостатки. А-20 уступал гусеничному А-32 в отношении огневой мощи и защиты. Кроме того, колесно-гусеничный танк не имел резервов для модернизации. Его ходовая часть была сильно нагружена, из-за чего при любых заметных доработках машины ее пришлось бы разрабатывать заново.
19 сентября 1939 года Наркомат обороны выступил с предложением принять на вооружение Красной Армии двух новых средних танков. Перед началом сборки первых серийных машин конструкторам завода №183 рекомендовалось исправить выявленные недостатки, а также немного изменить конструкцию корпуса. Лобовой лист корпуса теперь должен был иметь толщину 25 мм, передняя часть днища – 15 мм.
К 1 декабря 1939 года требовалось построить опытную партию танков А-32. В конструкцию первых десяти машин планировалось внести некоторые коррективы (проект А-34). Через месяц харьковские специалисты должны были передать военным первые 10 танков А-20, так же в доработанном варианте. Полномасштабное серийное производство А-20 предполагалось начать с 1 марта 1940 года. Годовой план выпуска установили на уровне 2500 танков. Сборку новых танков должен был осуществлять харьковский завод №183. Изготовление броневых деталей собирались поручить Мариупольскому металлургическому заводу.
Опытные танки на полигоне в Кубинке. Слева направо: БТ-7М, А-20, Т-34 обр. 1940 г., Т-34 обр. 1941 г.
Разработка обновленного проекта А-20 затянулась. Харьковский завод был загружен заказами, из-за чего создание модернизированного проекта было связано с определенными трудностями. Новые проектные работы начались в ноябре 1939 года. Испытать модернизированный А-20 с усиленной броней и ходовой частью планировалось в самом начале 40-го года. Трезво оценивая свои возможности, завод №183 обратился к руководству промышленности с просьбой передать серийный выпуск А-20 другому предприятию. Харьковский завод не мог справиться с полномасштабным производством двух танков одновременно.
По некоторым данным, работы по проекту А-20 продолжались до весны 1940 года. Завод №183 имел определенные планы по этому проекту, а также желал передать строительство серийных танков другому предприятию. По-видимому, желающие начать производство новых средних танков так и не нашлись. В июне 1940 года вышло постановление Политбюро ВКП(б), в соответствии с которым требовалось начать серийное производство средних танков Т-34 (бывший А-32/34) и тяжелых КВ. Танк А-20 в серию не пошел.
Имеются некоторые сведения о дальнейшей судьбе единственного построенного опытного танка А-20. В начале Великой Отечественной войны эту машину включили в танковую роту Семенова, которую, по некоторым данным, сформировали из техники, имевшейся на полигоне 22-го Научно-испытательного автобронетанкового полигона (ныне 38-й НИИ Минобороны, г. Кубинка). В середине ноября 1941 года прототип А-20 пополнил состав 22-й танковой бригады. 1 декабря машина получила небольшие повреждения и уже через несколько дней вернулась в строй. Несколько недель 22-я бригада выполняла боевые задачи совместно с конницей генерал-майора Л.М. Доватора. В середине декабря танк А-20 вновь получил повреждения, после чего был отведен в тыл для ремонта. На этом следы опытной машины теряются. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
Средний танк А-20 не пошел в серию. Тем не менее, его разработка, строительство и испытания имели большое значение для отечественного танкостроения. Несмотря на не вполне успешное завершение, этот проект помог установить реальные перспективы гусеничной и колесно-гусеничной техники. Испытания танков А-20 и А-32 показали, что при существующих технологиях бронетехника с комбинированной ходовой частью стремительно теряет преимущества перед гусеничными машинами, но не может избавиться от врожденных недостатков. Кроме того, А-32 имел определенный запас характеристик для модернизации. В результате обновленный танк А-32 пошел в серию, а машина А-20 так и не вышла из стадии испытаний и доработок, став последним советским колесно-гусеничным танком.
