Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Народная медицина. Традиционная медицина

Медицина - это наука, изучающая человека в здоровом и болезненном состоянии с целью укрепления его здоровья, охраны от болезней и лечения. Таким образом, в задачи медицинской науки входит не только лечение больных, но и укрепление здоровья здоровых.

Совершенно очевидно, что эти задачи нельзя решать, не зная, как устроен организм человека (т. е. анатомии) и как он функционирует (т. е. физиологии). Поэтому медицинская наука базируется прежде всего на этих двух науках - анатомии и физиологии.

Иногда ошибочно ставят знак равенства меяу1у физиологией и медициной. Эти науки имеют разные задачи и различные пути их решения. Отличие физиологии от медицины заключается прежде всего в том, что физиолог изучает общие закономерности функции абстрактного здорового человека, врач же изучает эти функции у конкретного обследуемого им лица. Кроме того, врач в отличие от физиолога должен знать не только, как функционирует здоровый организм, но и какие морфологические изменения и нарушения функций возникают при различных заболеваниях и патологических состояниях. Иначе говоря, он должен знать отклонения от нормы, т. е патологию. В противном случае он не сможет решить вопрос о состоянии здоровья спортсмена и поставить диагноз «здоров». А ведь именно этот вопрос является основным при занятиях физической культурой и спортом, так как именно от его решения зависит прежде всего допуск к занятиям физическими упражнениями и их дозировка. Кроме того, врач должен уметь лечить заболевания, повреждения и травмы, встречающиеся у спортсменов, что в функции физиолога не входит.

Медицина состоит из двух больших разделов: теоретического и клинического.

В теоретический раздел помимо анатомии и физиологии входят микробиология, фармакология и ряд других дисциплин.

В клиническом разделе, т. е. в так называемой клинической медицине, изучается как здоровый, так и больной человек - диагностика, предупреждение и лечение заболеваний, а также реакции здорового человека на различные внешние воздействия, факторы, влияющие на здоровье, пути его укрепления и поддержания.

Изучение различных заболеваний показало, что, несмотря на внешние отличия, у них имеются общие причины, общие симптомы и общие закономерности развития. Оказалось, что, хотя внешне заболевания значительно отличаются друг от друга, они подчиняются общим законам. Без знания, этих законов нельзя изучать ни здорового, ни тем более больного человека, так как, не усвоив общих закономерностей возникновения и развития патологических процессов, нельзя ни предупреждать, ни диагностировать, ни лечить заболевания.

Наука, изучающая эти общие закономерности, называется общей патологией. Поэтому, прежде чем изучать клиническую медицину, а спортивная медицина относится именно к этому разделу медицины, надо усвоить основы общей патологии.

Казалось бы, медицина, призванная оздоровлять и лечить человека, должна быть интернациональной и задачи здравоохранения должны быть одинаковыми как в социалистическом, так и в капиталистическом государстве. Однако это не так.

Здравоохранение в социалистическом государстве и здравоохранение в капиталистическом государстве существенно разнятся.

Задачи советской медицины определяются Программой КПСС, в которой есть специальный раздел «Забота о здоровье и увеличении продолжительности жизни». Таким образом, в нашей стране забота о здоровье советского человека является, как отмечалось выше, государственной задачей. Об этом говорил В. И. Ленин. Он рассматривал здоровье трудящегося в нашей стране не только как его личное благо, личное счастье, но и как общественное богатство, охранять которое призвано государство и расхищение которого преступно.

В. И. Ленин рассматривал народное здоровье в комплексе с условиями материальной и культурной жизни страны и считал необходимым решительно добиваться укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, улучшения физического состояния, повышения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни советских людей.

Все эти принципиальные указания В. И. Ленина и лежат в основе советской медицины, одной из составных частей которой является спортивная медицина.

Бесплатное медицинское обеспечение населения поликлинической и больничной помощью, тщательное наблюдение за состоянием здоровья с целью предупреждения возникновения различных заболеваний, начинающееся с первого дня появления на свет советского гражданина, и даже до его появления на свет - в женских консультациях для беременных, представляет собой огромное социалистическое завоевание.

Наша страна располагает широкой сетью государственных лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник, консультаций и т. д.), проведение всех профилактических мероприятий обеспечивается государством. В Советском Союзе (по данным на 1971 г.) работает 618 000 врачей, что составляет более 25% от числа врачей во всем мире.

Совершенно иначе обстоит дело в капиталистических странах, где квалифицированная медицинская помощь оплачивается самим больным, причем стоит это довольно дорого, и потому доступна далеко не всем. Там забота о здоровье человека является его сугубо личным делом, и государство не обеспечивает медицинского обслуживания населения в той мере, в которой это необходимо.

Все сказанное относится и к спортивной медицине, которая не существует изолированно от медицинской науки в целом.

Южно-казахстанская государственная ФАРМАЦЕВТИЧЕская академия

Кафедра организации и управления фармацевтического дела

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина: Истории фармации

Код дисциплины: JF 2112

Специальность: 5В110300 – «Фармация»

Объем учебных часов /кредитов/: 4 /1 кредит/

Курс: 2

Семестр изучения: 3

Шымкент – 2016

Лекционный комплекс рассмотрен на заседании кафедры ОУФД

Протокол № _______________ 20___ г.

Зав.кафедрой ОУФД, д.ф.н., профессор: Шертаева К.Д.

1. Тема: №1-2 «История фармации. Возникновение лекарствоведения, народная медицина»

  1. ЦЕЛЬ:

Об общих закономерностях развития и историю формирования фармацевтических знания и медицинской деятельности.

О возникновении зачатков врачевания и лекарствоведения.

Что изучает народная медицина, традиционная медицина, научная медицина.

  1. тезисы лекции:

Фармация - научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. В происхождении этого термина нашла отражение история фармации. Египетское слово фармаки (в пер дарующий исцеление или безопасность) дало происхождение греческому слову фармакон (в пер.-лекарство). Всем видам деятельности, связанным с изготовлением и продажей лекарств, сначала в Древней Греции, позже в древнем Риме, а затем и у других народов стали давать названия, имеющие корень «фарма» или «фармако». До наших дней сохранились такие термины, как фармакопея-сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств, фармакология-наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм, фармакогнозия-наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки.

История фармации - это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаний на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней.

В задачи истории фармации как науки входит изучение:

· Общих закономерностей всемирно-исторического процесса становления фармацевтических знаний с древнейших времен до современности;

· Достижений каждой новой эпохи в области фармации;

· Взаимодействия фармации и общей культуры, влияния важнейших теорий и открытий в естествознании, философии, культуре на состояние, объем и характер фармации каждой эпохи.

История фармации делится на частную и общую. Общая история фармации раскрывает главные закономерности и основные, ключевые проблемы всемирной фармации в целом. Частная история фармации - это история развития отдельных фармацевтических дисциплин, таких как фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармацевтическая технология, организация и экономика фармации.

В основу периодизации общей истории фармации положено принятое в общей истории деление на пять периодов:

1) Фармация первобытнообщинного строя, которая соответствует периоду от возникновения человека (приблизительно 2 млн. лет тому назад) до формирования первых классовых обществ и государств (IV тыс. лет до н.э.)

2) Фармация в период Древнего мира (рабовладельческий строй IV тысячелетий до н.э.) соответствующий период от возникновения первых рабовладельческих цивилизаций на Древнем Востоке до падения Западной Римской империи (476г).

3) Фармация средних веков (476-1640г) соответствует периоду феодальной общественно-экономической фармации (от времени падения западной Римской империи до начала английской Буржуазной революции).

4) Фармация в период нового времени (1640-1917г) капиталистический строй это период от начала английской буржуазной революции до Великой Октябрьской социалистической революции и конца первой Мировой войны.

5) Медицина новейшего времени (с 1917г) до наших дней.

Народная медицина. Традиционная медицина. Научная медицина.

Народная медицина понятие достаточно широкое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до наших дней. На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников – по истине народным врачеванием. Народная медицина – ровесница человека на Земле. Об этом писали Л.Морган, Э.Тейлор, К.S. Colicky, В.П. Андреев и многие другие исследователи первобытной культуры. Более того, народная медицина – явление универсальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, - многое утрачено, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной медицины на протяжении столетий была неоднозначной, от преклонения до забвения. И это понятно.

Народная медицина вобрала в себя рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного или минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные, возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы. Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а затем и научной медицины. В то время, как магические ритуалы и иррациональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критической оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народной медициной.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окружающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (пример – традиционная китайская медицина). Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры – то есть у себя на родине. Это не исключает возможности ее последующего распространения и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффективнее и жизнеспособнее. Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления их государственности – временем, когда устанавливались их общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы. И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками научной медицины.

Научная медицина – теснейшим образом связана с научным экспериментом , в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные концепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются традиционными, то есть связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Более того, научная медицина интернациональна по своей сути, - в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов земного шара. Цель естественных наук – объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе единых методов, которыми владеет наука в настоящее время. Союз народной, традиционной и научной медицины открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно - народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина (табл. 2).

Народное врачевание (народная медицина) - понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников - поистине народным врачеванием.

Народная медицина - ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина - явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд. - Т. 20. -С. 118.

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, - многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример - традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры - т.е. у себя на родине. Это не исключает возможностиее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.


Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности - временем, когда устанавливалисьих общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицинаинтернациональна по своей сути, - в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук - объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Итак, научная медицина - нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) на может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, - именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины (иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это - научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой. Таким образом, медицина в Китае стоит сегодня «на двух ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

1

В работе исследуется проблема классификации медицины как науки. Проведен анализ существующих классификаций. Предлагается новая классификация наук. Указано место медицины в этой классификации. Решаются вопросы: Что есть наука? Что есть медицина? Предмет медицины – это человек, его телесное и психическое здоровье, социальные связи и природная среда. В медицине аккумулированы, систематизированы знания о человеческом организме. Медицина – система теоретических и практических мер по диагностике, лечению, сохранению и укреплению здоровья человека. Медицина – гуманитарная наука, которая несет особую миссию системного изучения и познания человека. Гуманизм – это главная этическая категория медицины

медицина

здоровье

гуманизм

1. Бэкон Ф. О восстановлении наук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka1.txt (дата обращения: 05.10.15).

2. Гиппократ. Сочинения. Кн.1. «О древней медицине». – М.: Сварог, 1994.

3. Гришунин С.И., Философия науки: основные концепции и проблемы. – М.: Урсс, 2009. – С. 15–17.

4. Заховаева А.Г. Биоэстетика как наука // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2009. – № 1. – С. 45.

5. Заховаева А.Г. Гуманизм медицины и гуманизирующее образование // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 49–51.

6. Кедров Б.М. Классификация наук: в 3-х книгах. – М.: Мысль, 1985.

7. Хрусталёв Ю.М. Философия науки и медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 209.

8. Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 273.

Проблема классификации наук - одна из сложнейших в современной философии. Существует множество попыток систематизировать науки, но в большинстве случаев именно медицина оказывается вне этих исследований.

Для этого дадим определение понятию «наука». Что такое наука? Наука - сфера интеллектуальной, познавательной деятельности человека, направленная на формирование и систематизацию объективных знаний о реальности. Наука сложное социальное явление, самое её существование можно рассматривать в нескольких плоскостях бытия: как форму общественного сознания, как процесс познания, как социальный институт, как сферу культуры. Научное знание сложная развивающаяся система с многообразными типами знания, а так же уровнями: эмпирический и теоретический.

Цель исследования - попытаемся классифицировать медицину на современном этапе развития наук.

Существует несколько классификаций наук со времен античности. Всем известна классификация наук по Аристотелю в 5 в. до н.э.: первая философия - метафизика, вторая философия - физика, практическая философия - этика и политика, творческая философия - искусство и красноречие, практическая наука - техника (технэ).

До эпохи Нового времени проблема, по сути, была забыта, пока Френсис Бэкон не провозгласил «Знание - сила». В работе «О восстановлении наук» указывает на историю естественную и гражданскую (Глава П). В Книге 3, Главе 1 есть деление науки на теологию и философию. Ф. Бэкон пишет: «Разделение философии на три учения: о божестве, о природе, о человеке. Определение первой философии как общей матери всех наук». Глава III: Разделение естественной философии на теоретическую и практическую. Глава IV: «Разделение теоретического учения о природе на физику и метафизику, из которых физика исследует действующую причину и материю, метафизика - конечную причину и форму». Глава V: «Разделение практической части учения о природе на механику и магию, что соответствует делению теоретической части: механика - физике, магия - метафизике». Глава VI: «выделение математики и разделение её на чистую и смешанную». Книга 4, Глава 1: «Разделение учения о человеке на философию человека и гражданскую философию». Выделяется так же логика, этика, политика (CXXVII). При этом Ф. Бэкон не отделяет значимость науки и искусства. Пишет о практическом применении наук (CXXVIII). Наука для Ф. Бэкона - это - тайна «Сфинкс» (XXVIII. Сфинкс, или Наука). А как понимает Бэкон медицину? Глава II: «Разделение учения о человеческом теле на медицину, косметику, атлетику и науку о наслаждениях. Разделение медицины на три отдела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни». Медицина у Бэкона «одно из самых благородных искусств», «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

О. Конт в XIX в. делит науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки он выстраивает по степени абстрактности и сложности: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. Здесь важно учитывать главный тезис Конта в науке - «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избежать» («Savoir pour prevoir, prevoir pour prevenir»). Отсюда и принцип усложнения, ибо математика более предсказуема, чем социология, а именно социальные явления прогнозированию практически не поддаются. Собственно медицина у Конта не рассматривается.

На основе диалектического материализма, принципе субординации форм движения материи строит свою классификацию наук академик Б.М. Кедров: естественные - науки о природе (физика), науки об обществе (социально-гуманитарные), науки о мышлении (логика) . В этой теории нет место медицине.

Заложим в нашу классификацию принцип дедукции, а именно от общих (фундаментальных) установок к частному.

1. Фундаментальные науки - они дает общие универсальные, теоретические знания, основу для других наук. Это математика, физика, химия, биология и философия (если мы однозначно признаем философию наукой).

2. Естественные науки - науки о природе, природных процессах и явлениях. Например, ботаника, минералогия, астрономия и др.

3. Эмпирическо-технические науки - практические науки. Это космонавтика, инженерные науки (механика, энергетика) и т.д.

4. Трансдисциплинарные науки - науки находящиеся на стыке знаний. Это биохимия, геофизика, биоэстетика , генная инженерия и др.

5. Прикладные науки - непосредственный выход к жизненной практике. Это агрономия, криминалистика, кибернетика и др. Прикладные науки используют достижения фундаментальных наук для решения эмпирических задач.

6. Гуманитарные науки - те, что изучает человека и мир человека. Это история, педагогика, психология, искусствознание, политология, социология и др.

Где здесь место медицине? Что такое медицина? Медицина - (от лат. Medicina - «исцелять») - система теоретических и практических мер по диагностике, лечению, сохранению и укреплению здоровья человека.

Может ли медицина быть «фундаментальной наукой»? Нет, ибо она, во-первых сама основывается на базе биологии, во-вторых, её знания конкретны. Она не есть наука о природе, она не техническая наука, что очевидно. Не трансдисциплинарная, т.к. сама формирует межнаучные связи (биоэтика, космическая медицина, социология медицины и др.)

Возможно, она есть «прикладная наука»? Но для неё важно не само решение эмпирических проблем, а их «человеческое измерение».

Казалось бы, идеально выглядела классификация, если бы медицинские науки были выделены отдельно (терапия, педиатрия, гинекология, кардиология и др.). Но тогда бы, например, истории, тоже пришлось бы лишиться статуса гуманитарной, а именно появились бы в классификации наук - исторические науки (археология, историография, этнография и др.).

Обратимся к истокам, «отцу медицины» Гиппократу. Он утверждает, что «медицина - это искусство возвращать человеку утерянную вследствие болезни красоту» . Что имел в виду Гиппократ? Медицина не наука? Эпоха Гиппократа - это время формирования наук и искусств, где критерии не четки, нет системности. Возможно, медицина как искусство исцеления, понималась им, исходя из того, что в античности искусство ценилось выше науки.

Выводы, заключение

Предмет медицины - это человек, как личность, т.е. не только его телесное здоровье, но и психическое, а так же социальные связи, природная среда. В медицине аккумулированы, систематизированы знания о человеческом организме. Ф. Бэкон утверждает, что «человеческое во всех своих проявлениях является предметом медицины» (Кн. 4 Гл. 2.) . О гуманитарной составляющей медицины писал академик Н.Н. Блохин: «Медицина - это первая наука о человеке» .

Таким образом, медицина - это наука о Человеке, но это особая наука: «Медицина - синтетическая наука, объектом изучения которой является человек как социально-биологическое существо…» .

Гуманизм - это главная этическая категория медицины. «Гуманизм - это рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом человека. Гуманизм - человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Современное понятие гуманизма есть праксеологический срез «очеловечивания», связанный со всей совокупностью общекультурных, образовательных, просветительских и «социализаторских» основ общества. Гуманизм в медицине - это уважение к личности через милосердие и сострадание!» .

Медицина - гуманитарная наука она несет особую миссию системного изучения и познания человека во всей его целостности.

Библиографическая ссылка

Заховаева А.Г. МЕДИЦИНА: К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАУКИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-2. – С. 340-342;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8579 (дата обращения: 18.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Научная медицина - Означенный термин обыкновенно неправильно употребляется в смысле противоположности медицине практической ; но последняя во всех своих проявлениях - у постели больного, при решении санитарных или судебных вопросов, есть не что иное, как прикладное применение общих Научная медицина основ медицины к тем или других житейским, практическим целям, а потому она также должна быть Научная медицина Таким образом, под Научная медицина медициной следует подразумевать только ту совокупность теоретического и практического изучения врачебной науки, которая дает врачу разносторонней деятельности в области лечения и предупреждения болезней, равно как в содействии государству, обществу и отдельным лицам в решении вопросов, требующих знаний, приобретаемых врачебной наукой. , являясь частью естествознания, в то же время наука коллективная, включающая в себя целый ряд самых разнообразных отраслей знания. Успехи ее стоят в тесной связи с прогрессом естественных наук и уровень ее развития всегда соответствовал одновременному состоянию естествознания; на широкие обобщения природных явлений и их основной причины всегда отражались те или другие господствовавшие философские течения мысли. Наконец, не без влияния на уровень наших медицинских знаний сказалось и развитие социальных наук. Но для медицины имели и имеют естественные науки, особенно физика и химия, а в последние десятилетия - ботаника и зоология низших животных, оказавшие громадное влияние на развитие бактериологии и вообще указавшие на значение низших организмов в патологии. Это воздействие обуславливается не только тем, что естественные науки лежат в основе изучения человеческого организма, здорового и больного, но еще больше потому, что методы, которыми пользуются естествоиспытатели, служат также и для изучения медицины. Особенность естественных наук - это точность , обусловленная методами изучения природы: опытом , наблюдением и вытекающим из этого обобщением . Тем же началом руководствуются и в Научная медицина медицине. Так, например, открытие кислорода имело громадное значение для изучения физиологии дыхания. послужила основой изучения кровообращения; успехи знаний об электричестве открыли новые горизонты в физиологии нервной и мышечной систем. Закон борьбы за существование объясняет нам много явлений в области инфекционных болезней и т. д. Так как теперь в деле изучения природы господствует биологический принцип, то и медицина, открестившись от влияния прежде господствовавших философских систем - ятрохимиков, ятрофизиков, анимистов, натурфилософов и т. д., сама стала одной из отраслей биологических наук и, как таковая, по самому существу своему - наука индуктивная и, только по мере накопления многочисленных фактов, она может пользоваться и дедуктивными приемами мышления.

Основой изучения всякого организма вообще, человеческого организма в частности, является точное знание его нормального строения и нормальных отправлений, анатомия и тела. В этом отношении обе науки, особенно - первая, достигли в настоящее время необычайной высоты. ческое изучение человеческого организма, за м разве немногих органов, едва ли не закончено. Громадный толчок нашим современным знаниям анатомии дал в самом начале настоящего столетия известный Биша (1771-1802; см.), задавшийся в своем сочинении "О жизни и смерти" (Париж, 1800) целью указать, что все жизненные процессы являются непосредственным выражением физических и химических свойств органических образований. В этом принципе еще сказывалось влияние витализма, господствовавшего в медицинской школе Монпеллье. Но главная заслуга его состояла в изучении тканей организма как в их физиологическом, так и в патологическом отношениях. ическая анатомия в течение настоящего столетия также сделала громадные успехи, с одной стороны, благодаря усовершенствованию микроскопической техники и методов исследования (гистофизика, гистохимия, изолирование клеток, микротомия, окрашивание и фиксация препаратов и т. д.), с другой - замечательными открытиями а (1838) и Шванна (1839), особенно последнего, доказавшего тожественность растительных и животных клеток (см. ). Громадное значение в деле изучения тканей и органов приобрела , т. е. изучение развития зародыша из яичка, которой оказали незабвенные услуги два спб. академика Пандер (1773-1865) и Бэр (1792-1876). Усовершенствование микроскопической техники позволило изучить не только строение здоровой и больной клетки, в живом и мертвом ее состоянии, но и наблюдать процессы, в ней совершающиеся. Современное знакомство с инфекционными болезнями, с иммунитетом и др. вопросами физиологии, патологии оказалось возможным только благодаря изучению под микроскопом взаимодействия низших организмов и клеточек тканей, их борьбы и процессов, при этом происходящих.

Изучение отправлений организма, т. е. физиология (см.), также достигло необычайной высоты в настоящее время, благодаря замечательным трудам Иоганна Миллера (1801-1858), Дю-Буа-Реймона, Бишоффа в и, гениального Клода Бернара, а, Лонже, Чарльза Белля и др. Особенно отразились на наших физиологических познаний громадные успехи химии, из которой выделилась столь важная отрасль, как физиологическая химия, уяснившая вопросы дыхания, питания, обмена веществ и вообще химизма клеточек, тканей и соков. Точно так же и физика, особенно ее законы сохранения энергии и единства физических сил, дала много данных для уяснения наблюдаемых в здоровом и больном организме явлений. Знание нормального строения и нормальных отправлений организма позволяет нам оценивать все встречающиеся отклонения от них, т. е. усвоить себе патологическую анатомию и патологическую физиологию. ческая анатомия в своих успехах всегда следовала успехам нормальной и подобно последней не ограничивалась изучением одних лишь грубых, видимых простым глазом изменений, но, пользуясь микроскопом и экспериментируя на животных, проследила ход патологических изменений в тканях и органов, под влиянием различных условий. В этом отношении величайшие услуги оказал этой науке Вирхов, который из чисто описательного предмета поднял ее на чрезвычайную философскую высоту. Исходя из основного omnis cellula e cellula, т. е. всякая клетка из клетки, он подверг самой полной и всесторонней разработке почти все отделы патологической анатомии. Его известному ученику у принадлежит громадная заслуга изучения воспаления (см.), с указанием роли белых кровяных шариков. В настоящее время очень трудно отделить патологическую анатомию от общей патологии, настолько эти обе науки тесно связаны между собой. И в данных отраслях медицинских знаний наблюдение и эксперимент все более и более расширяли наши представления. Зная анатомическое строение, химический состав и физические свойства какой-либо ткани организма, можно указать, в чем выразилось изменение всех ее составных элементов. Так, например, мы определяем не только перерождения тканей, их качественное и количественное изменение, перемену химического состава крови, лимфы, различных выделений, видоизменения плотности костей, изменения цвета кожи и слизистых оболочек, но очень часто указываем и причины, повлиявшие на то. Точно так же мы можем судить и об отклонении от нормы различных отправлений организма. Зная нормальную температуру человеческого тела, степень сократительности мышечных волокон, явления нормальной гидродиффузии в тканях и причины, их обуславливающие, мы можем сопоставить с ними повышенную или пониженную температуру, уменьшение или даже потерю мышечной сократительности (парезы и параличи) или, наоборот, чрезмерное усиление её (судороги), выпотов и т. д. Знакомство с причинами этих уклонений, знание условий, при которых они произошли, позволяет ставить известную связь между ними. Так, например, повышенная сердца может повлечь за собой гипертрофию его. Зная это, уже легче искать причины повышенной деятельности. Таким образом, идя от общего к частному, можно найти, что повышенная деятельность обусловлена препятствиями для нормального кровообращения, требующими большого напряжения для устранения их, или что она может зависеть от введения в организм веществ, раздражающих ту часть нервной системы сердца, которая ускоряет деятельность его, или от паралича блуждающего нерва, задерживающего сердечную деятельность, и т. д. Наряду с этим, изучая соотношение причин и следствий, мы наталкиваемся и на тот факт, что одна и та же причина не ограничивается одним только определенным последствием, но вызывает целый ряд их, что зависит от одновременного действия на многие центры, или от того, что одно следствие неминуемо влечет за собой другие. Так, например, вводя в организм какой-либо яд, мы видим, что им поражается много органов и нарушается много отправлений. Каждое из этих уклонений, в свою очередь, влечет за собой целый ряд других. Таким образом, общая патология позволяет нам, изучением разнородности последствий, сводить их к одному общему началу, зная которое, нам легче определить, какое требуется воздействие, чтобы вернуть организм к норме. "Пользуясь всеми данными других наук, собирая из всех медицинских знаний, из всех отделов частной патологии материал для выяснения сущности и причины болезненных явлений, наконец, воспроизводя на животных болезненные изменения, аналогичные человеческим, современная общая патология отыскивает и устанавливает законы, по которым совершаются все возможные уклонения от нормы; она создает таким образом ряд типов болезненных процессов и является действительно общей частью всего объема частной патологии" (И. В. Подвысоцкий). Кроме изучения типических болезненных процессов, встречающихся во всех частях тела, в круг её входит всестороннее исследование основных уклонений от нормальной функция кровообращения, пищеварения и т. д. Число основных типов болезненных процессов, какими бы причинами и в каком бы органе они не были вызваны, весьма невелико, но, вследствие различной взаимной группировки их, или вследствие локализации болезненных процессов по различным частям тела, или вследствие различной напряженности в их обнаружении, количества отдельных видов и форм болезней достигают громадных размеров. Так, например, процессы воспаления (см.) везде одинаковы, но оно проявляется совершенно различно в слизистых оболочках кишечного канала и в костной системе. Лихорадочные процессы при инфекционных болезнях могут протекать совершенно различно у здорового мужчины, или у малокровного субъекта с тем или другим пороком сердца, или у беременной женщины. Знание общей патологии облегчает возможность изучения частной патологии, предмет которой будет составлять как отдельные болезненные формы, так и заболевания тех или других органов, симптомы, которыми они обнаруживаются, и изменения, которые они вызывают. Распознавание этих изменений и сущности страданий составляет предмет диагностики , которая в настоящее столетие приобрела чрезвычайное развитие, с одной стороны, благодаря введению физических методов исследования больного, с другой - микроскопическому и химическому анализу выделений или даже ткани организма (пробные проколы, удаление кусочков опухолей для исследования под микроскопом и т. д.). Громадную заслугу в этом отношении приобрели французы Корвизар (1755-1821) и Леннек (1781-1826), оба профессора медицины в Париже. Первый широко распространил предложенную до него Ауэнбруггером (в Вене) перкуссию, т. е. выстукивание внутренних органов. Метод Ауэнбруггера заключался в ударении по груди концами вытянутых и сложенных вместе пальцев. Корвизар усовершенствовал этот способ и достиг необычайной точности диагнозов для того времени. Наряду с этим громадная заслуга Корвизара лежала также в том, что он был основателем клинической медицины (см. ниже) во Франции, а его сочинение о болезнях и органических пороках сердца до сих пор по справедливости считается классическим. Из этой книги очевидно, что Корвизар во многих случаях уже прикладывал ухо к сердечной области. Значительным усовершенствованием перкуссии явился изобретенный французом Пиори (1794-1879) . Гораздо больше заслуга в области диагностики француза Леннека, изобретшего аускультацию, произведшую полный переворот в этом деле. Наряду с аускультацией и перкуссией (выслушивание и выстукивание) все большее и большее значение приобретают микроскопические исследования разных выделений, мокроты, опухолей, крови, мочи, кала (для открытия глистов или их яичек), химические анализы содержимого желудка, мочи, кала и т. д. Наконец, особенно важное значение приобрели в деле распознавания болезней , которая полностью есть достояние 2 -ой половины настоящего столетия (см. а), непосредственное наблюдение с помощью зеркал более или менее скрытых полостей (ларингоскопия, офтальмоскопия, исследование зеркалами мочевого пузыря и т. д.), исследование с помощью зондов и бужей и т. д. Ознакомившись с уклонением от нормы в деле строения и отправлений организма, равно как с причинами их, уже сравнительно легче изучать, какое требуется воздействие для возвращения его к норме, т. е. восстановить путем внешнего воздействия первоначальное строение и отправление как отдельных органов, так и всего организма. Таким путем , т. е. учение о действиях лекарств с ближайшими к ней специальностями, тоже легко было поставить на путь эксперимента и наблюдения. Строго говоря, совокупностью перечисленных предметов ограничивается круг Научная медицина медицины, так как перечисленные познания вели уже к прикладным целям медицины.

Из всего сказанного ясно, что знакомство с Научная медицина медициной немыслимо без лабораторий, анатомических театров, кабинетов, музеев и т. п. Но в жизни все наблюдаемые уклонения и расстройства и пути воздействия отдельных моментов на здоровый и больной организм представляют крайне сложные сочетания, а потому для необходимого изучения болезней, их своеобразного течения и условий воздействия на них, требуется непрерывное наблюдение над больными, что всего удобнее в клиниках - учреждениях, заслуга широкого развития которых принадлежит почти исключительно нашему столетию. Как уже выше было сказано, что в то время как число болезненных типов весьма незначительно, число отдельных болезней, по своему разнообразию, бесконечно громадно, распределяясь в отдельные группы внутренних болезней, хирургии, гинекологии, акушерства, детских болезней (педиатрия), заразных, ушных (отиатрия), глазных (офтальмиатрия), нервных душевных (психиатрия), горловых (ларингология) и т. д. Хотя сохранились следы преподавания клинической медицины греками, но только в XVII столетии фламандская школа в Лейдене, в лице знаменитого Бургава, дает ей большой толчок. Ученики Бургава, распространив его учение и идеи о клиническом преподавании из Лейдена в ю, Данию, Австрию, Италию, основывают центры клинического образования. Особенно возвысилось значение последнего, благодаря уже вышеупомянутому Корвизару. С того времени клиники, разнообразясь в числе, и клиническая медицина получают все более и более широкое развитие и в настоящее время преподавание без них немыслимо ни в одной врачебной школе.

