Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Влияние средств массовой информации на человека. Влияние средств массовой информации на сознание людей Влияние сми на общество

Все чаще современные люди именуют телевизор «зомбоящиком». У других СМИ тоже появляются свои нелицеприятные названия. И неспроста, ведь СМИ сегодня — средство для формирования мировоззрения народных масс.

Мировоззрение помогает определить виды путей, которыми человек будет шагать в мире. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его активности. Для того, чтобы сформировать мировоззрение необходимы три условия, а именно:

  • информация,
  • метафора,
  • личный опыт.

Говоря другими словами, человеку необходимо преподать нужную информацию наиболее простым для него способом с последующим возбуждением в человеке желания на основе полученной ин формации достичь практического знания, то есть получить определенный личный опыт. Именно переживание человеком личного опыта (или внутреннего опыта) является закреплением полученной информации. Это адекватное чувственное состояние на основе полученной информации , преподнесенной с помощью определенных метафор . Личный опыт является своеобразным связующим материалом между двумя величинами: «истина» и «ложь» . И здесь неважно соотносить понятие «истина» с понятием морали «хорошо», а понятие «ложь» с понятием морали «плохо». Здесь всё относительно. «Истина» и «ложь» существуют в конкретном мире одного человека. Они формируют будущие понятия «хорошо» и «плохо», и с уверенностью можно сказать, что мораль и понятия «истина» и «ложь» будут разниться между собой у каждого человека.

Для того чтобы информация глубже проникла в человека, необходимо повторение чувственного состояния , то есть повторение личного или внутреннего опыта. Так, на основе биохимических процессов, происходящих в организме при переживании тех или иных чувств и эмоций, происходит процесс развития вектора мировоззрения человека, то есть процесс направления пути развития человека во внешнем мире.

Дело остается за малым: дать нужную информацию с помощью завуалированных метафор и позволить человеку переживать положительный личный опыт, для того, чтобы человек обрел «истинное» счастье. Так можно легко и незаметно написать нужный жизненный путь практически для каждого конкретного человека.

Средства массовой информации

Ключевое слово в средствах массовой информации – информация . Первое необходимое условие для формирования нужного мировоззрения. Средства массовой информации располагают тремя самыми важными средствами доведения информации до конечного потребителя:

  • написанным словом (газеты, журналы и т.п.),
  • произнесенным словом — звуком (радио),
  • воспроизведенным словом (телевидение).

То есть присутствует и второе условие формирования у человека «необходимых» ему идей и принципов — метафора. Интернет-источники информации делают эти средства ещё более доступными и распространёнными. Третьим условием, как мы выяснили, является личный опыт. И здесь вроде человек остается один на один с собой, ведь кроме него никто не может пережить за него этот внутренний опыт.

Однако нужно вспомнить, что средства массовой информации – это «четвертая» власть . В чем заключается эта власть? Она заключается в способности управлять самими действиями человека — действиями, которые в конечном итоге должны привести к переживанию этим человеком нужного внутреннего опыта. И не нужно применять никаких методик зомбирования, достаточно лишь грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека.

К примеру, западный образ жизни говорит о том, что человек должен быть успешен, что он должен быть индивидуален, что он должен стремиться к вершинам. Средства массовой информации начинают нам в различных метафорах преподносить этот стереотип. Нам говорят, что сначала нужно получить хорошее образование, затем работать и набирать опыт, после чего устроиться в хорошую компанию, где нужно занять определенное место, и только добившись этого можно подумать о семье. И почти в любом западном издании ответят вам на ваш вопрос о ранней семье, как о гибели всего вашего будущего. Молодость – это возможность карьерного роста, свободных отношений, множества новых впечатлений. Так преподносят молодость на западе. Таким образом, человек получает информацию, что пока он молод, он должен распределить свою жизнь между двумя «истинами»: работой (карьерой) и отдыхом (развлечениями).

Человек получает эту информацию постоянно через журналы, газеты, сайты, книги, кино, шоу и так далее. Всё это приводит к тому, что он начинает совершать определенные действия, а именно: идет учиться в хорошее учебное заведение, затем стремится устроиться в хорошую компанию, ради чего может работать 20 часов в сутки! Но человек получает нужный личный опыт, который соответствует тому ожиданию, сформировавшемуся у него из полученной информации, и он передает этот опыт из поколения в поколение. Так формируется мировоззрение целых наций. И вот люди (а не один конкретный человек) совершают ряд определенных действий, описанных выше для получения описываемого личного опыта. Поколение за поколением.

А если посмотреть вглубь? Одиночество людей – это
дополнительный доход для производителей бытовой техники, мебели, автомобилей, для арендодателей и так далее. Грубо говоря, два человека не вместе, это как минимум два телевизора, два холодильника, два дивана, две комнаты и так далее. Поздние роды – это огромный плюс для частных клиник (а на западе система медицинского страхования частная), которые получают увеличенные выплаты по медицинским страховкам за сложные роды (а чем старше возраст, тем беременность и роды протекают сложнее).

Приведенный выше пример показал нам, как с помощью СМИ можно создать нужное мировоззрение у большого количества людей. Но СМИ могут не только формировать устойчивое мировоззрение нескольких поколений людей, но и побуждать людей к сиюминутным поступкам, нужным заказчику.

Контролировать чувства!

Человеку присущи чувства, эмоции и желания. И пока он не сможет их контролировать, не поставит свой разум над ними, другой человек или люди могут незаметно для него вложить всё, что им нужно. И инструментом между ними станут СМИ.

Автор не ставил целью осуждение западных ценностей. Любые це нности — результат свободного выбора, и в них вкладывают смысл миллионы людей.

В этой статье лишь говорится о том, что нужно уметь самому выбирать свой путь развития, самому формировать свое мировоззрение, опираясь на природное чутье «истины» и «лжи», которое порождает только незамутненная совесть. Ведь инстинктивно маленький ребенок всегда правильно распределит понятия «добра» и «зла», так как его сознание еще не обработано должным образом. Весьма трудно найти правильную «истину» и разоблачить «ложь», ведь даже в древности, когда люди пользовались только устным словом уже было трудно отличить «правду» от «кривды», но «правда у каждого своя», а «истина всегда одна». Думайте, анализируйте, смотрите сквозь строки, всегда проверяя то, что вам говорят совершенно чужие вам люди .

