Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Освещение за свой счет на арендованной территории. Да будет свет: закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома

Свет / Тарифы на электроэнергию

За свет в квартире и подъезде платит собственник, на улице и во дворах – муниципалитет. Так в теории. А на практике в Мурманске есть примеры, где на собственников перекладываются расходы по наружному освещению улиц, дворов, а то и магазина внутри дома. Есть даже факты, что к общедомовому счетчику подключают даже светофоры и рекламные щиты.

Как сделать так, чтобы не платить за « того парня», в минувшую среду обсуждали на расширенном заседании межведомственной комиссии в ЦНТИ. На заседание приехали главы и замы муниципальных образований области, руководители управляющих компаний, представители прокуратуры, Госжилинспекции, Роспотребнадзора.

Платить за свет должна мэрия?

16 марта вышел приказ регионального министерства энергетики и ЖКХ о создании межведомственной комиссии, задача которой — решение проблемных ситуаций, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном жилом доме. Было проведено 7 заседаний. На них приглашались представители администрации Мурманска, директора УК, представители КРЭС-Альянса и Мурмангорэлектросети. Работа межведомственной комиссии привела к тому, что мэрия сейчас выполняет проект по переводу освещения дворовых территорий на систему“Каскад», к которой подключено все наружное освещение города.

« Две трети дворового освещения города относится к системе „Каскад“. С 1 января 2011 года оплата за наружное освещение осуществляется за счет местного бюджета. Правда, у нас была проблема с одной третью домов. Но с 11 августа – именно с этого дня подключилось дворовое освещение в Мурманске — оплата таких расходов идет за счет местного бюджета. Никто из жильцов сейчас не оплачивает дворовое освещение!» — заверила собравшихся зам. главы администрации Мурманска Валентина Доцник.

« А прокуратура говорит, что собственники продолжают его оплачивать», — тут же вступил в полемику представитель управляющей компании « МУ „ЖСК“.

« Приведу пример — дом на Героев Рыбачьего, 9. Там более 15 светильников подключены к зданию. Есть масса других объектов. Странная позиция комитета по развитию городского хозяйства: говорят, мол, освещайте, мы будем это оплачивать. А на практике – кукиш. В ведомостях, что пришли за август, где-то были сняты объемы электроэнергии, а в сентябре уже от этого и следов не осталось. Когда же будет заключен договор электроснабжения между мэрией и ресурсником по вопросу наружного освещения всех дворов? Мы неоднократно обращались в КРГХ».

Впрочем, администрацию наезд не смутил.

« Договор с ресурсником заключен, все объекты наружного освещения в него включены. Если вы в расчетных документах увидели несоответствие тому, что, на ваш взгляд, должно быть, так и работайте с ресурсоснабжающей организацией. Она, получив от вас замечания, передаст их в КРГХ. Будем разбираться. А вы получили и выставили счет жильцам», — парировала замглавы КРГХ.

Кто же должен платить за наружное освещение?

Как заявил зам. министра энергетики и ЖКХ Мурманской области Владимир Софьин, расходы за содержание, эксплуатацию объектов наружного освещения, оплата труда работников, которые заняты в обслуживании сетей, должны возмещаться за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на эти цели, независимо от того, на чьем балансе находится данный объект.

Управляющая компания при этом должна исключать причины, влияющие на величину объемов электропотребления, выявлять несанкционированное подключение к электрическим сетям, а также следить за состоянием приборов учета.

Минстрой РФ дал разъяснения по поводу того, кто же должен нести расходы на организацию освещения во дворах жилых домов. Ранее в Екатеринбурге была проведена ревизия фонарей на столбах освещения. Те, что находятся во дворах многоквартирников, отключили от электроснабжения, погрузив площадки во тьму.

В администрации Екатеринбурга объяснили тогда, что дворовые опоры освещения находятся не на балансе Горсвета, поэтому больше поставлять эту электроэнергию за муниципальный счет не будут. «Предупредили все управляющие компании, что это нецелевое использование средств, поэтому электроэнергия будет отключена. Электроэнергия, с помощью которой освещается двор, будет оплачиваться собственниками. Это входит в общедомовое потребление», – говорил в эфире радио «Город.фм» и.о. начальника управления ЖКХ администрации Екатеринбурга Александр Брагин.

Между тем в ведомстве Михаила Меня уверены, что сети наружного освещения в состав общего имущества в многоквартирном доме не входят, поэтому платить за это собственники жилья не должны. Разъяснения об этом в министерстве дали в ответе одному из депутатов Госдумы РФ. «Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ни Жилищный кодекс, ни правила содержания общего имущества не содержат. В соответствии с законом об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства территории городского округа (в частности, освещение улиц). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Минстрой РФ полагает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления», – говорится в письме за подписью замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса.

Действующими нормативами для многоквартирных домов (МКД) предусмотрено наличие осветительных приборов в подъезде, а также на дворовой территории возле входа в парадную. Если участок, прилегающий к МКД, находится в совместной собственности владельцев жилья, то освещение дворовых территорий входит в круг обязанностей управляющей компании. Вопросы выбора осветительных приборов и организации освещения решаются общим собранием собственников квартир.

Входит ли в обязанности управляющей компании освещение дворовых территорий

Определенные сложности с организацией освещения дворовых зон МКД связаны с тем, что в действующих законодательных нормах отсутствует четкое объяснение понятия «дворовая территория». В настоящее время юристы пользуются определением, которое представлено в правительственном постановлении РФ под номером 491 (13.08.06 г.). В этом документе указывается, что к общедомовому имуществу относится закрепленный за МКД земельный участок, а также расположенные на нем объекты благоустройства и обслуживания дома. Для определения такой площади часто используется термин придомовая (или дворовая) территория.

