Украшения. Аксессуары. Дизайн ногтей. Цвета. Нанесение. Ногти

Управление военных сообщений на дальневосточном морском бассейне. «150 лет службе военных сообщений

18 июня будет отмечаться 150-летие службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2017 года № 222 в Вооруженных Силах Российской Федерации был установлен новый праздник – День службы военных сообщений.Служба военных сообщений является важным связующим звеном между военным ведомством и органами транспорта.Создание прообраза службы военных сообщений в русской армии произошло вместе с изданием Петром Первым «Устава воинского» 30 марта 1716 года, где в главе тридцать второй вводится должность «генерал-вагенмейстера» или обозного. В «Уставе воинском» были установлены должностные обязанности квартирмейстеров. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т. п.В 1812 году согласно «Учреждению для управления большой действующей армией» планирование и организацию передвижения войск на театре военных действий осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер, подчиненные дежурному генералу при начальнике Главного штаба армии.В 1851 году были разработаны первые руководства о перевозке войск по железной дороге и осуществлена крупная перевозка войск из Петербурга в Москву на расстояние 650 км.24 ноября 1851 года было отдано первое циркулярное распоряжение военного ведомства об использовании железной дороги для воинских перевозок.В соответствии с повелением от 14 мая 1868 года государя–императора Александра II, был подписан приказ Военного министра генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина от 6 (18) июня 1868 года № 183, которым был учрежден Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, а также аппарат заведующих передвижением войск на транспорте и наблюдающих за отправлением войск. Таким образом, был создан окончательный прообраз современной структуры службы военных сообщений.Служба военных сообщений состояла при Главном Штабе Военного министерства и комплектовалась офицерами, окончившими Николаевскую академию Генерального штаба и занимавшими (либо претендующими) на занятие должностей в службе военных сообщений, состоящей при Генеральном Штабе.В 1914 году, в соответствии с Положением о полевом управлении войск в военное время в состав Штаба, а затем Ставки Верховного главнокомандующего было включено и управление начальника военных сообщений. На каждом фронте, а при необходимости и при отдельных армиях, имелись начальники военных сообщений фронтов и армий, подчиненные на местах главным начальникам снабжения армий фронтов.18 сентября 1915 года Николай II утвердил «Положение о Главном Управлении военных сообщений». Главный начальник военных сообщений назначался Императором и обладал широкими полномочиями. При Главном начальнике военных сообщений было создано Главное управление военных сообщений.С объявлением войны железные дороги театра военных действий переходили в полное подчинение военным властям. Это обстоятельство вызывало необходимость для военного ведомства иметь надлежаще подготовленный кадр чинов, которые могли бы выполнить крайне ответственную роль распорядителей железнодорожного транспорта во время войны. Таким кадром были офицеры, подведомственные в мирное время Отделу военных сообщений, как одному из подразделений Главного управления Генерального штаба.Отдел военных сообщений был центральным органом, ведавшим подготовкой для войны железных дорог и внутренних водных путей, организацией этапно-транспортной службы, почтово-телеграфных сношений военного времени и полевыми железнодорожными войсками. Местными органами Отдела военных сообщений в отношении железных дорог были заведующие передвижением войск различных районов, на которые делилась вся территория империи, и каждый из которых заключал в себе от 3-х до 4 тысяч верст железнодорожной сети. Районы делились на комендантские участки, составлявшие примерно от 400 до 500 верст пути, с управлениями железнодорожных комендантов в крупных узловых пунктах.При управлениях заведующих передвижением войск было некоторое число офицеров для поручений. Они практически и теоретически изучали железнодорожное дело и, после испытания, зачислялись в кандидаты на должности железнодорожных комендантов. Приведенная организация службы по военным сообщениям давала возможность Генеральному штабу подготовить необходимый персонал для занятия во время войны должностей на дорогах Полевого управления и принимать в мирное время ответственное участие в общей подготовке всей железнодорожной сети к выполнению ее работы военного времени.В таком виде Управление военных сообщений просуществовало до конца января 1917 года.21 января 1917 г. Николай II утвердил «Положение об управлении путями сообщения на театре военных действий». При Штабе Верховного главнокомандующего создавались Управление путей сообщения и Управление начальника военных сообщений театра военных действий.После Октябрьской революции 1917 года Управление военных сообщений на Театре военных действий при Ставке ВГК (фактически главный центральный орган военных сообщений) находилось в Могилеве и в условиях фактического развала железнодорожного транспорта, революционных настроений в войсках продолжало выполнять свои задачи по организации воинских перевозок.На второй день образования Советской власти II Всероссийский съезд Советов создал Комитет по военным и морским делам, переименованный в декабре 1917 г. в Коллегию военных комиссаров. Для защиты завоеваний революции 15(28) января 1918 г. Председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин подписал декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).Еще продолжалась Первая Мировая война. Россия в составе Антанты противостояла Германии. Затянувшаяся позиционная война никого не приводила к успеху. Свою роль в деморализации русской армии сыграли и большевики. При этом, как показывает история, слабостью России всегда пользовались ее «друзья» и противники.Объявленная большевиками демобилизация царской армии не привела к полной деградации оставшихся органов военного управления. Однако условия работы офицеров Ставки с каждым днем все усложнялись. К трудностям походной жизни добавлялся прессинг революционно настроенных бывших подчиненных. Ранее, в начале декабря 1917 года за отказ вести переговоры с немцами сначала был отстранен от командования, а потом растерзан толпой матросов Верховный главнокомандующий Русской Армии генерал Николай Николаевич Духонин. В Ставке стали обыденным делом ночные обыски у офицеров, особо сопротивляющихся могли просто пристрелить.Прибывший в Ставку назначенный Правительством большевиков новый Главковерх, – бывший прапорщик царской армии Николай Крыленко, 20 января 1918 года издает приказ Верховного Главнокомандующего № 14 о расформировании Ставки. Управлениям и отделам Ставки предписывается о завершении расформирования докладывать изданием приказов.Учитывая сложившуюся революционную ситуацию в России, фактическое отсутствие сильного единого централизованного государственного и военного управления, а на местах просто анархию, в феврале 1918 года германские войска переходят в наступление по всему фронту и рвутся к Петрограду.Вновь сформированное Правительство большевиков, понимая, что тезис «любая кухарка может управлять государством» в военной сфере не срабатывает и можно просто потерять Россию как государство, вызывает из Ставки в Петроград военспецов старой русской армии, главным образом оперативной части, вместе с которой 21 февраля 1918 года убывает и начальник Управления военных сообщений на Театре военных действий, всем известный, как первый «ЗР» в Красной Армии, бывший генерал-майор старой армии Николай Иосифович Раттель.На «хозяйстве», временно исполняющим должность начальника в Управлении ВОСО на ТВД в Могилеве остается начальник отдела воинского движения, бывший генерал-майор старой армии Иван Александрович Бармин.Николай Иосифович Раттэль будет активно участвовать в строительстве новой Красной армии. Выстроенная система управления военными сообщениями, ее генералы и офицеры, сохранившие преемственность и преданность делу военных сообщений, позволили Управлению ВОСО на ТВД в бывшей Ставке ВГК остаться одним из наиболее работоспособных организмов.На следующий день после отъезда Раттэля в Петроград, 22 февраля 1918 года Управление военных сообщений на театре военных действий в количестве 56 человек эвакуируется в Орел.4 марта 1918 года в Петрограде был образован Высший Военный Совет, и его приказом от 5 марта 1918 г. № 2 было установлено считать управление Ставки расформированным, за исключением Управления начальника военных сообщений, Управления путей сообщения и Санитарного управления.В этот же день, 4 марта 1918 года в Управлении военных сообщений на театре военных действий был издан приказ № 37 о расформировании отдельных отделов (канцелярии, военно-железнодорожного отдела, автомобильного отдела, инспекции броневых автомобильных частей действующей армии), а также упразднении отдельных должностей и сформировании с 5 марта 1918 года Управления военных сообщений на ТВД по штату, утвержденному Ликвидационной комиссией (Цекодарфом) Красной армии, при этом практически весь личный состав этим же приказом был переназначен на новые (старые) должности.Не было, как это установлено в случае создания новой структуры, так называемого приказа № 1. Управление ВОСО на ТВД функционировало и продолжало выполнять свои задачи, которые на тот момент не прекращались, одной из которых были перевозки по демобилизации разваливающейся старой армии в условиях почти парализованного железнодорожного транспорта в стране.И хотя официальных постановлений, декретов высшего руководства страны об образовании службы военных сообщений в 1918 году фактически не было, 5 марта 1918 года стало датой формирования центрального органа военных сообщений РККА и, в дальнейшем, Днем образования службы военных сообщений РККА.Потом была революция, гражданская война, разруха, военный коммунизм, новая экономическая политика. В начале 30-х годов начались первые серьезные чистки в рядах Красной Армии, когда были посажены, а в дальнейшем и расстреляны восовцы, перешедшие на сторону Красной Армии из царской армии, затем 37-й год – репрессии, Советско-Финская война 1939 года, Великая Отечественная.Так, из поколения в поколения офицеры службы военных сообщений накапливали и передавали свой опыт, совершенствовали систему военных сообщений.В годы Великой Отечественной войны выстроенная организация воинских перевозок позволяла своевременно сконцентрировать войска на определенных командованием направлениях, что стало одним из решающих факторов при отражении фашистской агрессии.Существенный вклад служба военных сообщений внесла в послевоенный период. В соответствии с заданиями командования своевременно были организованы и выполнены:переброски войск на Кубу во время Карибского кризиса 1962 года, в Демократическую республику Афганистан, на территорию государств бывшей Югославии;перевозки войск для наведения конституционного порядка в Чеченской Республике, в ходе операции по принуждению Грузии к миру, а также в ходе присоединения Крыма к России;воинские перевозки в условиях техногенных и природных катастроф, таких как Чернобыльская авария 1986 года и землетрясение в Армении 1988 года, а также связанных с доставкой вооружения, военной техники и материальных средств в Сирийскую Арабскую Республику.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2008, стр. 64-69

