Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Внеклассное чтение по литературе. Внеклассное чтение в начальной школе

Внеклассное чтение в начальной школе

Есть у нас в начальной школе странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом мы по нему даем задания и проводим уроки.

Мы хорошо понимаем, что внеклассное чтение - необходимое и важное звено в обучении младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащимися доступной им по содержанию разнообразной литературы.

Не секрет, что для ребенка чтение не всегда является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, нам приходится соединять, так как одно немыслимо без другого.

С внеклассным чтением мы знакомим ребенка уже в первом классе.

С первого года обучения в кабинете организую книжную полку для чтения и рассматривания книг из библиотечного фонда. В дальнейшем использую в работе «коллективки» (по 14-15 книг одинаковых по содержанию из фонда библиотеки) для коллективного чтения незнакомых текстов и дальнейшего их разбора и пересказа. Со II – III четверти первого класса записываю детей в школьную библиотеку. Один, два раза в четверть проходят «библиотечные часы» (встречи с удивительным и интересным человеком в нашей школе Еленой Алексеевной).

Ежегодно круг произведений расширяем, усложняем, у нас появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник (как для детей, так и для родителей, одни не знают, что писать, а вторые не понимают, как заполнять). Урок внеклассного чтения для большинства детей превращается в пугающую обязаловку, отбивающую желание читать.

ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее или чтение вне учебника, который замкнут специфическим набором произведений и представляет собой для ребенка целый мир. Для ребенка существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно наше мастерство и желание.

Вернемся к спискам книг для детей в начальной школе.
Единого требования к нему нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.

Что касается нас, то список литературы по внеклассному чтению за четыре года обучения в начальной школы составляется сравнительно небольшой. Ежегодно в него входит 9 - 12 произведений. Это классические произведения детской литературы. Буквально несколько лет назад мы с М. Р. Стали давать 3-4 книги на лето и 9-10 книг на учебный год.

Теперь непосредственно о самой работе с книгой:

Сочетание пересказа с литературным анализом текста

Вопросы по тексту - описательные, на фактологию, на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные – творческие

Вопросы со стороны ребят - это показатель понимания ими содержания текста.
-игры, сочинения, рисунки

все это помогает ребенку глубже постигать суть произведений.


По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.

В методике преподавания внеклассного чтения и критериях ее истинности - масса недоработок и спорных моментов.

В заключении хочется сказать о том, что интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю, несмотря на загруженность и усталость, нужно находить время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.

Еще хочу сказать, что родители звонят с благодарностью учителям и школе за то, что у нас имеют место уроки внеклассного чтения. Просят списки книг на лето и учебный год, чтобы ориентироваться в детской литературе данного возраста. Покупают книги в магазинах, записывают детей в городские библиотеки, показывают советские фильмы по одноименным произведениям.

Дети приносят в школу книги худ. литературы или энциклопедии – это о чем то говорит. И если хотя бы несколько человек из класса полюбили книгу, то можно с полной уверенностью сказать, что наши труды не напрасны.

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений» .

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях -- это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики .

На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст .

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе .

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» .

ГЛАВА XII

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Читатель-школьник

Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.

Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX - начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» (А.И. Незеленов).

Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей (Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. - Т. 2. - М., 1975. - С. 67, 140).

В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.

В 60-70-е гг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологических исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Исследование художественных интересов современных школьников» и др.), в которых в значительной мере были сглажены все острые углы. Правда, авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим престижем у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино» (Исследование художественных интересов современных школьников. - М., 1974. - С. 68).

Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50-70-е гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. Педагог И.А. Бутенко предложила учащимся VI-X классов назвать основные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники - мать, отец, одноклассники, родственники и книги, а далее - учитель, сам школьник и библиотекарь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всего родители, реже - друзья или никто. Учителя и библиотекари при этом вовсе не упоминаются (Бутенко И.А. Чтение по заданию и по потребности // Советская педагогика. - 1989. - № 10).

Об этом же свидетельствуют и читательские биографии выпускников школ:

«В школе читаю приключенческую литературу, фантастику, про войну. А проходим что-то в основном неинтересное. Таким образом, к VII-VIII классу художественную литературу читаю чуть реже, чем от случая к случаю».

«Моим чтением (вне класса) интересовались только в начальной школе. Потом, как правило, для уроков я читала по заданию, а для себя - по желанию. Уроки внеклассного чтения за все годы ни разу не совпали с желанием (и ни разу не вызвали желания читать)».

Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учителей-словесников?

В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.

Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т.д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе.

Читательские биографии , широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя. Есть о чем задуматься учителю, получающему в выпускном классе такую информацию о себе: «Преподаватель ведь искренне хочет научить нас. Разумеется, он знает несравненно больше, чем ученики, помнит, что было самому интересно. Но, во-первых, личный опыт не всегда показателен. Во-вторых, учитель ограничен программой и вынужден гнать одно за другим, у него не остается времени просто показать, как читать, а не листать книгу. В результате у ученика в голове чаще вывески, чем произведения».

