Введение
В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Исследовательский проект « Поэт малой Родины» является реализацией этого желания. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги.
Актуальность . Во все времена было очень много поэтов, которые получили мировую славу. Но и в наше время тоже есть такие люди и наше село не исключение. Хоть они и не получили мировую славу, зато они писали стихи, которые действительно берут за душу. Но мы мало о них знаем, так как у современных детей другие интересы ценности. В нашем исследовательском проекте нам хотелось бы рассказать об одном талантливом поэте-земляке Ю.В. Карасеве.
Новизна исследовательского проекта обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного края и будет использован на уроках литературного чтения родного края.
Объект исследования: наследие поэта-земляка Ю.В. Карасева.
Предмет исследования: стихи поэта-земляка Ю.В. Карасева.
Цель исследования: познакомиться с произведениями описывающие мою малую родину, поэта-земляка Ю.В. Карасева.
Задачи исследования:
Познакомиться с творчеством Ю.В. Карасева;
Собрать информацию о творчестве и биографии поэта;
Выяснение причин, подтолкнувших к творчеству.
Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, опрос, исследование и анализ творчества писателей.
Практическая значимость. Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в школьный музей, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
Глава 1. Биография Ю.В. Карасева
Идея данного проекта появилась на обычном уроке литературного чтения, когда знакомились с поэтами родного края и их произведениями.
Родился Юрий Васильевич в Куйбышевском районе Новосибирской области в семье учительницы и зоотехника в 1940 году. Детство и юность прошли в селе Шубинское, Барабинского района. Отец ушёл на фронт в 1941-м и вернулся в 1944 году с осколками в лёгких и сопутствующим ранению туберкулёзом. Умер весной 1949 года. Мать одна воспитывала трёх сыновей.
После окончания в 1955 году Шубинской семилетки, Юрий поступил в Куйбышевский зооветеринарный техникум. Уже в те годы интересовался поэзией и пытался писать стихи. Очень сильное впечатление на него произвёл изданный после длительного перерыва в1956 году сборник стихов Сергея Александровича Есенина.
После окончания техникума в 1955 году призван на действительную службу в Советскую Армию. Первый год служил в пограничных войсках на станции Отпор (ныне Забайкальск) на советско-китайской границе, потом был переведён в редакцию Окружной пограничной газеты в город Хабаровск, где скоро стал исполнять обязанности линотиписта.
Отслужив в армии, один год работал освобождённым секретарём комсомольской организации Шубинского совхоза, а в 1962 году поступил, и в 1967 – закончил Омский Государственный ветеринарный институт. Согласно гос. распределению, три года исполнял обязанности заведующего Сузунской районной ветеринарной станции и шесть лет работал главным ветврачом Битковского совхоза этого же района. Затем, в силу сложившихся обстоятельств, переехал в Кочковский район, на должность главного ветеринарного врача Жуланского совхоза, где работал и жил свои последние почти тридцать лет. Случилось так, что Юрий заразился от животных инфекционным заболеванием «бруцеллёз» и впоследствии получил инвалидность по профессиональному заболеванию.
Стихи писал всегда. Ещё в институте был активным членом студенческой команды КВН, затем иногда печатался в Сузунской районной газете, написал прекрасные слова к песне о Сузуне: «Стоят в бору сестрёночки – берёзки, да сосёночки, а тропкой узкою идёт сузуночка-девчёночка» и т.д.
В отношении поэзии, Юрий всегда предъявлял к себе большие требования, сам изучал правила стихосложения, много читал, писал стихи, но, как бы стесняясь своего несовершенства, очень многое просто, как принято говорить, писал в стол или уничтожал, сжигал. Серьёзно занялся поэзией в свои последние лет двадцать. Много печатался в Кочковской районной газете «Степные зори», активно сотрудничал с областной социальной газетой «Голос», иногда его стихи печатались и в «Советской Сибири».
