Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Летучий голландец и другие корабли-призраки. Корабль «Летучий Голландец Летучий голландец корабль

Происхождение

В искусстве

Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX -XX веков .

  • Опера «Летучий голландец или корабль-призрак» (‘The Flying Dutchman’), сл. Фицболла, музыка Родуэлла () (1826, Adelphi Theatre).
  • «Летучий голландец » - одна из первых опер Рихарда Вагнера , увидевшая свет в Дрездене в 1843 году. Музыка к опере писалась очень быстро, после поездки Вагнера с женой Минной на корабле в Англию, во время которой они попали в шторм, что и дало пищу воображению композитора.
  • «Корабль-призрак» (англ. ) (1839) - роман английского писателя Фредерика Марриета , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.
  • Популярная британская баллада «Плотник» (англ. The House Carpenter ) рассказывает историю о молодой женщине, которую юноша (дьявол в образе юноши) соблазняет богатыми посулами, уговаривая уехать с ним. Девушка решается покинуть своего мужа плотника и детей, садится на его корабль, но через несколько недель плавания он идёт ко дну. В некоторых версиях баллады дьявол сам топит свой корабль, а в некоторых - он разбивается во время шторма. Поверье это связано с тем, что кораблям, на борту которых едут неверные супруги, уготована трагическая участь, а капитан-дьявол отождествляется с капитаном «Летучего голландца».
  • Стихотворение Н. Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца » (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света » (2007) - вторая и третья части серии остросюжетных фильмов кинокомпании «Walt Disney Pictures» о пиратах. Капитаном является Дейви Джонс , персонаж другой морской легенды - про сундук Дэви Джонса
  • Появляется в мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны ».
  • Композиция «Seemann » немецкой рок-группы «Rammstein » рассказывает историю, основанную на легенде о «Летучем голландце».
  • «Летучий голландец» - московская рок-группа 1992-1997 годов.
  • В романе Леонида Платова «Секретный фарватер» «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Также в романе приводится одна из версий легенды в литературной обработке. В частности, в конце легенды сказано, что есть некое слово, если произнести его при встрече с «Летучим Голландцем», проклятие будет разрушено навсегда.
  • «Летучий голландец» - песня на стихи Бориса Баркаса, исполнявшаяся в 70-е годы в рок-андеграудной среде, в частности, российской рок-групой «Машина времени » с альбома «Неизданное I », вышедшего в 1996 году.
  • «Летучий Голландец», художественный фильм, Фора-фильм - Ялта-фильм, 1990 г.
  • «Летучий голландец» (1993) - музыкальная пьеса для гитары композитора В. Козлова.
  • «Летучий голландец» - песня российской пауэр-метал-группы «NeverLie».
  • «Летучий голландец » - фильм голландского режиссёра Йоса Стеллинга, выпущенный в 1995 году.
  • «Летучий голландец» - корабль-призрак в манге и аниме «One Piece ». Капитаном является представитель расы рыболюдей Ван Дер Деккен IX, потомок первого капитана легендарного судна.
  • «Легенда о Летучем Голландце» книга С. Сахарнова 1995 г.
  • «Летучий голландец» (The Dutch Wife, 2002) - книга канадского писателя Эрика Маккормака .
  • Упоминается в качестве страшной морской легенды в рассказе «Капитан Дюк» Александра Грина .
  • В книге «Двое с „Летучего Голландца“» писателя Брайана Джейкса представлена одна из вариаций легенды о Летучем Голландце. Вокруг нее развивается повествование.
  • Роман Анатолия Кудрявицкого «Летучий голландец» (2012) дает новую версию легенды, где капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достается последней, на чем и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах 20-го века.

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Легенды о «Летучем голландце»

Самым известным кораблем-призраком издавна считается упоминаемый во многих преданиях «Летучий голландец». Существуют много вариантов легенды.

В голландском варианте, капитан Ван Стратен был упрямый человек, поклявшимся во что бы то ни стало проплыть вдоль мыса Бурь, который известен теперь под названием мыс Доброй Надежды. Судно затонуло, но с тех пор команда корабля из мертвецов вместе с призрачным капитаном обречена на вечное скитание по волнам.

Больше того, согласно легенде, призрак «Летучего голландца» предвещает гибель для любого судна или части его экипажа. Поэтому моряки боятся его как огня, всякий раз впадая в панику при виде этого таинственного судна. А появиться «Голландец» может в любом облике - то появится в виде облака на горизонте, то пройдет мимо идущего корабля почти как настоящий парусник.