Антон Тенсин

Введение

Глава 1. Понятие СМИ

§1. История и понятие СМИ

§2. Виды СМИ

§1. Культура СМИ

Заключение

§1. История и понятие СМИ

Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной.

Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике - телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет - все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека - начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак, заканчивая выбором главы государства.

Согласно Федеральному закону "О средствах массовой информации" от 06.06.1995 № 87-ФЗ, массовая информация - это "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы". Другими словами - это любая информация, к которой можно свободно получить доступ на территории государства, установившего этот закон. Но, к примеру, книга, разговор на кухне, или запись детского утренника не являются таковой. В чем же разница? Согласно этому же закону, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, можно сказать, что Средcтва массовой информации (сокращённо СМИ, также могут быть определены как Масс-медиа) - это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки:

Массовость (1000 и более экз. для газет, журналов и рассылок);

Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

Принудительность: один источник сигнала предполагает наличие большой аудитории.

Естественно, законодательно существуют различные формы ограничения в использовании СМИ, недопустимости злоупотребления в использовании СМИ, например, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Все это оговаривается в законе и соответствующих подзаконных актах.

Другими словами, в вещании СМИ разрешено все, что не запрещено. Но для того чтобы получить статус СМИ, информационное издательство проходит проверку, получает лицензию и т.п. Стать источником массовой информации не так просто. За относительно еще недолгой историей телевидения, долгое время основным СМИ была печатная продукция. Можно сказать, что история СМИ началась с первого печатного информационного листка. А точнее, с середины 15 века, когда Гуттенберг запустил свой печатный станок. Первым изданием были религиозные и церковные книги. Но одновременно с ними стали появляться рукописные торговые листки, а затем печатные бюллетени, содержавшие вначале коммерческую информацию или объявления. Довольно быстро в Европе появились прообразы бюро новостей. Эти бюро поставили на поток распространение печатной продукции рекламного характера. Владельцами таких бюро становятся хозяева типографий, предприимчивые почтмейстеры крупных конно-почтовых станций. В то время на перекрестках торговых путей можно было получить не всегда достоверную, но самую разнообразную информацию: об урожае, о ценах на товары, о погоде, о моде, о безопасности на дорогах, о ходе военных действий и много другой разнообразной информации. В торговых портах, на рынках, почтовых станциях аккумулировалась информация, там был источник новостей, там была жизнь.

Россия тоже стремилась не отставать, а в чем-то даже и подражать западным соседям. Первая российская газета "Куранты" (второе название "Вестовые письма") появилась в 1621 году. Но она была рукописной, а кроме того, это была "газета наоборот", поскольку не предназначалась для широкого читателя. Да образованный круг читателей в России того времени был очень узок. Источником информации для "Курантов" служили доклады послов, торговых и прочих деловых людей, а также специально направленных за границу "дозорных людей" - своего рода спецкоров, задачей которых было узнавать о военных и мирных событиях в Европе. Первыми специальными корреспондентами в истории российских СМИ были Кузьма Симонов, Василий Гусев, Петр Крузиорн и Гебдон.

Появившаяся в 2 января 1703 года газета "Ведомости" ("Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах") являлась государственным изданием. Тот факт, что газета вышла в свет согласно указу Петра I, существенно отличал ее от зарубежных СМИ, которые возникали по частной инициативе и служили не государственным, а в основном торгово-коммерческим частным целям. Первым русским репортером принято считать Якова Синявина. Синявин начал работать в "Ведомостях" в 1719 году, и сразу же появились его сообщения об успехах российской экономики, яркие репортажи из провинции. Также интересен тот факт, что первым распространителем газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев, будущий автор "Истории государства российского", исследователь Урала, крупны ученый-энциклопедист.

И все-таки журналистика, как и все западное в то время в России, возникла не естественным путем как осознанная необходимость, а "сверху" как элемент государственной политики. И предназначалась эта новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя. Государственные институты, созданные Петром, и феодальное общество России на тот момент времени только-только созданные еще не нуждались в регулярном обмене информацией через газеты. Им вполне хватало деловой переписки. Не было потребности и в научных журналах, которые к тому времени уже существовали в Великобритании и Франции, потому как образованность в России среди основной части населения была практически нулевой. Можно сказать, что полноценные средства массовой информации начали появляться в России только в начале 18 века. Первое время они были малозаметны и маловлиятельны, но постепенно набрали силу и стали играть заметную роль в жизни страны и общества. Около полувека государство при посредничестве Академии Наук держало монополию на газеты и лишь к концу 50-х годов 18 века появилось первое частное издание.

Как результат, вследствие создания газет появились информационные агентства печати. Первые агентства возникли в первой половине 19 века. Основоположником можно считать француза Гаваса, в 1835 году основавшего Бюро по обеспечению газет информацией. Это бюро просуществовало более 100 лет. В 1851 году сотрудник Гаваса Юлиус Поль Рейтер создал в Лондоне поныне существующее агентство Рейтер. Другой сотрудник Гаваса Бернард Вольф в 1849 году основал в Берлине агентство печати под "Телеграфное бюро Вольфа".

Русское телеграфное агентство, получившие название из-за распространения телеграфа (РТА), было создано 15 лет спустя, в 1866 году. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их.

Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям - Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Их телеграфные агентства снабжали полученной информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Всю необходимую информацию, в том числе новости, агентства, как правило, черпали из газет своих владельцев, а провинциальные газеты в свою очередь, были вынуждены повторять голоса столичной прессы.

В 70-80-годы 19 века в прессу приходят люди далекие от журналистики в частности и от литературы вообще - купцы, банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты пестрят сплетнями и пересудами, многие печатают частные объявления, биржевые таблицы, коммерческую рекламу. Большинство материалов публиковалось без подписи, а целый ряд новостей начинался словами "по слухам".