Подтверждение мнения, что освещение дворовой территории – обязанность органов власти, можно найти в Федеральном Законе под номером 131 (06.10.03 г.). В этом акте указано, что освещением земельного участка возле МКД занимается территориальная администрация. В ее ведении находятся вопросы организации и контроля освещения дворовой территории в темное время суток. Для реализации данной функции администрациями заключаются соответствующие договоры с компаниями, обеспечивающими энергоснабжение. Такие же контракты на монтаж и обслуживание устройств уличного, фасадного и подъездного энергоснабжения составляются с другими специализированными предприятиями. Со своей стороны, владельцы квартир стараются прописать обязательства по организации освещения дворовых территорий в соглашениях с управляющими компаниями. После внесения такого пункта вся ответственность по данной проблеме возлагается на предприятие, которое обеспечивает решение всех вопросов по жизнедеятельности МКД.

В круг задач, связанных с энергоснабжением дворовой территории, входит обеспечение освещенности в ночное время таких объектов, как:

  • подъезды и пешеходные дорожки;
  • въезды на дворовую территорию;
  • дворовые парковочные территории для автотранспорта;
  • детско-спортивные дворовые площадки;
  • хозяйственные площадки.

Согласно действующим СНиП, освещение дворовой территории многоквартирного дома проектируется в зависимости от функционального назначения отдельных зон. Так, если для автостоянок уровень освещенности должен составлять около 2 лк, то для детско-спортивных площадок – 10 лк. Подбор осветительных устройств осуществляет управляющая компания. Это могут быть как обычные уличные фонари, так фасадные светильники. Нужно отметить, что управляющие организации не всегда занимаются дворовым освещением. Это связано с четким определением ее зон ответственности в отношении содержания территорий, прилегающих к МКД. К примеру, такие компании отвечают за вырубку деревьев возле многоквартирного дома, но не на дворовом участке. Существует два способа для разрешения подобных противоречий:

  • Дворовой участок может быть передан владельцам квартир для обустройства погребов. Следовательно, поддержание порядка на этой территории, ее освещение и благоустройство входят в перечень их обязанностей.
  • Дворовая территория находится в распоряжении муниципальной власти, и жители МКД должны обращаться по вопросам ее очистки от деревьев в региональное отделение коммунального хозяйства.

Подобные варианты могут иметь место и в отношении освещения дворовых территорий. Осветительные мачты и столбы могут находиться на балансе местных органов власти или энергетических предприятий, а, следовательно, предъявлять какие-либо требования управляющей компании не имеет смысла. Ремонт и обслуживание освещения дворовой территории должны выполнять собственники осветительного оборудования.

Ответственность управляющей организации по обслуживанию и организации освещения дворовой территории и общедомового имущества должны быть точно описаны в договоре. Поэтому для составления такого документа нужно привлечь квалифицированного юриста, который понимает потребности собственников квартир.

Обязанности управляющей компании по эксплуатации и ремонту МКД и дворового имущества:

  • Обеспечивать все необходимые условия в отношении безопасности дома.
  • Осуществлять регулярный контроль состояния дворового имущества и своевременно устранять выявленные недостатки.
  • Проводить ремонт МКД и осуществлять его подготовку к эксплуатации в зимнее время.
  • Выполнять аварийные работы по ремонту внутридомового оборудования.
  • Осуществлять мероприятия, направленные на соблюдение пожарной безопасности.
  • Обеспечивать поддержание технических систем и оборудования в состоянии, необходимом для предоставления качественных коммунальных услуг.
  • Содержать дворовую территорию в соответствии с санитарными требованиями.
  • Осуществлять вывоз бытовых и других отходов с дворовой территории и прилегающих участков.
  • Принимать меры по сбору и утилизации энергосберегающих приборов освещения.
  • Осуществлять установку, обслуживание и замену приборов учета, которые находятся в общедомовом пользовании.
  • Содействовать экономичному потреблению электрической и тепловой энергии.

Соглашение жильцов дома с управляющей компанией должно включать в себя обязательства последней по надлежащему содержанию дворовой территории, включающие поддержание чистоты и организацию освещения. При невыполнении условий, описанных в договоре, в отношении УК могут быть применены административные взыскания. Определение пределов дворовой территории производится согласно земельному акту, который находится у руководителя управляющей организации и должен быть предъявлен по требованию владельцев квартир МКД. В отношении содержания придомовой территории УК должна выполнять следующие мероприятия:

  • проводить регулярную уборку дворового участка;
  • осуществлять озеленение дворовой территории;
  • делать уборку дворовой территории и вывоз пищевых отходов и бытового мусора;
  • обустраивать детско-спортивные площадки и поддерживать их в надлежащем состоянии.

Все эти положения не дают ответа на вопрос: кто должен платить за освещение дворовой территории? Наружное освещение в любом его виде (опорное/безопорное, подключенное к трансформаторной подстанции и т.д.) никогда не оплачивалось из городского бюджета. В советские времена эти расходы несли жилищные тресты. Но сегодня таких организаций не существует. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение освещения улиц, табличек, номеров домов и других подобных объектов относит в разряд вопросов, находящихся в компетенции местных органов. Но у городских властей на этот счет есть собственное мнение. Здесь принято разделять освещение на уличное и дворовое. Другими словами, улицей может считаться только наружная часть МКД. Следовательно, освещение дворовой территории – это забота жильцов дома.

