Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Все существительные общего рода список. Перечень существительных общего рода

В русском языке одной из основных характеристик имен существительных является их род. Попробуем разобраться, а также узнать суть этого термина, научиться определять, находить у различных текстов эту категорию, а также рассмотрим возможные исключения из правил. Закрепим материал таблицами.

Конечно, многие возразят: зачем это нужно? Сейчас, в век информационных технологий, абсолютно всё можно найти онлайн в интернете – достаточно, лишь, забить искомое в поисковую строку.

А ответ прост – знания грамматики русского языка делает человека более образованным: ведь всё, что говорит, пишет человек, показывает его культуру.

Что такое род имен существительных

Что нужно знать человеку про такой элемент этой части речи? В целом эта категория распространена практически во всех языках мира (за исключением армянского, некоторых языков кавказских стран).

Под этим термином понимают возможность имени существительного сочетаться с разными формами согласуемых слов в зависимости от их родовой принадлежности.

Выделяют 3 рода:

  • мужской;
  • женский;
  • средний.

Стоит отметить: у разных языков одно и то же слово может принадлежать к совершенно разному роду.

Кроме того, русский язык имеет отдельную разновидность этой части речи – общий род, об этом будет говориться ниже.

Формально определить эту характеристику части речи можно так:

Имена существительных мужского рода имеют следующие признаки:

Признаки женского рода имен существительных:

Для среднего рода имен существительных характерны признаки:

Как определить род существительного

Самое простое – задать вопрос. Затем посмотреть на падеж, сравнить с признаками, представленными выше. Если это не помогло, то необходимо запомнить несколько правил.

Основные особенности

Во-первых, профессии распределяются по этому признаку в зависимости от окончания – при этом не важно, какого пола человек, принадлежащей к ней (хирург – муж. р., нянечка – жен. р.).

Во-вторых, предыдущее правило характерно также для животных (кошка – женского р., дятел – мужского). При этом, если по окончанию невозможно определить род, то грамматически он будет соответствовать признаку определяющего его понятия: гну – сложно определить, а вот антилопа (обозначает вид копытного) – женского р., то соответственно искомое слово будет того же рода.

В-третьих, для слов через дефис, определяющей является главная часть (по лексическому значению или изменяемость). Например: квартира-музей – женского р.

В-четвертых, для некоторых слов сейчас сложно найти объяснение этого понятия, поэтому их проще запомнить:

  1. рельс, шампунь – м.р.;
  2. ваниль, мозоль – ж.р.

В-пятых, аббревиатуры определяются по роду в зависимости от ключевого слова их полной расшифровки (ООН – организация – женского р.).

Более сложные случаи

Первое, на что следует обратить внимание, обобщающие признаки:

  • для мужского:
  • для женского:
  • для среднего:

Определение рода географических названий:

  • род определяется по его понятию: река Миссисипи (женский), город Дели (мужской), озеро Байкал (средний);
  • зависит от лексики
  1. Чили – значение «страна» — женского р.;
  2. Чили – значение «государство» — среднего р.

Примите во внимание: нельзя определить род у слов множественного числа (например: ножницы, ворота).

Общий род существительных

Таблица-памятка «Склонение имен существительных»

Ниже приведена памятка по склонению для каждого рода.

Существительные общего рода в русском языке формируют особенную группу. Его определение основывается на грамматической уникальности слов, которая базируется на смене рода в зависимости от пола указанного лица.

Род существительных

Всего насчитывается 4 рода у существительных в русском род, средний, мужской и женский. Последние три легко определить по окончанию или смысловому контексту. Но что делать, если слово может подразумевать под собой сразу и мужской, и женский? Такая проблема встречается со словами "задира", "хитрюга", "прощелыга", "горемыка", "недотрога", "засоня", "бездарь", "нелюдь", "торопыга", "хрюша", "забияка", род у которых может изменяться.

