Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие соц. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

Ответ: социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали­зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могутбыть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

Ответ: квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.
Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). Первая модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

С5 (32).Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    смысл понятия , например:

– социальная стратификация – социальное различие, неравенство положения людей в социальной структуре.

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

    два предложения с информацией о социальной стратификации, опирающейся на знание курса, например:

– «В основу стратификации положены многие критерии, среди них – размер доходов, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии».

- «Стратификация определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество».

Могут быть составлены иные предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте;

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Смысл понятия: социальная группа – это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак,

Информация о социальных группах в обществе:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, биосоциальным признакам (расовой принадлежности, полу, возрасту),

По числу участников социальные группы делятся на большие и малые группы, по характеру взаимоотношений – формальные и неформальные группы,

В группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три причины объединения людей в социальные группы.

Группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности,

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес,

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку,

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

Социальный институт – это устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями, обычаями и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Наличие ролевой системы (ученик, учитель),

Наличие совокупности учреждений (институт, школа),

Наличие регулирующих правил или норм (закон об образовании, устав школы),

Наличие важных общественных функций (социализация молодежи).

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите любые три фактора социализации личности.

Семейные воспитательные традиции,

Социальное окружение,

Социальные нормы,

Коммуникативные способности.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три любые черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Черты человека, предопределяющие негативное отклоняющееся поведение:

Ограниченность потребностей и интересов,

Искаженное представление о том, "что такое хорошо и что такое плохо",

Отсутствие чувства социальной ответственности,

Привычка к некритической оценке собственного поведения,

Психические отклонения.

Максимальный балл – 2.

С6. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

Семья как социальный институт способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло, справедливость и так далее,

Школа (образование) как социальный институт дает необходимые знания,

Средства массовой информации как социальный институт способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.

Максимальный балл – 3.

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Модель ситуации: Сидоров, сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря чему за короткий срок значительно увеличился объем продаж.

Положительные санкции: руководство фирмы одобрило его новаторство, и Сидорову выписали премию, или вручили грамоту, или предложили новую должность с перспективой карьерного роста.

Максимальный балл – 3.

С6. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

Традиции – гостеприимство, регулярные встречи выпускников школы,

Церемония – коронации, инаугурации.

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ

Основными тенденциями в развитии межнациональных отношениях являются:

- интеграция, экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество),

- противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

Максимальный балл – 3.

С6. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Ответ

Проявлениями функции поддержки физического здоровья родителей и детей являются:

- отказ от вредных привычек (например, после рождения ребенка молодой отец бросил курить),

- активный отдых (например, родители и дети зимой каждое воскресенье отправляются на каток),

- усвоение гигиенических навыков (например, родители приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой),

- проведение профилактических и оздоровительных мероприятий (например, осенью родители и дети приняли решение и сделали прививки от гриппа).

Максимальный балл – 3.

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ

Примеры функций:

- социализация детей,

- хозяйственно-экономическая,

- социально-статусная.

Функцию социализации детей теперь осуществляет также и школа; хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку могут обеспечить армия, церковь, средства массовой информации, профессия.

Максимальный балл – 3.


Похожая информация.


Варианты заданий №32 по разделу «Социальные отношения»

для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Задание № 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля

Задание № 2. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

Пояснение.

Содержание верного ответа

В ответе могут быть названы причины, например:

1) группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности;

2) в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

3) в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку.

Могут быть названы и иные причины.

Задание № 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

элементы :

1) смысл понятия , например: «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом духовных богатств, а также норм общественной жизни»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения , содержащие информацию о социализации личности, например:

- «Институтом первичной социализации выступает семья»;

- «Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации личности.

Задание № 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности »;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Задание № 5. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы следующие институты:

Семья;

Школа (образование);

Средства массовой информации;

Трудовой коллектив.

Задание № 6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:

1) смысл понятия, например: разделение общества по социальным классам;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации

Задание № 7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации.

Пояснение.

правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия, например

Процесс в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры, нормы и правила, происходит становление личности.

два предложения

Процесс социализации продолжается всю человеческую жизнь, но с разной интенсивностью: так наиболее активно человек осваивает социальные роли в школьном возрасте, в молодости, а к старости активность уменьшается;

Социализация происходит как в результате стихийного, непреднамеренного воздействия на человека, так и в воздействия целенаправленного (воспитание).

