Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Обращение в индуизм. Индуизм - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий История возникновения Индуизма

Что такое индуизм и во что верят индуисты?

Индуизм является одной из самых старых известных организованных религий – ее священные писания датируются 1400 по 1500 гг. до н.э. Он также является одной из самых разнообразных и сложных религий, имеющей миллионы богов. Индуисты имеют широкий спектр ключевых верований и разделены на многие различные секты. Хотя это третья по величине религия в мире, индуизм сосредоточен в основном в Индии и Непале.

Ключевыми текстами индуизма являются Веды (считающиеся самыми важными), Упанишады, Махабхарата и Рамаяна. Эти сочинения содержат гимны, заклинания, философские размышления, ритуалы, стихи и рассказы, на которых индусы основывают свои убеждения. Другие тексты, используемые в индуизме, включают Брахманы, сутры и Араньяки.

Хотя Индуизм часто воспринимается как политеистическая религия, поклоняющаяся около 330 миллионам богов, она также имеет одного «верховного бога» – Брахму. Согласно их убеждениям, Брахма присутствует в каждой части действительности и бытия всей Вселенной. Брахма является безличным и непознаваемым и, согласно верованиям индуистов, существует в трех разных формах: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Эти «грани» Брахмы также известны многими другими воплощениями каждой из них. Обобщить индуистскую теологию сложно, так как различные школы индуизма содержат элементы почти каждой теологической системы. Индуизм может быть:

1) монистическим – только одна вещь существует, школы Шанкары
2) пантеистическим – только одна божественная вещь существует, поэтому Бог является идентичным миру, брахманизм
3) панентеистическим – мир является частью Бога, школа Рамануджи
4) теистическим – только один Бог, отличный от творения, бхакти-индуизм
Изучая другие школы, можно прийти к выводу, что индуизм также может быть атеистическим, деистическим или даже нигилистическим. При таком разнообразии, включенном в понятии «индуизм», можно задаться вопросом о том, что общего между ними. Единственным реальным аспектом является то, признаются ли священными Веды, или нет. Если так, тогда это индуизм, и наоборот.

Веды – это более чем богословские книги. Они содержат богатую и красочную «тео-мифологию», то есть религиозную мифологию, сознательно сплетающую мифы, теологию и историю для достижения сюжетной формы религиозных корней. Эта «тео-мифология» настолько глубоко укоренилась в истории и культуре Индии, что отвергать Веды означает противостоять Индии. Таким образом, система верований отвергается индуизмом, если она в определенной степени не охватывает индийской культуры. Если система принимает индийскую культуру и ее тео-мифологическую историю, тогда она может быть принята как «индуистская», даже если ее теология является теистической, нигилистической или атеистической. Эта предрасположенность к противоречивости может стать настоящей головной болью для людей с Запада, ищущих логическую последовательность и рациональную обоснованность в их религиозных взглядах. Но, справедливости ради, христиане не более логичны, когда заявляют о своей вере в Яхве, но отвергают Христа, живя, как практические атеисты. Для индуистов этот конфликт является подлинным логическим противоречием. Для христианина это, скорее всего, простое лицемерие.

Индуизм рассматривает человечество как нечто божественное. Так как Брахма присутствует во всем, то индуизм утверждает, что все – божественно. «Атман», или собственное «я», является одним целым с Брахмой. Любая реальность вне Брахмы считается просто иллюзией. Духовная цель индуистов – стать единым целым с Брахмой, прекращая этим существование «индивидуальности» в ее иллюзорной форме. Эта свобода называется «мокша». Пока она не достигнута, по убеждению индуистов, они будут повторно перевоплощаться, чтобы иметь возможность работать над самореализацией в направлении истины (истина заключается в том, что существует лишь Брахма, и ничего больше). Перевоплощения человека определяется кармой, которая является принципом причины и следствия, управляемым природным балансом. Поступки, совершенные в прошлом, влияют и соответствуют тому, что произойдет в будущем, т.е., прошлые и будущие жизни взаимосвязаны.