Конечной целью Научная медицина медицины является лечение , терапия, которая считается наиболее отсталой отраслью из всех областей медицинских знаний. Еще начало настоящего столетия было захвачено господствовавшими метафизическими представлениями о сущности болезни, в силу которых лечили последние, а не больного. В этом отношении любопытно, что в начале настоящего столетия, под влиянием взглядов Биша, получила широкое развитие так называемая "физиологическая медицина", представителем которой явился Бруссе, старший врач Валь-де-Грасса, а затем профессор общей патологии в нем, признававший жизнь за результат действующих на нее внешних раздражений, болезнь - за избыток или недостаток последних. Исходя из таких взглядов, он находил необходимым устранять корень всевозможных страданий невероятными количествами пиявок. В своем отделении в Валь - де-Грассе он в иные годы (1819) употреблял для лечебных целей до 100000 пиявок. Учение его нашло много приверженцев, что видно из того, что в 1824 г. число ввезенных во Францию пиявок равнялось 300000 штук, а в 1827 г., в период наибольшего процветания учения Бруссе, 33 млн. Учение Бруссе увлекло даже немало врачей в Бельгии, Италии и Германии, господствовало около 20 лет и, вероятно, косвенно сильно повлияло на успехи гомеопатии, представлявшей полную противоположность своим диететическим режимом беспощадным кровоизвлечениям модной школы, рухнувшей, благодаря подъему патологической анатомии и в особенности диагностики. С того времени по настоящее почти не возникало шаблонных учений о терапии; напротив, последняя все более и более стремилась к индивидуализированию больного и болезни. При всем том упреке в значительной отсталости терапии в сравнении с другими отраслями Научная медицина медицины вполне не заслужен (см. ). Не говоря уже о хирургии, в которой, благодаря Листеру, сделались возможными операции в полостях, до недавнего времени считавшихся недоступными, нужно, однако, указать, что действие многих лекарств изучено в лабораториях самым тщательным образом, проверено в клиниках. Далее, громадная заслуга терапии настоящего столетия лежит в том, что она ввела целый ряд физических лекарственных деятелей, также изученных в высшей степени подробно, как, например, массаж и , климатотерапия. Точно так же получила весьма широкое развитие диететика больных, правила их питания и режима, во многих случаях оказывающие громадное влияние на течение и устранение болезней. В распоряжении врачей имеется целый ряд весьма подробно изученных специфических средств, как, например, железо и марганец при малокровии, хинин при перемежающейся лихорадке, салициловый натр при ревматизме, ртуть при сифилисе, много жаропонижающих, антиневралгических, наркотических, послабляющих средств; дело антисептики и дезинфекции, благодаря обилию противогнилостных и обеззараживающих лекарственных веществ, поставлено также на весьма широкую ногу. В самое последнее время тщательное изучение инфекционных болезней, жизнедействия бактерий и сущности иммунитета дало толчок к развитию в самых широких размерах серотерапии (см.), т. е. лечению сывороткой животных, сделанных невосприимчивыми к различным заболеваниям путем систематического введения в них ослабленных разводкой различных бактерий или производимых ими токсинов. Меньше успеха приобрела возникшая несколько лет тому назад (см.), т. е. введение в организм вытяжек здоровых органов какого-либо животного, при страдании этих органов у человека, или даже непосредственное кормление ими (щитовидная железа при зобе, слизистом отеке, почки при Брайтовой болезни и т. д.). В ряду заслуг Научная медицина медицины нельзя не указать и того, что, благодаря успехам общей патологии, ей вновь удалось сблизить между собой разнородные специальности, которые еще весьма недавно разошлись одна от другой. Так, например, в настоящее время доказано, что целый ряд нервных страданий оказываются лишенными своего "эссенциального" характера, а обуславливаются заболеваниями различных внутренних органов, являются следствием сифилиса, вызываются ю или болезнями половых органов. Многие страдания внутренних органов, суставов оказываются зависящими от перелоя, вследствие переноса гонококков током крови или лимфы в те или другие места. Тесная связь аутоинтоксикации (самоотравления) не вполне окисленными продуктами обмена веществ, вследствие недостаточной деятельности кишечника и различных органов, вызывает явления малокровия, истерии и даже психозов. С другой стороны, накопление многочисленных фактов и наблюдений, сделавшее затруднительным для одного лица разработку и изучение предмета, вызвало такое дробление специальностей, о котором прежде и думать нельзя было. Так, например, постепенно выделились из хирургии глазные, ушные, . ология, составляющая в сущности отдел общей патологии, разрослась в обширнейшую специальность. Будучи одной из самых юных наук, она, благодаря гению Пастера, заняла одно из самых выдающихся мест, как по точности своих данных, так и по исключительному значению найденных ею фактов, совершенно видоизменивших наши воззрения на болезни и давших неисчислимые результаты в деле предупреждения и лечения болезней. Сам Пастер и его многочисленные ученики, из которых особенно выдаются Дюкло, Ру и др., дали основы рациональной серотерапии. Другой знаменитый бактериолог, Кох, и его ученики Беринг, Китозато и др., также обогатили эту науку. Берингу мы обязаны противодифтеритной сывороткой. Японцу Китозато принадлежит заслуга открытия противостолбнячной сыворотки и т. д. Кожные болезни, приобретая все более и более тесную связь с внутренними и нервными страданиями, обособились в совершенно специальную науку, требующую участия многих работников.

Но не только лечение болезней является прикладным применением Научная медицина медицины. Ее успехи отразились и на широком государственном, общественном и индивидуальном развитии прикладной, предупреждающей болезни задачи - гигиены и профилактики, громадные успехи которой были бы совершенно непостижимы, если бы изучение их было основано исключительно на одном грубом эмпиризме. Только знание нормы строения и отправлений организма, условий содействующих им или нарушающих их правильное состояние и правильную деятельность, могли выработать ту прикладную науку, благодаря которой сократилась , удлинилась продолжительность средней жизни, уменьшилась болезненность и повысилась работоспособность человека. Наконец, только Научная медицина медицина могла придать судебной медицине тот характер безусловной точности, которой столь часто отличаются ее указания при решении тех или других вопросов, как, например, о вменяемости ов, тожественности лица, рода, характера и значения повреждений и т. д.

Таким образом из всего сказанного очевидно, что Научная медицина медицина существует одна для всех отраслей ее и врач-практик, желая в своей деятельности с успехом и сознательно относиться к своим обязанностям, должен не только полагаться на свои наблюдения и опыт, но следить и за успехами своей науки в лабораториях, клиниках и других учебно-вспомогательных учреждениях, помня, что эти успехи облегчают ему его задачу лечения больных и предупреждения болезней. Сама же наука медицины, как составная часть естествознания, и дальше может прогрессировать, не упуская из виду дальнейшего движения вперед других областей знания, с которыми она тесно связана общностью приемов изучения и мышления. Об успехах медицинских наук в России - см. Россия (Наука).