Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Рабочие места экипажа танка Pz.III. Средний танк Pz Kpfw III и его модификации Командирские танки на базе Pz Kpfw III

Официальное обозначение: Pz.Kpfw.III
Альтернативное обозначение:
Год начала работ: 1939
Год постройки первого прототипа: 1940
Стадия завершения работ: построено три прототипа.

История среднего танка Pz.Kpfw.III началась в феврале 1934 года, когда Panzerwaffe уже вступили в фазу активного наполнения своего бронетанкового парка новыми видами боевой техники. Тогда ещё никто не мог представить, насколько успешной и насыщенной событиями будет карьера знаменитой «тройки».

А начиналось всё достаточно прозаически. Едва запустив в серийное производство лёгкие танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II представители Службы Вооружений Сухопутных войск сформулировали требования для боевой машины типа ZW (Zurführerwagen) – то есть танк для командиров рот. В спецификации указывалось, что новый 15-тонный танк должен оснащаться 37-мм пушкой и бронированием толщиной 15 мм. Разработка проводилась на конкурсной основе и всего в ней приняло участие 4 фирмы: MAN, Rheimetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benz. Также планировалось использование двигателя Maybach HL 100 мощностью 300 л.с., трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.

Летом 1934 года Управление вооружение выдало заказы на изготовление опытных образцов, распределив заказы между четырьмя фирмами. Daimler-Benz и MAN должны были изготовить прототипы шасси (два и один образца соответственно). В то же время, фирмы Krupp и Rheinmetall обязали предоставить аналогичное количество башен.
Управление Вооружений отдало своё предпочтение не крупповской машине, ставшей впоследствии известной под обозначением MKA, а проекту фирмы Daimler-Benz. Хотя это решение тогда выглядело несколько спорным, ведь прототип от Krupp был построен ещё в августе 1934 года. Тем не менее, после испытаний шасси Z.W.1 и Z.W.2 фирма Daimler-Benz получила заказ на поставку ещё двух улучшенных опытных образцов под обозначениями Z.W.3 и Z.W.4 .

Новый танк, разработанный инженерами фирмы Daimler-Benz, скорее можно было отнести к классу лёгких. Первый вариант, получивший обозначение Vs.Kfz.619 (опытная машина №619), по сути, представлял собой предсерийную машину, на которой обкатывались многочисленные нововведения. Несомненно, что от «единичек» и «двоек» он выгодно отличался более мощным вооружением и лучшими условиями работы экипажа (за счет более массивного корпуса), но тогда боевая ценность «тройки» оценивалась не столь высоко.

В основе конструкции лежало совершенно новое шасси оригинальной конфигурации. Применительно на один борт оно состояло из пяти сдвоенных опорных катков с подвеской на спиральных пружинах, двух небольших поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых траков.

Корпус танка разрабатывался с расчетом на более просторное боевое отделение и установку мощного двигателя, способного обеспечить требуемые ходовые качества. Вместе с тем, немецкие конструкторы фактически отказались от практики установки бронелистов под рациональными углами наклона, отдав предпочтение лучшей технологичности конструкции.

Компоновка корпуса была близка к классической. В передней части располагалась механическая трансмиссия, в состав которой входила 5-скоростная коробка передач, планетарный механизм поворота и бортовые передачи. Для обслуживания её агрегатов в верхнем бронелисте было сделано два больших прямоугольных люка.

Трансмиссия включала механическую синхронизированную коробку передач Zahnradfabrik ZF SGF 75 пятискоростного типа. Крутящийся момент от КПП передавался на планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Двигатель с коробкой передач был соединён карданным валом, проходящим под полом боевого отделения.

За трансмиссионным отделением разместили места для водителя (слева) и стрелок-радист (справа). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась шестиугольная трехместная башня с верхним наклонным бронелистом. Внутри неё размещались места для командира, наводчика и заряжающего. В задней части башни устанавливалась высокая наблюдательная башенка с шестью смотровыми щелями и верхним двухстворчатым люком. Кроме того, на крыше башни устанавливался перископический прибор, а в бортах имелись смотровые щели с бронестеклами.

Вообще, начиная с «тройки», немцы большое внимание уделяли не только хорошей обзорности, но и способам покидания танка в аварийных ситуациях – в общей сложности башня получила три люка: один верхний и два бортовых. В то же время, на прототипе и танках первых модификаций отсутствовали люки для водителя и стрелка-радиста.

В кормовой части корпуса находилось моторное отделение. Здесь устанавливался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Maybach HL108TR, развивавший мощность 250 л.с. при 3000 об\мин. Система охлаждения – жидкостная.

Вооружение танка состояло из одной 37-мм пушки 3,7cm KwK с длиной ствола 46,5 калибра. Согласно табличным значениям бронебойный снаряд 3.7cm Pzgr массой 815 грамм развивал начальную скорость 1020 м\с и мог пробить на дистанции до 500 метров вертикально установленный лист брони толщиной 34 мм. Но фактически бронепробиваемость 37-мм снарядов оказалась гораздо ниже, что впоследствии заставило немецких конструкторов постоянно искать пути усиления вооружения. Дополнительное стрелковое вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG34. Два из них монтировались в маске справа от орудия, а третий находился в лобовом листе корпуса. Боекомплект к 37-мм пушке составил 120 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, а также 4425 патронов к пулеметам.

Первый заказ на 25 танков «нулевой серии» был выдан уже в декабре 1935 года. При этом поставки планировалось начать с октября 1936 года, чтобы к 1 апреля 1937 года вся партия была передана войскам.

После относительно успешного прохождения испытаний 3-го апреля 1936 года танк получил официальное обозначение Panzerkampfwagen III (Pz.Kpfw.III ), в то время как по сквозной системе обозначений принятой в вермахте он обозначался как Sd.Kfz.141 .

В общей сложности было выпущено 10 танков этой модификации, которые носили первоначальное обозначение 1.Serie/Z.W. (впоследствии ) и являлись развитием Z.W.1. Из-за сжатых сроков пришлось пойти на ряд временных мер и решений, что не позволяло считать их полноценными боевыми машинами. В результате, два танка имели корпуса из неброневой стали. К тому же, броневая защита первых танков оказалась слишком скромной. Лоб, борта и корма (как корпуса, так и башни) имели толщину всего 14,5 мм, крыша – 10 мм, днище – 4 мм. Схожие показателями обладали советские лёгкие танки Т-26 и БТ-7 образца 1936-1937 гг., при более мощном пушечном вооружении.

Почти все построенные Ausf.A были распределены между 1-й, 2-й и 3-й танковыми дивизиями, где использовались преимущественно для обучения экипажей. Зимой 1937-1938 гг. они участвовали в больших зимних манёврах вермахта и показали себя с хорошей стороны. Из существенных дефектов была отмечена только неудачная конструкция подвески, что было исправлено на других модификациях танка.

Первой боевой операцией с участием Pz.Kpfw.III Ausf.A стал аншлюс Австрии и присоединение Судетской области весной 1938 года. Несколько танков в сентябре 1939 года были задействованы при вторжении в Польшу, хотя это была, по большей части, вынужденная мера, поскольку танковые полки и дивизии следовало укомплектовать максимально полно.

Кроме того, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Другие доработки включали изменение конструкции вентиляционных отверстий силового отделения и системы выхлопа. Параллельно был введен новый тип командирской башенки, такой же, что и на танке Pz.Kpfw.IV Ausf.A, а на корме в специальных карманах можно было установить пять дымовых шашек. Место крепления антенны также было перенесено чуть дальше к корме. В сумме проведенные доработки позволили увеличить макимальную скорость до 35 км\ч, хотя боевая масса увеличилась до 15,9 тонн. Поставки танков Pz.Kpfw.III Ausf.В действующей армии начались с середины 1937 по январь 1938 года.Следующая партия из 15 танков «нулевой серии», с номерами шасси от 60201 до 60215, носила название 2.Serie/Z.W. (впоследствии Pz.Kpfw.III Ausf.В ) и представляла собой развитие прототипа Z.W.3. Основным отличием данной модификации стала новая ходовая часть, вместо не оправдавшей себя пятикатковой на вертикальных рессорах. По всей видимости, инженеры фирмы Daimler-Benz решили провести своего рода унификацию отдельных элементов Pz.Kpfw.III и будущего Pz.Kpfw.IV – теперь на каждый борт приходилось по восемь опорных катков, которые блокировались попарно в тележки. Каждая из тележек подвешивалась на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами типа Fichtel und Sachs. В то же время, конструкция ведущих и направляющих колёс осталась прежней. Верхняя часть гусеницы теперь поддерживалась тремя поддерживающими катками. Длина опорной поверхности каждой из гусеничных цепей сократилась с 3400 до 3200 мм.

Модификация 3.Serie/Z.W , которая стала более известна под обозначением , также была выпущена в количестве 15 экземпляров. Отличия от Ausf.В были минимальными – по сути, была предпринята попытка модернизировать ходовую часть. Первая и последняя тележка имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья — одну общую длинную рессору. Помимо этого была изменена конструкция системы выхлопа, устройство планетарных механизмов поворота, а также был использован новый тип буксирных крюков. Ещё одним отличием модификации Ausf.C (равно как и Ausf.В) была округлая форма люков с креплением на петлях, которые располагались на верхней броне передней части корпуса и предназначались для доступа к рулевому управлению. После всех проведенных доработок масса танка составила 16000 кг. Поставки Ausf.C проводились параллельно с Ausf.В до января 1938 года включительно/

В январе 1938 года было налажено производство последней модификации танка (3b.Serie/Z.W ), в которой всё ещё использовалось 16-катковое шасси с подвеской на листовых рессорах. Правда, в его конструкцию внесли новую серию изменений: передняя и задняя рессоры были установлены не параллельно, а под углом. Список остальных изменений был не менее внушительным:

— введены новые ведущие и направляющие колеса;

— доработана форма кормы и бронирование силового отделения (люки доступа к узлам лишены вентиляционных жалюзи);

— изменена форма кормы;

— модифицированы бортовые воздухозаборники;

— модифицированы передние буксирные крюки;

— задние буксирные крюки были установлены на новое место;

— ёмкость топливных баков была увеличена до 600 литров;

— модифицирована система выхлопа;

— внедрена новая шестискоростная коробка передач ZF SSG 76;

— толщина брони корпуса и башни, в лобовой и бортовой проекции, доведена до 30 мм;

— изменена конструкция командирской башенки (толщина стенок доведена до 30 мм, количество смотровых щелей сократили до пяти).

Таким образом, Ausf.D стала своего рода прототипом для многих следующих модификаций. Все проведенные доработки благотворно повлияли на технические характеристики, но боевая масса танка возросла до 19800 кг. По всей видимости, в целях ускорения производства, несколько первых танков не дождались 30-мм броневого проката и их корпуса были изготовлены из брони толщиной 14,5 мм.

На практике введение 16-катковой ходовой части ничего не изменило в лучшую сторону. Кроме того, указывалось слабое бронирование первых модификаций Pz.Kpfw.III. Не удивительно, что после Польской кампании было принято решение вывести Ausf.В, С и D из состава боевых частей. Этот процесс был завершен в феврале 1940 года.

Танки были переданы в учебные подразделения, однако спустя некоторое время они вновь оказались востребованными. Танкам модификации Ausf.D довелось принять участие в Норвежской кампании в составе 40-го танкового батальона, а в октябре 1940 года пять Ausf.В послужили прототипами для самоходной установки Sturmgeschutz III.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
М.Б.Баратинский «Средний танк Panzer III» («Бронеколлекция МК» 2000-06)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ ТАНКОВ Pz.Kpfw.III образца 1937-1942 гг.


1937 г.

1938 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.G
1940 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.L
1941 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.N
1942 г.
БОЕВАЯ МАССА 15900 кг 16000 кг 20300 кг 22700 кг 23000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5670 5920 5410 6280 5650 (Ausf.M)
Ширина, мм 2810 2820 2950 2950 2950
Высота, мм 2390 2420 2440 2500 2500
Клиренс, мм 380 375 385
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка 3.7cm KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/60 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 75-мм пушка 7.5cm KwK L/24 и ва 7,92-мм пулемета MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 4425 патронов 90 выстрелов и 2700 патронов 99 выстрелов и 2700 патронов 64 выстрелов и 3750 патронов (Ausf.M)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел TZF5a и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5d и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5e и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5b и оптический KgZF2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14,5 мм
борт корпуса — 14,5 мм
корма корпуса — 14,5 мм
лоб башни — 14,5 мм
борт башни — 14,5 мм
корма башни — 14,5 мм
крыша надстройки — 10 мм
днище — 4 мм
лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 21 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 12 мм
маска пушки — 37 мм
крыша надстройки — 17 мм
днище — 16 мм
лоб надстройки — 50+20 мм
лоб корпуса — 50+20 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 50 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 10 мм
маска пушки — 50+20 мм
крыша надстройки — 18 мм
днище — 16 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL108TR, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 3000 об\мин. Maybach 120TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ ZF SGF 75 механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы ZF SSG 76 механического типа: 6-ступенчатая КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Variorex SRG 328-145 механического типа: 10-ступенчатая КПП (10+4), демультипдикатор, планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Maibach SSG 77 механического типа: 6-скоростная КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт)
5 опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 8 сдвоенных опорных катков с подвеской на листовых ресорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 6 сдвоенных опорных катков с торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
35 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
40 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА 165 км по шоссе
95 км по местности
155 км по шоссе
95 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,6
Глубина брода, м 0,80 0,80 0,80 1,30 1,30
Ширина рва, м 2,7 2,3 2,0 2,0 2,0
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 со штыревой антенной, ТПУ и светосигнальный прибор

Начать эту историю надо с того, что осенью 1939 г. в Польше были обнаружены и тайно вывезены два поврежденных немецких танка, которые подверглись внимательному изучению на НИБТполигоне. Легкий танк PzKpfw II был почти комплектным, но не вызвал никаких особых эмоций. Отмечались удачное бронирование из 15-20-мм листов цементованной брони, удачная конструкция двигателя (двигатель был передан на Ярославский завод для внимательного изучения с целью выработки проекта аналогичного изделия мощностью 200-250 л.с), КПП и системы охлаждения, но в целом оценка танка была сдержанной.

А вот при исследовании танка PzKpfw III , именовавшегося в документах АБТУ как "средний 20-тонный танк "Даймлер-Бенц" , у советских специалистов получился разрыв шаблона. Вес танка составлял примерно 20 тонн, он имел цементованную (то есть неравнозакаленную броню, когда верхний слой бронеплиты подвергается закалке на высокую твердость, а тыльный слой остается вязким) броню толщиной 32 мм, очень удачный 320-сильный бензиновый двигатель, прекрасные приборы наблюдения и прицел, а также командирскую башенку. Танк был не на ходу, и отремонтировать его не получилось, ибо уже весной 1940 года листы его брони были подвергнуты обстрелу из противотанковых орудий и ПТР. Но в 1940 г. такой же танк, был официально куплен в Германии "для ознакомительных целей" и доставлен в Кубинку на ходовые испытания.
В отечественных документах этот танк именуется Т-ШГ, но скорее всего его модификация была Ausf F , а литера "F" превращалась из машинописной заглавной буквы Г дорисовкой малой поперечной перекладины вручную.

Полученные результаты испытаний этих двух танков советских специалистов поразили. Оказалось, что немецкие танки имеют очень качественную броню.

Еще в процессе захвата и тайной перевозки "польского" PzKpfw III по нему с дистанции 400 м из 45-мм пушки было произведено два выстрела, не пробивших (!) бортовой брони толщиной 32 мм. Штатный бронебойный снаряд БР-240 оставил в борту две лунки округлой формы глубиной 18 и 22 мм, но тыльная часть листа повреждена не была, лишь на поверхности образовались выпучины высотой 4-6 мм, которые покрылись сеткой мелких трещин.

Упоминание об этом вызвало пожелание проделать такой же опыт на НИБТполигоне. Но здесь, стреляя с указанной дистанции при угле встречи от нормали до 30 градусов, дважды (из пяти) пробили указанную броню. Замнаркома обороны по вооружению Г. Кулик санкционировал проведение дознания по линии техуправления НКВ и ГАУ под руководством Э. Сатэля, которое показало следующее:
"…Обстрел из 45-мм пушки бронебойным снарядом брони немецкого среднего танка дает нам крайний случай пробития, т. к. указанная немецкая цементованная броня толщиной 32-мм равнопрочна 42-44-мм гемогенной броне типа ИЗ (ижорского завода). Таким образом, случаи обстрела борта танка под углом большим, чем 30 градусов, приводят к рикошету снарядов, тем более что поверхностная твердость немецкой брони чрезвычайно высока…
В данном же случае дело усугублено тем, что при стрельбе использовались снаряды выпуска 1938 г. с некачественной термообработкой корпуса, которая в целях увеличения выхода велась по сокращенной программе, что привело к повышенной хрупкости корпуса снаряда и его раскалыванию при преодолении толстой брони высокой твердости.
Подробно о снарядах этой партии и решение по их изъятию из войск вам было доложено 21.06.1939…
Расследование убедительно показывает, что несмотря на указанное решение об изъятии, большое количество 45-мм бронебойных снарядов отмеченной выше части, равно как и в соседней, имеют такие же клейма и, видимо, тот же дефект… Таким образом, изъятия указанных снарядов из войск, выполнено это до наст. времени не было, и снаряды выпуска 1938 г. по сей день соседствуют с новыми нормального качества…
При обстреле бронекорпуса танка на БТ-Полигоне использовались 45-мм БРЗ снаряды вып. 1940 г., свободные от указанного дефекта и полностью удовлетворяющие ТТТ…"

Бронеплита толщиной 32-мм танка PzKptw III после обстрела серией из пяти 45-мм снарядов (2 пробоины). Угол встречи до 30 градусов.

Но даже применение качественных снарядов не делало "сорокапятку" достаточно мощной для борьбы с танком PzKpfw III на средних и больших дальностях. Ведь согласно данным нашей разведки, в Германии уже приступали к выпуску этих танков с броней корпуса и башни 45-52-мм, непреодолимой для 45-мм снарядов на всех дальностях.
Следующей особенностью немецкого танка вызвавшей у отечественных танкостроителей восторг была его трансмиссия, и в особенности – коробка перемены передач. Даже прикидочные расчеты показывали, что танк должен быть весьма подвижным. При мощности двигагеля 320 л.с. и массе около 19,8 т танк должен был разгоняться на хорошей дороге до 65 км/ч, а удачный подбор передач позволял хорошо реализовать свои обороты на всех типах дорог.
Одобренный свыше совместный пробег немецкого танка с Т-34 и БТ-7 подтвердил преимущества немца на ходу. На мерном километре гравийного шоссе на перегоне Кубинка-Репише-Крутицы немецкий танк показал максимальную скорость в 69,7 км/ч, лучшее значение для Т-34 составило 48,2 км/ч, для БТ-7 – 68,1 км/ч. При этом испытатели отдали предпочтение немецкому танку из-за лучшей плавности хода, обзорности, удобным рабочим местам экипажа.

Осенью 1940 г. председатель Комитета Обороны К.Ворошилов получил письмо от нового начальника АБТУ:
"Изучение последних образцов иностранного танкостроения показывает, что наиболее удачным среди них является немецкий средний танк "Даймлер-Бенц-Т-3Г". Он обладает наиболее удачным сочетанием подвижности и броневой защиты при небольшой боевой массе – ок. 20 т. Это говорит, что указанный танк при сравнимой с Т-34 броневой защите, с более просторным боевым отделением, прекрасной подвижностью, несомненно более дешевый, чем Т-34, и потому может выпускаться большой серией.
Согласно особому мнению тт. Гинзбург, Гаврута и Троянова, главным недостатком указанного типа танка является его вооружение из 37-мм пушки. Но согласно сент. с.г. разведобзора, эти танки уже модернизируются путем усиления брони до 45-52 мм и вооружения 47-мм или даже 55-мм пушкой…
Считаю, что немецкая армия в лице указанного танка имеет сегодня наиболее удачное сочетание подвижности, огневой мощи и броневой защиты, подкрепленное хорошим обзором с рабочих мест членов экипажа…
Необходимо не медля ни минуты продолжить работы по танку "126" с целью доведения всех его характеристик до уровня немецкой машины (или превосходящих ее), а также внести в конструкцию других наших новых танков наиболее удачные решения немецкого танка, как то:
1. конструкция эвакуационных люков;
2. схема охлаждения двигателя;
3. конструкция КПП;
4. схема питания с размещением двигателя и топливного бака за герметичной выгородкой от команды;
5. командирской наблюдательной башенки;
6. размещение радиостанции в корпусе.
Прошу принять решение по проведению доработки конструкции новых танков в виду вновь открывшихся обстоятельств…

Федоренко 13/1Х-40 "

Все это определило некоторые корректировки курса советского танкостроения, взятого в 1937-1938 гг. и подправленного в начале 1940 г.
В конце октября руководством АБТУ были в основном сформулированы требования по дополнению и изменению конструкций новых танков и тактико-технических требований к ним, а 6 ноября 1940 г. маршал С. Тимошенко обратился к Председателю КО при СНК СССР К. Ворошилову со следующим письмом:
"Проведенные опытные учения Танковых и Механизированных Войск показали, что вопросы управления танковыми подразделениями крайне затруднены.
Результаты длительных пробегов и испытаний танков, а также изучение передовых образцов иностранной танковой техники показывают, что в Тактико-Технические требования по нашим танкам необходимо внести соответствующие дополнения.
Танковому командиру, начиная от отдельного танка и выше, необходимо дать возможность полного и постоянного наблюдения за полем боя, за обстановкой и за подчиненными ему танками, освободив его окончательно от обязанности артиллериста или заряжающего.
В наст. время смотровые приборы и средства обозрения для командира ограниченны и вызывают крайнюю необходимость увеличения круговой видимости и обзорности для каждого отдельного танка.
Одновременно необходимо значительно понизить усилия на приводах управления танком при вождении.
В целях повышения боевых качеств танков… необходимо внести следующие дополнения в ТТТ.
1) Установить на башнях танков специальные командирские смотровые башенки с круговым обзором.
2) Пересмотреть численный состав экипажей.
3) Уточнить вооружение и боекомплект.
4) Для внешней связи потребовать установки р/с КРСТБ меньш. по габаритам, чем 71-ТК и проще в настройке.
5) Для внутренней связи потребовать применение ларингофонов взамен громоздких микрофонов.
6) Смотровые приборы механика-водителя и радиста заменить на более совершенные. Водителю, кроме того, установить оптический смотровой прибор.
7) Потребовать гарантийный срок работы танка не менее 600 часов до К. Р.
8) Подвеску танка Т-34 переделать на индивидуальную торсионную.
9) В первой половине 1941 г. заводы должны разработать и подготовить к серийному выпуску планетарную трансмиссию для танков Т-34 и КВ. Это позволит увеличить среднюю скорость танков и облегчить управление.
Представляю проект постановления КО.
Прошу утвердить.
Маршал Советского Союза С Тимошенко"

Так что в отличие от утверждений некоторых любителей бронетанковой техники, советские военный прекрасно понимали недостатки наших предвоенных танков, даже "свежих" Т-34 и КВ. Во многом из-за этого понимания и родилась такая машина как Т-50, или проект глубокой модернизации танка Т-34 известный как А-43 (или Т-34М).

Источники

М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
М.Свирин “Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-45 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2008 г.
М.Барятинский "Советские танки в бою.От Т-26 до ИС-2". ЯУЗА\ЭКСМО. Москва. 2007.
"Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм, а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.

Выпускались следующие модификации танка:

  • А-Е - танк с 37-мм пушкой;
  • F-Н - танк с 50-мм пушкой;
  • М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • самоходный огнемет;
  • бронированная командирская машина;
  • бронированная наблюдательная машина.

С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.

К 1936 году на вооружении германских танковых войск находился легкий танк PzKpfw I, вооруженный всего лишь парой пулеметов и имевший легкое противопульное бронирование. Этот танк невозможно было всерьез рассматривать в качестве боевой машины, его уделом была служба в учебных частях, а их роль на поле боя в лучшем случае ограничивалась разведкой и связью. Придя к власти, Гитлер отказался соблюдать ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, и включился в начавшуюся в Европе технологическую гонку. В течение трех лет, предшествовавших Второй Мировой войне, германская техника совершила скачок, перейдя от легких танков PzKpfw I к средним PzKpfw III и PzKpfw IV, которым и суждено было стать основными немецкими танками, во многом предопределившими успехи и неудачи III Рейха.

Танки проектировались с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда.
Лобовая броня танка могла выдержать попадание фугасного снаряда. Для борьбы с танками применялись особые противотанковые пушки, имевшие небольшой калибр, но выпускавшие снаряд с большой скоростью. Состоявшая на вооружении вермахта 37-мм противотанковая пушка могла пробить броню практически любого танка.

При бое с пехотой противника требовались осколочно-фугасные снаряды с невысокой начальной скоростью, но более крупного калибра. Поэтому, по мысли Гейнца Гудериана, на вооружении танковых частей следовало принять два типа танков с принципиально разным вооружением. Один танк для борьбы с танками противника, другой - для борьбы с пехотой.

В качестве танка с противотанковым вооружением выступил PzKpfw III, вооруженный сперва 37-мм, а позднее 50-мм пушкой. Для борьбы с пехотой выбрали PzKpfw IV, вооружив его короткоствольной 75-мм пушкой.

В конкурсе по созданию 15-тонного танка участвовали компании "MAN", "Daimler-Benz AG","Rheinmetall-Borsing" и "Krupp". По соображениям секретности танку присвоили условное обозначение "машина командира взвода" ("Zugfuehrerwagen", ZW). Испытания прототипов прошли в 1936-1937 гг. на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. В сравнительных испытаниях победила модель, представленная компанией "Daimler-Benz", которую и решено было развивать.

Из истории создания танка PzKpfw III

Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, D

Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.

В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.

Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.

Сравнительные тактико-технические характеристики танков

Марка танка

Год
создания

Масса,
т

Экипаж,
чел.

Лобовая
броня,
мм

Калибр
пушки, мм

Скорость
движения
км/ч

Т-26
обр.1938г.
БТ-7
обр.1937 г.
LT-35
LT-38
Cruiser
Mk III
Pz.III
Ausf.A

В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".

В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.

В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии.

Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.

В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.



Не так давно завершилась реставрация немецкого танка Pz.III, о процессе которой у нас есть небольшой фотоотчет: . А теперь давайте заглянем внутрь и посмотрим на рабочие места экипажа танка.


2. Экипаж PzKpfw III состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего, размещавшихся в трёхместной башне.

3. Внизу фотографии, слева, расположено место механика-водителя, справа внизу стрелка-радиста. Между ними установлена коробка передач.

4. Место механика водителя. Смотровая щель имеет бронешторку с несколькими положениями, хорошо видна на фотографиях снаружи. Серым окрашены бортовые фрикционы, благодаря которым танк поворачивает.

5. Место стрелка-радиста.

6. Вид на боевое отделение с места механика-водителя. Серым внизу окрашен трансмиссионный тоннель, внутри которого расположен карданный вал, передающий крутящий момент двигателя на коробку передач. В боковых шкафчиках находились укладки снарядов. Башня трёхместная.

7. Прицел наводчика. Справа казённая часть орудия с проштампованным годом изготовления, 1941.

Фотограф: Моисеенков Андрей.

Выражаем благодарность сотрудникам Центрального музея бронетанкового вооружения и техники за содействие в фотосъемке.

В1936 году фирма «Даймлер-Бенц» разработала средний танк Т-3, который в 1938 году пошёл в серию (боевая масса 19,5 т, скорость 40 км/ч, вооружение – 37мм полуавтоматическая пушка, 3 пулемёта, броня корпуса и башни – 30 мм).

После кампании 1940 года Гитлер потребовал перевооружить танки Т-3 длинноствольной 50-мм пушкой. Это явилось данью признания толстой брони английских «Матильд». Но управление вооружения самовольно установило на танк пушку длиной 42 калибра с низкой начальной скоростью снаряда (модификации F, G и H – основные танки немецкой армии в 1941 г.).

В боях на советско-германском фронте выявилась слабость вооружения и бронирования Т-3. Предпринятые попытки модернизировать Т-3 с целью уравнять его боевые качества с Т-34 желаемых результатов не дали. Методом экранировки в 1941 году толщина лобовых деталей корпуса была доведена до 60 – 70 мм.

Танки модификации J (с декабря 1941 г.) наконец-то получили 50-мм пушку длиной 60 калибров. Её бронебойный снаряд (начальная скорость 835 м/с) пробивал 75-мм, а подкалиберный (1130 м/с) 115-мм броню на дальности 500 м.

Последние машины модификаций M и N были вооружены тем же короткоствольным 75-мм орудием, которое имел раньше танк Т-4 (в 1942-1943 гг. их выпущено 660 штук). В 1943 году на базе Т-3 было выпущено 100 огнемётных танков, участвовавших в Курской битве.

Танк Т-3 был неплохой с технической точки зрения машиной. На нём нашли применение многие новшества: индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, управление с помощью сервоприводов и планетарных механизмов поворота и т.д. Однако высокое удельное давление на грунт и малая удельная мощность явились причиной недостаточной подвижности и низкой проходимости.

Эти характеристики при модернизации танка улучшены не были, так как на танки ставился всё тот же 300-сильный двигатель, а масса от модификации к модификации росла. Поскольку конструктивных резервов для серьёзной модификации танк не имел, в августе 1943года его производство (после выпуска 5700 машин двенадцати модификаций) прекратилось. Освободившиеся заводские мощности переключились на выпуск штурмовых орудий на базе Т-3.

Бородинское сражение
Историческому дню 26 августа (7 сентября) 1812 г. посвящена обширная литература. О Бородине писали историки и писатели, стратеги и тактики. В течение долгого времени в литературе существовало мнение о якобы стихийном возникновении Бородинского сражения. Иностранные историки настойчиво утверждали, что Наполеон, владея стратегической ини...

Характеристика работ А.И.Маркевича посвященные археологическому и историческому прошлому Тавриды. Анализ работы А.И.Маркевича "Памятники древности Крыма, их изучение и судьбы"
Огромное значение для истории и краеведения Крыма имеет работа А.И. Маркевича "Судьбы памятников древности в Тавриде". Структурно данная работа А.И. Маркевича состоит из трех разделов, которые рассматривают степени сохранности древних сооружений Крыма в различные исторические периоды. В данной работе А.И. Маркевича дается хара...

Советское государство в первой половине 20-х годов XX в.. Внутреннее положение РСФСР в 1920-1921 гг.
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу. Экономический и социальный кризис конца 1920 - начала 1921 г. Политика «военного коммунизма» привела экон...