Можно отметить появление такого понятия, как частная собственность на общедомовое имущество. Оно включает дворовую территорию и размещенные на ней объекты общего пользования, включая оборудование для освещения. Логика здесь следующая: если жильцы пользуются фонарями, значит они должны оплачивать их обслуживание и другие расходы на освещение дворовой территории, включая электроэнергию. В то же время, согласно нормативам, к дворовым приборам энергоснабжения могут относиться только устройства для подсветки номеров МКД, а также фонари, освещающие входную группу и точки размещения пожарных гидрантов. Существует много примеров, когда ответственные сотрудники местных органов управления принимают на себя ответственность по обеспечению освещения дворовых территорий МКД.

К примеру, С. Собянин еще в 2011 г. отдал распоряжение столичному комитету контроля сделать мониторинг целевого использования средств из бюджета, направляемых на реконструкцию и благоустройство дворовых территорий. После погодных катаклизмов, связанных с декабрьским ледяным ливнем, московский мэр раскритиковал организацию снегоуборки во дворах и очистки крыш МКД. Он потребовал наложить административные штрафы на подрядчиков, которые должны были выполнять такие работы. Московское правительство в том году выделило на реконструкцию дворовых территорий 12 млрд. руб. (из них 2,6 млрд руб. было направлено на выполнение ремонтных работ в подъездах). Собянин подчеркнул, что благоустройство дворовых территорий предусматривает реконструкция детско-спортивных площадок и установку современного оборудования для освещения дворов и отметил важность информирования жильцов МКД о запланированных мероприятиях.

  • Размер площади придомовой территории многоквартирного дома

Освещение дворовых территорий оплачивается в рамках ОДН

Статья расходов на общедомовые нужды, которые включают и освещение дворовых территорий, в коммунальных платежах вызывает много недовольства со стороны собственников жилья. В квитанциях строка за оплату ОДН появилась в 2013 г. До этого времени владельцы квартир оплачивали только ресурсы, потребляемые внутри своего жилья. Финансирование ОДН осуществлялось за счет бюджетных средств.

Почему же было принято решение возложить ответственность за содержание дома и освещение дворовой территории на владельцев квартир? Все жильцы дома, являясь собственниками общего имущества МКД, должны покрывать все расходы по эксплуатации и обслуживанию здания. Поэтому было принято решение, что обладатели жилья, являясь совладельцами общего имущества (нежилых помещений и дворовой территории), должны взять на себя все расходы по их содержанию.

Юридическая сила данного решения определяется п. 40 «Правил предоставления коммунального обслуживания владельцам и пользователям помещений в МКД и жилых домах». Данное постановление утверждено Правительством РФ от 06.05.2011 г. № 354. На основании этого документа собственники жилья должны оплачивать услуги, которые предоставляются внутри квартир и в помещениях, относящихся к общественному имуществу в МКД. К вышеуказанным Правилам №354 прилагается Приложение №2, в котором приведены формулы расчета.

Начисления проводятся независимо от пребывания или отсутствия владельцев квартир и включает в себя такие затраты, как:

  • Санитарно-гигиенические мероприятия: уборка подъездов, лестничных клеток, лифтов и придомовой территории.
  • Утечка ресурсов потребления из централизованных инженерных сетей (газо-, тепло-, водо- и электроснабжения) в результате аварийных ситуаций, плановой промывки, испытаний гидравлики и других систем.
  • Благоустройство придомовой территории МКД: устройство детских площадок, освещения дворовой территории, озеленение и ландшафтный дизайн.
  • Отопление и освещение общедомовых помещений (подвалов, чердаков, подъездов).
  • Оплата за эксплуатацию и техническое обслуживание лифтов, домофонов, охранных систем, антенн и других устройств.

Поэтому расходы за освещение дворовых территорий включены в счета ОДН. Оплата собственникам МКД начисляется ежемесячно и указывается в квитанциях за коммунальные услуги.

С 1 июля 2016 г. начисление за общее использование энергоресурсов, включая освещение дворовых территорий, осуществляется методом суммирования показаний учетных приборов и нормативов ОДН. Начисления проводятся с учетом общей площади имущества МКД, благоустроенности дома и площади каждой квартиры. В некоторых случаях для пропорционального распределения оплаты учитывается не личная площадь помещений, а количество проживающих людей в квартире. Оплата за потребление электроэнергии сверх установленной нормы, возлагается на управляющую организацию. Начиная с июля месяца 2016 г., оплата за общую израсходованную электроэнергию, включая освещение дворовых территорий, начисляется согласно установленному нормативу. Так, с июля 2016 г. счет за общую электроэнергию, направленную на освещение дворовой территории и подъездов, выставлен согласно нормативу. Задолженность за коммунальные услуги может взиматься с собственников-неплательщиков в судебном порядке.

Мнение эксперта

Потерь электроэнергии не избежать

В. Д. Щербань ,

председатель ТСЖ «Московская 117», Калуга

Некоторые жильцы стараются занизить показатели потребляемой электроэнергии, или же собственник квартиры не обновляет устаревший счетчик, у которого закончился срок эксплуатации. В результате это приводит к искажению данных. Работа любого учетного прибора основана на потреблении электроэнергии. К тому же они имеют порог чувствительности, и поток ниже установленного предела не фиксируется оборудованием. Устаревшие модели учетных приборов выдают не такие точные данные, как современные счетчики. Погрешность измерений по каждому оборудованию ежемесячно может достигать 1,5–3 кВт*ч и больше. Если умножить эту погрешность на общее количество приборов в доме, то сумма будет впечатляющей!

Еще одной причиной технических потерь является плохое качество кабеля. В новостройках с современными системами инженерных коммуникаций потери намного ниже, чем в старых помещениях. В новых зданиях для проводки используется медный кабель, а в старых домах еще осталась алюминиевая разводка. Использование разных составов для соединения кабелей способствует электрическому сопротивлению и возможным потерям. Точными подсчетами таких утечек никто не занимается, а собственникам жилья этого не объясняют. К счастью, подобные «мелочи» учитываются счетчиком общего пользования.