В конце 19 века в России были уже и массовые, и общественно-политические, информационные и специализированные издания. Большинство ежедневных газет старались максимально возможно достоверно информировать читателей о событиях внутренней и международной жизни.

"В то время частные объявления, реклама и справки становятся обычным делом в газетах и приносят им значительные доходы. Большинство коммерческих изданий ведут активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми услугами подписчикам, премиями в виде книг. Печатная пресса - это Клондайк того времени. Читатель, еще неискушенный, неопытный и наивный поглощал все с необычайным интересом. " Российские издательства не стояли на месте и заимствовали приемы западных коллег. В частности, популярны становится публикация криминальных материалов и судебных очерков, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, так называемые "материалы человеческого интереса". Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов.

Постепенно изменилось и содержание газетных полос, более политизировалось, так как внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной печати. Изменился стиль изложения материала, верста газет, изменился формат газеты.

По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. По словам редактора "Русского слова" Дорошевича, существовало около 13 тысяч циркуляров по этому поводу. Русско-японская война 1904-1905 годов позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революция 1905 года вынудили правительство пойти на уступки.

После октябрьской революции по декрету СНК от 18 ноября (1 декабря) 1917 года существовавшее тогда Петроградское Телеграфное Агентство (ПТА) было преобразовано в Центральное информационное агентство при СНК. Местные Советы в духе революционного времени были обязаны пользоваться информацией ПТА для публикации в своих органах, а не имевшие их должны были организовать специальные бюллетени с телеграммами ПТА.

7 сентября 1918 года было образовано Российское телеграфное агентство (РОСТА), которое являлось центральным информационным органом Советского государства. РОСТА было создано путем присоединения Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. В РОСТА влились все существующие на тот момент советские информационные агентства. Основной задачей РОСТА было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны.

Со временем РОСТА стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В годы гражданской войны работники РОСТА участвовали в деятельности многочисленных агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки, плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами и острыми забавными стихами так называемые "Окна РОСТА" (Окна сатиры РОСТА), с которыми активно сотрудничали Черемных, Маяковский, Демьян Бедный, Мор и другие. Это был самобытный вид агитационно-массового искусства, возникшего в 1919-1921 годах и являвшийся одной из форм формирования общественного мнения.

В первое время своего существования РОСТА, помимо своей непосредственное информационной деятельности, занималось и распространением периодических изданий. С созданием в 1919 году Центропечати (позднее преобразована в Союзпечать), эти функции из РОСТА ушли.

После окончания гражданской войны агентство несколько раз меняло ведомственную принадлежность: в декабре 1920 года РОСТА было подчинено Главполитпросвету, в сентябре 1922 года - передано ВЦИК, в 1925 году - подчинено СНК РСФСР, в 1935 его функции были переданы Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС).

Тем не менее все это время печатные СМИ не были подчинены какому-либо одному универсальному закону, который бы упорядочил деятельность, способы и методы влияния СМИ на общественную жизнь. В почдинение этому закону вошли уже существующие радио и телевидение как способы СМИ.

Официальное юридическое начало истории российских СМИ - Закон РФ "О средствах массовой информации", принятый 27 декабря 1991 года, закрепивший общие принципы свободы массовой информации, а также новый механизм организации и деятельности СМИ.

Однако СМИ не были бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой информации, если бы эти принципы соблюдались в полной мере. Есть ведь одно большое НО: СМИ по природе своей склонны к манипуляциям. Хотя бы по причине собственной встроенности в систему массовых коммуникаций. Одно из известных определений СМИ гласит: "самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения". Значит, институт СМИ в общем и телевидения в частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.

В истории зарубежного, равно как и отечественного телевидения, прослеживается несколько этапов. Первый этап является экспериментальным, на котором главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. Второй - этап начала и становления регулярного вещания на стандартах, близких к сегодняшним, поиск оптимальных организационных форм и распространение телеприемников среди населения. Третий этап характеризуется превращением телевидения в главное средство массовой информации и господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ. Ряд государств вступил в четвертый, современный этап - время "телеизобилия", внедрения спутникового и кабельного ТВ, дробления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора.

Слово "телевидение" ввел в оборот на научной конференции в Париже петербургский радиоинженер Константин Дмитриевич Перский в 1900 году. Термин же, как и идея, появился задолго до самого телевидения. Получение первого телеизображения относится к 20-м годам прошлого века - в разных странах с разрывом в несколько лет.

Первая модель телевизора Ар-си-эй имела экран 5x9 дюймов (дюйм - 2,5 см), была рассчитана на пять каналов и стоила 199 долларов, но не имела звука. Для того чтобы можно было не только смотреть, но и слушать двигающиеся картинки, телевизор нужно было подключать к радиоприемнику и настраивать на определенную волну.

Репертуар телестанций США на тот момент включал передачи трех видов: кинорубрику (обычно фильмы-путешествия и старые голливудские ленты), студийные передачи (концертные номера, скетчи и кулинарные уроки) и внестудийные репортажи с ПТС, занимавшей два громоздких автобуса (спорт, выставки, демонстрация мод). Несколько позднее в репертуаре появилась реклама.

После Второй мировой войны количество телеканалов в США стало увеличиваться. Во многом благодаря тому, что появились коммерческие телесети. Также в послевоенные годы, но ближе к 50-м годам стало появляться общеобразовательное телевидение.

На территории Англии развитие телевидения также шло свои путем. "2 ноября 1936 года Би-би-си начала регулярные передачи. Именно эта дата принята сегодня за начало истории регулярного телевидения в мире. Передачи шли по два часа в сутки шесть раз в неделю по заранее объявленному расписанию."

Вторая мировая война коснулась всех. По этой причине телевещание практически не развивалось во время войны. После войны во многих странах зарождалось и развивалось общественное телевидение. Например, Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи в июне 1946 года показом записи парада победы.

Позднее, в 1955 году появилось коммерческое телевидение. Коммерческое ТВ существовало как обычное предприятие, стремящееся к извлечению прибыли путем продажи части своего вещательного времени под рекламу.

