Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях (2 ч) план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему. Правописание наречий Слитное и раздельное написание наречий 15 слов


СЛИТНОРАЗДЕЛЬНО Наречия, образованные соединением предлогов В и НА с собирательными числительными: вдвое, натрое Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными: по одному, по двое, на троих Наречия, образованные приставочным способом от других наречий: доныне, напротив, насквозь, позавчера Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной: в охапку, в упор, до упаду Наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом от прилагательных: вплотную, вкрутую, зачастую Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной: в открытую, в общем Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов: вначале, вверх, налицо Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами: с ходу, с лету, за границей, под мышками, из-под мышки Наречия в сравнительной степени: получше, покрасивее Наречия, образованные от сочетаний с предлогами двух существительных: в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз



«Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» Есть Ь Существительные 3 склонения: Мышь, ветошь Глаголы 2 л. ед.ч. в изъяв. и повел.накл. ед. и мн.ч. Ешь – ешьте Пытаешься Намажь - намажьте НЕТ Ь В существительных 2 скл.: Кумач, плащ В существительных 1 скл. во мн.ч Р.п: Дача - дач, туча-туч В кратких прилагательных: Горючий – горюч, могучий - могуч


14.12.2011 44072 2751

Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздель­ного правописания наречий; учить применять знания по морфоло­ гии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные уп­ ражнения, конструирование словосочетаний и предложений.

Ход урока 1

I . Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»

II . Проверка домашнего задания

Ученики по очереди зачитывают выписанные из художествен­ ных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.

III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных от существительных
и количественных числительных»

1 . Слово учителя.

Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),

подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.

Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наибо­лее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.

2. Работа с таблицей.

Представим основные закономерности в виде таблицы, выпол­ ним ее на доске и в специальных тетрадях.

Раздельно

1. Наречия, образованные соеди­нением предлогов в и на с собира­тельными числительными {вдвое, натрое)

1. Наречия, образованные соеди­ нением других предлогов с соби­ рательными числительными (по одному, по двое, на троих)

2. Наречия, образованные приста­вочным способом от других наре­чий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)

2. Предлоги с наречиями, обра­ зованными от существитель­ных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)

3. Наречия, образованные при ставочно-суффиксальным спосо­ бом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)

3. Предлоги с наречиями, образо­ ванными от прилагательных, начи­ нающихся с гласной (е открытую, в общем)

4. Наречия, образованные приста­ вочным способом от существи­тельных, если при них нет пояс­нительных слов (вначале, вверх, налицо)

4. Наречия, образованные от соче­таний существительных с предло­ гами (с ходу, с лету, за границей, заграницу, под мышками, из-под мышки)

5. Наречия в сравнительной сте­ пени (получше, покрасивее)

5. Наречия, образованные от соче­ таний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)

IV . Словарная работа

Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118-119, приду­ майте с ними словосочетания.

До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с нале­ту, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 257: комментированное письмо.

2.Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.

3.Домашнее задание

1. §43.

2. Упражнение 259.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.

(Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)

Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.

(Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение ор­фограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выпи­ сывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразователь­ ный разбор и разбор слова облетевшей по составу.

III . Слово учителя (продолжение изучения темы)

Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями сущест­ вительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. имен­ ных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи. 1)5 начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли.

На завтрак ели яйца вкрутую. - Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в кру­ тую - прилагательное: предлог относится к существитель­ ному гору.) Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов мож но лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязатель но имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и пред­ ложений:

По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру,

2.,Упражнение 261: самостоятельная работа.

Домашнее задание 1- §43.

2. Упражнение 262.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1 урок

Тип урока: изучение нового материала

1. Редактирование текста.

В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (Работа организуется в парах.)

(в)верх и (в)низ .

(на)двое (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

(По А. Иллюминаторской )

2. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?

Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.

3. Работа с таблицей.

с предлогом в и корнем -пол-.

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Вернемся к тексту. Как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.

4. К словам данным в упр. 282 подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.

5. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.

По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.

А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.

(В)дали блестел неясный огонек.

(В)дали ржаного поля темнел лес.

Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?

6. упр. 285: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.