В исторических материалах и старинных журналах Антверпенской купеческой корабельной верфи написано, что в мае 1673 г. на воду спустили парусник класса каравелла, названный именно такое - «Летучий голландец». Деньги на его постройку предоставил один из самых богатых купцов вольного торгового города господин Иоанн фон дер Фальк. У герра Фалька уже было несколько кораблей для путешествий и торговых операций, но новый парусник превосходил любое из них, в том числе скоростью, легкостью хода и великолепной оснасткой. Именно за быстроту и получило судно свое имя.

Под стать паруснику была и команда - ее для нового корабля подбирали в особенности придирчиво. А капитаном стал прославленный морской волк Ян Ван дер Стратен. За плечами у него было немало трудных миль, и, как бы тяжело ни приходилось, как бы ни пенились волны, какой бы шторм ни трепал паруса, капитан Стратен всегда уверенно вел судно. Тем и был знаменит, что, пока стоял у штурвала, ни один его корабль не погиб и даже не был выброшен на мель.

Говорили, правда, что новый капитан не только искусен в морском деле, но и дьявольски горд. Впрочем, Стратен не без оснований считал, что вряд ли можно отыскать среди мореходов равного ему по мастерству и отваге. При этом не верил он ни в Бога, ни в черта, не боялся их поминать всуе, не скупясь на проклятия ленивым и непокорным матросам.

Первые два рейса «Летучего голландца» прошли благополучно: он сходил в Вест-Индию за грузом драгоценного дерева и удивительных тканей. Удачным было и второе плавание.

1675 год, июнь – «Летучий голландец» вышел в свое третье путешествие: обогнув мыс Доброй Надежды на южной оконечности Африки и зайдя по пути в несколько торговых портов, судно должно было забрать из Индии ценнейший груз благовоний. И вот из этого рейса ни «Летучий голландец», ни его команда не возвратились.

Следует отметить, что в те давние времена парусники частенько гибли во время бурь, налетали на неизвестные картографам подводные скалы или, чтобы избежать гибели в море, выбрасывались на берег, где команда оказывалась в руках враждебно настроенных местных племен. И далеко не всегда можно было узнать, что произошло с тем или иным кораблем, попросту потому, что не оставалось ни одного живого свидетеля трагедии. Так, вероятно, произошло и с «Летучим голландцем». И вот тут заканчивается история и начинается легенда.


Всего через два или три года после того, как корабль пропал без вести, его первыми увидели моряки антверпенского торгового корабля «Благословение Марии». Перед их глазами предстало мрачное зрелище: капитан Стратен находился на мостике, команда непринужденно управлялась с белоснежными парусами, которые надувал неведомый ветер (в это время стоял полнейший штиль, и «Благословение Марии» спокойно дрейфовала в южных водах в ожидании ветра). Каравелла призраком пронеслась мимо и исчезла из виду раньше, чем моряки успели опомниться.

Тем же вечером разразился сильнейший шторм, и после нескольких часов неравной борьбы с морем капитан судна «Благословение Марии» принял решение выбросить потрепанное и давшее течь судно на видневшиеся вдали скалы. По сути, это было единственной возможностью спасти команду. Скалы оказались крохотным необитаемым островком. От голода и болезней там умерли почти все моряки. Двоих последних матросов через шесть месяцев подобрал проходивший мимо корабль. От них-то Фальк и узнал, что «Летучий голландец» продолжает бороздить океан.

Сведения о каравелле-призраке, идущей на всех парусах при полном штиле или даже против ветра, встреча с которой сулила несчастья и гибель, все чаще доносились от чудом оставшихся в живых моряков различных стран мира. Эти свидетельства были столь многочисленны и так совпадали в деталях (даже у людей, не знакомых друг с другом), что назвать их морской байкой или пьяной болтовней не получалось. Кроме этого, существует множество свидетельств уважаемых людей: известных писателей, членов императорских фамилий - английской и португальской, ученых и военных, видевших «Летучий голландец» своими глазами.