"Если на общественное (государственное) вещание зритель может влиять как гражданин и избиратель, то на частное - прежде всего как потребитель, настроения которого выявляются регулярными опросами. Недостаток коммерческой организации - постоянная зависимость от рекламодателей, которые ради прибыли готовы потакать даже самым низменным вкусам и желаниям аудитории. "

Активное развитие и становление телевидение также проходило на территории континентальной Европы - в странах Франции, Германии и т.п. Практически везде телеканалы подразделялись на государственные и коммерческие, все это конечно обусловлено, в момент появления телевидения стремлением со стороны государства как-то монополизировать эту новую возможность, с другой стороны, после войны нужны были средства, и они нашлись в таком новом слове - реклама. Плюс ко всему, стало развиваться кабельное телевидение, способное угодить любому вкусу, но оно, опять же, было платным. Зато каждый гражданин от мала до велика теперь может найти передачу по своему вкусу, что безусловно является большим плюсом.

У истоков электронного телевидения в России стоял уже упомянутый профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг. В 1937 году начались опытные передачи на УКВ в Ленинграде.

Советские пресса, радио и телевидение официально именовались "средствами массовой информации и пропаганды", информационные и развлекательные передачи воспринимались под углом их пропагандистского предназначения.

Использование телевидения с целью "воспитания советских людей", формирования "нужного" общественного мнения имело переменный успех. Зрители скептически относились к подслащенным сообщениям на внутренние темы: рапорты об успехах сельского хозяйства, например, вызывали недоумение у человека, отстоявшего очередь за продуктами.

Значительные перемены как в стране, так и на телевидении начались только после 1985 года. Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым использовало СМИ для поиска путей выхода из застоя, для того, чтобы сломить бюрократическое сопротивление реформам, для пропаганды "нового политического мышления". Взятый новым руководством курс на гласность означал постепенное снятие традиционного контроля над словом, переход от монолога и назидательности к дискуссии.

"Августовский путч 1991 года, когда консервативные силы попытались вернуть страну к прежним порядкам и потерпели сокрушительное поражение, привел к окончательному краху КПСС и распаду Советского Союза. Старая структура Гостелерадио была разделена по республикам. В России на сузившемся информационном пространстве передачи вели две большие государственные компании. Первоначально предполагалось, что первый канал (в 1992-1995 - "Останкино") будет обслуживать Содружество Независимых Государств в качестве межгосударственной компании. Но эта идея не осуществилась, и он остался, по существу, программой России, принимаемой в СНГ. Эта ориентация канала до сих пор прослеживается в большом числе сообщений из ближнего зарубежья в новостях, а также в отборе развлекательных передач. "

В мае 1991 года начал работать телеканал "Россия", принадлежащий Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). В советских условиях он стал рупором более демократически настроенного российского парламента во главе с Б.Н. Ельциным. Когда КПСС потеряла монополию на государственную власть и между различными политическими силами началась борьба за контроль над средствами массовой информации, главным яблоком раздора стало телевидение.

С 90-х годов различными путями пытались создать в стране независимое, негосударственное телевидение. Тому примером могут служить "ТВ-6 Москва" и "НТВ".

Сегодня российское телевидение включает в себя достаточно много каналов, государственных, коммерческих, частных, спутниковых, кабельных и т.п. Безусловно, многие каналы рассчитаны исключительно на массовость потребления, на рекламу, доход с нее. Но тем не менее, нельзя отрицать наличие общеобразовательных программ и каналов, которые все также привлекают зрителя.

Деньги вкладываются - и окупаются. Пресса должна приносить собственникам прибыль, будь она выражена в денежном эквиваленте или же в общественных настроениях.

§2. Виды СМИ

На настоящий момент времени, как упоминалось выше существует несколько видов СМИ: печатная продукция, электронная, теле - и радио - продукция. Можно условно разделить их на несколько видов:

рекламные издания (печатная продукция сборника объявлений); электронные СМИ (как правило, это электронная версия существующего печатного или телевизионного источника массовой информации - газеты, журнала или программы, это также может быть новостной блок, законодательный и т.п.);

журналы (современные журналы носят очень разнообразный характер - от научно-познавательных до информационно-развлекательных, спектр очень большой, есть также специализированные журналы, которые освещают информацию по какой-нибудь узкой области, интересную для определенной категории читателей - например, компьютерный журнал, журнал о растениях, животных и прочее);

справочники (справочники как правило содержат в себе информацию справочного характера, являются своего рода каталогом, устроенным тем или иным образом);

радио (в радиоэфире можно сегодня услышать в основном музыкальные произведения, новости, дискуссии. Хотя, следует отметить, что в последнее время очень распространены аудиокниги, которые ставят в прямом эфире на радиостанциях, что служит образовательной цели, особенно для подрастающего поколения);

телевидение.

Последний пункт заслуживают отдельного рассмотрения, ввиду того, что больший процент аудитории предпочитает телевидение. На то есть различные причины - несомненное удобство, возможность воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств, отсутствие платы (по крайней мере за основные каналы) и многое другое. Телевидение является источником информации различного рода - коммерческой, политической, культурной, образовательной, развлекательной. Все это вперемешку с рекламой создает мощную основу для манипуляции массовым сознанием.

§3. Интеграция СМИ в общественное сознание

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества".

Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде). Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации. "Тот факт, что средства массовой информации (печать, периодические издания, радио и телевидение) почти без исключения являются деловыми предприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами, похоже, нисколько не смущает апологетов объективности и неподкупности информационных служб. " Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тотальность воздействия - полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами. Поэтому перестройка в СССР стала беспрецедентной по эффективности программой манипуляции - все средства массовой информации были в руках одного центра и подчинялись единой программе (тоталитарность контроля за прессой в годы перестройки была несравненно полнее, нежели в "годы застоя").

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

Глава 2. Роль СМИ в жизни общества

Мы рассмотрели основные этапы становления и развития СМИ, их роль в жизни общества. Во второй главе подробнее будут рассматриваться влияние СМИ на жизнь общества и его значимость, виды информации, которая может поступать к массовой аудитории, ее влияние на поведение отдельного индивидуума и общества в целом.