По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://opoccuu.com/
http://bronetehnika.narod.ru/
http://tankinfo.ru/
http://btvt.narod.ru/
Структура данной боевой единицы является слегка упрощенным вариантом Т-34. А-20 был принят на вооружение и несколько раз применялся в реальном бою, но из-за быстрого развития и появления А-32, данный танк сняли с производства, оставив его существование лишь на бумаге. Прокачав А-20 особого выбора в дальнейшем развитии нет, так как есть всего лишь один вариант, изучить .
А-20 танк, который довольно редко обкатывается на полях сражений. Имея отличные показатели скорости и динамичности, у танка крайне слабая броня и неплохое орудие. Данная боевая техника имеет 2 превосходных орудия 45 мм и 76 мм. Но из-за высокого балансного веса рекомендуется использовать 76 мм орудие с пробитием в 68 мм и уроном 110 мм. Скорострельность составляет 10 выстрелов в минуту.
Максимальная скорость составляет 75 кмч, что является самым высоким показателем в игре, а запас заднего хода равен 20 кмч. Двигатель с мощностью в 480 л.с. отлично справляется с весом в 20 тонн. Обзор достигает 330 метров, которого недостаточно для активного засвета.
Броня танка составляет:
- Корпус: лоб- 20 мм, борта - 20 мм, карма - 16 мм.
- Башня: лоб - 37 мм, боковая сторона - 37 мм, задняя часть башни - 25 мм.
Для А20 жизненно необходим отличный набор модулей:
- Досылатель - повышает скорострельность орудия;
- Просветленная оптика - необходим для эффективного засвета;
- Улучшенная вентиляция - значительно повышает навыки экипажа, что повышает боевую эффективность.
- ремкомплект;
- ленд-лизное масло;
- аптечка.
Экипаж.
Отлично прокаченный экипаж играет важную роль в сражениях.
- Командир: ремонт, маскировка, лампочка, орлиный глаз;
- Механик-водитель: ремонт, маскировка, король бездорожья, плавный ход;
- Наводчик: ремонт, маскировка, плавный поворот башни, снайпер;
- Радист: ремонт, маскировка, радиоперехват, из последних сил.
Слабые места А-20.
А-20 имеет довольно тяжелый балансный вес, что является причиной заброса танка на высокие уровни боев. Максимальный уровень боя 8. В «песочницу» А-20 попадает очень редко, да даже при таком раскладе, учитывая его бронирование, его пробивает практически любая боевая единица. Но чтобы максимально эффективно вести стрельбу по танку, необходимо учитывать его слабые места.
В лобовой проекции рекомендуется вести прицельную стрельбу по люку механика-водителя и маске пулемета. Удачный выстрел гарантировано контузит мехвода и заряжающего. Также стоит стрелять по маске пушки, удачный выстрел ломает орудие. Плюс ко всему стоит пытаться простреливать «шишку» на башне, это позволит сломать модуль обзора и лишить танк основной его функции.
В боковой проекции рекомендуется вести стрельбу исключительно по башне, так как это принесет больше вреда, нежели стрельба по корпусу. Стрельба по башне гарантировано контузит командира экипажа и повреждает боеукладку танка. Не стоит забывать и про передние катки гусениц, выстрел по которым может обездвижить танк.
Что касается кормовой проекции, то она пробивается абсолютно в любую точку, если вести активную стрельбу по днищу танка, можно вызвать возгорание двигателя, а выстрелы по башне могут взорвать боеуклад.
Для А-20 гайд, который описан выше является ключевой информацией для комфортной игры. Он является довольно специфической техникой в плане применения, поэтому не сразу удастся на нем хорошо играть, но используя информацию и рекомендации, можно быстро определиться с действиями на полях сражений.
Тактика боя на А-20.
Для данного , важной и основной тактикой боя является активный засвет вражеских сил, а также уничтожение вражеских ЛТ и . Поэтому необходимо заранее определять свой маршрут засвета, особенно учитывать повороты и развороты для отступления. Хоть у А-20 и высокая скорость, он очень быстро теряет скорость на поворотах.