Все эти нюансы способствуют повышению показателей потребляемой электроэнергии на ОДН и освещение дворовой территории, а оплата за перерасход энергоресурсов ложится на собственников и нанимателей квартир. В качестве примера можно взять наш дом с 60 квартирами, в котором обновлены практически все учетные приборы на устройства с антимагнитными наклейками. К общедомовым оборудованиям, потребляющим электроэнергию, относятся домофон, система видеонаблюдения, лестничное и дворовое освещение, аппаратура провайдеров и автоматические ворота. Для всех систем общего пользования предусмотрен отдельный электросчетчик, а для обеспечения экономичного энергопотребления используются светодиодные лампы и датчики движения на первом этаже.

Так, в 2015 г. расходование электроэнергии по нашему дому выглядело следующим образом:

  • Норма ежемесячного общедомового потребления, согласно установленным Правилам №306 по оказанию коммунальных услуг, составляет 350 кВт*ч.
  • По факту за этот период времени расход электроэнергии составил около 220 кВт*ч, что ниже установленной нормы.
  • Разница между коллективным расходом жильцами дома внутри квартир и общей подачей энергоресурса составляет 660 кВт*ч. Данный показатель вдвое больше установленной нормы и втрое превышает расход электроэнергии на системы общего пользования.
  • Технические потери составляют 50 кВт*ч, потери квартирных счетчиков – 180 кВт*ч. Всего по дому в общей сумме получилось потерь на 450 кВт*ч. Куда подевались недостающие 210 кВт*ч, специалисты выяснить не смогли.
  • Межевание придомовой территории: плюсы, минусы и порядок оформления документов

Как устанавливаются электросчетчики на освещение дворовых территорий

Приборы учета электроэнергии для эксплуатации в многоэтажном доме устанавливают для решения следующих задач:

  • определять общий расход электроэнергии, которая используется на нужды здания: освещение дворовой территории и подъездов, обслуживание лифтов;
  • устанавливать объемы потребляемой электроэнергии квартирами многоэтажного дома;
  • выявлять несанкционированное подключение к домовой электросети.

Коллективные приборы учета монтируются за счет жильцов многоэтажки. Существует несколько способов оборудования МКД счетчиками.

Решение об установлении счетчиков принимается на собрании жильцов дома. После этого собирают средства на приобретение и установку оборудования. Обычно это происходит в домах, где имеется общественный комитет жильцов или владельцы квартир ответственно относятся к экономным расходам за коммунальные услуги и знают свою выгоду от использования приборов учета. Финансирование решения по установке счетчиков происходит за счет общих домовых средств, согласно ст. «Текущий ремонт». При недостаточном количестве денег на текущем счету средства дополнительно собирают с жителей МКД. Если сбор денег одобрен большинством голосов собственников квартир, то средства будут сдавать даже те, кто был против данного решения.

При пассивном участии владельцев жилья решение по всем вопросам относительно покупки и установки оборудования для учета электроэнергии принимается УК самостоятельно. Средства частично снимаются согласно статье «Текущий ремонт». Оставшаяся часть денег собирается с жильцов дома, или приборы покупаются в рассрочку.

При отсутствии консенсуса между управляющей компанией и владельцами квартир по установке счетчиков компания по энергоресурсам самостоятельно устанавливает порядок обеспечения жилых домов учетными приборами. В данном случае решение принимает поставщик электроэнергии, о котором письменно уведомляется УК, и самостоятельно выполняет все работы по установке оборудования. Согласно законодательству, владельцы квартир не вправе препятствовать работе специалистов компании и обязаны обеспечит им доступ к подвалам и внутренним электросетям. Оплата за счетчики и за работу по их установке возлагается на собственников жилья с возможностью рассрочки сроком на 5 лет с учетом процентной ставки Центробанка РФ по курсу.

Категоричный отказ владельцев жилья от установки коллективных счетчиков, определяющих расход электроэнергии, влечет за собой административную ответственность и наложение штрафных санкций на УК, ТСЖ или поставщика электроэнергии.

В случае если жильцы отказываются приобретать учетное оборудование и оплачивать его обслуживание, дело рассматривается в судебном порядке. На практике такие разбирательства решаются не в пользу жильцов дома. Кроме суммы по иску они должны еще оплатить юридические услуги.

Обязанности по снятию данных со счетчика общего пользования возлагаются на управляющую организацию и проводятся в присутствии главы жилищного совета или его заместителя. Компания, поставляющая электроэнергию, со своей стороны может в любое время затребовать данные со счетчиков. Собственникам жилья запрещается блокировать доступ к электросчетчикам коллективного пользования работникам энергосберегающей компании и сотрудникам УК.

Мнение эксперта

Плата на освещение дворовых территорий может расчитываться по-разному

Анна Лежнина ,

ведущий редактор-эксперт справочной системы «Управление МКД»

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата коммунальных платежей, включая освещение дворовых территорий, определяется исходя из общих показаний учетных приборов, а при их отсутствии рассчитывается на основании норм потребления, которые утверждены соответствующими органами власти.

Постановлением Правительства от 6.05.11 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг владельцам и пользователям помещений в МКД (далее Правила № 354), на основании которых потребитель в составе коммунальных платежей отдельно оплачивает следующие услуги:

  • предоставленные для пользователей жилых и нежилых помещений;
  • получаемые в процессе эксплуатации общего имущества в МКД (коммунальные услуги по ОДН).