7. "Четвертый лишний"

а) (с)начала , (со)зла, (с)лихвой, (с)налёта;

б) (в)миг, (на)дачу, (за)глаза , (к)верх;

в) (в)волю , (в)одиночку, (без) устали, (на)глазок.

8. Самостоятельная работа по упр. 284. (Составьте словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов: (на) конец и др.)

9. Домашняя работа: сочинение по словам, данным в рамке учебника с. 116.

10. Рефлексия. Игра "Я начну, а ты продолжи".

Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться... (Ответ продолжают несколько учащихся)

2 урок

Тип урока: закрепление изученного материала

Форма урока: урок-соревнование

1. Проверка домашнего задания: несколько учащихся читают сочинения по опорным словам, анализ и оценка их работ.

Далее работа на уроке организуется в группах. Проводится урок-соревнование. Победители получают звание "Знатоки наречий". За выполнение каждого задания группа получает определенное количество баллов.

2. Игра "Я работаю волшебником" (10 баллов)

Суть игры заключается в следующем: учащимся необходимо составить и записать словосочетания, в которых данные ниже слова писали бы и слитно, и раздельно.

(Во) время, (на)встречу, (в)глубь, (за) тем, (в) пустую.

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

3. Игра "Помоги Пете Ошибкину" (Каждая группа получает свое задание) (1 балл)

а) Петя Ошибкин написал наречие бок (о) бок через дефис. Правописание этого слова он объяснил так: "Данное наречие образовано повтором корней, поэтому оно пишется через дефис". Согласны вы с этим ответом или нет? Аргументируйте свой ответ.

б) В предложении (В)дали дорога взбиралась (в)верх горы правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Вдали и вверх - это наречия, поэтому оба слова пишутся слитно". Согласны ли вы с мнением Пети? Аргументируйте свой ответ.

в) Правописание слов (по)пятеро, (по)семеро, (по) трое Петя Ошибкин объяснил так: "Попятеро, посемеро, потрое - наречия, образованные от собирательных количественных числительных, поэтому они пишутся слитно". Прав ли Петя?

г) В предложении Какая-то сила (не)ожиданно подхватила его и понесла обратно (на)верх правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Наречие неожиданно пишется слитно, так как без не не употребляется, а существительное верх с предлогом на пишется раздельно". Согласны ли вы с Петей?

4. Игра "Обмен любезностями" (2 балла): группы предлагают своим соседям 2 наречия, с которыми нужно составить предложения. Во время проверки объяснить написание наречий.

5. Игра"Грамотей" (8 баллов): игра строится по принципу выборочного диктанта. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочетания с наречиями и объясняют написание наречий.

1) Где больше двух, говорят вслух. 2) Вперед горя не ищут. 3) Всякий человек вперед смотрит. 4) Грозит мышь кошке, да издалека. 5) Работай с налету до седьмого поту. 6) За морем светло, а у нас посветлее будет. 7) На чужой стороне родина милей вдвойне. 8) Скажет вдоль, а сделает поперек. 9) Хорошая работа ввек не умрет.

6. Тест. 10 баллов. (Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват

1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке

1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик

1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен

1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ

1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку

1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу

1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх

1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем

Ответы. 1-2, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-3, 9-3, 10-4.

Подведение итогов соревнования. Награждение победителей.

7. Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме "Наречие", упр. 286.

8. Рефлексия.

9. Итог урока.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Тест по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»

(Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)одиночку

2) (в)крутую

3) (в)открытую

4) (в)обхват

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) глядел (в)даль

2) пропал (в)дали туманной

3) виднелся (в)далеке

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)добавок

2) (в)ряд

3) (в)отместку

4) (в)тупик

4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (без)удержи

2) (в)обтяжку

3) (без)устали

4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием :

1) (в)перегонки

2) (в)трое

3) (в)двойне

4) (в)обмен

6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)пустую

2) (на)глазок

3) (на)бегу

4) (на)износ

7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (на)изнанку

2) (на)утек

3) (на)ходу

4) (на)распашку

8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)лету

2) (на)скаку

3) (во)время

4) (с)разбегу

9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)прок

2) (на)крепко

3) (без)ведома

4) (на)верх

10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)славу

2) (за)глаза

3) (к)месту

4) (в)двоем

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

Слитно

Раздельно

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

73. Правописание наречий.