§1. Культура СМИ

Культура общества представляет собой совокупность идей, связанных с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях в обществе, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем богатстве. Тотальная информатизация сегодня это всепроникающая черта современной цивилизации. Тезис "тот, кто владеет информацией, владеет миром" в информационном обществе становится всё более актуальным. В современную эпоху глобализации поражения и победы свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В подобных условиях роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации в современном мире представляют собой важную часть духовного производства. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. С отменой цензуры в стране слово "свобода" стало одним из самых употребляемых в философском лексиконе. Все демократические конституции развитых стран закрепляют понятие свободы, видя в нем основу свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Очень трудно дать оценку влиянию СМИ на человека, на его мнение сегодня, ведь недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Необходимо научиться четко оценивать информационную зависимость общества. Для того соблюсти гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства. Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Соответственно становятся первоначальным источником информации, прежде всего об окружающем мире. Особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. В условиях трансформации российского общества остро встала проблема изменения не только экономической, политической, социальной сфер общества, но и сферы духовной, что во многом обусловлено деятельностью средств массовой информации. Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование традиционной российской системы ценностей и формирование новой системы по западному образцу.

§2. Влияние СМИ на поведение в обществе

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Очень распространенный нынче Интернет - порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом. Безусловно - это положительные стороны влияния на общественное мнение и человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с методом ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют всю подаваемую информацию, т.е. особым образом "подводят" ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

Стереотипы, как правило, формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. При помощи стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев", созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Таким образом, с помощью различных методов влияние СМИ крайне важно и велико. Можно сделать вывод что умело манипулируя общественным сознанием при помощи различных СМИ возможно не только создать направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

В последнее время все чаще слышатся разговоры о возрастании влияния СМИ не только на поведение, но и на сознание, на психику. Для многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению не всегда позитивна. Все что в этот момент поглощает сознание человека записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. В дальнейшем, эта информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществ, на работе. А подобное поведение, стереотип которого получен в крайне уязвимом состоянии психики не всегда является правильным.

§3. Глобализация СМИ и ее влияние на мировую общественность

Сегодня мир живет в эпоху глобализации - нам не перестают об этом напоминать. Благодаря развитию науки и техники мы можем сиюминутно получать известия о событиях только что произошедших. И все же следует помнить, что не всегда увиденное соответствует действительности.

Иногда в заблуждение можно ввести все общество, всю нацию, все государство. Далеко не надо ходить. Пример тому гитлеровская пропаганда. Нацистское руководство, осознавая огромные потенциальные возможности телевидения, которое в то время только начинало принимать массовость и популярность, начинало развиваться как технически так и массово, всячески поддерживало его внедрение. В марте 1935 года было объявлено, что передачи берлинского телецентра становятся регулярными. Стоит ли говорить о том, что эти передачи были направлены в основном на пропаганду нового пути "истинных арийцев". И люди верили. И мир свидетель тому, что их этого получилось. В то же время, во многом благодаря СМИ против той же нацистской Германии смог собраться и выстоять американский, европейский, но в большей мере славянский народ. Именно благодаря агитации и массовости, мобильности и возможностям СМИ удалось объединить страну во время войны, поднять дух, поддерживать, напоминать о том, что люди не остались наедине с этой бедой, что о них помнят, любят и ждут.

В то же время нынешняя политика практически всех ведущих государств и СМИ практически неразделима - они как две руки, которые одна другую моет. Ведь граждане узнают обо всех политических и государственных решениях исключительно из СМИ. И вынуждены верить, потому что другого источника просто нет. С другой стороны, во времена политической активности, например, выборы, СМИ пытаются направить галочку избирателя в нужный квадрат. В принципе, это объясняется даже не только деятельностью СМИ, но еще и созданными условиями при проведении выборов, ну и, разумеется, финансовыми возможностями избираемых.

С другой стороны, глобальность и популярность СМИ имеет и положительное влияние на мировую общественность - например всемирная пропаганда против СПИДа, многие, в том числе знаменитые и деловые люди поддерживают это движение и не потому, что столкнулись с этим, а потому что боятся столкнуться. Да, стоит согласиться что СМИ несет в себе как положительную, так и отрицательную информацию. И что ее влияние на общественность сегодня крайне велико. Информационный поток очень большой сегодня может обрушиться на человека, его задача разобраться, отфильтровать ненужную информацию. Но в "нужности" и "ненужности", в правдивости и лжи в настоящем так трудно разобраться, что многие предпочитают просто не делать этого, а полагаться на "общественное мнение", при этом не понимая, что это самое общественное мнение - это они сами.

Заключение

Итак, в работе были рассмотрены основные этапы становления и развития СМИ, их роль и место в истории общества и сегодня.

Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.

Также можно сделать вывод о всеобъемлемости, своего рода глобальности СМИ, что достигается путем обхвата различных целевых аудиторий.

Более того, сегодня наличие разнополярных СМИ, в том числе иностранных обозревателей, не подчиненных одному центру дает возможность для проведения масштабных информационных исследований.

Можно отметить что посредством манипуляции значениями каких-либо понятий, СМИ могут менять отношение к ним, а со временем и их значимость и значение, не из вредности конечно, а просто по той причине, что исходный толк уже может быть утерян.

Стоит отметить, что на протяжении работы рассматривается понятие "манипуляция сознанием". Важность заключается в том, что рассматривается как положительная, так и отрицательная стороны этого момента.