В августе 1938 г. ЦК ВКП(б) поручает Комитету Обороны к июлю 1939 г. предстааи1ь новые образцы танков с противоснарядным бронированием. Проектирование этих образцов поручается танковому КБ Харьковского тракторного завода и Кировскому заводу в Ленинграде. В январе 1937 г. в Харьков из Ленинграда переехал танковый конструктор М.И. Кошкин, сменивший необоснованно репрессированного талантливого конструктора А.О. Фетисова. К этому времени коллекти конструкторов имел опыт проектирования танков серии БТ. Кроме того, был опыт их боевого применения в республиканской Испании и в результате сделаны определенные выводы по дальнейшему развитию колесно-гусеничных машин. Уже было известно, что из-за ненадежной конструкции трансмиссии и привода на ведущие опорные катки танк либо буксовал, либо зарывался в грунт. Военный инженер Н.Ф. Цыганов пробовал добавить один каток к гусеничному варианту, но это был не ведущий, а «пассивный" каток, и опыт ничего существенного не дал.
Еще ранее по инициативе Цыганова были предприняты попытки улучшения конструкции колесно-гусеничных танков. Цыганов был весьма напористым и энергичным изобретателем и мог заражать своими идеями и других. Прежде всего он предложил синхронизировать работу гусеничного и колесного движителей. По его мысли, это позволило бы в случае потери в бою одной гусеницы продолжить движение на другой гусенице и на колесах. Другая его идея состояла в установке на танке наклонно расположенных броневых листов не только в лобовой и кормовой части, но и вдоль верхней части бортов корпуса. Именно такая схема установки бортовой брони перешла затем в основных решениях к последующим разрабатываемым моделям танков.
Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Осенью 1937 г. Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА выдало заводу №183 (ранее Харьковский паровозостроительный завод) задание на разработку нового колесно-гусенично-го танка с более мощным бронированием, который должен был в ближайшее время прийти на смену танкам БТ. Прямое увеличение толщины брони сопровождалось перегрузкой трансмиссии и элементов ходовой части, что не отвечало требованиям заказчика. КБ, возглавляемое конструктором М.И.Кошкиным, начало работы над опытным колесно-гусеничным танком под индексом А-20. На основе своего опыта по проектированию средних танков типа Т-29 Кошкин выступал против сложной в эксплуатации и изготовлении колесно-гусеничной машины. Он настаивал на создании чисто гусеничного танка: более простая конструкция позволила бы значительно увеличить производство боевых машин (их могли бы выпускать машиностроительные заводы).
4 мая 1938 г. Комитету Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничный танк А-20, разработанный согласно требованиям ГАБТУ, и чисто гусеничный А-20Г, впоследствии получивший индекс А-32.
Совещание проходило с участием Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина,членов Политбюро, военных высокого ранга и работников промышленности.
Механизм поворота пушки танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Технический проект А-32 внешне почти не отличался от А-20, за исключением ходовой части, имевшей 5, а не 4, как у А-20, опорных катков на борт. Каждому из танков были присущи свои достоинства и недостатки. Поэтому сделать выбор в пользу одного из них было очень непросто.
На совещании слово было предоставлено А.А. Ветрову, военному инженеру-танкисту, окончившему бронетанковую академию. С июля 1937 по май 1938 г. он воевал в Испании, был заместителем командира Интернационального танкового полка. В своем докладе он стал говорить о достоинствах и конструктивных недостатках наших танков, в основном о необходимости повысить надежность работы механизмов, увеличить бронезащиту танков, сделав ее снарядостойкой, повысить надежность КПП. усилить вооружение, средства связи. Сталин заметил, что именно это интересно услышать от инженера-танкиста, получившего боевой опыт в Испании, и спросил, как проявила себя ходовая часть танков, прежде всего колесно-гусеничных. Ветров высказался в пользу чисто гусеничного танка, обосновав это тем, что колесно-гусеничный движитель слишком сложный и ненадежный и часто выходил из строя. Такое же мнение высказал и М.И Кошкин, умевший твердо отстаивать свои убеждения.