С 01.01.17 г. положение данной нормы действует для тех категорий собственников жилья, которые:

  • избрали форму непосредственного управления МКД;
  • не выбрали способ управления;
  • не реализовали выбранную форму управления.

При таких формах управления многоквартирным домом, как УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, оплата за горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, канализацию, освещение дворовой территории и другие услуги, потребляемые при содержании домового имущества, включается в оплату, которая предусмотрена на содержание жилого помещения.

Для определения включения оплаты за электричество, расходуемое на освещение дворовых территорий, в счет ОДН нужно понимать, является ли применяемое оборудование имуществом МКД или не является.

Расчет за объем использованных общедомовых коммунальных услуг и за освещение дворовых территорий при наличии ОДПУ делится пропорционально между потребителями с учетом размеров общей площади, являющейся их собственностью или находящейся во временном пользовании, жилых и нежилых помещений по формулам 11 – 14 Приложения № 2 к Правилам № 354. Согласно данным формулам за основу берутся показания ОДПУ.

Если МКД не оборудован ОДПУ, то объемы общедомовой коммунальной услуги определяют согласно формуле 15 Приложения № 2 к Правилам № 354. Согласно этим расчетам, объем услуги является произведением норматива энергопотребления (на общедомовые нужды) и совокупной площади помещений, которые входят в общедомовое имущество.

За единицу измерения потребляемой электроэнергии на освещение дворовой территории берутся показатели по 1 кВт*ч на 1 м 2 общей площади помещений, относящихся к имуществу МКД.

Относительно совокупной площади комнат многоквартирного дома, общей площади помещений общедомового имущества, совокупной жилой и нежилой площади в письме Министерства Регионального Развития от 22.11.12 г. № 29433-ВК/19 указывается необходимость определения исходя из сведений, указанных в техпаспорте дома.

Оплата за расход электроэнергии на ОДН рассчитывается по показателям приборов учета, если таковыми оснащены МКД, или при расчете отталкиваются от общей площади помещений, входящих в собственность МКД.

  • Благоустройство территории домов и все, что о нем нужно знать

Что делать, если нарушено освещение дворовой территории многоквартирного дома

Если проблему с электричеством не удается решить собственными силами, то за помощью необходимо обратиться к специалистам компании. Обязанности по устранению неполадок с освещением дворовых территорий возлагаются на УК. В ином случае жильцы могут обратиться в администрацию, контролирующую деятельность УК. Жильцы правомочны сменить управляющую организацию, если она не выполняет или не справляется со своими обязательствами.

При отсутствии освещения дворовой территории или при неисправных осветительных приборах подача заявления в УК проводится в письменной форме. В нем собственники квартир должны указать причину своего обращения. Данная бумага с обоснованием проблемы подписывается собственниками квартир в количестве не менее 3 человек (председателем дома, старшим подъезда и соседями). В качестве документального подтверждения к акту прилагаются фотографии двора, сделанные в вечернее время и указывающие на проблему. Составленный жильцами акт вместе с фото предоставляется в УК. После этого на протяжении недели проверяется достоверность жалобы, проводится проверка и внутреннее расследование. Полученные результаты фиксируются в акте. Копия составленного документа передается заявителям вместе с уведомлением о решении относительно принятия мер по устранению проблемы.

На основании Жилищного кодекса все финансовые расходы, предусмотренные на содержание совместной собственности и освещение дворовой территории, делятся между жильцами пропорционально общей площади их квартир. Поскольку данное пространство относится к общему имуществу, то оплата за ее освещение также возлагается на собственников недвижимости. Расходы за подачу электроэнергии на дворовую территорию определяются по общим приборам учета, пропорционально распределяются между жильцами и включаются в коммунальные квитанции.

В случае если пространство возле подъездов документально не является собственностью владельцев квартир, то расходы за электроэнергию на освещение улицы возлагаются на администрацию. В данной ситуации дворовая территория не относится к совместному имуществу, а значит оплата за подачу электроэнергии не может быть включена в квитанцию за коммунальные услуги и считается неправомерной.

  • Как и когда проводятся поверка и ремонт приборов учета энергоресурсов

Как сэкономить на освещении дворовых территорий

Во многих панельных постройках с типовой планировкой установлены приборы освещения дворовых территорий типа светильник Ртутный Консольный Уличный с лампами ДРЛ по 125 ватт. Такое оборудование устанавливается на высоте до 6 м под углом 60 0 . В ночное время лампы обычно выключаются по причине высокого потребления электричества и отсутствия автоматических управляющих приборов.

Даже при работающей системе освещения дворовой территории и использовании экономичной и эффективной лампы ДРЛ (светоотдача более чем втрое больше чем у лампы накаливания), общий коэффициент светового потока для светильника РКУ не больше 0,5.

Основной проблемой приборов для освещения дворовой территории является высота установки, которая затрудняет замену источников света. Вышедшая из строя система подачи электроэнергии является причиной повышенного травматизма, снижения уровня безопасности граждан и считается нарушением СанПиН 2.1.2.2645-10.

Заявления жильцов о том, что освещение дворовой территории мешает спать, считаются необоснованными.

Нормы освещения дворовых территорий установками наружного света определяются СП52.13330.2011, согласно которому суммарный уровень освещенности с помощью различных приборов, установленных на жилых зданиях, не должен быть выше 5 люкс. Превышение установленного показателя может быть по нескольким причинам:

  • неправильный монтаж светильника;
  • смещение приборов освещения или лампы;
  • высокая мощность лампы.

Для приборов освещения дворовых территорий, установленных над входной зоной подъезда, определены более высокие нормативы. Техническое задание «Освещение дворовых территорий» должно предусматривать для таких участков уровень освещенности не менее 6 люкс.