В том числе было уделено внимание развлекательно-информационному режиму, сделан упор на его все больше развивающуюся ненатуральность, "глянцевость", виртуальность… Многочисленные "реалити-шоу" заменяют и даже подменяют представление о действительности, многочисленные глянцевые журналы, красивые картинки заставляют людей, в основном молодежь работать на индустрию моды, тратить огромные средства на рекламную продукцию, просто потому что это "модно". Мода тоже диктуется СМИ, печатными, телевизионными - они решают что читать, что носить, что смотреть, что делать, куда поехать отдыхать. Может быть, с одной стороны как стимул экономики эти действия полезны и оправданы, но с другой, безусловно, навязываются. Да, по прежнему можно сказать, что у человека всегда есть выбор, но все так же по прежнему в обществе не любят "белых ворон". И дабы не выглядеть смешными, многие стремятся быть стереотипными, потому что живут в обществе, и боятся потерять тот комфорт, которого достигли, боятся не успеть все узнать, пропустить сенсацию, порой забывая просто жить.

Список литературы

1. ФЗ "О средствах массовой информации" от 06.06.1995 №87-ФЗ

2. Бессонов Б.Н. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения. М, 1980.

3. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М., 1978.

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

5. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. М., 2000.

6. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М. 1998.

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

8. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу // Социологические исследования. 1993. № 2.

9. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000.

10. Петев Т. Массовое общение и личность // Теория и практика СМИ и пропаганды в современном мире. Сборник. М., 1985.

11. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.

Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1998, С.68

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002, С.178.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980, С. 39.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002, С.180.

Коваленко Антон Олегович

Очкова Екатерина Александровна

студенты 2 курса, факультет стандартизации, химии и биотехнологии, ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

Подольская Инна Александровна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры политологии и социологии ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

Е- mail : inna . podolskaya @ inbox . ru

На сегодняшний день динамика роста объема информации стремительно увеличивается. Информации отводится очень значимое место в современном мире, что не было в традиционном обществе. Привычным делом для большей части населения является просмотр новостей по телевидению, интернету, а также чтение газет и радио.

СМИ не только извещает нас об изменениях в мире, но также оказывает то или иное влияние на наше сознание, мировосприятие и формирование ценностей. Больше всего под влияние попадает молодое и пожилое поколение, так как молодое поколение более мобильное и восприимчивое к новациям, а пожилое поколение более доверчиво. Современная молодежь не представляет жизни без мобильной связи и интернета, а люди преклонного возраста без телевидения и газет, а ведь все это - часть огромной медийной информационной системы. А всей ли информации от СМИ можно верить?

Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое без труда поддается влиянию . Значительная масса людей не имеет собственного мнения, поскольку не приспособлена к теоретическому мышлению, поэтому в результате любая информация из СМИ воспринимается как «правда» и не ставится под сомнение, чем безгранично пользуется телевидение и информационные интернет-сайты. Нужно отметить, что сегодняшние СМИ утратили воспитательную функцию, а стали больше уделять внимание только функции развлечения. Развлекательные программы, сентиментальные сериалы, жесткий юмор - основной спрос потребителей. Многие телеканалы функционируют под лозунгом «зрителям не нужно то, что пробуждает разум и двигает к новым идеям». Получается, что СМИ во многом контролирует наше мировосприятие и направляет нашу жизнь в примитивное русло.

Новые технологии в развитии СМИ несут в себе как положительную, так и отрицательную функцию. Благодаря СМИ «раздвигаются стены квартир до границ планеты». СМИ обеспечивает быструю доставку свежих новостей, просвещает нас о происходящих событиях в мире, дает нам предупреждения о чем-либо, а также снимает социальную напряженность.

Но, мы считаем, что негативного влияния СМИ гораздо больше. Так, например, очень часто мы сталкиваемся с пропагандой на телевидении свободных отношений, что не является нормой во взаимоотношениях между людьми и не ведет к созданию полноценных и прочных семей, а наоборот, разрушает семейные ценности. Не стоит забывать, что семья - это первичная группа, в который мы социализируемся и начинаем осознавать себя полноценной личностью. Разрушение семьи ведет к деградации личности. Популяризация свободных отношений приводит к быстрому росту числа венерических заболеваний.

Постоянно увеличивается количество фильмов, показывающих агрессию, насилие и жестокость. По времени, отведенному на эфир, криминальная хроника занимает одно из главных мест на телевидении. Ежедневно мы слушаем про трупы, перестрелки, захваты и ограбления с насильственным характером. Ученые доказали, что новости с изобилующей информацией про погибших и трупы действительно пользуются популярностью, причем чем больше смертей, тем больше новость вызывает обсуждение и ажиотаж среди зрителей. Люди сами показывают потребность в криминальных новостях, на чем и играет СМИ, пробуждая в людях злобу, а также чувство катастрофизма. В 2003 году глава МВД Борис Грызлов высказал в эфире телеканала НТВ свое отношение к криминальным передачам: «Чрезмерное насилие на экранах ведет к насилию в жизни. Я не сторонник сокрытия преступлений от общества, безусловно, каждый имеет право знать и понимать реальную ситуацию. Я говорю только об одном - делать насилие зрелищем - не лучший способ зарабатывания денег, когда-нибудь оно может коснуться каждого». Из его слов можно понять, что почти все время в эфире предоставлено криминальным передачам, что увеличивает рейтинг телеканала. По нашему мнению, СМИ стандартизируют взгляды людей и их поведения, вырабатывая тем самым единообразие их реакций

СМИ - мощный регулятор общества с целью навязывания ему своей позиции. СМИ недаром называют четвертой властью, но, в некотором роде, ее можно назвать и первой властью, ведь именно у СМИ преобладающее влияние над обществом. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии» - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Хотелось бы коснуться еще одного аспекта влияния СМИ на общественное сознание. Долгое время самой популярной новостью остается конфликт на Украине. Начнем с того, что в каждой стране одно и то же событие преподносят гражданам по-разному, вследствие чего может искусственно создаваться и усугубляться конфликт между населением разных стран. С помощью СМИ мы составляем для себя психологический и политический портрет государственного деятеля, партии, государства, страны. За последнее время в США и Европе резко усилились русофобские настроения. В россиянах видят «неотесанных варваров, готовых в любую минуту разрушить все то, что существует на Западе».

Стоит отметить тот факт, что СМИ не оберут на себя ответственности за ту информацию, которую они распространяют. Получается, что сегодня каждый может публиковать любую информацию, как правдивую, так и лживую. Искажение информации - это нормальное явления для мировых СМИ.