Несмотря на то, что это лишь краткий обзор, несложно увидеть, что индуизм противоречит библейскому христианству почти во всем в своей системе верований. Христианство имеет единого Бога, который является личностью и которого возможно познать (Второзаконие 6:5; 1 Коринфянам 8:6); имеет один набор Священного Писания; учит, что Бог создал землю и все, что обитает на ней (Бытие 1:1; Евреям 11:3); считает, что человек создан по образу Божьему и живет лишь один раз (Бытие 1:27; Евреям 9:27–28), а также учит, что спасение достигается лишь через Иисуса Христа (Иоанна 3:16; 6:44; 14:6; Деяния 4:12). Индуизм как религиозная система терпит неудачу, поскольку не признает Иисуса как уникально воплощенного Богочеловека и Спасителя – единственный достаточный источник спасения для всего человечества.

Поздно возвращаешься домой? Страшно? Тогда зайди на http://magazin-elektroshokerov.ru и купи себе электрошокер.

Индуизм насчитывает около одного миллиарда последователей (примерно 14 процентов населения всей планеты) и является третьей по величине религией в мире после христианства и мусульманства (ислама). Считается, что индуизм существует уже более 7000-10000 лет. Тем не менее, среди жителей западных стран (и не только) распространилось множество заблуждений об индуизме и его последователях. В данной статье представлены самые популярные из них.

1. Название

Термины "hinduism" («индуизм») и "hindu" («индуист; последователь индуизма») являются анахронизмами и не упоминаются ни в одном из древних текстов индуизма. Термин "hindu" относится к людям, которые проживали в районе реки Инд. Слова "hindu" и "hinduism", вероятнее всего, пришли от персов, которые вторглись на Индийский субконтинент и могли употреблять их по отношению к людям, которые проживали в речной долине ("hindu" означает «река»).

Оригинальное название индуизма – Санатана Дхарма («в вечном долгу перед Богом»); оно не является широко известным в Западном мире. Последователей данной религии называют «дхармисами», что означает «последователи Дхармы». Слова "hindu" и "hinduism" используются преимущественно в западных культурах, хотя многие современные индуисты также начали употреблять их. К другим дхармическим традициям, похожим на индуизм, относятся буддизм, джайнизм и сикхизм.

2. Все индуисты – вегетарианцы

Да, многие индуисты действительно практикуют вегетарианство, однако это к большинству это не относится. Некоторые индуисты верят, что все животные являются разумными, чувствительными существами, поэтому и не едят мяса. Однако другие употребляют в пищу всё, что пожелают.

Только 30-35 процентов индуистов – вегетарианцы, которые придерживаются «ахимсы», принципа ненасильственного отношения ко всему живому. Это меньшинство индуистов, которые не употребляют в пищу мясо, составляет подавляющее большинство вегетарианцев по всему миру; их численность составляет свыше 300 миллионов человек.

Большая часть духовных лидеров (свами, садху и гуру) – вегетарианцы, однако обычные индуисты охотно едят мясо. Согласно ахимсе, убийство животных и употребление в пищу мясных продуктов создаёт отрицательную карму на различных уровнях, однако многих индуистов это не пугает.

3. Индуизм – это организованная религия

Причин, по которым религии становятся организованными, существует огромное множество, но, как правило, это связано с распространением религиозных учений и политического влияния нации. Христианство распространилось через римлян/византийцев, а ислам – благодаря мусульманским кампаниям в Азии и Европе. Тем не менее, индуизм никогда не был организованным и особо распространённым – до недавнего времени.

Эта религия превратилась в список учений и руководящих принципов без политического влияния, в отличие от большинства других конфессий. У индуизма нет основателя; также неизвестна и точная дата его появления. Индуистский синтез начал развиваться в период между 500 и 300 годами до нашей эры. В конечном счёте, различные формы индуистского учения объединились в практику, которую мы наблюдаем сегодня.

4. Индуизм имеет кастовую систему дискриминационного характера

Существует общераспространённое заблуждение, согласно которому последователи индуизма придерживаются кастовой системы. Оно возникло потому, что данную религию часто ассоциируют с Индией. Так называемые «неприкасаемые» в индийском обществе находятся вне этой системы, но это больше обусловлено культурой Индии и не имеет ничего общего с учениями и практиками индуизма.

Индийская кастовая система отражает принадлежность человека к той или иной группе (присваивается при рождении), однако никоим образом не связана с его личностью. Меж тем, индуистский термин «варна» характеризует социальный порядок как основу моральных обязанностей, связанных с качествами человека, независимо от того, кем он родился.

И хотя эти две системы тесно переплетаются, индуизм имеет иную кастовую структуру за пределами Индии. Индийская кастовая система распространяет своё влияние на индуистов и делит их на брахманов (священнослужители и учителя), кшатрии (воины и правители), вайшьи (земледельцы и торговцы) и шудров (чернорабочие). Тех, кто выпадает из системы, называют далитами (изгои/неприкасаемые).

5. Индуисты поклоняются идолам

Многие люди считают, что индуисты поклоняются идолам. Поскольку большая часть населения планеты придерживается исламских и христианских взглядов, запрещающих идолопоклонство, многим это кажется странным и антирелигиозным. Тем не менее, индуисты видят Бога во всём и не считают это поклонением идолам.

Всё на Земле является «аркой» («живое воплощение») Бога, по этой причине жизнь присутствует в каждом образе или «идоле», которому поклоняются индуисты. Они называют данную практику «мурти пуджа» («поклонение образу»). Согласно индуистским взглядам, каждое творение – это форма Бога, а, значит, его форма есть во всём.

Индуисты не рассматривают это как идолопоклонство, поскольку, по их мнению, они поклоняются непосредственно Богу (который присутствует в каждой вещи), а не его образу. Это прямо противоречит авраамической традиции идолопоклонства, изложенной в десяти заповедях. Именно по этой причине жителям западных стран трудно отделять индуистскую практику мурти пуджа от того, что они считают идолопоклонством.

6. Индуисты поклоняются коровам

Индуисты не поклоняются коровам. Причиной появления этого общераспространённого заблуждения стало то, как индуисты относятся к корове, которая даёт больше, чем получает, является символом всех остальных животных и олицетворяет жизнь и её продолжение. Корова берёт только зерно, траву и воду, а отдаёт много чего – молоко, сметану, йогурт, сыр, сливочное масло и удобрение для полей

Коров также уважают за мягкий характер. Глядя на то, как почитают коров в индуизме и индийском обществе, сторонние наблюдатели думают, что этим животным поклоняются. На самом же деле индуисты рассматривают это как проявление уважения.

7. Все женщины с бинди – замужние

Бинди (красная точка на лбу) носят миллионы женщин и девушек во всём мире, особенно в Индии. Бинди отведена духовная роль в индийской культуре, однако сегодня её значение несколько приуменьшилось.

По традиции замужняя женщина рисует точку в центре лба при помощи красной киновари, чтобы обозначить своё семейное положение; она символизирует любовь и процветание. Бинди носят там, где располагается «третий глаз», и человек теряет свою «аханкару» («эго»). В наши дни бинди по большей части утратило своё значение, и женщины могут носить его в том цвете, который им по душе.

Чёрное бинди символизирует потерю; его обычно носят вдовы. Мужчины иногда рисуют на лбу свой вариант бинди – тилаку, знак в виде нескольких линий, иногда с точкой.

8. Индуизм и иудаизм возникли примерно в одно и то же время

На Индийском субконтиненте в течение нескольких тысяч лет развивались различные культурные традиции и религиозные течения, которые, в конечном счёте, объединились и сформировали современную форму индуизма в 1800 году нашей эры. То, что индуизм и иудаизм (первая авраамическая религия, которая также породила ислам и христианство) возникли примерно в одно и то же время, является общераспространённым заблуждением.

Иудаизм – религия, которая появилась примерно в 1500 году до нашей эры. Ранние формы индуизма произошли от доисторических верований, датируемыми десятками тысяч лет. Он является самой древней религией, практикуемой в мире.

9. «Бхагавадгита» – это индуистская библия

«Бхагавадгита» является одним из самых известных индуистских текстов в Западном мире, однако это не индуистская библия. В «Бхагавадгите» изложены многие постулаты индуизма через диалог между принцем Арджуной (третий из братьев Пандавов) и Кришной.

Индуистские священные тексты делятся на шрути («услышанное») и смрити («запомненное»). Шрути считаются боговдохновенными, в то время как смрити получены от великих мудрецов.

«Бхагавадгита», по мнению многих, представляет собой аллегорию этической и моральной борьбы человека; она используется в качестве руководства. Махатма Ганди называл «Бхагавадгиту» своим «духовным словарём» и обращался к книге во время борьбы за освобождение Индии.

10. Индуизм – политеистическая религия с 330 миллионами богов

Монотеизм – вера в то, что существует только один Бог; политеизм – вера во множество богов (пантеоны Древней Греции и Рима – бог любви, бог войны и так далее). Иудаизм стал первой монотеистической религией.