Могут быть указаны любые другие предложен

________________________________________________________________________-----

Задание № 8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия, например

Совокупность людей, объединенных общими интересами, видами деятельности.

два предложения

Один человек является членом сразу нескольких социальных групп;

В зависимости от количества людей социологи выделяют большие и малые социальные группы, а в зависимости от организации - неформальные и формальные.

Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие информацию о социальных группах.

Задание № 9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.

2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:

- основой принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;

- национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)

Задание № 10. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о каналах социальной мобильности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие».

Может быть дано другое, близкое по значению определение;

2) два предложения с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например:

«Наиболее распространённым каналом социальной мобильности в современном обществе является получение образования»;

«По каналам социальной мобильности человек может либо подняться на более высокую социальную ступень, либо опуститься на более низкую позицию».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о каналах социальной мобильности

Задание № 11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальном конфликте.

Пояснение.

смысл понятия, например: "Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей."

_________________________________________________________________________-

Задание № 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном неравенстве.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Задание № 13. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных ролях человека.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны:

Соц. роль (Линтон, Мид) - модель поведения, ориентированная на определенный статус.

Могут быть приведены следующие предложения:

Социальные роли можно разделить на: Психосоматические - поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека;

Психодраматические – поведение зависит от требований соц. окружения; Социальные - личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории.

Ролевой набор-совокупность ролей, выполняемых человеком.

Основные роли - семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.

____________________________________________________________________________-

Задание № 14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «вертикальная социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.

Пояснение.

Вертикальная социальная мобильность представляет собой перемещение индивиды или группы в социальной структуре с изменением социального статуса. Перейти из группы в группу, повысить свой социальный статус можно благодаря службе в армии, вступлению в брак, получению образования, получившим наименование социальных лифтов. Одним из важнейших каналов социальной мобильности является образование, открывающее доступ к престижным должностям и званиям, без которого невозможно сделать карьеру в современном обществе.

Задание № 15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами, и одно предложение о видах социальных норм.

Пояснение.

1) cмысл понятия, например: правила, предписания и соотносимые с ними эталоны, образцы поведения; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).

2) одно предложение, с информацией о способах регулирования поведения людей социальными нормами, например: Основными способами регулирования поведения людей социальными нормами являются: дозволение, предписание, запрет. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами).

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса виды социальных норм например: Мода, правила этикета, эстетические нормы являются видами социальных норм. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о видах социальных норм).

Задание № 16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную

мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

3) предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

Задание № 17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах социального конфликта, опирающейся на знания курса, например: социальный конфликт может быть скрытым и явным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных конфликтов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса причины социального конфликта, например: причиной социального конфликта может стать столкновение интересов в любой сфере человеческих взаимоотношений, например, личностные различия. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее причины социального конфликта.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысла понятия и/или его аспектов.

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: со­ци­аль­ная мо­биль­ность - пе­ре­ме­ще­ние ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы в структуре

общества, свя­зан­ное с из­ме­не­ни­ем со­ци­аль­но­го статуса; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например:

«Важнейшими ка­на­ла­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ют­ся образование, брак, бизнес, СМИ и мас­со­вая культура, про­фес­си­о­наль­ный спорт»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о двух и более ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе, например: «Демократическое об­ще­ство яв­ля­ет­ся открытым, в нём нет ис­кус­ствен­ных преград, за­труд­ня­ю­щих вос­хо­дя­щую мобильность». (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, рас­кры­ва­ю­щие с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе).

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысл по­ня­тия и / или его аспектов. Предложения, со­дер­жа­щие сущ­ност­ные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «со­ци­аль­ная груп­па»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различиях межличностных связей в малой и большой группах;

− одно предложение, в котором названа функция социальных групп.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Социальная группа - совокупность людей, объединенных общими признаками, осознающих принадлежность к данной социальной группе.

1) Межличностные связи в малой группе носят более тесный, сплоченный, преимущественно неформальный характер, нежели в большой группе, для которой характерна меньшая степень близости между членами группы и формальные отношения.

2) Функцией социальных групп в обществе является социализация индивидов - в социальной группе индивид усваивает ценности общества и осваивает новые социальные роли.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «малая социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп;

− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт семьи как малой социальной группы.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1. определение понятия: малая социальная группа – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе, которая признана другими людьми;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия)

2. одно предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп: Одной из классификаций малых социальных групп является их деление на первичные и вторичные;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах малых социальных групп.)

3. одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт семьи как малой социальной группы: одной из отличительных черт семьи является общность быта её членов.

(Может быть приведено любое другое предложение, раскрывающее отличительные черты семьи.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля;

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой причине объединения людей в социальные группы;

− одно предложение, раскрывающее любую особенность малых групп.

Пояснение.

1) Социальная группа − совокупность людей, объединенных каким-либо социально-значимым признаком.

2) Люди объединяются в группы с целью удовлетворения потребность человека в социальной принадлежности;

3) Одной из особенностей малых групп выступает непосредственное межличностное взаимодействие ее членов.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социализация личности»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любом институте первичной социализации;

− одно предложение, раскрывающее роль социализации в жизни человека.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы :

1) смысл понятия , например: «Социализация личности - это усво­е­ние ею ос­нов­ных накопленных об­ще­ством духовных богатств, а также норм об­ще­ствен­ной жизни»;

2) два предложения , со­дер­жа­щие информацию о со­ци­а­ли­за­ции личности, например:

- «Институтом пер­вич­ной социализации вы­сту­па­ет семья»;

- «Социализация лич­но­сти помогает ей адап­ти­ро­вать­ся к усло­ви­ям общественной жизни».

Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие предложения, со­дер­жа­щие верную ин­фор­ма­цию о со­ци­а­ли­за­ции личности.

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи социальной роли и социального статуса;

− одно предложение, раскрывающее суть ролевого конфликта.

Пояснение.

Элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальный статус определяет социальную роль, то есть модель поведения, которую ожидает общества от носителя того или иного статуса»;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальной роли.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная структура»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об особенностях открытых социальных структурах;

− одно предложение, раскрывающее суть любого элемента социальной структуры.

Пояснение.

1) Социальная структура − совокупность взаимосвязанных социальных групп и общностей, которые образуют внутреннее строение общества.

2) Открытые социальные структуры характеризуются свободным перемещением социальных субъектов между стратами.

3) Одним из элементов социальной структуры выступают страты, то есть социальные группы людей члены которых обладают примерно одинаковым уровнем доступа к социально-значимым благам.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

1) рас-крой-те смысл по-ня-тия «со-ци-аль-ная стра-ти-фи-ка-ция»;

− одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию о кри-те-ри-ях со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции;

− одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее сущ-ность од-но-го из этих кри-те-ри-ев.

По-яс-не-ние.

Пра-виль-ный ответ дол-жен со-дер-жать сле-ду-ю-щие эле-менты:

1) смысл по-ня-тия, на-при-мер: Мно-го-мер-ная струк-ту-ра об-ще-ства, ос-но-ван-ная на со-ци-аль-ном не-ра-вен-стве;

(Может быть при-ве-де-но иное, близ-кое по смыс-лу опре-де-ле-ние.)

2) одно пред-ло-же-ние с ин-фор-ма-ци-ей о кри-те-ри-ях со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции, опи-ра-ю-щей-ся на зна-ния курса, на-при-мер: «К кри-те-ри-ям со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции от-но-сят доход, власть, об-ра-зо-ва-ние, пре-стиж про-фес-сии»;

(Могут быть со-став-ле-ны дру-гие пред-ло-же-ния, со-дер-жа-щие ин-фор-ма-цию о кри-те-ри-ях со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции.)

3) одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее с опо-рой на зна-ние курса сущ-ность од-но-го из кри-те-ри-ев со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции, на-при-мер: «Доход - ко-ли-че-ство де-неж-ных по-ступ-ле-ний ин-ди-ви-да или семьи за опре-делённый пе-ри-од вре-ме-ни. Доход может быть по-лу-чен в виде зар-пла-ты, пен-сии, по-со-бия, сти-пен-дии и т.п.». Могут быть со-став-ле-ны дру-гие пред-ло-же-ния, рас-кры-ва-ю-щие с опо-рой на зна-ния курса сущ-ность од-но-го из кри-те-ри-ев со-ци-аль-ной стра-ти-фи-ка-ции

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: социальный контроль - это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) два предложения с информацией о социальном контроле, опирающейся на знания курса, например:

- «Выделяют такие формы социального контроля, как внутренний и внешний (формальный и неформальный)». .