1. Если наречие образовано от краткого прилагательное и имеет приставку в-, на-, или за-, то на конце пишется гласная о (направо, влево, заново),

если же наречие также образовано от краткого прилагательного, но имеет приставку до-, из-, с-, то на конце пишется гласная а (справа, изредка, добела);

2. На конце наречий после шипящей 50 всегда пишется ь (мягкий знак), Исключение: уж, замуж, невтерпеж.

3. Наречия пишутся слитно:

  • если они образованы путём соединения предлога с наречием (навсегда) или с кратким прилагательным (наглухо, влево),
  • если они образованы путем прибавления предлогов в и на к собирательному числительному (втрое, надвое),
  • если они образованы путем прибавления предлога к полному прилагательному или местоимению (вручную, напропалую, вовсю)

Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую),

  • если существительные, от которых образованы наречия, в современном русском языке самостоятельно не употребляются (взаперти, вдребезги),
  • наречия с пространственным значением, образованные от таких существительных, как даль, высь, начало и т.д. (вдаль, сначала),

примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),

  • если между приставкой-предлогом и существительным, от которых образовано наречие, нельзя поставить определение, если же это можно сделать, то данные слова представляют собой сочетайте существительного с предлогом и пишутся раздельно (ср.: измучить вконец - прийти в коней коридора):

4. Наречия пишутся через дефис:

  • если они образованы при помощи приставки по- от полных прилагательных или наречий, оканчи- веющихся на -оме, -ему, -ни, ьи (по-моему, no-старому, по-русски, по-кошачьи),
  • если они образованы при помощи приставки в-(во-) от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих),
  • если они образованы путем повторения одного или того же наречия или путем сложения синонимичных слов (еле-еле, тихо-смирно);

5. Наречные сочетания пишутся раздельно:

  • если они состоят из существительных с предлогом между ними (с газу на глаз, плечом к плену),
  • если они представляют собой сочетания с предлогами без, до, на, с и т.д. (без удержу, на бегу, сходу),
  • если существительное в составе этого сочетания сохранило некоторое значение падежной формы (за границу, на совесть),
  • если прилагательное, от которого образовано наречие, начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую).

Задачи и тесты по теме "Правописание наречий."

  • Правописание наречий - Наречие 7 класс

    Уроков: 1 Заданий: 13 Тестов: 1

  • Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание словарных слов–наречий - Грамматические признаки частей речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Изучение орфографии наречий в 7 классе представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно–дефисно–раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1: "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных."

Цель:

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки

Ход урока

I. Оргмомент

Здравствуйте, садитесь. Я отсутствовала на уроках по причине прохождения курсов переподготовки. Расскажите, как ваши дела, как вы учитесь без меня?

Ответы детей:

Хорошо – уточнение учителя : Охотно? Прилежно? Увлеченно?

Плохо – уточнение учителя: Кое-как? Лениво? Нехотя?

Нормально – уточнение учителя: отлично или удовлетворительно? На совесть?

II. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

Отвечая на мой вопрос, вы употребляли слова одной и той же части речи. Что это за часть речи? (Наречия )

Что вы уже знаете о наречиях ? (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как? )

Да, вы уже настоящие знатоки теории. А теперь давайте проверим ваши знания на практике и сыграем в игру «Самый умный».

Слайд 1 Найдите наречия :

  • Зимнее солнце неласково.
  • Неласково встретил нас дворовый пёс.

Слайд 2 Правильный ответ:

  • Зимнее солнце (каково?) неласково. Это имя прилагательное, обозначает признак.
  • Как встретил нас дворовый пёс? Неласково. Это наречие, обозначает признак действия.

Слайд 3 Найдите наречия: Луна необыкнове…о ярко озаряла всю равнину искристым сиянием.

Объясните написание наречия: необыкнове…о

Слайд 4 Необыкновенно от прил. “необыкнове нн ый”.

Слайд 5 Найдите наречия : Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.

Объясните написание наречия: (не)уверенно, а сбивчиво

Слайд 6 Н е уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).

