Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Старцев угол освящение нового храма. Для истинной веры нет ничего невозможного

Спасо-Преображенская пустынь имеет народное, самое распространенное и наиболее узнаваемое название - Старцев Угол, расположена на границе Большеигнатовского района Мордовии и Сеченовского района Нижегородской области у села Горки. Мордовия считает этот монастырь своим, Нижегородчина своим, ведь на протяжении XX века границы постоянно менялись.

И вот сейчас то место, где был монастырь времен царя Алексея Михайловича, относится к нижегородской стороне, а первый монастырь, где, по старинной легенде, храм ушел под землю, находится на мордовской стороне.

Немало святых людей посещали эту пустынь, такие как Серафим Саровский и святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Здесь было явлено и немало местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные и устраивались судьбы многих благочестивых христиан.

Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.

История Старцева Угла ведет начало от времен похода на Казань. Здесь царю Иоанну Грозному явился святитель Спиридон Тримифунтский и предсказал победу русского воинства над Казанским царством. В память об этом на пожалованные царем средства был построен каменный храм - тот самый, впоследствии ушедший под землю.

В одной из челобитных 1685 года Преображенские монахи писали, что их пустынь существует со времен царя Михаила Федоровича и что ставилась она по грамоте Патриарха Иосифа , то есть между 1641 и 1645 годами.

В екатерининские времена монахов передают в Алатырский Свято-Троицкий монастырь.

Последний храм Старцева Угла был продан на дрова из-за ветхости в конце XIX столетия, чтобы отапливать церковь в соседнем селе, но, как вспоминают старожилы, уже проданный на дрова Спиридонов храм простоял вплоть до 1930-х годов.

После революции два схимника близ обители ушли в затвор. Они жили в пещерках, за ними долго охотились, но собаки никогда не находили их следов: монахи уходили по воде и вход в пещерки устраивали так, чтобы перед ним была лужа. Тайно, под видом печников, бывали в Старцевом Углу митрополиты Иоанн (Снычев) и Мануил (Лемешевский).

Много интересных легенд и поверий вокруг этого святого места. Так, после войны верующие сельчанки пришли убирать к празднику часовни , а их тогда было четыре - на кладбище и на всех трех источниках. Вдова Аграфена присела на лавочке у Спиридонова колодца, смотрит на Святую горку и вдруг видит - горка раскрылась и оттуда выезжает на коне огненный Ангел . Белые ризы сверкают, как молнии. В страхе она перекрестилась и его перекрестила - но он не исчез. Ангел объехал вокруг Аграфены и обратился старцем. Взял за руку и увел с собой внутрь горки. Видела она там других старцев, стояла на их службе. И приняла там монашеский постриг.

Три дня она там пропадала, а кто говорит - семь. Ей же показалось, что она в этой церкви подземной сутки пробыла.

Известно, что схимонахиня Маргарита была строительницей последней женской общины в Старцевом Углу.

Общину не успели зарегистрировать, потому что перед самой революцией она только еще строилась. Были обустроены кельи, поставлена часовня , но единственный храм официально считался храмом на погосте, священника при храме не было.

В лихие годы насельниц разогнали, землю отобрали. Чтобы уничтожить и саму память о Старцевом Угле, кельи разобрали, сруб храма увезли, часовню сожгли. Матушка Маргарита пошла в село Сеченово Нижегородской области, к которому относился Старцев Угол, искать правду. Она шла на страдание, прозорливая матушка знала, что ей надлежит принять от безбожников тяжкие муки. Так и стало - матушку расстреляли, но Господь оставил ее в живых, люди ее выкопали и спасли...

Ныне монастырь возрождается, составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы, и строители начали возводить первое монастырское здание.


С использованием материалов из книги «Ардатовская епархия». Елена Белова, Наталья Прасалова. Издатель Константин Шапкарин, Саранск, 2013. С сокращениями, дополнениями и изменениями.