В последнее время очень много информации поступает в связи с предстоящим празднованием Дня Победы. Многие западные лидеры не стесняясь пересматривают итоги Второй мировой войны. Например, глава МИД Польши Гжегож Схетына заявил, что Освенцим освобождали украинцы, а не советская армия, и День Победы нельзя отмечать в Москве, так как война там и началась. Премьер министр Украины Арсений Яценюк говорит о том, что именно Украина - страна победительница во Второй мировой войне и так далее. Конечно, это вызывает неприязнь у россиян, однако у граждан своих стран - гордость за свое государство.

СМИ, преподнося политические и экономические новости, пользуются фрагментарным методом распространения информации. Фрагментарная подача информации, дробленая подача информации, придает видимость ее разносторонности, но не дает сформировать целостность картины происходящего. Получается, что это еще один вид манипуляции над гражданами, который затемняет одни события, отвлекая другими событиями. Такая подача информации уменьшает интерес слушателя к событиям экономики и политики, вызывая апатию.

Приведем несколько примеров исследований. Томский институт информационных технологий в 2006 году провел исследование на тему «Влияние СМИ на молодежь». Получилось, что 27 % студентов среди приоритетных качеств по отношению к СМИ выделяет достоверность, а самым популярным источником информации для 79,1 % студентов является телевидение . Интересное исследование провела Э. Ноэль-Нойман на основе эмпирических данных, доказав, что средства массовой информации формируют предполагаемую «повестку дня», то есть представления индивида о том, «что обсуждают другие» . По данным фонда общественного мнения, 90 % россиян узнают о последних событиях по телевидению, и только 18 % - из сообщений прессы . Известное высказывание Уинстона Черчилля о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром» можно перетрактовать, как «кто владеет СМИ, тот может контролировать людей».

Исходя из выше сказанного, можно выделить самые основные функции СМИ: информационная, в малой степени образовательная, функция социализации и критики, мобилизационная функция. На наш взгляд СМИ нуждаются в медиаобразовании. По нашему мнению, куда более респектабельно сделать упор на функции просвещения и образования. Главное, чтобы эти функции привлекали общество к науке, развивали грамотность населения и формировали правильные ценности.

Список литературы:

  1. Жилаеская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. - 270 с.
  2. Ноэль-Нойман Э. 1996. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. М., 1996. - 56 с.
  3. Фонд общественного мнения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://katpop.narod.ru/ (дата обращения 4.04.2015).
  4. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969. - 275 с.

Сегодня информация дает небывалый успех или беспощадно губит, а тот, кто ею владеет, тот владеет миром. Трудно поспорить с тем фактом, что влияние СМИ на современное общество кардинально отличается от прошлых веков. Газеты, журналы, радио и телевидение способно навязывать определенное мнение и даже модель поведения.

Красочным примером могут стать печатные издания прошлой советской эпохи, когда передовые статьи, публичные развенчания и разоблачения имели грандиозный успех и были губительными для тех, кто осмеяли на страницах газеты. Зато почетные участники газетных дебатов, те работники и активисты, которым удалось попасть на страницы газет в хвалебных одах, становятся звездами местного или государственного масштаба.

Роль СМИ в жизни человека

Если говорить о роли СМИ в жизни современного человека, стоит отдельно упомянуть о постоянном влиянии. Газеты, журналы и новости навязывают печальные события современности, рассказывают о пожарах, убийствах и аферах, в то же время активно предлагается более легкая бульварная пресса, глянцевые журналы или развлекательные передачи, которые постепенно заполняют эфиры радио и телевидения. Невольно современники приходят к мысли, зачем читать и слушать сложную информацию, когда есть веселые, забавные и увлекательные статьи про звезд или обычных людей.

Таким образом, общество и СМИ тесно взаимосвязаны, поскольку первое порождает второе и после не может без него обойтись. Первоначальная задача СМИ освещать актуальные события, информировать население, однако от типа и формы подачи информации, ее роль и влияние может меняться. Если негативные события в нашей стране подаются на фоне еще больших проблем в других государствах, традиционно собственные проблемы воспринимаются легче и не так губительно. Подобный принцип активно использовался в советское время.

Влияние СМИ на общество

Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. Потому стоит задуматься о влиянии СМИ на жизнь человека, а потому выбирать самые качественные средства массовой информации, на которые не влияют посторонние факторы, например, политика, экономическое влияние. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято. Правда, искать такие СМИ придется долго, ведь многие из них находятся под непосредственным влиянием политических или экономических сил.

Вопрос влияния массовой информации интересует ведущие умы мира уже долгое время. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной идея массовой манипуляции обществом. С появлением радио и телевидения мир изменился. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики. Таким образом, стала другой политическая коммуникация, у которой появились новейшие средства и конечно цели. Нехватка исследований по медиа-воздействию особенно остро ощущается на современном этапе, в век информации. Социализация людей осуществляется в среде, в которой информация содержит всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее просто перестают замечать.

С середины XX века большинство зарубежных ученых стало заниматься вопросом изучения влияния СМИ на общественное мнение, тем самым доказав, что они могут являться хорошим манипулятором. Как раз тогда и было введено понятие "повестка дня", определяющееся как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной момент. "Установление повестки дня", т.е. внедрение данного шаблона в сознание аудитории, явилось основной задачей СМИ. Немецкая исследовательница общественного мнения Э.Ноэль-Нойман на эмпирических данных доказывала, что средства массовой информации формируют возможную "повестку дня", т.е. представления индивида о том, что могут обсуждать остальные. Также существует ряд мнений, что установление повестки дня - хаотичный процесс, а интенсивность упоминания одной темы зависит от интенсивности упоминания другой.

В условиях же современной российской действительности не существует эмпирически доказывающих фактов влияния средств массовой информации на общество. Тем не менее, российские СМИ продолжают претендовать на роль манипулятора общественного мнения.

