Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

История танков: T1 Cunningham. Многоцелевой танк T1 Cunningham

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе

Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

Этот легкий американский танк, напоминающий вагонетку из шахты, порадует вас своим внешним видом, а также хорошими динамическими характеристиками и маневренностью. Однако точность и убойность орудий оставляет желать лучшего.

T1 Cunningham в игре

Исследование и прокачка

Танк имеется в ангаре с самого начала игры. Практически все исследования проводятся за несколько боёв, поэтому исследуйте в первую очередь модуль ведущий к интересующему танку, а потом, если захотите покататься на Т1 ещё - всё остальное.

T1 Cunningham - Легкий танк

Боевая эффективность

T1 выделяют отличные для танка первого уровня (хотя, по сравнению с остальными танками они тоже хороши) скорость и манёвренность, и слабая пушка с долгим сведением. В патче 0.6.4. было добавлено новое орудие - автоматическая пушка 20mm Hispano-Suiza Birgikt gun. За раз выстреливает 5 (!) зарядов, при этом довольно точна. С её установкой Т1 становится для противника более опасным, чем был раньше.

Наверняка, вы быстро забудете Cunningham перейдя к другим танкам - мало кто продолжает играть на начальных танках после изучения следующих в ветке.

Но T1 нашлось другое применение, кроме как гибнуть в низкоуровневых боях - светить на чемпионатах с ограничениями по очкам. Например, в прошедшей «Уральской Стали» у команд дивизиона 6/60 каждое очко было на счету, а VK1602 Leopard, А-20 или M5 Stuart требуют их аж 4. T1 Cunningham пришёлся здесь очень кстати, вполне достойно выполняя функции разведчика. Да и далеко не всегда он уничтожается с первого попадания - зачастую попадание даже из самой мощной пушки (включая орудие танка ИС-7) лишь сносит танку гусеницы, не повреждая его (вероятно, исправлено в 0.6.4).

Оборудование, снаряжение и боекомплект

На T1 не имеет смысл ставить оборудование, все-таки танк первого уровня, да и утяжелять его им незачем. А вот снаряжение, особенно в различных соревнованиях, а не случайных боях - пригодится. T1 крайне нужен ремкомплект, чтобы быстро починить повреждённую гусеницу, а также 100-октановый бензин

Оценка T1 Cunningham

  • Защитник - за хорошие скорость и манёвренность, вкупе с пушкой 20mm Hispano-Suiza Birgikt gun (довольно точная и мощная автоматическая пушка) позволят вернутся на базу в нужный момент и нанести урон противнику.
  • Неуязвимый - за то, что при грамотной игре и доле везения, на любом танке первого уровня можно получить эту медаль.

Историческая справка

В конце 1920-х гг. америсканская армия, в строгом соответствии с принятой в те годы методикой использования боевых машин, выдала техническое задание на разработку легкого танка поддержки пехоты. Новая машина была призвана заменить устаревшие "6-тонники" и 3-тонные "форды", которые перестали отвечать поставленным задачам в плане скорости и бронезащиты.

Наиболее активно проявила себя фирма Cunningham, более известная своими гусеничными тракторами. Ознакомившись с опытом зарубежных коллег, в первую очередь британских, американские инженеры пришли к выводу, что классическая компоновка танка не является идеальной. После объединения собственных наработок с зарубежными был получен легкий танк Cunningham T1.

"Тракторное прошлое" дало о себе знать в значительной степени. Танк получил шасси, слабо адаптированное для преодоления изрытого снарядами и минами поля боя, но достоачно технологичное в производстве. Конструктивно оно состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживащих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс.

Корпус танка имел сварно-клёпаную конструкцию из катаных броневых листов толщиной от 10 до 15 мм. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham мощностью 132 л.с. при 2600 об\мин, топливный бак на 58,5 галлонов (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной КПП. Запуск двигателя производился при помощи электрического стартера.

Совмещенное с боевым отделение управления находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж Т1 состоял из 2 человек: механика-водителя и командира (он же стрелок). Вооружение устанвливалось только в башне цилиндрической формы и состояло из 37-мм пушки M5 L/50 (боезапас 104 выстрела, по другим данным - 80) и спаренного с ней 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (3000 патронов). Несмотря на небольшой калибр это орудие посылало снаряд с начальной скорость 777 м\с, что позволяло бороться с любой бронетехникй противника на дистанциях до 1000 метров.

Разработка легкого танка Т1 началась в 1926 г., и в начале следующего года прототип был передан для ходовых испытаний. К разочарованию военных, опытный образец обладал низкими ходовыми качествами: танк с трудом преодолевал ров шириной более 2 метров, а из-за жесткой подвески вести огонь на ходу было крайне затруднительно. Поэтому в скором времени его передали фирме для доработок. Следующие прототип Т1Е1 имел улучшенную конструкцию корпуса и в 1928 году армия приняла его на вооружение под индексом M1.

Модификация Т1Е2 была оснащена более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее этот танк был переоснащен 37-мм длинноствольной пушкой. Последний вариант этого модельного ряда Т1Е3 получил подвеску на пружинных рессорах и длинноствольную пушку. Тем не менее, из-за многочисленных недоработок, наладить серийное производство легких танков не удалось.

На сегодняшний день опытный образец танка Т1Е2 находится в экспозиции танкового музея в Абердине.

В начале ХХ века еще никто не мог предположить, что танкам суждено стать главной ударной силой армии. Считалось, что танки должны быть средством поддержки пехоты: прикрывать наступающих солдат своей броней и помогать им в подавлении огневых точек противника. Борьба с теми укреплениями, которые были танкам не по зубам, производилась силами артиллерийских подразделений с заранее подготовленных позиций.

В конце 1920-х годов американское командование признало танк М1917, стоявший на вооружении армии, устаревшим и разработало техническое задание на постройку усовершенствованной боевой машины.

В то время танки больше всего напоминали тракторы, обшитые металлическими листами. Поэтому, наверное, не стоит удивляться тому, что одну из самых интересных разработок предложила компания «Cunningham», специализировавшаяся на постройке гусеничных тракторов.

Инженеры компании очень серьезно подошли к работе. Они внимательно ознакомились с опытом зарубежных коллег, в первую очередь - британских. И сделали вывод, что классическая компоновка танка является неудачной. Соединив чужой опыт с собственными идеями, они представили проект легкого танка Т1. В отличие от других образцов, двигатель нового танка располагался спереди. Боевое отделение находилось в кормовой части. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира, исполнявшего также функцию стрелка. Для Т1 было разработано новое шасси, которое отличалось хорошей технологичностью и достаточной надежностью. На шоссе оно позволяло развивать скорость до 29 км/ч, что являлось рекордным показателем среди подобных машин. К сожалению, этот замечательный показатель не мог быть продемонстрирован в боевых условиях, так как оказалось, что шасси очень плохо справляются с преодолением пересеченной местности, снарядных воронок и т.д. Танк с большим трудом преодолевал противотанковые рвы шириной более 2 метров.

Т1 был очень неплохо вооружен. Его короткоствольное орудие задавало снаряду высокую начальную скорость - около 770 м/с, что гарантировало пробитие брони любого вражеского танка на дистанции до одного километра. Сам Т1 имел броню толщиной 9,5 мм, что обеспечивало более-менее надежную защиту экипажа и механизмов от пуль, но не от снарядов.

Скорость и неплохое вооружение танка могли бы стать его преимуществами, но военных не устраивала ходовая часть машины. Помимо уже упоминавшейся плохой проходимости, танк имел чрезвычайно жесткую подвеску. Она делала стрельбу на ходу практически невозможной. После полевых испытаний 1926 и 1927 года танк был отправлен в компанию «Cunningham» для дальнейшей доработки.

В ходе доработки были внесены изменения в конструкцию корпуса, усилено до 10 мм бронирование, разработана новая башня. Вместо короткоствольной 37-мм пушки была установлена модификация орудия с длинным стволом. Чтобы устранить проблемы с невозможностью прицеливаться и стрелять на ходу, инженеры разработали пружинную подвеску.

Работы по усовершенствованию Т1 шли вплоть до начала 30-х годов. Полностью устранить недостатки конструкции так и не удалось, поэтому в серийное производство детище фирмы «Cunningham» не попало. В 1932 году на вооружение армии США приняли легкий танк М1.

В наши дни единственный сохранившийся экземпляр «Т1 Cunningham» находится в танковом музее Абердина, штат Мэриленд.

В начале ХХ века ещё никто не мог предположить, что танкам суждено стать главной ударной силой армии. Считалось, что танки должны быть средством поддержки пехоты: прикрывать наступающих солдат своей бронёй и помогать им в подавлении огневых точек противника. Борьба с теми укреплениями, которые были танкам не по зубам, велась силами артиллерийских подразделений с заранее подготовленных позиций.

В середине 1920-х годов американское командование признало танк М1917, стоявший на вооружении армии, устаревшим и разработало техническое задание на создание усовершенствованной боевой машины. В 1924 году руководитель разработки был направлен в арсенал Рок-Айленд для помощи в создании лёгкого танка весом не более пяти тонн.

В сотрудничестве с инженерами фирмы Cunningham (известной своими гусеничными тракторами) и военными, а также ознакомившись с опытом зарубежных коллег (в первую очередь британских создателей боевой машины Medium Mk.II), разработчики пришли к выводу, что классическая компоновка танка неидеальна. После объединения американских наработок с зарубежными был создан прототип лёгкого танка T1. Испытания шасси прототипа показали, что требуются многочисленные изменения конструкции: «тракторное прошлое» давало о себе знать. Шасси было высокотехнологичным и позволяло развивать на шоссе скорость до 29 км/ч — рекорд среди подобных машин. К сожалению, этот показатель невозможно было продемонстрировать в боевых условиях, так как оказалось, что шасси очень плохо справляется с преодолением пересечённой местности, снарядных воронок и т. д.

Конструктивно шасси состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс.
Корпус танка имел смешанную клёпано-сварную конструкцию из катаных броневых листов толщиной от 10 до 15 мм. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham мощностью 132 л.с. при 2600 об/мин, топливный бак на 58,5 галлона (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной коробкой передач. Двигатель запускался при помощи электрического стартера. Отделение управления, совмещённое с боевым, находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж Т1 состоял из двух человек: механика-водителя и командира (он же стрелок).

Вооружение устанавливалось только в башне и состояло из 37-мм пушки M5 L/50 (с боезапасом в 104 выстрела, по другим данным — 80) и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта Browning M1919A4 (3000 патронов). Небольшой калибр компенсировался дульной скоростью снаряда этого орудия — 777 м/с, что позволяло бороться с любой бронетехникой на дистанциях до 1000 метров.

Разработка лёгкого танка Т1 велась весь 1926 год, и в начале 1927 года прототип передали военным для ходовых испытаний. К их разочарованию, опытный образец обладал низкими ходовыми качествами: танк с трудом преодолевал ров шириной более двух метров, а из-за жёсткой подвески вести огонь на ходу было затруднительно. Потребовались доработки, и следующий прототип Т1Е1 получил улучшенную конструкцию корпуса. В 1928 году армия приняла его на вооружение под индексом M1.
4 танка были направлены на войсковые испытания в 4th Tank Company (Форт-Мид, Мэриленд), где активно эксплуатировались в течение 1930 года. Итогом этих испытаний стала модификация Т1Е2, которую оснастили более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее на этот танк была установлена 37-мм длинноствольная пушка.

Последней модификацией T1 стал вариант Е3 с подвеской на пружинных рессорах и длинноствольной пушкой. Тем не менее из-за многочисленных недоработок наладить серийное производство лёгких танков T1 не удалось. В настоящее время единственный экземпляр T1E1 хранится в экспозиции американского танкового музея при Абердинском полигоне.


Обсудить материал вы можете

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .

В конце семидесятых годов бразильское командование пожелало обновить парк бронетанковой техники. Изначально предлагалось модернизировать состоящие на вооружении легкие танки M41 Walker Bulldog американского производства, результатом чего стало появление нескольких проектов семейства MB-3 Tamoyo. Кроме того, армия выказала потребность в получении совершенно новой техники перспективных моделей. С целью перевооружения собственной армии, а также с прицелом на будущие экспортные контракты в Бразилии были разработаны основные танки EE-T1 и EE-T2 Osório.

Программа обновления парка техники стартовала в конце семидесятых и изначально подразумевала только модернизацию имеющихся машин. Через несколько лет военное ведомство Бразилии сформировало техническое задание на новый образец бронетехники, при помощи которого армия в обозримом будущем могла бы значительно повысить свой оборонный потенциал. Таким образом, в течение нескольких следующих лет бронетанковые подразделения могли бы получить как модернизированные танки M41, так и совершенно новую технику отечественного производства.


Основной танк EE-T1 Osório. Фото Military-today.com

В соответствии с планами министерства обороны, следовало построить три сотни новых танков. Эта техника по своим основным характеристикам должна была соответствовать существующим зарубежным основным танкам. Кроме того, предъявлялись особые требования к мобильности бронемашин: для эксплуатации без каких-либо проблем танки должны были соответствовать имеющейся транспортной инфраструктуре. В частности, именно из-за этого максимальная боевая масса была ограничена 43 тоннами. Габариты машин, соответственно, определялись с учетом возможностей железнодорожного транспорта.

Одной из первых на призыв военных откликнулась компания Engesa, решившая разработать и представить собственный вариант перспективного основного танка. Интересен тот факт, что коммерческой фирме пришлось создавать новую боевую машину за свой счет. Разработка танка в общей сложности стоила более 100 млн долларов США, из которых лишь минимальная часть была внесена государством. Прочие расходы ложились на компанию-разработчика. Тем не менее, несмотря на определенные трудности, компания «Энжеса» смогла успешно разработать сразу две версии проекта, отличавшиеся техническими особенностями и предназначением.

Проект разработки новой бронемашины получил собственное имя Osório в честь генерала Мануэля Луиса Озориу, героя Уругвайской войны. Первый вариант проекта, предназначенный для перевооружения бразильской армии, получил название EE-T1. Вторая версия танка, которую планировалось предлагать потенциальным зарубежным покупателям, обозначалась как EE-T2. Модификация с единицей, предназначенная для бразильских вооруженных сил, являлась базовой разработкой всего проекта. Именно путем ее переработки в дальнейшем планировалось создать экспортный танк.


Общий вид бронемашины для бразильской армии. Рисунок Tanks-encyclopedia.com

Конструкторы компании Engesa внимательно изучили зарубежный опыт создания современной бронетанковой техники, благодаря чему смогли сформировать весьма интересный облик нового танка. Несмотря на отсутствие собственной школы танкостроения, бразильские инженеры все же сумели решить основные задачи. Тем не менее, серьезные ограничения производственного характера привели к тому, что значительное число агрегатов перспективного танка либо должно было закупаться за рубежом, либо выпускаться в Бразилии по лицензии.

В обоих проектах Engesa Osório должно было использоваться одно и то же шасси с определенным набором оборудования и требуемым бронированием. В соответствии с типом башни и ее вооружения требовалось внести в конструкцию шасси некоторые изменения, но даже при этом два танка имели максимально возможную степень унификации, способную облегчить выпуск и эксплуатацию техники.

В соответствии с основными тенденциями своего времени, танк EE-T1 получил корпус с дифференцированным бронированием. Лобовая проекция защищалась наклонными деталями комбинированной брони, в составе которой, по имеющимся данным, присутствовали стальные, алюминиевые, керамические и углеродные элементы. По разным оценкам, лобовая броня танков «Озориу» могла выдерживать попадание любых снарядов, существовавших в начале восьмидесятых годов. Для дополнительного повышения уровня защиты машины верхняя лобовая деталь располагалась почти горизонтально. Своей передней гранью она контактировала с наклонным нижним листом.

В остальном корпус бразильского танка был похож на соответствующие агрегаты зарубежных аналогов. Имелись вертикальные борта из гомогенной брони, к которым крепились невысокие надгусеничные полки. Дополнительным средством защиты боковой проекции были навесные экраны. Компоновка корпуса была классической. В переднем отсеке поместили рабочее место водителя и некоторые дополнительные устройства, такие как стеллаж для боекомплекта. Центральный объем отдавался под боевое отделение, корма – под силовой блок.