Над полевыми дорогами пыль – мы едем на красном коне, отыскиваем Старцев Угол. Над полевыми дорогами лунь – седая птица дозорит мордовский рубеж, бьёт мышей, идущих с нижегородской епархии досаждать отцу Каллинику. А вот и сам он - в чёрных одеждах, но светится. Коня пустили на луг, подходим: «Отче, благослови». И возсиял необычней прежнего, благословил, обнял: «Православные приехали!»

Стоим у избушки, и запах ладана тихонько мешается с жарким цветочным духом. Места святые. По этим местам Грозный шёл на Казань, и явился ему святитель Спиридон Тримифунтский, предсказал победу русского воинства. Грозный поставил каменный храм. Так и стоит до сих пор, под землёй только – ушёл под землю, укрыл в гибельный час православных. И в пещерах поют старые монахи. Те, которые жили здесь со времён царя Михаила Фёдоровича. Я приложил ухо к траве и услышал шестой псалом, исполняемый слаженным хором: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя…»

Сопутники не поверили, но отец Каллиник нисколько не удивился.



Приезжала, говорит, девица, распласталась звездой на Святой горке, чтоб Благодати больше вошло, а потом встала и семечки лузгает. Я ей: «Тут «Богородице, Дево, радуйся» надо читать». А она: «Чай не Дивеево!» Потом прониклась, смотрю, перестала плевать.

«Вот крест мраморный. Здесь Спиридон царю и явился. Под крестом церковь. Копатели приезжают, приходится руки им отбивать. Пока я живой, никаких раскопок не будет. Молиться надо, душу спасать», - отец черпает кружкой из первого источника, крестится, пьёт, передаёт мне.

Вода чистая, жёсткая, с подземными железяками. В майскую жару дивно свежит. А мальчонки, вижу, почёсываются. Дениска, Русланчик и Серёжка приехали в шортиках, вот им комар и даёт жизни! «Ничего, - утешает отче, - «от бесовския крове очищшися». Я вас свяжу в следующий раз и оставлю здесь, если в трусах приедете».

Идём по тихой тропинке, по кустам, вдоль берёзок.

Какая чюдесная белая лествица!

По ней удобно взбираться, чтоб щекотать райских птиц, щюпать их нежные пёрышки. Купальня у источника Всех Святых. Вчера окунались нижегородские казаки, а мы воздержимся, водички попьём из источника.

Мальчонки набирают в канистру, а мы с отцом Каллиником на лавке сидим, соловьёв слушаем.

А вот такой травкой Серафим Саровский питался. Её зовут сныть, а он называл снедь. Заходил в эти края святый отче. Отец Каллиник покусывает стебелёк.

Часовенка здесь. Входим, молимся за близких и за Отечество.

Снова водичку пробуем. «Рассказывать я не мастер, - печалуется отец, - вот благочинный наш… Заслушаешься!» А мне и не надо рассказов. Так посидим, помолчим об чём-нибудь интересном. Историю можно с интернета на листы распечатать. А зимой заварить чаю со смородным листом и почитать под торшером. Так думаю сделать.

Отец по тропинке в завидных своих сапогах вернулся, а мы вверх поднялись, к часовне большой. Тырк-тырк, заперто. А, кирпичом дверь привалена, вот мы его отодвинем.

Иконы здесь старые. Даже и лики не различишь…

На горе расселись ребятки, просторный простор глазом не обоймёшь.

А там вон кладбище старое. Ну-ка дойдём. Хорошо в шортиках по крапивным зарослям. Ящерки бегают, солнце печёт. Добрались, не такое оно уж и старое. Часовня в землю вросла, пустая внутри. Могилка с советской каской, шмель жужжит.

Пойдёмте обратно.

Вернулись к избе отцовской.

Внутрь, говорит, не ходите – мышами пахнет. Сатана в их образе на меня напал, душу прогрызть хотел, дыра теперь в сердце любимой моей одежды. А отчего всё? От непослушания! Говорил бабкам – не таскайте столько еды, я один живу. Нет, тащат. Вот и развели мышей. И с мордовской и с нижегородской епархии лезут, спасу нет. А так всё спокойно, молюсь.