- «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социализация»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о том, как долго продолжается социализация личности;

− одно предложение, раскрывающее характер воздействия на человека агентов социализации.

Пояснение.

правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Процесс в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры, нормы и правила, происходит становление личности.

2) два предложения:

Процесс социализации продолжается всю человеческую жизнь, но с разной интенсивностью: так наиболее активно человек осваивает социальные роли в школьном возрасте, в молодости, а к старости активность уменьшается;

Социализация происходит как в результате стихийного, непреднамеренного воздействия на человека агентов социализации, так и в воздействия целенаправленного (воспитание).

Могут быть указаны любые другие предложения, содержащие информацию о социализации.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о роли, которую играют социальные группы для человека;

− одно предложение, содержащие информацию о любых видах социальных групп, выделенных по различным критериям.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Совокупность людей, объединенных общими интересами, видами деятельности.

2) два предложения:

В социальных группах проходит социализация личности, принадлежность к группе обеспечивает человека статусом;

В зависимости от количества людей социологи выделяют большие и малые социальные группы, а в зависимости от организации - неформальные и формальные.

Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие информацию о социальных группах.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «национальная политика»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об одном из основных принципов национальной политики РФ;

− одно предложение, раскрывающее сущность дезинтегративной национальной политики.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: национальная политика - это совокупность политических и организационных мер, применяемых властями к национальностям, проживающим на ее территории.

2) два предложения с информацией о национальной политике, опирающейся на знания курса, например:

Основным принципом национальной политики России является равноправие народов, населяющих ее;

Дезинтегративная национальная политика в ряде государств может принимать характер национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид)

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о национальной политике.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальные лифты»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о наиболее распространённом канале социальной мобильности в современном обществе;

− одно предложение, раскрывающее роль социальных лифтов в жизни человека.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие».

Может быть дано другое, близкое по значению определение;

2) два предложения с информацией о социальных лифтах, опирающейся на знания курса, например:

− «Наиболее распространённым каналом социальной мобильности в современном обществе является получение образования»;

− «По каналам социальной мобильности человек может либо подняться на более высокую социальную ступень, либо опуститься на более низкую позицию».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о каналах социальной мобильности

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный контроль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о формах социального контроля;

− одно предложение, раскрывающее сущность одной из форм социального контроля.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Смысл понятия, например "социальный контроль - совокупность норм, правил поведения, регулирующих поведение человека в обществе"

2. Два предложения с информацией о "социальном контроле", например:

Выделяют такие формы социального контроля как внешний (формальный и неформальный) и внутренний;

Внутренний социальный контроль, представляет собой самоконтроль личности, в его основе лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социальном контроле.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социализация индивида»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об агентах социализации;

− одно предложение, раскрывающее результаты социализации.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

1. Смысл понятия, например: «социализация ин­ди­ви­да - осво­е­ние поведенческих стандартов, образцов, ценностей, идеалов, знаний, спо­со­бов взаимодействия с обществом, фор­ми­ро­ва­ние личностных качеств».

Может быть дано другое, близ­кое по зна­че­нию определение.

2. Два пред­ло­же­ния с ин­фор­ма­ци­ей о со­ци­а­ли­за­ции индивида, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ние курса, например:

- «Выделяют первичных и вторичных агентов социализации»;

- «В результате социализации происходит формирование мировоззрения человека, а также его интеграция в общество».

Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие предложения, со­дер­жа­щие верную ин­фор­ма­цию о со­ци­а­ли­за­ции индивида.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах конфликта, выделяемых по критерию причин возникновения;

− одно предложение, раскрывающее любой метод разрешения конфликта.

Пояснение.

смысл понятия, например: "Социальный конфликт − это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов."

1) Выделяют такие виды социальных конфликтов, как бытовой, экономический, политический, культурный и т.д.

2) Метод переговоров предполагает, что стороны конфликта обмениваются мнениями идут на компромисс, взаимные уступки.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный статус»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных статусов;

− одно предложение, раскрывающее взаимосвязь понятий социальный статус и престиж.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть указаны:

смысл понятия, например: "Социальный статус − положение человека в обществе, занимаемое им в соответсвии с возрастом, полом, социальным происхождением и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности."