Легенды говорят о проклятии корабля-призрака. Как видно, версия о том, что капитан Ван дер Стратен поспорил со своими собутыльниками - капитаном Фоком и графом Фалькенбергом - о том, что обогнет мыс Доброй Надежды назло Богу и дьяволу, родилась в скором времени после пропажи каравеллы и появления ее уже как корабля-призрака. За свою гордость капитан был проклят вместе с командой, а корабль «Летучий голландец» обречено вечно огибать злополучный мыс.

Существует и другая версия истории рокового проклятия. Дескать, вечный богохульник и отчаянный смельчак Стратен поспорил с дьяволом на свою душу, что дойдет из Европы в Вест-Индию всего за три месяца. Когда нечистый из преисподней увидал, что умелый капитан выигрывает пари, он превратил паруса корабля в неуправляемые железные листы.

Имеется и третья история. Именно ее считают истиной в Голландии, потому что была записана в 1678 г. со слов моряка торговой шхуны «Ангел-хранитель».

Выйдя в свое последнее плавание, «Голландец» благополучно добрался до южной оконечности Африки, по пути совершив несколько выгодных заходов в местные торговые порты. Но мыс Доброй Надежды не зря носил еще одно имя - мыс Бурь. И там судно попало в сильнейший шторм. Это было новое судно, легкое и быстроходное, потому команде удавалось почти без потерь справляться с бурей. Но вдруг невдалеке показалось напоровшееся на мель тонущее судно - это был «Ангел-хранитель». Команда его уже пересела в шлюпки, однако спастись в такой шторм на утлых суденышках было практически нереально.

Спасать тонущих, даже рискуя собственной жизнью и кораблем, - первый закон моря, и капитан Стратен, конечно не мог этого не знать. И все-же он даже не попытался подойти к шлюпкам. Капитан дал команду «Лево руля!», чтобы поскорей удалиться от опасной подводной скалы.

Напрасно звали на помощь из шлюпок: каравелла уходила все дальше за плотную завесу дождя и брызг. И тогда брошенные на произвол судьбы моряки прокляли жестокого капитана и его команду. «Как мы никогда не увидим берега, так и вам не суждено будет ступить ногой на твердую землю!» - крикнул вслед уходящему «Летучему голландцу» капитан «Ангела-хранителя».

Из всей команды «Ангела» выжить удалось лишь одному моряку, которого волны выбросили на берег без сознания. Что стало с его товарищами, он не знал, но, добравшись до родного Антверпена через целых три года, рассказал эту историю. В это время «Голландец» уже успел посулить гибель не одному паруснику на океанских просторах.

Вот так корабль «Летучий голландец» стал вечным вестником несчастья. И никто не знает, до каких пор суждено ему идти по волнам и огибать мыс Доброй Надежды. Говорят, правда, что любое проклятие может снять женщина, чье сердце полно любовью. Но все жены и подруги моряков проклятой каравеллы уже давно в могиле. А откуда сейчас возьмется женщина на корабле, который уже много столетий не пристает к берегу?..

В германском варианте легенды «Летучий голландец» ходил в Северном море. Время от времени капитана посещал дьявол и играл с ним в кости, требуя ставить на кон душу. Однажды капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.

В варианте, опубликованном в 1821 г. в одном английском журнале, корабль шел вдоль мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана изменить курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявление трусости. Между тем шторм усиливался; капитан, грозя в небеса кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание.

Тут же на палубе появился призрак, но воинственный моряк приказал ему убраться прочь, угрожая пристрелить. Видя, что гость не слушает его, капитан выхватил пистолет и выстрелил в нежданного вестника, но оружие взорвалось у него прямо в руке. Призрак ниспослал моряку проклятие вечно носиться по волнам, мучая от собственного отчаяния матросов. Того, кто увидит проклятый корабль, поджидает несчастье.

Существуют и другие варианты легенды. Согласно одной из них, парусник был приговорен к вечному скитанию потому, что капитан отличался крайней жестокостью. По другой легенде, на палубе корабля появилась богиня, но капитан оскорбил ее. Ее месть - не знать кораблю покоя до Страшного суда.

Великий немецкий поэт Генрих Гейне придал истории о «Летучем голландце» яркую романтическую окраску и привнес новый элемент в существовавший сюжет. Раз в 7 лет капитану было разрешено сойти на берег, чтобы попытаться освободиться от проклятия, добившись любви непорочной девушки. Композитор Рихард Вагнер использовал этот вариант в своей опере «Летучий голландец». Вагнер назвал капитана ван Дердекеном, а девушку, которой тот делал предложение, - Сентой.

Призрак корабля, в котором признали «Летучего голландца», видели в 1923 г. у мыса Доброй Надежды. За ним наблюдали четыре моряка, один из которых по прошествии лет сообщил об этом Эрнесту Беннетту, члену Общества изучения психических явлений. Беннетт, в свою очередь, написал об этом в книге «Призраки и дома с привидениями. Свидетельства очевидцев» (1934).

По рассказу помощника капитана Н.Стона, призрак в очередной раз заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 г. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун. Стон пишет:

«Около 0:15 ночи мы увидали странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания идущего корабля, двухмачтового, пустые реи также светились, парусов видно не было, но между мачтами была легкая светящаяся дымка.

То не были навигационные огни. Корабль, казалось, двигался прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, он находился от нас где-то за две-три мили, а когда он был от нас в полумиле, он неожиданно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: „Господи, да это же корабль-призрак!“»

Н.Стон описал, как выглядело судно, которое запечатлелось в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, а вот других свидетелей найти не удалось. В объяснении причин подобных явлений Беннетт соглашается с Фредериком У.Майерсом, который утверждал, что некоторые формы сознания, после того как переживают смерть, способны телепатически проецировать образы (в том числе и образы материальные) живым людям, которые воспринимают их как призраки.

В соответствии с этим утверждением, призрак «Летучего голландца» является образом, проецируемым телепатически его погибшим экипажем. Теория телепатической проекции используется с тех пор как возможное объяснение появления призраков.

Один из самых знаменитых круизных лайнеров ХХ века, «Королева Мэри», и в наши дни является известной достопримечательностью для многих туристов. Он был спущен на воду 26 сентября 1934 г. в Глазго. По рассказам очевидцев, лайнер стал настоящим хозяином нескольких призраков. Среди них - 17-ти летний матрос Джон Педдер, который утонул в 1966 г., женщина в белом платье и маленький мальчик, непонятно как оказавшийся на корабле и ставший фантомом.

По еще одной легенде о «Летучем голландце», капитаном его был Филипп Ван дер Декен, который отправился в 1689 г. из Амстердама в порт Ост-Индии. Каравелла попала в сильный шторм - конечно же, у мыса Доброй Надежды.

Капитан не отнесся к опасности серьезно. И в скором времени полуразрушенный корабль пошел ко дну вместе со всей командой. По легенде, это было наказанием Бога за то, что капитан проигнорировал предупреждение об опасности.

Одним из очевидцев появления корабля-призрака был и экипаж британского судна в 1835 г. Моряки рассказывали, что в ужасный шторм к борту их корабля приблизился другой корабль, по описаниям похожий на «Летучий голландец». Он прошел так близко, что корабли едва не столкнулись бортами, потом так же неожиданно исчез.

Корабль-призрак вновь был замечен двумя членами экипажа HMS Bacchante в 1881 г. Спустя день один из очевидцев умер странной смертью. В 1939 г. у побережья Южной Африки призрачную каравеллу видели десятки людей, отдыхавшие на пляже. Удивительно, но они с точностью описали тот самый купеческий корабль, явившийся прямо из ХVII столетия. Последний раз «Летучий голландец» видели у берегов Кейптауна, и четверо свидетелей уверяли, что он появился на горизонте, проплыл некоторое время, а потом будто растаял на горизонте.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Лету́чий голла́ндец» (нидерл. De Vliegende Hollander , англ. The Flying Dutchman ) - легендарный парусный корабль-призрак , который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.

Происхождение

Легенда гласит, что в 1700-е годы голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.

Другие версии легенды

  • Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу , если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Однако, в договоре он не уточнил, что сделать это нужно только один раз, и потому он был обречён на вечные скитания.
  • Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так - плыви!».
  • Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
  • Одна из версий рассказывает о капитане Фалькенбурге, который был обречён скитаться по Северному морю до дня Страшного суда , играя в кости с дьяволом на собственную душу.
  • Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята.

Возможное объяснение

Одно из возможных объяснений, а также возникновение названия, связывают с явлением фата-морганы , так как мираж всегда виден над поверхностью воды.

Также возможно, что светящийся ореол - это огни святого Эльма . Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности - и на спасение.