Конструкция корпуса танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Он подверг критике требование заказчика изготовить в металле лишь один колесно-гусеничный танк и предложил представить на государственные испытания две спроектированные заводом машины - А-20 и А-32.
В процессе обсуждения большая часть присутствующих на заседании военных специалистов склонялись к
принятию проекта танка А-20 как машины, отличавшейся большей оперативной подвижностью. Такого же мнения придерживались начальник Автобронетанко-вого управления комкор Д.Г. Павлов и другие выступавшие, дружно восхвалявшие достоинства колесно-гусеничного танка.
Точку а этом споре поставил Сталин, В конце заседания он одобрительно отозвался о проекте нового танка А-20 и предложил принять его за основу с учетом замечаний воевавших в Испании танкистов. Затем он взял в руки макет танка и, обернувшись к членам Политбюро, сказал: «Думаю, что, кроме представленного нам колесно-гусеничного образца с мощным дизельным двигателем и 76-мм, а не 45-мм пушкой, следует разработать и изготовить схожий танк, но на гусеничном ходу. После сравнительных испытаний двух образцов окончательно решить вопрос о принятии на вооружение армии показавшего лучшие результаты танка. К этой работе привлечь танкистов с боевым опытом».
Башенные смотровые приборы танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Спустя три месяца КБ Харьковского завода разработало технические проекты обоих танков - А-20 и А-32. В августе 1938 г. они были обсуждены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. В состав совета входили К.Е. Ворошилов, В.К, Блюхер, СМ. Буденный. ПИ. Кулик, Л.З. Мех-лис, И.В. Сталин, И.Ф. Федько, Б.М. Шапошников, Е.А, И.Даденко, К.А. Мерецков. Все высказались в пользу танка А-20, а Сталин снова предложил построить и испытать оба варианта машины.
В августе Комитетом Обороны было издано постановление «О системе танкового вооружения-, предписывающее к июлю 1939 г. изготовить и представить на государственные испытания опытные образцы новых танков.
Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Танковые КБ Харьковского завода были обьединены в одно, которое возглавил М.И. Кошкин, заместителями его были назначены А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко, А.в. Колесников и В.М. Дорошенко.
Весной 1939 г. опытные машины А-20 и А-32 были изготовлены и летом прошли государственные испытания. И снова, как ни странно, госкомиссия не смогла сделать окончательного вывода о том, какая же машина должна быть поставлена на вооружение армии: оба образца были одинаковыми по своим боевым характеристикам. Не могли прийти к окончательному решению и в Главном бронетанковом управлении. Правительством было решено провести испытания на самом высоком уровне. До этого, чтобы легче было принять решение, какому танку отдать предпочтение - колесно- гусеничному А-20 или гусеничному А-32, их представляли одинаковыми по массе (19 т) и вооружению (с 45-мм пушкой).
Силовая установка - дизель В-2 мощностью 500 л.с. - располагалась в кормовой части корпуса. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, два бортовых фрикциона и два однорядных простых бортовых редуктора. Агрегаты и узлы трансмиссии и ходовой части в некоторой степени заимствованы у легкого танка БТ-7М.
Колесно-гусеничный А-20 имел классическую схему общей компоновки. Экипаж в составе 4 человек располагался следующим образом: механик-водитель - в отделении управления у левого борта, пулеметчик - справа от него, в башне слева от пушки - командир танка (он же наводчик), справа от пушки - заряжающий.