Освещение дворовых территорий осуществляется с помощью ламп ДРЛ, ДРИ, КЛЭ, светодиодных прожекторов и светильников.

Лампа дуговая ртутная люминесцентная – наиболее востребованный вид ламп, применяемых для дворового и промышленного освещения. По сравнению с другими осветительными приборами лампы ДРЛ обладают небольшой светоотдачей, но для их запуска не требуется дополнительных энергозатратных зажигающих приборов. К недостаткам ламп ДРЛ относится наличие ртути около 100 мг, электронного балласта, снижающего КПД светильника, и выход на номинальную мощность в течение 7 мин.

Металлогалогенная дуговая ртутная с излучающими добавками . Этот вид лампы широко используется в качестве архитектурной подсветки и дворового прожекторного освещения. Среди газоразрядных ламп они имеют самую высокую светоотдачу с минимальным снижением светового потока в процессе длительной эксплуатации.

К основным недостаткам ламп ДРЛ и ДРИ относятся:

  • большая зависимость светового потока от питающего напряжения;
  • высокая теплоотдача;
  • опасность взрыва лампы;
  • высокая пульсация светового потока;
  • содержание ртути в составе лампы – около 25 мг;
  • длительное время запуска – от 2 до 10 мин.

Компактная лампа энергосберегающая применяется для освещения дворовой территории. Самые высокие эксплуатационные показатели таких приборов определяются в температурных условиях от -50 0 до +30 0 . При более низких значениях температуры интенсивность светового потока снижается и увеличивается время выхода на нормированный режим.

Светодиодные прожекторы . Несмотря на большое изобилие светодиодных светильников на отечественном рынке, большинство из них являются дешевой продукцией китайского производства с названием известного бренда, изготовленной в корпусе металлогалогенного светильника с радиатором и построенной на светодиодной матрице.

К основным недостаткам светодиодных устройств при освещении дворовых территорий относят:

  • низкие показатели светоотдачи матричного светового потока (около 70 люмен с ватта);
  • затрудненный теплоотвод от сосредоточенного источника тепла (светодиодная матрица);
  • плохие эксплуатационные свойства в условиях низкого температурного режима;
  • сложность технического обслуживания светильника.

В чем же состоит отличие светильника от прожектора? Светильник – это прибор для рассеивания и направления светового потока для освещения зданий, придомовых территорий, улиц и внутренних помещений. Принцип их работы основан на перераспределении электричества внутри больших телесных углов. В результате происходит заливка освещаемой площади светом. Соблюдая правила и условия установки светильников, обеспечивается низкий слепящий эффект устройства.

Если для освещения дворовой территории необходимо создать высокую интенсивность светового потока (концентрированный свет) с четкой направленностью, то в светильниках устанавливают фокусирующие элементы (линзы или рефлекторы). Такая лампа будет уже называться прожектором. При монтаже такого устройства для освещения дворовой территории необходимо соблюдать жесткие требования. Среди основных – высота и направленность светового потока, снижающих слепящий эффект. Если в качестве примера взять фонарик, то основное его предназначение – это светить только вперед. Но при снятии отражателя он уже превращается в обычный светильник.

Светильник РКУ с лампой ДРЛ-125 применяется как стандартный вариант для освещения дворовой территории. Отличается высоким показателем энергопотребления и низкой светоотдачей. В состав лампы входят пары ртути. К основным ее преимуществам для освещения дворовой территории относят низкую стоимость и длительный срок службы.

Светильник галогеновый консольный уличный с лампой ДРИ-70 . Модификация устройства с лампой ДРЛ-125. Этот светильник обеспечивает на 50% большую светоотдачу. Но стоимость такой лампы больше почти в 5 раз, а срок службы в 2 раза меньше. Она содержит ртуть и отличается только улучшенными показателями освещенности.

Светильник накаливания консольный уличный под лампу КЛЭ 105 Вт не обеспечивает никаких преимуществ в сравнении с ДРЛ-125. Поэтому заменять им модели РКУ с ДРЛ-125 не выгодно по финансовым соображениям. Положительный момент установки модели НКУ состоит только в наиболее низкой стоимости монтажа.

Светодиодный фонарь прожекторного типа мощностью 50 Вт является самым недорогим источником диодного освещения. По светотехническим показателям этот вариант уступает всем другим, но, благодаря низкой цене, имеет минимальный период окупаемости.

Светильник на светодиодах SLG-ST24 – это наиболее дорогостоящее устройство для освещения дворовой территории, которое при этом отличается максимальным эксплуатационным периодом. Еще одно преимущество данного варианта состоит в высочайшей прочности. К основным достоинствам SLG-ST24 относят мощное и экономичное освещение.

Наиболее эффективным и экономичным решение для дворового света является автоматическое управление освещением с помощью астрономического реле . Это оборудование имеет программу, регулирующую включение\выключение ламп освещения в зависимости от восхода/захода солнца. Она сама корректирует работу дворового освещения по годичному циклу продолжительности светлого времени суток в зависимости от сезона и регионального расположения.

Более доступным по цене вариантом автоматизации процесса освещения дворовой территории является фотореле . Это устройство осуществляет управление светом на основании данных об уровне освещенности участка. Для правильной работы реле необходимо точно соблюдать правила его размещения. Поэтому такие операции лучше доверить профессионалам в области электротехники. Важно проследить, чтобы на чувствительную часть реле не попадал искусственный свет от разных источников (реклама, подсветка фасадов, фары авто, свет из окон и др.). Кроме того, нормальной работе устройства будет мешать пыль, снег или дождь, которые снижают чувствительность фотоэлемента. Для удобства обслуживания такое реле лучше установить возле оконной конструкции подъезда. Главное – не делать установку фотореле под козырьком, навесом или выступающим балконом. В этом случае продолжительность работы дворового освещения сильно увеличится. Опытные измерения показали, что при такой установке продолжительность работы осветительных приборов вырастет в среднем на 1,5 ч в день. Поэтому, при большом количестве дворовых светильников перерасход энергии будет незначительным.

Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?

Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?


В этой статье:

В чём проблема?

Для начала нужно определиться с возникшей проблемой:

  1. Необходима замена лампочки.
  2. Освещение слабое или есть необходимость в дополнительном свете.
  3. Нет света вообще.

В случае если лампочка визуально повреждена или просто не работает нужно обратиться сначала к диспетчеру ЖКХ, который должен предпринять необходимые действия. Контактные телефоны предоставлены на сайте данной организации, а в некоторых домах висят на стенах около почтовых ящиков.

Обращаемся в администрацию

Если реакции не последовало, тогда надо обращаться непосредственно в Администрацию города, так как у нее заключен договор с электросетями, обслуживающими каждый район. Они примут меры, связавшись с энергокомпанией, которая должна будет оценить состояние осветительного прибора и осуществить конкретный ремонт. Обращение в виде жалобы коллективной или частной за подписями осуществляется в виде обычного заявления в произвольной форме и подается в местную Администрацию определенного органа муниципального образования.

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • Какая организация отвечает за обслуживание осветительных приборов на территории
  • Как наименование заказчика по договору с этой организацией
  • Кто является ответственным за поддержание освещения на нужном уровне.

По вопросу недостаточного уличного освещения следует обратиться в Управляющую Компанию, написав заявление в индивидуальном или коллективном порядке по тому же шаблону. Главное - написать полностью Ф. И. О. каждого заявителя, роспись и адрес его проживания. Важно понимать, что Управляющая Компания несет непосредственную ответственность за жизнь и здоровье горожан и указать ей на недоработки должны именно мы, так как у нас в этом прямая заинтересованность.

В ситуации полного отсутствия света в вашем дворе необходимо обратиться в местную администрацию, руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 года No131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающем органы местного самоуправления организовывать уличное освещение должным образом. Что также регулируется ГОСТом по порядку организации освещения, где прописаны все нормативы. После составления и отправки заявления ответ должен прийти от семи рабочих дней до месяца.

Также, чтобы понимать суть проблемы, здесь представлены строительные нормы и правила.

Освещение объектов архитектуры и памятников культуры является обязательной мерой при организации осветительной системы улиц.

Подсветка главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражающих свойств.

Каждая улица предусматривает определенную степень горизонтальной освещенности. Например:

  • для широких дорог этот параметр соответствует 20 л к,
  • автодороги районного значения освещаются в пределах 15 л к,
  • для улиц местного значения достаточно 4-6лк.

В случае если вы получили отказ, можно обратится с жалобой в местную организацию, отвечающую за обслуживание освещения на улице. Очень часто отказы аргументируются недостаточным финансированием, но светлее от этих объяснений не становится.

Следующим вашим шагом может быть обращение в суд или прокуратуру по месту жительства. Желательно предоставить фото территории, на которой отсутствует свет и письменный (или в цифровом формате) отказ Администрации, отвечающий за уличное освещение.

Кто несет ответственность за уличное освещение в поселках и деревнях?

Как правило, в бюджете поселков и деревень не всегда должным образом профинансировано освещение улиц. Установить фонари вдоль каждой дороги задача дорогостоящая и часто откладывающаяся в долгий ящик. Ежегодно формируется план по оснащению улиц фонарями и местная Администрация его рассматривает сообразно бюджету. Обязательным является установка фонарей на перекрестках дорог, где опасность аварии наиболее вероятна, рядом с административными и учебными зданиями.

За техническое обслуживание отвечает районный отдел Энергосбыта, но контроль за надлежащим исполнением своих обязанностей лежит на местном муниципалитете. Правильнее будет обратиться туда в устной форме, просто позвонив по телефону или письменно, оформив ту же жалобу.

Итог

Резюмируя все вышесказанное делаем один простой вывод — за освещенность на улицах наших городов и поселков несет Администрация и именно с нее и должен быть спрос за отсутствие или недостаточную освещенность улиц.

В законодательстве отсутствует четкое определение придомовой территории рядом с частными жилыми домами, но обычно каждому владельцу такого строения приходится сталкиваться с этим понятием.

Невозможно построить дом на земле, которая не . Участок и строение – это два различных объекта, причем каждый обладает своим кадастровым номером, но при этом они неразрывно связаны друг с другом.

Придомовая территория считается важным участком, так как именно она применяется для проведения инженерных коммуникаций, создания подходов и подъездов, а также для возведения различных небольших построек, необходимых для жизни.

Земля может находиться не только в личной собственности владельцев дома, но и может оформляться в .

Законодательное регулирование

Использование придомовой территории частных строений должно основываться на тех же нормативных актах, которые применяются для .

К этим актам относится:

  • ЖК, в котором сдержится информация об определении придомовой территории, а также сюда входят основные принципы, на которых можно ею пользоваться;
  • ЗК описывает правила определения размера участка;
  • ФЗ «О землеустройстве» позволяет определить, как правильно выполняется ;
  • НК дает информацию о том, как правильно рассчитывать размер , которая входит в собственность владельца дома;
  • ФЗ №214 указывает на то, как правильно распределять права по отношению к общей земле.

Только при точном знании всех правил в отношении использования и разграничения придомовой территории можно быть уверенным в отсутствии нарушения законодательства.