    Fata morgana of the ships.jpg

    На этом изображении видно, как под действием фата-морганы изменяются очертания двух кораблей. Четыре фотографии в правой колонке изображают первый корабль, а четыре фотографии в левой - второй.

    Fata Morgana of a boat.jpg

    Цепь изменяющихся миражей.

Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка . Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблем-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу .

В искусстве

В художественной литературе легенда была представлена во множестве вариаций. В 1839 году вышел роман английского писателя Фредерика Марриета «Корабль-призрак» (англ.) русск. , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля. Летучему Голландцу посвящено стихотворение Николая Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV, опубликованное в 1909 году. Летучий Голландец упоминается в рассказе Александра Грина «Капитан Дюк».

В качестве аллюзии выражение не раз использовалось в кинематографе. Название «Летучий голландец» носили такие ленты, как фильм Владимира Вардунаса , снятый на ялтинской киностудии «Фора-фильм» в 1990 году, и картина голландского режиссёра Йоса Стеллинга , вышедшая в 1995 году.

Напишите отзыв о статье "Летучий голландец"

Примечания

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Отрывок, характеризующий Летучий голландец

Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!

Легенда о Летучем Голландце переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце сердце начинает биться чаще. Покрытая тайной и романтикой история этого корабля не оставляет равнодушными многих историков и ученых. Легенда невероятно поэтична, в чем вы можете убедиться сами

В далёком XVI а может быть и в XVII веке, во главе с опытным капитаном, по волнам летело пассажирское судно держа курс через мыс Доброй Надежды, расположенный на юге Африки. Ни как только судно приблизилось к мысу - разбушевался сильный шторм. Команда обратилась к капитану с просьбой причалить и переждать непогоду. Но капитан отказал команде. Быть может, он был пьян или даже потерял рассудок. Он пообещал команде, что во что бы то ни стало, обогнет мыс. Несогласная с решением капитана команда и взволнованный пассажиры подняли бунт, поставив цель обезвредить отчаянного капитана. Но случилось так, что капитан обхитрил бунтовщиков, поймав предводителя взбунтовавшихся и скормив его рыбе.


Легенда гласит, что этот коварный поступок прогневал Бога. И случилось так, что в миг расступились небеса, тужи сияли ярким пламенем, из которого появилась темная тень, сошедшая на палубу корабля. Капитан. По военной привычке решил воспользоваться оружием и отпугнуть приближающуюся тень. Но, внезапно. Пистолет в его руках разорвался на мелкие частицы. Равнодушным и непоколебимым голосом тень произнесла приговор. « Ты жесток и бессердечен, капитан. Теперь вином тебе будет желчь, а пищей – железо. Ты будешь проклят на веки.» После этих слов матросы превратились в полуистлевшие скелеты, а капитан – в самого Летучего Голландца. Бог не спешит его простить. По легенде, спасти капитана может только любовь верующей женщины. Вот только где ее взять в океане?


Летучий Голландец плавает во всех морских просторах. Призрак судна – предвестник верной гибели для корабля. Моряки и сегодня боятся корабля-призрака, поэтому прибивают к мачтам лошадиные подковы - на удачу.


Верно полагать, что вышеописанная легенда имеет некую историческую подоплеку. Все знают, что действительные факты теряют свои «края» под укрытием времени.



В основу легенды взята правдивая история произошедшая в 1641 году с торговым судном. Оно попыталось обогнуть мыс в поисках удобного места для поселения, которое должно было стать пунктом отдыха для судов Ост-Индской Компании. Сильный шторм не остановил напористого капитана. Закончилось противоборство людей и природы как всегда. Кстати отсюда у легенды произошло разветвление. Капитан жаждал попасть на восточную сторону мыса и сделать он это собирался даже если это займет время до самого конца света. Дьявол услышал его слова и решил помочь. Подарив вечную «жизнь».

Есть еще один вариант, более реальный: в конце 1770 года, на остров мальта причалил корабль вся команда. Включая капитана были заражены желтой лихорадкой. Великий магистр Мальтийского ордена отдал приказ отбуксировать корабль из порта, вместе с находившимися на нем 23 людьми. Судно поплыло в Тунис, но там уже были предупреждены и не пустили корабль в порт. В Неаполе, куда команда отчалила позже. Парусник тоже не пустили. То же случилось и во Франции, и в Англии. Команда медленно умирала, и в итоге. Превратилась в группу скелетов на борту.



