Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта. Любовная лирика А.С

Любовная лирика Пушкина крайне богата и многогранна. У неё есть целый ряд особенностей. Одна из них - внежанровость. Другими словами, поэт нарушает существовавшие ранее каноны и полностью подчиняет форму содержанию (нет четкого разделения на элегию, послание, романс и так далее). Это касается всей лирики Пушкина, и в частности любовной лирики. Например, знаменитое стихотворение "К***" (Анне Петровне Керн), с одной стороны является посланием, но с другой - имеет определенные черты романса и даже элегии.

Помимо новаторства в области формы, Пушкин создает совершенно новую систему ценностей, и здесь он в первую очередь движется в сторону, противоположную романтизму, отталкиваясь от него и противопоставляя ему житейскую мудрость и гуманизм. Гуманизм Пушкина проявляется, прежде всего, в уважении к предмету своего чувства. Поэт признаёт за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Характерный пример - стихотворение "Я вас любил…" (1829). Стандартная ситуация, когда оказывается, что избранница поэта разлюбила его, освещается совершенно по-иному, чем у романтиков (и сентименталистов). Для романтиков подобный сюжет - источник трагедии, порождающий целый вихрь страстей, когда противника закалывают на дуэли, а порой и сами жертвуют жизнью, и прочее. Совершенно иное освещение эта ситуация получает у Пушкина.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что сердцу не прикажешь. Напротив, он благодарен ей за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Его любовь - это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству.

В отношении поэта к своей возлюбленной нет эгоизма, его чувство настолько сильно, что он согласен не напоминать о самом себе, так как не хочет её ничем опечалить. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить её так же сильно, как он.

Любовь по Пушкину это не аномалия, не психоз (как это часто бывает у романтиков), но естественное состояние души человека. Любовь - это чувство, даже если оно и не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Пушкин с благоговеньем относится к жизни, воспринимая её как удивительный божественный дар, а любовь - как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает.

Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть. Яркий пример такого взгляда на любовь - стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла…" (1829):

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривались им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта. Давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя "страстям мятежным", но, как всякая буря, угасало, превращаясь в "погасший пепел", "цветок засохший, бездыханный". Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но, однако, нужно отметить, что в шедеврах пушкинской любовной лирики говорится именно о чувствах поэта, а не отношениях, связывающих его с возлюбленными. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях "Погасло дневное светило…" (1820), "Я пережил свои желанья…" (1821), "Сожженное письмо" (1825), "Желание славы" (1825), "Храни меня, мой талисман…" (1825), "К***" (1825), "Под небом голубым страны своей родной…" (1826), "На холмах Грузии лежит ночная мгла…" (1829), "Я вас любил: любовь ещё, быть может…" (1829), "Что в имени тебе моём?." (1830), "Мадонна" (1830).

В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.

Любовная лирика - это лишь одна из многочисленных граней пушкинского героя.

Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то - горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант - умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые черты.

Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...”. И дальше - внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.

Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.

Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.

Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.

Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение - “Я вас любил”.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки - пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, -

Ты знаешь, милая, желал ли славы я...

Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:

… Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.

Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой - таинственный перстень-талисман:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова…

Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

Любовная лирика Пушкина - это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: “… читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.

В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:

Твоя любовь любому чувству может быть примером,

Хоть не всегда в любви ты постоянен был.

Но ангел в виде милой, чистой девы -

Всю жизнь тебя он бережно хранил!

Любовная лирика в пушкинском наследии занимает значительное место. Первое из дошедших до читателей стихотворений было адресовано одной из крепостных актрис графа В.В. Толстого, чей театр находился в Царском Селе, где Пушкин учился в лицее. В нем «юный болтун» признается в том, что ему случилось узнать, «Что за птица Купидон» (от лат. «пламенная страсть», в римской мифологии божество любви, его другое имя — Амур), так как он попался в сети миловидной танцовщицы.

Легкий, фривольный (от лат. «глупый, пустой», легкомысленный) тон в юношеских стихах Пушкина сменяется элегическими признаниями в печали, «унынии любви» («Уныние», «Элегия», 1816), мучениях («Желание», 1816), но сквозь слезы лирическому герою хочется улыбнуться («Друзьям», 1816). Он понимает, что «жизни видел лишь начало» («Не угрожай ленивцу молодому...», 1817).

В период увлечения романтизмом в любовной лирике Пушкина появляется углубленность, позволяющая оценивать остроту переживаний, их значение в жизни сердца («Дориде», «Погасло дневное светило...» — 1820). Искреннее выражение чувств может стать «опасным откровением» («Мой друг, забыты мной следы минувших лет...», 1821), выявляя тайные мечты и желания, напоминая о том, что уже изменило. Но мрачные размышления не подавляют тяги к новым волнениям, так как в них лирический герой видит истинную жизнь, полную и «неги неизвестной», и грусти, побуждающих ощущать себя «одушевленным», слыша «близкий глас/Давно затерянного счастья» («Таврида», 1822). Любовь в его лирике — это «образ милый», каждую черту которого ему хочется унести в «пучины бесконечны». Они «таятся и пылают» в его душе, требуя творческого преображения («Надеждой сладостной младенчески дыша...», 1823).

«Безумное» волнение любви («Простишь ли мне ревнивые мечты...», 1823) в стихах последующих лет теряет романтическую окраску. Однако многообразие реальных проявлений чувства оказывается богаче «сна воображенья» («Фонтану Бахчисарайского дворца», 1824). Стихотворения воспроизводят ощущения лирического героя в каждое из «чудных мгновений», даруемых человеку любовью.

А.С.Пушкин - прежде всего поэт лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания.

Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождала поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.

В ранний период творчества Пушкин писал о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,

И в табакерке, в заточенье,

Я в персты нежные твои попасться мог,

Тогда в сердечном восхищенье,

Рассыпался на грудь под шелковый платок

И даже… может быть…

Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр «легкой поэзии». Считалось, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. Еще в Лицее Пушкин начал писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом, распространённейшем среди светских и провинциальных барышень увлечении. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения:

…Отечество почти я ненавидел –

Но я вчера Голицину увидел

И примирен с отечеством моим.

(«В альбом Голициной»)

В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. («О.Массон», «Как сладостно. Но боги, как опасно…»). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. «Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?» Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду «Вольность». В первых же ее строчках он изгоняет «царицу Цитеры» - богиню любви Афродиту, а «изнеженную лиру» собирается «разбить», чтобы «воспеть свободу».

В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке. Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкина на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:

Мне вас не жаль, года весны моей,

Протекшие в мечтах любви напрасной…

Где прежний жар и слезы вдохновенья?

Придите вновь, года моей весны!

В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем.

Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:

Все кончено: меж нами связи нет…

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая «утаенная любовь». «Утаенная любовь» подходила романтическому герою, соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел. Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве. Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть «чудные мгновенья», которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь к Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным, созданы яркие образы любимых женщин.

Однако любовь рассматривалась, как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его «донжуанского списка». В стихотворениях «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: «печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…». В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. В лирике Пушкина оживают его «любви пленительные сны». Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении «Я вас любил…» все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении «На холмах Грузии…»

Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний. Ключ к пониманию этого в следующих строках:

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта. Любовь для Пушкина-лирика была предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы».

В творчестве Пушкина - это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение безграничного уважения к женщине. Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина», а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне («Я помню чудное мгновенье»), - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта - источник жизни и радости, стихотворение «Я вас любил» - это шедевр русской поэзии.

На стихи Пушкина написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас высокие чувства.

Любовная лирика поэтов всех времён и поколений.
Часть 12.

*.....*
...*
Александр Пушкин

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнет веселый день
И двинется ночная тень.

*.....*
...*

Александр Пушкин

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

*.....*
...*

Александр Пушкин

Всё кончено: меж нами связи нет.
В последний раз обняв твои колени,
Произносил я горестные пени.
Всё кончено - я слышу твой ответ.
Обманывать себя не стану вновь,
Тебя тоской преследовать не буду,
Прошедшее быть может позабуду -
Не для меня сотворена любовь.
Ты молода: душа твоя прекрасна,
И многими любима будешь ты.

*.....*
...*

Александр Пушкин

Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитано - суровым,
Коротким и сухим письмом;
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
Ты сердце не порадовала в нем.
Я спрашивал: не демон ли раздора
Твоей рукой насмешливо водил?
Я говорил: «когда б нас разлучила ссора -
Но так тяжел, так горек, так уныл,
Так нежен был последний час разлуки...
Еще твой друг забыть его не мог,
И вновь ему ты посылаешь муки
Сомнения, догадок и тревог -
Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,
Рассеянной досужей клеветою
Возмущена душа твоя была?
И, мучима томительным недугом,
Ты над своим отсутствующим другом
Без оправданья суд произнесла?
Или то был один каприз случайный,
Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайной
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом...
Всему конец! своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь;
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья...
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий;
Встревоженный, он ищет и зовет,
И мечется в тоске жестокой,
И падает, бессильный, на траву...
А няня вдруг: ау! ау!
В нем радостью внезапной сердце бьется,
Он все забыл: он плачет, и смеется,
И прыгает, и весело бежит,
И падает - и няню не бранит,
Но к сердцу жмет виновницу испуга,
Как от беды избавившего друга...

*.....*
...*

Стихи о любви и стихи про любовь

Александр Пушкин

ПРИЗНАНИЕ

Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье.
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

*.....*
...*

Александр Пушкин

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокой!
Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор:
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?...
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?...
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?...
Но я любим.... Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

*.....*
...*
Александр Пушкин

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,
Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,
Стенаньем, криками вакханки молодой,
Когда, виясь в моих объятиях змией,
Порывом пылких ласк и язвою лобзаний
Она торопит миг последних содраганий!

О, как милее ты, смиренница моя!
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда, склоняяся на долгие моленья,
Ты предаешься мне нежна без упоенья,
Стыдливо-холодна, восторгу моему
Едва ответствуешь, не внемлишь ничему
И оживляешься потом всё боле, боле -
И делишь наконец мой пламень по неволе!

*.....*
...*

Александр Пушкин

Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

*.....*
...*

Александр Пушкин

Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
*****
****
***
**
*