Благослови нас, отец, домой поедем.

Старцев Угол тихонечко возрождается. Игумен Каллиник трудится и зовёт желающих в помощники. Можно приехать, подсобить. Я-то ленив и немощен, влез на красного коня и укатил под греческий распев и соловьиные цоканья…

А это кустик, который приметил отец Дионисий. А я, дурак, мимо прошёл.

ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно- экономический

Колледж»

Научно-исследовательская работа

Святыни Мордовии

Спасо-Преображенская пустынь

Старцев Угол

Выполнила: Уханова Елена,

студентка II курса

специальности

«Экономика и бухгалтерский учет»

Руководитель: Козлова Н.В.

Введение………………………………………………………………………...3

Легенды и предания о возникновении Старцева Угла……………………….4

Исторические особенности возникновения и развития святыни –

Старцев Угол…………………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………20

Приложение………………………………………………………………………21

Введение

У каждого человека есть своя малая родина, место, которое ему ближе всего на свете. И куда бы ни занесла его судьба, город или село, в котором он вырос, навсегда останется любимым. И самые теплые воспоминания неразрывно связны с родным краем. О нем всегда приятно вспоминать.

Некоторое время назад наша семья переехала из Большеигнатовского района в пригород города Саранск. Есть в нашем районе место, с удивительно интересной историей, богатым на легенды и придания, прошлым. Место это именуется в народе Старцевым Углом.

Актуальность проблемы. Сохранять наследие предков, хранить традиции, помнить и знать историю своего края, облагораживать святые места – это необходимо для духовного, нравственного развития личности, для воспитания патриотизма.

Цель моей работы – провести исследование святыни Мордовии - Спасо-Преображенской пустыни или как еще называют это святое место - Старцев Угол.

Исходя из актуальности и поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Найти и описать легенды и предания о возникновении Старцева Угла;

Рассмотреть исторические особенности возникновения и развития святыни Старцев Угол, изучив и подвергнув анализу специальную литературу.

Объектом моей исследовательской работы выступает святыня Мордовии - Старцев Угол. Предметом же является исследование особенностей возникновения и развития святыни Старцев Угол.

Во время работы я использовала следующие методы исследования:

Беседы со священниками Большеигнатовского района отцом Александром и отцом Алексеем, старожилами сел Горки и Торговое Талызино, паломниками, которые посещают это святое место;

Анализ краеведческой литературы.


Легенды и предания о возникновении Старцева Угла

С целью получения исследовательской информации относительно легенд и преданий о возникновении Старцева Угламной были проведены беседы со священником Большеигнатовской церкви Отцом Александром и местными жителями сел Горки и Торговое Талызино. Народное почитание святости места связано не только с бывшей там монашеской обителью, но и с преданием, уходящим вглубь веков.

Священник Александр поведал о легенде, дошедшей до нас со времён эпохи Ивана Грозного.

… Шел государь-батюшка на Казань. Войско его удалое шло воевать супостатов. Встретил Грозного царя мордовский князь Игнат. Ласково встретил, напоил-накормил, по владеньям своим проводил и до границы дошел. Принято было в мордовском народе провожать гостей дорогих до источников, там и прощались. Но дошёл до границы своих владений князь Игнат, а источника нет, как нет. Стали прощаться. Царь велел отслужить водосвятный молебен. Во время чтения Евангелия подошёл к царю старичок. Отслужили молебен, прощаться стали. Подаёт тут старичок царю Грозному свиток и говорит: « Мир тебе, царь Иван! На великое дело идёшь. Божие тебе благословение. На вот свиток мой, да не читай до тех пор, пока не возьмёшь Казань.» С этими словами подал старец свиток и у самых ног царя воткнул в землю деревянный свой посох. И из-под посоха забил ключ! Обрадовались все: хорошее предзнаменование. А старец и пропал. Расстались царь Иван с князем Игнатом. Пошло войско царское на великое дело своё - Казань брать. По дороге не утерпел царь Иван, развернул свиток, а он греческими письменами написан. Велел царь грека Максима к нему позвать свиток прочесть. Позвали, прочёл Максим следующее: « Казань ты, царь, возьмёшь. Если будет на то твоя воля, то построй на том месте, где мы встретились, храм, а ежели поусердствуешь, то и обитель поставь. » И подпись - святитель Спиридон, Тримифунтский чудотворец. Дивился царь и все ближние его дивным чудесам Божиим.