Еще во времена Советского Союза пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: “Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы”, советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Когда информация является одним из наиболее значимых факторов становления общественного сознания, российская информационная среда становится традиционным полем для проявления политической ангажированности. Тем не менее реальная ситуация требует большего, нежели предубеждений по поводу регулирования общественного сознания путем "навязывания" какой-либо информации.

О психологическом воздействии СМИ начали говорить с появления первого печатного станка. Владение информацией определяет уровень развития человечества: чем выше в своем развитии поднимается человек, тем больше потребность в дальнейшем владении информацией. Именно владение информацией определяет отношение власти к СМИ. Теоретически средства массовой информации выполняют роль посредника. Посредническая роль СМИ прежде всего в том, что они представляют интересы общества перед властью, помогают обществу их формулировать и защищать, сами являются важнейшим институтом гражданского общества, не уклоняясь при этом от роли своего рода передаточного механизма импульсов, идущих от государства к обществу и обратно. Однако наполнение этой схемы реальным содержанием значительно сложнее и пронизано многими противоречиями.

Функционирование СМИ в нашей стране регулируется Федеральным законом о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 года № 2124-1. В статье 38 "Право на получение информации" декларируется, что "Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц". В 2009 г. президентом Д.А.Медведевым были внесены изменения в Закон о печати, касающиеся применения более современной терминологии.

Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию. Исходя из положений статьи 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" периодическим распространением массовой информации является распространение не реже одного раза в год совокупности сообщений и материалов, предназначенной для неограниченного круга лиц. Под средством массовой информации понимается форма периодического распространения массовой информации, в том числе периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма.

Периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет.

Средства массовой информации играют значительную роль в жизни современного общества, и именно это обстоятельство не в последней степени сделало их объектом пристального внимания не только широкой общественности, но и исследователей. Масс-медиа стали предметом научного анализа еще и потому, что сама индустрия СМИ, будучи развитой и весьма прибыльной отраслью экономики, заинтересована в изучении законов функционирования - и как отдельной системы, и во взаимосвязи с обществом и его многочисленными институтами.

Исследования СМИ практически повсеместно выявляют сложность природы, что приводит к большому разнообразию теоретических подходов и концептуальных обобщений. Объективно теории СМИ характеризуются междисциплинарным характером, в изучении масс-медиа это обусловило постоянный синтез смежных общественных дискурсов и появление новых направлений исследования.

Общественное мнение с большой буквы (Общественное Мнение) - это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели. Отсюда основная задача демократии сделать так, чтобы в современном ему обществе Общественное Мнение формировалось, влияло и учитывалось бы разумно и рационально, будь то сферы управления или политики.

Проблема влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в период избирательных кампаний также является предметом дискуссий. Часть исследователей утверждает, что СМИ оказывают решающее влияние на мотивацию избирателей.

Появление новых технологий и распространение грамотности в XIX веке привело к возникновению новых форм коммуникации, а именно массовой коммуникации. С этого времени озабоченность последствиями медиавоздействия выражается не только представителями просвещенной элиты, но также индивидами и группами всех слоев общества: от президента до родителей, от представителей интеллигенции до студентов-первокурсников. Эти исторические примеры выражения озабоченности негативным воздействием СМИ на общество были настолько заметными, что оказывали влияние на законодательство, определяли государственную политику и привлекали внимание многочисленных исследователей.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система. Понятно, что СМИ играют большую роль в жизни современного человека, не один, так другой вид СМИ, прямо или косвенно, формирует взгляды человека на современное общество.

Разные категории населения реагируют на эти явления по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости "твердой руки", сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить Закон и порядок. Для другой части населения в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь или присоединение к разного рода общинам, группам, религиозным сектам и т.д..

Общественность является не однородной массой, а представляет собой совокупность различных социальных групп, слоев, прослоек, включенных в семейные, производственные и иные отношения со своими привычками, установками, ориентациями, ценностями и вкусами. Телевидение или газета - лишь один из многих элементов, связывающих отдельного индивида с обществом. Решение избирателей голосовать за ту или иную партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы, политическая культура и система ценностей, ориентации, состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутри- и внешнеполитические условия, состояние экономики и т.д.

Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви и других институтов. Но нельзя не учитывать и то, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Поэтому изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений, взятых во всем объеме и со всеми сложностями, всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания. При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркальное отражение действительности.

Взятые сами по себе СМИ не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не могут быть ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Здесь уместно напомнить высказывание известного английского историка Дж.М.Тревеляна о том, что политика - результат, а не причина социальных изменений. СМИ являются лишь одним из инструментов, дополнительным фактором, способствующим изменениям.

Таким образом, СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. Один человек или отдельная группа людей не может ни голосовать за все партии или за всех кандидатов, ни покупать все рекламируемые товары, ни соглашаться со всеми предлагаемыми мнениями. Зачастую эти сообщения и материалы нейтрализуют друг друга. Несомненно, совокупность программ и материалов СМИ оказывает влияние на формирование общественного мнения, но не штампует его. Наше исследование подтверждает, что единым общественное мнение сегодня сделать крайне трудно, поскольку доверие ко многим СМИ в обществе утрачено.

Теория о том что можно сформировать общественное мнение в необходимом направлении верна только отчасти, поскольку существует большое количество потребителей. Общеизвестно, что аудитория - это современный живой товар, за который идет довольно ожесточенная борьба и количество которого тщательно отслеживается посредством еженедельных, ежедневных и даже ежесекундных рейтингов: чем больше такого товара, тем выше ставка на рекламу и тем, соответственно, выше коммерческая прибыль. Проведенное исследование подтверждает, что респонденты интересуются политикой в минимальной степени, интересы их сосредоточены в области профессиональных знаний, новостей из светской жизни, в социальных сетях. Поэтому единообразного общественного мнения на сегодня не существует, оно менее податливо, чем раньше. В условиях российского общества аполитичность, к сожалению, не способствует быстрому формированию гражданского общества. Влияние СМИ на общественное мнение нельзя назвать прямым, во многом оно является косвенным или даже прямо противоположным, вопреки ожидаемому результату (эффект отторжения).