"Озориу" преодолевает препятствие. Фото Military-today.com

Не имея собственных изделий с требуемыми характеристиками, компания «Энжеса» решила заказывать агрегаты силовой установки за рубежом. В кормовом отсеке корпуса предлагалось помещать единый силовой блок, включающий в себя двигатель и трансмиссию. Подобная архитектура моторного отделения позволяла менять вышедший из строя блок примерно за 30 минут. Танк Osório предлагалось оснащать дизельным двигателем MWM TBD 234 мощностью 1040 л.с. С двигателем соединялась автоматическая трансмиссия ZF LSG300 производства ФРГ. Схожие агрегаты применялись на некоторых других новейших танках.

Субподрядчиком, отвечающим за разработку подвески, стала компания Dunlop. Ей заказали гидропневматические агрегаты, аналогичные примененным на британских основных танках семейства Challenger. На каждом борту машины EE-T1 имелось по шесть опорных катков с индивидуальной подвеской. Направляющие колеса поместили в передней части корпуса, ведущие – в корме. Предусматривалось использование нескольких поддерживающих роликов. Для упрощения проекта было решено использовать готовые гусеницы. Конструкция траков с возможностью установки резиновых башмаков заимствовалась у немецкого танка Leopard 2.

Бронемашина Osório получила башню, построенную по тем же принципам, что и корпус. Башня имела лобовую часть клиновидного профиля с «утопленным» размещением широкой маски орудия. Предусматривались вертикальные борта, позади которых размещалась развитая кормовая ниша. Крыша башни отдавалась под размещение люков и оптических приборов.


Ночные стрельбы. Фото Military-today.com

Одно из главных отличий «отечественного» и экспортного проектов заключалось в комплексе вооружения. Главным танка EE-T1 для бразильской армии должна была стать нарезная пушка L7A3 калибра 105 мм. Пушка размещалась на качающейся установке с двухплоскостным стабилизатором и возможностью наведения в пределах сектора от -10° до +20°. Танк мог использовать всю доступную номенклатуру 105-мм снарядов, в которую входили бронебойные и осколочно-фугасные выстрелы нескольких типов. В боевом отделении танка помещалось 45 снарядов унитарного заряжания. Пушка не имела никаких средств автоматической подачи боеприпасов.

Дополнительное вооружение танка для Бразилии должно было состоять из двух пулеметов винтовочного калибра. Один из них помещался на креплениях пушки, тогда как второй предлагалось монтировать на крыше башни. Общий боекомплект пулеметов – 5000 патронов. На бортах кормовой ниши башни предусматривалась установка двух четырехствольных дымовых гранатометов.

Система управления огнем для нового танка была заказана бельгийской компании Cockerill. Фирма «Энжеса» уже имела опыт сотрудничества с бельгийским производителем вооружения и оборудования, что было решено использовать в новом проекте. В состав СУО машины EE-T1 Osório включили перископический прицел наводчика LCS-5 с оптическим и тепловизионным каналом, а также лазерным дальномером. Также в прицеле наводчика имелся собственный баллистический вычислитель. В качестве запасного средства наведения предлагалось использовать телескопический прицел. На командирской башенке помимо простой оптики помещалась головка прицела SCS-5. Последний представлял собой аналог LCS-5, однако не оснащался дальномером и баллистическим вычислителем. Одновременно с этим командирский прицел имел средства для автоматического доворота орудия в направлении найденной цели.

Экипаж танка EE-T1 состоял из четырех человек. В корпусе помещалось рабочее место механика-водителя. Трое других танкистов находились в башне и управляли вооружением. Все обитаемые отсеки оснащались собственными люками в крыше корпуса и башни. Кроме того, танкисты располагали развитыми средствами наблюдения за окружающей местностью.


Башни танков Osório: сверху - агрегат для EE-T2, снизу - для EE-T1. Рисунок Brasilemdefesa.com

Танк получил ряд оборудования, необходимого для повышения живучести и безопасности. Имелась автоматическая система пожаротушения. Предлагались средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Разрабатывалась система выявления облучения танка лазерным лучом. Все это позволяло поднять живучесть на поле боя на требуемый уровень.

Длина танка EE-T1 по корпусу составляла 7,13 м, ширина – 3,26 м, высота (по крыше башни) – 2,37 м. Боевая масса определялась на уровне 41 т. Удельная мощность бронемашины превышала 25 л.с. на тонну, что позволяло ей развивать скорость до 70 км/ч. Запас хода составлял 500 км. Ходовая часть с гидропневматической подвеской позволяла преодолевать различные препятствия. После некоторой подготовки «Озориу» мог пересекать водные преграды глубиной до 2 м.

