Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Основы риторики. А

© Матвеева А. И., Сарапульцева А. В., 2017

© Оформление. ООО «Бук», 2017

Введение

Современная риторика, аккумулирующая все достижения психологии, лингвистики текста, социолингвистики, логики, культуры речи, представляет собой науку о целесообразной, эффективной и гармонизирующей речи. В настоящее время изучение риторики, как науки об убеждающей речи, становится обязательным в системе подготовки профессионалов в разных сферах деятельности. Что неудивительно: особенности многих профессиональных задач предусматривают способность убеждать, умение хорошо говорить, пользоваться богатством и гибкостью как родного языка в целом, так и профессиональной лексики в частности. Люди «риторических» профессий – юридических, экономических, педагогических и т. д. должны не просто уметь правильно говорить, они должны быть мастерами слова.

Комплексной целью изучения дисциплины, направленной на воспитание, образование и развитие личности будущего экономиста или юриста в процессе овладения умениями эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения, является формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере права, экономики, науки. В качестве задач дисциплины нами рассматриваются следующие: формирование навыков делового профессионального общения в сфере экономики и юриспруденции; формирование способности к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации; формирование общего представления о профессиональных коммуникациях экономиста и юриста и о речи как инструменте эффективного профессионального общения.

Риторика учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Изучение дисциплины «Риторики» помогает не только сформировать сознательное отношение к отбору и употреблению языковых средств в речевой практике в соответствии с речевыми задачами, но и способствует развитию профессионально значимых качеств. Структура дисциплины «Риторика» предусматривает работу студентов под руководством преподавателя и самостоятельную работу. Материал дисциплины изучается в ходе лекционных и практических занятий.

1. Риторика как специальная дисциплина

1.1. История происхождения и развития риторики

Слово «риторика» произошло от греческого rheo – «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т. е. мастерство (искусство) ораторской речи. (Отметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова – «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Риторика – одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до н. э. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи.

Наука в античности подразделялась на три области: физику, знание о природе; этику – знание об общественных установлениях; логику – знание о слове как инструменте мышления и деятельности. В основе образования лежали логические науки, или органон (метод). Органон включал в себя тривиум и квадривиум – семь свободных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика – наука об общих правилах построения осмысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове – своего рода «лаборатории языка». Диалектика – наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика – наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. B квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия.

Таким образом, в античности выделялся круг знаний обязательный для культурного свободного человека, включающий в себя семь свободных искусств, состоящий из естественнонаучного квадриума и гуманитарного тривиума. Что предполагало знание образованным человеком музыки, астрономии, арифметики, геометрии, грамматики, диалектики и риторики. Остальные знания, науки считались частными и обязательными только для специалистов. Происхождение риторики объявлялось божественным – в легенде повествовалось о том, как Юпитер, наблюдая несовершенство и грубость людей, повелел Меркурию дать людям искусство убеждающей речи – риторику. Следовательно именно с риторики начинается человеческая цивилизация. Можем увидеть мысль о божественных истоках риторики и в христианской традиции. Помните «В начале было Слово…»?

Самое древнее понимание риторики, как искусства убеждать связано с именами Горгия, Сократа, Платона. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384–322 до н. э.) определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения.

Как одна из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована как учебный предмет в сочинениях филолога Марка Теренция Варрóна (116-27 до н. э.); оратора и государственного деятеля Марка Тýллия Цицерóна (106-43 до н. э.); но в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана (35-100 н. э.). Выдающийся ритор Квинтилиан определял риторику как «искусство хорошо говорить», подчеркивая значимость красоты и правильности речи ритора…

После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160–225), Аффония Антиохийского (IV в.), Либания (314–393), бл. Августина (354–430), Присциана (VI в.) и др., риторика сложилась как устойчивая система научных понятий и вместе с тем понималась, как «искусство украшать речь». Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь – ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики – духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (катехизис – официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов), что существенно меняет организацию и содержание речи.

B Новое время приходит понимание риторики как «искусство применять разум к воображению для пробуждения воли» (Ф.Бэкон), т. е. важнейшей задачей ритора виделось побуждение адресата речи к действию. Соответственно ХVІІ-ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что её автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (ум. 1663). В ее основу положен перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560), который был написан на латинском языке и издан во Франкфурте в 1557 г. Меланхтон – профессор греческого языка и теологии, один из ближайших соратников Мартина Лютера (1483–1546). Риторика Меланхтона наряду с его сочинениями по богословию и логике была одним из самых важных идейных источников протестантизма, так как представляла собой инструмент полемики с римокатоликами.

«Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течении всего XVII века. В 1699 г. Появилась новая «Риторика», её авторство приписывается Михаилу Усачёву. В начале XVIII века создано новое риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем, крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающем его реформы. Оно представляет собой запись лекционного курса, прочитанного автором на латыни в 1706–1707 г. в Киево-Могилянской академии.

Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В. Ломоносова (1711–1765). В 1739 году выходят «Письмо о правилах российского стихотворства», в 1748 году – «Краткое руководство к красноречию», в 1757 году – «Российская грамматика», около 1758 года написано «Предисловие о пользе книг церковных». Очевидно, М.В. Ломоносов собирался написать и логику, что было бы завершением новой системы тривиума. Главная особенность филологических работ М.В.Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки, деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность.

B начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Николая Федоровича Кошанского (1784–1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832). Ученый дает определение: «Реторика, имея предметом мысль, показывает: 1. откуда они почерпаются (Изобретение); 2. как приводятся в порядок (Расположение); 3. как излагаются (Выражение мыслей)». Руководства Н.Ф. Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности и давали навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества.

