Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Условия сдачи частного дома в эксплуатацию. Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и банкротство застройщика: нормативное регулирование — Правовой центр Олега Некрасова

Подробности Опубликовано 28.03.2014 15:20

В процессе строительства многоэтажных жилых зданий, весьма ответственным является момент сдачи новостроек в эксплуатацию, поскольку нарушение строительных норм при возведении конструкций способно привести к трагическим последствиям в ходе дальнейшей эксплуатации здания. По этой причине качество выполненных строительных работ в обязательном порядке контролируется государством.

До того как первые жильцы начнут заселяться в новые квартиры построенного дома, застройщик обязан получить разрешение на ввод новостройки в эксплуатацию от государственных контролирующих структур. В этой статье вы узнаете, кто и каким образом контролирует качество производства работ на разных этапах возведения жилого дома и какие документы требуются для подтверждения качества вновь построенного объекта.

Качество и безопасность новостройки подтверждается документально

Большинству граждан, которые становятся владельцами и конечными потребителями продукта от застройщика, проще говоря, жильцам квартир в новостройках, процессы и технологии проведения контроля над качеством строительных работ представляются весьма смутно. В большей степени они интересуются вопросами несколько иного характера – сроками сдачи дома, когда можно вселяться в квартиру и начинать делать ремонт по своим задумкам, то есть обживать свое новое жилище.

Однако не следует спешить, ведь до момента получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и заселение дома, квартиры не могут быть переданы в пользование гражданам. Здесь вступает в силу технология контроля качества строительных работ со стороны государства. А полученное застройщиком разрешение служит для новоселов гарантией тому, что все строительные работы были выполнены застройщиком должным образом, и с домом ничего плохого в будущем не произойдет.

Порядок оформления разрешений регламентирован законодательством

Итак, строительные работы на объекте полностью завершены и начинается пора оформления застройщиком ряда документов. Специально подобранный перечень документов призван подтвердить качество и безопасность эксплуатации возведенного объекта, а подписанный комиссией по приемке акт ввода здания служит основанием для передачи квартир их владельцам. И сегодня, по старой привычке, многие называют процесс проверки качества строительства объекта "госкомиссией", хотя порядок сдачи объекта был изменен довольно давно.

Приемку дома членами "госкомиссии" в привычном понимании этой формулировки проводили до конца 2004 года, когда был принят и вступил в силу Градостроительный кодекс РФ. В комиссию включались представители проектных организаций – разработчиков проекта, архитектурно-строительного контроля, пожарного, санитарного надзора, а также сотрудников из ряда профильных организаций. Причем разрешение было необходимо получить от каждой организации, представленной в комиссии. Введение в силу нового порядка приемки изменило порядок оформления необходимых документов, решение теперь принимается комплексно.

То есть процедура приемки несколько упростилась и после введения Градостроительного кодекса, ввод жилого объекта в эксплуатацию регламентируется следующими законодательными актами:

  • Статьей 55 Градостроительного кодекса РФ (ФЗ №190), которая гласит, что приемку объектов капитального строительства осуществляют органы местной власти.
  • Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ (введенным постановлением правительства РФ №54 от 1 февраля 2006г.) органы стройнадзора обязуются проверять работы на каждом из этапов строительства, начиная с получения застройщиком разрешения на ведение строительства до заключительных этапов работ.

Этими законодательными актами, по сути, все мероприятия по приемке объекта сводятся к необходимости получения застройщиком двух документов:

На первом этапе выдается Заключение о соответствии - ЗОС (Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации).

Руководствуясь «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ», проверки качества выполненных работ проводятся в течение всего периода строительства, и к моменту завершения строительства, т.н. итоговой проверки, накапливается весомый перечень проверочных актов, содержащих сведения о недочетах, времени и сроках их устранения.

Необходимое заключение формируется на основании итоговой проверки объекта представителями Комитета государственного строительного надзора, а также согласно актам промежуточных проверок. В комитете работают профильные специалисты, каждый из которых проверяет определенный сегмент работ, согласно специализации - это электрики, сантехники, санэпиднадзор, пожарные инспекторы, и пр.

Вторым этапом приемки, на основании полученного заключения ЗОС, а также ряда документов (напрямую не относящихся к процедуре приемки: свидетельство собственности на землю и др.) застройщику выдается главный документ - Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

И уже после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, новый жилой дом считается прошедшим государственную проверку, подтверждается уровень качества проведенных работ, не вызвавший нареканий со стороны приемщиков, и жильцы могут быть спокойны относительно безопасности проживания. Это также означает доступность постановки дома на государственный учет (присвоение почтового адреса), и главное, разрешение на ввод в эксплуатацию означает, что квартиры вполне можно передавать владельцам (согласно актам приемки-передачи) .

Готовность объекта к итоговой проверке должна быть полной

До того, как вызвать представителей Комитета государственного строительного надзора на объект для итоговой проверки и сдаче объекта в эксплуатацию, застройщик (генеральный подрядчик) должен завершить следующие работы на объекте:

  • Строительно-монтажные работы.
  • Проверку функционирования инженерных коммуникаций.
  • Заключение договоров на обслуживание и эксплуатацию инженерных коммуникаций (лифтовое хозяйство, водоснабжение, канализация, газоснабжение, отопление, электроснабжение).
  • Благоустройство придомовой территории (асфальтирование дорог, подъездов для автомобилей, освещение, стоянки для автомобилей, пр.).
  • Обмер объекта сотрудниками БТИ.

Все перечисленное подтверждает полную готовность объекта для заселения и проживания. Любой недочет может стать препятствием для получения ЗОС и, соответственно, выдачи Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отсутствие названного разрешения создает проблемы в передаче квартир собственникам. Тем самым застройщик оказывается в ситуации, когда он не в состоянии выполнить своих обязательств перед покупателями - контрагентами по договору долевого участия (ДДУ) в установленные сроки. Что влечет за собой судебные иски и возможные непредвиденные расходы для застройщика.

Перед заселением и оформлением дизайна…

До момента принятия Градостроительного кодекса (ГСК), обычной практикой было предоставление владельцам квартир возможности проведения ремонта до того, как дом официально введут в эксплуатацию. Сегодня требования другие – заселение жильцов может производиться только после получения застройщиком разрешения о вводе дома в эксплуатацию. А уже после того, как разрешение получено, квартиры передаются по актам приемки-передачи (к этому моменту данные обмера БТИ уже готовы). При этом действии - подписании акта, как правило, передаются ключи, после чего владелец может использовать жилплощадь по предназначению. И все же, владельцу рекомендуется воздержаться от проведения капитального ремонта, затрагивающего изменения конфигурации квартиры, до той поры, пока не будет оформлено свидетельство права собственности. Этим документом подтверждается принадлежность квартиры ее владельцу, располагая этим документом, квартиру можно продавать, дарить или передать по наследству.

Законом достаточно четко указано: внесение каких-либо изменений в конфигурацию квартиры до получения прав собственности недопустимо. Такой запрет вполне обоснован и связан с процедурой оформление кадастрового паспорта (необходимого для получения свидетельства о праве собственности). Ведь в процессе проведения этой процедуры может потребоваться повторный обмер площадей квартиры. При этом новые элементы дизайна (отделка листами гипсокартона, сооружение декоративных элементов – простенков, ниш, и пр.) могут стать помехой для обмерщиков и последние на законных основаниях потребуют устранения этих помех. Невыполнение их требований может послужить препятствием в дальнейшем оформлении прав собственности, а демонтаж элементов нового дизайна отделки связан с ненужными расходами.

Что в итоге?

В данной статье мы постарались перечислить все мероприятия, требуемые для получения документации, гарантирующей достаточно высокое качество выполнения строительных и сопутствующих работ, безопасное проживание жильцов в квартирах новостройки.

Надо отметить, современные процедуры в получении разрешительных документов разработаны таким образом, чтобы определить степень ответственности за выполнение проверок на каждом этапе. В основном это сделано в целях исключения из практики "заочных проверок", проводимых за известное поощрение. На итоговой проверке подлежат рассмотрению акты промежуточных проверок – тем самым отслеживается качество выполнения "скрытых" работ, становится очевидным уровень ответственности застройщика по уровню организации внутреннего контроля.

В дополнение, благодаря современной системе проведения проверок несколько сокращается время, необходимое для оформления необходимых документов. В настоящее время застройщик, прилежно соблюдающий все строительные нормативы, затрачивает не более 2- 3 месяцев для оформления необходимых документов, включая передачу квартир владельцам.

Частный жилой дом или как его чаще называют юристы, индивидуальное жилое строение (ИЖС) вводится в эксплуатацию с письменного разрешения муниципалитета или городской администрации. Получить такой документ могут только те собственники, у которых на руках имеются все необходимые разрешения, планы и проектная документация.

То есть, ввод в эксплуатацию можно произвести исключительно в случае законности возведения нового строения или реконструкции уже построенного дома. Согласно Гражданскому кодексу законный ввод в эксплуатацию является основанием для регистрации объекта недвижимости в государственном реестре (55-я статья, часть первая).

Следует отметить, что на основании Федерального закона, принятого в 2004 и отредактированного в 2015 году – №191 (основной) и №20 (редакция), – получать разрешение на ввод в эксплуатацию частных домов до марта 2018 года не нужно.

Также это положение касается получения технического паспорта и прохождения инвентаризации

В каждом муниципалитете установлен свой порядок получения разрешения – процесс регулируется нормативными актами администрации или муниципалитета. Поэтому для уточнения всех юридических нюансов в каждом отдельном случае следует обращаться в государственные органы по месту жительства.

Приблизительный алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • По завершении строительства собственник обращается в муниципалитет и пишет заявление с просьбой выдать разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
  • Порядок составления документа уточняется в муниципалитете.
  • Обычно требуется указать информацию о проектной документации, адрес, назначение участка и перечень , подаваемых вместе с заявлением.

Согласно 55-й статье ГК вместе с заявлением подаются документы, собранные и подготовленные владельцем заранее:

  • любой, имеющийся на руках, правоустанавливающий документ (например, договор купли-продажи или свидетельство о получении наследства);
  • план, выданный органами местного самоуправления на участок;
  • разрешение на проведение строительных работ, также выданное органом самоуправления;
  • акт о приёмке объекта;
  • технический план, подписанный специалистом из кадастрового органа (инженером);
  • документ о соответствии всем техническим нормативам (выдаётся строителями);
  • план-схема, отражающая все коммуникации и технические сооружения;
  • если был осуществлён государственный надзор, прилагается заключение от лица этого органа, подтверждающее отсутствие технических и документальных нарушений (например, отмечается соблюдение всех положений проекта);

Документы рассматривает сотрудник архитектурного или строительного отдела при органе самоуправления.

В некоторых муниципалитетах предусмотрен дополнительный осмотр объекта

Разрешение выдаётся в установленные нормативными актами сроки. Обычно это период до десяти дней. К документу обязательно прилагается технический план. После получения разрешения собственник обязан уплатить налог на имущество согласно 400-й и 401-й статье НК.

Отказ

Если был получен отказ на ввод в эксплуатацию, гражданин имеет право подать иск в суд. В документе, полученном при отказе, должны быть указаны причины принятия такого решения.

По закону причиной отказа может быть:

  • отсутствие или неправильное заполнение представленных документов;
  • несоответствие объекта проектному плану;
  • несоответствие требованиям, указанным в разрешении на строительство;
  • отсутствие копии плана, переданной в орган, выдавший разрешение на строительные работы (обычно такой рассеянностью грешат застройщики).
Любые другие причины не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию ИЖС.

При обращении в суд в случае отказа по причинам, не указанным в списке, гражданин имеет все шансы получить финансовое возмещение морального ущерба. Специалисты советуют привлечь к решению вопроса профессионального юриста и с его помощью составить грамотное исковое заявление в суд.

Для удостоверения факта соответствия построенного объекта всем предъявляемым требованиям, выдается специальный документ – акт ввода в эксплуатацию.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Введение объекта в эксплуатацию – это неотъемлемый этап при постановке его на учет в государственный реестр. Без введения в эксплуатацию невозможно оформить право собственности на данный объект. Помимо этого, проживание в жилом помещении, не введенном в эксплуатацию, повлечет наложение санкций в виде штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Говорить о завершенном строительстве и введении в эксплуатацию строения можно только при наличии на руках данного акта.

Как ввести дом в эксплуатацию:

  1. Для начала, требуется наличие технического паспорта здания, который выдается при согласованности постройки и проектной документации.
  2. Перед вызовом кадастрового инженера для составления технического паспорта, владелец новостройки убедиться, отвечает ли строение заявленным требованиям.
  3. После получения технического паспорта объекта, следует начать формирование пакета документов для оформления разрешения.

Заявленные требования:

  1. Строение должно быть оснащено дверными и оконными проемами с установленными в них дверьми и окнами.
  2. Чистовая отделка стен , что обусловлено различиями площади помещения с черновой и чистовой отделкой.
  3. Полы в чистовой отделке , то есть при заявленных в проекте дощатых полах необходима их полная готовность, в случае если указаны такие завершающие покрытия, как ламинат или линолеум, то для получения технического паспорта достаточно иметь стяжку.
  4. Потолок принимается в черновой отделке.
  5. При оснащении дома террасами или балконом их приемка осуществляется только при наличии ограждений.
  6. В здании , имеющем несколько этажей, необходимо наличие смонтированной лестницы со ступенями.
  7. Наличие отопления. При отсутствии отопления строение будет квалифицироваться кадастровым инженером как нежилое. Причем отопление должно быть проведено в большинство комнат, в противном случае дом также не будет принят кадастровым инженером как жилой.
  8. Наличие электросетей согласно проекту, подготовленному специальной организацией. При этом выключатели, розетки и распределительные коробки уже должны быть смонтированы.
  9. Наличие систем водоснабжения и водоотведения.
  10. Соблюдение требований к этажности здания. Индивидуальным жилым домом признается здание, имеющее не более 3 этажей, включая подземные (цокольный, подвальный).

Документы

Документы, предоставляемые в структурное подразделение администрации муниципального образования по архитектуре и градостроительству, можно подразделить на несколько групп:

  1. Документы, которые заявитель обязан предоставить самостоятельно:
    • Заявление по форме, утвержденной законодательством муниципального образования. Оно может быть предъявлено на бумажном носителе при непосредственном обращении либо отправлено по почте в адрес уполномоченного органа; также имеется возможность заполнения электронной формы на портале государственных и муниципальных услуг.
  2. Документы, которые уполномоченные органы вправе запросить в других ведомствах в порядке межведомственного взаимодействия:
    • Документы, удостоверяющие права заявителя на земельный участок, занятый строительством.
    • В том числе может быть запрошена выписка из ЕГРП, содержащая надлежащие сведения.

Особое внимание стоит уделить ситуации, когда в Единый Госреестр не внесены сведения об оформленных правах на землю.

В таком случае заявитель обязан предъявить документы, доказывающие его права на участок, самостоятельно:

  1. Градостроительный план земельного участка, полученный заявителем на начальном этапе строительства.
  2. Разрешение на строительство, которое заявитель должен был получить до начала строительства в администрации муниципального образования, к которому относится земельный участок.
  3. Технический план дома , выданный специалистом кадастровой службы (кадастровым инженером).
  4. Заключение государственного строительного надзора (при необходимости).
  5. Заключение государственной экологической экспертизы (при необходимости).

Непредоставление заявителем перечисленных документов, а также несвоевременное их предоставление по межведомственному запросу не является поводом для отказа в предоставлении разрешения.

Документы, которые подлежат обязательному предъявлению только в случае строительства на основании договора подряда:

  • акт приема-передачи объекта строительства;
  • справка о соответствии параметров здания требованиям технических регламентов;
  • акт соответствия строения техническим условиям;
  • схема размещения инженерно-технических сетей и строения в границах земельного участка, планировочная организация земельного участка, заявитель вправе самостоятельно разработать данную схему.

Эти бумаги должны быть завизированы подрядчиком. При подаче заявления через доверенного представителя к вышеупомянутому пакету документов нужно приложить нотариальную доверенность, удостоверяющую полномочия представителя.

Копии документов должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке либо предоставляются заявителем с предъявлением оригиналов. Указанный перечень документов является исчерпывающим, поэтому запрос иных документов незаконен.

Куда обратиться?

Для завершения процедуры ввода выстроенного объекта ИЖС в эксплуатацию заявитель должен обратиться в структурное подразделение администрации муниципального образования, уполномоченное на предоставление муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В каждом конкретном муниципальном образовании такое подразделение имеет свое наименование.

После приема заявления, собственник вправе осведомляться о прохождении процедуры по телефону, интернету или при контакте со специалистом.

В период проверки пакета документов необходимо предоставить возможность межведомственной комиссии провести осмотр строения на предмет его соответствия градостроительному плану и требованиям, зафиксированным в проектной и разрешительной документации.

В итоге проведенной проверки заявителю выдается акт ввода объекта в эксплуатацию или аргументированный отказ.

Перечень оснований является исчерпывающим:

  • отсутствие обязательных документов;
  • отклонение строения от показателей, зафиксированных в разрешительной и проектной документации.

Стоимость процедуры

Подготовка и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию производится на безвозмездной основе.

Учитывая, что при упрощенном порядке ввод объекта ИЖС в эксплуатацию производится на этапе регистрации возникновения права собственности на вновь образованный объект недвижимого имущества, то согласно положениям Налогового кодекса РФ указанная процедура облагается государственной пошлиной в размере 2 000 рублей.

Как узнать введен ли дом в эксплуатацию?

Для того чтобы выяснить, введен ли дом в эксплуатацию, стоит запросить у собственника строения акт на ввод объекта в эксплуатацию. Неотъемлемым приложением к акту является технический паспорт строения.

В том случае, если право собственности на объект уже зарегистрировано, нет сомнений, что объект ИЖС введен в эксплуатацию, иначе право собственности не было бы зарегистрировано.

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ , от 03.08.2018 N 341-ФЗ , от 03.08.2018 N 342-ФЗ )

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ , от 03.08.2018 N 342-ФЗ )

КонсультантПлюс: примечание.

Документы, предусмотренные п. 13 ч. 3 ст. 55 (в ранее действующей ред.), поданные до 04.08.2018 вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются приложением к разрешению, а само разрешение является решением об установлении охранной зоны.

КонсультантПлюс: примечание.

О направлении с 01.09.2017 документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 в электронной форме, см. Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 N 788.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ , от 03.07.2016 N 373-ФЗ , от 03.08.2018 N 341-ФЗ , от 03.08.2018 N 342-ФЗ )

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ;

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ , от 28.11.2011 N 337-ФЗ , от 03.07.2016 N 372-ФЗ , от 03.08.2018 N 340-ФЗ )

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ , от 03.07.2016 N 372-ФЗ )

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;