Вехи истории Службы военных сообщений

Майор С.Л. ШЕМРЛЕВ

СЛУЖБА военных сообщений (ВОСО), одна из старейших служб Вооруженных Сил Российской Федерации, прошла большой и сложный путь своего развития. Еще в «Уставе воинском» 1716 года, утвержденном Петром I, указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения, возглавляемого генералом-вагенмейстером. Пути сообщения, используемые в интересах войск, в сочетании со специальным армейским транспортом стали называться «военные сообщения». В 1812 году согласно «Учреждению для управления большой действующей армией» планирование и организацию передвижения войск на театре военных действий осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер, подчиненные непосредственно состоявшему при начальнике Главного штаба армии дежурному генералу, а орган, обеспечивающий выполнение этих задач, стал называться Службой ВОСО. Таким образом, уже в начале XIX века в России сложилась система военных сообщений.

Дальнейшее свое развитие органы военных сообщений получили с появлением железных дорог и началом опытных воинских перевозок на участке Петербург - Колпино Петербургско- Московской железной дороги. Здесь впервые сконструировали и испытали специальный подвижной состав для перевозки войск. В 1851 году были разработаны первые руководства о перевозке войск по железной дороге и осуществлена крупная перевозка войск из Петербурга в Москву на расстояние 650 км, для которой потребовалось девять поездов по 14-19 вагонов в каждом.

Возрастание значения железных дорог для армии обусловило необходимость создания на них службы военных сообщений - органов, которые должны были планировать, организовывать и обеспечивать воинские перевозки. Следует отметить, что эта служба в России возникла раньше, чем на железных дорогах Англии, Франции и Германии, опережавших тогда нас в железнодорожном строительстве. Вначале руководство воинскими перевозками объединялось в Военном министерстве, а в последующем в системе военного ведомства выделили самостоятельную Службу В О СО.

24 ноября того же 1851 года было отдано первое циркулярное распоряжение военного ведомства об использовании железной дороги для воинских перевозок, что и послужило началом возникновения Службы военных сообщений на железных дорогах России. В те времена скорость движения поездов при выполнении воинских перевозок составляла не выше 15 верст в час, стоянка на крупных станциях, во время которой личный состав получал горячую пищу, длилась пять часов.

Крымская война 1853-1856 годов наглядно показала необходимость строительства железных дорог для обороны Российского государства. В 1862 году Служба ВОСО структурно вошла в Главный штаб, который ведал вопросами дислокации и передвижения войск (с 1868 года представлена в нем Комитетом по передвижению войск железными дорогами и по воде). На театре военных действий Службу ВОСО возглавлял инспектор военных сообщений, подчинявшийся начальнику штаба действующей армии. В ее задачи входили вопросы как эксплуатации, так и разрушения и восстановления путей сообщения. К концу 60-х годов XIX века были введены должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения, а несколько позже - с 1912 года - комендантов железнодорожных участков.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции возникла необходимость ведения военных действий на фронтах Гражданской войны и остро встал вопрос о системе управления воинскими перевозками. В связи с этим было принято решение о расформировании контрреволюционной Ставки верховного главнокомандующего и образовании Высшего военного совета Республики (5 марта 1918 года), куда передали управление военных сообщений. 8 мая 1918 года приказом № 339 народного комиссара по военным делам был создан Всероссийский главный штаб, в составе которого также имелось управление ВОСО. Эти два органа руководства военными сообщениями Республики существовали параллельно до 2 сентября того же года, после чего они объединились в Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) при Высшем военном совете Республики. Приказом от 7 октября 1918 года № 49 установлено, что ЦУП ВОСО является высшим органом военных сообщений. В составе штабов фронтов, армий, военных округов создали управления военных сообщений, а на железных дорогах - линейные органы военных сообщений (управления начальников передвижения войск и военные комендатуры). Центральному управлению военных сообщений в ту пору были подчинены железнодорожные войска, автомобильные, этапно-транспортные и рабочие части, военные учреждения почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Объем воинских перевозок по железным дорогам за годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции составил 33 454 оперативных и 6679 снабженческих поездов, в которых было перевезено 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей. Удельный вес оперативных перевозок в общем объеме воинских перевозок достиг 83,4 %, среднее время нахождения в пути воинских поездов - 6 суток, а их среднесуточная скорость - 250-300 км.

К особенностям деятельности железнодорожного руководства в предвоенные пятилетки следует отнести составление плана формирования поездов и техническое планирование всей эксплуатационной работы сети, что способствовало улучшению функционирования узлов, станций, участков и целых направлений, а также ускорению продвижения вагонопотоков. В этот период большой вклад в подготовку путей сообщения к работе внесли начальники военных сообщений Красной Армии М.М. Аржанов, Э.Ф. Аппога, А.Е. Крюков, Н.И. Трубецкой.

Вероломное нападение фашистской Германии и вынужденный отход наших войск в начальный период Великой Отечественной войны поставили железнодорожный транспорт в исключительно трудное положение. Из-за временного отступления войск протяженность железных дорог все время сокращалась, к концу 1941 года она снизилась на 42 % по сравнению с довоенным уровнем. Среднесуточная погрузка войск и материальных средств в первые дни войны составила около 40 % общей погрузки на всей сети железных дорог. На контроле органов военных сообщений только по централизованному плану одновременно находилось до 1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 12 тыс. транспортов. Для более оперативного управления Службой приказом Народного комиссариата обороны от 22 октября 1941 года № 0370 были изданы положения о начальниках военных сообщений фронтов и армий, которыми разграничивались функции полевых и линейных органов военных сообщений, а на железных дорогах постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 14 декабря 1941 года № 1024 создана этапная служба с открытием этапных комендатур, впоследствии переименованных в этапно-заградительные.

В феврале 1942 года в составе ГКО был образован транспортный комитет, на который возлагались задачи по общему планированию и координации работы всех видов транспорта, а ЦУП ВОСО, по существу, выполняло функции его штаба.

С громадными трудностями была сопряжена работа транспорта по осуществлению эвакуационных перевозок: в короткие сроки в тыл перебазировались целые отрасли промышленности, сотни фабрик и заводов, а также значительное количество транспортных средств, материалов и сырья. Доставка материальных средств войскам по железной дороге шла под беспрерывными бомбежками. Эксплуатация фронтовых железных дорог осуществлялась линейными железнодорожными подразделениями и созданными в ходе войны военно-эксплуатационными формированиями Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) и железнодорожными эксплуатационными полками (первые формирования НКПС - военно-эксплуатационные управления и военно-эксплуатационные отделения - были созданы в период битвы под Москвой в октябре 1941 года).

Гигантскую работу по восстановлению железных дорог на освобождаемой от противника территории выполняли железнодорожные войска и специальные формирования. За время войны ими было восстановлено и приведено в эксплуатационное состояние 80 136 км только главных путей, 2756 больших и средних мостов.

На железных дорогах было хорошо организовано медико-санитарное обслуживание и продовольственное обеспечение перевозимых военнослужащих. Для медико-санитарного обслуживания войск развернули изоляционно-пропускные пункты, дезинфекционные отряды, банно-прачечные и банно-дезинфекционные поезда и сеть санитарно-контрольных пунктов. За 1944 год было помыто 27,2 млн перевозимых в эшелонах и командах бойцов, продезинфицировано 31,6 млн комплектов обмундирования. За годы войны военно-продовольственные пункты выдали более 217 млн горячих обедов, более 500 млн пайков сухих и на котловое довольствие, выпекли 157 млн кг хлеба.

Органы военных сообщений на фронтовых и прифронтовых железных дорогах имели в своем подчинении части ПВО воинских поездов, которые сопровождали составы с людьми и наиболее важные транспорты (в 1944 году насчитывалось 10 полков и 14 отдельных дивизионов ПВО по 40 и 20 взводов в каждом из них соответственно). Части ПВО воинских поездов отразили около 6 тыс. атак вражеской авиации, сбили 132 самолета, истребили 523 и взяли в плен 222 диверсанта.

Общий объем воинских железнодорожных перевозок за годы войны составил 442,2 тыс. поездов (19714,5 тыс. вагонов). Военно-санитарные поезда перевезли более 5 млн раненых и больных. Среднесуточная скорость продвижения эшелонов в мае-июне 1945 года составляла 600 км, снабженческих транспортов - до 450 км. По внутренним водным путям сообщения за годы войны было перевезено более 4 млн бойцов и командиров, 212 тыс. лошадей, много боевой техники, переведено несколько сотен подводных и надводных боевых кораблей. Подразделения гражданского воздушного флота и части авиации дальнего действия доставили около 2,7 млн человек (включая раненых) и около 300 тыс. т различных грузов. В целом же за время Великой Отечественной войны доли видов транспорта в перевозках материальных средств по объему грузооборота составили: железнодорожного - 79,7 %, водного 17,7 %, автомобильного - 2,5 % и воздушного - 0,1 %. За исключительную стойкость, инициативу и личную храбрость при выполнении воинских перевозок около 7 тыс. офицеров военных сообщений были награждены орденами и медалями Советского Союза. Множество ответственных задач по организации и выполнению воинских перевозок в годы войны успешно решал личный состав органов военных сообщений, возглавляемых генералами Н.И. Трубецким, И.В. Ковалевым, А.Г. Черняковым, СВ. Хвощевым, А.В. Добряковым, Е.В. Тулуповым, М.Х. Аунсом, К.А. Рассаловым, П.П. Засориным, С.Н. Кресиком, ГГ. Молдовановым, Я.И. Щепеннико-вым и многими другими. Большой вклад в подготовку офицерских кадров внесли руководители Военно-транспортной академии и ее профессорско-преподавательский состав. Среди них ГА. Высотский, Д.И. Танский, СВ. Завадский, В.В. Звонков, Н.П. Востоковидр.

После окончания Великой Отечественной войны органам военных сообщений и работникам транспорта пришлось решать сложные задачи - выполнять значительные по объему перевозки, связанные с демобилизацией личного состава и возвращением в страну различного рода материальных средств, находящихся за границей. Эта работа была проведена организованно и в установленные сроки. Удалось восстановить и нарастить мощности всех видов транспорта. К 1965 году протяженность железных дорог увеличилась более чем на 18 тыс. км, автомобильных (с твердым покрытием) - примерно в 2 раза, внутренних водных путей

На 14 %. Грузооборот за послевоенные 20 лет возрос: железных дорог

Более чем в 6 раз, речного транспорта - почти в 7,5, а автомобильного транспорта - примерно в 28 раз. Многократно возросли перевозки воздушным транспортом и перекачка нефтепродуктов по трубопроводам.

В 1961 году была проведена реорганизация Службы ВОСО. Объем и характер ее работ стали более обширны и многогранны, значительно усложнились задачи по подготовке всех видов транспорта в оборонном отношении и использованию их для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в перевозках. В целом же в 1960-е годы было введено в строй 7 тыс. км железнодорожных линий. Строились магистральные железнодорожные направления, укрепившие транспортные связи центра страны с районами Средней Азии, Забайкалья, Дальнего Востока. Техническое перевооружение железных дорог позволило повысить весовые нормы поездов, увеличить их длину и скорость движения. Из новых магистральных автомобильных дорог можно назвать трассы Москва - Киев, Москва - Волгоград, Куйбышев - Уфа - Челябинск. Совершенствовалась работа транспорта, росли темпы перевозок войск, улучшались координация функционирования всех видов транспорта и всестороннее обеспечение перевозимых войск.

В 1979-1989 годах органы военных сообщений обеспечивали перевозку войск в Афганистан, а затем их эвакуацию.

В последующие годы в связи сокращением и выводом Вооруженных Сил в сжатые сроки были осуществлены перевозки личного состава, боевой техники и имущества из стран дальнего и ближнего зарубежья. Так, из состава Западной группы войск железнодорожным и морским транспортом было вывезено 6 армий (22 дивизии, 47 бригад, 42 отдельных полка) общей численностью более полмиллиона человек, 123 629 единиц техники и вооружения, около 3 млн т материальных средств.

В период с 30 ноября 1994 года по 1 января 1997 года при проведении ограниченным контингентом Российских войск совместно с внутренними и пограничными войсками операции по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне в целях восстановления конституционного порядка личный состав Службы военных сообщений ВС РФ выполнял задания правительства по организации воинских перевозок в Чеченскую Республику. После постановки задачи министром обороны РФ на проведение операции ЦУП ВОСО МО РФ совместно с Министерством путей сообщения (МПС) оперативно приступили к выполнению подготовительных мероприятий. В результате форсированной работы в условиях ограниченного времени Центральным управлением был подготовлен и представлен на утверждение начальника Генерального штаба ВС РФ план воинских перевозок, для выполнения которого провели комплекс организационных и технических мероприятий. Весь объем перевозок был выполнен в заданные сроки. Этого удалось достичь благодаря высоким скоростям на маршрутах перевозок, четким и слаженным действиям органов ВОСО и МПС РФ на всех уровнях управления. Всего за весь период проведения операции было перевезено 209 воинских эшелонов, около семи тыс. вагонов, кроме того, было доставлено 3477 воинских транспортов, около 18 тыс. вагонов с боеприпасами, вооружением, военной техникой и другими материальными средствами. Опыт переброски войск в Чечню и организации их всестороннего обеспечения еще раз показал, что железнодорожный транспорт является важнейшим транспортом при подготовке и в ходе ведения крупномасштабных боевых действий, а также при выполнении специфических задач.

В настоящее время Служба военных сообщений ВС РФ решает необходимые, важные для боевой готовности Вооруженных Сил задачи - обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль за подготовкой путей сообщения в интересах обеспечения обороноспособности страны. Главным в строительстве и совершенствовании Службы ВОСО в условиях модернизации Вооруженных Сил является приведение ее возможностей в соответствие с задачами войск и организационными изменениями в структуре и дислокации группировок ВС РФ. При этом делается все возможное для сохранения имеющегося потенциала органов военных сообщений, использования действующих и разработки новых способов организации перевозок, сохранения оптимальной структуры Службы ВОСО и системы управления воинскими перевозками.

Органы военных сообщений являются полномочными представителями Министерства обороны РФ на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте. Они предназначены для организации воинских перевозок, разработки предложений по подготовке путей сообщения в интересах Вооруженных Сил. На всех видах транспорта органам ВОСО предоставлено право решать с командованием перевозимых войск и должностными лицами на транспорте все вопросы, касающиеся воинских перевозок.

Строительство и повседневная деятельность органов ВОСО протекают в непростых условиях. Прежде всего, это «болезненный» переход к новым экономическим отношениям, отсутствие новых нормативно-правовых документов, устаревшая материально-техническая база, ослабление внимания к мобилизационной работе (а в ряде случаев и ее свертывание), значительное повышение тарифов на воинские перевозки, недостаточный объем финансирования воинских перевозок. Эти и другие проблемы, с которыми приходится сталкиваться офицерам органов военных сообщений в своей служебной деятельности, они стараются решать оперативно. Так, вновь возникшие вопросы, связанные с образованием таможенных барьеров и новых государственных границ, решаются путем заключения двухсторонних соглашений по организации межгосударственных перевозок. Чтобы преодолеть трудности, связанные с обеспечением войск Калининградского особого района (транзит через Литву и Беларусь), ЦУП ВОСО совместно с заинтересованными управлениями и службами Министерства обороны предложило организовать судоходную линию Санкт-Петербург - Калининград с использованием сил и средств Балтийского флота и гражданского транспорта Северо-Западного региона.

Основными направлениями дальнейшего развития Службы военных сообщений являются:

совершенствование системы всестороннего обеспечения войск (сил флота) в транспортном отношении;

совершенствование боевой готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов военных сообщений;

совершенствование системы управления воинскими перевозками с учетом изменений системы управления транспортом;

проведение исследований и разработка мероприятий по совершенствованию мобилизационно-технической подготовки железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта;

перестройка кадровой политики системы подготовки и воспитания офицеров службы военных сообщений с учетом современных требований.

В заключение отметим, что совершенствование транспортного обеспечения и технологии перевозок, повышение устойчивости работы транспорта и внедрение новых транспортных средств, улучшение качества управления перевозочным процессом и его всестороннее обеспечение - эти и многие другие задачи всегда находятся в центре внимания личного состава органов военных сообщений.

Эта дата считается днем образования органов военных сообщений Красной Армии.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Транспорте.

Они предназначены для организации воинских перевозок, разработки предложений по подготовке путей сообщения в интересах Вооруженных Сил (ВС России). Органам военных сообщений на видах транспорта предоставлено право решать с командованием перевозимых войск и должностными лицами на транспорте все вопросы, касающиеся воинских перевозок.

История

Официальным днём образования службы ВОСО, считается 5 марта 1918 года , когда ВЦИК РСФСРбыл принят соответствующий декрет .

Служба военных сообщений является одной из старейших служб Вооруженных Сил Российской Федерации, она прошла большой и сложный исторический путь развития. Еще в «Уставе воинском» 1716 г., утверждённом Петром I указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения, возглавляемого генералом - вагенмейстером. Пути сообщения, используемые в интересах войск, в сочетании со специальным армейским транспортом стали называться «военными сообщениями».

В 1812 году согласно «Учреждению для управления большой действующей армией» на театре военных действий планирование и организацию передвижения войск осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер , подчинённые непосредственно состоявшему при начальнике Главного штаба армии дежурному генералу, а орган, обеспечивающий выполнение этих задач, стал называться «службой военных сообщений». Таким образом, в начале XIX века в России сложилась система военных сообщений.

Дальнейшее свое развитие органы военных сообщений получили с появлением железных дорог и началом опытных воинских перевозок на участке Петербург -Колпино Петербургско-Московской железной дороги. На этом участке впервые был сконструирован и испытан специальный подвижной состав для перевозки войск. В 1851 году были составлены первые руководства о перевозке войск по железной дороге. Первая крупная перевозка войск была осуществлена из Петербурга в Москву на расстояние 650 км, которой потребовалось 9 поездов по 14-19 вагонов в каждом.

Рост военного значения железных дорог выразился в создании на них службы военных сообщений - органов, которые должны были планировать, организовывать и обеспечивать воинские перевозки, причем служба военных сообщений на железных дорогах России возникла раньше, чем на железных дорогах Англии, Франции и Германии, опережавших Россию в железнодорожном строительстве.

В первое время руководство воинскими перевозками объединялось в руках военного министерства , а в последующем в системе военного ведомства возникла служба военных сообщений.

С 1862 года служба военных сообщений входила в ведение Главного штаба, который ведал вопросами дислокации и передвижения войск, а с 1868 года была представлена в Главном штабе - «Комитетом по передвижению войск железными дорогами и по воде».

На театре военных действий службу возглавлял инспектор военных сообщений, подчинявшийся начальнику штаба действующей армии. В задачи службы военных сообщений входили не только вопросы эксплуатации, но и вопросы разрушения и восстановления путей сообщения.

К концу 60-х годов вводятся должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения, а несколько позже - с 1912 года - комендантов железнодорожных участков.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции и необходимостью ведения военных действий на фронтах гражданской войны остро встал вопрос о системе управления воинскими перевозками. С расформированием Ставки Верховного Главнокомандования и образованием Высшего военного совета Республики 5 марта 1918 года ему было передано Управление военных сообщений, существовавшее при ставке . Этот день считается днём образования органов военных сообщений Красной Армии .

Вероломное нападение фашистской Германии и вынужденный отход наших войск в начальный период войны поставили железнодорожный транспорт в исключительно трудное положение. Из-за временного отхода войск протяженность железных дорог все время сокращалась и к концу 1941 г. снизилась на 42 % от довоенного уровня. Среднесуточная погрузка войск и материальных средств в первые дни войны составила около 40 % общей погрузки на всей сети железных дорог. На контроле органов военных сообщений одновременно находилось до 1,5-1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 10-12 тыс. транспортов только по централизованному плану.

По внутренним водным путям сообщения за годы войны было перевезено более 4 млн бойцов и командиров , 212 тысяч лошадей, много боевой техники, переведено несколько сотен подводных и надводных боевых кораблей . Подразделениями ГВФ и частями АДД было перевезено около 2,7 млн человек (включая раненых) и около 300 тысяч т различных грузов.

В 1961 году была проведена реорганизация службы военных сообщений. Объем и характер работ службы стали более широкими и многогранными, значительно увеличилась сложность решаемых ею задач по подготовке всех видов транспорта в оборонном отношении и использованию их для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в перевозках.

В 60-е годы было построено 7 тысяч км новых железнодорожных линий. Строились магистральные железнодорожные направления, усиливавшие транспортные связи центра страны с районами Средней Азии, Забайкалья, Дальнего Востока. Строились магистральные автомобильные дороги Москва - Киев , Москва - Волгоград , Куйбышев - Уфа - Челябинск . Техническое перевооружение железных дорог позволило повысить весовые нормы поездов, увеличить их длину и скорость движения.

Совершенствование транспортного обеспечения и технологии перевозок, повышение устойчивости работы транспорта и внедрение новых транспортных средств, улучшение качества управления перевозочным процессом и его всестороннее обеспечение - эти и многие другие задачи находятся в центре внимания личного состава органов военных сообщений.

Совершенствуется работа транспорта, растут темпы перевозок войск, улучшается координация работы всех видов транспорта, всестороннее обеспечение перевозимых войск. Новое в организации воинских перевозок прочно входит в жизнь.

В 1979-1989 гг. органы военных сообщений обеспечивали перевозку войск в Афганистан , а затем их вывод оттуда. В последующем, в связи с сокращением и выводом войск в сжатые сроки были осуществлены перевозки личного состава, боевой техники и имущества из стран дальнего и ближнего зарубежья. Например, из Западной группы войск железнодорожным и морским транспортом вывезено 6 армий (22 дивизии , 47 бригад , 42 отдельных полка) общей численностью более 500 тысяч человек, 123 629 единиц техники и вооружения, около 3 млн т материальных средств.

В период с 30 ноября 1994 года по 1 января 1997 при проведении ограниченным контингентом Российских войск совместно с внутренними и пограничными войсками операции по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне в целях восстановления конституционного порядка личный состав службы военных сообщений ВС России выполнял задания правительства по организации воинских перевозок в Чеченскую Республику. Штаб командования объединенной группировки войск в Чечне был обеспечен всесторонней информацией о подходе резервов и их местоположении, составе и времени прибытия в пункты назначения.

Всего за весь период проведения операции было перевезено 209 воинских эшелонов, около 7000 вагонов, кроме того, было доставлено 3477 воинских транспортов, около 18 тысяч вагонов с боеприпасами , вооружением , военной техникой и другими материальными средствами. Опыт переброски войск в Чечню и организация их всестороннего обеспечения еще раз показали, что железнодорожный транспорт является важнейшим при подготовке и в ходе ведения как крупномасштабных боевых действий, так и при выполнении специфических задач.

В настоящее время служба военных сообщений Вооруженных Сил России обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль за подготовкой путей сообщения в интересах Вооружённых Сил России.

Задачами особой важности являются сохранение и усиление потенциала органов военных сообщений, оптимальное использование действующих и разработка более эффективных способов организации перевозок, упрочение структуры службы и системы управления воинскими перевозками.

В соответствующих директивных документах подтверждено и закреплено, что органы военных сообщений являются полномочными представителями Министерства обороны России на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте. Они предназначены для организации воинских перевозок, разработки предложений по подготовке путей сообщения в интересах Вооруженных Сил. Органам военных сообщений на всех видах транспорта предоставлено право решать с командованием перевозимых войск и должностными лицами на транспорте все вопросы, касающиеся воинских перевозок.

В настоящее время строительство и повседневная деятельность органов военных сообщений протекают в усложненных условиях, сложившихся на транспорте. Прежде всего, это качество руководства ими в условиях современного болезненного переходного периода, децентрализации руководства морским, речным и воздушным транспортом, отсутствия новых достаточно эффективных нормативно-правовых документов , устаревания материально-техническая база транспорта, ослабления внимания к мобилизационной работе, а в целом ряде случаев и её свертывания, существенного повышения тарифов на воинские перевозки, отсутствие финансирования воинских перевозок в необходимых объёмах.

Офицерам органов военных сообщений приходится сталкиваться с проблемами, связанными с возникновением таможенных барьеров и новых государственных границ. Решают их путем заключения двухсторонних соглашений по организации межгосударственных перевозок. Много вопросов возникло с обеспечением войск Калининградского особого района, т. к. транзит осуществляется через Литву и Беларусь. ЦУП ВОСО совместно с заинтересованными управлениями и службами минобороны предложило организовать судоходную линию Санкт-Петербург -Калининград с использованием сил и средств Балтийского флота и гражданских владельцев Северо-Западного региона.

Основными ориентирами развития службы военных сообщений являются: совершенствование системы всестороннего обеспечения войск (сил флота) в транспортном отношении; совершенствование боевой готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов военных сообщений; совершенствование системы управления воинскими перевозками с учётом изменений системы управления транспортом; исследование и разработка мероприятий по совершенствованию мобилизационнотехнической подготовки железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта; перестройка кадровой политики системы подготовки и воспитания офицеров службы военных сообщений с учетом современных требований.

Строительство службы ВОСО включает три этапа. На первом этапе строительства службы (1992) проведены основные организационные мероприятия по формированию службы военных сообщений ВС России (определено место службы военных сообщений в структуре Вооруженных Сил, разработана нормативно-правовая база строительства и функционирования службы). В ходе второго этапа (1993-1995 гг.) проводилась реорганизация службы и сокращение её численности с учётом решаемых войсками задач, разрабатывались предложения по повышению живучести путей сообщения и контроля за их выполнением. Третий этап строительства службы военных сообщений (после 1995 г.) обозначается как завершение строительства службы и её сокращение до установленной численности, расстановка учреждений военных сообщений для полного обеспечения транспортных потребностей объединений, соединений и частей по новым местам дислокации.