Индуизм считаются политеистическим из-за существования 330 миллионов богов, но это не является точным определением данной религии. Индуистская концепция Бога является сложной и может быть разной для каждого отдельного человека, однако она вращается вокруг единого Бога или высшего духа.

Индуистские практики допускают различные образы Бога. Индуисты верят, что одного верховного Бога нельзя полностью понять, поэтому и существуют его земные воплощения (Шива, Вишну и другие).

Каждый индуист имеет право решать, какому воплощению Бога отдавать предпочтение в тот или иной момент времени. За несколько тысячелетий различные культуры породили миллионы таких воплощений.

Материал подготовлен специально для читателей моего блога Muz4in.Net - по материалу сайта

Индуизм является древней религией, которая страдает от многих неправильных и ложных представлений относительно себя. И формировались такие мифы на протяжении столетий. На Западе трудно было найти соответствующую литературу по данной тематике, а существующие же работы умышленно или непреднамеренно не могли охватить реальную сущность индуизма.

Попытки интерпретировать учения привели к большой путанице. Нельзя подходить к индуизму со своими, западными представлениями о Боге, небесах, душе, аде и грехах. Существующие термины шире, чем в обычной религии. А чтобы понять настоящее значение священных писаний, тех же Упанишад, надо прочитать их самому, а не искать толкования. Поэтому и стоит развенчать основные мифы об индуизме.

Индуизм является религией. Самым главным заблуждением об индуизме является то, что мы считаем его религиозной верой. Но более точно воспринимать его, как образ жизни, дхарму. Это не религия, а скорее закон, который определяет действия человека. Индуизм не было основан кем-то одним определенным, там нет основной доктрины и центральной власти. Не требуется принимать какую-то главную идею. Никто даже точно не может сказать, где и когда появился индуизм. Да и само это слово ни в одном из писаний не присутствует. Появилось оно в честь жителей провинции Синд, которые жили около реки Инд. Ныне это территория Пакистана. Персы прозвали этих людей индусами. Индуизм же является собранием различных религиозных, философских и культурных идей, традиций и верований. Характерна для них всех вера в реинкарнацию, законы кармы, абсолютное бытие, путь праведности и освобождение от цикла рождений и смертей.

В индуизме существуют миллионы богов. Считается, что в индуизме 33 крора божеств. Один крор на хинди - это 10 миллионов. Таким образом, согласно традиции, божеств 330 миллионов. Конечно, это гипербола, но из словарей и справочников удалось выделить по имени или функционалу более тысячи сверхъестественных существ. Веды не входят в это множество, они составляют 33 верховных божества. О них упоминают Яджур-веды, Атхарваведа, Шатапатха-брахмана. Скорее всего, виноват неточный перевод и толкование слов. Так «верховные божества» превратились в «божества, которых 10 миллионов».

Индуизм - гибкая религия. Индуизм довольно спокойная и терпимая к другим верованиям религия, но это не означает свободу. Есть понятие Шрути, которое подразумевает, что никакие изменения не допускаются. После инициации в религиозной практике надо в точности повторять мантры, как они есть. Изменение хотя бы одного слога сделает молитву недействительной.

В индуизме есть элементы атеизма. В Древней Индии существовало несколько школ настиков. Но это не означает, что они были частью канонического индуизма, который существует сегодня. Философия включает в себя множество идей, возникших в Индии. Все основные религиозные тексты являются теистическими, с явной ссылкой на Бога. О нем говорят Веды, в Бхават Гите Кришна не допускает сомнений, когда речь заходит о Боге. Да и в Бхадже-говиндаме главный герой, религиозный лидер Шанкара, прямо говорит о существовании Бога. Как видно, в главных религиозных текстах нет никаких элементов атеизма.

Все индусы - члена Санатаны Дхармы. Санатана Дхарма - имя индуизма в самой Индии. У этой древнейшей религии на планете более миллиарда последователей. Индусами принято считать тех, кто живет вокруг реки Инд, неподалеку от нее и юго-восточнее. Последователями же индуизма стоит считать всех тех, кто верит в многочисленных богинь и богов. И это не те обычные существа с определенными характеристиками, о которых говорят другие религии. В индуизме речь идет о Дэватах, которые представляют собой естественные элементы, человеческие чувства, эмоции, действия и желания. Но верят в них далеко не все. В густонаселенной Индии есть и атеисты, и приверженцы других религий.

Индусы являются идолопоклонниками. Ни один индус не скажет, что он поклоняется идолу. Скорее, речь идет о почитании не Бога, а его напоминания. Индусы верят в физическое воплощение Бога в виде кумира. Это помогает сосредоточиться на одном аспекте молитвы или медитации. Так, человек, начавший свое собственное дело, может поклоняться Ганеше, божеству с головой слона. Он отвечает за успех и благополучие. Изображения богов или богинь используются в качестве точки фокусировки, чтобы помочь в молитвах.

Индусы поклоняются коровам. Индусы вовсе не молятся коровам, но зато все живые существа воспринимаются, как священные. В индуизме считается, что любое живое существо имеет душу. И это правда, что в местном обществе коровы занимают особенное место. Вот почему индусы воздерживаются от употребления говядины. Коровы считаются нежными существами, олицетворением материнства, дающими молоко и жизнь. И индусы ценят это своим вниманием.

Индуизм поддерживает дискриминационную кастовую систему. В основе любой кастовой дискриминации лежит не религия, а культура. В Индии эта древняя система разделения в зависимости от профессий была определена в священных текстах. Но за долгие годы касты превратились в жесткую социальную иерархию. Представители низших каст, неприкасаемые, являются маргиналами и подвергаются преследованиям. Но современные индуисты утверждают, что кастовая дискриминация не должна рассматриваться, как неотъемлемая часть религии, и как наказание за верования.

Бхагавад Гита является аналогом Библии. В индуизме нет одной центральной и самой авторитетной книги. Религия богата целой коллекцией древних религиозных писаний. Индусы верят, что Бог наделил мудрецов возможностью видеть истину. И это передавалось через тысячи лет, благодаря устной традиции. К священным писаниям относятся Веды, Упанишады, Пураны и Бхагавад Гита, или же Песнь Господа. Она является основой индуисткой философии, но это часть Махабхараты. Состоящая из 18 глав, Гита считается самым длинным стихотворением в мире и определяет основные тезисы религии. Но читали ее не все индуисты.

Карма является философией. Каждый человек имеет возможность выбора в своей жизни. В основе кармы лежит теория, что каждое действие человека приводит в действие некие силы, которые отвечают реакцией. Индусы считают, что в своей жизни им приходится сталкиваться с последствиями прошлых действий. Каждый человек связан своей судьбой с предыдущими делами. Конечная цель состоит в том, чтобы получить карму, которая будет располагать чистой душой или же освободиться от цикла перерождений.

Индуистские тексты полны духовности. Изучив древние тексты индуизма можно увидеть, что там есть не только книги о духовности, но еще и о светских занятиях, науке, медицине и инженерии. И это еще одна причина, по которой индуизм трудно классифицировать, как религию. Нельзя считать его и метафизической школой. По сути, это стоит просто принять, как другой мир. Фактически, индуизм можно сравнивать с той цивилизацией, которая существует в настоящее время на Земле.

Философия Мокша посвящена спасению. Само понятие спасения не является синонимом того освобождения, о котором говорит Мокша. Ведь это относится к большому числу явлений. Философия индуизма не просто рассматривает возможность спасения, но еще и от чего собственно надо спасать и к чему приходить при этом. В индуизме спасение нужно воспринимать именно, как высвобождение. Мы спасаемся не только от греха, но и от всего нашего существования. Мокша считает, что человек должен высвободиться от цикла перевоплощения.

В индуизме запрещено есть мясо. Индуизм не требует, чтобы его последователи были вегетарианцами. Многие приверженцы вовсе вполне успешно употребляют и мясо. Просто вегетарианская диета рекомендуется в соответствии с некоторыми принципами. Одним из них является ахимса, ненасилие над животными.

В индуизме женщина не равна мужчине. В древнем обществе внимательно и уважительно относились к людям, которые занимались профессиональной деятельностью, будь то мужчина или женщина. Считалось, что люди свободны, чтобы сделать выбор, изменить свою карьеру или навыки, если такая возможность существует. Ведические молитвы также показывают, что у женщин была значительная власть в выборе партеров для брака. Будучи обрученными, пара жила в моногамных отношениях. При этом права у женщин были такие же, как и у мужей. В Ведах есть мало свидетельств о детских браках, системе выкупа невесты и ритуальной традиции Сати. В ней вдова заживо сжигается вместе с покойным мужем. В священных текстах ничего не говорится о самоуничижении вдовы, о запрете ей повторно вступать в брак. Нет и религиозных ограничений относительно кремации женщины или участия в освящении погребального костра покойного родственника. Стоит отметить, что в Индии всегда встречались хорошо образованные харизматичные женщины, не боявшиеся вступать в философские дискуссии с мужчинами. Например, Гарги была великим проповедником. Индуизм допускает, что женский разум может быть выше мужского, при этом стоит соблюдать нормы социального этикета.

Манусмирти является важным социальным и религиозным текстом в индуизме. Нелепо рассматривать «Законы Ману», как важную часть индуисткой Варна-ашрама дхармы. Путаница присутствует, несмотря на то, что Манусмирти часто противоречит ведам, хотя бы по важным моментам каст и прав женщин. Да и сами тексты эти среди индусов не особенно популярны. К тому же их никогда не использовали, как религиозное или социальное учение.

Индуизм проповедует антиматериализм. В индуизме говорится, что материалистические устремления или погоня за чувственными удовольствиями не могут принести вечного счастья. Религия учит, что необузданный поиск радостей жизни всегда порождает невидимые поначалу страдания. Индуизм советует практиковать умеренность, быть бдительными и не увлекаться чрезмерно. Конечной целью жизни является освобождение, мокша. На пути к этому большинству потребуются дхарма (праведность), артха (материализм) и кама (чувственные наслаждения).

В качестве доказательства он приводит юридическое определение индуизма, данное Верховным Судом Индии в 1966 году , которое с уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года , включает 7 основных признаков: [ ]

  1. «почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»;
  2. наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна;
  3. признание космического «великого мирового ритма» - огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной , следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии ;
  4. вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности);
  5. признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений ») достижимо различными путями;
  6. осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»;
  7. понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определённого набора философских постулатов.

Иваненко подчёркивает, что ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев, и проводит цитату из решения Верховный Суд Индии от 2 июля 1995 года признавшего, что: «Тот, кто с поклонением принимает Веды, принимает то, что освобождения можно достичь различными способами, признает ту истину, что можно поклоняться различным богам, что является отличительными особенностями индуистской религии, может быть назван индусом» [ ] .

Прозелитизм и обращение в индуизм

С приходом наследственного кастового деления индийского общества в послеведический период, обращение в индуизм стало очень проблематичным. В наследственной кастовой системе положение человека в обществе в основном определялось рождением, поэтому обращение кого-то в индуизм было возможным только по праву рождения. Хотя, нужно заметить, что кастовая система всё же допускала ассимиляцию в индуизм мигрирующих групп по прошествии нескольких поколений.

Современный взгляд на обращение в индуизм сформировался в результате упадка кастовой системы в сочетании с влиянием древних идей санатана-дхармы. В то время как одни приверженцы индуизма считают, что индуистом можно только родиться, - другие верят в то, что любой, кто следует индуистским верованиям и практикам, является индуистом. Некоторые индуисты в той или иной мере разделяют обе точки зрения. [ ]

Индуисты, проживающие за пределами Индии , как правило легко принимают желающих обратиться в индуизм. В самой Индии обращение в индуизм также становится всё более и более обыденным. Переход в индуизм стал набирать темпы также по причине усиления индуистских реформаторских движений . В частности, переход индийцев обратно в индуизм не представляет проблемы, так как многие индуисты верят в то, что перейти из индуизма в другую религию просто невозможно. Также считается вполне приемлемым обращение в индуизм одного из партнёров в супружеской паре, которому таким образом даётся полная возможность участвовать в индуистской религиозной и культурной жизни.

Проповедническими являются такие течения, как «Общество веданты », «Арья самадж », «Общество Рамакришны », «Арша видья питам», «Общество божественной жизни », «Международная миссия веданты», «Рамана ашрам», и Гаудия-вайшнавизм (к которому принадлежит Международное общество сознания Кришны). В общем, понятие религиозной свободы для индуиста прежде всего зиждется на праве сохранить свою религию. [ ]

В энциклопедии «Индийская философия» утверждается: [ ]

Классическая практика индуизма не предполагает посвятительных обрядов, переход в индуизм тех, кто по рождению не хинду, всегда был явлением исключительным. Только с развитием реформированного индуизма в конце XIX - начале XX в. и с популяризацией его за пределами традиционных индуистских регионов Южной и Юго-Восточной Азии и Африки приобщение к индуизму перестало ограничиваться этнической принадлежностью и всё больше людей стали называть себя хинду в США, Канаде, Великобритании, в других странах Европы и Америки. Одной из существенных черт неоиндуизма является его „экспорт“ в другие страны, чему способствовала деятельность таких религиозных объединений, как Международное общество сознания Кришны и Фонд Раджниша.

Индуистские первоисточники о миссионерстве и обращении в индуизм

«Мы, риши, проповедуем эти Божественные Слова (Вед) и Брахманам, и Кшатриям, и Вайшьям и Шудрам, и местным, и чужакам». (Яджурведа 26.2)

«Желающему достичь непоколебимой обители в мире Брамы. Да будет вас много, да распространятся Веды!» (Шантипарва 329.44)

«„С горы на равнину мы хотим идти, великий муни, для распространения Вед, если тебе угодно, владыка“. Слово учеников услышав, владыка, сын Парашары, в ответ сказал слово, способствующее закону, пользе, благу: „Вы можете идти на землю или в мир богов, как вам угодно, не будьте же нерадивы, спешите возвещать слово Брамы“». (Шантипарва 330.4-6)

Юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966 году . С уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков :

«почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»;

наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения , вытекающей из признания того, что истина многогранна;

признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии;

вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности) ;

признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями ;

осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»;

понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием опредёленного набора философских постулатов.
Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев . 2 июля 1995 года Верховный Суд Индии признал, что:
"Тот, кто с поклонением принимает Веды, принимает то, что освобождения можно достичь различными способами, признает ту истину, что можно поклоняться различным богам, что является отличительными особенностями индуистской религии, может быть назван индусом ."

(согласно: Иваненко, С. И. (2008), Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние).

Почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах - это значит, что Веды для вас должны быть "шастра прамана", априори авторитетными писаниями. Т.е., любые иные шастры и учения вы должны оценивать, прежде всего, на предмет их соответствия-несоответствия Ведам (сюда следует включить не только самхиты, но и брахманы, араньяки и соотв. упанишады).

Если уж на то пошло, нынешний индуизм "ведичен" чисто номинальн о, поскольку ОТЧАСТИ и впрямь восходит к брахманизму и вместе с ним - к ведизму (в их академических определениях, разумеется). Так или иначе у последователей всей этой "совокупности религий" есть "индийская душа" и осознание единой религиозно-культурной - и именно общеиндийской ("сарвабхаратия-") - идентичности, как её ни назови - вайдика-дхарма, арья-дхарма, варнашрама-дхарма, санатана-дхарма, бхаратия-дхарм а.... Просто "дхарма", наконец, или вполне прижившееся с подачи европейцев понятие "индуизм" (и его эквиваленты в индийских языках - "хинду-дхарма", "хинду-самая" и т.п.). "Авраамистов" разделяют догматический эксклюзивизм, почти исключающий компромисс и объединение. А индуистам с естественным для них признанием единства в многообразии (чему и в Ведах есть подтверждение в виде "Истина одна, а путей много" ) и не нужны религиозное однообразие, организационное, обрядовое и вероучительное единство и некий "верховный брахман всея Индии". Им достаточно и некоего общепризнаваемого минимума при наличии веры во внутреннее единство не только своих сект и "частных" (упа-) "дхарм", но и ВООБЩЕ ВСЕХ религий.

В самом узком смысле "дхарма" для индуса - это "своя" дхарма, призвание, предназначение и долг (причём не только сугубо религиозный, но и социальный, культурный, просто "бытийный"), в более широком - "дхарма" своего рода, касты (джати), в ещё более широком - своей традиционной "секты" (сампрадаи). В масштабах всей Индии "индуизм" - сокупность таких "дхарм" . Вот этой совокупной "индийской духовной традиции и культуре" и даётся определение в виде "индуизма" (В последнее время популярен стал и термин "хиндутва" (буквально "индусскость"), но он имеет более секулярный и политический смысловой оттенок.) Просто не стоит оценивать индуизм по привычным западным критериям.

Индуисту вовсе и не обязательно иметь полное "единство в вере" с др. индуистами . Он и не стремится к этому, т.к. "вера" для него вопрос личный, частный - это отношения со "своим" божеством (иштадеватой) . "Вер" даже в рамках одной сампрадаи может быть не одна. Индийская религиозность и связанная с ней социокультурная идентичность строятся в первую очередь не на "вере" (шраддха), а на "ДХАРМЕ" - уясните для начала эту разницу. "Верить в Шиву" или "в Вишну" - это лишь один из уровней (и "разновидностей") понятия "дхарма", но сама "дхарма" не сводится только к этим "верам". А распри и войны между приверженцами ДАЖЕ ОДНОЙ секты или конфессии знает история не только одной Индии.

Вопрос не в названиях. Индуизм в разные исторические периоды использует разные названия. Для него основное - "дхарма", а "приложения" ("ведийская", "арийская", "индийская" и т.д.) могут быть сколь угодно разнообразными - хоть старыми, хоть новыми.

(с) Сергей Лобанов

Практически любой из "саков, млеччхов и яванов" может претендовать на "восстановление в статусе" - это не противоречит Шастрам , где даже описаны специальные обряды для этого, вроде вратья-стомы.

Теоретически (согласно Пуранам и Дхармашастрам) мы все (территориально - сакья) - кшатрии, утерявшие статус . Это подлежит восстановлению, как в случае с Шиваджи, правителем маратхов.

Веда-бахья - или о "саках, млеччхах и яванах"

Наверное, все серьезно интересующиеся Дхармой не раз наталкивались в Индии на неприятие "местными" самого интереса "белых" к "их индуизму". Это может принимать самые разнообразные формы, от политкорректной снисходительности и вежливых отказов в посещении того или иного храма, до неприкрытых оскорблений и нападок, а то и физических нападений, как это бывает, в частности, на больших праздниках, типа Дасеры или Шиваратри. Даже самые интеллигентные и эмансипированные "хинду" при обсуждении этого вопроса пожимают плечами - дескать, "что ж поделать - вы, "белые" - "млеччхи и яваны", следовательно - "ауткаст", "веда-бахья", "вне Хинду-Дхармы".

Так ли уж всё однозначно с нами, относительно Сатья Санатана Дхармы - раз мы "млеччхи и яваны"? Да и кто это такие - "млеччхи", "яваны"?

Еще с времен Махабхараты упоминаются "Саки, яваны, пахлавы, парады и камбоджи", как племена и народности, живущие за пределами Арьяварты (в строгом смысле слова), но - их относят не к "веда бахья", или "ауткаст", а... к кшатриям:
Saka Yavana Kambojah Paradasca dvijottamah |
Konisarpa Mahisaka Darvascolah sakeralah || 14.19|
Sarve te Kshatriya vipra dharmastesam nirakrtah |
Vasisthavacanadrajna Sagarena mahatmana || 14.20|

(Harivamsa, 14.19-20).

Помимо Харивамши упоминания об этом есть во множестве других текстов. Так, "Вайю пурана" называет "млеччхов, яванов и саков" - kshatriya ganah . И во многих других Пуранах (и не только в них) встречаются упоминания о т.н. "pAnca-ganah", или "пяти народах", которые относят к кшатриям и отмечают их воинское искусство и доблесть.

Что же произошло? Как так вышло, что "доблестные кшатрии" превратились "ауткаст"? Ответ мы находим в тех же текстах.

Saka Yavana Kambojas tastah Kshatriya-jatayah, vrishalatvam parigata Brahmananamadarshana

эти строки из Махабхараты говорят о том, что саки, яваны и камбоджи утеряли свой статус кшатриев, т.к. прогневали брахманов.

Еще более конкретно высказываются "Законы Ману" - "...вследствие нарушения священных обрядов и неуважения к брахманам постепенно дошли в мире до состояния шудр следующие племена кшатриев - пундрака, чода, дравида, камбоджа, явана, сака, парада, пахлава, чина, кирата и дарада . Все эти племена, которые в миру вне рожденных из уст, рук, бедер и стоп Брахмы, говорящие на языке млеччхов и ариев - все они считаются дасью (рабами)" (X 43-45)

Чтобы не было сомнений в том, о ком конкретно идет речь, поясняю - "яваны и саки (шаки)" - это "греки" ("явана"="ионийцы"), т.е., имеются в виду проживающие на территории древней Греции и греческих колоний, и "саки"-"скифы" , т.е., племена, населяющие территорию древней Скифии - от Дуная до Урала.

(с) Somananda Sarasvati