Читательский дневник , дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.

Между тем известно, что отдельные школьники ведут записи о прочитанном, хотели бы планировать свое чтение, заинтересованы в тактичных советах старшего товарища. Опыт такого сотрудничества описан в методической литературе. В V-VI классах школьники с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учитель подходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Читательские дневники пятиклассников - это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.

Изучение библиотечных формуляров , популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно в городских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемых учащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей.

Анкетирование получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов - все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся к анкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником.

Тестирование , особенно популярное в последние годы, поможет выявить уровень литературной эрудиции, начитанности на разных этапах работы с читателем-школьником, однако данные, полученные в результате проведенного тестирования, также должны дополняться, корректироваться при помощи других методов изучения читателя (индивидуальной беседы, изучения письменных работ или др.).

Внеклассное чтение на уроках литературы

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений» (Голубков В.В., Рыбникова М.А. Изучение литературы в школе II ступени. - М., 1930. - С. 33).

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Основным содержанием одного из вступительных занятий по теме «А.С. Пушкин» в IX классе могут стать споры о Пушкине, начавшиеся еще при жизни поэта и не утихающие до сих пор. На уроке прозвучат фрагменты из воспоминаний современников, строки из поэтической Пушкинианы, в том числе и «страшно вольные, ничего общего с канонизированным Пушкиным не имеющие, и все имеющие - обратное канону» (М.И. Цветаева), отзывы о Пушкине русских литераторов разных эпох: Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева, П.В. Анненкова, Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева, В.С. Соловьева, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, А.А. Блока, А.А. Ахматовой и др. Отдельные фрагменты урока подготовит вместе с учителем группа учащихся, увлекающихся поэзией.

На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» (Г.А. Гуковский).

Уроки внеклассного чтения

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся. Однако стали ли такие уроки праздником для многих или это, как литературные беседы в XIX веке, только отдельные эпизоды сегодняшней школьной практики? Ответы выпускников средних школ говорят скорее о последнем:

«В школе я в основном читала литературу только по программе. Даже на уроки внеклассного чтения было неинтересно идти, они воспринимались как обычные уроки. Не могу вспомнить ни одного интересного урока внеклассного чтения. Правда, в средних классах они проходили немного живее».

«Начиная с IV класса, в нашей школе стали довольно-таки интересно проходить уроки внеклассного чтения. Почти всегда на них приглашалась наша библиотекарь, которая приносила с собой книги. На этих уроках устраивались викторины по фантастике, историческим книгам и т.д. В VII классе я стал много читать, читал даже собрания сочинений... Потом меня заинтересовала современная зарубежная литература, и тут была полностью потеряна связь между моими читательскими интересами и уроками».

Некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения в 70-80-е гг. во многом объяснялось их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.

Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информа- ционного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей (Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975. - С. 40). На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой - к раздумьям и размышлениям. Уединение - это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. - С. 206).

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.

Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».

Урок внеклассного чтения по рассказам «Он живой!» и «Зачем я убил коростеля?» В.П. Астафьева в VI классе. Ученикам представляется не только новое для многих из них писательское имя, но и оригинальное художественное воплощение традиционной для русской литературы темы взаимоотношений человека и природы в произведениях современного автора. Один из основных приемов работы на уроке - сопоставление особенностей астафьевских рассказов о природе (авторская боль за человека и природу, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, публицистичность, автобиографичность рассказов и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными школьниками произведениями.

Эпиграфом к уроку внеклассного чтения «Образы защитников родной земли в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» в X классе могут стать знаменитые строки, открывающие третий том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»: «...и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Работа с текстом повести Е.И. Носова проводится по такому плану:

1. Как в повести показаны ненужность, противоестественность войны с точки зрения простого труженика? Какие символические образы используются при этом автором?

2. Как в повести развиваются традиции патриотической темы в русской литературе?

3. Какова роль сцены сбора мужиков у деда Селивана в повести?

4. Какие черты главного героя повести Касьяна убеждают в том, что он сумеет защитить свой дом, свою землю от врага?

Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.

Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомит учащихся с личностью знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние на русскую литературу, с его балладами в переводах В.А. Жуковского, с отдельными сценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Разговор о героическом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», может быть продолжен при обсуждении шиллеровской версии легенды о благородном стрелке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает внимание читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В. Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Костромы

Статья на тему:

«Из опыта работы

по внеклассному чтению»

Выполнила:

Белянкина (Северьянова) Ирина Леонидовна

учитель начальных классов

МОУ Гимназия №1 г. Костромы


1 вариант


  • Как звали жителей Розовой страны? _____________________________________________________________

  • Правительница Жёлтой страны? _________________________________________________________________________

  • Что просил у Гудвина Страшила? _________________________________________________________________________

  • Кем предстал Гудвин перед Трусливым Львом? ________________________________________________________________________

  • Какое волшебное свойство имели Серебряные Башмачки?