Взяли Казань, и домой в Москву пошли другим путём. Но про встречу свою со святителем Спиридоном царь не забыл. Из Москвы послал он монахов монастырь строить на месте том, всем необходимым монахов снабдил и велел им день и ночь молитвы Богу возносить и святителя Спиридона поминать. Так в мордовской глубинке возник монастырь. Среди язычников жили монахи, чего им только терпеть не приходилось! В один из набегов подожгли монастырь язычники. Монахи все перешли в храм, и храм этот ушёл под землю… Опустело место святое, а родник всё бил.

В Старцевом Углу никогда молитва не затухала, возрождалась обитель, вновь оскудение наступало, уходили монахи, но кто-то оставался и в землянках совершал свой подвиг безмолвия и молитвы. Новые времена настали. Храмы все потушили. А народ все шел и шел на святые источники. Помнили старожилы о святом предании, что святитель Спиридон то место освятил явлением своим.

По благословению Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия решено было воздвигнуть крест, что и осуществили в 1998 году. Крест из белого мрамора, резной, в середине – в полный рост святитель Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева – святитель Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над Святителем Спиридоном - Спас нерукотворный.

На Духов день из Михаила-Архангельского храма в Большом Игнатове вышел крестный ход. Шли поклониться Кресту Честному. Из Нижегородской епархии тоже крестный ход шел.

У Креста соединились, отслужили молебен. Это уже традиция - на Духов день и в Преображение идти крестным ходом к святому мест, ознаменованному Животворящим Крестом.

О таинственных монахах, живших в пещерках под землёй, ходило среди местного населения множество легенд. Где эти пещеры находятся, никто не знает. В годы гонений на Церковь чекисты не раз пытались найти их, доходили с собаками до ручья, но здесь собаки теряли след. В документах НКВД сохранились запросы о некоем иеромонахе Михаиле, которого власти разыскивали на территории нескольких районов. Он скрывался в одной из пещер на краю старцеугловского кладбища. Люди его хорошо знали и до сих пор вспоминают как подвижника, сохранившего верность монашеских обетам в тяжких условиях.

Сейчас на месте, где ушёл храм под землю – бугор, который с каждым годом растёт. Отец Александр хотел построить здесь часовню. Когда выкопали яму под фундамент, ночью ему приснился сон, что оттуда свет идет, и храм стоит. Он понял, что строить ничего не нужно. И что ещё необычно! Все, что вырыли, сбросили обратно в яму. Но яму заполнить не удалось! Так она и осталась. Между каменным крестом и этим бугром расположена низина, густо поросшая травой и ивняком. Раньше здесь была болотина. Рассказывают, что в двадцатые годы сюда свезли со всей округи 80 священнослужителей. Заставили их рыть яму, а потом живьем сбросили туда и закидали болотной грязью и тиной. Говорят, что в этом месте до сих пор ночью, если прислушаться к земле, будут слышны стоны мучеников.

Местные жители постоянно тянутся к Старцеву Углу, потому что на пустыни издревле почитаются три источника: Спиридонский, Спасский и Никольский.

В народе есть обычай, связанный с ними: когда подходишь к колодцу, нужно обязательно умыться водой, а еще лучше облиться с головой. Эта вода обладает определенной энергией, которую нельзя объяснить. Из Спиридония вода исцеляет щитовидную железу и бесплодие у женщин.

Но лучше всего обливаться в Никольском источнике. Он находится в зарослях ивняка и орешника, поэтому не сразу нам открывается часовенка, крест, колодезный сруб и камень, на котором омываются водой из источника.

Колодец тот неглубокий, вода быстро мутится илом, поднимающимся со дна. Отец Александр рассказал, что здесь стояла рубленая, выкрашенная синей краской, часовня. Её сожгли в начале 60-х годов XX века. Под часовней была щель между камнями, и вода текла по желобу очень быстро. Сейчас это место заросло, а раньше внизу была купель, и в ней купались, а камень, говорят, плавал на воде.

Многие жители окрестных сел в преддверье зимы, когда еще дорогу до Старцева Угла не занесло, берут из источников воду. А зимой, если с кем-то случится простуда или другая болезнь, просто умываются этой водой и недуг отступает. Но не только вода здесь обладает силой, но и даже воздух, и земля. Находясь в этих местах, чувствуешь на себе влияние истории.

Следуя дальше по тропинке, можно наткнуться на следы старого колодца. Вот что о нем рассказывает отец Александр: « Одна женщина из Сергача поведала о своём воскрешении, когда она была девочкой. Это было после войны. Она в Сеченове гостила у бабушки с дедушкой. С подружками заигралась и уснула у навозной кучи. Дети увидели, что она спит, и разбежались. Через два дня у неё стала болеть голова, а через неделю она умирает. Врачи сказали: « Подозрение на менингит. Всё!» Родители выехали из Сергача забирать её хоронить, а бабушка с дедушкой - на лошадь, и привезли её в Старцев Угол. Это было на Ильин день, 2 августа. Матушка Маргарита (ехимонахиня) в это время шла от источника Спиридона в часовню. И как раз на полпути дедушка с бабушкой положили мёртвое тело девочки, которой врачи уже выписали свидетельство о смерти. Они обратились к матушке за помощью. « А что я сделаю, - спросила она, - только помолиться могу». Она начала молиться, подняла руки к небу и стала просить Господа, чтобы сотворил над девочкой чудо. И у неё из под ног забила вода. Она размешала эту воду с землёй, залила в ухо девочке и перевернула её на другую сторону. И тут же у неё черви полезли и личинки из головы, и девочка воскресла и до сих пор жива. От Бога никогда не отходила, воспитала сына, внука, а сейчас схиму приняла. И с того момента там, в воде черви и личинки, а было – сухое место».


1 | |

Старцев Угол

В интернете можно найти не очень много статей, рассказывающих о Старцевом Угле. Например: http://sechenovo.omsu-nnov.ru/?id=10002 . Все они, в основном, начинаются с истории возникновения Старцева Угла...

История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось - Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...

Об истории также рассказывается на табличках у источников.

Я же хочу своими словами попробовать рассказать о своих наблюдениях и впечатлениях, полученных при посещении Старцева Угла, о котором я уже давно слышал, читал и собирался непременно его посетить...

Дорога от Нижнего до Старцева Угла заняла с несколькими остановками около 3,5-4 часов. Выехав в 10 утра, я в 2 часа дня уже был на месте.
Маршрут: Н.Новгород - Работки - Б. Мурашкино - Княгинино - Сергач, Уразовка, Сеченово. В Булдаково пришлось уточнить дорогу: в одной из статей в интернете было сказано, что к Старцеву Углу идут две дороги - от Булдаково и вторая из Мордовии, от деревни Горки. На первом же дворе молодой местный житель объяснил, что дорога из Булдаково есть, она начинается сразу после деревни и идет налево по полю. Но есть одно гиблое место - брод (дамба) через небольшой заболоченный ручей (приток Пьяны), объехать который никак нельзя, поэтому попасть в Старцев Угол на автомобиле можно только от мордовской деревни Горки.....
-От Булдаково идет хорошая, новая, асфальтовая дорога на юг, в Республику Мордовия. Вскоре, после пересечении границы, она выходит на трассу, идущую с запада на восток. На перекрестке надо повернуть налево, на восток, первая деревня и будет Горки. Здесь надо отметить, что почти вся дорога от самого Нижнего до деревни Горки в очень хорошем состоянии. Все трассы новые, а районные центры, попадающиеся по пути, имеют окружные дороги, и ехать можно очень быстро.