С самого начала компания Engesa планировала, что заказчиком новой техники будет не только бразильское военное ведомство, но и армии других стран. Для выхода на международный рынок вооружений и техники была разработана альтернативная модификация бронемашины под обозначением EE-T2. При максимально возможной унификации с «единицей» такой танк должен был иметь ряд характерных отличий, направленных на повышение основных боевых характеристик и обеспечение конкурентоспособности.


Схема танка EE-T2. Рисунок Tanks-encyclopedia.com

В незначительно доработанной башне существующей конструкции предлагалось монтировать более мощное орудие. Замена пушки, среди прочего, сказалась на конструкции маски и некоторых других устройств. С целью повышения боевых качеств экспортный танк получил гладкоствольное орудие французского производства GIAT G1 калибра 120 мм. Орудие могло использовать различные 120-мм унитарные выстрелы со снарядами разного назначения. Как и ранее, пушка не комплектовалась автоматикой заряжания, что требовало сохранять четвертого члена экипажа. Увеличение калибра пушки и некоторая переработка боевого отделения привели к сокращению возимого боекомплекта до 38 выстрелов.

Серьезным переработкам в новом проекте подверглась система управления огнем. Теперь в ее составе имелись прицелы VS 580-10 (командира) и VS 580-19 (наводчика) французской компании SFIM. В их составе использовались оптический и тепловизионный каналы, а также лазерные дальномеры и собственные баллистические вычислители. Также были доработаны и улучшены другие устройства боевого отделения, отвечающие за использование основного и вспомогательного оружия.

Танк EE-T2 должен был сохранить спаренный пулемет винтовочного калибра. В качестве зенитного теперь предлагалось использовать любое доступное оружие калибра 12,7 мм. Боекомплект спаренного пулемета состоял из 3 тыс. патронов, зенитного – из 600. Также экспортный образец сохранил два блока дымовых гранатометов в корме башни.

Максимальная унификация двух танков позволила сохранить основные габариты EE-T2 на уровне базовой «бразильской» машины. При этом, однако, немного увеличилась длина танка с учетом пушки. Боевая масса выросла до предельно допустимых 43 т, однако это не оказало значительного негативного влияния на подвижность. В целом, экспортный вариант основного танка представлял собой улучшенную базовую модификацию, отличавшуюся заметным ростом боевых характеристик.


Экспортная бронемашина на испытаниях. Фото Military-today.com

Первый прототип танка EE-T1 Osório был построен компанией Engesa в 1985 году. Машину вывели на испытания, в ходе которых она подтвердила имеющиеся характеристики. В 1986 году на полигон отправился второй опытный образец. Два танка неплохо показали себя, благодаря чему смелый отечественный проект получил шанс дойти до серийного производства. По состоянию на середину восьмидесятых годов армии Бразилии требовалось 300 основных танков нового типа. В дальнейшем подобные планы были пересмотрены в сторону увеличения: теперь обсуждалась возможность закупки до 500 бронемашин.

Видя интерес потенциального заказчика, компания-разработчик приступила к созданию нескольких новых проектов на базе «Озориу». На существующем шасси предлагалось строить самоходную артиллерийскую установку с орудием GHN-45 калибра 155 мм, зенитную самоходку, ремонтно-эвакуационную машину и танковый мостоукладчик. Кроме того, с определенного времени прорабатывалась возможность создания новой версии танка, вооруженного 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46 советского/российского производства. Такой проект в теории позволял дополнительно расширить круг потенциальных покупателей экспортного танка. Тем не менее, ни одна из машин на базе танков Osório так и не была доведена до испытаний.

Сухопутные войска Бразилии высоко оценили танк EE-T1, результатом чего в самое ближайшее время могло стать появление заказа на поставку подобной техники. Однако подобный документ так и не был подписан. Во второй половине восьмидесятых США и Германия выставили на международном рынке вооружений и техники большое число «подержанных» танков M60 и Leopard 1. C точки зрения бывших хозяев, эта техника уже была устаревшей и больше не требовалась их армиям, однако большое число третьих стран отнеслось к новому коммерческому предложению с энтузиазмом. Не слишком дорогая техника с достаточно высокими характеристиками быстро стала находить новых хозяев.


