Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Японские танки. Танки: японские танки Японские танки o i 2 мировой войны

История японского танкостроения

Первым собственным танком Японии был построенный в 1927 г. арсеналом в Осаке опытный двухбашенный танк «Чи-и» (средний первый) весом 18 тон. До этого использовались танки иностранного производства, закупались французские М21 «Шенильет, «Рено» FT-18, NC-27, Рено» NC-26, аглийские Mk.IV, Mk.А «Уиппет», MkC, «Виккерс», «Виккерс 6-тонный». Все закупленные образцы тщательным образом анализировались конструкторами. Так на французских (в серию пошли как «Оцу») двигатель заменялся дизельным. К слову- французкие NC-27 («Оцу») и Рено» FT-18 («Ко-гата») использовались армией до 1940г.

Кроме двухбашенных «Чи-и», были созданы в 1931 г. 18-тонный трехбашенный танк » Тип 2591″ и в 1934 г. трехбашенный «Тип 2595″. Если эти машины хотя бы реально создавались, то создание «Тип 100» или «О-и» (большой первый) остановилось на проектных работах, трехбашенную машину весом 100 т планировалось использовать для прорыва укрепленных районов.На этом эксперименты с созданием многобашенных танков закончились, несколько построенных танков » 2591″ применялись в Китае.

На базе танков «Виккерс Мk.С» в начале 30-х гг. был создан средний танк «И-го» («первая модель») или «89 Ко». Он стал первым серийным танком, с 1931-1937 гг выпустили 230 штук.

Значительный подъем японское танкостроение получило после принятия Верховным командованием решения по широкомасштабной механизации армии в 1932г, за чем последовали соответствующие заказы промышленности.

Японцам удалось избежать повального увлечения танкетками. Проанализировав закупленную танкетку «Карден-Лойд», японцы создали малый танк «Тип 2592». На нем применялась подвеска предложенная самым известным японским танкостроителем Томио Хара. Модель получилась настолько удачной, что в последствии на ней было построено несколько новых моделей.

В 1935 г. промышленность начала выпускать самые известные легкие танки «Ха-го» , а с 1937 — средние танки «Чи-ха». Обе модели до конца Второй мировой были основными в танковом парке Японии.

Планирование военных действий на островах требовало наличие для десанта плавающих боевых машин. Работы по созданию таких машин с разным успехом велись с конца 20-х годов, но пик пришелся на конец Второй мировой войны. В 1934 г. была попытка создать плавающий танк путем придания кузову водоизмещающей формы «2592» или «А-И-Го», с 1941г. серийно впускается плавающий «Тип 2» или «Ка-ми», с 1943г «Тип 2»или «Ка-чи» , а в 1945г. появился «Тип 5» или «То-Ку».

После перехода к стратегической обороне, танковое производство значительно возросло, некоторые модели претерпели модернизацию, некоторые сняли с производства заменив их новыми образцами. Так появились легкие: 1943г- модернизированный «Ха-го»- «Ке-ри»(легкий шестой), 1944г – «Ке-ну» (легкий десятый), 1944г — «Ке-Хо» (легкий пятый); и средние: 1941г модификация «Чи-ха» – «Чи-Хе» (средний шестой), 1944г – «Чи-то» (средний седьмой), 1945г — в единственном экземпляре «Чи-Ри» (средний девятый), 1945г — «Чи-Ну» (средний десятый).

Современные японские танки

После окончания Второй мировой войны, находясь под американскими оккупационными войсками, производсто бронетехники в Японии полностью прекратилось. Его восстановление началось с момента создания «сил самообороны», на первых порах на вооружении которых состояли американские М24 и М4. следует отметить, что все послевоенное танкостроение Японии проходит под сильным влиянием США. Основным разработчиком танков становится « Мицубиси Хеви Индастрилз».

Первым послевоенным танком стал «Тип 61», который простоял на вооружении до 1984 года. В танке просматривались довоенные традиции, например кормовое расположение двигателя с передним приводом. Начиная с 1962г начались разработки над основным боевым танком, им стал серийный «74». В первую очередь для противостояния советским «Т-72», в 1989году принят на вооружение танк третьего поколения « 90». 13 февраля 2008 года Япония представила танк последнего поколения «Тип 10». По внешнему виду «Тип 10» напоминает «Merkava Мк-4» и «Leopard 2A6», но по габаритами массе он ближе к российским танкам. В принципе это только прототип и в серию он может пойти с какими-то изменениями.

Тип 10 наиболее современный японский основной боевой танк (ОБТ). Данная машина разрабатывалась как более дешевая альтернатива ОБТ Тип 90 путем проведения глубокой модернизации корпуса и ходовой части танка Тип 74 и установке на него башни новой конструкции. Прототип нового танка впервые был продемонстрирован общественности в 2008 году, а в 2010 году начались его поставки в воинские части сил самообороны Японии. Сообщается, что стоимость одного танка составляет порядка 6,5 млн. долларов за штуку. Планируется, что со временем данная боевая машина заменить устаревшие танки Тип 74 и качественно дополнит танковый парк Тип 90.

Первый показ нового танка состоялся 13 февраля 2008 года. Прототип перспективного ОБТ был показан журналистам в городе Сагамихара в исследовательском центре Министерства обороны Японии. Танк Тип 10 вобрал в себя самые современные достижения в области танкостроения последних лет и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов современности. Работы над данной боевой машиной были начаты в начале 2000-х годов, а отдельные элементы конструкции разрабатывались еще в 90-е годы прошлого века. Разработчиком и производителем машины выступает компания Mitsubishi Heavy Industries.

Танк Тип 10 выполнен по классической компоновке, его экипаж состоит из 3-х человек: механик-водитель, размещенный в передней части корпуса, а также наводчик и командир машины в обитаемой башне. Данный танк планируется использовать в горных районах страны и на стесненных участках местности. Представленный в городе Сагамихара танк обладает следующими габаритными характеристиками: длина – 9,42 м. (с пушкой вперед), ширина – 3,24 м., высота – 2,3 м. Боевая масса машины составляет 44 тонны, в то время как вес Тип 90 – около 50 тонн (при этом Тип 10 меньше по длине на 380 мм, по ширине на 160 мм). Оба танка имеют одинаковую численность экипажа и оснащены автоматами заряжания. Основное вооружение танка – это 120-мм гладкоствольная пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом, также на танке может устанавливаться 12,7-мм зенитный пулемет.



По своему внешнему облику ОБТ Тип 10 близок к таким современным западным танкам, как Leopard 2A6 или М1А2 Abrams, однако по массе он ближе к российским основным танкам. Новый танк получился достаточно подвижным, он способен развивать скорость по шоссе до 70 км/ч. Как и его предшественники, танк оснащен гидропневматической подвеской, которая позволяет менять клиренс машины и наклонять танк на правый или левый борт. Также обращает на себя внимание сокращение числа катков – по 5 на борт (в сравнении с танком Тип 90), при этом опорные катки сравнительно редко расставлены. В целом по внешнему виду подвески Тип 10 сильно напоминает Тип 74.

Основным вооружением танка Тип 10 является 120-мм гладкоствольная пушка, которая создана компанией Japan Steel Works (данная компания производит 120-мм пушку L44 для танка Тип 90 по лицензии немецкой Rheinmetall). Также на танк возможна установка орудия L55 или нового ствола длиной в 50 калибров. На танке обеспечена совместимость со всеми стандартными натовскими боеприпасами калибра 120-мм. В кормовой нише танка находится новый усовершенствованный автомат заряжания (АЗ). Сообщается, что боекомплект машины состоит из 28 выстрелов, 14 из них находятся в АЗ (на танке Тип 90 боекомплект 40 выстрелов, 18 из них находятся в АЗ). Дополнительное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета спаренного с пушкой и 12,7-мм зенитного пулемета на крыше башни, который может управляться дистанционно.

На башне танка находится панорамный прибор дневного и ночного видения командира танка, который может достаточно легко интегрироваться с «новой Базовой системой управления полкового уровня» (new Basic Regimental Command & Control System). В сравнении с танком Тип 90, панорамный прицел командира танка был приподнят и смещен правее, что обеспечивает лучшие условия наблюдения и обзора. Современная система управления огнем, смонтированная на танке, позволяет вести огонь по стоящим и движущимся целям. Танк оборудован навигационной системой и цифровой системой управления полем боя.



Новый японский танк вобрал в себя самые современные наработки в области создания танков. В частности машина оснащена электронной системой C4I – command, control, communications, computers, and (military) intelligence, которая объединяет в себе возможности наведения, управления, разведки и связи. Данная система позволяет производить автоматический обмен информацией между танками одного подразделения. По заверениям представителей Минобороны Японии, установленная на танке СУО позволяет достаточно эффективно поражать даже мелкие подвижные цели. Данная функция наряду с современной композитной модульной системой бронирования позволит танку Тип 10 одинаково уверено чувствовать себя в бою как с армиями, вооруженными ОБТ, так и с партизанскими формированиями, главным оружием которых являются противотанковые гранатометы. В Японии особенно подчеркивается «антитеррористический» потенциал машины, а также ее способность противостоять различным разновидностям российского РПГ-7.

Защите танка от РПГ во время его разработки было уделено очень большое внимание. Тип 10 оснащен керамической модульной композитной броней, которая аналогична броне немецкого танка Леопарда 2A5. Применение на танке модульного бронирования существенно увеличило защиту бортов по сравнению с ОБТ Тип 90 и позволяет осуществлять замену поврежденных огнем противника модулей защиты в полевых условиях. Во время транспортировки танка дополнительные броневые модули могут сниматься, что позволяет снизить массу боевой машины до 40 тонн. Стандартная боевая масса танка – 44 тонны, при применении дополнительных модулей бронирования она может быть доведена до 48 тонн. Помимо этого Тип 10 оборудован автоматической системой пожаротушения (ППО) и системой коллективной защиты (ПАЗ). На башне танка расположены дымовые гранатометы, которые приводятся в действие по сигналу от датчиков лазерного облучения.

Танк обладает высокой подвижностью, что обеспечивается использование мощного дизельного двигателя – 1200 л.с., удельная мощность составляет 27 л.с./т. На танке установлена бесступенчатая трансмиссия, которая позволяет машине развивать скорость в 70 км/ч как вперед, так и назад. Использование гидропневматической подвески, которая позволяет менять клиренс и наклонять корпус танка, увеличивает проходимость боевой машины, а при уменьшении клиренса позволяет снизить высоту и заметность танка. Также данное решение способно увеличить диапазон углов вертикального наведения пушки.



Стоит отметить, что если по составу вооружения и скоростным характеристикам новый танк Тип 10 соответствует принятому на вооружение в 1989 году танку Тип 90, то по возможностям СУО и другого установленного электронного оборудования, он должен его превосходить.

В свое время главной претензией японских военных к танку Тип 90 была его очень высокая стоимость – порядка 7,4 млн. долларов, что на 3 млн. долларов больше, чем стоимость американского ОБТ «Абрамс». Также их не совсем устраивали его массогабаритные характеристики, которые препятствовали самостоятельному передвижению танков внутри Японии и их свободной транспортировке железнодорожным транспортом. По причине сравнительно большой массы танка Тип 90 (50 тонн) его передвижение по дорогам за пределами острова Хоккайдо было сопряжено с серьезными проблемами. Не все мосты могли выдержать вес данного танка. По имеющейся статистике из 17 920 мостовых переходов наиболее крупных автомобильных дорог Японии 84% могут выдержать вес до 44 тонн, 65% - до 50 тонн и около 40% - до 65 тонн (масса современных западных ОБТ).

Исходя из этого, при разработке нового танка Тип 10 компания Mitsubishi Heavy Industries прислушалась к пожеланиям военных и создала более компактный и дешевый вариант танка. 40-тонный Тип 10 был создан с принятием во внимание ограничений, накладываемых японским транспортным законодательством. Его вес меньше западных ОБТ и на 10 тонн легче своего коллеги Тип 90. В соответствии с японскими законами, которые запрещают использование большегрузных транспортных средств в некоторых районах страны, Тип 90 невозможно было использовать за пределами острова Хоккайдо, за исключением ряда учебных центров. В то же время новый ОБТ Тип 10 можно будет перевозить с использованием самых обычных коммерческих трейлеров.



Сообщается, что с 2010 по 2012 год японские вооруженные силы приобрели 39 танков Тип 10. Первые закупленные танки Тип 10 поступили на вооружение бронетанковой школы в городе Фуцзи, а первый танковый батальон, вооруженный новыми танками, был сформирован в декабре 2012 года в городе Комакадочутончи. Военные эксперты считают, что в перспективе танк Тип 10 может быть выведен на международный рынок вооружений.

Тип 10(МВТ-Х


Пойми, на небесах только и говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно… О закате, который они видели…
О том, как солнце, погружаясь в волны, стало алым как кровь. И почувствовали, что море впитало энергию светила в себя
и солнце было укрощено, и огонь уже догорал в глубине. А ты?... Что ты им скажешь? Ведь ты ни разу не был на море.
Там наверху тебя окрестят лохом…



новый японский танк 4-го поколения



Первый японский танк Тип-89 Оцу.

Японское танкостроение всегда на одно поколение отставало от мирового. Такое положение было и в годы войны, и в послевоенные годы, и даже в те времена, когда Япония была флагманом научно-технической революции. И вот недавно японцы решили вырваться вперёд и первыми в мире создать основой боевой танк четвертого поколения. Танк получил индекс Тип-10 .



Дело в том, что в 2004 году впервые за все послевоенное время Япония отказалась от концепции, основанной исключительно на принципе самообороны, и теперь её ничто не сдерживает в развитии агрессивного потенциала.
13 февраля 2008 года в Японии состоялась публичная демонстрация танка нового поколения, который вобрал в себя все наиболее современные конструкторские решения в области танкостроения и был создан с учетом опыта ведения локальных конфликтов последних лет. Прототип перспективного ОБТ был представлен журналистам в исследовательском центре Министерства обороны Японии в городе Сагамихара.
Во внешнем облике танка Тип-10 прослеживаются общие черты с такими современными ОБТ, как Leopard 2A6 и Merkava Мк-4. Но по габаритам и массе он ближе к российским танкам.




Тип-10
с пушкой вперед имеет в длину 9485 миллиметров, ширину – 3,24 метра, высоту – 2,3 метра.
Масса танка составляет 44 тонны, экипаж – три человека. В обитаемой башне расположено основное вооружение – 120-мм гладкоствольная немецкая пушка Rheinmetall, имеющая длину ствола в 44 калибра и снабжённая автоматом заряжания конвейерного типа, 7,62-мм спаренный пулемёт Тип-74 и 12,7-мм зенитный пулемет Браунинг M2HB. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях.
Японцы не были бы японцами, если бы не уделили основное внимание БИУС (боевая информационно-управляющая система) и ТИУС (танковая информационно-управляющая система). Танк также оснащается эффективной системой панорамного обзора.

Тип-10 оснащён 1200-силиным восьмицилиндровым дизелем, который позволяет развивать танку 70-километровую скорость. Трансмиссия танка автоматическая бесступенчатая. Танк обладает активной гидропневматической подвеской.



Тип-10 вобрал в себя все наиболее современные наработки в области танкостроения. Танк оснащен электронной системой C4I, совмещающей возможности управления, наведения, связи и разведки. Система позволяет осуществлять автоматический обмен информацией между танками. По утверждению представителя Министерства обороны, СУО танка позволяет эффективно бороться с мелкими подвижными целями. Эта функция в сочетании с современной модульной композитной системой бронирования, как утверждается, позволит танку Тип-10 одинаково успешно действовать в бою как с армиями, имеющими современные ОБТ, так и с партизанскими формированиями, основными противотанковыми средствами которых являются ручные противотанковые гранатометы. В репортаже японского телевидения о новой машине значительное внимание было уделено как раз "антитеррористическому" потенциалу танка и его защите от различных разновидностей РПГ-7.
Первый танковый батальон, вооруженный танками Тип-10 , был сформирован в декабре 2012 года. Новые танки отправляют прежде всего на Хоккайдо – там находится центр приложения военных усилий Японии. Японцы лишь ждут благоприятного момента, чтобы, когда в России случится внутренняя заваруха или на нас нападёт могущественный противник, чтобы высадить десант на Курилах, на Сахалине, а, по возможности, и в Приморье.
В настоящее время Япония имеет 890 танков, 560 из которых это устаревшие Тип-74, а 320 – устаревающие Тип-90. Танков Тип-10 имеется пока лишь 13 машин, но производственные возможности компании Мицубиси, как известно, огромны, и японцы вполне способны наштамповать значительное количество танков этого типа.



Японская армия имеет довольно мало БМП – всего 170 машин. Плюс к этому имеется 560 БТРов, что тоже крайне недостаточно. Поэтому нехватку этих видов техники предполагается компенсировать перевозкой солдат в специальной клетке, смонтированной над МТО.

Тип-10 на параде




Японские силы самообороны приняли на вооружение основной боевой танк четвертого поколения Type 10.

Основным разработчиком нового танка является японская промышленная группа Mitsubishi Heavy Industries Group, которая занимается выпуском и сопровождением японских танков последние 50 лет.

Опытно-конструкторские работы над изделием ТК-Х (под таким индексом разрабатывался танк, второй шифр – МВТ-Х) велись с 1990-х годов. Первая публичная демонстрация Type 10 состоялась в Японии 13-го февраля 2008-го года.

По сравнению с японским танком предыдущего поколения, Type 90, новый танк легче, меньше и короче, при этом он имеет лучшие характеристики. Особенностью машины является насыщенность современными электронными системами.

Основным вооружением машины является 120-мм гладкоствольная японская пушка с длиной ствола 44 калибра. Кроме того, существуют варианты пушек с большей длиной ствола L50 и L55. В кормовой части башни расположен автомат заряжания.

Гидропневматическая подвеска позволяет менять клиренс танка и наклонять его на левый или правый борт. Для повышения уровня защиты на танк могут устанавливаться дополнительные навесные модули. В этом случае масса машины возрастает на 4 т.

Перемещение на правую сторону машины и установка на более высокой позиции, чем у Type 90, панорамного прицела командира обеспечивает лучший обзор.

Официально испытания Type 10 завершились в декабре 2009-го года. В 2010-м году министерство обороны Японии разместило заказ на установочную партию из тринадцати танков. Ориентировочная стоимость серийных образцов нового танка составит порядка 6,5 млн. долларов.

Боевая масса, т - 44
Экипаж, чел - 3
Вооружение Пушка - 120-мм гладкоствольная
Пулемет - 7,62-мм
Зенитный пулемет - 12,7-мм
Подвеска - индивидуальная гидропневматическая
Ходовые качества Скорость, км/ч: по шоссе - 65
Габариты длина, мм - 9420
ширина, мм - 3240
высота, мм - 2300

Доброе Мировое Зло (Миф)

Развитие бронетанковых сил в Японии
25 ноября 1936 года императорская Япония и гитлеровская Германия подписали "антикоминтерновский пакт". Год спустя, в 1937 году, к соглашению присоединилась фашистская Италия. Коалиция оси "Берлин-Рим-Токио" приступила к разделу сфер влияния. Япония, давно мечтавшая о власти над "Великой Восточной Азией", и уже успевшая к этому времени захватить Манчжурию, оказалась наиболее готовой из своих союзниц к широкомасштабным военным действиям. В 1937 году Япония начала вторжение к Китай. И не случайно именно в этом году в стране восходящего солнца был создан первый танк, которому прочили роль основного ударного средства японских сухопутных войск.

Лёгкий танк "Ха-го"
"Ха-го" стал самым массовым японским танком 30 - 40-х годов - всего до 1943 года было произведено 1300 машин. Малые и легкие танки вообще составили основу танкового парка Японии во второй мировой войне. Согласно взглядам японского военного руководства танки предназначались для сопровождения пехоты в бою в составе небольших подразделений. В наставлении 1935 года по подготовке танковых частей указывалось, что "основное назначение танков - бой в тесном взаимодействии с пехотой". Основными их задачами считались: борьба с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в заграждениях. Танки могли посылаться в "ближние рейды" за передний край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были "глубокие рейды" вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах, саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с танками противника допускалась только при крайней необходимости. Правда, к концу войны японские наставления уже рассматривали танки как наиболее эффективное противотанковое средство. Нередко легкие танки в обороне закапывали в землю.

Тип 97, он же "Чи-Ха" - средний танк Имперских Сухопутных Сил Японии.
Сегодняшний рассказ - о самом знаменитом японском танке Второй Мировой Войны. Самом знаменитом, и самом массовом в производстве.

"Чи-Ха" был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Собственно, эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении танков на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких танков, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество танков, но более совершенных - полноценных
средних танков с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов танка, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

Средний танк "Тип 01 Чи-Хе"
Танк "Тип 01", он же "Чи-Хе", был построен на базе танка "тип 97 Чи-Ха" и, по сути, являлся его модификацией.

Учитвая боевой опыт танка "Чи-ха", японские конструкторы решили улучшить внушительный ряд узлов своих бронемашин. Причиной для этого послужили не слишком впечатляющие результаты японских танков "Чи-Ха" при встрече с американскими "М3". Новый танк, "Тип 01 Чи-Хе", он же "средний шестой", должен был получить более мощное орудие - самое слабое место всех предыдущих танков, также более мощный двигатель, и более толстую броню.

Итак, учитывая печальный опыт столкновений с американскими танками, японские инженеры были вынуждены ввести ряд существенных изменений в конструкцию своих бронемашин. На тот период самыми лучшими японскими танками считались "Тип 97 Чи-Ха" и его модификация "Синхото Чи-Ха". Однако, как обнаружилось, "Чи-Ха" имел на вооружении слишком слабое башенное орудие, не способное пробивать толстую броню "американцев" с большого расстояния. Также было решено, что "Чи-Ха" имел не слишком надежную защиту, как по толщине брони, так по углу наклона бронелистов.

Первым танком, получившим эти модификации, стал "Тип 01 Чи-Хе".
В сравнении со своим предшественником, танком "Чи-Ха", "Тип 01" вышел слегка длинее и чуть уже. Повышение толщины фронтальных бронелистов, равно как и более тупой угол их наклона, вызвал утяжеление танка на две с небольшим тонны. На новой машине уже не было выступающей вперед рубки и жалюзи на бортах.

Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время вместе с более устаревшим . По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.

История создания Чи-Ха

К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин. В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение. Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от фирмы «Мицубиси» и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.

В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
  • Боевая масса – 15,8 тонн;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1938-1943;
  • Годы эксплуатации – 1938-1945;
  • Количество выпущенных – 2123 штуки.

Компоновка Чи-Ха

Размеры

  • Длина корпуса – 5500 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
  • Высота – 2380 миллиметров;
  • Клиренс – 420 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
  • Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
  • Днище – 8,5 мм;
  • Крыша корпуса – 10-12 мм;
  • Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
  • Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
  • Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 18,4 калибра;
  • Боекомплект пушки – 120;
  • Углы ВН: -9…+21;
  • Прицел – телескопический;
  • Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.

Подвижность

  • Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 38 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 210 км;
  • Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Хара;
  • Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Модификации Chi-Ha

Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.

Шинхото Чи-Ха

Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами. Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой. Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.


Шинхото Чи-Ха

Чи-Ха с пушкой 120-мм

На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.

Чи-Ки

Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.

Машины на базе Type 97 Chi-Ha

Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.

Противотанковые:

  • Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
  • Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).

Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.

Специальные:

  • Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
  • Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
  • Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
  • Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.

Ремонтно-технические

  • Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
  • Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.

В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали , но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.

В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.

В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.

В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.

В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.

На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.


Type 97 Chi-Ha с танкистом

Филиппины и японские острова

На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза. Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали. Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.


Чи-Ха, подбитый на Филиппинах

Континентальные сражения

На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945. В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника. Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.

Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение. То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.

После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.

Память о танке

В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:

  • Индонезия, Маланга, Национальный музей;
  • КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
  • Япония, храм Ясукуни;
  • Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
  • Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
  • Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
  • На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».

Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах

Фотографии танка


Подбитый Чи-Ха
Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине
Шинхото Чи-Ха с экипажем

Танк в культуре

Несмотря на широкое применение, в массовой культуре танк «Чи-Ха» значимых упоминаний не имеет. Он не упоминается в фильмах или в художественной литературе, зато его можно встретить в игре World of tanks в качестве японского среднего танка третьего уровня и в качестве среднего танка первого ранга.

Японские танки 1939-1945 годов

В 1940 году начались работы по глубокой модернизации среднего танка «Чи-Ха», и в результате у конструкторов получилась совершенно новая машина — Тип 1 «Чи-Хе». Одним из важнейших отличий «Чи-Хе» от его предшественника был корпус: впервые в Японии его выполнили не клёпаным, а сварным. Это само по себе положительно влияло на живучесть машины в боевых условиях. Кроме того, толщина брони корпуса увеличилась, достигнув 50 мм «во лбу» и 20 мм по бокам и в корме. На танк была установлена новая трёхместная башня, и появился пятый член экипажа — заряжающий. Это облегчило работу командиру танка. «Чи-Хе» оснащался 47-мм пушкой Тип 1, разработанной на основе противотанкового орудия, но с улучшенными противооткатными устройствами и спусковым механизмом. Снаряд этой пушки пробивал по нормали броню толщиной до 68 мм на дистанции 500 метров. Эта же пушка устанавливалась и на «Шинхото Чи-Ха». Увеличенная толщина брони привела к возрастанию массы «Чи-Хе» на полторы тонны по сравнению с «Чи-Ха». Новый дизель «Мицубиси» мощностью 240 лошадиных сил не только компенсировал это увеличение, но и позволил «Чи-Хе» развивать скорость до 44 км/ч. Выпуск нового танка начали в 1941 году фирма «Мицубиси» и арсенал Сагами. При этом производство «Чи-Ха» не прекращалось. До 1945 года был построен 601 танк Тип 1 «Чи-Хе». Отдельные машины оставались на вооружении Сил самообороны Японии до конца 1960-х годов.

С 1938 до 1944 года японские инженеры занимались модернизацией ряда серийных танков, но по большей части дело не продвигалось далее постройки одного или нескольких опытных образцов. Так, на основе лёгкого танка «Ке-Ни» был создан новый образец — Тип 2 «Ке-То», построенный всего в нескольких экземплярах. На базе «Ха-Го» в 1943 году проектировался лёгкий танк «Ке-Ри» с 57-мм орудием в новой башне. Эту машину тоже выпускали только малой серией. Были и другие проекты, но ограниченный объём статьи не позволяет нам о них рассказать.

В 1944 году закончились работы над новым лёгким танком Тип 5 «Ке-Хо». Своей компоновкой и вооружением он напоминал «Чи-Хе», однако был оснащён двухместной башней и дизельным двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Ходовая часть имела по шесть сдвоенных катков с каждого борта. Толщина брони «Ке-Хо» составляла 25 мм в лобовой части, а по бортам и в корме — 12 мм. Весил танк 8,4 тонны. По результатам испытаний танк был признан удачным, но наладить его серийное производство до капитуляции в Японии не успели.

В 1943 году арсеналом в Осаке было разработано новое 75-мм орудие Тип 3, оснащённое дульным тормозом. С расстояния в 100 метров оно могло пробить 90-мм броню, а с 1000 метров — 65-мм. Этим орудием оснастили новый средний танк, принятый на вооружение в 1943 году под обозначением Тип 3 «Чи-Ну». Конструктивно и по компоновке модулей он повторял «Чи-Хе», весил 18,8 тонны и мог развивать скорость до 39 км/ч. До конца войны было построено всего 60 танков этого типа. Все они дислоцировались на Японских островах и в боевых действиях участия не принимали. Однако на фоне прочих японских серийных машин того времени Тип 3 «Чи-Ну» был наиболее мощно вооружённым танком.

Не успел пойти в серийное производство новый образец среднего танка Тип 4 «Чи-То». По сравнению с «Чи-Ну» он был существенно лучше бронирован (толщина брони «во лбу» корпуса — 75 мм, по бортам — до 35 мм) и оснащён длинноствольной 75-мм пушкой, разработанной на базе зенитного орудия. Кроме пушки танк был вооружён двумя пулемётами Тип 97 калибра 7,7 мм. По сравнению с более ранними моделями средних танков, «Чи-То» весил намного больше — около 35 тонн. При этом благодаря дизельному 400-сильному двигателю танк мог разогнаться до 45 км/ч. Изменённая конструкция ходовой части и более широкие гусеницы обеспечивали «Чи-То» неплохую проходимость. Всего до 1944 года было построено 5 экземпляров этой машины.

На основе конструкции Тип 4 «Чи-То» были разработаны и построены два образца среднего танка «Чи-Ри». Эта машина вооружалась сразу двумя орудиями. 75-мм пушка, аналогичная той, которая устанавливалась на средний танк «Чи-То», была размещена во вращающейся башне. 37-мм пушка (от танка «Ке-То») ставилась в лобовой лист корпуса. На втором экземпляре 37-мм пушку заменили пулемётом. Корпус танка был сварным, листы брони на бортах располагались под небольшим наклоном. Есть версия, что при конструировании корпуса японские инженеры «вдохновлялись» немецкой «Пантерой». На танк устанавливался дизельный двигатель «Кавасаки», построенный по лицензии фирмы BMW. По сравнению с «Чи-То» броня корпуса по бортам и в корме была усилена и достигала 50 мм. Максимальная скорость машины — 45 км/ч.

Тактика и организация бронетанковых сил Японии

Активное формирование танковых частей и подразделений началось в Японии одновременно с ведением активных боевых действий. В 1931 году на территории Маньчжурии была сформирована Квантунская армия и проведены учения, по результатам которых вырабатывались первые уставы и наставления для бронетанковых войск. Гуньчжинская танковая бригада была в эти годы главным опытным соединением, определявшим тактические и технические требования.

В 1930-е годы танки и бронемашины рассматривались в японской армии как средство ближней разведки и сопровождения пехоты в бою. Формирования крупных самостоятельных бронетанковых частей в эти годы не велось, танки служили для усиления пехотных дивизий.

Тем не менее ещё в начале 1930-х годов в Японии много говорили о том, что как минимум в Маньчжурии всё-таки нужно создавать крупные моторизованные соединения, которые не уступали бы частям главного соперника Японии — Красной Армии. На практике реализовать этот замысел не удалось, и на протяжении японо-китайской войны танковые полки делились поротно, а иногда даже поштучно и придавались пехотным частям.

На японские военные танковые теории оказали влияние три военных конфликта: использование итальянцами бронетехники в Абиссинии в 1935-1936 годах, Гражданская война в Испании 1936-1939 годов и конфликт на реке Халхин-Гол в 1939-м. К 1940 году японцы стали считать танки не только средством усиления пехоты и кавалерии, но и оружием глубокого проникновения в оборону врага. Был написан новый полевой устав, признававший за танками самостоятельные боевые задачи. В результате претерпела изменения и структура подразделений. Так, в Квантунской армии вместо смешанной механизированной бригады появились две танковые группы (или бригады), каждая из которых включала в себя три танковых полка. Некоторые пехотные дивизии получили механизированные подразделения.

К началу полномасштабных действий в Тихом океане японская армия имела 18 отдельных танковых полков, каждый из которых по штатному расписанию включал четыре роты. Кроме того, появлялись танковые роты в пехотных дивизиях — как правило, из 9 машин Тип 95 «Ха-Го». Аналогичными ротами пополнились также 1-й и 4-й специальные десантные отряды Императорского флота. Имелись отдельные танковые роты и в резерве главного командования.

Танковые части придавались армиям при подготовке наступления. Два полка участвовали в операции 14-й армии против Филиппин, три полка — в боях 15-й армии за Таиланд и Бирму и 25-й армии за Малайю.

В 1942 году, на основе немецкого боевого опыта в Африке и Европе, Япония начала укрупнять свои танковые части. Отныне основной ударной силой в них должны были стать средние танки. В марте 1942 года было принято решение о формировании танковых групп, фактически являвшихся дивизиями. Каждая дивизия должна была состоять из двух танковых бригад, пехотного и артиллерийского полков, инженерного батальона, разведывательного батальона, батальона квартирмейстеров и обеспечения. Каждой дивизии придавали роту связи. На танки «Чи-Ха» и Тип 89 возлагались задачи поддержки пехоты. С танками противника должны были бороться машины «Шинхото Чи-Ха».

В течение 1943 года шло дальнейшее реформирование танковых полков. Некоторые из них получали дополнительную роту, другие, наоборот, уменьшались в составе. В любом случае японцам приходилось воевать в очень специфических условиях, не позволяющих применять танки и бронемашины массированно.

В обороне японцы использовали танки для контратак или ведения огня из засады. Схватка с танками противника разрешалась только в крайнем случае. К концу войны взгляды японского командования поменялись, и танки стали рассматривать как наиболее эффективное наземное противотанковое средство.

После 1941 года большое внимание в японских бронетанковых силах стало уделяться подготовке солдат к боям в джунглях, жарких районах, горах, при отсутствии сколь-нибудь развитой дорожной сети. Изучались способы применения танков в морских десантных операциях. Отрабатывались действия небольших мобильных групп, состоявших из различных родов войск. Против плохо вооружённого противника эта тактика показала себя весьма эффективной. А вот с такими противниками, как СССР и США, она работала значительно хуже, главным образом из-за лучшего технического оснащения армий этих государств и большого количества орудий, которые могли вести борьбу с относительно слабо защищёнными танками Японии.

Японские танки после Второй мировой войны

После капитуляции в 1945 году Япония надолго «выпала» из процесса создания танков. Однако набирающая обороты холодная война привела к тому, что в 1950-х годах американцы стали поставлять Силам самообороны Японии ограниченное количество бронетехники. С 1950 года из США поступило около 250 танков M4A3E8. 375 экземпляров М24 Chaffee было поставлено в 1952 году.

В 1954 году Силы самообороны Японии инициировали разработку нового танка. Были сформулированы тактико-технические требования, учитывающие специфику потенциального театра военных действий, на котором новому танку предстояло сражаться. Танк необходимо было строить достаточно компактным и относительно лёгким, чтобы к месту боя его можно было доставлять на специальном грузовике. В качестве основного вооружения предполагалось устанавливать 90-мм орудие.

В рамках этой концепции было разработано несколько проектов танка. Первым из них стал проект STA-1. Эта машина оснащалась дизелем водяного охлаждения «Мицубиси» DL10T, а позднее на неё был установлен дизель «Мицубиси» 12HM-21WT, у которого было значительно меньше проблем с перегревом. В качестве основного вооружения, согласно требованиям, использовалась 90-мм пушка. Танк был высотой всего 2,2 метра. В серийное производство машина не пошла. Одной из причин отказа от дальнейшей разработки была очень неудачная система заряжания.

Параллельно с STA-1 шли работы над другим прототипом — STA-2. Он также не пошёл в серию, но на основе первого и второго STA были построены опытные танки STA-3 и STA-4. В целом они очень напоминали своих предшественников. Однако у STA-3 имелась система полуавтоматического заряжания орудия, что повысило темп стрельбы.

Трёхлетние работы над STA-3 и STA-4 закончились в 1961 году появлением и запуском в серийное производство основного боевого танка Тип 61. Он весил 35 тонн. Его основным вооружением была 90-мм нарезная пушка с начальной скоростью снаряда около 910 м/с. В качестве вспомогательного вооружения использовались два пулемёта «Браунинг» калибром 7,62 и 12,7 мм. Толщина лобовой брони корпуса составляла 55 мм, башни — 114 мм. Танк развивал скорость до 45 км/ч. С 1961 до 1975 года было построено 560 танков Тип 61.

В 1964 году начались проектные работы по танкам STB. Согласно требованиям, новая боевая машина должна была весить 38 тонн и развивать скорость не менее 50 км/ч. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 105-мм пушку Royal Ordnance L7 производства Великобритании.

В 1968 году началась работа над прототипом STB-1. Через год опытный экземпляр танка поступил на испытания, продолжавшиеся ещё год, до сентября 1970. В октябре 1970 года STB-1 впервые был показан публично на параде Сил самообороны Японии. Тем не менее в серийное производство танк не пошёл из-за ряда конструктивных недостатков. Работы над проектом STB продолжались, пока в 1973 году прототип STB-6 не был принят на вооружение под обозначением Тип 74. Однако этот танк уже выпадает за временные рамки нашего материала.

Подведём итог. Японская бронетанковая школа была самобытной и динамично развивалась. В период с 30-х годов до конца Второй мировой японцы разработали десятки уникальных проектов, подавляющее большинство из которых существовало не на бумаге, а в металле — пусть даже в одном или нескольких опытных экземплярах. Конструкторы учитывали, что машинам придётся сражаться в жарком климате, гористой местности и джунглях. По сути, японские танки уступали только технике самых сильных противников Страны восходящего солнца: Советского Союза, США и Великобритании. При этом некоторые образцы техники, разработанной в Японии ближе к концу Второй мировой войны, вполне могли составить достойную конкуренцию «шерманам», «першингам» и «тридцатьчетвёркам». Но для массового их производства у японцев не хватало промышленных мощностей, ресурсов и времени. И даже после почти десятилетнего вынужденного перерыва, когда Япония в середине 50-х годов снова занялась конструированием собственных танков, эти машины оказались ничем не хуже своих иностранных аналогов.

На худой конец кто-то вспоминает американские танки "Шерман" и британские тяжелые танки "Черчилль" . Между тем многие даже не знают, что у императорской Японии, главного тихоокеанского союзника Германии, также были танковые войска. Конечно, на фоне танковых сил СССР, Германии, США или Великобритании японский танковый парк в годы Второй Мировой был более чем скромным, но всё же его развитие представляет определенный интерес для любителей истории и военной техники.

Япония обзавелась танками ещё в середине 20-х годов. Первые японские танковые подразделения были укомплектованы импортными британскими и французскими боевыми машинами. Известно например, что в то время японская армия имела около двух десятков французских легких танков "FT-17". Тогда же японцы начали разработку собственных машин на основе имеющихся у них на вооружении зарубежных образцов.

Это были первые шаги к началу освоения производства танков. Первые танки, созданные японцами в конце 20-х, были совершенно непригодны для принятия их на вооружение и армия отказалась от них. Работа по созданию собственного танкового парка была однако продолжена. В конце 1929 года появился первый серийный японский танк "Тип-89". Бронирование новой боевой машины было довольно слабым - лобовая проекция составляла всего 17мм. Впрочем, подобное слабое бронирование было характерно для многих танков конца 20-х, начала 30-х годов. Танк был вооружен 57-мм пушкой с посредственной балистикой. Все остальные параметры танка также оставляли желать лучшего. Однако в целом на тот момент он соответствовал мировым стандартам конца 20-х годов.

Производство танков в Японии в 1939 - 1945 годах

Несмотря на слабые характеристики новой машины, это был первый японский танк, поступивший на вооружение императорской армии. Его будут производить до 1939 года, но общее количество выпущенных единиц на фоне Европы и СССР выглядит конечно смешным - всего около 400 танков. К 1931 году японцы завершили прототип ещё одного танка, который позже получит название "Тип-92". Этот танк был вооружен только пулемётами калибров 13мм и 6мм. Бронирование составляло всего 6мм и не всегда спасало даже от пуль малого калибра. Танк проектировался в соответствии с требованиями кавалерии и имел достаточно хорошую скорость и подвижность, но его бронирование и вооружение были уже откровенно слабы даже для начала 30-х годов. Тем не менее, танк выпускался до середины 30х годов и общий выпуск составил свыше 150 танков.

Одновременно с "Тип-92" шло производство танкетки "Тип-94 ТК", которая должна была стать чем-то вроде мобильной единицы снабжения для японских войск. Планировалось, что основной функцией "Тип-94 ТК" станет перевозка боеприпасов, горючего и продовольствия удаленным гарнизонам, а также снабжение действующих армий или перевозка пехоты в районе боевых действий. Как показала практика, танкетка применялась не только для транспортировки грузов и солдат, но и как средство ведения боя с противником при условии отсутствия у того противотанковой обороны, а также как разведывательная бронемашина. Производство этих танкеток по японским меркам было довольно большим - около 800 единиц.

Явно слабые характеристики бронирования и вооружения выпускаемых танков побуждали японцев делать дальнейшие усилия по развитию своих бронетанковых войск. В 1935 году принимается на вооружение новый легкий танк, получивший название "Ха-Го"(Тип-95). Танк также обладал слабым бронированием - лишь 12мм в лобовой проекции корпуса, имел 37мм орудие. Японское кавалерийское руководство осталось довольно скоростными параметрами танка, не приняв во внимание вооружение и бронирование, которое как раз не устраивало представителей пехотного командования. И всё же этот танк станет в итоге самой массовой боевой машиной Японии Второй Мировой Войны - за годы войны будет выпущено свыше 2000 танков этого типа. Япония в 30-е годы продолжала наращивать усилия по улучшению своего танкового парка и результатом этого явилось появление к концу 30-х годов средних танков "Чи-Ха"(Тип-97). Этот танк наряду с "Ха-Го" станет одним из самых массовых японских танков Второй Мировой Войны. На всех театрах боевых действий эти танки будут присутствовать в рядах японских войск. Танк имел на вооружении 57-мм полуавтоматическую пушку, был бронирован лучше чем все его предшественники (лоб корпуса - 27мм), а также имел хорошие динамические характеристики - показатели скорости и подвижности. В целом этот танк был наиболее удачным решением японского танкостроения.

Выше были перечислены основные типы танков, которые были задействованы Японией в ходе Второй Мировой Войны. Увы, в силу ограниченности ресурсов, а также других факторов, японское руководство отдавало предпочтение развитию судостроения и военной авиации в ущерб танковой промышленности. Это объяснялось тем, что Японии приходилось уделять большое внимание прикрытию своих морских каналов снабжения, а для этого нужно было содержать крупный военно-морской и грузовой флот, а также иметь авианосцы и палубную авиацию. Кроме того на островах Тихого Океана джунгли и болотистая местность не позволяли танкам действовать так, как они действовали в Европе, условия их применения были принципиально иными и они не играли в сражениях тихоокеанской кампании такой решающей роли, какую они играли во время сражений в Европе.

Все эти факторы привели к тому, что к середине 40-х годов Япония серьёзно отстала в сфере производства танков от всех крупных военных держав, участвующих в войне. Отставание было не только количественное, но и качественное - боевая ценность японских танков в середине войны была уже катастрофически низкой. По мере того, как американцы постепенно брали верх в тихоокеанском противостоянии, сужались и возможности Японии в пополнении своего танкового парка. Сокращающиеся ресурсы использовались на нужды флота и авиации. Производство танков стремительно сокращалось. В последний год войны Япония смогла выпустить лишь 145 танков. Всего же за 30-е и 40-е годы японская промышленность дала армии 6450 танков. На фоне объемов выпуска танков в США, СССР или Германии это конечно очень скромные показатели.