ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ
«Этот день в истории»
Составитель проекта:
учитель истории
и обществознания
Аделия Зайдулловна Платонова
Информация об авторах проекта
Информация об исполнителях проекта.
Проект «Этот день в истории» будет реализовываться на территории средней общеобразовательной школы, в рамках курса истории.
Реализацией проекта будут заниматься инициатор – учитель истории Платонова А.З. и учащиеся среднего звена в количестве 3- 5 человек.
Опыт работы по данной тематике присутствует. Сложностей в реализации проекта не наблюдается.
Описание проекта
В современное время все чаще от учеников слышится вопрос: «Для чего нужно изучать историю в школе? Зачем она нужна?», для ответа на этот вопрос, зародилась идея создания проекта, основной целью которого должно стать воспитание чувства патриотизма и уважения к истории, как своего государства, так и истории мира в целом. Очень важно показать детям как за один лишь день в мире или в отдельном государстве менялась история, создавались грандиозные открытия.
Этот проект поможет детям сблизиться с мировой историей, пробудит в них интерес к истории своего государства. Эта разработка является очень простой по своему содержанию, не нуждается в большой подготовке. Вся информация берется со специализированного сайта с одноименным названием «Этот день в истории». При отборе информации, составитель ссылается на личностные предпочтения, отсекая лишнюю информацию. Для того, чтобы информации не было много, в каждый из пунктов: в этот день родились, в этот день скончались, события этого дня, представляется по три примера исторических событий.
Цель проекта:
Воспитание нравственных чувств, уважение к истории;
Развитие интереса к истории как к предмету.
Задачи:
сформировать комплекс нормативно - правового и организационно- методического обеспечения;
развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
расширять представления о мировой истории;
формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
В ходе работы предполагается создание долгосрочного проекта «Этот день в истории».
Целевая группа. Проект направлен на обогащение знаний по всемирной истории и истории России для детей 5-11 классов.
Основные этапы реализации проекта
Начальный этап:
Основной этап:
Оформление проекта к завершающему этапу.
Заключительный этап:
Представление готового продукта учащимся.
Ожидаемые результаты проекта.
Результатом деятельности станет готовый продукт в виде проекта «Этот день в истории». Через этот проект дети смогут узнать большое количество новых фактов, интересных событий и личностей, что в свою очередь активизирует их интерес к науке история, покажет её значимость.
Проект рассчитан на продолжительный период использования. Не требуя при этом больших затрат. Эффективность состоит в том, что его можно использовать в каждой школе не только в рамках предмета «история», но и в рамках всей школы.
Ещё одним плюсом можно выделить тот факт, что данная разработка очень тесно переплетается с различными дисциплинами, образую тем самым межпредметные связи, что является большим преимуществом.
Механизм оценки результатов.
Для оценки эффективности данного проекта будет проведено анкетирование среди учащихся 5- 11 классов. Целью данного анкетирования будет являться выявление интереса учащихся к данной разработке. Считают ли они данный проект интересным для себя и актуальным.
Дальнейшее развитие проекта.
Для дальнейшей работы проекта, к его развитию можно подключать учащихся, лучше всего подойдут учащиеся среднего звена, они уже овладели навыками поиска и отборки информации в сети интернет и могут заниматься данной работой. Лучше всего набрать группу учащихся в составе 3-5 человек, которые поочередно будут заниматься заполнением данной рубрики «Этот день в истории».
Организационный план проекта.
Описание видов деятельности
Дата проведения
Результаты
Форма регистрации
Начальный этап:
Подготовка стенда для оформления проекта;
Подборка дизайна для проекта.