Учебники словесности Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, И.И.Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с Виссарионом Григорьевичем Белинским развязывают пропагандистскую кампанию против риторики. В представлении общества того времени художественная литература, и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. были популярны труды выдающихся мастеров академического и юридического красноречия Ф.Н. Плевако, П.Ф. Лесграфта, Ф.И. Буслаева, М.П. Погодина и др. В это время вышли работы по теории красноречия П.С. Пороховщикова, А.Ф. Кони, М.В. Попова. Уже в советский период в 20-е годы появились пособия С.И. Поварнина, А.В. Миртова, В.Г. Гофмана. Блестящая риторическая практика той эпохи связана с именами выдающихся ораторов Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого и др. К сожалению, после началась деградация риторики и в сфере теории и в сфере практики. Политическое или юридическое красноречие не востребовано в условиях тоталитарного государства, в котором отсутствует состязательность судебного процесса и существует единственная политическая партия. Только на филологических факультетах риторика изучалась, но в сильно искаженном, урезанном виде (например, в рамках курсов лекторского мастерства или культуры речи). Риторика понималась как негативное явление, красноречие приравнивалось к краснобайству. Возможно и сегодня для кого-то риторика – синоним пустословия, возможность манипулировать людьми с помощью красивых слов. Напомним слова французского ученого А. Пелиссе, учившего, что риторика подобна прекрасной женщине, которая может быть и богиней и куртизанкой. В наших силах оставить ее богиней. Искусство риторики может использоваться и в неблаговидных целях, но многие великие дела начинаются со слова, сказанного вовремя и по делу. Умение убеждать, договариваться, руководить людьми необходимо современному специалисту.

События второй половины XX века остро поставили перед наукой и философией проблему манипулирования сознанием в средствах массовой коммуникации. Одним из ответов на этот вызов стала после Второй мировой войны неориторика или теория аргументации. Сегодня к пропаганде и СМИ добавилась интернет-коммуникация. Тоталитарное сознание не есть специфическое свойство советского большевизма или немецкого национал-социализма, но общая закономерность всей современной демократической и гуманистической цивилизации, которая идеологически управляется массовой коммуникацией. Понимание технической кухни массовой информации дает человеку возможность хотя бы относительной независимости от тоталитарной пропаганды строительства коммунизма или «общечеловеческих ценностей» демократического «открытого общества». Современная риторика не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, но инструмент самозащиты от тоталитарного сознания. Наше время использует те же приемы мысли и методы обоснования идей, ту же технику введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад, хотя изменяются формы, стиль и совершенствуются инструменты словесного воздействия.

Каждая эпоха дает свое представление о риторике, ее целях и задачах. Выше мы указали это на примере античности, средневековья, Нового времени. Сегодня общепринятым традиционным является определение риторики как науки о способах убеждения, речевого воздействия на человека, науки о целесообразном слове. Предмет риторики не ограничен только ораторской речью, он объединяет монологические и диалогические жанры. Предмет и задачи риторики также могут быть определены исходя из литературного либо логического ее понимания. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики. В русле логического направления риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт); наука речевых действий. В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой (В. Н. Топоров).

Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые мы должны предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия. Мы живем и действуем в обществе, принимая решения путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Убедить значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы участвующие в обсуждении согласились с доводами и присоединились к ним.

Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Чаще всего в разряд риторических попадают ораторская речь, проповедь, публицистика, массовая информация. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

Общая риторика содержит: учение о риторе; учение об аргументации, (то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости); учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. Риторическое построение представляет собой учение о «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается в риторике на следующих уровнях: общего замысла (семантики), словесной конструкции (синтактики), словесного воплощения (прагматики – отношения слова как выразительного средства к получателю речи). Это проявляется в классическом разделении общей риторики на: изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию). В научной литературе присутствует и другое деление общей риторики, которая, по мнению ряда исследователей содержит следующие разделы:

1. риторический канон;

2. публичное выступление (оратория);

3. ведение спора;

4. ведение беседы;

5. риторика повседневного общения;

6. этнориторика.

Риторический канон – это система специальных знаков и правил, которые отвечают на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Оратория, или теория и практика публичной речи.

Теория и искусство ведения спора – учит достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины.

Ведение беседы – учение о причинах непонимания людей друг другом, факторах успеха, стратегии и тактике разговора.

Риторика повседневного общения (иногда относят к частным риторикам) дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она дает ответы на вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Почему американцы считают, что при ведении переговоров русские деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях и т. д.

Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности:

1. письма по предметам общежития и литературные;

2. документы и деловая корреспонденция;

3. диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии;

4. повествовательная (историческая) проза;

5. устное слово в виде политической, юридической, экономической, академической ораторики, проповеднической (духовной), педагогической и пропагандистской речи;

6. научно-философская проза.

Иными словами: частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это юриспруденция, административная и организационная деятельность (в том числе в сфере экономики), дипломатия, медицина, педагогика, Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка (форма аргументации) и систематическое образование – знание истории, философии, права, художественной литературы (содержание аргументации). Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: понимать, как устроена аргументация, знать теорию; читать и понимать классические произведения, развивать в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора; упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; говорить и писать публично.

Итак, современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. При этом, чтобы речь была эффективной, современная риторика выдвигает формулу: мысль + чувство + слово.

Совершенно точно не нужно аргументировать значение риторических навыков в жизни человека, дар абсолютного убеждения – это дар высшей власти над людьми, власти над их умами и сердцами. Умение убеждать – это способ осуществления всех желаний. Можно ли научиться этому искусству? Вспомним слова Марка Туллия Цицерона блестящего оратора, древнеримского политика и философа: «Поэтами рождаются – ораторами становятся». Конечно, для кого-то ораторское искусство доступно более, для кого-то менее, но результат в любом случае зависит от настойчивости и прилагаемых усилий. Первое выступление Демосфена было встречено насмешками и оскорблениями, хилый и косноязычный оратор, казалось, другого и не заслуживает. Однако, его упорство, сила духа и энергия привели к тому, что Демосфен стал величайшим политическим оратором, вошел в античную историю как человек, способный в любом случае склонить сограждан на свою сторону силой убеждения.

1 Предмет и задачи риторики – это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия. Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском ключе - это значит придавать ей общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень, повышать ценность речи. Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств. Связь этики и эстетики с риторикой - Этика-наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты. Использование методов психологии в риторики – это наука, изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики, законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной деятельностью человека, его душевным состоянием.

2 Гомилетика как отрасль риторики – церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки. Основы древнерусского красноречия – были народные традиции. Существуют тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи “Золотое слово Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют, что старинному русскому красноречию были присущи: высокое уважение к книжному слову, мудрой речи, словесному мастерству.