Другой вариант окраски. Фото Militaryfactory.com

Бразильские военные вновь оценили возможности и потребности, после чего решили приобрести более дешевую, хотя и бывшую в эксплуатации технику. Вскоре появились несколько контрактов на закупку значительного количества танков Leopard 1 и M60. Следует отметить, что поставки «новых» танков заметно затянулись, из-за чего первые приобретенные машины приехали к новым хозяевам только в середине девяностых годов. Тем не менее, и по сей день старые американские и немецкие машины являются единственными представителями своего класса в бразильской армии.

Решение о приобретении списанной зарубежной техники привело к отказу от отечественной машины EE-T1 Osório. Компания «Энжеса», уже вложившая в проект солидную сумму, не пожелала мириться с этим и вознамерилась, как минимум, компенсировать свои затраты при помощи экспортных контрактов. Вскоре все усилия фирмы были сосредоточены на продвижении второй модификации танка, EE-T2.

Танк «Озориу» с французской 120-мм пушкой был предложен нескольким странам. Так, в 1987-89 годах машина тщательно изучалась военными Саудовской Аравии. В то время ближневосточное государство проводило конкурс, по результатам которого планировало закупить 340 новых танков. Вместе с EE-T2 в конкурсе принимали участие американская машина M1A1 Abrams, британская Challenger I и французская AMX-40. В 1989 году потенциальный заказчик вынес свое решение. Наилучшим предложением в рамках конкурса признавалось бразильское. Вскоре должен был появиться контракт на 340 серийных танков общей стоимостью 7,2 млрд долларов.

Тем не менее, соглашение не было подписано. После длительного ожидания Саудовская Аравия заключила контракт с другим производителем бронетехники. В 1991 году были официально заказаны машины американского производства. По-видимому, первоначальное решение было изменено по экономическим и политическим причинам. Разработка компании Engesa, сначала заинтересовавшая потенциального покупателя, вновь осталась не у дел.


EE-T2 во время испытаний в Саудовской Аравии. Фото Military-today.com

После второго отказа компания-разработчик все еще пыталась продвигать свою технику и искать новых заказчиков. Тем не менее, начало девяностых годов было не самым удачным временем для подобных работ. После окончания Холодной войны на вторичном рынке бронетехники появилось огромное количество основных танков нескольких модификаций, производившихся разными странами. При этом даже весьма достойные образцы нередко продавались по заниженным ценам. В таких условиях новые танки уже не могли конкурировать с готовыми «подержанными» машинами. Как следствие, компании «Энжеса» так и не удалось получить новые контракты на строительство и поставку техники.

Специфическая обстановка на рынке, а также негативные решения потенциальных заказчиков привели к ряду неприятных последствий. Так, еще в 1990 году на фирме Engesa прошли сокращения, прямо связанные с отказом бразильской армии. Из-за невозможности быстро компенсировать затраты на проект пришлось уволить около 3000 сотрудников. Вскоре компания объявила о банкротстве. Дальнейшие проблемы с поиском клиентов привели к закрытию компании. организации завершилась в октябре 1993 года. Бразилия осталась без ведущего производителя боевых бронированных машин и иной военной техники. В 2001 году фактически заброшенный завод «Энжеса» в муниципалитете Сан-Жозе-дус-Кампус был куплен компанией Embraer.

Закрытие проектов EE-T1 и EE-T2 Osório и банкротство компании Engesa поставило точку в недолгой истории собственного танкостроения Бразилии. С конца семидесятых годов эта страна пыталась обновить парк бронетанковой техники собственными силами. Были созданы несколько вариантов проекта Tamoyo, а также основной танк EE-T1. Все машины бразильской разработки имели определенные перспективы и могли найти место в сухопутных войсках. Тем не менее, изменение ситуации на международном рынке и экономическая целесообразность привели к иному результату. Армия решила отказаться от отечественных образцов и закупать дешевую импортную технику, которая состоит на вооружении до сих пор. Результатом таких решений стали закрытие нескольких интереснейших проектов и банкротство двух компаний оборонной отрасли.

По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://militaryfactory.com/
http://brasilemdefesa.com/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://armor.kiev.ua/
http://pro-tank.ru/
http://russianwar.ru/