Юрий Васильевич был активным человеком по жизни. Несколько раз избирался депутатом местного и районного Советов, когда надо, мог постоять за интересы хозяйства и простых тружеников-крестьян. Районный Совет, глава администрации И.И. Михайлов, районный Отдел культуры помогли в 2000 году издать его первый (и единственный при жизни) небольшой сборник стихов «Я родом из России», с посвящением своим землякам – кочковцам. Предисловие к книжке написал известный в Новосибирске поэт, член Союза писателей России Иван Георгиевич Краснов. Они переписывались. Иван Георгиевич давал Юрию Васильевичу советы, побуждал к активной работе, отмечая в нём талант и самобытность. Много помогали поэту опытные Новосибирские журналисты из редакции газеты «Голос»: Людмила Васильевна Опарина и Галина Валентиновна Черезова.
Юрий Васильевич был участником Первого поэтического марафона «Дыхание третьего тысячелетия» (организатор Л.Д. Свирновский), дипломантом конкурса им. Г.Ф. Карпунина, достойное место занимал в сибирском альманахе «Синильга» (редактор Н.В. Козлов). Последнее признание получил, буквально, за несколько дней до кончины. 29 декабря 2004 года стал лауреатом Премии творчества инвалидов и получил Всероссийский сертификат «Филантроп». После этого торжественного события, организованного Новосибирским областным Управлением культуры, я Юру проводил до автовокзала. У него очень сильно болела грудь, так как Новый 2005 год он хотел встретить дома со своей верной подругой и женой Валентиной Георгиевной – учительницей русского языка и литературы Жуланской средней школы, сыном Владимиром и дочерью Натальей, которые должны были приехать к родителям своими семьями в период зимних каникул. Но, увы! Они вынуждены были приехать уже второго января по другой очень грустной причине. В этот день, рано утром, Юрия Васильевича не стало.
Нами был проведен опрос среди учащихся 3-5 классов нашей школы о поэтах – земляках родного села.
Им были предложены следующие вопросы:
Знаете ли вы поэтов нашего села? (да/нет)
Вам известно что-нибудь об их творчестве? (да/нет)
Читали ли вы их произведения? (да/нет)
Можете ли вы вспомнить названия их произведений? (да/нет)
Какие темы звучат в их произведениях? (да/нет)
Результаты опроса таковы:
На первый вопрос положительно ответили- 47 %, отрицательно- 53 %;
На второй: положительно-34%, отрицательно- 66%;
На третий: положительно- 51%, отрицательно- 49% ;
На четвёртый: положительно- 43%, отрицательно- 57%;
На пятый: положительно- 37%, отрицательно- 63%;
Опрос показал, что учащиеся нашей школы мало знают поэтов нашего края и их произведения.
Глава 2. Произведения Ю.В. Карасева
У каждого человека своя родина. "Родня", "родник", "родной", "народ". Из одного слова рождается бесконечное множество картин: белые березовые рощи, задумчивые и вековечный простор полей. Дорогие сердцу каждого человека картины.
У Юрия Васильевича есть стихотворение, посвященное нашей деревне. С образом Родины в его поэзии сливается образ любимого нам всем образ озера. Известно его стихотворение " Озеро детства".
Озеро детства
Ушло ужасно с детских пор
Воды сквозь память - решето,
И сколько видел я озёр,
А помню - то и только то!
Ему вечернею порой
Я поверял свои грехи,
И первой рифмою сырой
Слагал наивные стихи.
Брожу, бывало, босиком,
Корову Пальму потеряв,
И камыши шумят кругом,
Ворчанье мамы переняв.
Синица свистнет в вышине,
Встречая раннюю звезду,
Я терпеливо на волне
Наяду сказочную жду.
Над томной илистой водой,
Блуждает дремотная тишь.
И только рыжей бородой
Трясёт задумчиво камыш.