Слева от Горок, через дорогу, - кладбище. Перед ним асфальтированная площадка, от которой на северо-восток начинается хорошая грунтовая дорога, приводящая через 3-4 км к Старцеву Углу. Есть только одна развилка, на ней надо взять вправо, по более укатанной дороге. Эта хорошо накатанная летом дорога идет по чернозему, который в распутицу наверняка превращается в скользкое месиво. Дорога подходит к автомобильной стоянке рядом с Часовней.

От часовни начинается лесенка, спускающаяся вниз, в Старцев овраг.

Лесенка приводит к Спасову источнику. Здесь есть часовня, колодец, крест.

Налево уходит тропинка к источнику Николая Чудотворца.

Около этого источника тоже есть часовня, колодец, крест

и три святых камня, на самом большом из них - две впадины," от колен молящихся на нем много лет старцев".

Некоторые люди, набрав ведрами воды из источника, обливаются, стоя на этом камне.

Направо от Спасова источника тропа подходит к источнику Чудотворца Спиридона.

Рядом с этим родником есть хорошо поставленная и удобная купель.

Говорят, что из источника Чудотворца Спиридона воду пить нельзя - там мертвая вода. Почему - я не знаю...

По легенде в Вавиловом Доле, во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю - но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму.....

Возможно, на нем и была когда-то церковь. Говорят, что эта церковь может появиться вновь, поднявшись прямо из земли. Верующие три раза обходят горку, читая молитвы.

Еще чуть ниже, на южном берегу оврага, в 90-е годы прошлого века установлен очень красивый мраморный крест в память явления святителя Спиридона Тримифунского царю Иоанну Грозному и князю Игнатию Мордовскому.

Во время его установки несколько приехавших монахинь устроили молебен, оставшись у креста на ночь, ночью была сильная гроза, и в овраг ударила молния, которая открыла еще один источник, который затем назвали источником Всех святых. Это последний источник в Старцевом Углу. Есть колодец и деревянный крест.

На северном берегу Старцева оврага около источника Всех Святых- маленькое кладбище,

а на южном - еще одна стоянка с деревянным крестом.

Вот и все, что есть сейчас в Старцевом Углу.

Дорога в Булдаково действительно имеется, только она очень слабо наезженная. Если по ней пройти или проехать около 2 километров от Старцева Угла, то попадаешь именно к тому броду, преодолеть который может только полноприводный трактор. Житель Булдаково был прав, что не советовал здесь ехать.

Других дорог в сторону соседних деревень Чадаевка или Ратманово нет. Кругом поля, овраги или высоченная трава. Зато открываются прекрасные виды на окружающие окрестности, рапсовые и пшеничные поля,

на возвышенности с севера от Старцева Угла, претендующие на самые высокие в Нижегородской области.

Находясь в Старцевом Углу, буквально ощущаешь какую-то энергию - такое бывает, когда находишься в святом, намоленном месте.
А если провести там еще ночь... Для этого, чтобы не смущать приезжающих паломников, лучше спуститься еще немного пониже, вдоль южного берега оврага, хотя бы метров на 80, место для стоянки там найти можно (конечно, не оставлять после себя никакого мусора и пользоваться газовой плиткой, не разводя костров). От стоянки легко можно дойти до родников, купели, полюбоваться вечерними видами и закатом...

Если повезет, то ночью можно услышать колокольный звон, церковные пения, или увидеть столб света из Святой горки...
-Искупавшись несколько раз (днем, вечером, утром) в купели,

попив святой воды из источников, постояв на Святом камне, Святой горке у мраморного креста, подзарядиться исходящей от земли энергией(почувствовав эту волшебную благодать), то, вернувшись домой, вы наверняка еще несколько дней будете ощущать прилив сил, находясь под впечатлением от этой поездки.

Уверен, что Старцев Угол по-настоящему является одним из самых мистических мест, местом «силы» Нижегородской области.