Традиционно принято считать, что в русском языке только три рода, в них входят мужской, женский и средний. Для определения половой принадлежности некоторых общих слов было принято обращаться к контексту. Названия профессий, например, разделяются на параллельные названия: продавец-продавщица, учитель-учительница, школьник-школьница, летчик-летчица, повар-повариха, писатель-писательница, спортсмен-спортсменка, руководитель-руководительница. При этом в официальных документах к женщинам чаще применяют мужской род этих слов. А есть и обозначенные исключительно мужским родом примеры существительных общего рода: гинеколог, адвокат, языковед, филолог, корреспондент, посол, академик, судья, тамада, хирург, врач, терапевт, фельдшер, мастер, курьер, куратор, оценщик, страховщик, дипломат, политик, служащий, специалист, работник. Сейчас наметилась тенденция подобные слова относить к общему роду, так как они могут быть применимы и к мужчине, и к женщине.

Неоднозначность мнений

Споры о признании существования общего рода ведутся еще с XVII века. Тогда подобные слова были упомянуты в грамматиках Зизания и Смотрицкого. Ломоносов выделял такие существительные, указывая на их формальные характеристики. Позже исследователи начали сомневаться в их существовании, определяя такие существительные как слова с чередующимся родом, в зависимости от подразумевающегося.

Так и по сегодняшний день мнения разделены, часть ученых считает существительные общего рода в русском языке отдельными словами-омонимами разных родов, а другая признает их в отдельной группе.

Фамилии

К словам общего рода могут быть причислены некоторые несклоняемые фамилии иностранного происхождения и русские фамилии на -о и -ых/их. Саган, Депардье, Рено, Рабле, Дюма, Верди, Моруа, Гюго, Дефье, Мишон, Тюссо, Пикассо и другие. Все это среди иностранных фамилий. Среди славянских фамилий общего рода часто встречаются: Ткаченко, Юрченко, Нестеренко, Прохоренко, Черных, Макаренко, Равенских, Кучеренко, Долгих, Савченко, Седых, Куцых и прочие.

Народности

Названия некоторых народностей определяют как слова общего рода. К ним относятся: ханты, манси, кечуа, коми, гуджарати, хэчжэ, мари, саами. Дело в том, что уже существуют "мариец" и "марийка", но общим для всей народности или национальности будет слово "мари".

По этому же принципу к общему роду причисляют и названия пород (сивка, окапи, буланка), а также представителей групп (визави).

Неофициальные имена собственные

Помимо фамилий, есть интересная отдельная категория имен собственных, относящихся к теме статьи. Это сокращения от официальных имен, с которыми часто выходит путаница во время определения пола.

Имя "Саша" может принадлежать как Александре, так и Александру, а именем "Валя" называют и девочку Валентину, и мальчика Валентина. Еще к таким именам относятся "Женя" от Евгения и Евгении, "Слава" от Ярослава и Ярославы, Владислава и Владиславы, "Вася" от Василия и Василисы.

Оценочные, характеризующие слова

Однако впервые о существовании общих существительных поднялся вопрос из-за оценочных слов, затрагивающих характер или черты человека. В прямой речи при их использовании бывает сложнее отследить пол получателя реплики, например: "Ты задира!" Здесь слово "задира" может быть адресовано как женскому полу, так и мужскому. К ним же можно отнести и слова общего рода "забияка", "пройдоха", "умница", "молодец", "бродяга", "егоза", "калека", "вонючка", "дылда", "малявка", "растрепа".

На самом деле подобных оценочных слов очень много. Они могут быть как позитивного, так и негативного значения. При этом не следует путать такие слова с оценкой в результате метафорического переноса, из-за которого они сохраняют первоначальный род: ворона, лиса, тряпка, язва, белуга, коза, корова, олень, дятел, тюлень.

К словам общего рода с отрицательным и положительным значением относятся: балда, ханжа, гадина, громила, крошка, дитя, детка, тихоня, невидимка, бедняга, лежебока, грязнуля, верзила, сладкоежка, чистюля, жадина, скряга, тараторка, зверюга, звезда, пустомеля, мямля, зазнайка, шельма, недотепа, проныра, задавала, трудяга, работяга, невежда, зевака, пьяница, лапушка, дубина, воображала, деревенщина, неряха, соня, ябеда, каприза, вруша, копуша, непоседа, тамада, рубака, повеса.