Моё родное озерко
Нехитро - Шубинским - звалось,
И незаметно и легко
Через года отозвалось.
Угодно было так судьбе,
И не изменишь ничего,
Из многих-многих в Барабе
Я вспоминаю лишь его.
Особое место в творчестве поэтов занимают воспоминания о собственном детстве. Несмотря на пережитые трудности, детство помнится светлым, добрым, воспоминания очень тёплые и трогательные.
«Привет, родная Бараба» (посвящается жителям села Шубинское)
Глаза закрою - мне приснится:
Волной у озера камыш,
И трясогузая синица
Свистит, распугивая тишь.
Колодец «трунинский» в околке
Со срубом, словно набекрень,
Окна разбитого осколки,
В руках у матери ремень…
Я помню тополь по соседству,
Картошки мёрзлой сочный мёд…
Во мне, я знаю, моё детство,
Утратив радости, живёт.
Я вижу Шубинку родную,
Корову стельную в избе…
И до сих пор в душе тоскую
По детству в нищей Барабе.
Привет тебе, страна из Детства!
Привет, родная Бараба!
Ты мне навеки, как наследство,
В тебе живёт моя судьба.
Заключение
В результате своих исследований я пришла к выводу, что более пристальное и глубокое изучение, понимание литературного наследия родного края позволяет внимательно относиться и любить свою малую родину. Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу. Однако я считаю наоборот – именно чтение, любовь к книге поможет овладеть необходимыми знаниями. Ведь представить наш мир без книг просто невозможно.
А какое богатое литературное наследие оставил нам поэт нашего села! Я считаю, что именно обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Я думаю, знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.
Хочется верить, что знакомство с поэтами нашего села позволит сблизить современное поколение к литературному богатству родного края.
Список литературы.
Карасев В.В. все остается с нами…(страницы жизни трех поколений). – г.Новосибирск, 2011 г. – 168 с.
Карасев Ю.В. Тихая любовь: лирика/ Ю.В. Карасев. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Гос.акад.вод.трансп., 2012. – 64 с.
Материалы школьного краеведческого музея.
Поэты Самарской области
Наумова Анна,
ученица 6 «Б» класса
ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина
ж.-д. ст.Клявлино
С детства я увлекаюсь литературой. Особенно мне нравится лирика. Ближе всегда стихотворения, написанные людьми, живущими рядом, потому что они пишут о том, что нам знакомо, родное.
Проблема: Стихотворения самарских поэтов многим неизвестны.
Цель: Познакомиться с творчеством поэтов Самарской области.
Найти информацию о поэтах Самарской области и их творчестве
Обобщить эту информацию
Рассказать о поэтах Самарской области одноклассникам.
Сбор информации. Анализ и синтез. Презентация
Гипотеза: Материал о творчестве самарских поэтов поможет познакомиться с литературой родного края.
Основная часть моей работы названа «Стихами дышит всё вокруг»
Богата земля самарская литературными талантами. Обратимся к тем именам, которые прославили своё отечество.
Владилен Иванович Кожемякин (1931 – 1984) – поэт, член Союза писателей СССР, автор 7 книг стихов. Закончил Московский литературный институт им. М. Горького. Жил и работал в Кирове (Вятке), Магадане, Пензе и Самаре. В Самару он приехал в 1966г. Работал на телевидении, в Союзе писателей, в газете “Волжская Коммуна”. В Самаре вышли книги его стихов – «Родня», «Отчая земля», «Ночная смена». В эти годы он печатается и в Москве – были изданы его книги «Дальняя дорога», «Потому что люблю».
С успехом печатался в центральных журналах – «Современник», «Молодая гвардия» и др. Его стихи и поэмы о России, о людях, которых он знал и любил, об их жизни и судьбах полны лиризма и любви. Погиб Владилен Кожемякин 16 октября 1984г.
Одним из любимых моих стихотворений является вот это:
Слова - они и мед, и черный деготь.
Когда ж ни с тем, ни с этим не знаком -
И то и это хочется потрогать
Младенчески бесстрашным языком.
Без слов ее чего б я нынче значил
Средь многих поэтических заик?
Волгам уж я доучиваться начал...
А, может выть, и портить свой язык.
Это стихотворение о силе и глубине слова.
Погиб Владилен Иванович в самом расцвете своего таланта, Осталась оборванной буквально на полуслове поэма, над которой он работал. Погиб более чем странно... Но мистика судьбы Кожемякина в том, что его гибель пришлась на очередную годовщину профессионального праздника Дня работников леса - русского леса, который в лице поэта потерял одного из самых вдохновенных своих заступников.
Всегда со мной, куда ни еду,
Я дома - дом, что берегу,
Она и ложка мне к обеду,
И кол кладбищенский врагу,
Мне дуг не гнуть из тонкокорой -
И не смогу, и век не тот...
Она - бумага, на которой
Моя поэзия живет.
Владислав Юрьевич Терентьев - родился 21 марта 1971 года в г. Куйбышеве, в простой рабочей семье. Окончил среднюю школу № 44 с преподаванием ряда предметов на немецком языке, а так же Куйбышевский учебно-производственный комбинат № 1 по профессии водитель-механик автотранспорта.
С 1989 по 1991 год служил в рядах ВС СССР за границей, является воином-интернационалистом.
Член Самарского регионального литературного объединения, неоднократный участник межзональных и межрегиональных фестивалей современной поэзии. Публикации в альманахах "Русское эхо", "Звёздная мозаика", "Жизненные грани", а так же на литературных сайтах:
"Золотое перо", "Изба-читальня", "Общественная литература", "Русь"
Номинант литературных премий:"Поэт года 2013 - 2016", "Наследие 2015 - 2016",а так же литературной премии им. Сергея Есенина "Русь моя - 2016"
Участник литературных конкурсов: "Георгиевская лента - 2016",
"Жигулёвская осень - 2016" литературного объединения "Лира", "Осенний калейдоскоп - 2016"
Меня привлекло его стихотворение «Мартовский дождь»
По веткам бисер разметав,
Унылый дождь таранит стёкла,
Он соблюдает свой “устав” –
Чтоб вся Вселенная промокла.
И строки рвутся мир пленять
С его народом разночинным,
Весну пытаются понять,
Где март рыдает беспричинно.
Пронзительны до боли строки стихотворения «Отец и сын» (Из цикла: “Думы об отце”)
Поволжье вновь в изгибе золотом,
Царит сентябрь, листва летит на плечи,
И я душою рвусь в отцовский дом,
Что добротой своей питает встречи.
Отец ростки пустил в моей судьбе,
С ним до зари в кафе сидели звёздном,
Прошли года, и говорю себе:
“Езжай к отцу, пока ещё не поздно!”
Петрищев Петр Васильевич родился 3.01.1946 года в селе Богдановка Самарской (Куйбышевской) области, вырос в поселке Алексеевка г. Кинель.
Полынные ветра родного поселка – первое, что воспел талант молодого поэта.
Петр Васильевич работал токарем на заводе п/я 160, п/я 32, пионервожатым Тростянской средней школы, служил в рядах Советской Армии.
В 1968 году поступил в Куйбышевский государственный педагогический институт, который с отличием закончил в 1972 году.
Работал директором Дмитриевской средней школы, зам. директора по УВР в СГПТУ №3 в поселке Алексеевка. Потом была работа в обкоме КПСС, учеба в Саратовской ВПШ (а) и Академии общественных наук (г. Москва), где он защитил диссертацию
Ольга Прокопьева
1. Пояснительная записка
Духовно – нравственное воспитание дошкольников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.
Духовно – нравственное воспитание – это и система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.
Программное содержание
Расширить знания детей об истории и культуре г. Шимановска;
Сформировать у детей чувство гордости за свой город и людей , живущих в нем;
Способствовать формированию убеждения о том, что каждый человек, в каком городе бы он ни жил , способен на подвиг, или умение сочинять стихи или музыку;
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за культуру своего города ;
Расширить знания о литературном наследии поэтов г . Шимановска;
Развивать творческие способности детей.
2. Актуальность реализуемого проекта
Актуальность данного проекта заключается в том , что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, сохранению обычаев и традиций народов, его населяющих. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города , района, области, края.
Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо , чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Как можно развивать чувство любви к малой Родине? Например, через знакомство с историей и культурой родного края, с творчеством талантливых земляков. Я уверена, что приобщая детей дошкольников и их родителей к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своей семьи, детского сада, города , можно воспитать в ребёнке чувство уважения и любви к малой Родине.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. От того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины . А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу , селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей малой Родины.
Проблема проекта :
Можно ли через изучение литературного наследия поэтов города Шимановска воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике педагоги и родители часто сталкиваются со следующими проблемами :
Краткость доступной информации по истории своего края;
Слабое знание творчества местных поэтов , которые пишут о нашем городе .
У детей поверхностные представления о культуре родного города .
У детей имеются представления о родном городе , но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города , о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города , его непохожесть на другие города .
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с творчеством поэтов , музыкантов, художников нашего города , формирование у детей чувства гордости, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .
Вариант решения проблемы :
Собрать информацию о людях нашего города , пишущих стихи;
Провести конкурс чтецов стихов поэтов нашего города ;
Создать электронную презентацию о поэтах нашего города ;
Выступить на собрании перед родителями с проектом ;
Использовать собранный исследовательский материал на занятиях и развлечениях;
Организовать встречи в музыкально – поэтической гостиной с творческими людьми г. Шимановска (Л. Г. Суровцевой, М А Ячменевой, Л. И. Драчук) ;
Собрать коллекцию компакт - дисков «История нашего города » , «Благодарю деда за Победу» , «Культурное наследие наших земляков» .
Цель проекта :
1. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране;
2. воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького города ;
3. приобретение дошкольниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах ;
4. развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;
5. участие детей старшего дошкольного возраста и их родителей в создании тематических альбомов по истории родного города
6. Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых людей города , воспитывать чувство уважения и гордости к городу и его жителям . Расширить и закрепить знания детей, о профессиях взрослых, о достопримечательностях нашего города .
Воспитательные :
Организация социально значимой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.
Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине.
Формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции.
Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта) .
Образовательные и развивающие :
Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста;
Развить навыки проектной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, общекультурной, познавательной, личного самосовершенствования);
Предварительная работа
Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по патриотическому воспитанию;
Организовать экскурсии в краеведческий музей г. Шимановска;
Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Мой любимый город » ;
Организовать выставку детских рисунков;
Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с творчеством художников, поэтов , музыкантов г. Шимановска;
Подготовить совместными усилиями детей и родителей совместный семейный маршрут по памятным местам города ;
Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Культурная жизнь нашего города » ;
Провести заключительное мероприятие акция «Шарик с пожеланием» .
Гипотеза :
Данный проект не только обогатит знания детей о родном крае, но и окажет положительное влияние на формирование у них гражданско-патриотического сознания, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.
Участники проекта :
Педагоги, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОБУ № 15 г. Шимановска.
Ожидаемый результат
Знакомство с творчеством земляков будет способствовать формированию у дошкольников гордости за свой край, воспитанию патриотизма.
В ходе реализации мероприятий проекта воспитанники получат новые знания об истории, культуре малой Родины, талантливых людях родного края (поэтах , художниках, обычаях и традициях;
Календарный план проекта
Сроки Мероприятие Виды деятельности Результат (продукт)
октябрь Анкетирование педагогов и родителей
Объявление старта проекта . Групповое обсуждение мероприятий в рамках проекта , распределение обязанностей. Составлен план проведения проекта
Тематические занятия :
«Наш любимый город »
«Спасибо деду за Победу»
«Что такое культура»
«Моя семья»
Посещение краеведческого музея г. Шимановска
Занятия в музее Выставки рисунков
Конкурс родительских презентаций
Выставка генеалогических древ воспитанников старшего дошкольного возраста
декабрь Подготовка музыкально – литературных вечеров
«С. П. Повный – учитель и поэт »
«Строители БАМА – поэты г . Шимановска» Индивидуальная и групповая работа над изучение материала Авторский вечер с учителями поэтами школ г . Шимановска Л. Г. Суровцевой, М. Я. Ячменевой
Составление альбома «Стихи поэтов г . Шимановска для детей»
январь Посещение Детской библиотеки Знакомство с поэтическими сборниками и материалами печатных изданий Амурской области о поэтах земляках . Фотоотчёт.
Знание стихотворений поэтов – земляков .
февраль Выставка репродукций картин художников г. Шимановска А. Шабанова М. Бурлака Беседа о жизни и творчестве художников
Просмотр картин. Альбомы
«Поэты нашего города » «Художники нашего города »
март Тематическая неделя театра Подготовка и показ театрализованных постановок воспитанниками старшего дошкольного возраста малышам Фотоотчёт.
Привлечение родителей к пошиву костюмов, оформлению декораций
Альбом «Народный театр»
апрель Акция «Шарик с пожеланием» Сочинить короткое пожелание в стихах для жителей города и подарить его прохожему
Оформление результатов проекта
Анкета для педагогов и родителей
Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин» , «гражданское воспитание? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?
Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно – историческое наследие нашего города , края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города , края?
Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы Вы могли бы предложить?
Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города , края?
Знаете ли Вы, что и как рассказывать детям о родном городе ?
Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей и культурой? Назовите известные Вам источники
Какая методическая помощь Вам необходима для реализации задач гражданского воспитания Вашего ребенка?
Со стороны видится, что поэтическое движение распадается на несколько течений: в одном патриархи и устоявшиеся авторитеты, в другом - молодая поросль, в третьем - рок-поэты, которых многие коллеги и за поэтов-то не считают. «Живые поэты» - это, выходит, попытка вырвать отдельные истории из разных контекстов и создать из них один общий?
Сказать, что «Живые поэты» ставят перед собой какую-то культурологическую задачу, нельзя. Нас не интересует поэтическое сообщество, существующая расстановка сил и внутренняя иерархия. Если в общежитии русской литературы под меня когда-нибудь и будет выделено место, то пусть это будет комнатушка на втором этаже, с окнами без решеток, чтобы была возможность в любой момент сбежать от коменданта.
Эта позиция - выскочки, варвара, эмигранта - вшита в мою биографию. Почти десять лет я прожил, как битник, в дороге, меняя работы, людей и города. Единственными константами среди всех этих переменных была литература и люди, с которыми мы ее делали. В предисловии к грядущей книге я назвал их «добровольными аутсайдерами», они сознательно или в силу стечения обстоятельств заняли позицию вне существующего литературного сообщества.
В первую очередь наша книга, да и весь проект - это история не про объединение необъединимого, а про отдельных талантливых людей: тех, кто никогда не издавался в больших издательствах, а иногда даже не публиковал свои стихи в интернете. Чаще всего речь идет об острых и резких, взъерошенных, неудобных и, будем справедливыми, непрофессиональных стихах. Но та поддержка, которую проект получил от признанных литераторов, известных музыкантов, журналистов и культуртрегеров, показывает, что жизнь, искренность и силу в этих стихах вижу не я один.
В какой-то момент я попытался визуализировать схему существующего поэтического сообщества. Получается примерно то, о чем вы сказали: некий многоугольник, в одной вершине которого - тусовка авторов из литературных журналов, в другой - сетевая поэзия, в третей - рокеры и так далее. Но как сказал мой друг, поэт Иван Фефелов, «культурные пространства давно сплелись в один клубок измерений», и этому невозможно, да и не нужно противостоять. «Живые поэты» не первые, но, наверное, самые яркие из тех, кто это смешение радостно манифестирует.
В эпоху соцсетей, когда у каждого появилась возможность высказаться, с одной стороны, нашли свое место многие талантливые люди; с другой - всплыло столько графомании, что при словах «молодой поэт» часто бессознательно скептически усмехнешься. Это обязательный побочный эффект демократизации творчества?
Отвечая на иные вопросы, бывает, автоматически тянешься к готовому решению, которое нашел раньше. Так и здесь - ответ на этот я всегда начинал с отточенной формулировки: «В условиях отсутствия цензуры и критики…» - и дальше, после вводных условий, обычно шли размышления о тотальной графомании, порождаемой свободным доступом к информационным каналам.
Однако за последние несколько лет условия изменились.
Цензура - примитивный древний бог, который не только не умер за девяностые и нулевые, но поумнел и окреп
Андрей Орловский
Создатель проекта «Живые поэты»
За примерами не нужно далеко ходить: я не могу читать лекции в некоторых библиотеках Ростова-на-Дону («Мы посмотрели социальные сети - вы что, критически относитесь к действующей власти?»), судить поэтические фестивали («Очень хотели позвать в жюри, но у вас, оказывается, украинское гражданство…»). Доходит до абсурда: нас, редакцию «Живых поэтов», просят: «А можете прислать точно такую же презентацию, но без Андрея Макаревича?»
У свободного распространения информации есть много минусов, но на каждый из них приходится гораздо более весомый плюс. Да, интернет способствует графомании - но при этом вырывает ключ к дверям культуры из рук кучки эстетов, возомнивших, что они и только они воплощают собой литературу здесь и сейчас. Да, благодаря социальным сетям появляются отвратительные в своей безвкусности явления, такие как, например, - но при этом в них находят свою аудиторию действительно талантливые люди. Да, плохие стихи, да, информационный шум, да, противоречивые и радикальные позиции - однако, как говорится в приписываемом Вольтеру выражении, «я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».
Хочу еще добавить кое-что о молодых поэтах. Набоков в книге «Истинная жизнь Себастьяна Найта» писал о начинающих авторах: «Тот, для кого это определение справедливо, навек остается начинающим, другие же, вроде меня, расцветают сразу». За три года редакторы проекта «Живые поэты» прочли десятки тысяч ужасных стихов, но мы по-прежнему сталкиваемся с теми, кто «расцветает сразу», поэтому к каждой новой заявке стараемся относиться без снобизма и скепсиса. Игра стоит свеч.
Внушительная часть участников проекта - музыканты; и некоторые из их стихов - тексты песен. Прежде к так называемой рок-поэзии принято было относиться свысока: все же текст, предназначенный для исполнения под музыку, строится иначе. Сейчас, когда , а , ситуация меняется?
Сейчас я скажу предложение, которое однозначно объясняет, кто я, чем занимается проект «Живые поэты», и после которого, предполагаю, кто-то закроет это интервью, поморщившись: «Фу, какой кошмар!» В свое время шеститомник Анны Ахматовой произвел на меня меньшее впечатление, чем аудиозапись с «Оскольского квартирника» Вени Дʼркина: Литвинов (настоящая фамилия Дʼркина. - Прим. ред. ) для меня гораздо более важный поэт, чем Горенко (девичья фамилия Ахматовой. - Прим. ред. ).