Определение понятий

В законе нет точного понятия того, что является придомовой территорией для жилого частного строения.

Поэтому обычно сюда относится небольшой земельный участок, который находится непосредственно рядом с домом, и необходим для жизни и обслуживания здания.

Участок может:

  • находиться в личной собственности;
  • арендоваться у муниципалитета;
  • передаваться в безвозмездное пользование.

На границах данного участка можно ставить заборы, после чего земля может использоваться для любых целей владельцев дома.

Владельцы и ответственные лица

Принадлежность земли зависит от того, как она оформлена.

Если она принадлежит на праве собственности владельцу дома, то он может полностью распоряжаться ею по усмотрению. Если же она передается на праве , то учитываются основные правила ее применения.

К нюансам определения принадлежности территории относится:

  • земля, которая располагается за забором, считается ничейной, поэтому принадлежит обычно муниципалитету;
  • пользоваться прилагающим к забору участком могут только люди, у которых имеется на владение и использование его, например, владелец частного участка обязан использовать его для выезда из гаража;
  • допускается, что право владение землей имеется у нескольких лиц, например, у владельцев соседних домов, у которых заборы примыкают к одной территории, поэтому они оба могут беспрепятственно пользоваться этой землей.

Перегораживание участка, которым необходимо пользоваться сразу нескольким владельцам домов, является нарушением прав граждан, поэтому они могут обращаться в правоохранительные органы для устранения незаконных ограждений.

Определить размер придомовой территории достаточно просто, так как для этого используется стандартная формула, предполагающая умножение площади дома на удельный коэффициент части земли, который определяется СниПом.

Правила использования

Отсутствуют в законодательстве какие-либо отдельные и точные данные о том, как должен применяться участок, находящийся рядом с частным домом, поэтому обычно используются правила, имеющие отношение к многоэтажкам.

Поэтому непременно выполняются работы :

  • уборка участка от различного мусора или снега;
  • размещение контейнеров для мусора;
  • озеленение и благоустройство;
  • украшение земли и установка на ней разных предметов и конструкций, необходимых для жизни владельцев частных домов.

Допускается собственникам строения самостоятельно определять, какие именно работы будут выполняться на этой территории.

Уборка

Сами владельцы дома и участка должны заботиться об уборке территории, поэтому с нее своевременно устраняется мусор.

Уборка снега зависит от того, кому принадлежит земля, так как если она находится в частном владении , то убираются сами собственниками.

Если земля принадлежит муниципалитету , то обычно назначается определенная УК, которая занимается расчисткой земли, за что владельцы домов, к которым примыкает территория, уплачивают определенные средства.

Если соседи пользуются одним участком, они могут сами установить график уборки снега.

Озеленение

Оно не является обязательным, но за счет него обеспечивается привлекательный внешний вид участка.

Обычно работы включают :

  • выкорчевывание деревьев, если они мешают проезду или проходу, а также создают опасность для жизни людей;
  • высадка привлекательных клумб или газонов;
  • использование удобрений для декоративных растений;
  • создание живой изгороди.

Обычно этому процессу уделяется мало внимания, но от него зависит, насколько привлекательной будет территория.

Освещение

Если земля относится к муниципалитету, то можно потребовать установки осветительных приборов работниками коммунальных служб.

Собственники придомовой территории должны самостоятельно заботиться о монтаже этих конструкций. Особенно это актуально весной и зимой. Освещение может быть декоративным или функциональным .

Если одним участком пользуется несколько владельцев домов, то они могут договориться между собой об установке осветительных приборов, для чего все затраты по установке и обслуживанию делятся между ними.

Асфальтирование

Данный процесс так же выполняется только самими владельцами жилых домов. Они принимаются решение относительно создания бетонного или асфальтного покрытия. Деньги на это должны выделяться из личных средств.

Обычно участники одного жилищного кооператива на собрании принимают решение относительно необходимости асфальтирования территории за заборами. В этом случае собираются деньги с каждого владельца дома и нанимаются специалисты для создания покрытия.

Территория непосредственно рядом с домами, которая используется только владельцами строений, асфальтируется за счет их личных сбережений.

Благоустройство

Оно включает в себе разные работы, связанные с украшением территории, с ее уборкой и установкой различных функциональных элементов, значительно упрощающих процесс ее использования.

Непременно устраняются аварийные живые насаждения. Также не допускается создавать препятствия для использования общего участка другим владельцам домов.

Сдача в аренду

Допускается сдавать эту землю в аренду, для чего надо первоначально п одать заявление в администрацию . При передаче надела в аренду устанавливается определенная плата за использование земли.

Если земля оформлена в собственность, то для сдачи ее в аренду не требуется получать разрешение от администрации.

Администрация может отказать в возможности сдавать землю в аренду, так как на ней могут находиться важные коммуникации или имеется узкая дорога, поэтому не допускается перегораживать территорию.

Ответственность за нарушение правил

Территория может оформляться в аренду или на нее может регистрироваться право собственности. Если не будут при этом соблюдаться требования к использованию или содержанию территории, то объект может изыматься местными властями. Поэтому не допускается, чтобы создавались препятствия для соседей или находилось на участке много мусора.

Если работники администрации обнаруживают нецелевое использование земли или на ней скапливается много мусора, то может выписываться штраф.

Таким образом, придомовая территория рядом с частными домами может принадлежать самим гражданам или муниципалитету. Возможность ее использования определяется необходимостью в этом, а также имеющимися регистрационными документами. Важно пользоваться землей по назначению с учетом многих правил, а также заботиться о ее благоустройстве.

Примеры обустройства придомовой территории жилых домов представлены в следующем видеосюжете: