Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Исследовательский проект «Мед-медок, здоровья глоток. Экологический проект "Мёд-настоящее чудо природы" Готовые нпк на тему мед

Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумался: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»
На мой взгляд, мед - это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?
Если мед- уникальный продукт и он приносит много пользы, значит мне остается только решить проблему. Как распознать качественный мед?

Гипотеза: Мы предположили, что качественный мед можно определить опытным путем.

Цель: выявить способы определения натурального меда.

Задачи:
1. Изучить историю появления меда.
2. Изучить химический состав, свойства и качество меда.
3. Провести эксперименты и наблюдение
4.Обобщение полученных теоретических и практических знаний.
5. Узнать, какие существуют виды мёда.
6. Узнать, где и как используется мёд.
7. Провести исследование

Объект исследования: мёд

Предмет исследования: свойства и качества меда.

Методы исследования:
1.Чтение литературы, интернет ссылок, беседы со взрослыми.
2.Определение способов выявления качественного меда.
3.Исследование, эксперименты и наблюдение.

История появления меда
Исследования археологов показали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека.
Великие и удивительные свойства мёда по достоинству оценил уже древний человек.Но слава мёда связана больше с его целебными качествами. Мёд уникален как медикамент, успешно выдерживавший тысячелетние испытания на безвредность. Египетские папирусы, написанные более 3 тысяч лет назад, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения и профилактики самых различных заболеваний. Индийский бог Вишну изображался в виде пчелы, отдыхающей на цветке лотоса. Древние индусы считали, что мёд доставляет удовольствие человеку, укрепляет его здоровье и сохраняет молодость. Ценнейшим даром природы, «напитком молодости» считался мёд в Древней Греции. В жертву богам приносились фрукты, намазанные мёдом (считалось, что он даёт богам бессмертие).
До начала ХХ века мёд с хлебом был ежедневной традиционной и очень полезной русской едой. Добывание меда — это старинный славянский промысел. Торговля медом процветала в славянских землях так же, как и торговля мехами.
Вывод: я узнал, что мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.

Виды мёда
Чтобы узнать, какие существуют виды мёда, мы с мамой прочитали много литературы. Я узнал, что натуральным пчелиным мёдом называется сладкое, вязкое и ароматическое вещество, которое пчелы вырабатывают из нектара растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади (жидкость, выделяемая тлями). Натуральный мёд может быть цветочным, смешанным и падевым.
Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками цветковыми растениями.
Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая падь (сладкие выделения тли и некоторых других насекомых) и медвяную росу с листьев или стеблей растений.
Вывод. В зависимости от сбора нектара пчелами мед может различаться по вкусу и цвету. Цветочный - может быть от прозрачного до темно коричневого цвета, очень ароматный. Падевый всегда темный вязкий и очень сладкий.

Свойства меда
Из беседы с врачём я узнал что мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. По моему мнению, мёд должен обладать и отрицательным свойством. Тётя Света объяснил мне, что такое свойство действительно есть. Оно только одно. Мёд способен вызвать у человека аллергию. Но аллергию он может вызвать только у маленьких детей, у ещё не совсем окрепшего организма.. Мне стало интересно, а какой компонент способен вызвать аллергию? На этот вопрос она ответила так:«Аллергию может вызвать тот вид нектара, из которого пчёлы изготовили мёд. То есть на пыльцу того растения, с которого пчела собирала нектар. И это индивидуально для каждого человека. То есть, если у тебя есть аллергия на липовый цвет, то липовый мёд будет тебе противопоказан, потому что может вызвать у тебя пищевую аллергию, и как она у тебя проявится - это тоже индивидуально».
В составе мёда - 65-80% фруктозы и сахарозы, содержит в себе уникальный набор витаминов, минеральных веществ, органических кислот, ферментов, микроэлементов, противобактериальных веществ
Употребляя мёд с теплой водой или разогревая засахаренный мёд, нельзя доводить температуру до 60 градусов - это предел, после которого структура мёда распадается, меняется цвет, исчезает аромат, а витамин С, который может жить в мёде долгие годы, разрушается.
Мёд можно назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм человека.
1. Мед обеззараживает, убивает микробов
Мед является мощной энергетической подпиткой, так как усваивается организмом на 100%
Оказывает противовоспалительное, рассасывающее и тонизирующее действие.
Является профилактическим средством от кариеса и стоматитов.
Нормализует сон.
Стимулирует защитные силы организма.
Мёд нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулирует функцию внутренних органов.
Вывод: в состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма, только если он натуральный и качественный.

Практическая часть
Исследование меда на выявление его качества.
Я решил с помощью экспериментов сам проверить, какой мед мы с мамой купили в магазине и у пчеловода.

1 Эксперимент
Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед - настоящий.

2 Эксперимент
В настоящем мёде вода отсутствует. Я опустил в мед кусочек хлеба, а через 10 минут достал его. В качественном меде хлеб затвердеет. А если размягчится, то это сахарный сироп.
Вывод: в образце меда хлеб затвердел.

3 Эксперимент
Иногда в мед могут добавить крахмал, мел, сахар, патоку. Эти включения можно распознать таким образом: к раствору меда добавить несколько капель настойки йода, взболтать смесь и определить цвет. Если цвет будет синий — это свидетельствует о наличии в меде крахмала.
Вывод: Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей - мед не настоящий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Городская научно-практическая конференция

«Наука. Природа. Человек. Общество»

«Состав меда и его полезные свойства»

Исследовательский проект

Исполнитель:

Бортукова Николь, Воронова Дарья, Крамер Лилия, Храмкова Варвара 4 а класс,

Руководитель:

Гордиенко Лидия Семеновна ,

учитель начальных классов первой категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Югорск

2014г

Аннотация

Мед издавна знаком человечеству как пища, лекарство и просто лакомство . Известно, что он является очень ценным пищевым продуктом. Содержит в себе уникальный набор витаминов, микроэлементов, противобактериальных веществ, мед можно назвать удивительным природным лекарством, оказывающим неповторимое воздействие на организм человека.

Цель исследования: исследовать состав меда и его полезные свойства

Актуальность исследования: определение состава меда в домашних условиях необходимо человеку, т.к. если мед по-настоящему качественный продукт, то в нем больше пользы.

Объект исследования – мед.

Предмет исследования – состав меда и его полезные свойства.

Гипотеза исследования:

    если в меде отсутствует сахар, вода, крахмал, то это натуральный мед;

    если мед обладает полезными свойствами, то он используются в народной медицине.

Задачи исследования:

    изучить и проанализировать, используя различные источники информации, материал о меде;

    провести наблюдение и эксперимент по составу меда и его полезных свойств;

    определить качество меда в домашних условиях.

Теоретические основы исследования : статьи в сети Интернет, энциклопедии, книги

Методы и приемы:

1. анализ литературы, статей в сети Интернет

2. наблюдения и опыты

3. эксперимент

Практическая значимость: определение качества меда в домашних условиях, использование меда, как домашнего лекаря.

Методологическая основа исследования

В ходе изучения обозначенной проблемы использовались следующие методы исследования:

1.анализ литературы, статей в сети Интернет;

2.исследование;

3.эксперимент;

Практическое значение исследования. Материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира по теме: «Полезные продукты питания», «Использование меда в народной медицине»

Этапы исследования:

    анализ литературы и определение целей и задач исследования.

    анализ и обобщение результатов.

Структура исследовательской работы. Работа объемом 12 страниц состоит из аннотации, двух глав, выводов, списка источников литературы, интернет источников, приложения, иллюстрирована

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

Глава 1. Состав меда ……………………………………………………………..6

Глава 2.Экспериментальная часть. Полезные свойства меда.…………………7

Выводы…………………………………………………………………………. ..8

Список литературы………………………………………………………………. 9

Приложение……………………………………………………………………….10

Введение

«В мёде природа представила нам один из

драгоценнейших своих даров, значение

которого для человеческого организма в

настоящее время слишком недостаточно

познано или очень слабо познается».

Е. Цандер

«Мёд – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека». Во время встречи с пчеловодом Городиловой М.М. мы узнали об основных сортах натурального меда, что мёд получает свое название в зависимости от растений, с которых пчёлы собирают нектар. Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.

Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).

Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:

Акациевый мёд . Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.

Боярышниковый мёд – высококачественный мёд темного цвета, горьковатый на вкус, со специфическим ароматом.

Вересковый мёд распространен в лесных районах севера и северо-запада нашей страны. Он обладает сильным ароматом и тёрпким вкусом.

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Каштановый мёд горький на вкус, светлый, иногда темноватый.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

Глава 1.Состав меда

Изучая литературу, мы узнали, что главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда. В состав мёда входят: кальций, натрий, калий, магний, железо, хлор, фосфор, сера, йод, а некоторые сорта мёда содержат даже радий. Для проверки состава меда на его качество были взяты 3 вида меда: липовый, акациевый, цветочный. Образцы были привезены из разных регионов страны. С помощью опытов мы определили присутствие в меде сахара, воды, крахмала

1.Определение присутствия сахара в меде.

Для этого на лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капнули мед.

Он не растекается, на бумаге нет влажных пятен.

Вывод: в трех образцах отсутствует сахар. (Приложение 1)

2.Определение воды в меде.

В настоящем мёде вода практически отсутствует. Опустили в мед кусочек хлеба, а через 8-10 минут достали его. В качественном меде хлеб затвердевает. Если наоборот, размягчился или расползся, то это сахарный сироп. В трех образцах кусочки хлеба затвердели.

Вывод: в трех образцах кусочки хлеба затвердели.(Приложение 2)

3. Определение крахмала в меде.

Положили в стакан немного мёда, залили горячей водой, размешали и охладили. Затем капнули туда несколько капель йода. Если состав посинеет, значит, в мед добавлен крахмал.

Вывод: в трех образцах раствор не посинел. (Приложение 3)

4. Определение вязкости меда.

Мед взяли деревянной палочкой. Он тянется длинной непрерывной нитью, образует на поверхности меда башенку, которая затем медленно расходится. Он не стекает обильно и не образует брызги.

Вывод: данные образцы меда не фальсификация. (Приложение 4)

Глава 2. Экспериментальная часть. Полезные свойства меда.

Изучая литературу, мы узнали и о свойствах меда:

    убивает микробы;

    оказывает противовоспалительное действие;

    является профилактическим средством от стоматитов;

    мед нормализует сон.

Древние греки и римляне использовали пчелиный мед для консервирования свежего мяса. При этом мясо не только оставалось свежим, но даже не изменяло своего естественного вкуса. Только постепенно теряло воду, отдавая ее в мёд. Некоторые исследователи открыли в меде антибактериальные вещества, поэтому мед никогда не плесневеет, в нем погибают бактерии.

Эксперимент1. Мед убивает микробы.

Свежее мясо покрыли со всех сторон медом и оставили на 2 суток при комнатной температуре. Через 2 дня цвет не изменился, не появился запах испорченного продукта . Вывод : мед действительно убивает бактерии . (Приложение 5)

Эксперимент 2. Мед нормализует сон.

В течении 3 месяцев моя бабушка в возрасте 72 лет перед сном пила теплый чай с медом.

Продолжительность сна увеличилась. Сон стал более спокойным. (Приложение 6)

Экперимент 3. Мед является профилактическим средством при стоматите.

Консультацию по этому вопросу нам дал врач- стоматолог Воронов П.Н.. Действительно. при стоматите полость рта обрабатывается медом несколько раз в течении суток, если у человека нет аллергии на мед. Для участия в эксперименте был приглашен ученик 3б класса с диагнозом стоматит. Пока этот эксперимент не закончен. Работа еще продолжается.

Выводы

В процессе эксперимента было установлено, что все 3 образца мёда хорошего качества. Мы пришли к выводу:

    в 3 взятых образцах - натуральный мед;

    от мёда больше пользы, чем вреда,

    мёд как природное лекарство можно применять очень широко,

    благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
2. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству: ЭКСМО, 2009 г.
3. Лавренов В.К., Все о меде и других продуктах пчеловодства: Энциклопедия. Донецк: Сталкер, 2003.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999, с. 355.
Интернет ресурсы
1. Википедия // Мёд
2. Все о меде //

3. Все о меде и продуктах пчеловодства //

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6.

    При заболеваниях печени смешать равные количества сока хрена и меда. Употреблять по 1 чайной ложке 4-5 раз в день, запивая теплой водой.

    При язвах во рту утром и вечером медленно сосать мед советует народный лекарь.

    В начале ослабления зрение мед, если капать его в глаза, предотвратит дальнейшее развития болезни.

    Если ребенок ночью много плачет, нужно периодически дать на губы ребенка лизать мед.

    При бессоннице медовая вода хорошо помогает.

    Мед с свежевыжатым соком репы снимет спазмы бронха и помогает от кашля.

    Мед с молоком и соком лимона поможет при воспалениях горла.

    Постоянное употребление меда с свежевыжатым соком красной моркови укрепляет зрение.

    При мелких ранениях, ушибах, небольших ожогах, мед смешайте с кашицей свежих листьев подорожника и бинтуйте, скорее заживает.

Анастасия Томилова
Исследовательский проект «Удивительный продукт - мёд!»

Исследовательский проект

Удивительный продукт - мёд !

Руководитель проекта :

Томилова Анастасия Владиславовна

АДОУ Северо-Плетневский детский

сад «Солнышко» Юргинского

муниципального района филиал

МАОУ «Северо-Плетневская СОШ»

Актуальность :

Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумалась : «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

На мой взгляд, мед – это вкусный продукт , но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?

Если мёд - уникальный продукт , и он приносит много пользы, значит, мне остается только решить проблему. Что такое мёд?

Гипотеза : Мы предположили, что качественный мед можно определить опытным путем.

Цель : познакомиться с медом и его свойствами

Задачи :

1. Выяснить, как получается мёд

2. Узнать, чем полезен мед

3. Узнать, качества меда путем экспериментов.

Объект исследования : мёд

Предмет исследования : свойства и качества меда

Методы исследования :

1. Чтение литературы, интернет ссылок.

2. Определение способов выявления качественного меда.

3. Эксперименты и наблюдение.

Вид деятельности : познавательно-исследовательский

Срок реализации : краткосрочный.

Теоретическая часть

Чтобы узнать, что такое мед, какие существуют виды мёда, мы с мамой прочитали много литературы. Я узнала, что с жизнью пчел человек познакомился уже давно. Ведь они собирают с цветков нектар и перерабатывают его в мед. Им пчелы питаются сами и кормят своих личинок. Но мед, слаще и полезнее которого нет ничего на свете, пришелся по вкусу и человеку. Сначала люди просто находили в лесу гнезда пчел и забирали из них мед, а потом стали специально разводить их. Теперь они живут в домиках-ульях, которые рядами стоят на пасеках.

Из беседы с врачом я узнала, что мёд действительно уникальное природное средство, которое является не только вкусным продуктом , но ещё и лекарством. Надежда Владимировна объяснил мне, что в меде находятся почти все необходимые витамины для правильной работы организма.

Мёд-глюкоза, фруктоза, вода, минеральные вещества, витамины.

Поэтому, мёд помогает наполнять организм полезными веществами, витаминами и энергией. Мёд улучшает сон, аппетит, повышает настроение.

Но есть одно отрицательное средство у меда, он может вызвать у человека аллергию. А у меня аллергии нет!

Мёд бывает всех оттенков, от светло- жёлтого до коричневого и бурого.

Липовый мёд - светло- жёлтый, пчёлы, собирают его с цветов липы.

Гречишный мёд- яркого, почти коричневого цвета, с приятным запахам и лёгкой горчинкой.

Луговой мед - бывает от светло- жёлтого до коричневого. Аромат этого мёда напоминает букет июльских цветов.

И так я узнала что, название мёда, цвет и количество полезных веществ зависит от вида растений, с которого пчёлы собрали нектар.

Мы с воспитателем Анастасией Владиславовной создали лабораторию и сделали эксперименты с медом - как выбрать хороший мёд.

1. Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий.

2. Возьмём мёд опустим в него тонкую палочку. Если это настоящий мёд, то он тянется вслед за палочкой длинной нитью, а когда эта нить прервётся, то на поверхности мёда образуется башенка, которая затем медленно расплывается.

Плохой же мёд поведёт себя, как клей : будет быстро стекать и капать с палочки вниз, образуя брызги.

3. Размешаем ложку с мёдом в стакане тёплой воды, если мёд хороший, вода чуть- чуть помутнеет, но по вкусу не измениться.

4. В настоящем мёде вода отсутствует. Я опустила в мед кусочек хлеба, а через 10 минут достала его. В качественном меде хлеб затвердеет. А если размягчится, то это уже ненастоящий мед.

5. Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий. У меня был светло-коричневый, значит настоящий.

Заключение

Я теперь знаю и могу сама определять настоящий мёд.

После всех экспериментов я со своими ребятами из группы провела игру «Угадай по запаху и вкусу» . Я ставила мед «Липовый» и варенье «Грушевое» и дети угадывали с закрытыми глазами. Детям игра понравилось, необычное и вкусное.

Только летом каждый год.

В улья пчёлы носят мёд.

Золотой, душистый, сладкий.

Не для вас ли он, ребятки?

В нём лекарства, витамины.

От простуды и ангины.

Сильными хотите быть?

Значит, мёд должны любить!

Список литературы.

1. Королев В., Котова В., 750 ответов на самые важные вопросы по пчеловодству : ЭКСМО, 2009 г.

2. Лавренов В. К., Все о меде и других продуктах пчеловодства : Энциклопедия. Донецк : Сталкер, 2003.

3. Гребенников Е. Все о меде?: Книжный дом 2011г.

Интернет- ресурсы

1. Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Мёд

2. Все о меде // http://bashkir-med.narod.ru/bce.html

3 История меда, пчеловодства. Как появился мед и пчелы? http://www.medpodillya.com/stati/istoriya-meda

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Золотой лекарь», «жидкое золото», - какими только эпитетами не награждали этот продукт люди в течение многих тысячелетий. Он известен с древнейших времен. До революции 1917 г. этот уникальный продукт являлся официальным лекарственным средством и продавался в аптеках… О чем речь? Конечно, о меде - загадочном даре природы. Пифагор, отдававший предпочтение вегетарианской пище и меду, прожил 90 лет. Гиппократ, проживший 107 лет, также любил и употреблял мед, широко использовал его в своей практике.

Мы считаем, что тема данного проекта актуальна, так как в наше время повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год дает возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях. Но закрадывается вопрос: любой ли мёд натуральный?

Гипотезы:

Мы предположим, что в продаже может встречаться как натуральный мед, так и фальсифицированный. Определить качество мёда можно с помощью определенных методик.

Объект исследования: мёд.

Предмет исследования: простейшие методики определения качества мёда.

Цель: выявить способы определения натурального меда, составить памятку по приобретению качественного меда.

Чтобы раскрыть цель работы, были поставлены следующие задачи:

    Познакомиться с видами мёда.

    Провести исследования на определение примесей в приобретенных образцах меда.

    Составить памятку покупки и хранения мёда.

Методы исследования: изучение литературы, эксперимент.

Информационной основой исследования послужили: научно-популярная литература, публикации периодических изданий, Интернет.

Практическое значениеисследования состоит в том, что описанные опыты помогут каждому человеку определить качество и натуральность мёда, некоторые из методик можно провести в домашних условиях.

Какой мёд качественный?

1.1. Что такое мёд? Состав мёда.

Из литературных источников мы узнали, что мёд - это сладкое вязкое и ароматическое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений. Медоносные пчелы вырабатывают его, чтобы кормиться во время долгой зимы. Следовательно, процесс изготовления этого продукта — это способ заготовки пищи для колонии пчел.

За летний сезон одна пчелиная семья собирает до 150 кг меда и более.

В составе этого душистого продукта более 300 веществ: углеводов, органических кислот и их солей, протеинов, незаменимых аминокислот, витаминов, гормонов. По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека. В нем найдено 37 важных для организма человека элементов - больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах. Но чтобы все это пошло нам на пользу, мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять.

По товарному виду мёд подразделяют на центробежный и сотовый.Центробежный мёд получают при выкачке его из ячеек сотов с помощью медого́нки (рис.1, прил.). Сотовый мёд — мёд, не извлечённый из восковых сотов, продаётся рамками или небольшими прямоугольными вырезками.

По консистенции центробежный мёд может быть жидким или закристаллизовавшимся. Жидкий мёд — нормальное состояние свежего мёда после откачки из сотов. Жидкий мёд имеет разную степень густоты (вязкости). Вязкость мёда зависит от бо́льшего или меньшего содержания в нём воды и отчасти от температуры окружающего воздуха. Закристаллизовавшийся мёд образуется естественным путём из жидкого мёда при перепадах температуры.

Фальсифицированный мёд - это мёд, полученныйизменением вида или свойств качественного мёда с корыстной целью. Фальсификация мёда может проводиться:

    при самом производстве мёда на пасеке (скармливание пчёлам сахарного сиропа);

    после передачи полноценного продукта от пасечника другим лицам (разбавление мёда сахарным сиропом, добавка в загустевший мёд мела, крахмала, перегревание при растапливании).

Искусственный мёд производят на фабриках из свекловичного или тростникового сахара, кукурузы, сока арбузов, дыни и других сахаристых веществ. Однако искусственный мёд все же является продуктом питания, но не лечения! Искусственный мед по вкусу и внешнему виду трудно отличить от натурального. Поэтому порой для определения подделки обращаются в исследовательские лаборатории, где после тщательного микроскопического и химического анализа меда определяется его качество и происхождение.

Если вы решили купить на зиму мёд, не спешите покупать его сразу много. Купите небольшое количество мёда. И проведите несколько несложных опытов в домашних условиях для определения его качества.

1.2. Методика исследования

Качество мёда можно определить по внешним признакам (органолептические качества мёда):

    цвет мёда

    вкус мёда

    аромат(запах)

Физико-химические показатели качества мёда (на примеси):

    на наличие крахмала

    на наличие пади

    на наличие мела

    на наличие сахарного сиропа

Определение органолептических показателей меда

    по цвету - каждый сорт меда имеет свою окраску: цветочный мед - светло-желтого цвета, липовый - янтарного, ясеневый - прозрачный, как вода, гречишный имеет разные оттенки коричневого цвета. Чистый без примесей мед, как правило, прозрачен, какого бы цвета он ни был. Мед, имеющий в своем составе добавки, мутноват;

    по аромату - настоящий мед отличается душистым ароматом. Мед с примесью сахара не имеет аромата, а его вкус близок к вкусу подслащенной водички;

    по вязкости - если опустить в емкость тонкую палочку, то настоящий мед тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется. Фальшивый же мед поведет себя, как клей: будет обильно стекать и капать с палочки вниз, образуя брызги;

    по консистенции - у настоящего меда она тонкая, нежная. Мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке. У фальсифицированного меда структура грубая, при растирании на пальцах остаются комочки.

А с помощью простых опытов в домашних условиях можно определить, не фальсифицирован ли мед.

Инструкция

Действия

Наблюдения

Рассмотрите мед по цвету. Запишите наблюдения

Какой запах у выданного вам образца?

Попробуйте мед на вкус, подержите его несколько секунд во рту. Опишите свои ощущения (першение, раздражение слизистой полости рта и т.д.)

Отлейте немного выданного вам образца меда в стаканчик и опустите в него кусочек хлеба, а через 5 мин достаньте его. Что произошло с хлебом (затвердел, размягчился, расползся)?

На лист низкосортной бумаги, которая хорошо впитывает влагу, капните мед. Подождите 1 мин. Остался ли влажный след на обратной стороне бумаги?

Зачерпните мед ложкой, прокрутите ее и посмотрите, как он стекает - каплями или вязкой лентой.Что образуется на поверхности меда: горка или впадина?

Налейте в стаканчик дистиллированной воды и размешайте в нем неполную ложку меда. В полученный раствор добавьте каплю йода. Изменился ли цвет раствора?

Обнаружение примеси мела: 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) + 3-5 капель уксусной эссенции. Если раствор «закипит» с выделением углекислого газа, в мёде присутствует мел.

Раскаленную проволочку (из нержавейки) нужно опустить в мёд. Если на ней повиснет клейкая инородная масса - перед вами подделка под мёд, если проволочка останется чистой - мёд натуральный

Расплавить мед в ложке на огне. Настоящий мед разжижается и прозрачен. Если в нем сахарный сироп, то при расплавлении усиливается карамельный запах, "мед" становится густой и мутный.

Для обнаружения сахарной патоки, нужно добавить в раствор меда азотнокислого серебра или ляпис. Если выпал белый осадок — значит, он там присутствует.

1.3. Результаты исследования

Образцами для опытов были выбраны гречишный мёд (образец №1), майский цветочный (образец №2), цветочный (образец №3).

Таблица 1.1

Определение органолептических показателей меда.

Цвет мёда

образца

Сорта меда

Результаты эксперимента

Гречишный

Тёмно-желтый

Майский цветочный

Светло-желтый

Цветочный

Насыщенный жёлтый

Вкус меда

Гречишный

Сладкий, приятный, без постороннего привкуса, оставляет лёгкое жжение в гортани

Майский цветочный

Цветочный

Сладкий, приятный, без постороннего привкуса с лёгким жжением в гортани

Аромат меда

Гречишный

Аромат приятный

Майский цветочный

Глубокий сладковатый запах

Цветочный

Сильный приятный запах

Аромат

Гречишный

Цвет состава не изменился, синее окрашивание не обнаружено

Майский цветочный

Цветочный

Примесь мела, воды, других примесей в меде

Гречишный

Видимых изменений не происходит

Майский цветочный

Цветочный

Вывод: все взятые на пробу водные растворы мёда дали отрицательный результат, что показало отсутствие примесей.

По результатам всех исследований мы пришли к выводу, что образец №1, №2, №3 - зрелый качественный пчелиный мёд, не содержащий посторонних примесей.

Заключение

В данной работе изучили виды мёда и научились определять его качество, в том числе в домашних условиях.

Для реализации данной цели были решены следующие задачи: изучен теоретический материал, проведена серия опытов с экспериментальными образцами меда. Простота предложенных методов исследования показывает возможность их применения в быту. По результатам исследования мы составили памятку покупки и хранения мёда.

Список литературы:

    Солодова Н.И., Волкова Л.А., Волков В.Н. Как определить качество меда. //Химия в школе. - 2002. -№2. -С.64-68.

    Книга о мёде. - Смоленск: Русич, 1997. - 656сю, илл. - («Азбука быта»).

    Фальсификация меда // Пчелы: Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков.- 2001.- №4.- с. 39

    Мастер-класс И.В. Грошевой, учителя химии Малодубенской средней школы (Орехово-зуевский р-н, Московская обл.)

    Интернет-ресурсы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Пчёлы и мёд»

Исполнитель: Боровских Иван Михайлович

Руководитель: Мюллер Наталья Андреевна,

воспитатель I К.К.

п. Лобва

2018 г.

Содержание

1.Введение стр. 3

1.1.Актуальность стр.3

1.2. Цель, задачи, гипотеза, методы исследования стр.3

2.Основная часть______________________________________________ стр.4

2.1.Строение пчелы____________________________________________ стр.4

2.2. Жизнь пчелы в ульи________________________________________ стр.4

2.3.Какие продукты производят пчёлы____________________________ стр.5

2.4.Как люди получают мёд из сот ________________________________ стр.6

3. Практическая часть __________________________________________ стр.6

3.1..Какой продукт можно назвать мёдом__________________________ стр.6

3.2. Как хранить мёд____________________________________________ стр.7

3.4. Поделки ___________________________________________________ стр.7

4. Заключение _________________________________________________ стр.8

5. Литература__________________________________________________ стр.9

6.Приложения_________________________________________________ стр.10

1.Введение

1.1.Актуальность

Лето – это великолепная пора, когда всё живет и цветёт. Отдыхая на поляне, я заметил, как пчела копошилась в цветке, и у меня возник вопрос, а как же пчелы делают мед. И я решил разузнать, что такое мед и откуда он берется. В чем же польза пчел? Только в том, что они умеют делать мед? В конце концов, есть и искусственный мед.

1.2. Объект исследования: жизнедеятельность пчёл.

Предмет исследования: пчела медоносная и продукты пчеловодства.

Гипотеза : предполагаю, что роль пчелы в природе очень велика, а продукты пчеловодства находят широкое применение.

Цель : исследование тайного мира пчелы.

Задачи:

1.Узнать, как устроена жизнь пчёл в улье.

2. Выяснить, какие продукты производят пчёлы.

3. Определить, какой продукт можно называть медом.

Тип проекта:

    По содержанию – познавательно - исследовательский , с элементами творчества.

    По продолжительности – среднесрочный

    Продукт проектной деятельности – выставка творческих работ: картина, макет улья; медовая выпечка; фотоотчёт.

    Объект исследования: жизнедеятельность пчёл

    Предмет исследования: пчела и продукты пчеловодства.

    При организации исследовательской деятельности были использованы следующие методы и приёмы :

    Сбор информации в сети Интернет; в библиотеке;

    Беседа с родителями;

    Чтение художественной литературы;

    Проведение опыта, дегустация.

2. Основная часть

2.1.Строение пчелы .

Пчёлы появились на земле много лет назад, до появления первого человека. Они живут большими семьями, без семьи пчёла не может долго жить и погибает.

Тело пчелы покрыто волосками. На голове большие выпуклые глаза и пара усиков. Внизу хоботок пчелы, на хоботке находится медовый зобик в котором пчела превращает пыльцу в мёд. У неё есть две пары крыльев, три пары ножек. На задних ножках имеется корзиночка для сбора пыльцы, в конце брюшка у пчелы помещается – жало.

2.2. Жизнь пчелы в ульи .

Пчелиная семья состоит из матки, рабочих пчёл, трутней.

Матка крупнее, чем рабочие пчёлы. Её тело более длинное с короткими крыльями. Матка, кроме откладывания яиц, никаких других работ в ульи не выполняет.

Рабочие пчелы – выполняют всю работу. Пчелы чистят, стерегут улей, строят соты, выкармливают личинок, собирают нектар и пыльцу, приносят в улей пчелиный клей, которым замазывают все щели, готовясь к зимовке. Именно они создают все виды своей продукции - мед, воск, маточное молочко, пергу, прополис и воспитывают потомство.

Все рабочие пчелы делятся на две группы. Первая группа: молодые пчелы, которые выполняют работу внутри улья. Во вторую группу входят полевые пчелы, которые вылетают для сбора нектара и пыльцы.

Трутни (самцы) - вдвое больше, чем рабочие пчелы с большой головой и огромными глазами. Весной и летом в семье пчелы появляются трутни для откладывания яиц в соты. А осенью, после сбора мёда, пчелы изгоняют трутней из улья. Для того, чтобы не расходовать пищу на нерабочих пчёл, трутни погибают.

Гнездо пчёл

Гнездо пчел состоит из нескольких сотов, размещенных строго вертикально. В деревянных ульях соты помещаются в особых деревянных рамках.

В гнезде выращиваются молодые пчелы, трутни и матки. В нем пчелы сохраняют запасы пищи.

Пропуск в улей

У пчел много врагов, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. У каждого улья особый запах. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к улью, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Для чего пчела танцует

После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить другим пчелам. Информация передается с помощью особого "танца" напоминающей восьмерку.

Пчелы зимой

Зимой пчелы не спят, поэтому на зиму им необходимо запасти достаточное количество пищи.

2.3.Какие продукты производят пчёлы

Пчелы вырабатывают разнообразные вещества: мед, воск, пчелиный клей (прополис), пчелиный хлеб (перга), маточное молочко, пчелиный яд. Все это использует человек.

2.4.Как люди получают мёд из сот

Мёд – это основной продукт, который дают пчелы. Я каждый год со своей семьёй езжу на пасеку к дяде Васе за свежим мёдом. У него на пасеке находятся много деревянных ульев, я наблюдаю, как дядя Вася достаёт из домиков деревянные рамки с сотами, все ячейки сот запечатаны восковыми крышечками. Чтобы откачать мед из сот, их предварительно распечатывают, т.е. удаляют с ячеек сот восковые крышечки, пчеловодным остро отточенным и разогретым в горячей воде ножом. Рамки с медом после распечатывания сот загружают в медогонку, оттуда мёд по трубочке стекает в банку.

3. Практическая часть

3.1.Какой продукт можно называть медом.

Сейчас появилось много заменителей меда, но не один из них не является полезным. Свежий пчелиный мед густой, прозрачный, ароматный, цвет бывает различный, от светло жёлтого до тёмно коричневого. Цвет мёда зависит от того с какого цветка брала пчела пыльцу. С течением времени мед засахаривается.

Чтобы проверить настоящий это мёд или заменитель, я провёл несколько опытов.

1 опыт:

Материал для опыта : баночка с мёдом, ложка.

Вывод:

2 опыт:

Материал для опыта

Вывод:

3 опыт:

Материал для опыта

Вывод:

4 опыт:

Материал для опыта

Вывод: если рисунок станет синим, значит мед настоящий.

5 опыт:

Материал для опыта

Вывод:

3.2.Как хранить мед

Мёд необходимо правильно хранить. В чистой стеклянной посуде лучше тёмного цвета, глиняных горшках, деревянных бочонках, кроме хвойных пород. Посуда должна закрываться, чтобы аромат меда и влага не удалялись, а в банку не проникали посторонние запахи. Хранить банку с мёдом необходимо в прохладном и тёмном месте.

Мёд является лечебным средством. Им лечат многие болезни. Мёд используют в приготовлении пищи и косметики. Мёд даёт аллергию, поэтому его можно использовать по не многу людям аллергикам. И ещё, нельзя мёд класть в горячий чай или молоко, потому что пропадают все полезные свойства мёда. Лучше съеденный мёд запивать чаем или молоком.

3.4. Поделки

Но и это еще не все! Я создал с помощью подручных средств макет улья, картины и поделки о пчёлах.

4. Заключение

На основе полученных данных можно сделать следующий вывод:

Пчела является настоящей труженицей, она собирает нектар хоботком, а в зобике превращает его в мёд.

Люди добывают мед при помощи медогонок.

Медом называют продукт из нектара растений, который содержит множество полезных веществ, для здоровья людей.

Работать по данной теме мне было очень интересно. Я спрашивал у родителей, что они знают о пользе пчёл и мёда для жизни людей. Оказывается, родителям известно немало и они с удовольствием делились со мной своими знаниями. А я рассказал ребятам в группе о своём проекте.

Закончив проект, я узнал:

О жизни пчёл в ульи и их строении. Как пчёлы добывают мёд и других продуктах от пчёл. Как можно узнать настоящий это мёд или заменитель.

5. Литература

1. Большая Советская Энциклопедия.

2. Виноградова Т.В., Зайцев Г.П. и соавторы. «Пчела и здоровье человека». – М.: Издательство Минсельхоза РСФСР, 1962г.

3. Грибков А.А. Волшебная сила пчелы – Издательство: Бестпринт, 2006.

4. Грибков А.А. Пчела и наше здоровье - Издательство: Бестпринт, 2003 г.

5. Онегов А. «Русский мед» - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1999.

6. Пчела медоносная. Энциклопедия - Издательство: Мир книги, 2005.

7. http://www.beeproduct.narod.ru/

Приложение 1

Опыты с мёдом (на определение настоящий это мёд или заменитель)

1 опыт:

Материал для опыта : баночка с мёдом, ложка.

Набрать мёд ложкой и приподнять над баночкой, посмотреть, как стекает мёд.

Вывод: если последняя капля подтянется к ложке, значит мед настоящий.

2 опыт:

Материал для опыта : тарелочка с мёдом, кусочек хлеба.

В тарелку с мёдом положить небольшой кусочек хлеба на некоторое время.

Вывод: если хлеб затвердеет – это настоящий мед.

3опыт:

Материал для опыта : стакан с медовой водой, уксус.

В стакан с медовой водой капнуть несколько капель уксуса.

Вывод: если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был добавлен мел.

4 опыт:

Материал для опыта : бумажная полоска, мёд, химический карандаш.

Размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь химическим карандашом.

Вывод: если рисунок станет синим, значит мед не настоящий.

5 опыт:

Материал для опыта : стакан с медовой водой, йод.

В стакан с медовой водой капнуть несколько капель йода.

Вывод: если медовая вода станет синей – мед не настоящий.