  • Как Элли победила злую волшебницу Гингему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом Гудвин вернулся домой в Канзас? _________________________________________________________________________

  • Кто в конце книги стал править Фиолетовой страной? _______________________________________

Письменная анкета по внеклассному чтению

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

2 вариант

Фамилия, класс___________________________________________________________


  • Как звали жителей Фиолетовой страны? ___________________________________

  • Правительница Голубой страны? ________________________________________________________________________

  • Что просил у Гудвина Лев? ________________________________________________________________________

  • Кем предстал Гудвин перед Страшилой? _________________________________________________________________________

  • Какое волшебное свойство имела Золотая Шапка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как Элли победила злую волшебницу Бастинду? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом Элли вернулась домой в Канзас? _________________________________________________________________________

  • Кто в конце книги стал править Изумрудным городом? _________________________________________________________________________

  • Продолжите важные слова героев сказки: «Элли научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете, - ____________________________»

После того, как дежурные по классу собрали и сдали на проверку учителю письменные анкеты, педагог зачитывает правильные ответы, а дети отмечают, сколько правильных и ошибочных ответов допустили в работе.

Затем, ученики рассаживаются по командам. У нас, обычно, 4 команды по 5 человек. Дети делятся друг с другом результатами проверки письменных анкет. И тот, кто из ребят ответил правильно на наибольшее количество вопросов, выбирается командиром своей группы на данную игру. Этот педагогический приём помогает избежать недовольства и обид со стороны ребят, которые любой ценой хотят стать лидерами (принцип смены командиров). Быть командиром – очень ответственно и престижно. Командир группы внимательно выслушивает ответы ребят во время обсуждения вопросов, назначает отвечающих от команды, выбирает эксперта команды(эксперт помогает учителю следить за ходом игры и ставить баллы в таблицу результатов), в конце урока подводит итоги работы в группе, играет большую роль при выставлении оценок за урок активным учащимся, участвует в конкурсе командиров.

Кроме, письменных анкет, обязательно в ход урока включаю этап, посвящённый жизни и творчеству автора изучаемой книги . Иногда, он проходит до анкет, иногда, в конце урока, после КВНа. Стараюсь, чтобы знакомство с писателем не представляло собой обычный рассказ – лекцию учителя, а вызывало у ребят желание узнать что – то интересное об авторе книги (принцип поддержания интереса к чтению ). Для этого использую такие формы работы :


  • (1-2 кл.) беседа – соревнование (кто больше знает о жизни и творчестве данного писателя)

  • (1-2кл.) заочное путешествие в город (страну), где жил и работал писатель, с опорой на репродукции , открытки или фотографии. Особенно привлекает внимание ребят фотографии из моего личного архива, на которых запечатлены места, где побывала с экскурсией их учительница.

  • (3-4кл.) выступления – доклады самих учащихся

  • (3-4кл.) мультимедийные презентации (принцип использования ИКТ )
(Презентация об Э.Успенском )
Чтобы поддерживать интерес ребят к чтению, чтобы урок внеклассного чтения не ассоциировался у учеников с обычным уроком литературного чтения, а воспринимался как урок – праздник, как урок радости, сам урок провожу в игровой или нестандартной форме, чаще всего в форме КВНа (принцип проведения уроков внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме, принцип использования соревнований между учениками ).

Заранее разрабатываю вопросы и задания для будущего КВНа , печатаю их на компьютере, красочно оформляю. В 3-4 классах использую вопросы и задания, составленные самими учениками (принцип самостоятельности и активности учащихся).

В начале игры дети придумывают названия своим командам в соответствии с темой урока (например, на уроке внеклассного чтения по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» названия команда соответствовали Сказочным странам: Жёлтая страна, Голубая страна, Розовая страна, Фиолетовая страна; на уроке внеклассного чтения по книгам М.Пришвина дети использовали в названиях своих команд названия рассказов «Лада», «Журка», «Хромка», «Ярик»).

В ходе КВНа команды отвечают на вопросы по книге, выполняют разнообразные творческие задания. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Эксперт группы, назначенный командиром, подходит к доске и заносит полученные баллы в итоговую таблицу (принцип минимального участия учителя, максимального участия детей в ходе урока)

На КВНе стараюсь использовать как устные задания (викторина, «Угадай героя по описанию», загадки), так и письменные задания , где необходимо что – то дописать, соединить стрелками, нарисовать (кроссворды, «Восстанови описание», «Расставь события по порядку»). Дети младшего школьного возраста очень любят такие задания, с удовольствием отвечают на вопросы по карточкам, с азартом выполняют упражнения на красочных листах и не воспринимают такую работу, как серьёзный, монотонный труд (принцип учёта возрастных особенностей учеников ). Обязательно предлагаю задания, где бы ребята проявили свои творческие, артистические способности : инсценирование отрывков книги, пантомима, драматизация, «Изобрази героя», «Проговори скороговорку Чебурашки», «Придумай четверостишие с данными рифмами» (принцип развития творческих способностей детей ).