Может быть дано другое, близ­кое по зна­че­нию определение;

Могут быть при­ве­де­ны следующие предложения:

Выделяют такие виды социальных статусов как предписанный и достигаемый;

Престиж представляет собой оценку обществом общественной значимости того или иного социального статуса.

Могут быть при­ве­де­ны и иные пред­ло­же­ния не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальное неравенство»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию негативном влиянии социального неравенства на общественные отношения;

− одно предложение, раскрывающее причины социального неравенства.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

1)Социальное не­ра­вен­ство - ситуация, при ко­то­рой от­дель­ные индивиды, со­ци­аль­ные группы, слои, клас­сы на­хо­дят­ся на раз­ных сту­пе­нях вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной иерар­хии и об­ла­да­ют не­рав­ны­ми жиз­нен­ны­ми шан­са­ми и воз­мож­но­стя­ми удо­вле­тво­ре­ния потребностей.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие предложения:

2)Социальное неравенство ведет к возникновению социальных конфликтов между представителями различных страт, росту социального напряжения.

Причинами возникновения социального неравенства является выполнение людьми ка­че­ствен­но не­рав­ных видов труда, в раз­ной сте­пе­ни удо­вле­тво­ряющих об­ще­ствен­ные потребности.

Могут быть при­ве­де­ны и иные пред­ло­же­ния не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных ролей;

− одно предложение, раскрывающее сущность понятия ролевой набор личности.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть указаны:

1) Социальная роль - модель поведения, ори­ен­ти­ро­ван­ная на опре­де­лен­ный социальный статус.

Могут быть при­ве­де­ны следующие предложения:

2) Основные социальные роли − семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.

3) Ролевой набор − совокупность ролей, вы­пол­ня­е­мых человеком.

Могут быть при­ве­де­ны иные пред­ло­же­ния не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния,

1) рас-крой-те смысл по-ня-тия «вер-ти-каль-ная со­ци­аль­ная мо-биль-ность»;

2) со-ставь-те два пред-ло-же-ния:

− одно пред-ло-же-ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мо-биль-но-сти;

− одно пред-ло-же-ние, рас­кры­ва­ю­щее дей­ствие лю­бо­го из ка­на­лов со­ци­аль­ной мо-биль-но-сти.

Пред-ло-же-ния долж-ны быть рас-про-странёнными и со-дер-жа-щи-ми кор-рект-ную ин-фор-ма-цию о со-от-вет-ству-ю-щих ас-пек-тах по-ня-тия.

Пояснение.

1)Вертикальная со­ци­аль­ная мобильность пред­став­ля­ет собой пе­ре­ме­ще­ние индивиды или груп­пы в со­ци­аль­ной структуре с улучшение или ухудшением социального статуса.

2) Перейти из группы в группу, повысить свой социальный статус можно благодаря службе в армии, вступлению в брак, получению образования, получившим наименование социальных лифтов.

3) Одним из важнейших каналов социальной мобильности является образование, открывающее доступ к престижным должностям и званиям, без которого невозможно сделать карьеру в современном обществе.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальные нормы»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о спо­со­бах ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нормами;

− одно предложение о видах со­ци­аль­ных норм.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) cмысл понятия, например: правила, пред­пи­са­ния и со­от­но­си­мые с ними эталоны, об­раз­цы поведения; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу определение).

2) одно предложение, с ин­фор­ма­ци­ей о спо­со­бах ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нормами, например: Ос­нов­ны­ми спо­со­ба­ми ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми являются: дозволение, предписание, запрет. (Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о спо­со­бах ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нормами).

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса виды со­ци­аль­ных норм например: Мода, пра­ви­ла этикета, эс­те­ти­че­ские нормы яв­ля­ют­ся ви­да­ми со­ци­аль­ных норм. (Могут быть со­став­ле­ны любые дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­ных норм).

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную

мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

3) предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах со­ци­аль­но­го конфликта;

− одно предложение о при­чи­нах со­ци­аль­но­го конфликта.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: это противоборство, столк­но­ве­ние двух и более субъ­ек­тов (сторон) со­ци­аль­но­го взаимодействия, при­чи­на­ми которого яв­ля­ют­ся несовместимые потребности, ин­те­ре­сы и ценности; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу определение.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о видах со­ци­аль­но­го конфликта, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: со­ци­аль­ный конфликт может быть скры­тым и явным; (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, со­дер­жа­щее информацию о видах со­ци­аль­ных конфликтов.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса при­чи­ны социального конфликта, например: при­чи­ной социального кон­флик­та может стать столк­но­ве­ние интересов в любой сфере че­ло­ве­че­ских взаимоотношений, например, лич­ност­ные различия. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее причины со­ци­аль­но­го конфликта.)

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысла по­ня­тия и/или его аспектов.

Предложения, со­дер­жа­щие сущностные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы;

2) одно предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах социальной мобильности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана c перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более существующих каналах социальной мобильности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп;

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: относительно устойчивое объединение людей, имеющих общие социальные признаки;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение с информацией о критериях выделения социальных групп, опирающейся на знания курса, например: По размеру и численности выделяют группы большие и малые;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных групп в обществе, например: Социальная группа выполняет интегративную функцию, она состоит в том, что люди стремятся к объединению B трудных для них ситуациях.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов;

− одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: столкновение индивидов или социальных групп по поводу ценностей, власти и т. п.;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) Одно предложение с информацией о причине(-ах) социальных конфликтов, опирающейся на знания курса, например: Основная причина социальных конфликтов - противоречие экономических, политических, духовных интересов различных общественных сил, а также социальное неравенство;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса отличие повода социального конфликта от его причины, например: Поводом социального конфликта может стать любое событие, послужившее последней каплей, переполнившей чашу терпения, в то время как причины представляют собой глубокие социальные противоречия.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса отличие повода социального конфликта от его причины.)

1) раскройте смысл понятия «социальная норма»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм;

− одно предложение, раскрывающее характер различия между основными видами социальных норм.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальная норма - это установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах социальных норм, опирающейся на знание курса, например: Выделяют следующие виды социальных норм: нормы морали, нормы права, традиции и обычаи, религиозные нормы и др.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах социальных норм.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса характер различия между основными видами социальных норм, например: Различие между социальными нормами заключается в степени важности регулируемых отношений и в обязательности их выполнения.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее характер различия между основными видами социальных норм.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальная группа - это любая совокупность людей, имеющих какой-либо общий социально значимый признак;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах социальных групп, опирающейся на знания курса, например: По размеру и численности выделяют большие и малые социальные группы;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую из функций социальных групп в обществе, например: Социальная группа выполняет функцию социализации новых поколений.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных групп в обществе.)

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее информацию о каналах социальной мобильности в современном обществе.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальная мобильность – перемещение индивида или социальной группы в структуре общества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, например: вертикальная социальная мобильность может быть внутрипоколенной и межпоколенной;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах социальной мобильности;

− одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества;

2) одно предложение с информацией о типах социальной мобильности, опирающееся на знание курса, например:

Типами социальной мобильности являются вертикальная и горизонтальная мобильность;

3) одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности. например: маргинальность предполагает промежуточное, социально неопределённое состояние социального субъекта в процессе социальной мобильности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, доходов и некоторых других социально значимых признаков, в основе которых лежит социальное неравенство;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об исторических типах стратификационных систем, опирающейся на знание курса, например: к историческим типам стратификационных систем относятся рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая системы.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более исторических типах стратификационных систем.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе, например: в традиционном обществе социальная стратификация закреплялась государством на законодательном уровне, социальные страты различались по набору юридических прав и обязанностей, принадлежность к социальной страте определялась прежде всего происхождением человека.

Какой смысл об-ще-ство-ве-ды вкла-ды-ва-ют в по-ня-тие со-ци-аль-ная груп-па. Со-ставь-те два пред-ло-же-ния: одно пред-ло-же-ние о видах со-ци-аль-ных групп и одно пред-ло-же-ние о сущ-но-сти лю-бо-го из видов.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны:

Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большиеималые, первичныеи вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 - 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2) составьте два предложения:

Одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта;

Одно предложение, раскрывающее одну из функций социального конфликта.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Пояснение.

1. Смысл понятия, например: социальный конфликт - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или

объяснение смысла понятия.)

2. Одно предложение с информацией о видах социального конфликта, опирающейся на знание курса, например: социальный конфликт может быть межличностным и межгрупповым;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта.)

3. Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса одну из функций социального конфликта, например: одной из функций социального конфликта является вскрытие и разрешение социальных противоречий.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее одну из функций социального конфликта.