С Летучим Голландцем чуть не встретился британский корабль «вакханка» в 1881 году, на борту которого в тот момент был юный принц. Все обошлось. Судьба дала принцу долгую жизнь. Принц стал королем Георгом V. Но вот матрос, стоявший на дозоре вскоре трагически погиб.



Мифический корабль-призрак встречался даже в XX веке. В марте 1939 года его видели многие южно-африканские купальщики. В тот день об этом писали многие газеты.




Очень часто в морях и океанах встречаются судна без команды матросов и капитана. Объяснить такие находки сложно. Бывали случаи, когда команды пропадали среди ясного дня.


Что именно происходит с командами судов? Тайну эту пытаются разгадать несколько столетий. Имеется множество гипотез по этому поводу, начиная экзотическими – похищение инопланетными существами, переход людей в параллельный мир, другие измерения, нападения морских чудищ; но есть и вполне возможные: массовые отравления, или эпидемии, или экипаж смыло за борт, нападение пиратов, или зоны сильного ультразвукового излучения (при котором экипаж погибает) Что же происходит на самом деле? Этого мы наверное не узнаем. Океан очень хорошо хранит свои тайны.


«Летучий голландец» - легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Легенда о «Летучем Голландце», возникшая в 17 веке, уже много лет переходит из поколения в поколение. В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале, корабль плыл вдоль Мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Корабль в итоге пропал, а следов кораблекрушения найти так и не удалось. История обросла легендами, и призрак корабля стал вестником дурных предзнаменований на долгие десятилетия.

Конечно, как и в любой истории, здесь не обошлось без домыслов, но таинственное исчезновение «Летучего голландца» было не единственным. Экипажи этих кораблей канули в Лету, не оставив

Пожалуй, одно из самых известных судов-призраков. Эта бригантина, водоизмещением 282 тонны и длинной в 31 метр, изначально носила прозвище «Амазонка» и считалась проклятой с того самого дня, как ее первый капитан выпал за борт, причем во время первого же плавания. Судно сменило название, но не судьбу: новоявленная «Мария Селеста» пропала на океанских просторах в 1872 году. Спустя месяц бригантину обнаружили: вещи матросов на своих местах, детские игрушки на полу, груз спирта в трюме. Надо ли говорить, что никого из членов экипажа на борту не было? До сих пор ни одна из версий пропажи людей в полной мере не объясняет случившегося. Ни одна, кроме паранормальной.

В июле 1850 года жители небольшого поселка Истонс-Бич, расположенного в Род-Айленде, внезапно заметили в море парусник, полным ходом летевший прямо на береговые скалы. «Сиберд» (а это был именно он) застрял на отмели, что позволило местным подняться на борт. Многие из них впоследствии жалели о принятом решении: несмотря на кипевшую на камбузе джезву, и тарелки с едой в кают-компании, людей на паруснике не было. Впрочем, одно живое существо все же оставалось: в одной из кают, под койкой, спасатели обнаружили дрожащего в ужасе пса. Такой свидетель, понятное дело, рассказать ничего не смог. Расследование причины пропажи экипажа «Сиберд» оказалось пустой тратой времени.

История голландского теплохода «Оранг Медан» началась с пугающего радиосигнала. Капитаны нескольких торговых судов с ужасом услышали: «SOS! Теплоход «Оранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа. Я умираю». На борт корабля поднялись английский моряки, обнаружившие команду мертвецов. На лицах людей замерло выражение непередаваемого страха. Как только англичане покинули «Оранг Медан», тот загорелся, затем взорвался и пошел ко дну.

В 1999 году судно «Любовь Орлова» было продано круизной компании Quark Expeditions, а в 2010 году корабль потеряли во время шторма. Многострадальный лайнер решил, в конце концов, пристать к берегу лишь в 2014 году, когда его обнаружил поисковый отряд.

Этот 12-метровый катамаран, который использовался в качестве рыболовного судна, пропал в 2007 году на северо-восточном побережье Австралии. Впрочем, в списках исчезнувших судов яхта числилась недолго. Уже через неделю «Каз II» обнаружили около Большого Барьерного рифа. Двигатель катамарана все еще работал; более того, в кают-компании спасатели обнаружили накрытый стол - но ни одного из трех членов экипажа. По уверениям спасателей, им пришлось покинуть катамаран в открытом море, поскольку на борту они все ощутили необъяснимый приступ паники.