Пример употребления наглядно показан в художественной литературе: "Крошка сын к отцу пришел" (Маяковский), "Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. А самым известным среди них был малыш по имени Незнайка." (Носов). Пожалуй, именно произведения Николая Носова станут настоящим сборником слов с общим родом.

Меньше всего слов в этой группе занимают нейтрально выраженные, такие как: правша, левша, коллега, тезка, сирота. Род у таких слов тоже общий.

Как определить пол при общем роде?

Общий род существительных в русском языке определяется по невозможности уверенного указания на род при отсутствии местоимений и родовых окончаний прилагательных. Слова, которые можно отнести как к мужскому, так и к женскому роду, и будут входить в эту группу.

Для того чтобы определить пол существительного, чаще всего используются сопровождающие указательные местоимения "этот, эта, тот, та", окончания прилагательных -ая, -ый/ий. Но если определяется название профессии, должности или звания с окончанием на согласную "сержант, врач, доктор, директор" и другие, то прилагательное может быть только мужского рода, а вот сказуемое выражается женским."Врач назначила препарат" и "Привлекательный врач вышла из госпиталя", "Сержант отдала приказ" и "Строгий сержант разрешила отдохнуть", "Образцовый учитель эта Марина Николаевна!" и "Образцовый учитель проводила открытый урок", "Веселый кукольник провела представление" и "Старый мастер присел на крыльцо". Сказуемое не обязательно должно показывать род, тогда задача определить пол усложняется: "Преподаватель проводит занятие", "Специалист принимает решение".

Разнообразие примеров

Благодаря примерам становится понятно, что самые разнообразные слова могут встретиться среди имен существительных общего рода, как "сорвиголова", "забияка", "разводила", "лесник", "старожил", "хвост", "шестерка", "невежда", "зануда", "белоручка", "размазня", "рохля", "замарашка", "замухрышка". И другие слова. Но их всех объединяет двусмысленность в определении рода. Сирота, стилист, маркетолог, товарищ, координатор, куратор, русист, лингвист, рубаха, старшина, детина, судья, колобродина, злюка, разиня, протеже, рева, запевала, мазила, бомбила, балбес, тупица, подлиза, выскочка, малолетка, страхолюдина, бедняжка, хромоножка, очаровашка, первоклашка, старшеклашка, одиннадцатилетка — все эти существительные могут быть использованы по отношению к обоим полам.

Интересно и широкое культурное распространение существительных общего рода в русском языке. Например, они повсеместно использовались в пословицах и поговорках:

  1. В пище здоровяк, а в работе калека.
  2. На всякого простофилю есть свой обманщик.
  3. Гуляка в юности скромен в старости.
  4. Пьяница как курица, куда наступит, туда и клюнет.

И в литературе:

  1. "Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом" (Грин).
  2. "Хорошая девушка, сиротка одна" (Баженов).
  3. "У вас же чистота, как говорят медики, стерильная" (Дубов).
  4. "Деревенщина! — Что? — Она отшатнулась" (Шаргунов).

Таких примеров в литературе множество. Определение общего рода из перечисленных в упражнении слов - одно из заданий на уроке русского языка, с которым легко справиться.

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы Старотябердинская сош Кайбицкий район

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи; развитие умений в определении род таких существительных; воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

Краткое описание: — В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.

Цель урока:
. дать понятие о существительных общего рода, научить правильно употреблять их в речи;
. развитие умений в определении род таких существительных;
. воспитание уважительного и доброго отношения к товарищам.
Оборудование:
. мультимедиа- проектор, диск «Русский язык. Морфология. 5-6 классы», слайды

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Подведение к новой теме.
Сообщаются тема, цель урока.
Фронтальный опрос. Игра «Да-нетка». Я буду вам читать вопросы. Если вы согласны с вопросом, пишете «+», а если нет, пишем «-». Готовы?
— 1. Имя существительное — это главный член предложения?
+2. Имя существительное обозначает предмет?
+ 3. Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам?
— 4. Слово «Казань» нарицательное сущ-ное?
+ 5. Имя существительное имеет 3 рода?
— 6. Все эти слова сущ-ные: дом, тетрадь, зимний?
+7. Человек - это одушевленное сущ-ное?
-8. Все ли эти слова сущ-ные ср.р.: окно, на столе, поле, море?
+9.Все ли эти сущ-ные 1 склонения: папа, дядя, мама?
+10. В предложении сущ-ные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами?

