Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

План творческого проекта по истории россии. Темы проектов по истории

ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ

«Этот день в истории»

Составитель проекта:

учитель истории

и обществознания

Аделия Зайдулловна Платонова

  1. Информация об авторах проекта
  1. Информация об исполнителях проекта.

Проект «Этот день в истории» будет реализовываться на территории средней общеобразовательной школы, в рамках курса истории.

Реализацией проекта будут заниматься инициатор – учитель истории Платонова А.З. и учащиеся среднего звена в количестве 3- 5 человек.

Опыт работы по данной тематике присутствует. Сложностей в реализации проекта не наблюдается.

  1. Описание проекта

В современное время все чаще от учеников слышится вопрос: «Для чего нужно изучать историю в школе? Зачем она нужна?», для ответа на этот вопрос, зародилась идея создания проекта, основной целью которого должно стать воспитание чувства патриотизма и уважения к истории, как своего государства, так и истории мира в целом. Очень важно показать детям как за один лишь день в мире или в отдельном государстве менялась история, создавались грандиозные открытия.

Этот проект поможет детям сблизиться с мировой историей, пробудит в них интерес к истории своего государства. Эта разработка является очень простой по своему содержанию, не нуждается в большой подготовке. Вся информация берется со специализированного сайта с одноименным названием «Этот день в истории». При отборе информации, составитель ссылается на личностные предпочтения, отсекая лишнюю информацию. Для того, чтобы информации не было много, в каждый из пунктов: в этот день родились, в этот день скончались, события этого дня, представляется по три примера исторических событий.

Цель проекта:

    Воспитание нравственных чувств, уважение к истории;

    Развитие интереса к истории как к предмету.

Задачи:

    сформировать комплекс нормативно - правового и организационно- методического обеспечения;

    развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    расширять представления о мировой истории;

    формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

В ходе работы предполагается создание долгосрочного проекта «Этот день в истории».

Целевая группа. Проект направлен на обогащение знаний по всемирной истории и истории России для детей 5-11 классов.

Основные этапы реализации проекта

Начальный этап:

Основной этап:

Оформление проекта к завершающему этапу.

Заключительный этап:

Представление готового продукта учащимся.

Ожидаемые результаты проекта.

Результатом деятельности станет готовый продукт в виде проекта «Этот день в истории». Через этот проект дети смогут узнать большое количество новых фактов, интересных событий и личностей, что в свою очередь активизирует их интерес к науке история, покажет её значимость.

Проект рассчитан на продолжительный период использования. Не требуя при этом больших затрат. Эффективность состоит в том, что его можно использовать в каждой школе не только в рамках предмета «история», но и в рамках всей школы.

Ещё одним плюсом можно выделить тот факт, что данная разработка очень тесно переплетается с различными дисциплинами, образую тем самым межпредметные связи, что является большим преимуществом.

Механизм оценки результатов.

Для оценки эффективности данного проекта будет проведено анкетирование среди учащихся 5- 11 классов. Целью данного анкетирования будет являться выявление интереса учащихся к данной разработке. Считают ли они данный проект интересным для себя и актуальным.

Дальнейшее развитие проекта.

Для дальнейшей работы проекта, к его развитию можно подключать учащихся, лучше всего подойдут учащиеся среднего звена, они уже овладели навыками поиска и отборки информации в сети интернет и могут заниматься данной работой. Лучше всего набрать группу учащихся в составе 3-5 человек, которые поочередно будут заниматься заполнением данной рубрики «Этот день в истории».

    Организационный план проекта.

Описание видов деятельности

Дата проведения

Результаты

Форма регистрации

Начальный этап:

Подготовка стенда для оформления проекта;

Подборка дизайна для проекта.

10.09.2014г

Готовый стенд для оформления проекта

Основной этап:

Подборка информации для проекта;

Оформление проекта к завершающему этапу

17.09.2014г

Поиск информации, оформление стенда

Заключительный этап:

Тема проектная деятельность на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Учитель истории МБОУ СОШ д.Старый Калкаш

Кутлушина З.С.


Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности


Учебный проект

Это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.


Структура учебного проекта

Проект – это «пять «П»

Цель исследовательской работы:

1. Проблема ( постановка проблемы, компоненты которой требую решения)

2. Проектирование ( планирование деятельности)

3. Поиск информации ( сбор систематизация информации)

4. Продукт (изготовление, оформление продукта)

5. Презентация (выбор формы презентации, а также самооценка и самоанализ)

6. Шестое «П» проекта – его Портфолио (все рабочие материалы проекта, планы, промежуточные отчеты)

И.С. Сергеев.


  • Подготовка (формулирование темы и целей проекта);
  • Планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе);
  • Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач) ;
  • Оформление результатов и выводов;
  • Представление или отчет;
  • Оценка результатов и процесса

1. Подготовительный – планирование работы над проектом (этап обмена имеющими знаниями по теме, интересами) :

  • Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
  • Обсуждение возникших идей;
  • Перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • Формулирование темы проекта для класса или группы учащихся

2. Аналитический ( этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний ):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • Поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет
  • Обмен информации с другими лицами (учащимися, учителем, родителями и т.д.);
  • Интерпретация данных;
  • Сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых

  • 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
  • Систематизация полученных данных;
  • Построение обобщений логической схемы выводов для подтверждения итогов(в виде рефератов, видеофильмов, презентаций и т.д.)

  • 4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности):
  • Осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • Обсуждение и организация презентации, результатов работы над проектом (на уровне школы, района, и т.д.)

Виды проектов

1 . Классификация проектов по количеству участников:

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

Виды проектов

2. Классификация проектов по доминирующей деятельности:

  • Исследовательский
  • Информационный
  • Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, повседневная жизнь в эпоху первобытности, «оттепели», «застоя» и т.д.)
  • Творческий (разработать туристический маршрут, макетный образец крепости)

Виды проектов

3. Классификация по продолжительности

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков
  • Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течении нескольких месяцев
  • Долгосрочные проекты могут выполняться в течении года

Учитель берет на себя тьютерские функции:

  • Разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;
  • Является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
  • Предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала(вместе с учеником «проживает» его проект)

  • Помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
  • «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникших трудностей, путем косвенных, наводящих вопросов);
  • учитель – координатор всего группового процесса
  • Является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

  • 5 класс – проект – рисунок «Орудия труда первобытного человека», информационные проекты «Развитие письменности в Древнем Риме», ролево – игрового «Охота древних людей», рассказ от имени земледельца Древнего Египта

Проектная работа по истории

Неизвестные герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на примере моих земляков)

Выполнила: ученица 8 класса

Кутлушина Язгуль

Руководитель: учитель истории

Кутлушина З.С.


Проектная работа по истории

Боец «невидимого фронта»

Выполнила:

ученица 5 класса Хайбуллина Ильнара

Руководитель:

учитель истории Кутлушина З.С .


Проектная работа по истории

Семь чудес света

Выполнила ученица 6 класса

Алиева Альбина

Руководитель Кутлушина З.С


Творческий проект по истории «Модная Европа(XVI-XVIIIвв.)»

Выполнили: ученики 7 класса

Галимова А., Хайбуллина И., Денисова Ю.

Приняла:учитель истории Кутлушина З.С.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Старый Калкаш им Араслангулова Б.К. муниципального района Стерлибашевский район Р.Б.

Выполнила: ученица 7 класса Галимова Элина.

Руководитель: учитель истории Кутлушина З.С.

03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;

при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;

Темы исследовательских проектов по истории

- профиль

История России

    Викинги и славяне: история взаимоотношений.

    Реальные и мифологические образы древнерусских князей.

    Герои русских былин и их реальные прототипы.

    Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.

    Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы.

    Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков).

    История христианизации восточнославянских территорий.

    История канонизации князей Бориса и Глеба.

    Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.

    Международные связи Киевской Руси.

    «Влесова книга»: история фальсификации.

    Проблемы «феодализма» в трудах российских историков.

    Церковная реформа 1666 г.: причины и результаты.

    История сибирского старообрядчества.

    История старообрядческого книгопечатания.

    История старообрядческого пустынножительства.

    История старообрядческого предпринимательства (династии Морозовых, Рябушинских и др.).

    Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность.

    Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках.

    Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.

    Русская общественная мысль и поиски национальной идентичности (на примере произведений М.М. Щербатова, славянофилов и западников). Н.И. Новиков и русское масонство.

    Русские нелегальные и запрещенные издания XIX века

    Декабрист Г.С. Батеньков и его библиотека.

    Утопии места в русской народной культуре (легенда о Беловодье, граде Китеже, «земном рае»).

    Мое генеалогическое древо.

    Политический портрет членов «Избранной рады» (Сильвестр, А.Адашев и др.).

    Митрополит Макарий и Иван IV: а) становление политической доктрины Ивана IV; б) характеристика взаимоотношений.

    Иван Пересветов в русской политической мысли: типичен ли он?

    Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).

    Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский).

    Причины раскола русской церкви в XVII веке.

    Мировоззрение старообрядцев.

    Личность и деятельность Патриарха Никона.

    Вожди старообрядчества XVII века: Аввакум, Иоанн Неронов, дьякон Федор - личность, деятельность, мировоззрение.

    Земледелие и расселение русских в Томском уезде XVII в.

    Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.

    Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.

    Место Оружейной палаты в художественной культуре Руси.

    Личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII в.

    Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.

    Деятели времени правления Екатерины II: А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, А.Г.Потемкин, А.В.Суворов, Н.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Н.И.Новиков.

    Россия глазами М.М.Щербатова и А.Н.Радищева.

    Общественная жизнь провинциального города на примере сибирских городов.

    Рабочее движение в России в XVII-XIX вв.

    Общественные организации и органы самоуправления в периоды революционных кризисов.

    Изыскание путей сообщения.

    История техники в Сибири.

    Региональные центры управления.

    Эволюция волостного правления

    Александр I как дипломат.

    Региональные органы управления в формировании восточной политики России.

    Сибирь и Центральная Азия в исторической ретроспективе.

    Россия и страны Центральной Азии.

    Романовы в повседневной жизни.

    Воспитание детей в царской семье.

    Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников)

    Дворцово-парковые ансамбли Романовых.

    Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.

    Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)

    Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.

    Европа глазами П.А. Толстого.

    Идея царской власти на Руси и ее обрядовое оформление в конце XV- первой половине XVI вв.

    Дипломатия и внешнеполитическая концепция Российского государства в XV-XVII вв.

    Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции)

    Женское образование в Росси.

    Уставы российских университетов в XIX веке

    «Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала.

    Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)

    Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)

    «Порядок» и «беспорядок» в представлениях посадского человека и государственной власти в XVII в.

    Русь и Литва глазами потомков и современников.

    Партия кадетов в 1905-1907 гг.

    Программа и тактика партии эсеров.

    Черносотенное движение в начале XX века.

    Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Русская армия в первой мировой войне.

    Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения политической истории России начала XX века.

    Быт семьи Николая П.

    Источники по истории России в цикле романов А.И.Солженицена «Красное колесо».

    Россия и монархия в работах великого мыслителя русского зарубежья И.А.Ильина (1883-1954 гг.).

    Математические методы в истории.

    Особенности русской культуры.

    Личность П.А.Столыпина в романе А.И.Солженицена «Август четырнадцатого».

    «Народная монархия» Ивана Солоневича.

    Русская монархия в начале XX века.

    Социально-сословная структура России в начале XX в.

    Русская православная церковь в начале XX века.

    Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII-XX вв.

    Особенности парламентской системы России начала XX века.

    Евразийская концепция Российской империи.

    Гражданское общество в России начала XX века.

    «Вехи» как поворот в мировоззрении российской интеллигенции.

    Высшая школа в России конца XIX - начала XX вв.

    Мемуары В.В.Шульгина как источник по истории России.

    Земское самоуправление в России.

    «Союз Михаила Архангела».

    Основные особенности русской цивилизации.

    Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.

    Национальная политика П.А.Столыпина.

    П.А.Столыпин.

    Особенности российской имперской государственности.

    Правящий класс в России в начале XX века.

    Православные черты в русской духовности.

    Император Александр II. Освободитель или вешатель?

    Император Николай I как государственный деятель.

    Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.

    Понятие исторической альтернативы в историографической практике.

    «Россия и Запад» Н.Я. Данилевского. Типы и степени общественного развития.

    Русская интеллигенция и революция. (Веховская интерпретация).

    Народническая революционность как тип.

    Соотношение понятий «крепостничество» и «феодализм» в отечественной литературе.

    Реальный смысл самодержавности российского государства.

    Историческая хронология и историческая метрология. Число, счет и измерение как понятие культуры. Системы счета и представления о времени в различных культурных традициях. Вычислительные и измерительные устройства, приборы измерения веса, длины, объема, площади в русской исторической традиции. Правительственная политика в отношении мер и весов.

    Феномен игры в культуре. Азартные и коммерческие игры в быту различных сословий русского общества. «Русская рулетка». Гэмблинг. Образ игры в русской литературе и публицистике.

    Историческая география. Роль природной среды в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества.

    Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.

    Досуговые и праздничные реалии провинциального города.

    Русское застолье и национальная кулинария.

    Налоговая система в Московской и Императорской России (и способы ухода от налогов)

    Тайная полиция в России XIX-начала XX в.

    А.П.Ермолов: военачальник, дипломат, политик

    Крымская война (1853-56 гг.)

    История Черноморского флота.

    Образ русского чиновника в публицистике и литературе

    И.А. Бунин: взгляд на русскую историю, русский народ, интеллигенцию и революцию.

    Городское самоуправление в России и Сибири.

    Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.

    Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».

    «Дубина народной войны»: партизанское движение в России в 1812 году.

    Сотрудничество с Наполеоном на оккупированных французами территориях России.

    Деятельность английской Московской компании в России (1554-1649): перспективы и пределы британского колониализма в отношении Московской Руси.

    «Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)

    Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.