10.09.2014г
Готовый стенд для оформления проекта
Основной этап:
Подборка информации для проекта;
Оформление проекта к завершающему этапу
17.09.2014г
Поиск информации, оформление стенда
Заключительный этап:
Тема проектная деятельность на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Учитель истории МБОУ СОШ д.Старый Калкаш
Кутлушина З.С.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности
Учебный проект
Это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта
Проект – это «пять «П»
Цель исследовательской работы:
1. Проблема ( постановка проблемы, компоненты которой требую решения)
2. Проектирование ( планирование деятельности)
3. Поиск информации ( сбор систематизация информации)
4. Продукт (изготовление, оформление продукта)
5. Презентация (выбор формы презентации, а также самооценка и самоанализ)
6. Шестое «П» проекта – его Портфолио (все рабочие материалы проекта, планы, промежуточные отчеты)
И.С. Сергеев.
- Подготовка (формулирование темы и целей проекта);
- Планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе);
- Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач) ;
- Оформление результатов и выводов;
- Представление или отчет;
- Оценка результатов и процесса
1. Подготовительный – планирование работы над проектом (этап обмена имеющими знаниями по теме, интересами) :
- Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
- Обсуждение возникших идей;
- Перечисление интересующих учащихся тем проектов;
- Формулирование темы проекта для класса или группы учащихся
2. Аналитический ( этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний ):
- уточнение намеченной цели и задач;
- Поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет
- Обмен информации с другими лицами (учащимися, учителем, родителями и т.д.);
- Интерпретация данных;
- Сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых
- 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- Систематизация полученных данных;
- Построение обобщений логической схемы выводов для подтверждения итогов(в виде рефератов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
- 4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности):
- Осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- Обсуждение и организация презентации, результатов работы над проектом (на уровне школы, района, и т.д.)
Виды проектов
1 . Классификация проектов по количеству участников:
- Индивидуальные
- Парные
- Групповые
Виды проектов
2. Классификация проектов по доминирующей деятельности:
- Исследовательский
- Информационный
- Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, повседневная жизнь в эпоху первобытности, «оттепели», «застоя» и т.д.)
- Творческий (разработать туристический маршрут, макетный образец крепости)
Виды проектов
3. Классификация по продолжительности
- Мини – проекты могут укладываться в один урок
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков
- Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течении нескольких месяцев
- Долгосрочные проекты могут выполняться в течении года
Учитель берет на себя тьютерские функции:
- Разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;
- Является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
- Предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала(вместе с учеником «проживает» его проект)
- Помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникших трудностей, путем косвенных, наводящих вопросов);
- учитель – координатор всего группового процесса
- Является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
- 5 класс – проект – рисунок «Орудия труда первобытного человека», информационные проекты «Развитие письменности в Древнем Риме», ролево – игрового «Охота древних людей», рассказ от имени земледельца Древнего Египта
Проектная работа по истории
Неизвестные герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на примере моих земляков)
Выполнила: ученица 8 класса
Кутлушина Язгуль
Руководитель: учитель истории
Кутлушина З.С.
Проектная работа по истории
Боец «невидимого фронта»
Выполнила:
ученица 5 класса Хайбуллина Ильнара
Руководитель:
учитель истории Кутлушина З.С .
Проектная работа по истории
Семь чудес света
Выполнила ученица 6 класса
Алиева Альбина
Руководитель Кутлушина З.С
Творческий проект по истории «Модная Европа(XVI-XVIIIвв.)»
Выполнили: ученики 7 класса
Галимова А., Хайбуллина И., Денисова Ю.
Приняла:учитель истории Кутлушина З.С.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Старый Калкаш им Араслангулова Б.К. муниципального района Стерлибашевский район Р.Б.
Выполнила: ученица 7 класса Галимова Элина.
Руководитель: учитель истории Кутлушина З.С.
03.03.2017Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных
Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.
Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.
Основные требования, которым должен отвечать проект:
актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;
время – проект должен быть ограниченным по времени;
ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;
оценка качества и результатов
– шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.
Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).
Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»
Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.
Что бы вы хотели изменить?
Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?
Какую проблему хотите решить?
Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.
Шаг №2: Пишем цель проекта.
Цель
- общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.
Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.
Задайте вопросы для цели своего проекта:
Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?
Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?
Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?
Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?
Шаг №3: Пишем задачи проекта.
Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.
В
ажно помнить!
Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.
Используйте глаголы
. Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.
Проверьте
. Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).
Проанализируйте
. Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).
Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.
Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.
Конкретность (specific) |
|
Измеримость (measurable) |
|
Достижимость (achievable) |
|
Выгодность (rewarding) |
|
Временные рамки (time bound) |
Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».
Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.
Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.
Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.
Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:
непосредственно строительством
согласованиями с органами государственной власти
с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов
работой с прессой по PR проекта и события в целом.
Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.
Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.
План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.
Например: План реализации проекта. Пример №1
План реализации проекта. Пример №2
План реализации проекта. Пример №3
Также полезно будет сделать сетевой план – график.
Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.
Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:
сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?
из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?
Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.
Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:
Наименование статей и расходов |
Расчет суммы затрат |
Финансовые затраты по проекту |
|||
Имеющиеся средства |
Запрашиваемые средства |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.
Основные расходы:
аренда помещений и коммунальные платежи
командировочные и транспортные расходы
оборудование
связь и коммуникации
проведение специальных мероприятий
издательские расходы
расходные материалы
и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.
«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.
«Оплата труда»
- включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.
Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.
Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.
В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.
Шаг №8. Пишем результаты.
При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.
В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:
Количественный результат
(что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.
Качественный результат
(что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.
Эффективность
- соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.
Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.
Шаг №9. оформляем проект.
Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:
Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)
Подробное описание проекта:
Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.
Цели и задачи проекта.
Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.
Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.
Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).
Бюджет (смета).
Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.
Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.
приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)
Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.
Если вам необходимо сделать презентацию:
на каждый раздел не более 1-2 слайдов;
шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;
при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;
Темы исследовательских проектов по истории
- профиль
История России
Викинги и славяне: история взаимоотношений.
Реальные и мифологические образы древнерусских князей.
Герои русских былин и их реальные прототипы.
Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.
Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы.
Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков).
История христианизации восточнославянских территорий.
История канонизации князей Бориса и Глеба.
Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.
Международные связи Киевской Руси.
«Влесова книга»: история фальсификации.
Проблемы «феодализма» в трудах российских историков.
Церковная реформа 1666 г.: причины и результаты.
История сибирского старообрядчества.
История старообрядческого книгопечатания.
История старообрядческого пустынножительства.
История старообрядческого предпринимательства (династии Морозовых, Рябушинских и др.).
Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность.
Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках.
Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.
Русская общественная мысль и поиски национальной идентичности (на примере произведений М.М. Щербатова, славянофилов и западников). Н.И. Новиков и русское масонство.
Русские нелегальные и запрещенные издания XIX века
Декабрист Г.С. Батеньков и его библиотека.
Утопии места в русской народной культуре (легенда о Беловодье, граде Китеже, «земном рае»).
Мое генеалогическое древо.
Политический портрет членов «Избранной рады» (Сильвестр, А.Адашев и др.).
Митрополит Макарий и Иван IV: а) становление политической доктрины Ивана IV; б) характеристика взаимоотношений.
Иван Пересветов в русской политической мысли: типичен ли он?
Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).
Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский).
Причины раскола русской церкви в XVII веке.
Мировоззрение старообрядцев.
Личность и деятельность Патриарха Никона.
Вожди старообрядчества XVII века: Аввакум, Иоанн Неронов, дьякон Федор - личность, деятельность, мировоззрение.
Земледелие и расселение русских в Томском уезде XVII в.
Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.
Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.
Место Оружейной палаты в художественной культуре Руси.
Личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII в.
Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.
Деятели времени правления Екатерины II: А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, А.Г.Потемкин, А.В.Суворов, Н.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Н.И.Новиков.
Россия глазами М.М.Щербатова и А.Н.Радищева.
Общественная жизнь провинциального города на примере сибирских городов.
Рабочее движение в России в XVII-XIX вв.
Общественные организации и органы самоуправления в периоды революционных кризисов.
Изыскание путей сообщения.
История техники в Сибири.
Региональные центры управления.