2. Повторение пройденных тем:
(слайд 2) Вставьте пропущенные буквы и определите род и склонение сущ-ных
глубок… ноч… , остр… нож… , детск..плач… , спел… рож…
дружеск… помощ… , лесн… глуш… , зелен… камыш…

3. (слайд 3) Укажите строчку, в которой встречаются слова мужского, женского и среднего рода.

а) От улыбки хмурый день светлей.
б) Вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке.
в) С голубого ручейка начинается река.
г) От улыбки в небе радуга зажжется.

(слайд 4) Следующее задание мы сделаем в группах: 1 вар.- распределите слова по строкам таблицы следующие слова: карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом.
2 вар.- распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.
Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.
— А теперь давайте проверим, справились ли мы с работой? (слайд 5)
Молодцы, ребята! А теперь вернемся к слову «умница» в первом предложении слайда 6. Отгадайте, о ком идет речь- о мальчике или девочке?
З. Изучение новой темы.
.

1. «Умница!» — сказала бабушка внуку.
2. Тихоня не торопился домой.
3. Наша Маша - хвастунишка.
— Как можно определить, к кому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? Какие слова помогут нам в определении рода данных сущ-ных? (умница - к мальчику, тихоня - к мальчику, хвастунишка - к девочке)
— Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: УМНИЦА, ТИХОНЯ, ХВАСТУНИШКА - слова общего рода. Таким образом, сегодня на уроке мы будем говорить о существительных общего рода. Это имена существительные с окончанием -а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Род этих сущ-ных нужно определять по опорным словам.
умница - внук (мужской род)
тихоня - торопился (а не торопилась) , (мужской род)
хвастунишка - Маша (женский род)
Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода, и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

А теперь давайте послушаем объяснение новой темы в электронном учебнике.

(работа с диском — электронным учебником)
— Поняли тему. А теперь, опираясь на полученные знания, будем делать задания.

(слайд 10) Определить род подчеркнутого сущ-ного:

Маша - сирота
Сережа - забияка
Таня - зазнайка
Оля - непоседа
Кирилл - всезнайка

(слайд 11) Поставьте правильное окончание прилагательного или глагола в прошедшем времени: (письменно)

1. К нам приехал… известн… врач Иванов.
2. К нам приехал… известн… врач Иванова.
3. Знаменит… дирижер Семенов был… рад… приглашению за рубеж.
4. Знаменит… дирижер Семенова был… рад… приглашению за рубеж.

(слайд 12) Исправьте ошибки в согласовании существительных общего рода с глаголами и прилагательными.

Петя - круглая сирота.
Лена - большая умница.
Валера - большая кривляка.
Марина- большой работяга.
Главная инженер нашего завода Сидорова
пригласила всех на совещание.
Водитель трамвая Петрова был признан лучшей на маршруте.

В русском языке очень много сущ-ных, которые характеризуют различные качества человека. Значения многих из них вы еще и не знаете. Давайте ознакомимся с толкованием таких сущ-ных.
(слайд 13)
. Пустомеля - пустослов (тот, кто болтает вздор).
. Ябеда - 1)мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник.
. Тихоня - тихий, смирный человек.
. Соня - сонливый, любящий много спать человек.
. Плакса - тот, кто много и часто плачет.
. Лежебока - лентяй, бездельник.
. Непоседа - очень подвижный, суетливый, беспокойный ребенок.
. Забияка - тот, кто любит затевать драки, ссоры.
. Неряха - неряшливый человек (неаккуратный, лишенный опрятности).
. Белоручка - тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной, грубой работы.
Подумайте, а когда можно использовать эти слова: когда говорим о хорошем человеке или о плохом?
(слайд 14) -Ребята на этих примерах мы убедились, что слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола. Подумайте, нет ли таких слов на татарском языке? (матурым, алтыным, аппагым, акыллым)

(Слайд 16) В каких строчках указаны слова не только общего рода.