3 Для чего нужна целевая установка в речи - она облегчает восприятие речи. Говорящий должен ясно представлять для чего, с какой целью он произносить речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Что в риторике понимается под композицией речи – под ней понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основные правила и приемы композиции - 1.Пересекающиеся сюжетные линии; они соприкасаются: например линии семейств Болконских, Ростовых, Безуховых

2. Временный перенос места действия; повествование начинается не сначала, а с итога жизни героя, к примеру “ Мцыри”

3.Обрамление текста документами (записки, переписка)

4.Приемы поэтического творчества

5.Рассказ в рассказе

Основные способы подготовки речи – 1.Запись текста.2. Выступление с опорой на текст.3.Выступление без записей.4.Выступление экспромтом.

4 Что относится к понятию “Культура речи” - под ней понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: 1. Богатство (разнообразие) речи; 2. Ее чистота.3. Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность.

5 Назначение и особенности развлекательной речи – она не содержит иной цели кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлекать и потешать слушателя. В ней шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. Она проникнута единством связного повествования, или состоит из анекдотов. В ней юмор много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура преувеличения.

Назначение информационной речи – она пробуждает любознательность и дает новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

1. В ней ничего не должно быть спорного;

2. Она должна вызывать пытливость;

3. Она должна удовлетворять запросы слушателя

4. Сообщение должно быть актуально.

Особенности убеждающей речи – она логическими доводами доказывает или опровергает какое-либо положение. В этих речах любимыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласится с ним в спорном вопросе. Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она не призывает к непосредственному действию. Что представляет собой призывающая к действию или агитационная речь – она заставляет слушателя почувствовать потребность делать то, о чем просит оратор. Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным.

6 Деление устно-разговорных стилей – они делятся на: литературно-разговорный – это речь образованных людей в учебных заведения, в деловом производственном общении, в учреждениях культуры; разговорно-бытовой – это речь в домашних условиях, на отдыхе., на улице; тут встречаются не строгие обороты речи и слова, выходящие за границы нормы литературного языка; ораторский - строгий вариант устной-публичной речи: на конференциях, собраниях, лекции, докладах, сообщениях пр.; этот стиль находится в рамках литературной нормы.

7 Мастерство оратора и понятие ораторской этики – оценка слушателями языкового риторического мастерства оратора или собеседника, которая проявилась в выступлении. Его ошибки в ударениях, орфоэпии, выборе слов, образовании падежных форм и т.д. раздражают слушателя; примитивный уровень речи разочаровывает. С другой стороны, мастерство, остроумие, уместный намек, яркий художественный образ вызывают уважение к выступающему и следовательно к его речи. Если цель выступления - убеждение слушателей, то результат этого убеждения – главный критерий мастерства оратора. Этика - это учение о морали, система норм нравственного поведения. Этикет – установленный, принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах. Этикет этичен только тогда, когда отражает душевное богатство личности.

8 Язык, которым пользуется человек в повседневном общении , является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления. Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Знак обладает следующими свойствами: знак должен быть материальным, доступным восприятию; знак направлен на значение; содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами; содержание и форма знака определяются различительными признаками; знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе. Указанные выше свойства знака обусловливают ряд требований культуры речи. Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчетливо слышимы, видимы. Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причем таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи. В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлен о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые, лишь по мнению говорящего, уже содержатся в сказанных словах. В-четвертых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга. В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

9 Вопрос, является некоторая языковая разновидность (идиом) языком или диалектом, относится к одной из сложных проблем лингвистики , причем последствия такого решения могут выходить и далеко за её пределы. Если строгого выбора в обозначении конкретной разновидности языка лучше избежать, лингвисты обычно используют термин идиом (либо «промежуточное» обозначение «язык/диалект»). Не существует единого понимания проблемы «язык или диалект» и, соответственно, единых критериев её решения. Поэтому, утверждая, что некий идиом является именно языком или именно диалектом, необходимо оговаривать, на основании каких критериев делается этот вывод. Это значит, что на вопрос «являются два (близкородственных) идиома диалектами или разными языками?», как правило, нельзя ответить просто «да» или «нет», не оговаривая, что имеется в виду. Среди критериев, которыми могут руководствоваться при решении проблемы, можно выделить две основные группы - социолингвистические и структурные. Возможны следующие варианты формулировок: язык/идиом A является диалектом языка B (молдавский как диалект румынского, малайский как диалект индонезийского, урду как диалект хинди, балкано-гагаузский как диалект гагаузского, галисийский как диалект португальского); язык/идиом B является диалектом языка A (индонезийский как диалект малайского); языки/идиомы A и B, не соотносясь как диалекты/варианты друг друга, являются диалектами/вариантами единого языка C (молдавский и румынский, малайский и индонезийский, урду и хинди, балкано-гагаузский и гагаузский, галисийский и португальский, таджикский, фарси и дари).

10 Термин койне (греч. κοινη "общий язык") первоначально применялся лишь к общегреческому языку, который сложился в IV–III вв. до н. э. и служил единым языком деловой, научной и художественной литературы Греции до II–III вв. н. э. В современной социолингвистике койне понимается как такое средство повседневного общения, которое связывает людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах данного языка. В роли койне могут выступать наддиалектные формы языка – своеобразные интердиалекты, объединяющие в себе черты разных территориальных диалектов, – или один из языков, функционирующих в данном ареале. Понятие койне особенно актуально при описании языковой жизни больших городов, в которых перемешиваются массы людей с разными речевыми навыками. Межгрупповое общение в условиях города требует выработки такого средства коммуникации, которое было бы понятно всем. Так появляются городские койне, обслуживающие нужды повседневного, главным образом устного, общения разных групп городского населения. Помимо городских койне выделяют койне ареала, т. е. определенной территории, на которой распространен данный язык (или языки). Так, в многоязычной республике Мали (Африка) в качестве койне используется язык бамана, имеющий наддиалектную форму [Виноградов 1990]. Понятие койне иногда применяется и к письменным формам языка – например, к латыни, использовавшейся в качестве языка науки в средневековой Европе.

    Основы риторики (о личности оратора, типы речи, законы современной риторики, приемы привлечения внимания, этапы работы над речью в классической риторике)

    Основы эристики

7.1. Основы риторики

Самое важное, что большинство учащихся обретают благодаря упражнениям в публичных выступлениях, - это увеличившаяся уверенность в себе, укрепление веры в свою способность что-то сделать. А что может быть важнее этого для достижения успеха почти в любом деле?

Д. Карнеги

Риторика – это теория и искусство красноречия, убеждающей речевой коммуникации.

Риторика возникла в античности, и тогда же обозначились два ее направления: логическое и литературное.

Для логической риторики главное – убедительность речи, ее эффективность, т.е. достижение истины, блага, справедливости. Виднейшим представителем логического направления был Аристотель (384-322 до н.э.). Основатель логики прекрасно понимал ее границы и отмечал, что логика подходит для людей образованных, но бессильна перед толпой. Поэтому он и разрабатывал основы логической риторики. «… если мы имеем даже самые точные знания, все-таки нелегко убеждать некоторых людей, говоря на основании этих знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело образования, а здесь [перед тол­пою] это невозможно. Здесь мы непременно долж­ны вести доказательства и рассуждения общедо­ступным путем… относительно обращения к толпе».

Главное для литературной риторики – художественность, украшенность речи, соответствие канонам эстетики; убедительность остается важной чертой речи, но отходит на второй план. Виднейшим представителем литературной риторики является оппонент Аристотеля, ученик Горгия и других софистов – Исократ (436–338 до н.э.).

Во времена эллинизма и средневековья риторика в целом стала отождествляться с литературной риторикой. В XVIII столетии, в эпоху Просвещения, когда стали сильны позиции разума и логики, риторика стала ассоциироваться с пустословием и догматикой, и интерес к ней был утрачен. Лишь в последние 30-40 лет активно развивается логически ориентированная неориторика .

О личности оратора

Риторическое мастерство тесно связано с общей культурой человека, его эрудицией, мировоззрением и психотипом. Эрудиция – основа для богатого материала для содержания речи. Эрудированные люди отличаются постоянным стремлением к новым знаниям, к расширению сферы своих интересов.

По отношению к мировоззрению можно выделить четыре типа оратора:

1) софистический;

2) диалектический (сократический);

3) догматический;

4) незрелый.

1) Софисты [см п. 1.9] считали, что объективных истин нет, «человек есть мера всех вещей», и главная задача оратора – убедить аудиторию в том, что выгодно и интересно ему самому неважно какими способами. Поэтому речь у софистов: а) манипулятивная и монологическая , адресат для них – пассивный объект воздействия, а не активный субъект; б) агональная (от греч. agon – борьба, состязание), т.е. направленная не на истину, а на победу одного и поражение другого.

2) Слово «диалектический » здесь означает нацеленность на диалог для совместного приближения к истине. Сократ – главный оппонент софистов – считал, что объективные истины существуют, и основная задача оратора – не победа и не борьба, а пробуждение мысли, совместное приближение к истине посредством диалогического общения с адресатом. Сократ часто начинал свои диалоги: «я знаю, что ничего не знаю… и все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать». Поэтому сократическая речь: а) диалогичная, она ищет в слушателе собеседника; б) гармонизирующая , т.е. она направлена на объединение усилий участников разговора ради достижения истины, общей цели, согласия.

3) Догматики , в отличие от Сократа, твердо знают, что такое истина и как ее воплотить в реальность. Догматизм, как это показывает основатель критического рационализма К. Поппер, следует из классического рационализма Р. Декарта. Идеалом классического рационализма было построение незыблемой объективной научной картины мира. Догматическая идея незыблемости и объективности знаний всегда была основой для тоталитарной речи. Догматический тип оратора воплощают в себе Сталин, Гитлер. Догматики выражаются просто и ярко, поэтому довольно часто ведут за собой толпы людей, отказывающихся от собственного мышления и чувствования. Догматики опираются на свою харизму, недальновидность аудитории, внушение страха, агрессивных чувств, насилие. Догматическая речь: а) монологична; б) нетерпима к инакомыслию.

4) Незрелый тип оратора представляют собой люди, личностно незрелые, выступающие перед публикой, потому что им сказали выступить, или для того, чтобы как то выделиться, но они не вполне удовлетворительно знают то, о чем говорят. Естественно, что многие из студентов могут ощущать себя незрелыми ораторами. Таким студентам можно посоветовать поверить в себя, работать над собой, повышать свой интеллектуальный, личностный уровень. Как призывал Н. Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

А если говорить более конкретно, то начинающим ораторам следует: во-первых, подбирать темы, которые были бы интересны и им самим и слушателям; во-вторых, хорошо подготовиться к выступлению.

Цель всякой речи – убедить слушателей, а эта цель достигается, если слушатели доверяют говорящему. Поэтому из всех четырех типов ораторов наиболее разумен, гуманен и демократичен второй тип. Сократического понимания ораторского искусства придерживались Плутарх, Аристотель и Цицерон. Плутарх говорил: «одно единственное слово, один кивок человек, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов». Аристотель считал, что основной целью риторики является достижение счастья, блага, истины, справедливости и т.д. Аристотель в «Риторике» писал: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, – это разум, добродетель и благорасположение. Если таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. Цицерон призывал ораторов к борьбе за счастье людей. Сократический тип оратора в длительной перспективе внушает людям больше доверия, чем софистический и догматический. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Сократу философы доверяют больше, чем софистам.

Правомерно деление ораторов по психологическим типам личности.

В соответствии с психотипами по К.Г. Юнгу, ораторы делятся на экстравертов и интровертов.

Экстраверты (направленные вовне) – направленные на внешний мир, общительные, импульсивные, оптимистичные, быстро реагирующие на внешние раздражения, быстро, но, к сожалению, часто поверхностно думающие.

Интроверты (направленные внутрь) – углубленные в себя, спокойные, застенчивые, медленно, но глубоко думающие, редко демонстрирующие свои эмоции.

Ораторы-экстраверты могут сходу что-нибудь сочинить. Интровертам нужно время, чтобы собраться с мыслями. При равных навыках публичной речи экстраверты как ораторы держатся более уверенно, чем ораторы-интроверты.

С.Ф. Иванова делила ораторов на четыре типа.

      Рационально-интуитивный тип . К нему относятся сангвиники – люди, психически и физически активные, быстро реагирующие на происходящие события, с аналитическим складом ума, с выраженной мимикой и движениями); они продумывают обстоятельный план выступления, но их заботит и яркость, эмоциональность, образность выступления. Они легко начинают новые дела, но не всегда их доводят до конца.

      Эмоционально-интуитивный тип . К нему относятся холерики. Эти люди говорят страстно и увлеченно, но им часто не хватает логической последовательности в речи.

      Философский тип . Чаще всего это психически стабильные, обладающие размеренным темпом речи и слабой эмоциональной выраженностью флегматики. Они исследователи, желающие и умеющие вовлечь аудиторию в размышления.

      Лирический, художественно-образный тип . Чаще всего, это меланхолики со свойственными им глубокой эмоциональностью, своеобразным лиризмом, внутренним волнением.

Каковы бы ни были психотип оратора, его мировоззрение и эрудиция, выступающий автоматически занимает статус более авторитетного лица, чем слушатели, и риторика выдвигает ряд общих требований к оратору. К ним относятся: обаяние, уверенность, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность, открытость. Внимание слушателей зависит от таких факторов, как авторитет, внешность, харизма оратора. Прежде всего, в этом плане, следует быть или хотя бы выглядеть уверенным в себе, позитивным, демократичным, духовно сильным, галантным и внешне и внутренне привлекательным человеком. Очень важно уравнивать себя с другими и говорить с ними как с близкими. Позитивно и демократично настроенный говорящий имеет больше шансов на успех у собеседника, чем авторитарно настроенный говорящий, ведущий себя в соответствии с речевой моделью «Я здесь для того, чтобы говорить, вы – для того, чтобы слушать».

Типы речи

Типы речевых действий в зависимости от цели говорящего

Основная цель публичного выступления – убедить аудиторию принять позицию оратора. В риторике выделяют также следующие речевые цели и соответствующие типы речи.

Цель говорящего

Тип речи

Сообщить, информировать без высказывания спорных мнений

Информационный

Высказать, доказать свое мнение

Аргументирующий, убеждающий

Побудить к действию

Агитирующий, воодушевляющий

Обсудить проблему и найти истину

Эвристический

Выразить оценку события, явления

Оценивающий

Доставить удовольствие себе и собеседникам самим процессом общения, выразить и возбудить эмоции

Гедонистический, развлекательный, поэтический

Каждый тип речи имеет свою специфику, должен опираться на свою тактику. Не следует путаться в стилях.

Законы современной риторики

    Закон гармонизирующего диалога – эффективное речевое воздействие возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

    Закон продвижения и ориентации адресата. Оратор во введении должен показать слушателям цель, основные промежуточные этапы в достижении цели, а в процессе изложения основной части выступления показывать продвижение по пути к цели.

    Закон эмоциональности, выразительности. Только в том случае, если оратор сам переживает эмоционально то, о чем сообщает, ему удастся не оставить аудиторию равнодушной. Речь становится выразительной благодаря использованию метафор и приемов невербальной (мимика, жесты, поза) и паравербальной коммуникации (интонация, тембр, темп, ритм высота голоса). Выразительная речь – основа для поддержания внимания слушателей.

    Закон удовольствия. Создание игровой установки, загадки, парадоксы, каламбуры, игра слов, провокации.

Для установления диалога необходимо придерживаться следующих принципов гармонизирующего диалога :

1) внимание к адресату (тема и речь должна подходить аудитории). Для этого вы должны знать или хотя бы предполагать об интересах аудитории и уровне ее теоретической подготовки (некритически или критически мыслящая аудитория, высокий или низкий уровень образования). Для аудитории с низким уровнем образования следует подбирать простые выражения. Для аудитории с высоким уровнем образования следует находить средства, подтверждающие вашу компетентность в вопросе);

2) принцип интимизации (близости содержания) речи жизни и интересам аудитории;

3) конкретность, образность и разговорный стиль речи.

Считается, что аудитория может внимательно слушать лишь 15 мин, после этого она устает и отвлекается. Необходимо использовать приемы привлечения внимания.

Приемы привлечения внимания

Апелляция к интересам аудитории;

Апелляция к личности оратора;

Апелляция к погодным, климатическим, географическим условиям;

Апелляция к речи предыдущего выступающего;

Апелляция к событиям;

Визуальная информация,

Вопросы к аудитории, в том числе, риторические, вопросы-просьбы;

Изложение и напоминание цели выступления;

Изложение парадоксальной ситуации;

Необычность выступления (если все выступающие стоят за кафедрой, то стоять рядом с кафедрой или немного перемещаться по сцене).

Обращение;

Прием сопереживания, соучастия;

Смена интонаций, тембра и скорости речи,

Юмористическое замечание.

Поза . Осанка много говорит о человеке, его уверенности в себе, статусе. Для оратора очень важно вырабатывать у себя привычку держаться прямо и ненапряженно. Призывы следует осуществлять, подав корпус вперед.

Жесты у выступающего перед публикой должны быть выше пояса, в основном, выше пояса, а ладони направлены вниз. Не следует локти прижимать к корпусу.

Мимика должна выражать позитивные эмоции. Выступающий делится с аудиторией не только своими познаниями, но и эмоциями.

В античной риторике установилась классическая схема, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса – пути от мысли к звучащему публичному слову.

Лекция 7. Основы риторики и эристики

  1. Основы риторики (о личности оратора, типы речи, законы современной риторики, приемы привлечения внимания, этапы работы над речью в классической риторике)
  2. Основы эристики

Самое важное, что большинство учащихся обретают благодаря упражнениям в публичных выступлениях, - это увеличившаяся уверенность в себе, укрепление веры в свою способность что-то сделать. А что может быть важнее этого для достижения успеха почти в любом деле?

Д. Карнеги

Риторика – это теория и искусство красноречия, убеждающей речевой коммуникации.

Риторика возникла в античности, и тогда же обозначились два ее направления: логическое и литературное.

Для логической риторики главное – убедительность речи, ее эффективность, т.е. достижение истины, блага, справедливости. Виднейшим представителем логического направления был Аристотель (384-322 до н.э.). Основатель логики прекрасно понимал ее границы и отмечал, что логика подходит для людей образованных, но бессильна перед толпой. Поэтому он и разрабатывал основы логической риторики. «… если мы имеем даже самые точные знания, все-таки нелегко убеждать некоторых людей, говоря на основании этих знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело образования, а здесь [перед тол­пою] это невозможно. Здесь мы непременно долж­ны вести доказательства и рассуждения общедо­ступным путем… относительно обращения к толпе».

Главное для литературной риторики – художественность, украшенность речи, соответствие канонам эстетики; убедительность остается важной чертой речи, но отходит на второй план. Виднейшим представителем литературной риторики является оппонент Аристотеля, ученик Горгия и других софистов – Исократ (436–338 до н.э.).

Во времена эллинизма и средневековья риторика в целом стала отождествляться с литературной риторикой. В XVIII столетии, в эпоху Просвещения, когда стали сильны позиции разума и логики, риторика стала ассоциироваться с пустословием и догматикой, и интерес к ней был утрачен. Лишь в последние 30-40 лет активно развивается логически ориентированная неориторика .

О личности оратора

Риторическое мастерство тесно связано с общей культурой человека, его эрудицией, мировоззрением и психотипом. Эрудиция – основа для богатого материала для содержания речи. Эрудированные люди отличаются постоянным стремлением к новым знаниям, к расширению сферы своих интересов.

По отношению к мировоззрению можно выделить четыре типа оратора:

1) софистический;

2) диалектический (сократический);

3) догматический;

4) незрелый.

1) Софисты [см п. 1.9] считали, что объективных истин нет, «человек есть мера всех вещей», и главная задача оратора – убедить аудиторию в том, что выгодно и интересно ему самому неважно какими способами. Поэтому речь у софистов: а) манипулятивная и монологическая , адресат для них – пассивный объект воздействия, а не активный субъект; б) агональная (от греч. agon – борьба, состязание), т.е. направленная не на истину, а на победу одного и поражение другого.



2) Слово «диалектический » здесь означает нацеленность на диалог для совместного приближения к истине. Сократ – главный оппонент софистов – считал, что объективные истины существуют, и основная задача оратора – не победа и не борьба, а пробуждение мысли, совместное приближение к истине посредством диалогического общения с адресатом. Сократ часто начинал свои диалоги: «я знаю, что ничего не знаю… и все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать». Поэтому сократическая речь: а) диалогичная, она ищет в слушателе собеседника; б) гармонизирующая , т.е. она направлена на объединение усилий участников разговора ради достижения истины, общей цели, согласия.

3) Догматики , в отличие от Сократа, твердо знают, что такое истина и как ее воплотить в реальность. Догматизм, как это показывает основатель критического рационализма К. Поппер, следует из классического рационализма Р. Декарта. Идеалом классического рационализма было построение незыблемой объективной научной картины мира. Догматическая идея незыблемости и объективности знаний всегда была основой для тоталитарной речи. Догматический тип оратора воплощают в себе Сталин, Гитлер. Догматики выражаются просто и ярко, поэтому довольно часто ведут за собой толпы людей, отказывающихся от собственного мышления и чувствования. Догматики опираются на свою харизму, недальновидность аудитории, внушение страха, агрессивных чувств, насилие. Догматическая речь: а) монологична; б) нетерпима к инакомыслию.

4) Незрелый тип оратора представляют собой люди, личностно незрелые, выступающие перед публикой, потому что им сказали выступить, или для того, чтобы как то выделиться, но они не вполне удовлетворительно знают то, о чем говорят. Естественно, что многие из студентов могут ощущать себя незрелыми ораторами. Таким студентам можно посоветовать поверить в себя, работать над собой, повышать свой интеллектуальный, личностный уровень. Как призывал Н. Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!

А если говорить более конкретно, то начинающим ораторам следует: во-первых, подбирать темы, которые были бы интересны и им самим и слушателям; во-вторых, хорошо подготовиться к выступлению.

Цель всякой речи – убедить слушателей, а эта цель достигается, если слушатели доверяют говорящему. Поэтому из всех четырех типов ораторов наиболее разумен, гуманен и демократичен второй тип. Сократического понимания ораторского искусства придерживались Плутарх, Аристотель и Цицерон. Плутарх говорил: «одно единственное слово, один кивок человек, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространных доводов». Аристотель считал, что основной целью риторики является достижение счастья, блага, истины, справедливости и т.д. Аристотель в «Риторике» писал: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, – это разум, добродетель и благорасположение. Если таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. Цицерон призывал ораторов к борьбе за счастье людей. Сократический тип оратора в длительной перспективе внушает людям больше доверия, чем софистический и догматический. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Сократу философы доверяют больше, чем софистам.

Правомерно деление ораторов по психологическим типам личности.

В соответствии с психотипами по К.Г. Юнгу, ораторы делятся на экстравертов и интровертов.

Экстраверты (направленные вовне) – направленные на внешний мир, общительные, импульсивные, оптимистичные, быстро реагирующие на внешние раздражения, быстро, но, к сожалению, часто поверхностно думающие.

Интроверты (направленные внутрь) – углубленные в себя, спокойные, застенчивые, медленно, но глубоко думающие, редко демонстрирующие свои эмоции.

Ораторы-экстраверты могут сходу что-нибудь сочинить. Интровертам нужно время, чтобы собраться с мыслями. При равных навыках публичной речи экстраверты как ораторы держатся более уверенно, чем ораторы-интроверты.

С.Ф. Иванова делила ораторов на четыре типа.

1) Рационально-интуитивный тип . К нему относятся сангвиники – люди, психически и физически активные, быстро реагирующие на происходящие события, с аналитическим складом ума, с выраженной мимикой и движениями); они продумывают обстоятельный план выступления, но их заботит и яркость, эмоциональность, образность выступления. Они легко начинают новые дела, но не всегда их доводят до конца.

2) Эмоционально-интуитивный тип . К нему относятся холерики. Эти люди говорят страстно и увлеченно, но им часто не хватает логической последовательности в речи.

3) Философский тип . Чаще всего это психически стабильные, обладающие размеренным темпом речи и слабой эмоциональной выраженностью флегматики. Они исследователи, желающие и умеющие вовлечь аудиторию в размышления.

4) Лирический, художественно-образный тип . Чаще всего, это меланхолики со свойственными им глубокой эмоциональностью, своеобразным лиризмом, внутренним волнением.

Каковы бы ни были психотип оратора, его мировоззрение и эрудиция, выступающий автоматически занимает статус более авторитетного лица, чем слушатели, и риторика выдвигает ряд общих требований к оратору. К ним относятся: обаяние, уверенность, артистизм, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность, открытость. Внимание слушателей зависит от таких факторов, как авторитет, внешность, харизма оратора. Прежде всего, в этом плане, следует быть или хотя бы выглядеть уверенным в себе, позитивным, демократичным, духовно сильным, галантным и внешне и внутренне привлекательным человеком. Очень важно уравнивать себя с другими и говорить с ними как с близкими. Позитивно и демократично настроенный говорящий имеет больше шансов на успех у собеседника, чем авторитарно настроенный говорящий, ведущий себя в соответствии с речевой моделью «Я здесь для того, чтобы говорить, вы – для того, чтобы слушать».

Типы речи

Типы речевых действий в зависимости от цели говорящего

Основная цель публичного выступления – убедить аудиторию принять позицию оратора. В риторике выделяют также следующие речевые цели и соответствующие типы речи.

Каждый тип речи имеет свою специфику, должен опираться на свою тактику. Не следует путаться в стилях.

Законы современной риторики

1. Закон гармонизирующего диалога – эффективное речевое воздействие возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

2. Закон продвижения и ориентации адресата. Оратор во введении должен показать слушателям цель, основные промежуточные этапы в достижении цели, а в процессе изложения основной части выступления показывать продвижение по пути к цели.

3. Закон эмоциональности, выразительности. Только в том случае, если оратор сам переживает эмоционально то, о чем сообщает, ему удастся не оставить аудиторию равнодушной. Речь становится выразительной благодаря использованию метафор и приемов невербальной (мимика, жесты, поза) и паравербальной коммуникации (интонация, тембр, темп, ритм высота голоса). Выразительная речь – основа для поддержания внимания слушателей.

4. Закон удовольствия. Создание игровой установки, загадки, парадоксы, каламбуры, игра слов, провокации.

Для установления диалога необходимо придерживаться следующих принципов гармонизирующего диалога :

1) внимание к адресату (тема и речь должна подходить аудитории). Для этого вы должны знать или хотя бы предполагать об интересах аудитории и уровне ее теоретической подготовки (некритически или критически мыслящая аудитория, высокий или низкий уровень образования). Для аудитории с низким уровнем образования следует подбирать простые выражения. Для аудитории с высоким уровнем образования следует находить средства, подтверждающие вашу компетентность в вопросе);

2) принцип интимизации (близости содержания) речи жизни и интересам аудитории;

3) конкретность, образность и разговорный стиль речи.

Считается, что аудитория может внимательно слушать лишь 15 мин, после этого она устает и отвлекается. Необходимо использовать приемы привлечения внимания.

Приемы привлечения внимания


Апелляция к интересам аудитории;

Апелляция к личности оратора;

Апелляция к погодным, климатическим, географическим условиям;

Апелляция к речи предыдущего выступающего;

Апелляция к событиям;

Визуальная информация,

Вопросы к аудитории, в том числе, риторические, вопросы-просьбы;

Изложение и напоминание цели выступления;

Изложение парадоксальной ситуации;

Необычность выступления (если все выступающие стоят за кафедрой, то стоять рядом с кафедрой или немного перемещаться по сцене).

Обращение;

Прием сопереживания, соучастия;

Смена интонаций, тембра и скорости речи,

Юмористическое замечание.


Поза . Осанка много говорит о человеке, его уверенности в себе, статусе. Для оратора очень важно вырабатывать у себя привычку держаться прямо и ненапряженно. Призывы следует осуществлять, подав корпус вперед.

Жесты у выступающего перед публикой должны быть выше пояса, в основном, выше пояса, а ладони направлены вниз. Не следует локти прижимать к корпусу.

Мимика должна выражать позитивные эмоции. Выступающий делится с аудиторией не только своими познаниями, но и эмоциями.

В античной риторике установилась классическая схема, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса – пути от мысли к звучащему публичному слову.

Этапы работы над речью
в классической риторике (по Клюеву Е.В.)

Классическая античная риторика выделяет пять этапов работы над речью:

1) инвенция (лат. inventio – изобретение, выдумка) – найти, что сказать;

2) композиция, диспозиция (лат. disposition – расположение) – найденное расположить по порядку;

3) элокуция (лат. elocutio – выражение) придать ему слог и стиль;

4) меморио (лат. memorio – память) утвердить все это в своей памяти;

5) акцио (лат. actio – действие). Произнести.

Рассмотрим три первых этапа работы над речью.

1) Инвенция

Инвенция – это искусство нахождения и предварительной систематизации материала для речи.

Инвенция состоит из 1) о чем говорить; 2) таксономии; 3) топика; 4) типы материала и фазы инвенции

Материал должен быть интересен и ритору и аудитории, но бывает так, что материал изначально неинтересен аудитории, но оратор так его подает, что он становится интересен. «Гениальным открытием инвенции бы­ло то, что уровень общественного интереса к той или иной теме есть прежде всего вопрос градуирования. Общественно неинтересных тем не существует, существуют лишь неправильно градуированные темы».

Градация – это процедура подстраивания содержания темы под особенности аудитории, места и времени.

Естественно, что корректно градуировать тему, можно лишь в том случае, если хорошо знать ее, интересы аудитории и текущие события, которые могли бы быть мостиком между интересами аудитории и темой.

Одной из важнейших операций в градации является таксономия – переход от рода к виду или наоборот для нахождения точки соприкосновения данной темы с интересами аудитории, для интимизации сообщения (приближения его к адресату). Клюев Е.В. приводит пример с кошкой Марией-Антуанеттой, которая находится в родо-видовых отношениях с понятиями «сиамская кошка», «кошка», «млекопитающее», «животное». Мало кому интересно слушать сообщение про кошку Марию-Антуанетту, а о животных, в целом, мало что можно сказать, потому что чем больше объем понятия, тем меньше признаков находится в содержании этого понятия. Инвенция рекомендует держаться «золотой середины», т.е. выбирать предметом выступления не слишком узкие темы и не слишком широкие.

(Подробнее см в уч. Клюев Риторика файл Глава 1-2)

Материал для выступления бывает трех видов: эмпирический, энциклопедический и компаративный.

1) Эмпирический материал – данные добытые самим автором из наблюдений, опроса, экспериментов и т.п. Изначально риторика была ораторским искусством, применимым в основном судебных делах, где невозможно обойтись без эмпирического материала. По качеству эмпирического материала судили о креативных возможно­стях говорящего, об его умении ""продуцировать" информацию.

2) Энциклопедический материал – совокупность уже существующих знаний и положений, является источником цитирования.

3) Компаративный материал приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим и показывает, насколько гармонично взгляды автора вписываются в существующую традицию, или определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей. Сегодня, после широкого признания принципа фальсифицируемости К. Поппера, конфликтность эмпирического материала по отношению к энциклопедическому оценивается вполне лояльно.

При подборе материала важно учитывать интенцию – намерение говорящего подать материал: а) позитивно, чтобы вызвать сочувствие; б) негативно, чтобы вызвать негодование; в) нейтрально, предложить к сведению. Риторика рекомендует избегать эмоционального решения интенционального замысла и воздерживаться от того, чтобы вызывать сочувствие «похвалой», вызывать него­дование «порицанием» и изложить (предложить к сведению) «равнодушно». Эмоции следует вызывать, не впадая в оценочные суждения. Можно воспользоваться прямыми формами выражения интенции, прибегнув к аппарату логики, и косвен­ными формами выражения интенции, прибегнув к аппарату фигур и тро­пов.

Любому человеку необходимы социум и реализация себя в нем, поэтому навыки общения являются настолько же важными, как способность обеспечить свои первичные потребности. Именно для этого и нужна в современном мире – она помогает людям выражать друг для друга свои мысли и чувства, создает коммуникации в обществе, и, несомненно, способствует его развитию. Возможность общаться не только с помощью жестов и звуков (как это было во времена, когда люди выживали только за счет инстинктов) – это необходимое условие для существования цивилизованного общества, поэтому риторика была и остается востребованной и важной к изучению.

Определение

Если кратко описать весь исторический процесс развития общества, то современная риторика образовалась из искусства, которому обучали в античных государствах – и Древнем Риме. В те времена люди уже могли говорить, но правильно оформить свою речь, чтобы она была эффектной и убедительной, еще нет. Тогда ораторское искусство, равно как и грамота, нужны были для верхних слоев общества – в этом, чтобы красиво говорить, были заинтересованы, в первую очередь, правители, судьи и дипломаты.

Для обычного народа этот навык имел далеко не такое важное значение – все, кто не был благородного происхождения, не получали столь разностороннего образования, поэтому античная риторика имела очень ограниченное распространение.

Современное состояние риторики куда лучше – в XXI веке в ней нуждается каждый житель планеты, который хочет успешно общаться с другими людьми. Разумеется, необразованный слой населения никуда не делся – он все еще есть в каждой стране, но только стал значительно меньше количественно, в цивилизованных государствах хотя бы неполное среднее образование получает практически каждый.

Понятие риторики сейчас носит почти то же значение, что и – это теоритическое и практическое умение сформулировать свою речь таким образом, чтобы она грамотно отражала цели и идеи говорящего, а для слушателей была интересна, приятна и убедительна.

Понятие об ораторском мастерстве может быть рассмотрено как в широком, так и в узком смысле:

  • объектом изучения риторики в широком смысле является публичное выступление в процессе коммуникации двух и более людей (то есть, способ выражения своих мыслей и чувств перед собеседником или общественностью).
  • в узком же под ней может подразумеваться любой из составляющих речевой коммуникации для каждого конкретного человека (то есть, значение слова, пунктуация, особенности обращения, расставления акцентов в речи и т. д. – но для взгляда конкретной личности).

Основные принципы

Для того чтобы успешно и в дальнейшем правильно его применять, необходимо следовать основным принципам риторики:

  1. Любая речь должна иметь четкий план и структуру. Для того чтобы грамотно выразить любую свою мысль, человек точно должен знать, с чего начать, где расставить акценты, и чем эффектно закончить обращение. План должен быть сформулировать согласно законам логики, на последовательных и ясных для предполагаемой аудитории тезисах.
  2. . Оратор должен воспринимать любую, даже незнакомую аудиторию, как лучшего друга, с которым не страшно вести беседу. Речь не должна быть заученной или зачитанной с листа, а произноситься с легкостью, к которой мы привыкли при дружеском расслабленном общении.
  3. Речь перед публикой должна быть на нее и ориентирована. Даже при не знакомой аудитории необходимо анализировать своих слушателей – что им интересно, что они хотят услышать, что легко для их восприятия, а что – нет. Зачастую анализ приходится проводить прямо во время своего выступления, принимая во внимание реакцию публики – для того, чтобы совместить эти два действия, необходима тренировка и уверенность в себе.
  4. Заинтересовать публику важно с самых первых слов. Даже если тема достаточно узкой специализации, а тезисы опираются на сухие факты и вычисления, обращение к публике все равно должно быть построено таким образом, чтобы оратора сразу стало интересно слушать. Следует использовать яркие слова, провокации, любопытные примеры и другие инструменты.

Общая современная риторика рассматривается в широком смысле, то есть, включает в себя закономерности речевого поведения и практические навыки их использования. Она распределяется на несколько видов (разделов, составляющих):

  • риторический канон (правила и положения, обязательные для грамотного построения речи – особенности планирования и построения, оценка содержания и т. д.);
  • свободное публичное выступление;
  • ведение спорного диалога;
  • ведение беседы с собеседником и/или аудиторией;
  • повседневное общение;
  • национально-культурные риторические особенности.

Грамотное владение речью невозможно без детального изучения каждого из выше представленных разделов – риторика на современном этапе предполагает, что образованный человек может выражать свои мысли и подстраивать обращение к публике под обстоятельства, в которых оказывается. Именно поэтому очень важно правильно и корректно спорить, уметь вести повседневные беседы, подстраиваться под национально-культурные особенности аудитории, знать основные правила построения выступления и т. д.


Состояние современной риторики

Главное отличие современной риторики от ее античной вариации – это отсутствие пассивного слушателя. Если во времена Древнего мира коммуникации носили преимущественно однонаправленный характер, то сейчас публика является полноправным активным участником беседы. Один из принципов современной риторики – это построение диалога с публикой. Согласно ему, заинтересованный слушатель обязательно должен:

  1. эмоционально реагировать на определенные моменты речи;
  2. задавать вопросы;
  3. спорить, если он не согласен с какими-либо тезисами и пояснениями в выступлении;
  4. проявить какую-либо реакцию, принять решение или иными способами отразить эффективность речи, произнесенной оратором.

Согласно принципу кооперации, который был сформулирован Г.П. Прайсом, выступление должно не «побеждать» публику, а быть шагом к ней навстречу. Успех ораторского мастерства же состоит в том, что публика, в свою очередь, также делает шаги навстречу, то есть, отношения между говорящим и слушателями никак не может являться антагонистическими.

В заключение

Умение говорить дано нам практически с рождения – этому человек учится в пределах своего нормального биологического развития. Однако умение говорить так, чтобы человека было интересно слушать, – это навык, который требует обучения и тренировки, а ораторское искусство, в свою очередь, дает возможность добиться успеха в любой сфере деятельности.