Слайд 7 Найдите наречия: Говорить нисколько (не)весело, совсем (не) громко

Объясните написание наречия:

нисколько (не)весело, совсем (не) громко

Слайд 8 Нисколько не весело, совсем не приятно (пишется раздельно, т.к. к наречию относятся слова нисколько не, совсем не)

Слайд 9 Найдите наречия: Он чувствует себя (не)плохо.

Объясните написание наречия: (не)плохо.

Слайд 10 Н еп лохо – пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним без не- (хорошо)

Слайд 11 Найдите наречия: Вороны летали над островом и зловещ… кричали.

Объясните написание наречия: зловещ…

Слайд 12 Зловеще (после шипящих на конце наречий пишем под ударением -О, без ударения – Е).

Слайд 13 Найдите наречия: Как здесь свежо под липою густою!

Слайд 14 Свежо – это не наречие

Слайд 15 Найдите наречия: Сладостями досыт… не наешься

Объясните написание наречия: досыт…

Слайд 16 досыта (на конце наречия пишется буква а, т.к. образовано от бесприставочного прилагательного сытый)

Слайд 17 Найдите наречия: Вдали (по)прежнему машет крыльями мельница.

Объясните написание наречия: (по)прежнему

Слайд 18 по-прежнему (дефис пишется после приставки по- , если в слове есть суффикс –ему)

Физкультминутка для глаз.

Хорошо справились. Какие орфограммы встретились в презентации? (одна и две буквы н в наречиях на –о, -е; слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е; буквы о, е после шипящих на конце наречий; буквы о, а на конце наречий; дефис между частями слова в наречиях)

III.Объяснение нового материала. :

Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Но нам известно правописание еще не всех наречий.

Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.

Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий» и прислали нам, знатокам, письмо со списком наречий. Они просят распределить их в 2 колонки и сформулировать правило слитного и раздельного написания наречий. Как, ребята, поможем им?

На партах у всех задание:

(В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)узцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть.

Пока это сделать трудно. Мы поможем лингвистам, но чуть позже.

Постарайтесь сформулировать тему и задачи урока.

Тема урока высвечивается на экране. Запишем число и тему урока. Сформулируем цели и задачи (слайд № 19 ):

  1. познакомиться с правилом слитного и раздельного написания приставок в наречиях;
  2. научиться правильно писать наречия, образованные от существительных и количественных числительных;
  3. уметь отличать наречия от существительного, прилагательного и числительного с предлогом

А теперь внимание на экран.

Наблюдение (слайд №20):

Слитно

Раздельно

1. ¬+ суффикс –ую: вкрутую

Но ….в о ткрытую, на боковую, на мировую

2. ¬ в-, на- + собирательное числительное: вдвое, надвое

Собирательное числительное на суффиксы

–ых, -их:на четверых

¬по- +собирательное числительное: по двое

3. Наречия с корнями верх, низ, глубь, даль, высь, перед

¬ в- + существительное, начинающееся с гласной: в обмен

¬ (без-, в-, до-, за-, на-, от-, по-, под-)+ существительное в наречном значении: без ведома, в дым, до отвала, на бегу, под стать

4. Наречие, образованное от прилагательного приставочно-суффиксальным способом: докрасна, донага

Если слово сохранило некоторые падежные формы: под мышк и , под мышк ой ; за границ у , за границ ей

IV. Комментированное письмо.

Используя таблицу (у каждого на парте печатный вариант), объясните слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Подойти вплотную (образовано от прилагательного плотный с помощью приставки в- и суф. –ую ); говорить в открытую (имя прилагательное начинается на гласную)

вчетверо (образовано с помощью приставки в и собирательного числит );

натрое (образовано с помощью приставки на и собирательного числит );

разделить на пятерых (образовано от собирательного числительного с помощью суф . – ых );

построиться по двое (образовано от собирательного числительного с помощью приставки по- )

В обрез (образовано от сущ. на гласную с помощью приставки в-);

Без просвета (сущ. в наречном значении с приставкой без- пишется раздельно );

до смерти (сущ. в наречном значении с приставкой до- пишется раздельно );

за полночь (сущ. в наречном значении с приставкой за- пишется раздельно );

добела (образовано от прилагательного белый приставочно-суффиксальным способом) ;

По памяти ();

на корточках (наречие сохранило падежную форму ).

Ребята, обратите внимание на слова оземь, вдребезги, исподлобья, вскачь , отбросим от них приставки и сразу увидим, что в современном языке нет слов "земь", дребезги, лобья" и др. Надо только вдуматься в слово, найти в нем корень и приставку, и сразу станет ясно, что без приставки оно не употребляется

Посмотрите подсказки- картинки. (Слайд: картинки по пособию И.Н. Рейке)

Например, враг разбит (как?) наголову , то есть разбит окончательно, совсем (наречие). Опять нельзя от слова наголову поставить вопрос на чью ? Будет бессмыслица. Но платок надет на голову (на что?- голову ); можно спросить на чью голову?

Наречие наголову можно заменить другим наречием, а изменить суффикс нельзя: получится, что враг разбит на голове .

Упражнение 282 (с. 116) устно

Упражнение 286 (с. 117). Разберем устно первое предложение. А теперь выполним упражнение самостоятельно

Объяснительный диктант.

1. Мы радуемся, что ручей родился на припеке и в припрыжку мчится от зимы (С. Смирнов). 2. Всю ночь туман, а поутру весенний воздух млеет. (И. Бунин). 3. Машина мчалась вслепую. (П. Проскурин). 4 Бои шли вкруговую, часто переходя в рукопашные схватки. (М. Шолохов) 5. Доведется ли вам в Балтике погулять- это ещё бабушка надвое сказала. (А. Кронин)

VI. Закрепление материала

Теперь, я думаю, вам не составит труда помочь лингвистам. Пожалуйста, заполните колонки.

VII. Подведение итогов.

Уже к концу подходит наш урок.
Пришла пора нам подвести итог.

Что узнали на уроке? Чему научились?
Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам
Писать одну из самых сложных орфограмм.

VII. Домашнее задание. Таблицу выучить, записать свои примеры наречий по таблице.

Урок 2. Слитное и раздельное правописание наречий, образованных от существительных с пространственным и временным значением .

Цели: 1) закрепление знаний о слитном и раздельном написании приставок в наречиях;

2) развитие навыков развития речи, работа с текстом

3)пунктуация: запятая в сложном предложении с союзом а и без союза

I. Оргмомент
Ребята, сегодняшний урок мы посвящаем повторению правил слитного и раздельного правописания наречий, а также выучим правила слитного и раздельного правописание наречий, образованных от существительных с пространственным и временным значением.
II . Проверка домашнего задания .

Работа с таблицей.

Слитно

1. наречия, образованные путем соединения предлогов-приставок, с краткими и полными прилагательными (сгоряча), наречиями (донельзя), собирательными числительными (кроме предлога по (вчетвером), местоимениями (отчего)
Искл.: на боковую, на мировую, на попятную.
2. наречия, не употребляющиеся без приставок (впотьмах, насмарку, вдребезги, дотла).

3. наречия с пространственным и временным значением (вправо, сначала). Их нужно отличать от существительных с предлогами.

Через дефис

1. наречия, образованные от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- суффиксов -ому, -ему, -цки, - ьи (по-доброму, по-зимнему, по-дружески, по-собачьи).

2. наречия, образованные от порядковых числительных при помощи приставки в- или во- (в-третьих, во-вторых).

3. наречия, образованные с помощью повторения синонимов, или слов, связанных ассоциативно (быстро-быстро, тихо-смирно)

4. неопределенные местоимения-наречия с частицами –то, -либо, -нибудь, -кое (когда-то, куда-либо)

Раздельно

1. наречия, образованные повтором имен существительных с предлогом (слово в слово)
Искл.: точь-в-точь

2. наречия, образованные при помощи от существительных, начинающихся с гласной буквы (в одиночку)

Прочитайте по цепочке примеры наречий, которые вы написали дома.
-На столах у вас карточки, я читаю слово вы поднимаете соответствующие карточки. (дополнительно слайд на экран )

(За)ранее – заранее (пр.+нар.)
(на)двое – надвое (пр.+соб. числ.)