Элементы подвески и двигатель танка А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Боекомплект 45-мм пушки составлял 152 выстрела, с ней был спарен пулемет ДТ. второй пулемет ДТ размещался в шаровой установке, справа в верхнем лобовом листе корпуса. Боекомплект к пулеметам из 2079 патронов находился в 43 пулеметных дисках. Была предусмотрена возможность размещения в башне зенитной турели П-40. Имевшиеся телескопический стабилизированный и перископический прицелы предназначались для ведения стрельбы из пушки. Башня была оборудована двухскоростным поворотным механизмом с ручным и электрическим приводами. У места командира для наблюдения за полем боя имелась командирская панорама.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20 мм а носовой части. Рациональные углы наклона броневых листов составляли: лобовой - 56°, верхней части борта - 35°. кормовой части - 45". Башня конической формы в лобовой части имела броню толщиной 25 мм, Съемные крыши моторного и трансмиссионного отделений крепились к корпусу при помощи болтов. Задний лист кормы также был съемным.
Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Подвеска танка индивидуальная, пружинная. В состав колесно- гусеничного хода входили восемь опорных обрезиненных катков, направляющие колеса с червячными механизмами натяжения гусениц и ведущие колеса гусеничного хода. При движении на колесном ходу вступали в действие три пары ведущих опорных катков. Ведущие колеса гусеничного хода имели гребневое зацепление с гусеницами. Поворот осуществлялся по принципу гусеничной машины за счет торможения ведущих катков на одном из бортов.
На танке, в нише башни, были расположены радиостанция 71-ТК и переговорное устройство. Разрабатывалась возможность установки оборудования для подводного вождения и огнеметного устройства.
Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
Летом 1939 г. танк А-20 был передан военному представительству АБТУ на войсковые, а затем полигонные испытания, после чего признан пригодным к эксплуатации в РККА.
Таким образом, опытный танк А-20 стал последним представителем отечественных колесно-гусеничных машин. Ему пришлось принимать участие в боевых действиях начала Второй мировой войны. При подходе немцев к Кубинке, где находились НИИБТ и полигон Автобронетанкового управления РККА, из машин, не отправленных в тыл, был сформирован отдельный танковый батальон, включенный в состав 22-й танковой бригады. В одну из танковых рот под командованием лейтенанта Семенова входил танк А-20. Танковая бригада в составе подвижной группы подполковника Ермакова вела бои в районе Павловской слободы. 1 декабря 1941 г. танк получил о бою повреждение, но через 4 дня снова вступил в строй. До середины октября в составе 22-й бригады танк А-20 поддерживал конницу Доватора, вновь получил боевые повреждения и был отправлен в тыл для ремонта. Далее следы его теряются.
Советский средний танк А-20. Советские танки времен Великой Отечественной войны.
___________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"
Здравствуйте уважаемые танкисты! Сегодня мы продолжаем рассматривать машины World of Tanks и сегодня на очереди одна из самых интересных и комфортных машин 7-го уровня. Встречайте, американский средний танк Т20:
Известно вам или нет, но машины 7 уровня в плане баланса страдают сильнее всех. Хотите над собой поиздеваться - поиграйте на 7 уровне. Однако, эта машина является исключением из данного правила. На ней настолько приятно и комфортно играть, естественно с нормальными руками, что н0гиб становится делом обыденным и вовсе не сложным. А все это из-за того, что машина обладает всем, что так необходимо для большинства из вас: прекрасное орудие, хорошая динамика, отличные углы наводки и шикарная точность, в том числе и на ходу - мечта любого танкиста.
Стоимость этой мечты всего лишь 1 340 000 кредитов и 55 500 опыта. Суммы достаточно легкодостижимые и без ПА. Соответственно говорить о особой и мучительной прокачке этой машины не нужно, тем более, что позади только приятные аппараты на которых опыт идет тоже быстро. Однако стоит обратить ваше внимание на тот факт, что 1 340 000 - голый танк, а нам необходимо сделать из него убийцу =) Для этого нам потребуется переобучить наш предыдущий экипаж, установить дополнительное оборудование и нанести камуфляж по желанию. Что касается пересадки экипажа, то тут проблем не будет - полное соответствие специальностей:
Переобучать экипаж я советую за серебро по нескольким причинам:
- Врятли вы успели набить достаточно опыта и открыли 50 - 75% первого перка.
- На 7 уровне экипаж конечно важен, но если у вас первые несколько боев он будет 90 - 100% - ничего страшного не произойдет.
- При сбросе перков за серебро вы только больше потеряете и денег, и опыта с самого экипажа.
Все это дело будет стоить вам дополнительных 20 000 * 5 = 100 000 кредитов. Конечно вы можете переобучить экипаж и за золото, если есть такая возможность и вам не жалко потраченных денег.
Дополнительного оборудования мы коснемся немного позже, но скажу сразу, что на него тоже придется потратить не менее 800 000 - 1 000 000 кредитов. Купить танк ерунда, сделать его боеспособным - вот основная и нелегкая задача =)
А вот что касается камуфляжа, то тут все зависит от вашего кошелька. Стоит 1 камуфляж на 30 дней 70 000 кредитов, а нам их необходимо 3. Я крайне рекомендую его устанавливать поскольку у нас увеличится % маскировки, а это в некоторых ситуациях спасет нам жизнь и даст преимущество на соперником. Даже если у вас нет или вам жалко 210 000 кредитов, то установите только летний камуфляж. Летних карт в игре больше всего, а это значит, что и летний камуфляж используется чаще всего.
Дерево исследований
Ну что сказать, даже прокачка машины до топового состояния не составляет особых трудностей. Много модулей открыто еще на предыдущих машинах (радиостанция и 2 орудия) еще, если вы прокачивали тяжелые танки, то и топовое орудие. Аналогично и с топовым двигателем, он есть на ПТ САУ. Нам остается открыть только башню и ходовую. Даже если вы не качали ни ПТ, ни ТТ, то вам все-равно не составит труда возвести машину в топовое состояние. Суммы опыта не такие уж и большие …
Как и обычно нам необходимо первым делом установить на машину хорошую ходовую. Это добавит ХП гусеницам танка, увеличит проходимость и скорость поворота, а самое главное - добавит грузоподъемность машине для установки дополнительного оборудования и более совершенных модулей.
Как я писал выше, если вы качали ПТ, то он у вас должен быть, если нет, то прокачиваем обязательно. Для СТ не столько важна пушка, сколько скорость … Конечно, топовый двигатель добавляет всего 40 л. с., но при такой массе самой машины прибавка ощущается.
Радиостанция у вас уже должна быть открыта еще на предыдущей машине. Устанавливаем сразу т. к. стоковая уныла и для СТ вообще не катит.
Бронирование топовой башни аналогично стоковой, однако установка топовой добавит нам ХП, обзор и позволит устанавливать более совершенные орудия. Что касается уменьшения скорости поворота, то для СТ 44 или 42 град/с - разницы практически нет …
Ну и перейдем к орудиям. Два предтоповых орудия уже должны быть открыты на предыдущих машинах точно так же как и радиостанция, однако отмечу один момент. На стоковую башню нельзя установить 105 mm SPH M4L23. Придется поначалу играть с 76 mm Gun M1A2 ну или сразу открывать топовую башню, но опять же, не каждому нравится фугасница... Топовое орудие конечно нужно исследовать как можно быстрее т. к. только с ним вы поймете всю суть этой машины. Это типичное СТ-шное орудие с небольшим уроном и пробитием, однако пробития на своем уровне ему более-менее достаточно, а золотые снаряды просто будут шить все машины без разбору.
Прокачка
На мой взгляд выгоднее качать машину в таком порядке:
- Устанавливаем все что есть
- Ходовая
- Башня
- Орудие
- Двигатель
Достоинства и недостатки машины в топовой комплектации:
Плюсы
- Низкий силуэт
- Хорошая точность на ходу
- Хорошая динамика и максимальная скорость
- Отличный обзор
- Хорошие углы склонения орудия
- Орудие с достаточно высоким уроном в минуту
- Стабилизатор вертикальной наводки
Минусы
- Слабое бронирование
- Достаточно частые криты
- Относительно малое пробитие ББ снарядами
Балансный вес
На данный момент, в патче 0.8.6, машина принимает участие в боях 7 - 9 уровней. Опять же, достаточно весомым камнем в огород машины, является слабое пробитие ББ снарядами, поэтому в боях 9, а иногда и 8 уровня можно почувствовать себя достаточно ущербно. Но стоит заметить, что попадаем мы в такие бои редко.
Прибыльность
Поскольку машина 7 уровня, то она должна с ПА окупаться по определению. Однако я уже упоминал о низком бронепробитии а это значит, что для комфортной игры придется постреливать золотыми снарядами. Хорошо постреливать … Поэтому тут прибыльность делиться на 2 ветки: ради кредитов и ради опыта. Если второе, то стреляйте голдой практически всегда, а вот если первое, то ищите другую машину для фарма. Это не фармокобайн …
Тактика
Ну что, перед вами первая типичная американская СТ. Это не таракан, позволяющий кружить противника и опираться на бронирование в своей наглости. Ваша задача совершенно другая. Вы должны наносить урон и не важно как, в движении или стоя, на большом расстоянии или практически вплотную - все это ваша главная задача. Хоть у вас и есть хороший обзор вы не должны с криками «Я ТАРАКАН» влетать на первых минутах на вражескую базу и пытаться что то там сделать. Направьте ваш обзор на что то более полезное для команды, например на заключительных этапах схватки именно вы будете клевой машиной дающей засвет … Играйте аккуратно, игра на американцах, а тем более на СТ требует вдумчивых и тщательно обдуманных действий. Хоть наша задача и похода на ТТ - наносить урон, способы достижения этой задачи совершенно разные. Нам нельзя подставляться и принимать урон, особенно от тяжей - застреляют и не заметят. Старайтесь укрываться за спинами других более бронированных СТ и прикрывать их своим огнем. Что касается снарядов, то тут все просто и сложно одновременно. Базового бронепробития ББ мало обязательно придется использовать золотые, а тут уже все зависит от вашего кошелька и возможностей. Лично я стрелял голдой достаточно много, и достаточно эффективно использовал кнопки 1 - 3 для переключения снарядов... Старайтесь комбинировать снаряды, увидели АМХ - зарядили ББ, Пантеру 2 - переключились на золото. В любом случае комбинированный вариант будет гораздо выгоден и в плане опыта, и в плане кредитов чем просто стрелять ББ …
Дополнительное оборудование:
Отмечу что на Т20 можно установить стабилизатор вертикальной наводки, а он уменьшает круг сведения на 20% в любом состоянии машины.
- Стабилизатор (500 000 кредитов)
- Досылатель (200 000 кредитов)
- Вентилятор (150 000) или Просветленная оптика (500 000) - тут уже больше от стиля игры
Снаряжение
В принципе все стандартно
- Ремкомплект
- Аптечка
- Огнетушитель
Золотые или обычные - в зависимости от вашего кошелька. Лично я бы возил с собой автоматический огнетушитель. Вместо последнего можно попробовать бензин.
Перки для экипажа
Начинать серьезно качать перки нужно именно с Т20. Тут есть 2 пути - использовать стандартный набор или попробовать сделать кашу, но лично я склонен к первому т. к. он более эффективен в большинстве случаев.
Итак вариант №1:
- 1-й перк всем кроме командира ремонт, командиру - лампочка.
- 2-й перк всем ББ (боевое братство)
Ну и каша или винегрет:
Командир
- Лампочка
- Ремонт
Наводчик
- Снайпер
- Ремонт
Мех. водитель
- Король бездорожья
- Ремонт
- Изобретатель
- Ремонт
Заряжающий
- Отчаянный или интуиция (учитывая актуальность смены снаряда)
- Ремонт
Уязвимые места машины:
Оранжевый
- командир, наводчик, заряжающий
Красный
- двигатель, баки, трансмиссия
Зеленый
- легкопробиваемые зоны
Белый
- боеукладка
Синий
- механик-водитель.