Структура органов военных сообщений на железнодорожном транспорте

  • Управление военных сообщений ДТО (ЗР)
Почтовый адрес: 119160, г. Москва, Большой кисельный переулок, д. 14
  • Служба военных сообщений округа (ЗО) - их четыре, по числу округов .
  • Территориальное управление военных сообщений на железнодорожном транспорте (З) - их семнадцать.
  • Комендатура военных сообщений ж. д. участка и станции (ЗКУ) - обычно, находится в здании бывшего отделения железной дороги.
  • Комендатура военных сообщений железнодорожной станции (ЗК)
  • Представительство военных сообщений (ЗН)

Структура органов военных сообщений на воздушном транспорте

  • Департамент транспортного обеспечения Минобороны России
  • Управление военных сообщений ДТО
  • Управление транспортного обеспечения (УТрО) - их четыре, по числу округов.
  • Службы военных сообщений округа (ЗО) - их четыре, по числу округов.
  • Управления военных сообщений на воздушных трассах (З возд) (с 1 декабря 2009 г. сокращены)
  • Комендатуры военный сообщений аэропортов (ЗКА) - Обычно, находится в здании аэропорта.

Структура органов военных сообщений на водном (морском, речном) транспорте

  • УВОСО на Западно-Сибирских речных бассейнах (Новосибирск , с 1 декабря 2006 г. расформировано)
  • УВОСО на Ленском речном бассейне (Якутск)
  • УВОСО на Амурском речном бассейне (Хабаровск , с 1 декабря 2009 г. расформировано)
  • Комендатуры военных сообщений водного участка и порта - соответственно на морском (ЗКУ мор)- и речном транспорте (ЗКУ вод)
  • Примечания

    ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000

    Служба военных сообщений России: проблемы функционирования и перспективы развития

    Генерал-лейтенант Г.Г. СОКОЛОВ

    ВУСЛОВИЯХ реформирования Вооруженных Сил РФ иперехода к немногочисленной, но высокомобильной армии, значительного пространственного размаха возможных боевых действий, существенного повышения их интенсивности, а значит, увеличения расхода материальных средств и потребности в их доставке войскам особую важность приобретают воинские перевозки.

    Служба военных сообщений, одна из старейших в Вооруженных Силах Российской Федерации, прошла большой исложный путь развития. Еще в «Уставе воинском» 1716 года, утвержденном Петром I, указывалось, что в полевом управлении русской армии доставка войск и воинских грузов, использование дорог в военных целях, их ремонт и содержание находятся в ведении особого учреждения, возглавляемого генерал-вагенмейстером. Пути сообщения, используемые в интересах войск, в сочетании со специальным армейским транспортом стали называться военными сообщениями.

    В настоящее время служба военных сообщений (ВОСО) решает специфические и важные для боевой готовности Вооруженных Сил задачи мирного и военного времени: обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль за подготовкой путей сообщения в их интересах.

    Контроль за подготовкой железных дорог, морских, речных и воздушных путей сообщения страны и их использование для воинских перевозок, организация и управление этими перевозками осуществляются Центральным управлением военных сообщений (ЦУП ВОСО) Министерства обороны РФ, в пределах военных округов и флотов - соответствующими службами военных сообщений, а на видах транспорта - линейными органами ВОСО, на которые возложена непосредственная организация воинских перевозок и контроль за их выполнением. Начальники линейных органов ВОСО являются представителями Министерства обороны при административных единицах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте и наделены полномочиями разрешать с военным командованием и органами транспорта в пределах своей деятельности все вопросы, связанные с воинскими перевозками. ЦУП ВОСО МО РФ полномочно разрешать с министерствами, ведомствами, главными штабами видов ВС, главными и центральными управлениями МО РФ все вопросы, касающиеся организации и выполнения воинских перевозок и подготовки видов транспорта в стране и на ТВД.

    В современных условиях успешному решению поставленных перед службой задач мешают отсталость материально-технической базы и продолжающееся ухудшение организации перевозочного процесса. Резко снизились поставки железнодорожного подвижного состава, воздушных, морских и речных судов. Зачастую они эксплуатируются сверх нормативных сроков, запасные части и другие виды материально-технических ресурсов поставляются не в полном объеме, сокращены капиталовложения в строительство и реконструкцию транспортных коммуникаций.

    Распад Советского Союза резко обострил проблемы морского транспорта России. Суда нам достались в основном малорентабельные, с низкими технико-эксплуатационными и экономическими показателями. С каждым годом флот продолжает катастрофически сокращаться, так как многие суда перешагнули предельный «возрастной ценз». Если сегодня не принять срочных мер к возрождению национального флота, способного защитить экономические и политические интересы страны, то уже через несколько лет Россия попадет в полную зависимость от иностранных судовладельцев и практически лишится морского транспорта. Нарушится нормальная жизнедеятельность в северных и восточных регионах РФ, а ВМФ потеряет возможность использовать средства морского транспорта гражданских владельцев в тех объемах, которые необходимы для выполнения перевозок в интересах безопасности страны. Несбалансированность между транспортной системой и потребностями Вооруженных Сил отрицательно влияет на укрепление боевой готовности войск (сил) и обороноспособность государства.

    Для выполнения поставленных задач ЦУП ВОСО МО РФ детально прорабатывает все заявки на воинские перевозки и производит расчет потребности в денежных средствах на транспортные расходы. Однако даже утвержденные ассигнования поступают не в полном объеме, к тому же неритмично. В течение последних трех лет финансирование осуществлялось в пределах 33-37% от заявляемой потребности, так что из года в год сохраняется задолженность перед транспортными предприятиями.

    В настоящее время сложилась критическая ситуация с реализацией прав военнослужащих на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения. Чтобы разрядить обстановку, ЦУП ВОСО МО РФ подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».

    Необходимо отметить, что с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям и новым формам собственности работа службы военных сообщений всех уровней управления усложнилась, а ее объемы увеличились. Если при плановом ведении хозяйства ЦУП ВОСО МО, решая вопросы воинских морских и речных перевозок, взаимодействовало с министерствами (морского флота СССР и речного флота РСФСР) и тридцатью пароходствами, то в настоящее время в ходе реформ на морском и речном транспорте сформировались тысячи акционерных и частных компаний, самостоятельно определяющих свою хозяйственную деятельность.

    Воздушный транспорт России переживает трудные времена. В условиях стихийного перехода к рыночной экономике некогда единая и мощная система «Аэрофлот» распалась на множество больших и малых авиапредприятий различных форм собственности. Выполняя воинские перевозки в кредит и не получая в последние годы за это от государства практически ни копейки, многие авиапредприятия от такой непосильной «благотворительности» были вынуждены отказаться. Руководство остальных авиапредприятий, идя навстречу военнослужащим и членам их семей и не теряя надежды на погашение государством накопившихся долгов, пока разрешает принимать воинские требования к оплате. Однако в ряде случаев авиабилеты оформляются при этом по повышенным тарифам.

    За последние годы в деятельности органов ВОСО появилось много новых функций и задач. Одна из них - организация межгосударственных воинских перевозок в пределах стран СНГ. В совершенно необычных для себя условиях работала служба ВОСО при разрешении региональных конфликтов. Для того чтобы воинские перевозки в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе выполнялись своевременно, был проведен комплекс организационных и технических мероприятий: совещания с руководством Министерства путей сообщения Российской Федерации с целью выработки решений на организацию этих перевозок; всесторонняя подготовка железнодорожных станций на Северо-Кавказской железной дороге для выгрузки войск и различных материальных средств; планирование перевозок; организация погрузки эшелонов с войсками и воинских транспортов с военной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материальными средствами; установление диспетчерского контроля за ходом погрузки, продвижения и выгрузки воинских эшелонов и транспортов.