Под конец игры провожу конкурс командиров , для которого подбираю самые трудные оригинальные задания, которые требуют отличного знания содержания книги («Какой герой говорил такие слова?», «Назови крылатые слова и выражения сказки», «Определи название рассказа по его главной мысли»). Лучший командир зарабатывает для своей команды 3 балла.


Далее перечислю творческие вопросы и задания, которые чаще всего использую на КВНах, и приведу примеры таких заданий.
Творческие вопросы и задания КВНа.

  1. Викторина.
Викторину по прочитанным книгам, обычно, провожу в начале КВНа. Составляю свои вопросы или использую детские вопросы, в которых проверяется знание событий , описанных в книге, знание героев книги, глубина понимания произведения. Вопросы задаются командам по очереди. Но каждая команда обязательно ведёт обсуждение вопросов для всех команд, так как в случае неправильного ответа другой командой или их отказа ответить, вопрос переходит следующей команде (по кругу). Этот приём позволяет командам набрать дополнительные баллы за игру.
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (перевод Лилианны Лунгиной)

1 часть трилогии о Малыше и Карлсоне

Общие вопросы.


  1. Что такое трилогия? (три сказочные повести про одних и тех же героев)

  2. Перечислите названия трёх повестей о малыше и Карлсоне

    • Малыш и Карлсон, который живёт на крыше

    • Карлсон, который живёт на крыше, возвращается, опять прилетел

    • Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять

  3. Какие книги написала Астрид Линдгрен?

    • Пеппи- Длинный чулок

    • Знаменитый сыщик Калле Блюмквист

    • Мио, мой Мио

    • Расмус- бродяга

    • И другие (32 книги)

  4. Чему научился Малыш, пока общался и дружил с Карлсоном? (прибираться, шить (готовили костюмы привидения), готовить кофе, зажигать плиту; не бросать друга в беде; смеяться и не грустить)

  1. Карлсон, который живёт на крыше

  1. Семья Малыша (папа, мама, сестра Бетан 14 лет, брат Боссе 15 лет)

  2. Сколько лет Малышу (в начале книги)? (7 лет)

  3. Где находится домик Карлсона? (на крыше, за большой дымовой трубой)

  4. Мечта Малыша (иметь собаку)

  5. Настоящее имя Малыша? (Сванте)

  6. Как отвечал Карлсон на вопрос «Сколько тебе лет?» («Я мужчина в самом расцвете сил»)

  7. Назовите обычные фразы Карлсона («Нет, я так не играю», «Спокойствие, только спокойствие», «Пустяки, дело житейское»)

  1. Карлсон строит башню

  1. Кличка собаки друга Кристера (Ёффа)

  1. Карлсон играет в палатку

  1. За что сестра Малыша Бетан хотела заплатить Малышу 25 эре? (чтобы он не выходил из своей комнаты, пока она общается в столовой с другом Пелле)

  2. Что подарил Малыш Карлсону, чтобы исправить настроение? (электрический фонарик)

  3. Что изображали Малыш и Карлсон, когда пошли к Бетан и Пелле? (палатку)

  1. Карлсон держит пари

  1. Любимая еда Малыша (чашка горячего шоколада и свежие мамины плюшки с корицей)

  2. Кем надо было стать Малышу, чтобы Карлсон поправился? (родной матерью)

  3. Как Малыш лечил Карлсона? (на деньги из копилки купил леденцов, засахаренных орешков и шоколаду)

  4. Что сделал Малыш перед отлётом с Карлсоном на крышу, чтобы за него не волновались родители? (написал записку)

  5. Какое лекарство, по мнению Карлсона, является лучшим в мире средством против жара? («приторный порошок»: истолочь и хорошо перемешать шоколад, конфеты, печенье)

  6. Как Карлсон советовал делить засахаренные орешки? Какое правило при этом надо соблюдать? («Кто первым берёт, всегда должен брать то, что поменьше»)

  1. Проделки Карлсона

  1. Какую фразу говорил Карлсон, чтобы успокоить плачущую девочку? («Плюти-плюти-плют»)

  2. Какую причину плача девочки назвал Малыш? (хочет есть, хочет молока)

  3. Как Малыш и Карлсон успокоили плачущую девочку? (Карлсон слетал за молоком, Малыш его подогрел, девочка выпила молоко и успокоилась)

  4. Как напроказничал Карлсон, чтобы проучить родителей плачущей девочки? (прицепил колбасу к дверной ручке, к клюву фарфорового голубя, сунул колбасу в ручку плачущей девочки)

  5. Настоящее имя плачущей девочки? (Сусанна)

  6. Каким именем назвал плачущую девочку Карлсон? (Гюль-фия)

  7. Как Карлсон шутил с жуликами- ворами и помог Оскару вернуть свои вещи? (отбирал у жуликов украденные у Оскара часы и бумажник, подбрасывал их в необычные места, например: бумажник клал в тарелку с супом, часы вешал на лампу и др.)

  8. Как поступила мама, когда прочитала записку Малыша? (вызвала пожарную машину, от машины до самой крыши выдвинули пожарную лестницу, по которой пожарный поднялся за мальчиком)

  1. Карлсон играет в привидения

  1. Где прятался Карлсон, когда пришли в гости к Малышу Кристер и Гунилла? (в шкафу, на полке)

  2. Что должна была сделать Гунилла, чтобы Карлсон не обиделся и не улетел? (погладить его по голове и сказать «Мой милый Карлсон!»)

  3. Во что предложил играть Карлсон ребятам? (в привидения)

  4. Как Карлсон прогнал жуликов- воров из дома Малыша? (нарядился в привидение и напугал их)

  1. Карлсон выступает с учёной собакой Альберг

  1. Кого нашли дети по дороге из школы? (маленького чёрного пуделя)

  2. Как его стали называть друзья? (Альберг, как написано на ошейнике)

  3. А как чёрного пуделя звали по-настоящему? (Бобби)

  4. Как называлось представление, на котором выступал Карлсон с пуделем? (Вечер чудес)

  5. Сколько стоил билет на представление? (одна конфетка)

  6. Кому досталась коробка с конфетами «Для благотворительных целей»? (Карлсону)

  7. Какие «фокусы» показывал Карлсон на вечере? (говорил за собаку, летал с собакой)

  8. Почему Малыш не смог оставить у себя жить найденного чёрного пуделя? (мама позвонила по телефону, который был написан на ошейнике; в 7 часов пришёл мальчик Стафан Альберг, хозяин собаки)

  9. Из-за чего Малыш «лежал ничком на кровати и плакал так горько, что просто сердце разрывалось»? (пришёл хозяин собаки и унёс её)

  10. Имя мальчика, который насмехался над фокусами Карлсона? (Кире)

  1. Карлсон приходит на День рождения

  1. Сколько лет исполнилось Малышу на Дне рождения? (8 лет)

  2. Что подарила семья Малышу на День рождения? (4 свёртка: коробка с красками, игрушечный пистолет, книгу и новые штанишки)

  3. Что подарили на День рождения Малышу Гунилла и Кристер? (коробку конфет)

  4. Из-за какого подарка Малыш горько плакал? (Бетан и Боссе подарили ему игрушечного чёрного плюшевого щенка)

  5. Какое знаменательное для всей семьи событие произошло на Дне рождения? (семья познакомилась с Карлсоном)

  6. Когда Малыш ощутил себя счастливым, что у него даже «заныло где-то внутри, то ли в душе, то ли в животе»? (когда подарили живую собаку, мечту Малыша)

  7. Собаку какой породы подарили Малышу? (короткошёрстую таксу)

  8. Как назвали подаренную собаку? (Бимбо)

  9. Что подарил Малышу на День рождения Карлсон? (свисток)

  10. Что было с мамой, когда она впервые увидела Карлсона? (чуть не упала в обморок)

  11. Почему мама, папа, Бетан и Боссе договорились никому не рассказывать о Карлсоне? (никто не поверит, и даже, если поверит, то «своими расспросами не даст покоя до конца наших дней»)

  12. Куда должен был уехать после Дня рождения Малыш? (к бабушке в деревню)

  1. Узнай героя по описанию

Читать летом литературу по списку, выданному в школе, - или предложить детям современные книги, герои которых очень похожи на них самих? Увы, школьные учителя и родители не очень-то ориентируются в новых книгах - а их выпускается так много! Зато в современной детской литературе отлично разбирается Евгения Шафферт - книжный эксперт, блогер, член жюри конкурса "Книгуру". Вот ее выбор

Наверное, никогда люди так не любили списки полезных дел и вещей, как в последнее время. Списки покупок, правил, фильмов, всего, что необходимо сделать, пока тебе не исполнилось 35, а также всего, что обязательно нужно успеть после 40... Иногда кажется, что на составление и чтение таких рекомендательных списков люди тратят больше времени, чем на осуществление того, что в них указано. Впрочем, списки книг по разным темам, жанрам и возрастам читателей существуют уже давно, а в школах в конце каждого учебного года учитель литературы даёт классу список чтения на лето.

Одни родители согласны с тем, что летом стоит подготовиться к учебному году, почитать рекомендованную классику, которая, как известно, не устаревает, другие считают, что лучше предложить детям для летнего чтения актуальную современную литературу. Пожалуй, оптимальное решение - разнообразие. Путь будут списки хорошей литературы на все случаи жизни: для подготовки к ЕГЭ, для любителей котят, для будущих менеджеров и даже для поклонников комиксов, адаптированные для читателей разных возрастов и регулярно обновляемые.

Один из таких списков мы предлагаем вам сегодня: список литературы современных российских писателей для внеклассного чтения.

Составляя его, мы руководствовались четырьмя принципами:

  1. В список включены только новые книги, изданные в последние годы. Героями этих книг зачастую являются современные дети, и в них читатель может найти ответы на вопросы, которые мучают его здесь и сейчас.
  2. Каждую книгу одобрили эксперты, то есть её рекомендуют библиографы и методисты библиотек, она была включена в премиальные списки конкурсов или уже успела заслужить одобрение читателей. Это, конечно, не значит, что текст устроит всех. Наверняка кто-то скажет, что книжка не отвечает его системе ценностей, а другому покажется, что автор пишет слишком "современным языком". Не забываем, что не бывает книжек универсальных, которые понравились бы всем и каждому, - наши вкусы меняются с возрастом, а выбор ребёнка подчас удивителен.
  3. Мы выбирали разные жанры и направления. В нашем списке есть реалистичные повести, фантастика, сказки, познавательная литература, чтобы каждый книголюб нашёл что-то себе по вкусу.
  4. Нам нравятся красивые иллюстрации, но в этот раз мы выбрали те издания, в которых главное - текст, хотя многие из них по-настоящему хорошо оформлены, особенно книги для детей 7-10 лет.


Новые книги для детей 7-10 лет

Александр Турханов. Грустный гном, весёлый гном

Повесть учителя музыки Александра Турханова предсказуемо посвящена маленькому музыканту. Это история одарённого ребёнка, которая не просто расскажет о событиях жизни, успехах и неудачах, но и поможет понять, как устроен мир звуков композитора, что он слышит, думает и чувствует. Композитор этот - главный герой повести, 6-летний Антошка.

Мальчик живёт в старом доме с родителями и старенькой бабушкой. В какой-то момент папа заметил, что Антон интересуется соседским пианино, вдруг оказалось, что у мальчика абсолютный слух. Дальше будет рассказ о подготовке, поступлении в музыкальную школу, взаимоотношениях с педагогами и другими юными музыкантами, многочасовых упражнениях за инструментом... Думаете, такие маленькие не могут сочинять музыку? Ещё как могут, у главного героя есть реальный прототип!

Ася Кравченко. Куда бежишь? (М.: Абрикобукс, 2015).

Ася Кравченко сочинила ещё одну повесть о настоящей дружбе, сострадании и отношениях людей и животных (напомним, что предыдущая её книга, "Здравствуй, лошадь!" издавалась уже дважды).

Главные герои "Куда бежишь?" - две собаки, лабрадор Чижик, который нечаянно потерялся и теперь не может найти свой дом в большом городе, и его новый друг, бродячий пёс Фонарщик. Казалось бы, с такими составляющими нас ждёт жалостливый рассказ о том, как двух собачек сначала обижают, а потом всё заканчивается (или не заканчивается) хорошо, но, к счастью, автору удалось избежать банальностей. Получилась очень позитивная и динамичная история с двумя обаятельными героями, один из которых - тот ещё выдумщик и авантюрист. Будут, конечно, добрые и злые люди, и даже случится почти трагическая ситуация, но всё закончится хорошо!


Михаил Барановский. Я воспитываю папу. После уроков

Цикл рассказов, в которых папа и мальчик Марик обсуждают новогодние подарки, музыкальную школу, беспорядок в комнате, список покупок и прочие вопросы, пережил уже не одно переиздание. Хотя герои практически не выходят из квартиры, в книжке (за исключением пары случаев) нет других персонажей, а сами рассказы содержат в основном разговоры, а не события, читателю не будет скучно или однообразно. Совсем наоборот, будет смешно! У книжки есть продолжение, которое называется "Собачий вальс", там те же герои обсуждают, стоит ли им заводить собаку.

Анна Анисимова. Однажды мы с Петькой (СПб.: Детгиз, 2016).

Рассказы-миниатюры о дворовой дружбе и играх двух мальчиков практически бессюжетны. В каждом из них у одного друга появляется какая-нибудь идея, второй её развивает, добавляет свои образы и выдумки. Рассказы состоят преимущественно из игровых диалогов, а фантазию двух друзей хочется отметить в качестве дополнительного персонажа - что эти двое ни увидят, обязательно что-нибудь придумают! Меряются не только ростом, но ещё руками, ногами и животами, превращаются в самолёты или ломают целый дом.

Елена Соковенина. Приключения Пети Осликова. Ребенка, который хотел, как лучше (М.: Самокат, 2015).

Цикл рассказов про восьмилетнего Петю представляет нам этакий парад типичных для современного ребёнка ситуаций. В одной главе Петя не хочется ходить в школу и приводит маме аргументы, почему ему не нужно этого делать. Маме приходится приложить все усилия, чтобы не просто приказать Пете, а всерьёз убедить его, разъяснить, зачем ему именно сейчас нужна эта самая школа.

В другой главе Петя отказывается убираться в комнате, в третьей - отвлекается на уроках и говорит о причинах, почему так происходи. Есть специальная глава о вранье, отдельная про симуляцию болезни (лишь бы в школу не ходить) и ещё очень интересная история о том, как Петя и его мама ходили к психологу и исправляли испорченные отношения. Всего таких глав - шестнадцать, и каждая о чём-то важном.


Валентина Дёгтева. Рыцарь Рыжик (М.: Аквилегия-М, 2015).