Эволюция волостного правления
Александр I как дипломат.
Региональные органы управления в формировании восточной политики России.
Сибирь и Центральная Азия в исторической ретроспективе.
Россия и страны Центральной Азии.
Романовы в повседневной жизни.
Воспитание детей в царской семье.
Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников)
Дворцово-парковые ансамбли Романовых.
Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.
Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)
Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.
Европа глазами П.А. Толстого.
Идея царской власти на Руси и ее обрядовое оформление в конце XV- первой половине XVI вв.
Дипломатия и внешнеполитическая концепция Российского государства в XV-XVII вв.
Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции)
Женское образование в Росси.
Уставы российских университетов в XIX веке
«Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала.
Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)
Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)
«Порядок» и «беспорядок» в представлениях посадского человека и государственной власти в XVII в.
Русь и Литва глазами потомков и современников.
Партия кадетов в 1905-1907 гг.
Программа и тактика партии эсеров.
Черносотенное движение в начале XX века.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Русская армия в первой мировой войне.
Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения политической истории России начала XX века.
Быт семьи Николая П.
Источники по истории России в цикле романов А.И.Солженицена «Красное колесо».
Россия и монархия в работах великого мыслителя русского зарубежья И.А.Ильина (1883-1954 гг.).
Математические методы в истории.
Особенности русской культуры.
Личность П.А.Столыпина в романе А.И.Солженицена «Август четырнадцатого».
«Народная монархия» Ивана Солоневича.
Русская монархия в начале XX века.
Социально-сословная структура России в начале XX в.
Русская православная церковь в начале XX века.
Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII-XX вв.
Особенности парламентской системы России начала XX века.
Евразийская концепция Российской империи.
Гражданское общество в России начала XX века.
«Вехи» как поворот в мировоззрении российской интеллигенции.
Высшая школа в России конца XIX - начала XX вв.
Мемуары В.В.Шульгина как источник по истории России.
Земское самоуправление в России.
«Союз Михаила Архангела».
Основные особенности русской цивилизации.
Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.
Национальная политика П.А.Столыпина.
П.А.Столыпин.
Особенности российской имперской государственности.
Правящий класс в России в начале XX века.
Православные черты в русской духовности.
Император Александр II. Освободитель или вешатель?
Император Николай I как государственный деятель.
Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.
Понятие исторической альтернативы в историографической практике.
«Россия и Запад» Н.Я. Данилевского. Типы и степени общественного развития.
Русская интеллигенция и революция. (Веховская интерпретация).
Народническая революционность как тип.
Соотношение понятий «крепостничество» и «феодализм» в отечественной литературе.
Реальный смысл самодержавности российского государства.
Историческая хронология и историческая метрология. Число, счет и измерение как понятие культуры. Системы счета и представления о времени в различных культурных традициях. Вычислительные и измерительные устройства, приборы измерения веса, длины, объема, площади в русской исторической традиции. Правительственная политика в отношении мер и весов.
Феномен игры в культуре. Азартные и коммерческие игры в быту различных сословий русского общества. «Русская рулетка». Гэмблинг. Образ игры в русской литературе и публицистике.
Историческая география. Роль природной среды в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества.
Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.
Досуговые и праздничные реалии провинциального города.
Русское застолье и национальная кулинария.
Налоговая система в Московской и Императорской России (и способы ухода от налогов)
Тайная полиция в России XIX-начала XX в.
А.П.Ермолов: военачальник, дипломат, политик
Крымская война (1853-56 гг.)
История Черноморского флота.
Образ русского чиновника в публицистике и литературе
И.А. Бунин: взгляд на русскую историю, русский народ, интеллигенцию и революцию.
Городское самоуправление в России и Сибири.
Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.
Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».
«Дубина народной войны»: партизанское движение в России в 1812 году.
Сотрудничество с Наполеоном на оккупированных французами территориях России.
Деятельность английской Московской компании в России (1554-1649): перспективы и пределы британского колониализма в отношении Московской Руси.
«Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)
Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.