    В кратчайшие сроки органами военных сообщений и железнодорожного транспорта было подготовлено и подано под погрузку 469 пассажирских вагонов, 135 вагонов-кухонь, 310 крытых вагонов под боеприпасы и имущество, свыше 6000 железнодорожных платформ. Воинские эшелоны и транспорты обеспечивались порожним подвижным составом полностью и своевременно. К месту назначения они доставлялись строго в сроки, установленные директивами начальника Генерального штаба. Перевозки вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств планировались и осуществлялись в срочном порядке. С руководством МПС РФ и железных дорог был решен вопрос об ускоренном пропуске воинских эшелонов и транспортов к местам назначения. Среднесуточная скорость продвижения воинских эшелонов составила 900-950 км в сутки, а отдельных воинских транспортов значительно превысила нормативную и достигла 600-800 км в сутки.

    Погрузка (выгрузка) войск осуществлялась на стационарных воинских и коммерческих погрузочно-выгрузочных местах. В отдельных случаях на станциях выгрузки широко использовались временные погрузочно-выгрузочные устройства и выгрузочные устройства промышленных предприятий.

    Так, например, установка на станции Кочубей Северо-Кавказской железной дороги пяти-секционной металлической аппарели, а также использование стационарных погрузочно-выгрузочных устройств, расположенных вблизи завода, позволили увеличить выгрузочную способность станции с одного до трех эшелонов в сутки и тем самым значительно сократить сроки создания группировки войск на западном направлении. В целях оперативной выгрузки прибывающих воинских эшелонов и транспортов в районах выгрузки были созданы оперативные группы и временные комендатуры военных сообщений. Перевозимые войска обеспечивались крепежным материалом за счет эксплуатационного запаса железных дорог, при необходимости принимались меры к его досылке. На всех маршрутах движения было организовано снабжение воинских эшелонов и транспортов продовольствием, топливом, свечами, заправка водой. В отдельных случаях, по заявкам начальников эшелонов, в пути следования была осуществлена помывка личного состава. Для обеспечения безопасности на Северо-Кавказской железной дороге был разработан и проведен целый комплекс мероприятий по защите, охране и обороне транспортных объектов, а также их оперативной маскировке. Все станции, мосты, другие искусственные сооружения на железнодорожных участках, примыкающих к территории Чеченской Республики, были взяты под усиленную охрану подразделениями внутренних войск и милиции. На наиболее опасных участках командование армейской авиации СКВО обеспечило авиационное сопровождение воинских поездов. Движение по участку Артензиан-Карлан-Юрт осуществлялось только в светлое время суток. Воинские поезда, не успевающие проследовать данный железнодорожный участок до наступления темноты, задерживались на подходе. Во избежание подрывов радиоуправляемых взрывных устройств на воинских поездах устанавливались генераторы помех, выделялись специальные саперные подразделения со средствами поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Кроме того, на двух основных направлениях воинских перевозок были задействованы сформированные из подразделений железнодорожных войск специальные передвижные железнодорожные комплексы, предназначенные для проверки целостности железнодорожного пути, а в случае обнаружения разрушения - его восстановления.

    Вместе с тем при выполнении массовых воинских перевозок для наращивания Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе службе ВОСО пришлось столкнуться с рядом проблем организационного характера. В частности, оказалось, что в военных округах не уделяют должного внимания обучению войск перевозкам, личный состав не имеет достаточных навыков в размещении и креплении военной техники на железнодорожном подвижном составе, в результате чего на погрузку воинских эшелонов уходило очень много времени, что отрицательно сказывалось на сроках наращивания группировки федеральных сил и выполнении ими поставленных боевых задач. Из-за того, что штабы перевозимых войск, довольствующих управлений и служб несвоевременно представляли органам военных сообщений заявки на перевозки, значительно усложнялась работа по их своевременному обеспечению подвижным составом. Часть заявок составлялась формально, указанные в них сведения не всегда соответствовали реальному составу перевозимых войск и окончательно уточнялись уже входе погрузки, что свидетельствует о низком качестве заблаговременных расчетов на перевозку войск. В некоторых случаях заявки на планирование снабженческих перевозок составлялись без учета реальных потребностей получателей, что приводило к большому скоплению невостребованных вагонов на станциях выгрузки.

    Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования службы военных сообщений является автоматизация процессов планирования и управления воинскими перевозками на железнодорожном, морском, речном и воздушном видах транспорта. Это касается всех звеньев управления: ЦУП ВОСО МО РФ, округов (флотов) и линейных органов военных сообщений. В настоящее время развернуты работы по созданию многоуровневой автоматизированной системы управления военными сообщениями (АСУ ВОСО) для повышения оперативности и скрытности управления военными

    сообщениями в мирное и военное время, при переходе с мирного на военное положение и в чрезвычайных ситуациях. Она предназначена для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи военно-транспортной, организационно-мобилизационной и финансово-экономической информации о состоянии транспортных коммуникаций, воинских перевозок, а также органов ВОСО и создается как совокупность взаимосвязанных комплексов средств автоматизации органов ВОСО, взаимодействующих с существующими и разрабатываемыми АСУ транспортных ведомств. К сожалению, на сегодня финансирование опытно-конструкторской работы по созданию АСУ ВОСО практически прекращено.

    Решение всех перечисленных выше проблем невозможно без дальнейшего совершенствования службы военных сообщений. На наш взгляд, главными направлениями реформирования ВОСО на современном этапе являются: приведение организационно-штатной структуры службы в соответствие с замыслом создания группировок войск (сил) и применения Вооруженных Сил, повышение ее технической оснащенности и профессиональной подготовки личного состава, поднятие престижа военной службы в органах военных сообщений.

    Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

    В будущей войне значительно возрастут темпы и размах операций, увеличатся потребности войск в материальных средствах, на путях сообщения могут возникнуть значительные разрушения и образоваться зоны заражения радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами.

    В связи с этим изменились и условия выполнения воинских перевозок, подготовки и использования путей сообщения в интересах обороны страны. Поэтому развитие сети и подготовка постоянных устройств и переменных средств транспорта к воинским перевозкам проводится заблаговременно с учетом возможного характера военных действий.

    Все это потребует от личного состава службы военных сообщений большого напряжения в работе, постоянного знания оперативной, тыловой и транспортной обстановки, умения в короткие сроки принимать необходимые решения, тесно взаимодействовать со всеми штабами, управлениями и отделами, участвующими в организации передвижения войск и обеспечения их материальными средствами.

    Перед службой военных сообщений в современной организации стоят сложные и ответственные задачи.

    Высокая боевая и мобилизационная готовность ВС РФ в современных условиях является важнейшим направлением деятельности всех звеньев руководства службой военных сообщений ВС РФ, основными задачами которых являются: планирование и управление воинскими перевозками, руководство подготовкой театра военных действий (ТВД) в транспортном отношении и использование видов транспорта в интересах Вооруженных Сил, как в мирное, так и в военное время.

    Главной задачей строительства службы военных сообщений является приведение ее организационно-штатной структуры в соответствие с реформированием транспорта, задачами создания группировок войск и применения Вооруженных Сил в операциях или вооруженных конфликтах.

    В основу замысла строительства службы военных сообщений положены принципы сохранения имеющегося боевого потенциала, преемственности ныне действующих и разработки более новых, прогрессивных форм и методов обеспечения войск в транспортном отношении с использованием АСУ.