Есть на Земле места, внешне ничем не примечательные, но туда постоянно едут люди, несмотря на большие расстояния и отсутствие дороги.

Именно такое место есть в Мордовии на границе с Нижегородской областью. Старцев Угол... Слышала о нем давно, много читала, а побывать посчастливилось только что. Ежегодно, в Духов день, там совершается богослужение. Атмосфера этого праздника оставила в душе удивительно приятные впечатления.

История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось – Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...

Немало святых людей посещали эту пустынь: такие, как батюшка Серафим Саровский, святитель Лука Войно-Ясинецкий, но более того было явлено здесь, местночтимых старцев, молитвами которых исцелялись тяжелобольные. Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.

От Саранска до деревни Горки чуть более 100 километров. Дорога замечательная, ехать одно удовольствие. От Горок до Спасо-Преображенской пустыни Старцев Угол 4 километра хорошей грунтовки.

На большой поляне маленькая деревянная церковь, в которой уже шла служба.



Впечатления необыкновенные - игумен Каллиник (он благословлен восстанавливать обитель) вел службу, протоиерей Андрей Бублиенко, его жена и сыновья помогали ему, ласково светило солнышко, заливались на разные голоса птицы, ветерок разносил ароматы цветущего луга.



А народ все прибывал и прибывал... Мы насчитали порядка пятидесяти машин из Мордовии, Нижегородской области, Чувашии, Татарстана и, даже, Москвы и Московской области. Было много детей. И всем хватало места, никто никому не мешал. Можно было подойти поближе или, наоборот, отойти в сторонку, присесть на скамейку.





Служба закончилась, но никто не разъезжался - все ждали приезда епископа Ардатовского и Атяшеского Вениамина . Было еще достаточно времени, чтобы пройти по территории пустыни.

Лесенка с земляными ступенями ведет в Старцев овраг к родникам.



Всего родников четыре, и хоть расположены они рядом друг с другом, состав воды во всех разный. "Но ее отличает одно общее качество – она очень благоприятно влияет на организм человека, отлично усваивается так, как в ее составе присутствуют йод, кремний, коллоидное серебро. Основываясь на анализах воды (а они достоверны), в России есть только три места с аналогичным составом воды." (информация взята из Интернета)

Первый на нашем пути Спасов родник. Рядом с ним построена часовня.









Направо от Спасова источника есть еще один, воду из которого называют "мертвой". Ее используют только для наружного применения.


Рядом с ним построена купель.




Горке приписывают целительные свойства: необходимо медленно три раза обойти вокруг нее, читая про себя Богородицу и потом полежать на этой земле.




Отсюда хорошо видно растущее в виде креста деревце.

На месте, где когда-то был храм, установлен крест из белого мрамора, резной. Спасаясь от набегов язычников, монахи собрались в нем и во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю." Но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму..."


В середине - в полный рост свт. Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя - мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева - свт. Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над святителем Спиридоном - Спас Нерукотворный.


Есть еще немного времени, чтобы пообщаться, поесть земляники, собрать букетик полевых цветов и чабреца для зимних чаепитий. Вокруг красота, покой и благодать.








К часу приехал Владыка Вениамин.


Знаю его давно, еще со времен духовного училища, которое он заканчивал и начинал там служить. Потом был мужской монастырь в Чуфарове, сейчас Ардатовская епархия и, в каждом месте служения он непременно становился самым близким, любимым и почитаемым прихожанами священнослужителем.

Энергичный, легкий на подъем, владыка успевал каждому улыбнуться, каждому сказать доброе слово, каждого благословить...

Было ощущение, что он только что проснулся, не спеша позавтракал и приехал в пустынь.На самом деле, Владыка уже отслужил в двух разных местах епархии и освятил колокола строящейся церкви в третьем. Но даже намека на усталость не было заметно - радость, добро, улыбки лились рекой.

Первые слова: "Вы не устали?" И начался водосвятный молебен. Команда молодых, красивых, обаятельных священнослужителей помогала ему дружно и слаженно.