а) продавщица, умница, трудяга, рева
б) неряха, недотёпа, зануда, вредина
в) забияка, красавица, непоседа, жадина
г) плакса, разиня, кривляка, сирота

(слайд 17) Отгадайте загадку. Найдите в ней спрятанное существительное общего рода.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (еж) недотрога - обидчивый, чрезмерно щепетильный человек)

(слайд 18) Игра «Переводчик»
1) Кто быстрее заменит слова в словосочетаниях синонимами?
2)По значениям слов угадайте слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.
а) Очень трудолюбивый, старательный человек — (работяга, трудяга)
б) умный человек — (умница)
в) неопрятный, грязный человек - (грязнуля, неряха))
г) тот, кто много и часто плачет - (плакса)
д) рассеянный, невнимательный человек - (разиня),
е) человек, который зазнается- (зазнайка)

(Слайд 19) — Составьте 3 предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола.
1 ряд- со словами, которые характеризуют положительные качества человека,
2 ряд - отрицательные качества.
Сирота, молодчина, зазнайка, соня, плакса, умница, бедняжка, работяга

(слайды 20-21) Очень часто сущ-ные общего рода встречаются в произведениях УНТ: в пословицах, загадках, сказках. Но их также используют писатели в своих произведениях. Ребята, что вы знаете об И.А.Крылове, что он писал? Какие его басни вам знакомы?

 В отрывке из басни И.А. Крылова выделено слово общего рода. Прочитай внимательно текст и определи, кого оно называет. Отметь правильный ответ.

1) Как ты, бедняжка, мне жалка,
Со всей твоей работой и с уменьем!
«Орёл и Пчела»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Какое слово вам помогло определить род. Кто та бедняжка, которая трудолюбива и умна?

2) Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…
«Волк на псарне»
— Речь идёт о персонаже мужского пола или женского? Кто этот серый?

Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните.
На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Гуляка в молодости - скромен в старости (турецкая). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом - левша (адыгейская). Пьяница как курица: где ступит, там и клюнет (русская).

10. Подведение итогов урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

Домашнее задание:
а) Упражнение 220 (1 гр), 218 - (2 гр.) (письменно).
б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и невежда по толковому словарю. Придумать с этими словами предложения, применяя их к лицам мужского и женского пола.

Разделы: Преподавание русского языка

Конспект урока

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Тема: Имена существительные общего рода.

Цели урока:

а) познавательные:

– познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

б) практические:

– сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте;

– формировать умения употреблять в речи существительных общего рода.

Метод обучения : проблемный урок.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Подведение к новой теме.

Сообщаются тема, цель урока

Фронтальный опрос :

Что такое род? (грамматическое значение)

Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?

(знаменательные)

Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

Сколько родов в русском языке? (называют)

II. Повторение пройденных тем:

Задание : распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе

Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях.

Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.

Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница», а теперь посмотрим на доску.

III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.

Вопросы:

1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного

Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.

2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда

На доске появляются слова умница, непоседа, соня

3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта).

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации).

Рядом со словами появляются имена дочка, внучок, брат

4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имен существительных умница, непоседа, соня

(предъявление второго факта)

Ученики определяют

умница – женский род

непоседа – мужской род

соня – мужской род

Учитель меняет местами имена собственные и получается

Внучок, доченька, сестра

5. А так можно сказать?

Да.

6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы)

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос)

IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока.

Формулируется определение “общий род”.

II. Работа по новой теме

1. Работа с текстом.

Учитель. А сейчас прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:

Вот подходит к детворе,

Затевает драку.

Все боятся во дворе

Так___ забияку

Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.

Ученики. Такого забияку.

Учитель. А разве девочки не дерутся?

Ученики. Бывает.

Учитель. Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то женского пола, называются существительными общего рода.

В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях)

V. Воспроизведение нового материала. 2. Работа с учебником.

Учитель. Давайте проверим себя по учебнику : стр. 91, параграф 41. Что ещё вы узнали, прочитав параграф 41?