(на)пропалую – напропалую (не употр.)
(с)молоду – смолоду (пр.+прил.)(по)русски – по-русски (приставка и суфф.)
(мало)помалу – мало-помалу (повторение однокор. слов)
(худо)-бедно – худо-бедно (повторении синонимов)
(по)птичьи – по- птичьи (приставка и суфф.)
(в)пятых – в-пятых (приставка в и порядк. числ.)
(в)открытую – в открытую (начинается с гл. буквы)
III. Объяснение нового материала

Я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре. Согласны? (слайд-шоу) А знаете ли вы, что 21 ноября 1783 года был самый знаменательный день в истории воздухоплавания. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. Воздухоплаватели достигли высоты 915 м и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км.

Закройте глаза и полетели.

Полет на воздушном шаре похож на волшебный сон! Полет на воздушном шаре в полном безветрии и тишине прерываемой изредка шумом горелки, в архаичной и красивой плетеной ивовой корзине, над гладью пруда с касанием дном корзины поверхности воды! Шишки, свисающие с верхушек сосен и елей в корзину воздушного шара! Тень от шара на земле молчаливо сопровождающую вас в полете. Золотые купола сельского храма, торжественно проплывающие мимо на расстоянии вытянутой руки! Свободно, привольно, весело чувствуем мы себя, проносясь над пестро и ярко раскрашенными лесами, над сжатыми нивами, над деревнями, пересекая самым причудливым образом извивающиеся ленты рек и ручьев, всматриваясь со страшной жаждой нового в далекий, вечно раскрывающийся горизонт, не покажется ли, не откроется ли еще что-нибудь.
А что увидите дальше, вы мне расскажите сами.

Текст на слайде №2

1.Увидели вдали спину чудовища, взойти наверх, сначала все было тихо, дождь пошел не вовремя

2.В дали голубой скрылся пароход, взобрался на верх горы,. это было в начале лета, во время каникул.

Сопоставьте словосочетания. Что видим? (в первом случае наречия, во втором сущ. с предлогом ) Ребята, задайте вопрос к наречиям (где?, когда?). К каким разрядам относятся? (места (или пространства) и времени )
Обратите внимания как пишутся эти наречия? (слитно ). Как будет звучат тема нашего урока? (слайд № 3 )

Запишем в тетрадь
Слайд № 4 Рассмотрите таблицу. Сформулируйте правило.

Работа с карточками. (у каждого на парте)
Разберем первый пример: слово
в начале в данном предложении наречие или сущ. с предлогом (сущ. с пред., есть зависимое слово книга ). Запишем в соответствующий столбик (сущ. с пред)

наречие

Примеры

Сущ. с предлогом

В*начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.

В *даль туманную уходит теплоход.

Науку изучают с азов, дружбу берегут с *начала.

Узкая тропа вела в*глубь.

Ах, если бы можно было зажить с*начала.

В *начале осени стояли солнечные дни.

По*низу юбки шли вышитые узоры.

Сосуд был наполнен до*верху.

В* верху страницы находился герб страны.

V. Формирование умений и навыков

1.Упражнение № 216 (рабочая тетрадь ч. 1)

2.Упражнение № 217

VI.Закрепление материала. Работа с тестом. (слайд № 5)

1.Прочитайте текст. Определите его стиль. Докажите. Определите тип речи. Докажите. Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
Герой наш отв…чал всем и каждому и чу…ствовал какую(то) ло…кость (н…)обыкновен…ую раскланивался (на)прав… и (на)лев… по обыкновению своему несколько (на)бок, но совершен…о свободно и так что оч…ровал всех. Дамы тут же о…ступили его бл…стающею г…рля ндою и нан…сли с собой целые обл…ка всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся (на)сквозь была продушен…а резедой. Чичиков подымал только нос (к)верху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины атласы, кисеи были таких бледных модных цв…тов, каким даже и названия нельзя было подобрать до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пр…неприятнейшая(н…)ожиданность.
(Н.В.Гоголь)
2.Запишите предложения. Вставив пропущенные буквы. Раскрыв скобки и расставив знаки препинания. (
работаем с объяснением у доски один ученик-одно предложение, остальные в тетрадь ).

Мы были вынуждены св..рнуть в (лево) и с (начала) ехать шагом лишь из(редк..) рысц..й мало(помалу) продв..гаясь в (перед).