Ну и напоследок несколько видеообзоров:
История этого танка начинается с одного постановления, которое было адресовано директору ХПЗ:
Директору завода №183.
Решением Правительства № 94сс от 15 августа 1937 года Главному управлению предложено спроектировать и изготовить опытные образцы и подготовить к 1939 г. производство для серийного выпуска быстроходных колесно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. Ввиду чрезвычайной серьезности данной работы и крайне сжатых сроков, заданных Правительством, 8-е Главное управление Наркомата оборонной промышленности считает необходимым провести следующие мероприятия.
Для проектирования машины создать на ХПЗ отдельное КБ (ОКБ), подчиненное непосредственно главному инженеру завода.
По договоренности с ВАММ и АБТУ назначить начальником этого бюро адъюнкта академии военинженера 3 ранга Дик Адольфа Яковлевича и выделить для работы в бюро с 5 октября 30 человек дипломников ВАММ и с 1 декабря дополнительно 20 человек.
По договоренности с АБТУ РККА назначить главным консультантом по машине капитана Кульчицкого Евгения Анатольевича.
Не позднее 30 сентября выделить для работы в ОКБ 8 лучших конструкторов-танкистов завода для назначения их руководителями отдельных групп, одного стандартизатора, секретаря и архивариуса.
Создать при ОКБ макетно-модельную мастерскую и обеспечить внеочередное выполнение работ, связанных с новым проектированием во всех цехах завода.
Прародителем танка стал БТ-СВ (БТ-СВ-2). Многие считают, что причиной создания нового танка было слабое бронирование боевых машин СССР на то время. Требовалось создать танк, который будет иметь не только противопульное бронирование, но и противоснарядное. Однако работы над новой машиной сильно затянулись.
Два проекта танка были готовы только в августе 1938 года. Тогда же их и представили комиссии. Первый проект — БТ-20т (заводское название А-20 ) отличался наличием колесно-гусеничного хода и базой на 4 опорных катка. Второй образец — А-32 (он же А-20Г), отличался наличием только гусеничного хода и базой на 5 опорных катков. А так же у него планировалось установка более толстой брони, за счет отсутствия колесного хода. Комиссия была более склонна к первому варианту (А-20). Но в итоге обсуждений было принято решение построить оба образца в металле. Два танка были готовы уже к маю 1939 года и готовы к испытаниям. Все лето шли испытания, сначала на заводе, потом в Кубинке. Орудия у танков были разные: у А-32 было 76-мм орудие Л-10, а у А-20 всего лишь 45-мм 20-К. Обе машины успешно завершили испытания и отправились на показ в Москву. Московской комиссии больше понравилась гусеничная машина. Ей решили дать продолжение, а к А-20 к сожалению, больше уже не притрагивались.
Вооружение
- Орудие 45 мм 20-К;
- Боекомплект – 152 снаряда;
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 760;
- Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 1070;
- Прицельная дальность, м, — 1500;
- Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°;
- Скорострельность, выстр./мин – до 12;
- Дополнительное вооружение: два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.
ТТХ
Общая информация
- Масса, т — 18
- Экипаж, ч. — 4. Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-радист, Механик-водитель.
- Длина корпуса, мм — 5660
- Ширина корпуса, мм — 2550
- Высота, мм — 2411
Бронирование
Ходовые качества
- Мощность двигателя, л. с. — 500
- Максимальная скорость, км/ч — 85 на колесах. На гусеницах 57.
- Запас хода по шоссе, км — 400 на колесах.
- Удельная мощность, л. с./т — 27,7
- Преодолеваемый подъём, град. — 39°
Применение в бою
Великая Отечественная война (ноябрь — декабрь, 1941 г.) — Принимал участие в Битве за Москву. После полученных повреждений в декабре отправлен на ремонт. Дальнейшая судьба, к сожалению, неизвестна. Возможно, был переоборудовали под серийный Т-34.