Кто имеет большее право считаться поэтом - Джим Моррисон или Аллен Гинзберг, Жак Брель или Жак Превер? Вопрос идиотский: у каждого свой чувственный флюгер, а значит, и свой вариант правильного ответа. Кажется, мы уже говорили об этом: ни меня, ни команду «ЖЫ» не касается вопрос «общепринятого отношения» к чему-либо. Мы не «новая поэтическая формация» и тем более не «продолжатели литературных традиций», у нас нет поводов для высокомерного отношения к рок-музыке или словосочетанию «молодой поэт». Мы всегда за субъективность, за индивидуальное ощущение красоты, каким бы оно ни было.
Недавно мы затеяли с одним литературным деятелем вечный разговор о том, зачем это все. Я говорил, что поэзия - праздник жизни, он парировал пустотой и безнадегой. Результатом разговора стал трюизм: я понял, что высокомерие - это внебрачный ребенок неопытности и страха.
Я знаю поэтов, которые пишут тусклые беспомощные стихи, и знаю рок-музыкантов, от чьих песен все внутри дрожит. Один из моих любимых поэтов, Ямамото Цунэтомо, вообще самурай, который не написал ни одного стихотворения за всю свою жизнь. Участник питерской хип-хоп-группы «Он юн» Максим Тесли, отвечая на вопрос, чем отличается написание стихов от написания песен, сказал: «Песни, стихи, секс, драка - все это работа с энергией». Можно добавить к этому много уточнений, но в целом я с ним согласен.
Издатель «Эксмо», Москва, 2018
- ПРОЕКТ
- ПО ТЕМЕ:
- 72 учащихся приняли участие в анкетировании. Из них 5 человек знают поэтов нашего края, а остальные ни одной фамилии не назвали.
- «Отсутствие у учащихся школы знаний о знаменитых
- поэтах малой родины»
- Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
- Показать величие русского народа и духовную красоту в произведениях этих авторов;
- Доказать, что произведения Семилукских поэтов являются отражением местного быта, культуры, природы.
- ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
- Родился в 1947 г. в Каменной Степи Таловского района Воронежской области в небольшом поселке Шишлянников. После окончания средней школы поступил в Воронежский политехнический институт. Работал на предприятиях Воронежа, прошел путь от инженера до главного конструктора спецмашиностроения.
- Родился 9 мая 1941 года в с.Девица Семилукского района. Закончил с золотой медалью Стрелицкую среднюю школу. Поэзией увлекается с юных лет, участвовал в пяти творческих смотрах –конкурсах. В данное время проживает в г. Москве, но он частый гость в нашем поселении.
- Родился в г. Орехово-Зуево Московской области в 1938 году. В 1957 окончил Староскольский геолого-разведочный техникум. Увлечения: спорт, литература. Стихи пишет с юности. С 2000 г. живет в с. Девица, Семилукского района Воронежской области. Активный участник литературных мероприятий.
- Родилась 1 апреля 1961 года в селе Девица Семилукского района. Более 15 лет работала бухгалтером в Семилукском торге, сейчас работает в г. Воронеже, но места жительства менять не собирается, так как любит свой родной уголок .
- Родился в 1948 году в селе Девица Семилукского района Воронежской обл. В 1967 году окончил Семилукскую среднюю школу. Стихи пишет со школьной скамьи. Печатался в газете < Советская армия > и др. Неоднократно его произведения звучали на Воронежском радио. Является автором 4 сборников стихов и песен. Валерий Федорович посещал и нашу сельскую библиотеку. Так в 2006 году 23 февраля прошла встреча с поэтом, на которой звучали его песни и стихи. В декабре 2006 этого замечательного человека не стало.
- Родился в 1927 году в селе Петропавловка Острогожского района Воронежской обл. После окончания школы работал учетником в тракторной бригаде. Все страшные годы войны всю семью, 10 детей и мать фашисты загнали в контракционный лагерь. 16-летним юношей записался в истребительный батальон и с карабином в руке очищал леса и деревни от фашистских захватчиков. В 1952 году женился в Москве, воспитал 3 детей,всем дал высшее образование.В 2012 году в возрасте 85 лет остановилась жизнь этого замечательного человека.