    Организация Вооруженных Сил РФ и управление железнодорожными, водными и воздушными путями сообщения в мирное и военное время определяют структуру службы военных сообщений (рис.8).

    В соответствии с организационным построением и решаемыми задачами служба военных сообщений имеет центральные, окружные, флотские, линейные и полевые органы военных сообщений.

    К центральным органам военных сообщений относится Управление военных сообщений Департамента транспортного обеспечения МО РФ (Управление ВОСО ДТО МО РФ).

    В каждом военном округе, на флотах имеется служба военных сообщений , возглавляемая начальником службы (ЗО, ЗФлот соответственно). Начальник службы военных сообщений военного округа, флота, фронта, подчиняется заместителю командующего по тылу, а по вопросам организации воинских перевозок и подготовки транспорта к работе в военное время - начальнику Управления ВОСО ДТО МО РФ.


    Помимо окружных и флотских органов военных сообщений, служба военных сообщений имеет сеть линейных органов ВОСО и разворачивает полевые органы ВОСО (фронтовые):

    1. Территориальные управления военных сообщений на железнодорожном транспорте (Управление ВОСО). Возглавляет начальник военных сообщений территориального управления военных сообщений на железнодорожном транспорте (З).

    2. Комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции (ЗКУ).

    3. Комендатура военных сообщений железнодорожной станции (ЗК).

    4. Комендатура военных сообщений распорядительной станции (ЗКРП).

    5. Комендатура военных сообщений временного перегрузочного района (ЗКУВПР).

    6. Служба военных сообщений фронта (З фронт).

    7. Территориальные управления военных сообщений на воздушном транспорте (Звозд).

    8. Комендатура военных сообщений аэропорта (ЗКА).

    9. Управление военных сообщений на морском и речном бассейне (Змор, Звод).

    10. Комендатура военных сообщений водного участка и порта (ЗКУ мор, ЗКУ вод).

    11. Комендатура военных сообщений запасного морского перегрузочного района (ЗКУзмпр).

    12. Представительства военных сообщений на ж.д. станциях и при аэропортах (ЗН).

    В военное время, кроме того, развертываются номерные управления ВОСО и номерные комендатуры ВОСО.

    Существующая структура службы военных сообщений, ее количественный и качественный состав позволяют выполнять задачи по перевозке войск большим темпом и материальных средств в больших объемах. Система управления воинскими перевозками, организационно-штатная структура службы показали свою жизнеспособность, надежность и устойчивость в любых условиях обстановки.

    В связи с этим важное значение приобретает работа органов военных сообщений МОРФ. Их повседневная практическая деятельность должна быть направлена на своевременное выполнение задач по транспортному обеспечению войск, как в мирное, так и в военное время.

    Управления ВОСО и комендатура ВОСО являются полномочными представителями Министерства обороны на видах транспорта (на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте), органом военного управления, предназначенными для организации воинских перевозок на видах транспорта в пределах территориальной границы ответственности.

    Организационная структура и штатный состав управлений ВОСО на морских (речных) бассейнах зависит от задач и объема работ, возлагаемых на них.

    Они бывают 1, 2, 3-го разряда, которые, в свою очередь, имеют структурную индексацию, зависящую от установленных штатов. В управления ВОСО на бассейнах определенного индекса включены люди, техника, личное оружие, средства связи. Например, с 2011 года состав УВОСО на морском бассейне 2-го разряда определен штатом - 47/422. Согласно этому штату УВОСО на бассейнах могут быть развернуты в мирное время по двум индексам (51, 52), в военное время – по двум индексам (01-02).


    Рис. 8. Организационная структура органов ВОСО ВС РФ


    Согласно этому штату Управления ВОСО на бассейнах имеют следующий состав:

    Командование (начальник военных сообщений на бассейне, заместитель начальника – 2 офицера);

    Отделение воинских морских и речных перевозок (начальник отделения – 1 офицер, инженер (сменный) – 5 человек гражданского персонала);

    Техническое отделение (начальник отделения – 1 офицер, ведущий инженер – 2 человека гражданского персонала, инженер – 3 человека гражданского персонала;

    Отделение (отдел) проверки и акцепта счетов за воинские перевозки (начальник отделения – 1 человек гражданского персонала, ведущий экономист – 1 человек гражданского персонала, экономист – 1 человек гражданского персонала);

    Секретная часть (два человека гражданского персонала);

    Автомобиль легковой (один человек гражданского персонала).

    Всего 4 офицера и 16 человек гражданского персонала.

    Начальники ВОСО на морских (речных) бассейнах непосредственно подчинены начальникам служб ВОСО флотов (военных округов), а по специальным вопросам - начальнику Управления ВОСО ДТО МО РФ.

    Начальникам ВОСО на морских (речных) бассейнах непосредственно подчинены военные коменданты водных участков и портов.

    Представительства военных сообщений на железнодорожных станциях, в аэропортах имеют по штатам только гражданский персонал.

    К основным задачам службы военных сообщений в целом относится:

    Изучение сети железных дорог, морских, речных и воздушных путей сообщения и определение возможностей их использования для воинских перевозок в тылу страны и на театрах военных действий;

    Разработка мероприятий по развитию и подготовке железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта в интересах обороны страны и контроль за их выполнением;

    Организация воинских перевозок и управление ими на этих видах транспорта в мирное время;

    Обеспечение взаимодействия военного командования с транспортными организациями соответствующих министерств;

    Разработка требований по подготовке и использованию транспорта в военных целях, осуществление контроля за их выполнением;

    Обучение войск перевозкам различными видами транспорта;

    Проверка правильности использования воинских перевозочных документов и денежных средств, выделенных воинским частям на транспортные расходы.

    Для успешного выполнения широкого комплекса задач, стоящих перед службой военных сообщений, требуется постоянное и самое тесное взаимодействие ее с органами транспорта, штабами войск, тыловыми соединениями, частями и учреждениями ВС РФ.

    Чтобы правильно оценить возможности транспорта, грамотно осуществлять его заблаговременную подготовку к непрерывной работе в условиях ракетно-ядерной войны, организовать устойчивое управление воинскими перевозками и взаимодействие по этим вопросам с командованием и транспортными ведомствами, а также решать возложенные задачи офицерам военных сообщений всегда необходимо быть на уровне последних достижений, российской военной и транспортной науки и техники, изучать особенности театров военных действий, разбираться в вопросах оперативного искусства и тылового обеспечения войск.

    Подготовка специалистов военных сообщений с высшим образованием осуществляется на кафедре военных сообщений Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В. Хрулева (ВАТТ) и в Военно-транспортном институте ЖДВ и ВОСО (г. Санкт-Петербург).

    Кроме того, комплектование линейных органов ВОСО офицерами может осуществляться за счет призыва на военную службу по контракту офицеров запаса, прошедших обучение по программе военной подготовки на факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального по ВУС 260100.

    В сложившейся ситуации важнейшей задачей Управление ВОСО ДТО МО РФ, окружных и линейных органов в настоящее время представляется выработка и проведение в жизнь единой межгосударственной военно-транспортной политики, имея ввиду единую концепцию по подготовке видов транспорта, её финансированию и комплексному использованию транспортной системы для воинских перевозок в интересах ВС РФ.

    Переход экономики на рыночные отношения, осуществление коммерческой деятельности в ВС РФ диктует необходимость разработки нормативных документов по эффективному использованию транспортного рынка, рациональному использованию денежных и транспортных средств при выполнении воинских перевозок.