Ученики. Существительные общего рода имеют окончание –а (-я). Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

3. Наблюдение за речью героев (сценка).

Учитель. А вот какая история произошла однажды в нашем лагере отдыха. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый, ученик 11-го класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Ученики.

– Вот видишь, ты такая большая неряха.

– Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

– Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

– Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Учитель. Вожатый, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?

Ученики. Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить “большой неряха”, “такой неряха”.

Учитель. Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

Ученики. Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Учитель. А если о животном-забияке? Например, о коте или кошке?

Ученики. Тогда надо придерживаться такого же правила: “Васька – страшный забияка”, “Муська – страшная забияка”.

VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

На доске представлены предложения:

Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.

1.Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.

Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.

4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.

2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.

3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.

Работа с учебником.

Работа над материалом. Упражнение №229

На доске:

10. Записать слова в два столбика:

1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека

2 столбик – другие существительные общего рода

1 вариант

задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка

2 вариант

сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка

11. Какая группа получилась больше?

В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный

12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.

6. Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.

Учитель. Нравятся вам люди такого сорта?

Ученики. Нет.

Учитель. И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (слова написаны на доске). Давайте послушаем.

Ученики.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Учитель. Но особенно в старину не любили жадных людей.

Ученики.

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибётся об скамейку.

Учитель. А эту корилку (от корить, ругать) вы закончите сами:

Что за шум, что за рёв?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка,

Это Таня …

Ученики. … рёвушка..

Учитель. А сейчас проверим вашу внимательность. Запишите в тетрадь, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества: “плакса”, “жадина”, “рёвушка”.

13. Работа со словарём.

Учитель. Слово дежурному по словарю.

Дежурный по словарю. Невежа – м. и ж., грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и ж., малообразованный, малосведущий человек. Полный невежда в музыке.

Учитель. Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

“Он два раза в неделю страдал от обжорства”.

“Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”.

Ученики. Это о Троекурове – герое романа Пушкина “Дубровский”.

Учитель. А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

Ученики. Он обжора и невежа.

Учитель. Видите, как точно и хлестко характеризуют человека эти маленькие словечки. Запишите их в тетрадь.

Учитель. Что-то мы сегодня всё о плохом да о плохом! А разве нет среди существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

Ученики. “Молодчина”, “умница”.

14. Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”

Физкультурная минутка

(проводят сами учащиеся)

(Выходит ученица и декламирует дразнилку, показывая при этом движения). Зарядка-дразнилка: “Сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире …”

Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

VII. Подведение итогов урока.

15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?

Существительные общего рода.

Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.

Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.

Оценки за урок.

Домашнее задание упражнение №230

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”

А ты ответишь

“низко”

Скажу я слово “далеко”

А ты ответишь

“близко”

Скажу тебе я слово “трус”

Ответишь ты

“храбрец”

Теперь “начало” я скажу

Ну, отвечай:

“конец!”


Нарицательные имена существительные имеют особую категорию – общий род. Узнать об особенностях данного грамматического признака, а также познакомиться со словами-примерами, которые имеют общий род, поможет эта статья.

Что такое существительные общего рода?

Имена существительные общего рода – класс нарицательных одушевленных существительных, которые могут в зависимости от речевой ситуации выступать и как слова мужского, и как слова женского рода.

Примеры существительных общего рода: ябеда, плакса, недотрога, злюка, растеряха, зубрила, пьяница, сирота, соня, разиня, обжора, тихоня, зануда.

Существительные общего рода обычно изучаются в 6 классе.

Особенности существительных общего рода

Существительные общего рода относятся к I склонению и имеют в единственном числе И. п. окончание -а (-я).

Они представляют собой особую лексическую группу существительных, называющих лиц по определенному, характерному для них, часто – отрицательному признаку. Существительные общего рода обладают ярко выраженной экспрессивной, эмоционально-оценочной характеристикой, и преимущественно употребляются в разговорной речи.

Мой сосед по парте – жадина . Их дочь привереда . Непоседа Петя уже выбежал из класса.

Внимание! К существительным общего рода не относятся слова, обозначающие профессию или род занятий: врач, учитель, продавец – слова мужского рода.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой