Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Экскурсия в свято троицкий храм щигры. Троицкий собор щигры

Каждая организация – это, прежде всего, составляющие ее люди. В Свято-Троицком братстве г. Щигры воспитанию будущих мастеров уделяется большое внимание. Некоторые приходят сюда еще школьниками, на каникулах – чтобы познакомиться с таинственным миром церковной красоты, да так и остаются на всю жизнь.

19 июня сотрудники Братства поздравили с 70-летним юбилеем основателя и художественного руководителя организации – митрополита Саранского и Мордовского Зиновия. Предлагаем вашему вниманию эскизы к портрету этой организации.

... Беседуя с сотрудниками, Владыка вспомнил об одном из ключевых событий в истории Братства. 2005 год. Мастера трудятся над созданием уникального по сложности и масштабу иконостаса для Курской-Кореннной пустыни...

«... В июле нам надо было сдавать работу, а в конце мая случился сильный пожар, и все сгорело: все резные изделия, весь остов иконостаса, рабочие помещения, оборудование! Этот иконостас был необходим, чтобы освятить собор Курской-Коренной пустыни. А ее открытие являлось одним из условий подписания соглашения о воссоединении Русской Православной Церкви за рубежом с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. И вот собирается попечительский совет. Меня вызывают и спрашивают: «Скажите, пожалуйста, отец архимандрит, вы иконостас поставите?» - «Мы иконостас поставим». – «Когда? Нужно тридцать первого июля» - «Тридцать первого июля с Божией помощью сдадим». Представьте себе, как трепетало мое сердце. Иконостас мы поставили. Это стало возможно благодаря нашей вере Богу, моей веры сотрудникам Братства – что они не подведут, и их вере в благословение Божие. Все устремились навстречу этому слову: «Иконостас поставим», которое наши мастера услышали и которое они исполнили.

Иконостас собора Курской-Коренной пустыни

На начальном этапе развития наших мастерских порой бывало трудно. Сколько мы пережили... Начинали с помещений разбитых, полуразрушенных. Много сил пришлось приложить, чтобы их отстроить. Станки приходилось изобретать и делать самим из подручного металлолома. И некоторые из них работают по сей день.

Хотелось бы сказать о «внутренних пружинах» или принципах, которые были изначально заложены в основу деятельности Братства. Одним из главных принципов нашей внутренней мотивации является творческий импульс, который был изначально принят во всех видах нашей деятельности, и который так и остался основополагающим до настоящего времени. Еще один девиз, которого мы старались придерживаться всегда и во всем – делать все наилучшим образом. У нас высокая планка требований к качеству. А это значит, что к работе мы должны прилагать много дополнительных усилий. Это тоже один из секретов успеха коллектива. Конечно, формировать высокий уровень отношений к труду у всех, от мала до велика, приходилось руководству Братства на всех этапах становления трудового и художественного процесса. Было бы совершенно невозможно достигать высоких результатов во всем, если бы не умелое отношение воспитателей и учителей в процессе формирования профессиональных навыков у сотрудников. Но вначале необходимо было воспитать самих воспитателей… И для этого нам самим нужно было всему научиться, во все вникнуть, и во всяком деле быть лидерами. И как показал результат – это в какой-то степени получилось.

В 90 – е годы вокруг все разрушалось, исчезало множество подобных организаций. Но мы выжили. Почему? – Благословение Божие очевидным образом всегда пребывало с нами. Это и есть залог успеха. И для каждого отдельно, и для всех вместе. Благословение Божие надо уметь должным образом воспринимать, в нем нужно жить.

Конечно, создавать высокохудожественные изделия – это всегда очень ответственно, это требует внимания, творчества, старания. Но это интересно. Кто работает без интереса – тому все не в радость, тот и другим в тягость. А кто трудится с интересом – тому все по плечу и ему все удается.

У нас особо одаренные и талантливые люди. В Щиграх раньше не было ни иконописцев, ни столяров
высокого класса, ни мастеров резьбы по дереву, ни ювелиров. А ведь мастерские Братства сформировались всего за 20 лет. Научить и создать мастеров было гораздо сложнее, нежели создать самый сложный и самый красивый иконостас! Конечно, для достижения успехов одних талантов мало. Не все сразу удавалось. Возникали разные проблемы, а мы учились их качественно разрешать. Но, в конечном итоге, трудности преодолевались. Как говорится: «через трудности к звездам». Нас учила сама жизнь. Нужен большой и хорошо организованный труд. Оглядываясь на все осуществленное этим замечательным коллективом, можно сказать, что все происходило так, как будто у нас было одно сердце, объединившее всех, и одна душа. Да так и было – ведь на все мы испрашивали благословение Божие, а именно Он и дает силу, объединяющую во всяком добре!

Конечно, каждый выполняет свой сегмент работы, но когда мы ставим иконостас, все видят плоды своего совместного труда, видят его красоту и уже не вспоминают трудностей, а радуются. Мы созидаем и благодарим за это Господа».

В коллективе Свято-Троицкого братства сегодня многие трудятся семьями: мужья, жены, дети. Среди тех, кто работает в Братстве с самого начала, немало людей, избравших для себя монашеский путь служения Богу.

О том, как все начиналось, рассказал инок Иоанн (Гаркушенко), художник, специалист по металлу:

«В 1992 году мы – несколько выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища в Хотьково приехали к Владыке, тогда еще иеромонаху Зиновию, на послушание. Искали монашеского образа жизни. Ни о каком производстве в то время речи было. Иеромонах Зиновий был благочинным огромного Щигровского благочиния. Множество храмов было необходимо восстанавливать, благоукрашать. Это явилось основным творческим импульсом для создания мастерских. Он организовал обучение детей и молодежи различным ремеслам: столярному, резьбе по дереву, иконописи. Первыми мастерскими было помещение гаража. Началась работа. Киоты, которые были выполнены тогда, так остались образцом качества для последующих времен. Затем было приобретено здание бывших горпромторговских складов – разбитых, разрушенных.

Все происходило по принципу «от простого к сложному». Вначале мы изготавливали киоты для икон, затем стали делать столярные изделия для храмов. В какой-то момент мы осмелели и приступили к созданию первого иконостаса – в Святогорской Лавре. Наша мастерская была одной из первых, в начале 90-х годов взявшейся за создание церковного убранства из дерева. Тогда для Церкви работало только Софрино, и мы во многом на него равнялись. У нас происходил серьезный творческий поиск. Мы отыскивали старинные образцы, изучали их. Владыка как музыкант тонко чувствует гармонию, пропорции, конструкции. Он все корректировал, подсказывал. И до сих пор каждое изделие проходит его художественный контроль. Братство искало воплощение красоты церковного убранства. Многие производители и сегодня берут за основу наши модели – а некоторые и попросту копируют их, вплоть до названий.

Лет 10 назад мы доложили Владыке, что наши работы повторяют другие мастерские. Он ответил: «Я предлагаю такой вариант. Выложим работы на сайт в самом большом разрешении, чтобы воспроизводили как можно точнее». Мы были очень удивлены таким подходом, но Владыка

Стамески. Ручная резьба требует множества разнообразных качественных инструментов.

пояснил: «Чем больше у нас будет последователей и соратников, тем больше у храмов будет возможности украшаться. И чем больше мы открываем и даем, тем больше приходит новых идей и замыслов».

Мы наладили изготовление стамесок. Когда мы учились, самые дорогие и качественные стамески были швейцарские. Мы научились делать их еще лучше. В Братстве есть специалист, который углубился в технологию, изучил металл. Мы научились лить настоящую дамасскую сталь. Кстати, когда Владыка был еще юным и подумать не мог о том, что будет делать утварь для храмов, его отцы, Глинские старцы, подарили ему набор стамесок».

Художники Свято-Троицкого братства постоянно узнают что-то новое, изучают произведения православного и мирового художественного искусства и воплощают полученные знания в своей работе. Нередко они выезжают в творческие командировки. Об этом нам рассказал инок Антоний, заведующий производством, разработчик иконостасов и других крупных работ:

«Для того, чтобы развивалось чувство гармонии и архитектурных стилей, будущий Владыка отправлял нас в творческие командировки в Грецию, Италию. Мы проехали чуть ли не всю Италию, побывали во многих городах. Очень понравилось во Флоренции. В Риме взяли много образцов для художественного осмысления: элементы резьбы, художественного оформления, идеи. Это стало серьезным вкладом в нашу работу. Бывали и на Афоне. Иконостас Покровского храма Свято-Пантелеимонова монастыря сильно повлиял на нашу работу в Коренной пустыни. Потом у нас было много проектов такого типа, потому что заказчики просили сделать им иконостас в подобной стилистике».

Я не смогла не задать вопрос: насколько тяжело было делать иконостас для Курской-Коренной пустыни после пожара, когда приходилось трудиться буквально сутками? – И услышала ответ, которому было бы сложно поверить, если бы я не видела выражения глаз своего собеседника:

Это было самое счастливое время в нашей жизни. Был мощный подъем – у всех людей. Я наглядно видел, что совершается чудо Божие – настолько это было невероятно, и настолько здорово, интересно, красиво получалось. Работали по выходным – никто не роптал. Рабочий день резчика продолжался до часа ночи... Было состояние всеобщего душевного подъема, когда все объединены одним порывом. Это дар Божий. Такое горение души с бухты-барахты не возникнет, и сам ты его из себя не выдавишь. А когда иконостас был готов, у всех, даже у самого простого работника, была великая радость, что это удалось. Это была победа! И теперь все возят в Курскую-Коренную своих детей и родственников, показывают.

Иконостас Казанского кафедрального собора в г. Ставрополь. Фрагмент

- Подобные авралы повторялись?

К приезду Святейшего Патриарха в г. Ставрополь к нашему Владыке обратился митрополит Кирилл Ставропольский с просьбой в кратчайшие сроки создать иконостас для собора. В эти сроки не мог уложиться ни один из производителей, а обустройство храма надо было завершить ко времени проведения Русского Народного собора. И Владыка ответил: «благословите!» Ребята-монтажники жили там две недели, им постепенно подвозили запчасти, которые изготавливали в мастерских, – и все удалось. Случались чудеса и иного рода. Заказчики долго собирали деньги на иконостас. Наскребли максимально возможную для себя сумму. Попросили нас сделать расчет. Мы рассчитали. Владыка сказал: «У людей нет денег. Сделайте скидку столько-то процентов». Наши бухгалтера подсчитали, озвучили результат. Заказчики были потрясены – оказалось, что это была копейка в копейку та сумма, которую они имели.

- Что главное в вашей работе?

Лет 10 назад Владыка сказал: «Я желаю вам, чтобы это производство, эта работа никогда не стали главным в вашей жизни. Самое главное – это спасение души. А работа – это наше послушание, которое мы выполняем от сердца».

Свято-Троицкое братство благоукрашает храмы не только в России, но и за рубежом. Некоторыми эпизодами этой работы с нами поделился инок Силуан, в обязанности которого входит выезд на место для замеров, обсуждения деталей заказа и затем для монтажа иконостасов и утвари.

Иконостас для храма, устроенного на горе Синай, в пещере Ильи Пророка, в приделе пророка Елисея

«В 2005 году мы делали иконостасы в пещеру Ильи Пророка на Синае – ту самую, где ему явился Господь «в гласе хлада тонка». В этой пещере теперь православный храм, состоящий из двух приделов: Ильинского и посвященного пророку Елисею. Так вышло, что мы попали на месяц Рамазан, когда в Египте никто ничего не делает. Поэтому бедуины отказывались предоставлять нам верблюдов для транспортировки деталей иконостасов или требовали за это астрономические суммы. Несколько раз нам приходилось поднимать материалы вручную. А это 4 часа ходьбы по крутой горе. Но иконостасы мы установили.

Нам довелось выполнить на Синае еще одну работу – не совсем свойственную нашему Братству, но значимую ввиду святости места. Свято-Троицкому братству поручили покрыть кровлю на храме святой Екатерины, стоящем на вершине одноименной горы. Этот храм находится на том месте, где были обретены мощи великомученицы, по преданию, принесенные туда ангелами. И построен он был на средства Царя Иоанна Грозного. Участвовал в его благоукрашении и Государь-мученик Николай II. Пребывание на Синае оставило сильное впечатление на всю жизнь: там Господь являл себя Моисею и Илии, там подвизались прп. Иоанн Лествичник, прп. Онуфрий Великий, и еще множество святых отцов. А вскоре по завершении этой работы Братству предоставили место при храме вмц. Екатерины в Москве – святая как бы отблагодарила нас за труды.

Благоукрашение храмов на Синае было для Свято-Троицкого братства далеко не единственной работой за рубежом. В частности, мы делали иконостас в Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Для храма в Бари выполнили напольные киоты. Создаем иконостас в Торонто, в Канаду. Работаем для храма на Аляске».


В мастерских Братства трудится иконописец Ирина, она же – инокиня Полактия. На подрамнике, у которого она сидела, я увидела икону, над которой она работала – образ трех святых Феодоров: мч. Феодора Тирона, вмч. Феодора Стратилата и прп. Феодора Санаксарского. Иконы в Братстве пишут в каноническом стиле, по древней технологии. М. Полактия поделилась с нами принципами работы иконописца:

«Нужно создать образ, а не просто скопировать его. Конечно, мы ориентируемся на образец: важно сохранить пропорции, правильно начертать линии... Но главное – написать икону святого, перед которой хотелось бы молиться. И иконописец молится угоднику Божию, читает его житие. Церковное искусство должно служить молитве, и без молитвы оно немыслимо. А чтобы было молитвенное внутреннее состояние, надо жить внутренней христианской жизнью.

Все святые, которых мы пишем, были такими же людьми, как и мы, жили на земле. Но они отличались от нас тем, что были полностью преданы Господу. И теперь они достигли Царствия Небесного. А мы в процессе написания их икон должны духом своим становиться едиными с ними. Не механически создавать изображение, но действительно понимать, кого мы пишем, и быть с ними един дух».

Икона Божией Матери "Курская-Коренная", созданная мастерами Свято-Троицкого братства. Иконопись, копия ризы XVIII в. изготовлена методом гальванопластики с последующей ручной обработкой и серебрением

Не только люди творческих профессий в Свято-Троицком братстве интересуются церковным искусством и радуются, рассматривая новый иконостас или образ. Мы побеседовали с бухгалтером Оксаной:

- Все сотрудники братства буквально проникнуты делом, которому они служат. Как это удается?

25 октября 2007 года в Щиграх состоялось долгожданное курскими православными событие - Свято-Троицкий пятипрестольный храм вновь обрел купола. В честь этого события были совершены Божественная литургия и молебен на освящение Креста.

Свято-Троицкий пятипрестольный храм возвели в 1801 году на средства прихожан. После 1917 года большевики его закрыли, изъяли всю церковную утварь и устроили в его стенах зерновой склад. В 1930 году храм лишился колоколов, крестов, куполов. Во время бомбежек, которые обрушились на Курскую область во время Великой Отечественной войны, была уничтожена уникальная колокольня, а немцы устроили внутри храма конюшню и пекарню.

Пару десятилетий назад храм удалось восстановить, но куполов на нем не было до сегодняшнего дня. У Свято-Троицкий пятипрестольного храма на Божественную литургию и молебен на освящение Креста собрались сотни прихожан во главе с настоятелем храма Архимандритом Зиновием (Корзинкиным).



Каменный Троицкий собор появился в Щиграх через двадцать лет после проведения губернской реформы, в результате которой небольшое село Троицкое превратилось в уездный город Щигры. Городу полагалось иметь соборный храм - его и построили в конце ХVIII века. План регулярной застройки Щигров Екатерина II утвердила в 1785 году - на плане этом значилась Базарная площадь с храмом. Этим храмом вскоре стал каменный Троицкий собор. Троицкий собор уезного города строили пять лет - с 1796 по 1801 год, в которые без зазора уместилось царствование Павла I. Кто был автором проекта церкви, на чьи деньги она строилась - мы не знаем. Но отличался тот вариант Троицкого собора от нынешнего храма довольно сильно. Мы можем представить, как он выглядел, благодаря сохранившейся "Описи в городе Щигры соборной каменной церкви Святой Троицы", датируемой ноябрём 1802 года. Церковь, сравнительно с нынешним собором, была небольшой - 12 на 27 аршин (8,5х19 метров). Имела она только один престол, одну главку, обитую позолоченным листовым железом, железную крышу, была украшена внутренними и внешними росписями. В описи упоминается даже количество окон в здании - их было шестнадцать, из которых в алтаре семь и в трапезной шесть. Колокольней новый храм тогда не обзавёлся, а точнее, обзавёлся, но специфической - с пятью колоколами на столбах: самый большой весил около полутонны, то есть не сказать, чтобы был чрезвычайно могучим. С течением времени Троицкий храм оказался тесен. Щигры пусть и медленно, но в "населённости" прибавляли. Если в период строительства этой церкви в городе было полторы тысячи жителей, то к 1860 году численность щигровского населения "подвалила" к пяти тысячам человек. Старая каменная церковь в какой-то момент перестала вмещать всех желающих и её решили расширить.

В 1850-х годах почти все новые храмы в России строились в псевдорусском стиле, внедрённом в отечественное зодчество железной рукой самодержца. К этому времени и относится достройка и перестройка Троицкого собора. Отметим: один из сохранившихся документов сообщает, что в 1848 году для покраски храма было закуплено краски на 111 рублей - это по деньгам той эпохи очень и очень немало, то есть красить предстояло площади внушительные; вполне вероятно, что к тому году как раз и завершили расширение и реконструкцию храма, в ходе которых он, помимо всего прочего, получил необыкновенно высокую колокольню. В двухэтажном Троицком соборе было освящено аж пять престолов. Перед революцией в его приходе насчитывалось без малого две с половиной тысячи человек; причт состоял из трёх священников, диакона и псаломщика; при храме действовала церковноприходская школа.

В советскую эпоху судьба Троицкого собора сложилась, сравнительно с судьбами тысяч других русских храмов, относительно неплохо, хотя закрытия он не избежал. Произошло оно в 1930 году и было обставлено по лицемерным правилам тех лет - с видимостью народного волеизъявления. В храме должен был расположиться дом культуры и отдыха. Однако "дома культуры и отдыха" не получилось - перед Великой Отечественной войной в здании размещалось зернохранилище. При немцах была предпринята попытка возобновить богослужения в храме, но она оказалась безуспешной - прихожане не приняли назначенного к собору священника, призвавшего молиться о том, чтобы "враги не вернулись в Щигры". За неимением молящихся немцы приспособили здание под конюшню и пекарню. Возобновление богослужений произошло уже после освобождения Щигров от оккупантов - на волне потепления отношений между государством и Церковью. С 1947 года в нём стали совершаться богослужения. Во время хрущёвской атаки на Церковь щигровский собор устоял. Более того, косвенным следствием жёсткого атеистического прессинга, инициированного Хрущёвым, было то, что настоятелем Троицкого собора в начале 1970-х годов стал почитавшийся старцем архимандрит Модест (Гамов) - предпоследний настоятель знаменитой Глинской пустыни, разогнанной в 1961 году богоборцами. Повезло и в конце 1980-х годов Троицкому собору с его новым настоятелем. В 1987-2011 годах им был отец Зиновий (Корзинкин) (ныне митрополит Саранский и Мордовский).

Троицкий храм начали строить в конце ХVIII века, когда в российской провинции ещё оставались популярны традиции позднего барокко - в этом стиле и был составлен первоначальный проект церкви. Четверик (возможно и даже вероятнее всего, двусветный) получил граненое покрытие с прорезанными в верхней части фасадов по сторонам света и выделенными полуциркульными изгибами карниза люкарнами; покрытие венчал восьмигранный барабан с небольшой главкой. Позже храм расширяли и в середине ХIХ века кардинально перестроили - уже в совершенно иной стилистике - "русско-византийской". Храм с севера, востока и юга "оброс" симметричными "лепестками", получив аттик с ложными закомарами и "псевдорусское" пятиглавие. В декоре зазвучали "древнерусские" нотки - особенно громко в наличниках окон нижнего ряда. Стилистическое наступление "древней Руси", предпринятое в ходе генеральной реконструкции, оказалось столь мощным, что барочная основа храмового здания сегодня угадывается с трудом. По окончании перестройки собор, дополненный просторной двухэтажной трапезной, вытянулся в длину - причём сильно, "дисгармонически", однако наметившаяся дисгармония была исправлена возведением с запада "свечи"-колокольни, правильно переместившей центр масс. В наши дни этой колокольни, разрушенной в годы Великой Отесественной войны, собору очень не хватает - в её отсутствие он как бы заваливается к востоку. Пять луковичных глав Троицкого собора поставлены на высокие круглые барабаны; центральный при этом традиционно больше боковых и выделен поясом кокошников, устроенным в его основании. Мощные белые "наличники" ограничивают площадь высоких узких ложных окон с полуциркульным завершением: как знать, возможно, когда-то они и не были ложными. В советское время центральный (он же тогда и единственный) барабан, сильно "сокращённый" в высоту, имел вполне реальные окна. Пятиглавие восстановлено в 2007 году. Особенно характерны для Троицкого собора - в том смысле, что прозрачно указывают направление его стилистической эволюции, - наличники нижнего ряда окон. А точнее, их полукруглые завершения, подчёркнутые условными сандриками, исполнеными в виде кокошников. Сверх того, эти "кокошники" объединены декоративными элементами, повторяющими ложные закомары, что отдаёт уже даже какой-то эстетической чрезмерностью и навязчивостью.

Декорировка Троицкого собора весьма обильна, и это, в свою очередь, ещё раз заставляет думать, что перстраивая храм в "псевдорусском" духе, авторы реконструкции не забывали и о "русском узорочье". Основные элементы декора - наличники окон, тройные лопатки по углам четверика, пояс ширинок на уровне второго этажа, сухарики в основании аттика, украшенного ложными закомарами, и уже упомянутые декоративные украшения пяти барабанов. Алтарная часть геометрически идентична "лепесткам" - "прирубам", дополнившим основной четверик с южной и северной сторон, что делает собор абсолютно симметричным отномительно оси "восток-запад". Все "лепестки" снабжены полусферическим покрытием с большими полукруглыми окнами, оформление которых опять же аппелирует к древнерусскому зодчеству. Через главный вход, котрый расположен с запада и выделен полукруглым выступом, посетитель Троицкого собора попадает в трапезную, разделённую на три продольные части. Слева и справа ранее находились придельные храмы; ныне действует лишь южный придел - Никольский. Одноярусный иконостас Никольского придела - произведение мастеров Свято-Троицкого братства. Стены здесь украшены росписями, исполненными в академической манере, что разительно отличает их от росписей основного храма. Основной четверик, благодаря своей немалой высоте и боковым полукруглым пристройкам, выглядит необыкновенно просторным. Центральный иконостас - трёхъярусный, с витыми колонками и барочными украшениями. Стены и своды четверика покрыты сплошным цветным "ковром" стенописи, выполненной в конце 1980-х годов.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №199, 2016 г.

В центре города Щигры стоит величественный пятикупольный собор, освященный в честь Живоначальной Троицы. Стройные очертания его стен, окрашенных в зелено-белые тона, позолоченные главки, сияющие в свете солнца золоченые кресты придают архитектурному облику города одухотворенность и уникальность. Это – не только украшение, жемчужина здешних мест, но и духовный центр всего Щигровского района.

К сожалению, бурная российская история не сохранила документов, которые позволили бы с уверенностью оперировать историческими фактами. Точно не известно, когда и при каких обстоятельствах была построена на месте этого великолепного собора первая церковь. Кто создавал архитектурный проект, кто строил? До наших дней дошли только устные предания старожилов. Вероятно, что первая святыня на этой земле появилась сразу же после создания поселений служилых людей Щигровской крепости, которая отражала набеги татар и других кочевых народов Дикой степи, то есть около трех веков назад.

Первый летописец местной истории И. Г. Тхоренко, автор книги «Очерк 25-летней деятельности щигровского городского самоуправления и историко-географическое краткое описание г. Щигров», изданной в 1900 году, на основании свидетельств старожилов пишет, что разбросанные хуторки первопоселенцев, еще не имевшие постоянных названий, входили в приход Троицкой церкви. И все они носили название Троицких. Долгое время и Пригородная слобода Щигров называлась Троицкой.

Известно, что до 1732 года в Щигровской крепости действовал молельный дом, ссылаясь на несохранившийся церковный архив, историк –краевед Г.И. Тхоренко сообщает, что сюда приезжал некий священник «из Троицы, отправлять богослужения и оглашать царские указы». Место, где находился этот храм Троицы, не указано. А в 1732 году вместо молельного дома возвели деревянную церковь, которую освятили также в честь Святой Троицы. В 1868 году она обветшала, ее разобрали на материал, который купил местный купец Петр Ефимович Куколев. В 1883 году Куколев выстроил из дерева, достаточно хорошо сохранившегося, церковь «в таком виде, как и была. Архитектура и внутренние украшения не изменены».

Новая церковь получила название Кладбищенской и освящена была в честь Казанской иконы Божией Матери. Она простояла до 1941 года, хотя и была закрыта в годы атеистических гонений и служила зернохранилищем. Во время приближения немецких захватчиков ее сожгли.

В 1801 году в Щиграх была возведена первая каменная церковь. В государственном архиве Курской области сохранилось описание ее внешнего вида и внутреннего убранства, составленное 10 ноября 1802 года. Троицкая церковь была однопрестольной, каменное здание имело форму креста, снаружи и внутри здание раскрашено красками «с изображениями по благопристойным местам икон». Здание небольшое: восемь с половиной метров в длину и чуть более 19 метров в ширину. Алтарь и трапеза вместе с хорами составляли в длину около пяти метров, в ширину – около восьми. Во всем здании было 16 окон, в алтаре – семь, в трапезе – шесть, на нижних установлены железные решетки. Две деревянные двери с замками, украшенные нарядными крылечками.

Глава обита листовым железом, позлащенным червонным золотом, кресты также изготовлены из железа и покрыты тонким слоем золота. Крыша тоже покрыта этим же металлом и выкрашена в зеленый цвет. Иконостас малый резной, с колоннами. Столярные изделия в церкви окрашены в белый цвет. Иконы святых написаны « по греческому изографу чистой живописью». Перед местными образами установлены шесть посеребренных медных лампад. Посередине церкви на железной цепи подвешено большое медное, посеребренное паникадило.
В алтаре на престоле нижнее одеяние из темного полотна, верхнее – голубого цветы, вышитое шёлком и серебром, покрывало из зеленой тафты. Также установлены два креста, украшенных финифтью. И два Евангелия: одно украшено финифтью с медными посеребренными застежками, второе – поменьше, обито зеленой тканью. Большая гробница – посеребренная с прибором и дароносица в некоторых местах позлащенная с прибором. Два медных посеребренных подсвечника на престоле и столько же - за ним. Церковные сосуды также были богато украшены драгоценными металлами. Воздухи и облачения из дорогой ткани и расшиты шелками, серебром и золотом.

Пол алтаря украшен суконным ковром «турецкой работы». В церкви имелся полный набор богослужебных книг. На клиросе установлены два аналоя столярной работы, ещё один - в алтаре около престола и один под иконой Господских праздников. Была сооружена колокольня с набором в пять колоколов на столбах. Самый большой (первый) весил более 550, а самый маленький – более 16 килограммов.

Известны имена священников, служивших в церкви и составлявших опись. Все они подписались со словами «руку приложил»: протопоп Иаков Суханов, вероятно, настоятель, священник Иоанн Правильщиков, дьякон Иаков Попов и Константин (фамилия неразборчива), пономари Василий Бессонов и Иван (фамилия неразборчива).

В дальнейшем, как считают историки, храм достраивали, и со временем он приобрел современный вид. О многом рассказывают сохранившиеся церковные ведомости, где записаны приходские доходы и расходы. В 1810 году при настоятеле протоиерее Тихоне Максимове, например, за два месяца продано свечей на 55 рублей. Впоследствии такого дохода больше не получали, свечей продавали за месяц на 10-11 рублей.

Для обеспечения богослужений покупали вино, воск, муку, свечи и ладан. Платили людям за работу. В июле 1829 года мещанке Ирине Зубченковой выдали девять рублей за выпечку просфор, а плотнику Прокофию Жердеву - за шелёвку 20 рублей. В декабре этого года за окраску здания снаружи мещанин Паньков получил 50 рублей. В июне 1835 года заплатили воронежскому купцу за выделанный у него колокол 250 рублей из средств, «собранных от добрых людей».

В 1836 году поставили новую ограду храма. В январе у однодворца Арсения Кашина из села Большие Щигры купили дубового лесу на сто рублей, а в марте этого же года выплатили Ивану Федотовичу Шумакову сто рублей за изготовление изгороди, мещанину Савве Ефремову - за гвозди для ограды четыре рубля 20 копеек. Тщательно учитывались и все сборы на строительство и ремонт храма. Например, обнаружена запись о том, что помещица Мария Харченкова в 1825 году пожертвовала на строительство храма два рубля.

К сожалению, в архиве находятся церковные приходно-расходные ведомости только за несколько отдельных лет, и о том, когда же конкретно производили достройку храма, узнать не удалось. В этих документах сохранилась запись о том, что здание штукатурили в июле 1839 года. Тогда купеческому сыну Тимофею Овсянникову заплатили «за лебастру» 250 рублей, крестьянину Ивану Семёнову за штукатурку – 80 рублей. Всего же на строительные материалы было потрачено более 460 рублей. Эта значительная сумма указывает на серьезные строительные работы. В августе этого же года переделали три двери, что тоже косвенно подтверждает факт перестройки церковного здания, ведь в описи 1802 года упоминаются только две двери.

В 1848 году краски для ремонта закупают уже на 111 рублей, такое количество необходимо для значительной площади покраски. А ведь церковь, построенная в 1801 году, была невелика.

В 1917 году, перед революцией, Свято-Троицкий храм, как сообщается в архивных документах, был уже двухэтажным шестипрестольным. С центральным, освященным в честь Живоначальной Троицы, правым – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, левые приделы посвящались Тихвинской иконе Божией Матери, святителям Митрофанию чудотворцу Воронежскому и Тихону Задонскому.

Интересный факт описывает историк-краевед Г.И. Тхоренко в настоящем времени, как очевидец и свидетель. «В числе древностей, хранящихся в Троицком соборе, находится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Святая икона, залог веры и благочестия, составляет бесценное наследие от предков. Предание говорит, что она обретена 200 лет назад одним из жителей Троицкого поселения в яру, где теперь расположена деревня Пожидаевка, в семи верстах от города. Икона состоит из черепаховой раковины, внутри которой вырезан образ Пресвятой Богородицы. Раковина имеет круглую форму в диаметре трёх вершков и вложена в доску». Этот образ не дошел до наших дней, и даже свидетельств о нем не сохранилось.

В приходе храма числилось 2323 православных душ из Щигров и деревень Сниткино, Сергеевки, Ново-Александровки. Причт храма состоял их четырёх священников: настоятеля протоиерея Николая Васильевича Сергеева, протоиерея Иоанна Андреевича Васильева, священника Николая Семёновича Воронина. Священник Порфирий Алексеевич Попов состоял в должности псаломщика. Также в храме служил дьякон Александр Васильевич Черняев и псаломщик Иоанн Алексеевич Парахин.

Приходу принадлежало по десять квадратных сажен усадебной земли вместе с погостом, пашней и сенокосом. Причем эти участки использовались точно по назначению, не были заняты домами для священников и церковнослужителей. Возле храма размещалась каменная сторожка для церковной прислуги, 15 каменных лавок, из которых одна использовалась для продажи свечей, а остальные отдавали в арендное содержание.

К Троицкому храму была приписана Казанская церковь, построенная в 1877 году, которая находилась в семи верстах. Среди документов находилась опись приходского имущества, заведенная в 1869 году, копии метрических книг с 1802 года, исповедальные росписи с 1811 года. В церковной библиотеке хранились книги – руководства по совершению богослужения, творения святых отцов. В сторожке при храме проходили занятия церковной школы.

В клировой ведомости, хранящейся в государственном архиве Курской области, подробно рассказывается о священниках, служивших перед революцией в Троицком храме. Настоятель протоиерей Николай Васильевич Сергеев родился в семье священника в 1880 году. В 1902 году закончил Курскую духовную семинарию. Работал учителем в Липовской школе Щигровского уезда, через два года был рукоположен в сан диакона, затем стал священником и преподавал Закон Божий. В 1906 году поступил в Киевскую Духовную Академию, которую закончил со званием кандидата богословия. После чего служил в Кирилло-Мефодиевской церкви при Курском духовном училище, вел Закон Божий в Курской женской гимназии, в реальном училище.

В 1914 году отца Николая назначают священником Троицкого собора города Щигры, крое того, он преподавал Закон Божий в старших классах местной женской гимназии и реальном училище.

Протоиерей Николай Сергеев имел награды – набедренник, скуфью и камилавку. О его семейном положении известно только то, что он был вдов и собственного дом не имел.
Второй священник Иоанн Андреевич Васильев, 1869 года рождения, тоже сын священника, в 1885 году закончил Курскую Духовную семинарию, служил псаломщиком в Богословской церкви города Курска. Через два года диакон Иоанн Васильев получил назначение в Преображенский храм города Мирополье. С 1890 года служит священником в Троицкой соборной церкви города Щигры. В 1913 году становится законоучителем церковно - приходской школы. Вдов, воспитывал двух дочерей – Надежду и Елизавету, которые в то время учились в Москве на Высших женских курсах. Протоиерей Иоанн Васильев был пострижен в монашеский чин с именем Валериан. Состоял вольнослушателем Казанской Духовной академии, жил в доме собственной усадьбы.

Третьим священником служил Николай Семенович Воронин. Он родился в семье священника в 1869 году. Выпускник Курской Духовной семинарии, он также преподавал Закон Божий. Был награжден орденом святой Анны третьей степени. Женат на Лидии Андреевой, в их семье росли шестеро детей: Александр, Мария, Нина, Митрофан, Лидия и Милица. В клире состоял также священник Порфирий Алексеевич Попов, 1839 года рождения, служил в должности псаломщика. Он также происходил из семьи священнослужителя – диакона. Закончил Обоянское духовное училище, жил в собственном доме. Вдовец, он вырастил дочь Марию, 1872 года рождения.
Диаконом служил Александр Васильевич Черняев, сын Почетного гражданина слободы Кореневка Корочского уезда. Собственного дома у него было, его доход состоял в части от кружечного сбора. В сан диакона был рукоположен в 1910 году. Совмещал обязанности законоучителя соборной церковно - приходской школы. Вместе с женой Анной воспитывал троих детей – Леонида, Лидию, Виталия.

Псаломщик Иоанн Алексеевич Парахин был сыном крестьянина, старосты Ямской слободы Старооскольского уезда. В его семье – жена Екатерина и дочь Раиса, учившаяся на Высших женских курсах в Москве. Псаломщик Федор Петрович Чевычелов, 1875 года рождения, служил в Троицком храме с 1902 года. Женат на Антонине Павловне, воспитывал четверых дочерей: Елену, Марию, Лидию и Веру. Должность церковного старосты занимал Алексей Васильевич Михеев.

На иждивении приходского попечительского совета находились: вдова протоиерея Миропольского храма Иоанна Апполонского – Параскева Стефановна, дочь умершего священника Владимира Ильинского Варвара, получавшие по 12 рублей. Сироты умершего священника Димитровской церкви села Зиборовки Белгородского уезда Михаила Васильева – Анна, Мария, Ольга, которым выдавали 16 рублей от попечительского совета.

Весь приход был строго поделен между священниками, которые занимались окормлением паствы. Клир Троицкого храма отличался примерным поведением и занимался широкой просветительской деятельностью, о чем свидетельствуют государственные и царские награды. Диакон Александр Черняев участвовал в крестном ходе из города Щигры в Белгород по случаю открытия святых мощей святителя Иоасафа Белгородского.

При храме действовала церковно-приходская школа, в которой обучались 54 мальчика и 22 девочки. Священник Иоанн Васильев был награжден бронзовой медалью в память Всеобщей переписи 1897 года, памятной серебряной медалью – в честь императора Александра III, серебряной медаль за преподавание в церковно- приходской школе и юбилейной бронзовой медалью в честь 300-летия Дома Романовых. Псаломщик Феодор Чевычелов также был удостоен этой награды.

Таким был клир соборной церкви Щигров – Свято-Троицкого храма. О том, какая участь постигла священно- и церковнослужителей главного храма города после революции 1917 года, никаких сведений не сохранилось.

Свято-Троицкому собору - 215 лет! Каменный Свято-Троицкий храм в Щиграх был построен в 1796-1801 годах, в соответствии с «Планом городу Щигрову», утверждённым Екатериной II 10 мая 1785 года. По другим данным строительство было завершено в 1802 году. Храм первоначально представлял собой однокупольную церковь, пять колоколов были установлены на столбах. Позднее храм был перестроен, предположительно на пожертвования прихожан, поскольку сведений об этом не сохранилось. В результате перестройки он стал пятикупольным, рядом была построена высокая колокольня. В храме было пять престолов: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах с правой стороны - во имя Пресвятой Богородицы в честь её иконы Неопалимая Купина и Тихвинская, с левой - во имя Святого Митрофана, епископа Воронежского, в верхнем приделе с правой стороны - во имя святителя Николая Чудотворца, с левой - во имя Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского чудотворца. Церкви также принадлежали каменная сторожка и пятнадцать каменных лавок, одна из которых служила для продажи свечей. При храме действовала библиотека церковной литературы. После Октябрьской революции 1917 года для церкви наступили трудные времена. Троицкий собор был закрыт. В здании храма был размещен зернопродуктовый склад. В 1930 году с храма сняли кресты и колокола, а купола были разрушены. Постановлением Президиума Щигровского горсовета депутатов 13 января 1930 года бывшее здание храма было передано под дом культуры и отдыха. Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена в результате бомбардировки немецкой авиацией. В период оккупации в здании храма были устроены конюшня и пекарня. После войны Свято-Троицкий храм был восстановлен. Богослужения возобновились в 1947 году. Последний настоятель Глинской пустыни архимандрит Модест (Гамов), после её закрытия, служил в этом храме. 19 мая 1987 года настоятелем храма был назначен иеромонах (впоследствии -архимандрит до апреля 2011 г, ныне митрополит) Зиновий (Корзинкин), который оставался на этом посту до апреля 2011 года. В 1988 году при храме открылась воскресная школа. В середине 1990-х Зиновием организуется Свято-Троицкое братство, которое занимается возрождением церковных ремёсел и специализируется на изготовлении предметов церковно-прикладного искусства. В 2007 году были восстановлены купола храма. По состоянию на 2007 год функционируют два придела: Центральный и Никольский. Настоятелем храма с апреля 2011 года по апрель 2012 года являлся отец Кирилл (Мадекин). С 6 апреля 2012 года по 23 июня 2015 года настоятелем храма назначен Игумен Роман (Архипов). С 23 июня 2015 года настоятельство в соборе преосвященный Паисий, управляющий Щигровской епархией возложил на себя. В связи с образованием Щигровской епархии (26 апреля 2012 года) храм стал кафедральным собором. В текущем году в день 237-летия города кафедральный собор получил новый адрес - площадь Святой Троицы, дом 1.

Таинственное Междуречье

Здесь, на относительно небольшом "пятачке" земли, сосредоточено удивительное количество святынь. Будто какая-то благодать вылилась на Черемисиновский район Курской области!


15.


…Мне довольно сильно повезло: своеобразную экскурсию по святыням Черемисиновского района я совершил вместе… со свадебным поездом. Все произошло случайно: в городке Щигры (помните "Гамлета Щигровского уезда?"; а ведь Черемисиновский район как раз и был частью Щигровского уезда…) проходил мимо ЗАГСА, и в это время к учреждению подъехала скромная "Волга". Здесь-то я и познакомился с Романом и Юлей Хомяковыми, которые уже через пять минут стали "новоиспеченной" супружеской парой.


16.


У молодых вышла романтическая и в какой-то степени прекрасная история: он приехал в кратковременный отпуск с Камчатки (где служит военным летчиком), и предложение своей возлюбленной сделал за три дня до свадьбы. Еще бы: скоро уезжать на Дальний Восток, неизвестно, удастся ли погостить на Родине в следующем году - вот и совершил Роман "кавалерийский наскок". Юля своим согласием полностью испортила отношения со своими родителями. Те сильно противились, даже на регистрацию не пришли. Потому-то так и торопились счастливые молодожены…Они даже торжественный обряд бракосочетания не заказали. И только позже родители невесты - пусть и с недовольным видом - но присоединились к свадебному поезду. Всю долгую дорогу они упорно молчали.

Увидев прекрасную пару у входа в ЗАГС, не мог не попросить сфотографировать их. Результат: они, да и отец жениха дядя Саша (так его все звали), предложили прокатиться с ними по святыням. Эти люди буквально лучились какой-то добротой, ну как им отказать?.. Тем более что до поезда у меня оставался целый день, который не был заполнен делами. Я-то в сущности любопытствовал. А вот родители молодых усиленно и долго молились. Ну, как не волноваться за своих чад, отправляющихся за 9000 верст, к берегам далекого океана?


17.


Изначально поехали в село Полевое. И там - первое чудо. Представьте себе: огромное дерево и прямо из-под его корней бьет родник… Вокруг - не только на ветвях "родникового" дерева, но и на ветвях всех почти соседних деревьев и кустарников - разноцветные ленточки. Немного в стороне стоит каменный крест. Такое вот соседства язычества с христианством… Говорят, родничок мало уважаем священниками - потому что они так и не смогли уговорить народ НЕ ПОВЯЗЫВАТЬ на деревья тряпки. Была попытка облагородить это удивительное место, но по всей видимости она была неудачной. Радостно, что крайней мере, молодожены перестали свершать "богомерзкий" обряд порчи деревьев. Но все остальные, по видимости, не перестали, ибо в народе считается, что кусочек тряпки, которой утерся после омовения, нужно "отдать" дереву, а вместе с тряпицей "мать-земля" заберет и твои болезни. Бред, конечно, но такова по сути наша степень восприятия христианства… Наши люди ради здоровья могут кому и чему угодно поклоняться!

Дальше, за поселком Черемисиново, самое, пожалуй, красивое место - не только Курской области, но, пожалуй, и всей России. Представьте себе: в степи холм, а на его вершине стоит громадный крест. Место и взаправду какое-то эпическое. На постаменте креста все объяснено. Холм, который в народе называют Красной поляной, расположен на водоразделе бассейнов рек Днепра, Волги и Дона. Отсюда обозревается великолепный "окоем" красоты среднерусского пейзажа - до 25 километров со всех сторон! Красная Поляна - историческое место победы Курских "порубежников" (полувоенного сословия, живущего на границе государства) над Ногайской ордой "Большого улуса", следовавшей на Полтавскую битву в союзе с Карлом XII против Петра I. Случилось это 12 июля 1709 года, в день Первоверховных апостолов Петра и Павла. И еще: в декабре 1941 года на этой высоте артиллерия дважды героя Советского Союза генерала Родимцева остановила немецкие танки, рвавшиеся к Москве.


18.


Медный Крест с изображением лика Спасителя и рельефом Святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского имеет высоту 22 метра. Воздвигнут и освящен он был 2002 году. С той поры, каждый год в день святых апостолов Петра и Павла совершается крестный ход с панихидой по убиенным воинам.

Установка креста - инициатива ныне покойного скульптора Вячеслава Клыкова. Собственно, Крест - его авторская работа. К сожалению, одна из последних в его жизни… Вячеслав Михайлович был убежден в том, что Россия станет единственной страной, которая в полной мере осознает свое духовное, а не потребительское, предназначение. Первым шагом к величию станет всенародное покаяние. В 2005 году на Красной поляне был проведен Всероссийский Казачий Круг, на котором было решено, что "спасительным для России шагом смиренной веры нашей и явится акт соборного покаяния в самом страшном грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди - в грехе бунтарства против самодержавной власти и убийства нашего Царя, Помазанника Божия".

Жаль, но чрез год после того Круга Вячеслава Михайловича не стало. Похоронен он на погосте села Мармыжи, там, где скульптор родился, вырос и впитал подлинную "соль земли русской". Это совсем недалеко от Красной поляны, все в том же Черемисиновском районе. Скульптор едва успел построить в Мармыжах храм…

Самое неоднозначное творение скульптора - образ "татарина", установленный на отвороте с трассы на Красную горку. "Ворог" не просто страшен - он ужасен. Образ раздражает некоторых представителей наций, ведущих свою родословную от монголов. Раздаются голоса, требующие убрать "злого татарина". Пока "ворог" стоит…


19.


Клыков был неоднозначным человеком. В последние годы жизни его причисляли чуть ли не к "черносотинцам". Однако факт, что Вячеслав Михайлович не использовал методов идеологической или же политической борьбы. Мировоззрение Клыкова, выраженное в его признанных творениях, состоит из эпических идей, не имеющих отношения к каким бы то ни было политическим течениям. В рамках клыковского мышления современность и прошлое русского народа слиты воедино и неразличимы. Как заметал Вячеслав Михайлович в одном из своих последних интервью, "историю нельзя делить на куски, она непрерывна, так же, как непрерывна жизнь, тем более, жизнь народа или страны. Это наша история, наши победы и наши потери, это все наше, и мы должны переживать как или победу в собственном доме, или беду тоже, как в собственном доме, за все отрезки истории".

Как-то, по поводу установки памятника Илье Муромцу (естественно, в Муроме) художник говорил: "Я больше склонен доверять летописям и былинам, нежели изысканиям современных историков. В былинах и преданиях иногда содержится большая правда, чем в самой жизни. На протяжении десяти веков жила любовь к этому герою. Илья Муромец — воин, защитник, первый казак России, святой инок. В нем воплощен народный идеал. Ведь еще Достоевский сказал о том, что русский народ надо судить не по тому, каков он есть в реальности, а по тому идеалу, к которому он стремится".

Если двигаться от Красной поляны, к югу, на берегу речки Тим можно увидеть еще одно чудо: Святой источник Покрова Пресвятой Богородицы. Он, в отличие от вышеописанного, весьма обустроен. Это не случайно: рядом с родником в недавнее время основан монашеский скит, называемый Покровским. Скит - своеобразный поселочек, состоящий из небольших кирпичных домишек, "келий". Забором он не огорожен, а потому похож на простую деревню. Идя от источника к скиту, никак не минуешь скульптурную композицию "Серафим Саровский", тоже работу Вячеслава Клыкова. У скульптора был великий дар: помещать свои произведения так, что они находятся в абсолютной гармонии с окружающей местностью. Так же смотрится и молящийся старец Серафим... Однажды, еще при советской власти Клыкова жестоко обманули чиновники города Вологды: сломали замысел скульптора - и по-своему поставили памятник Батюшкову. Получилось так, что лошадь, которую поэт держит под уздцы, оказалась на переднем плане. И в народе памятник прозвали "памятником коню Батюшкова". Как скульптор переживал! Ведь у него все было продумано - до сантиметра…

…Пока молодожены, родители и гости молились у родника, я рискнул сходить в скит. Женщин я приметил на хозяйственном дворе, они возились со скотиной. Как всегда, тяжкий повседневный труд ложится на плечи слабого пола… На деревенско-скитской улочке чинно беседовали два пожилых монаха. Один из них был удивительно похож на Александра Исаевича Солженицына. Я поздоровался и простодушно высказался вслух о своем наблюдении (про сходство с Солженицыным). Старик-монах видимо посчитал сравнение лестным, а потому довольно живо и доброжелательно стал рассказывать про здешнее житье-бытье.

Он поведал о том, что жил в Прибалтике, плавал капитаном на торговых судах и даже подумать не мог, что переедет в Россию, да еще станет иноком. Сюда, в село Покровское, многих Господь приводит… Вообще-то то место, где построен скит, когда-то было барской усадьбой; само село стоит в стороне. В богоборческие годы храм Покрова в селе порушили, и теперь скитские люди восполняют пробел, отмаливают грехи отцов и дедов. Изначально братия (ну, и сестричество, конечно, ибо в общине живут лица обоего пола) просто старалась оберегать Святой источник (на самом деле родников два, второй - немного поодаль). Очень скоро оформилась община, окормляемая очень прозорливым батюшкой Михаилом, живущим в Черемисинове. Инок рассуждал:

Вот, чем отличается скитская жизнь от монастырской… В монастыре службы каждый день, а в скиту - по праздникам. Но мы много молимся наедине, в келье… Мы спасаемся…

Внизу, под горой заиграла музыка. Видно было, что мои "путевые ангелы" молодожены Юля и Роман, а вкупе с ними родственники прямо в поле разбили "лагерь" и стали перекусывать. Естественно, с шампанским, шумными пожеланиями молодым и смехом. "Солженицын" заметил:

Конечно, можно и выпить. Если повод есть. Но, если без повода - это совсем непотребно. Да-а-а… Мы-то, конечно, свое отгуляли. Всему свое время. Только музыка, эти "там-тамы" как-то неуместны… Не любим мы, русские люди, жить раздумчиво, не вспоминаем о страшном суде…

Но музыка как-то быстро затихла. Когда я, спустившись со скитской горы, вернулся к свадебному поезду, люди сидели как-то задумчиво и строго. Говорили о том, не нужно ли молодым венчаться. В конце концов сошлись на следующем: пусть поживут ТАК, венчание - серьезная штука, с этим таинством не надо горячиться. Когда уезжали, с горы как-то устало спустилась согбенная пожилая монашка с метлой. Увидев, что мы не оставили после себя мусора (все собрали в мешок), как-то неожиданно бодро воскликнула: "Спаси Господи! Как молодых-то зовут? Мы за них помолимся!.."

На следующий день отца жениха, дядю Сашу, я встретил в храме Святой Троицы, что в Щиграх. Он молился в одиночестве… В случайно брошенным им в мою сторону взгляде я приметил какую-то отрешенность от мира сего, вообще от всего земного. Красиво жить в местности, исполненной святости и тайн! Но ведь так непросто… В святых местах часто, слишком часто приходится вспоминать о суетности существования. А раздумчиво жить мы и взаправду не слишком-то, в общем-то, обучены…


20.


Щигровское братство

Степные городки до странности однотипны. Нарезанные "квадратиками" кварталы, речушка, пойма которой изобилует скотиной и птицей, громадный элеватор на окраине. Если дурные власти в темные времена не порушили храм, то он обязательно соседствует с городским рынком, и получается, что вся-то жизнь города сосредоточена на одном "пятачке". Таковы Щигры. Но есть нечто, отличающие сей городок от "степного штампа".

Это "нечто" именуется "Свято-Троицким братством". Запросто невозможно объяснить, что это такое. Если сказать грубо, больше двухсот жителей Щигров имеют стабильную работу, получают вполне приличные зарплаты… Но предприятие, на котором трудятся щигровцы - не фабрика и не артель. Это именно БРАТСТВО. Оно и зарегистрировано как религиозная общественная организация. Делают здесь не просто "церковные принадлежности", а самые лучшие (по крайней мере, на сегодняшний день) в стране резные киоты, иконостасы, распятия с Голгофой, аналои, православные кресты, сени, мощевики, алтарную мебель, гробницы, стасидии, троны на горнее место, жертвенники, престолы… список можно продолжать и продолжать. Иконописцы Братства пишут иконы, украшающие иконостасы храмов Москвы, Петербурга, знатных русских монастырей. Да и резьба деревянная красуется в немалом числе духовных сооружений Русской Православной Церкви.

Руководит уникальным промыслом (он уже и название получил: "жигровская резьба") архимандрит Зиновий (Корзинкин). О батюшке в городе говорят много и в разных тонах. Но даже злопыхатели признают: "Потрясающий управленец! Такое производство затеял, столько рабочих мест городу дал!…" Щигры в общем-то не бедствуют. Есть здесь довольно приличный завод, на котором изготавливают буровое оборудование. Кто не у дел и не спился - едут в Москву, на заработки. Есть предприятия по переработке сельхозпродукции. Однако лучшие заработки - именно в Братстве. Здесь, можно сказать, собрана городская элита, лучшие… Чуть позже я расскажу из какого материала эта "элита" выпестывалась. Вы удивитесь!

Братство - целый мир, своеобразный "город в городе". Кроме храма и мастерских, это и воскресная школа с великолепной библиотекой по религиоведению, и пригородный лагерь, в котором летом отдыхают городские детишки (те, конечно, кто посещает воскресную школу). А сколько забот у отца Зиновия! Я приметил, он как рачительный хозяин, ни одной детали не упускает из виду. Летает он по территории "яко сокол", подчиненные едва за ним успевают. Право, вспомнилась картина "Петр I на верфях"…


21.


Знакомились мы с батюшкой при довольно напряженных обстоятельствах: отцу Зиновию пришлось одновременно принимать корреспондента (то есть, меня), и представителей итальянской фирмы, производящей высококлассное оборудование для резьбы по дереву. Что делать, времени у человека, целиком отдающего себя делу, в обрез… Батюшка - человек мудрый; общаясь с "фирмачами", он одновременно говорил то, что хотел узнать и я.

Ручная резьба по дереву сейчас востребована. Заказчики буквально выстраиваются в очередь, ибо у Братства нет конкурентов как по качеству, так и по художественной ценности храмовой резьбы и икон. Один иконостас "режется" полтора-два года; и это при условии очень плотной работы. Однако, как заметил батюшка, если человек хочет жить созданиями рук своих, он должен делать то, что купят. Россия была поругана: слишком много храмов в богоборческие времена разорены, разграблены. Кому не хочется, чтобы Матушка-Русь сияла своей красотой, в том числе и красотой своих храмов? Иконостасы ручной работы (чего скрывать…) баснословно дороги. Батюшка из простого сельского храма - даже при наличии благотворителя - вряд ли может себе позволить эксклюзивную работу. Вот тут-то и помогли бы станки! Отец Зиновий ездил в столицу, на международную выставку. Установил контакты со многими фирмами, узнал досконально современный рынок деревоперебатывающего оборудования. И вот - потянулись в Щигры делегации от всяких фирм. Ребята приезжают наши, россияне; они ничего не производят, а только продают. Это обидно, ведь и в Космос летаем, и ядерный щит содержим, а станки по дереву покупаем в Италии. Или, в худшем случае, в Китае. Идя таким путем, можно настолько облениться, что даже иконостасы православных храмов станем заказывать у китайских умельцев… Архимандрит Зиновий принципиально против эдакой позиции. Его парадигма: Россия должна стать самодостаточной. Во всех смыслах.


22.


Степной городок Щигры… говорят, название города переводится с тюркского как "помойная яма". Не случайно ведь Иван Тургенев поселил своего "Гамлета" именно в Щигровском уезде: в позапрошлом веке сей уезд Курской губернии был своеобразным символом провинциальной затхлости, реакционности помещичьего сословия. Да и сейчас, в XXI веке Щигры воспринимаются многими как другая планета. Недавно в Троицком храме появился странный немец. Добродушный такой дядька в джинсиках, с рюкзачком за плечами. Сказал, что идет пешком в Дивеево. Такая, понимаешь, у него "идефикс". Немец смотрелся как посланец иной цивилизации… Батюшка распорядился чудоковатого немца… отвезти в Дивеево. Но само восприятие этого господина… "Германец… в Шиграх!!!" Смешно, но некоторые члены Общины гостя представляли каким-то неземным существом. Однако замечу: с трудом верится, что в "затхлых" Щиграх существует уникальнейшее производство (которое и производством-то трудно назвать, скорее здесь живет целая Школа изготовления шедевров…), не имеющее в России аналогов. Отец Зиновий про "щигровский феномен" имеет свое мнение:

Вообще я занимаюсь совсем иными вещами. Например, я декан факультета теологии и религиоведения Курского университета… вы и представить себе не можете, как непросто работать со студентами!.. А ведь надо вести научную деятельность, писать статьи, участвовать в конференциях. Сейчас я пишу учебники по основам православной культуры для школы. И ведь не надо забывать, что я благочинный, настоятель прихода Святой троицы. То есть, простой батюшка… Из-за загруженности мне пришлось оставить преподавание в классе скрипки. Жаль… один из моих учеников, Дима Погорелов, сейчас солирует в Чикагском оркестре, а это один из лучших мировых музыкальных коллективов; любой преподаватель таким достижением будет гордиться. В Щиграх слишком много неотложных дел. И знаете… если мы здесь, в Щиграх, похвастаться чем-то можем, то не достижениями, а… позицией…

Спрашивать монаха о его прошлом неэтично. Да и не слишком-то любит отец Зиновий распространяться о своей предыдущей жизни. В миру он был скрипачом с консерваторским образованием. Весьма успешным, в друзьях у него, к примеру, Юрий Башмет. Однажды он оставляет музыкальную и педагогическую деятельность и перебирается из столицы в Курск, где устраивается сторожем в Сергиево-Казанский собор. В 1978 году он возведен в сан диакона, через 20 лет Патриарх Алексий II возвел его в сан архимандрита. Отец Зиновий назначается настоятелем Свято-Троицкого храма в городе Щигры. Здесь он открывает одну из первых в России воскресную школу и создает при храме Братство и мастерские резьбы по дереву.


23.


Казалось бы, творить подлинные шедевры должны воистину великие мастера. Можно предположить, что в Щигры съехались лучшие резчики и иконописцы России. Действительно, несколько человек и в самом деле приехали издалека. Но костяк Братства - обычные (казалось бы) люди, коренные шигровцы. Взять историю иконописной мастерской. Как-то отец Зиновий исполнял требы, освящал частный дом. А хозяйка говорит: "Батюшка… у меня дочка, ну, так хорошо рисует!.." Так в Братстве появилась Света Шаталова, которая сейчас считается одним из лучших иконописцев России. Таких талантов "из народа" в Братстве немало, и батюшка об этих людях рассказывает просто вдохновенно:

Все они - наши, русские дети. К ним нужно приложить душу, сердце, знания… Только тогда они способны раскрыться, в них расцветает художественный дар! Но каждый человек требует, чтобы в него вкладывались… У нас новичок начинает с простой "досочки", и постепенно, постепенно дорастает до уровня мастера. И все этапы "разложены по полочкам", определены. Как в скрипке: начинается с простой гаммы - дальше, дальше… Только невозможно чего-то добиться без воспитательных, образовательных усилий. У меня такой подход: Россия должна обстраиваться сама. Мы начинали свою работу по резьбе с того, что сами, из металлолома делали станочки, инструменты. У нас спонсоров никогда не было и нет, и я не хотел бы, чтобы они были. Но "кружок умелые руки" работает только до определенного периода. И сейчас мы хотим сформировать современное, достойное предприятие. Пусть все будет прозрачно, законно. Энтузиазм - одно дело. Но, когда начинается широкое производство, все должно встать на иные рельсы…

Здесь и взаправду все серьезно. Мастера из Щигров много путешествуют по России, изучают храмовую резьбу, архитектуру, иконопись. Много лет ушло на то, чтобы понять совершенство, красоту и гармонию, которые создавали старые мастера. Было русское "барокко", отличающееся вычурностью. Существовали иные направления, как правило, культивируемые кустарями, мало знакомыми с мировыми течениями и школами. Батюшка убежден в том, что нужно развивать свое направление:

Многие священники склонны к помпезности, "барочности". А мы любим "русский" стиль. Барокко - это падший Запад, падение нравов. Мы "нащупали" свой стиль, который уже вполне официально называется "щигровским". Он корнями идет к Византии, но мы внесли свое, и думается, без потери вкуса. Мы хотим немножечко оживить резьбу, добавить "купечество" такое, массив. Ведь купцы в свое время боролись за сохранение "русского". Отрадно, что нас уже начинают копировать и тиражировать в разных местах России. Значит, "щигровский" стиль завоевал свое место в художественном процессе. Мы это предполагали - и нам это нравится! Пусть Церковь преображается! Вообще, всякие проекты даются нам очень трудно. Но Господь Бог воспитывал "крепость наших лодыжек". А с народом трудно… на днях у нас два мастера уехали в Москву - супермаркет охранять. Москва их не примет, только ненависть в них пробудит. А вот "гнездышко" на родной земле они рискуют потерять…

Батюшка не скрывает, что многие из членов Свято-Троицкого братства - бывшие алкоголики, еще недавно ведшие просто непотребный образ жизни. Сейчас, к примеру, на проходной работает женщина, которую иначе как "супер-бомжом" не называли. Она, можно сказать, и человеческий облик потеряла. Батюшка не меньше десяти лет следит за ее судьбой:

Уж сколько раз мы ее брали на работу, она обретала облик человеческий, но… срывалась. А последние годы о ней ни слуху - ни духу. Иду я как-то в храм, и вдруг вспоминается эта несчастная. Только произношу: "Где бы нам эту Наталью увидеть? Жива ли она…" Не успел произнести - вот она, идет… И так я рад был, что она живая! Взяли мы ее на работу. Неделю продержалась - потом "в дребодан" приползла. Снова через некоторое время ее взяли, и так - раз пятьдесят! Вы себе не представляете, скольких душевных мук это стоит…

За недолгое время общения с батюшкой (мы довольно много ходили по территории Братства) случилось два инцидента. Вначале отец Зиновий весьма строго разговаривал с юношей, без разрешения и в отсутствии кузнецов разжегший в кузнице огонь в горне. Тихо, спокойным тоном батюшка объяснял, что горн - святое для кузнеца, хозяйничать в кузнице - оскорбление мастера. Парень послушал - и пошел. Не извинившись. Подозвали мать юноши (она тоже трудится в Братстве). Мать обещала разобраться с сыном, не понимающем свою вину.


24.


После батюшка мне объяснил: "Мальчик воспитывается без отца, матери трудно было внушить ей нужные понятия о жизни. Ему скоро в армию, а проблема адаптации к обществу в нем чувствуется. Ему трудно будет там, если не научится признавать свою вину…" Чуть позже батюшка уволил двух девушек - " за непочитание старших". Кто-то девицам сделал замечание (уж не знаю, за что, по крайней мере, юные создание были покрыты ну, очень толстым слоем косметики…), они грубо ответили… а в Братстве такое непочитание не приветствуется. Как, впрочем и нарушения других девяти заповедей Господних. Парня, кстати, не уволили. Он только две недели работает, не успел, видимо, адаптироваться к внутреннему уставу. Девушки скорее всего дерзили далеко не в первый раз… Батюшка признался:

Главное наше достижение - не резьба. И не иконы. Люди - вот, что для нас основное. Мы - Братство, религиозная организация, имеющая такие цели и задачи как благотворительность, художественное творчество, педагогика. Конечно же, богослужебная деятельность. У нас, как ни странно, есть мусульмане. Факт, что многие из них приняли христианство. Ну, а что касается производства… скажем так, у нас просто собрались художники, которым вместе легче творить и находить потребителя для своих произведений…

Костяк мастеров, так сказать, "высшую лигу" резьбы по дереву все же составляют приезжие из разных регионов России. У них - самые высокие заработки, на уровне депутатов и министров. Но за такие деньги художники вкладывают в свой труд сердце, душу. Да и время - ведь настоящий творческий человек работает перманентно, даже во сне… Если говорить о конкретных мастерах, то Слава Бранчуков - москвич, Володя Каунов - из Ростова-на-Дону, Юрий Синкин - из Кемерова, Вика Кошеленко - из Днепропетровска. Все они променяли большие города на малюсенькие Щигры. Значит, был резон!



25.


С иконописью все иначе, ибо иконописцы (в Братстве они в основном - женщины) все местные, "доморощенные". Отец Зиновий, когда еще учился в академии при Троице-Сергиевой лавре, перенимал русскую манеру иконописи у такого великого иконописца как Мария Николаевна Соколова (в иночестве - матушка Иулиания). У батюшки был друг, архимандрит Зенон, тоже великий иконописец. В сущности в Щиграх культивируется "лаврская" школа иконописи. А вот резьба, как уже говорилось, - свое, придуманное в результате синтеза русских и даже мировых школ. И пусть святое дело Щигровского братства процветает и преумножается!