Под одной обложкой скрываются три короткие сказочные повести про второклассника Рыжика. Первая - самая печальная, в ней грустная мама переживает ссору с папой, а мальчику остаётся переживать за них обоих и заодно самому решать свои проблемы, ведь взрослым сейчас не до него. Именно поэтому оживают великан и дракон, а мальчик Толик на время становится рыцарем.

Вторая повесть - самая смешная. У рыцаря Рыжика случается , а в кабинете биологии вдруг оживает наглядное пособие - скелет человека, и начинает кстати и некстати вмешиваться в ситуацию. В третьей истории родители Рыжика отправляются в отпуск, а мальчик остаётся с няней и драконом Йориком, с которым мы познакомились ещё в самом начале книги.

Екатерина Боярских. Эй становится взрослым. Историческая повесть-ска зка (М.: Пешком в историю, 2017).

В издательстве "Пешком в историю" с завидной регулярностью появляются "исторические сказки", с помощью которых читатели младшего школьного возраста могут познакомиться с разными временами и эпохами. В каждой сказке мышата Тимка и Тинка, обитатели Государственного исторического музея в Москве, перемещаются в какую-то эпоху и узнают её характерные особенности. В исторической сказке про Эя речь идёт о первобытных временах. Читатели пройдут с героями по первобытному лесу, а заодно узнают о племенах и их образе жизни, наскальной живописи, тотемах и табу.


Людмила Петрановская. Что делать, если... (М,: АСТ, 2013).

Книга психолога с полезными советами по безопасности и экологии отношений выдержала уже с десяток переизданий и давно стала бестселлером, так что лишь случайно можно предположить, что какой-нибудь читатель до сих пор о ней ничего не знает. Что делать, если ты потерялся, если в квартиру стучат незнакомые люди, если ты боишься темноты или тебя дразнят в школе? Автор отвечает на эти и другие вопросы.

Зина Сурова. Лето в деревне (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016).

Популярным сегодня лозунгом "как отвлечь ребёнка от компьютера" можно сопроводить и эту книжку, потому что она как раз о том, что можно делать вместе, всей семьёй, летом на даче. Суровы - семья художников, на протяжении нескольких лет они собирали идеи игр, поделок, занятий, которые увлекали их собственных детей, от собирания гербариев до постройки домика на дереве, а потом написали и нарисовали об этом целую книжку. Можно просто читать её как историю детской жизни в деревне - или использовать как источник идей для собственного досуга.


Григорий Остер. Как подглядывать в будущее? (М.: АСТ, 2016).

Эта вполне серьёзная книга была написана по заказу МЧС, и речь в ней идёт о вещах в общем-то скучных - технике безопасности при обращении с электроприборами, правилах поведения при травме или утечке газа, личной гигиене. Григорий Остер умудрился рассказать об этом весело и интересно! Он подсказывает, как избежать неприятностей и опасностей, что предпринять, если они всё-таки наступили, и не забывает шутить и давать "вредные советы". Николай Воронцов сопровождает книгу смешными рисунками. Ранее книга уже выходила с другим названием: "Невредные советы, или Что будет, если...".

Что читать в 10-14 лет

Наталья Евдокимова. Конец света (М.: Самокат, 2017).

Каким будет мир, если его придумает ребёнок? Будет ли там всё время лето или, наоборот, постоянная зима? Чем станут заниматься люди, чтобы заработать на жизнь? Как поменяются отношения детей и родителей? Наталья Евдокимова показывает нам как раз такой мир, точнее, несколько разных миров, и герои раз в несколько лет переселяются из одного в другой. Отчасти это напоминает компьютерную игру, правда такую, в которой нет места агрессии и стрельбе, зато есть настоящая дружба и крепкая любовь.


Ольга Колпакова. Полынная ёлка (М.: КомпасГид, 2017).

Такая повесть получилась у Ольги Колпаковой: она записала воспоминания учительницы немецкого языка Марии Андреевны и её мужа, которые в годы войны пережили ссылку и жизнь в условиях спецпоселения, и на их основе придумала историю, в которой маленькая Марийхе с семьёй и другие русские немцы не по своей воле уезжают из родных мест. Это может быть первая повесть для подростков о репрессиях русских немцев в годы Великой Отечественной войны.

Генрих Книжник. Ты любишь науку или нет? (М.: Детская литература, 2017).

Смешная и увлекательная повесть о двух современных школьниках, которые увлечены физикой. Они мечтают раскрыть тайну шаровой молнии и для этого ночью проникают в школьный кабинет физики, мастерят "искровую машину", а затем устраивают небезопасные эксперименты на даче.

В книжке есть азарт научного поиска, а ещё в ней умно и тонко показаны взаимоотношения разных детей и взрослых: Фуни из семьи академиков, Витика, у которого родители-геологи и старший брат-актёр, Мариулы, девочки из традиционной татарской семьи, Терезки, гостьи из Польши. Дети и взрослые общаются, шутят, ссорятся, дружат и много помогают друг другу.


Станислав Востоков. Фрося Коровина (М.: Клевер-Медиа-Груп, 2016).

Стас Востоков чаще пишет не о людях, а о животных, ведь раньше он работал в зоопарке, а до этого проходил стажировку в Центре защиты животных Джеральда Даррелла на острове Нью-Джерси. Тем не менее, именно повесть "Фрося Коровина" стала одним из лауреатов конкурса на лучшее литературное произведение для подростков "Книгуру".

Это немного сказочная история о деревенской девочке, которая защищает свой дом и свой жизненный уклад. Фросе приходится всё решать самой: бабушка попадает в больницу, а других взрослых у неё нет. Самое лучшее в этой книге - это хороший русский язык, нетипичная тема и интересное познавательное послесловие о старинной русской архитектуре.


Виктория Ледерман. Календарь ма(й)я (М.: КомпасГид, 2016).

Авторы любят перемещать героев во времени и заставлять их решать головоломки: вернуться обратно в своё время так запросто не получится! Излюбленный приём перемещения назад во времени использует и Виктория Ледерман: трое её персонажей, друзья-шестиклассники, вдруг начинают заново переживать каждый предыдущий день, двигаясь назад в прошлое. Найти загадку возвращения получается далеко не сразу, зато, пока ребята жили "задом наперёд", они очень подружились, исправили прежние ошибки и очень повзрослели.

Наиль Измайлов. Это просто игра (СПб.: Азбука, 2016).

Взрослые нередко уверены, что от компьютерных игр один вред: ребёнок отвлекается от учёбы, дополнительных занятий, а то и вовсе "втягивается" в игру. Главный герой этой фантастической повести втянулся совершенно: каким-то чудом Макс оказался внутри виртуального мира и почти сразу начал забывать своё прошлое.

Мальчику нужно понять, как вернуться обратно, и он изо всех сил пытается установить контакт с игроками из реального мира, по ту сторону экрана. Эта история, конечно, не о вреде компьютерных игр, она о настоящих подлинных ценностях, дружбе и самопожертвовании. Впрочем, у читателя не раз возникнет повод задуматься о ценности досуга, проведённого за экраном компьютера.

Нина Дашевская. Я не тормоз! (М.: Самокат, 2016).

Подросток Игнат всё время куда-нибудь бежит, а на бегу о чём-нибудь думает. Лишь иногда остановится и запишет что-нибудь в блокнот, например: "У человека голова, а в ней болтаются слова!". Многие родители подростков с диагнозом СДВГ, прочитав эту книгу, сказали, что узнали в ней своих детей. Понравилась она и родителям обычных подростков: в кои-то веки герой подростковой книги не попадает в невообразимые проблемы или другой мир, а просто живёт, дружит, ходит в школу, возится с младшим братом и делает добрые дела малознакомым людям.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Смерть мёртвым душам! (М.: Время, 2016).

О том, что дети не читают, говорят многие. Популярнейшие писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак готовы поспорить с этим утверждением, привести массу железобетонных аргументов, и один из них - книга о современной библиотеке и чтении. Её герои ныряют в мир виртуальной реальности: впрочем, во всём виноват вовсе не Интернет, а злобный дух второго тома "Мёртвых душ", случайно вызванный из небытия.

Эта повесть на серьёзную тему откровенно сатирическая, её герои действительно любят читать, а ещё в ней масса шуток и цитат, на основе которых можно составить пару отличных списков летнего чтения!


(М.: Розовый жираф, 2017).

Сборник научно-популярных статей на самые разные темы рождался очень долго. Сначала в Москве появился "Университет детей", где школьники раз в неделю могли послушать лекции настоящих серьёзных учёных. Во время лекций слушатели активно задавали вопросы. Сотрудники Политехнического музея внимательно записывали эти вопросы и выбрали из них самые неожиданные и интересные. Потом их задали ведущим российским учёным, записали ответы, отредактировали, чтобы сложный научный текст стал понятен школьникам, - так и получилась книжка "От динозавра до компота". По сути, это сборник детских вопросов и подробных научных ответов, в котором затронуты самые разные темы.

Ник. Горькавый. Космические сыщики (М.: АСТ, 2016).

Несколько лет назад астрофизик Ник. Горькавый задумался о том, как вернуть подросткам интерес к науке. Он сочинил научно-фантастическую повесть "Астровитянка", сюжет которой был завязан на современных астрофизических представлениях, - и угадал, книжку полюбили многие читатели, даже те, кто терпеть не может школьную физику.

Впоследствии Горькавый взялся сочинять своего рода продолжение, которое назвал "100 научных сказок": учебник с таким подзаголовком читали герои "Астровитянки". В этих сказках рассказывается об истории научных открытий, понятным юному читателю языком излагаются основы физики и астрономии. Героями научных сказок "Космические сыщики" выступили Герц, Рентген, Резерфорд, Гейзенберг и другие знаменитые физики. Автором запланировано шесть подобных сборников, на сегодняшний день из печати вышла уже пятая книга.